kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа саморазвития личности, готовой к самосовершенствованию.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа саморазвития личности, готовой к самосовершенствованию, написана для работы воспитателям, как педагогическое руководство.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа саморазвития личности, готовой к самосовершенствованию.»



Программа

саморазвития личности, готовой к самосовершенствованию



Программа является организационной основой деятельности школы –интерната. Саморазвитие личности – целенаправленное и системное обучение воспитанников основам самосовершенствования личности, т. е. направленность на самовоспитание и самосовершенствование. Настоящая программа определяет концепцию развития воспитательной системы школы, основанную на повышении воспитательного потенциала образовательного процесса, гарантирующую воспитательный процесс, ориентированный на ценности демократического общества, общечеловеческие, нравственные приоритеты, гармоничное развитие личности ребенка.

По закону РФ «Об образовании» содержание образования должно быть ориентировано на «обеспечение самоопределения личности, создании условий для ее самореализации»; формирование человека и гражданина, подготовленного к вступлению в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества. Эти задачи обеспечиваются организацией педагогических условий, воздействий, но одновременно в психике ребенка идут внутренние процессы саморазвития: самопознания, самовоспитания, самоопределения, самоутверждения, самоактуализации. Интернат специфичен коллективом детей. В нем живут ребята, собранные из разных мест, школ, словом из разных коллективов.В интернате сильнее, чем где – либо, ребята ощущают себя членами детской организации. А.С. Макаренко говорил о том, что воспитание ребят идет в каждом квадратном метре места их жизнедеятельности. Надо пристально осматривать эти «квадратные метры»,т.к. и здание и территория вокруг, есть социальное пространство воспитания. Значит, здесь важно все. В воспитании нет мелочей.

Хороший воспитатель – это открытый, искренний, откровенный человек, лишенный фальши, затаенности, скрытности, подозрительности, мнительности, т.е. всего того, что иногда представляется как сложность и значимость личности и мешает взаимодействию с детьми. Способность понимать состояние души ребенка, воодушевлять ребенка, быть общительным, увеличивается интенсивностью контактов в интернате.

Быть педагогом – значит самому быть очень убежденным человеком, не столько проповедовать, сколько исповедовать свою педагогическую веру, личным примером убеждать и воспитывать, ребята выступают не против того,что мы их воспитываем, а против того, что назидательно опекаем и подхлестываем. В интернате попадаются ребята, которые очень скучают по дому. Публичное одиночество – не редкость в детском коллективе. С такими ребятами частенько никто не хочет дружить, и они ощущают свою ненужность особенно болезненно. Таких надо держать ближе к себе, нагружать простыми поручениями, давать небольшие роли в проводимых делах. Главное в работе с ребятами не мероприятия, а отношения. При интенсивных контактах в интернате, ребята особенно не терпят вечных одергиваний, вечного «нельзя». Конечно, и ходить пожеланиютоже не выход. Необходимо отказаться от принуждения, от побуждения – нет.
Вусловиях перехода к постиндустриальному, информационному обществу все более востребована творческая саморазвивающаяся личность

. Школьный возраст наиболее восприимчив для эмоционально - ценностного, духовно – нравственного развития, гражданского воспитания, недостаток которого трудно восполнить в последующие годы. Именно в этот период происходит формирование социальных потребностей и способностей, осуществление жизненных выборов ( деятельности, профессии, партнеров,, ценностей и т.п.), открытие своего внутреннего мира.

Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. Процесс образования понимается нетолько как процесс усвоения знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося,но и как процесс развития личности, принятия духовно – нравственных, социальных, семейных и других ценностей.

На сегодняшний день в воспитании обозначен целый ряд проблем:

- слабо выражена мотивация на творческое саморазвитие, самоуправления, самообразование, самостоятельность в решении учебных задач;

- результаты диагностики уровня воспитанности свидетельствуют о том, что у подростков недостаточно сформирована гражданская позиция, в системе ценностных ориентаций, материальные ценности преобладают над духовными, что во многом зависитот средств массовой информации, пропагандирующих праздный образ жизни,насилие,наркоманию, секс;

- невысокий уровень коммуникативной культуры.


Нормативная база:

1.Закон РФ «Об образовании».

2.Конвенция ООН о правах ребенка.

3.Письмо Минобразования России «О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в общеобразовательном учреждении» от 02.04.2002г.№ 13 – 51 – 28/13

4. Устав ГБОУ КК ШИСП

Главная идея программы.

В настоящее время назрела потребность качественной подготовки выпускников школы к самостоятельной жизни, соответствующей современным требованиям. Чтобы выпускник смог реализовать себя в сложившихся на сегодняшний день условиях конкуренции он должен непрерывно работать над собой, иметь ярко выраженную мотивацию на самообразование и саморазвитие.

Воспитатель должен сформировать в каждом воспитаннике потребность к саморазвитию, постоянному совершенствованию. Безусловно, чтоб реализовать эту идею необходимо двигаться от самосовершенствующегося воспитателя к творчески саморазвивающейся личности ученика. Воспитывая детей, необходимо видеть себя, быть требовательным к себе. Уметь относиться к себе критически. Необходимо повышать профессиональные знания в области психологии. Надо много работать над собой, чтобы ребенок тебе верил, чтобы он чувствовал, что ты заинтересован в нем. Процесс воспитания, особенно старшеклассника, направлен на побуждение его к саморазвитию, особенно самовоспитанию.

Повлиять на поведение человека, заставить его сменить стереотип на то или иное действие очень сложно. Цель самовоспитания – добиться для себя максимальной успешности при минимальных затратах. Привить ребятам свою систему ценностей сложно, так ка мир меняется быстрее нас, и возрастные зазоры между «воспитателем и воспитуемым» все время увеличиваются.Но если удается вызвать в учащихся не просто хорошее отношение, но иуважение к тебе как человеку, как личности, то можно рассчитывать, что право влиять на другого ты заслужил и твои советы могутзаставить человека задуматься об изменении себя, т.. побудить к самовоспитанию. Чтобы воспитывать детей и помогать им воспитывать себя, надо их просто любить. Реализуя воспитательную работу с учащимися, необходимо помнить, что «главная задача воспитания есть побуждение учащихся к самовоспитанию»(Сухомлинский В.)

Актуальность программы определяется остротой социальных и педагогических проблем современного российского общества, порожденных как кардинальными переменами, произошедшими внутри нашей страны(переоценка ценностей, разрушение традиционных форм работы с учащимися, отмирание старых социальных институтов, структурные изменения во всех подсистемах общества), так и теми изменениями, которые произошли в мире в целом. В настоящих условиях необходимо строительство воспитательной системы школы, с одной стороны возрождая положительный опыт деятельности советской школы, с другой переоценивая этот опыт с современных позиций, обогащая его достижениями в области воспитания зарубежной школы и отечественных педагогов – новаторов.

Основополагающие понятия программы.

Под творческим саморазвитием личности мы понимаем деятельность ученика, способствующую его позитивному личностному росту, основанному на процессах «самости»: самопознания, самоопределения, самоуправления, самовоспитания, самореализации, самосовершенствования.

Побудить человека к саморазвитию можно только при близком душевном контакте, С наиболее проблемными ребятами этот контакт возникает нечасто. Помогать надо не столько беседой, сколько действием. Толчком к саморазвитию могут быть не специально организованные мероприятия, а общение с людьми, мнение которых ты ценишь.

Самовоспитание – сложное слово. Воспитание это сознательное действие на кого- либо целью привить ему определенные качества. Воспитывают все: родители, воспитатели, учителя, друзья и все окружающее. Казалось бы, что человек есть то, что из него сделали воспитание, воспитатели. Это не так. Ребята, а тем более старшеклассники не всегда следуют всему тому, что им советую старшие, решают возникшие проблемы по – своему, не слушая ничьих советов. А главное, что любые рекомендации могут быть реализованы в том случае, если человек сам этого хочет, сам принимает решение, сам будет чего – либо добиваться. Самый важный результат воспитания – это побуждение человека к саморазвитию.

Социальный заказ общества школе диктует необходимость переосмысления целей и задач воспитательной деятельности, поиску инновационных форм работы, отвечающих запросам времени.

Цель программы:

- развитие социально активной личности, способной к адаптации в обществе;

- содействовать формированию у школьников умений анализа , самоанализа и коллективного анализа;

-обратить внимание педагогов на проблему педагогического руководства самовоспитанием, раскрыть ее значимость;

- содействовать развитию творческих способностей учащихся, гражданской ответственности, правового самосознания, инициативности, самостоятельности.

Задачи программы:

  1. Выход воспитательной деятельности школы на новый, более качественный уровень развития, ориентированный на творческое саморазвитие воспитателя и воспитанника.

  2. Обеспечение психолого – педагогических условий для разностороннего развития личности, стимулирующих потребность в творческом саморазвитии воспитателя и воспитанника.

  3. Использование новых воспитательных технологий, направленных на саморазвитие и самовоспитание личности.

  4. Обеспечить педагогов определенными знаниями и формами работы по проблеме.

Основные принципы реализации программы

Принцип гуманизации направлен на «очеловечивание» образования через реализацию личностного подхода к организации воспитательного процесса. Без опоры на гуманизм невозможно воспитать духовно – нравственную, свободную личность.. Самоценен лишь ребенок, остальное средство его развития как личности. Очень важна свобода – деятельность по интересам и на выбор. Труд души – взаимопонимание, сопереживание, способность ставить себя на место другого;

Принцип диалогичности (сотрудничество, сотворчество воспитателей и воспитанников). Данный принцип опирается на тот факт, что человек по своей сущности диалогичен, он может проявить себя и может быть понят только через диалог. «Истина есть духовное завоевание. Истина познается в свободе и через свободу», - писал философ Н.Бердяев. Методика коллективной творческой деятельности, опирается только на расширение, утверждение и уважение свобод человека.свободной Человек вне свободы «винтик», каторжанин. В противовес педагогическому воздействию – главному механизму официальной педагогики(убеждение, принуждение, приучение, требование, наказание, поощрение) эта методика предлагает одушевление взаимоотношений детей и наставников. Одушевление есть воодушевление на содружество, взаимодействие. Одушевлению противопоказано насилие над личностью ребенка. Сотрудничество – добровольно выбранная дорога к истинной целивоспитания. Отношения сотрудничества – это совместный труд детей и взрослых. И только в совместном творчестве равных партеров, которыеслышат друг друга, возможен процесс взаимообогащающего влияния, обеспечивающего эффективность воспитания;

Принцип социального взаимодействия. Социализация личности

предусматривает расширение сферы общения воспитанников, формирование навыков социальной адаптации;

Принцип успешности. Для ребенка важен не только психолого – педагогический климат образовательного учреждения, но и собственные успехи в деятельности. Вера в себя основана на самоуважении, еслиставить сложные, но в тоже время посильные задачи, то, добившись успеха, ученик чувствует себя более компетентным. Его самоуважение укрепляется. Принцип – «успех –повышает самооценку». Достижения поддерживают положительную самооценку в том случае, если она поддерживается также и оценками окружающих. Важна значимость осознанного самоконтроля, которому мы должны учить ребят. Важна более прогрессивная установка для самовоспитания: поверить, что усилия, хорошие учебные навыки и самодисциплина могут изменить положение.

Успех не только помогает раскрытию потенциала, но и открывает новые возможности саморазвитии личности;

Принцип творческого саморазвития личности воспитанника

предполагает включение в воспитательный процесс программ по самопознанию, самоопределению, самоуправлению, творческой самореализации и самосовершенствованию личности, развитию творческих способностей. Совместный труд – это труд физический – созидание вещей, материальных ценностей, самообслуживание. Труд организаторский как коллективная организаторская работа – коллективное планирование, коллективная организация дел, коллективные анализы и оценки, самоуправление, соуправление и управление. Творчество совместного труда как организация и проведение совместных дел, ситуаций коллективного общения не по шаблону, не по заданному сценарию, а с выдумкой, импровизацией. «Все делай творчески – иначе зачем?». Творчество не есть абсолютная новизна или создание чего – то уникального. Скорее, это отступление от типового, единообразного. Это новое в старом опыте, старое в новом деле это субъективное творчество – изобретение и открытие, сделанное впервые одним ребенком или коллективом ребят. Это позволит выпускнику образовательного учреждения успешно адаптироваться в постоянно меняющихся условиях социума;



Принцип педагогической поддержки индивидуальности.

Поддержка основана субъект – субъектных отношениях воспитателя и воспитанника, на признании воспитателем индивидуальности учащегося, его свободной воли в выборе путей и средств самоопределения. Педагогическая поддержка рассматривается как процесс совместного воспитанникомопределения его собственных интересов, стремлений, возможностей и, в тоже время, как помощь ему в овладении навыками самоанализа, самопознания, самоопределения и самосовершенствования.

Принцип природосообразности, экологизации основывается на научном понимании естественных и социальных процессов, на формировании экологического сознания школьников в процессе образования, воспитания;

Принцип компетентностного подхода в воспитании предполагает, что человек проявляет себя и развивается в различных видах деятельности. .В процессе познавательной, творческой, коммуникативной деятельности воспитанник овладевает определенными компетенциями. Этот подход становится приоритетным в системе модернизации образования.

Ключевые компетентности основываются на свойствах личности и проявляются в определенных способах поведения, которые опираются на психологические функции человека.

Ключевые компетентности:

- автономизационная – способность личности к самостроительству, творческому саморазвитию;

- нравственная – готовность, способность и потребность жить по общечеловеческим нравственным законам;

- коммуникативная – умение вступать в коммуникацию с целью быть понятым, владение навыкам общения;

- информационная – владение информационными технологиями, умение работать со всеми видами информации;

- социальная –умение жить и работать вместе с другими людьми, в команде;

- продуктивная – умение работать, умение принимать решения и нести ответственность за них.

Для перехода на уровень саморазвития, автономизационная компетентность является приоритетной.. Ее содержание предполагает:

- наличие потребности в самоуважении и самореализации;

- способность к самообразованию, самостоятельному поиску решения задач;

- владение навыками самодиагностики;

- умение планировать свою деятельность, ставить цели, находить пути достижения поставленных целей;

- способность к профессиональному самоопределению;

- умение контролировать свои эмоции, способность ксаморегуляции поведения;

- способность к самосовершенствованию, самоопределениюценностных ориентаций;

- наличие самоустановки на здоровый образ жизни;

- способность к адекватной самооценки.

Основными направлениями работы являются:

- диагностика и мониторинг;

- разработка методических рекомендаций для воспитателей по творческому саморазвитию и самовоспитанию личности;

- апробация и внедрение технологий творческого саморазвития и самовоспитания личности;

- проведение семинаров, дискуссий по вопросам воспитания творчески саморазвивающейся личности.

Саморазвитие вызывает необходимость самосовершенствования. Оно не проходит самопроизвольно. Оно начинается с осмысления себя и своего места в окружающем мире, отношения к миру и ценностям, принятым в нем, нахождения расхождений между этими ценностями и присущими личности свойствами и качествами. Самосовершенствование (или работа над собой) – необходимое условие развития человека. Механизмами осуществления самосовершенствования выступаю внутренние(естественно – природные потребности, влечения, желания и т.д.) и внешние(социальные – стремление к счастью, постижению истины, свободе и т.д.) стимулы.

Ожидаемый результат:

- обновление содержания и технологий обучения;

- создание возможностей для самореализации воспитателей и воспитанников;

- работа коллектива в режиме развития;

- овладение разнообразными формами и методами работы, практическими умениями, организаторскими способностями;

-формирование чувства психологического комфорта;

- улучшение физического, духовного, нравственного состояния здоровья;

- положительная динамика развития межличностных отношений;
- динамика степени школьной адаптации;

-динамика степени удовлетворенности школой – интернатом.

План мероприятий по реализации программы саморазвития личности готовой к самосовершенствованию

Направление деятельности

Содержание

деятельности

Сроки

исполн.

Ожидаемые

результаты

Саморазвитие воспитателя


Цель: осознанный переход воспитателя работать в новых условиях, совершенствование педагогического мастерства,

поиск новых подходов в воспитании и саморазвитии

личности ребенка, участие в инновационной деятельности, творческая самореализация воспитателя

1.Диагностика готовности воспитателя к воспитательной деятельности в новых условиях.

2.Разработка и проведение обучающих семинаров по методологии воспитания конкурентоспособной личности.

3.Участие воспитателей в творческих конкурсах.

4.Создать творческую группу воспитателей, готовых участвовать в разработке инновационных проектов, программ и т.д.

5.Разработать систему поощрений, стимулирующих

творческую деятельность воспитателя.

5.Организация обмена опытом работы воспитателей в рамках

программы, дискуссий.

2015 – 2016г.












Повышение уровня профессиональной и

личностной культуры воспитателя, освоение

новых технологий,

методологии воспитания творчески

саморазвивающейся

личности, выраженная мотивация на саморазвитие, самосовершенствование, творческую самореализацию.

Владение ИКТ.

Переход на субъект –

субъективных

взаимоотношений с

воспитанниками на основе гуманистических

принципов воспитания.


Психолого–педагогическая

поддержка индивидуальности


Цель: создание «поля успеха» в реализации личностного потенциала

воспитанников, стимулирование развития процессов «самости».

1.Проведение психологических тренингов

и семинаров:

- определение самооценки;

- создание Я – концепции

творческого саморазвития.

2.Использование педагогической диагностики

в построении индивидуальной траектории

развития личности:

-изучение интересов воспитанников;

- изучение направленности личности;

- определение способности к лидерству;

- выявление жизненных смыслов и ценностей.

3.Использование в работе

воспитателей тематических

воспитательских часов по стимулированию «самости» с учетом возрастных особенностей воспитанников.

4.Стимулирование творческих достижений воспитанников.



В школе – интернате и в классах создана атмосфера комфортности, условия для проявления и раскрытия индивидуальности личности, отмечается

личностный рост воспитанников.

Саморазвитие ценностных ориентиров личности


Цель :нравственное

Самосовершенствование воспитанников через осознание и принятие

общечеловеческих ценностей.

1.Диагностика уровня

Воспитанности учащихся.

2.Разработка на основе диагностики тематики личностно – ориентированных воспитательских часов с использованием метода дискурсии (размышления о жизни).

3.Проведение социологического опроса старшеклассников по выявлению жизненных ценностей.

4. Выставка работ на тему: «Одна – единственная жизнь»(сочинения – размышления о смысле жизни)


Повышение уровня воспитанности, улучшение микроклимата в классах и в школе – интернате.

Развитие лидерских качеств

через школу самоуправления.


Цель:совершенствование форм ученического самоуправления, создание условий для творческой

самореализации

воспитанников, проявления инициативы, развития

организаторских способностей.

1.Разработка проекта школьного ученического

самоуправления на основе

современных подходов к организации жизнедеятельности школы- интерната.

2.Организация школьных конкурсов:

- Ученик года;

- Лучшая команда.

3. Внедрение в практику работы школьного элективного курса: «Творческое саморазвитие

конкурентоспособности

старшеклассников».



Повышение уровня активности и творческой инициативы воспитанников.







Заключение

Проблема организации воспитательной работы решается таким образом, чтобы пробудить у воспитанников стремление стать лучше. Она волнует многих, но далеко не все получается так, как – бы хотелось. Сегодня учат чему угодно, но не

- умению находить взаимопонимание с окружающими людьми;

- умению отстаивать свою позицию и решения;

- умению сохранять позитивный настрой, чтобы не случилось;

- умению справляться со стрессами и депрессией;

-умению не расстраиваться из - занеудач, а наоборот, извлекать из них полезный опыт;

-умению быть готовым ко всему, разрешать конфликты;

- постоянно заниматься саморазвитием.

Можно сколько угодно побуждать ребят к самовоспитанию, самосовершенствованию, но если не вооружить их определенными знаниями и умениями – ничего не получится. Сделать же это на словах одноразово невозможно. Необходимо убедить воспитанников в том, что если он хочет сделать из себя Человекас большой буквы, знающего и умеющего, честного и доброго, самостоятельно способного добиваться своих целей, надо настойчиво и терпеливо работать над собой. Необходимо приучать ребят к мысли, что нельзя ждать успехов сразу, не надо обольщать себя разовыми достижениями, не стоит хвастаться одним хорошим поступком. Есть ребята, которые возлагают вину за свои плохие поступки на вещи, не зависящие от их контроля: плохих воспитателей, неудачных распоряжений,

требований и т.д., а себя считают жертвами.

Саморазвитие, самовоспитание, самосовершенствование – это великий и долгий труд души, на который уходит иногда вся жизнь.

Из выше сказанного, можно выделить две главные мысли:

1.Главной целью воспитания должно быть воспитание, побуждающее к самовоспитанию.

2.Чтобы заниматься проблемой педагогического руководства самовоспитанием ребят, воспитатель сам должен быть личностью, стремиться быть для ребят примером для подражания. Только личные

отношения с воспитанниками позволяют воспитателю воспитывать подростка, только в случае доверия и уважения к воспитателю школьник будет реагировать на индивидуальный подход, на разговоры на воспитательских часах, на совет при всех. Если же воспитатель, даже идеальный и организованный, не имеет любви к тем, кто с ним общается, воспитывать он никого не сможет.

П Р И Л О Ж Е Н И Е

Саморазвитие должно быть сознательным и осознанным

1- й шаг – Готов ли я к переменам

2- й шаг – почему я хочу развиваться

3- й шаг – Чего я хочу в жизни

4 – шаг – Составление плана развития

5 – шаг - познай себя(самоанализ)

В результате повышается уровень самосознания и у подростков возникает потребность в самосовершенствовании и самовоспитании.

1 – й этап –диагностика, самооценка ---- осознание собственного несовершенства

диагностика







анкетирование тестирование наблюдения беседы

Саморазвитие и самосовершенствование – процессы, неразрывно связанные с идеей адекватной оценки себя, признанием собственных слабых и сильных сторон и готовностью изменить себя с помощью различных методик, превратить в кого – то нового, лучшего.

самосовершенствование



физическое саморазвитие интеллектуальное духовное саморазвитие



формы самосовершенствования



приспособление подражание самовоспитание

самовоспитание является высшей формой самосовершенствования

С повышением уровня самосознания у подростков возникает потребность в самосовершенствовании и самовоспитании. Процесс самовоспитания наиболее активно протекает в подростковом и старшем возрасте. Основную роль в организации самовоспитания играет педагогическое воспитание в школе. Стремление к самосовершенствованию через тернии лени, приводят к высоким творческим результатам.

Цель самовоспитания исходит из мотивов, побуждающих к работе над собой и желаний, стремлений человека. Без цели не может быть начато ни одно дело, том числе и самовоспитание. Главное – ставить задачи по силам. Иначе, неосуществимые, нереальные надежды могут привести к обратному эффекту.

Виды самовоспитания



Интеллектуальное Этическое физическое психологическое

Основные факторы, побуждающие личность заняться самовоспитанием:

- желания признания себя как личности;

- примеры окружающих;

- оценка окружающих;

- правильно организованный процесс воспитания.

Самовоспитание предполагает использование таких приемов:

- самообязательство;

- самоотчет;

- осмысление своей собственной деятельности и поведения;

- самоконтроль.

Самопознание – изучение личностью собственных физических и психических особенностей. Оно позволяет посмотреть на себя со стороны, оценить свои качества, действия мысли. Самопознание должно происходить в спокойной благоприятной атмосфере, т.к. в противном случае может привести к неадекватной оценке(завышенной или заниженной).От самооценки зависит самовоспитание и направление практических действий.

Методы самовоспитания:

Самоубеждение – метод, основанный на самооценке .Выявив в себе нехорошее, человек обычно мысленно убеждает себя в искоренении этого недостатка. Наиболее действенным является проговаривание вслух того, что необходимо сделать по устранению недостатка.

Самовнушения - так же использует проговаривание вслух, но уже не своих недостатков, а только цели.

Самообязательство- заключается в проговаривании человеком обязательств, которые он дает себе сам.

Самокритика –рождает внутреннее противоречие в сознании человека, которое побуждает к работе над собой, личностных качеств.

Эмпатия– мысленный перенос себя на место другого человека. Эффективен в воспитании у себя способности сочувствовать, сопереживать, стремиться оказать помощь и т.д.

Самопринуждение и самоприказ– применяется при воспитании воли. Нужно дать себе мысленный приказ сделать необходимое .Приказ должен быть уверенным, твердым, резким, не терпящим возражений.

Самонаказание –основан на самоконтроле за соблюдение намеченных правил.

Этапы в процессе руководства самовоспитанием:

1 – й этап – побуждение у учащихся стремления стать лучше, развить в себе положительные качества личности, избавиться от отрицательных качеств.

2 – й этап – оказание помощи ученикам в оценке самих себя, в анализе своей жизни, познание своих положительных качеств и недостатков(при условии, что у воспитанников есть желание стать лучше).

3 - й этап – оказание помощи в разработке программы самовоспитания(при условии, что поставлена цель и воспитанник знает, что надо воспитывать в себе и от чего избавиться).

4 – й этап – вооружение воспитанников методиками и примерами самовоспитания с организацией упражнений, деятельности по выработке необходимых черт характера, качеств личности.

5 – й этап – самоконтроль.

Сколько творчески одаренных людей мы знаем, а сколько не знаем,

которые в силу своей лени, или дурных привычек губят свои творческие способности. Людей, которые свои низменные потребности ставят выше творческих, которые не видят и не хотят видеть, что своим образом жизни, или ленью они губят в себе гения, поэта, писателя, художника, физика, доктора. Подумав над всем этим, невооруженным взглядом видно

какую огромную роль в развитии творческих способностей играет самовоспитание.



Педагогическое руководство самовоспитанием учащихся

школы - интерната

В понятии «самовоспитания» педагогика описывает внутренний духовный мир человека, его способность самостоятельно развиваться. Внешние факторы воспитания – лишь условия, средства их пробуждения, приведения в действие .Вот почему философы, педагоги, психологи утверждают, что именно в душе человека заложены движущиеся силы его развития.

Пути самопознания:

1.Судите о себе по делам. Успех в работе – это показатель ваших достоинств, неудачи характеризуют ваши слабости и недостатки.

2.Сравнивайте себя с другими, но не с теми, кто хуже, а с теми, кто лучше.

3.Прислушайтесь к критике в свой адрес:

  • если критикует один – задумайтесь,

  • если два – проанализируйте свое поведение,

  • если три – переделывайте себя.

4.Сравнивайте свое мнение с мнением о вас со стороны. Относитесь к себе требовательнее, чем к другим. Враг ваших недостатков – ваш друг.

А.И. Кочетов в книге «Организация самовоспитания школьников» предлагает правила, способствующие самовоспитанию:

Пять «надо»:

1.Всегда помогать родителям.

2.Выполнять требования взрослых, учиться добросовестно.

3.Быть честным.

4.Подчинять личные интересы коллективным.

5.Всегда и всюду проявлять добросовестность.

Пять «можно»:

  1. Веселиться и играть, когда работа сделана на «отлично».

2.Забывать обиды, но помнить, кого и за что ты обидел сам.

3.Неунывать при неудачах; если упорен, все равно получится!

4.Учиться у других, если они лучше тебя трудятся.

5.Спрашивать, если не знаешь, просит помочь, если не справляешься сам.

Это нужно тебе самому!

  1. Быть честным! Сила человека в правде, слабость его –ложь.

  2. Быть трудолюбивым! Не бояться неудач в новом деле .Кто упорен, тот из неудач создаст успех, из поражений выкует победу.

  3. Быть чутким и заботливым. Помни, к тебе будут хорошо относиться, если ты к другим хорошо относишься.

  4. Быть здоровым и чистоплотным! Занимайся утренней гимнастикой, закаляйся, мойся до пояса холодной водой, следи за чистотой рук, час в день выделяй на прогулки и еще час отдай труду или спорту.

  5. Быть внимательным, тренировать внимание! Хорошее внимание оберегает от ошибок в учении и неудач в игре, труде, спорте.



Этого делать нельзя!

1.Учиться без старания, лениво и безответственно.

2.Грубить и драться со сверстниками, обижать младших.

3.Терпеть у себя недостатки, иначе они тебя самого уничтожат. Будь сильней своих слабостей.

4.Проходить мимо, когда рядом обижают малыша, издеваются над товарищем, нагло лгут в глаза честным людям.

5.Критиковать других, если сам страдаешь подобным же недостатком.

Пять «хорошо»:

1.Уметь владеть собой(не теряться, не трусить не выходить из себя по пустякам).

2.Планировать каждый свой день.

3.Оценивать свои поступки.

4.Сначала думать, а потом делать.

5.Браться сначала за самые трудные дела.

Правила вводятся постепенно.

Как работать над собой.

1 – й этап. Определи общественную цель и смысл своей жизни.

Мой нравственный идеал.

1.Девиз жизни.

2.Конечная цель моих стремлений и деятельности.

3. Что люблю в людях и что ненавижу.

4.Духовные ценности.

2 – й этап .Познай самого себя.

Какой я есть.

1.Мои достоинства.

2.Мои недостатки.

3.Мои интересы и увлечения.

4.Цель моей жизни.

5.Отношение к учебе.

6.Отношение к труду.

7.Отношение к людям.

Объективная самооценка.

3 –й этап. Определи программу самовоспитания.

Каким я должен стать.

  1. Требование ко мне родителей и взрослых.

  2. Требования ко мне товарищей, коллектива.

  3. Требования к себе с позиции идеала и объективной самооценки.

4 – й этап. Создать свой образ жизни.

Режим.

  1. Распорядок дня.

  2. Бережное отношение ко времени.

  3. Гигиена труда и отдыха.

  4. Правила жизни.

5 –й этап. Тренируй себя, вырабатывай необходимые качества, знания, умения и навыки.

Тренировки, упражнения.

1.Самообязательсва.

2. Задания самому себе на день, неделю, месяц.

3.Самоубеждение.

4.Самопринуждение.

5.Самообладание.

6.Самоприказ.

6 – й этап. Оцени результаты работы над собой, поставь новые задачи самовоспитания.

Самоконтроль.

1.Самоанализ и самооценка работы над собой.

2. Самопоощрение или самонаказание.

3.Совершенствование программы самовоспитания.

Идеал личности.

- Человек – гуманист, демократ, труженик, интеллигент, творческая личность, оптимист, борец за социальную справедливость.

- Качества мужчины – привлекательность, верность, мужественность, мастеровитость, деликатность, взаимопонимание.

- Качества женщины – обаятельность, верность,женственность, хозяйственность, уступчивость, взаимопонимание.

- Черты специалиста – профессиональная компетентность, высокая работоспособность, организованность и деловитость, деловое сотрудничество и самодисциплина, требовательность к себе и другим, культура труда и бережливость, потребность к самообразованию, в самосовершенствовании.

Что дает человеку знание самого себя?

  1. Объективно оценить себя, свои возможности и способности. Исходя из этого, определить цели жизни.

  2. Не допускать ошибок, разочарований, необоснованных претензий, крушения жизненных планов.

  3. Определить свое призвание, безошибочно выбрать профессию.

  4. Не претендовать на особое внимание к себе со стороны окружающих;

скромность и достоинство – показатели объективной самооценки.

5.Искать причины неприятности в себе, а не в других.


Важна прогрессивная установка для самовоспитания: поверить, что усилия, хорошие учебные навыки и самодисциплина могут изменить положение.

Серия «самосовершенствование личности» представляет собой семь книг в соответствии с семью разделами, каждому из которых соответствует свое пособие. Каждое пособие предназначено для учащихся определенного возраста.

5-й класс – (самопознание) «Познай себя».

6-й класс – (самовоспитание) «Сделай себя сам».

7-й класс - (самообучение) «Научи себя учиться».

8-й класс - (самоутверждение) «Утверждай себя».

9-й класс – (самоопределение) «Найди себя».

10-й класс – (саморегуляция) «Управляй собой».

11-й класс –(самоактуализация) «Реализуй себя».

Богомолова О.А считает, что нравственное воспитание и формирование нравственного опыта невозможно без глубокого понимания норм морали. Воспитанники должны уметь не только определять, что такое хорошо, а что плохо, но и оценивать свое поведение, свой характер.





Методика «мой личностный рост» для изучения активности учащихся

5 -8 – х классов в деятельности по саморазвитию



Цель: определить степень активности учащихся – подростков в деятельности по саморазвитию личности

Ход проведения:

Каждому воспитаннику предлагается прослушать(прочитать) утверждения и самостоятельно ответить на вопрос: «Насколько часто он так поступает?»

Для этого воспитаннику необходимо написать напротив каждого утверждения или его номера цифру, которая означает ответ, соответствующий его точке зрения.

Цифры означают следующие ответы:

3 – всегда;

2 – часто;

1 – редко;

0 – никогда.

1.Я постоянно стремлюсь узнать что- то новое в разных областях науки и культуры, не ограничиваясь учебниками, люблю смотреть познавательные телепередачи.

2. Я умею самостоятельно планировать выполнение учебных заданий, применять на практике полученные знания и без напоминаний родителей выполняю все домашние задания.

3. Я стремлюсь оказать помощь каждому, кто в ней нуждается, постоянно участвую в акциях милосердия и заботы, всегда честен с окружающими меня людьми.

4.Я интересуюсь и горжусь историческим прошлым своей страны, с уважением отношусь к государственным символам и готов вносить посильный вклад в процветание и развитие своей Родины.

5. Я соблюдаю общественный порядок, правила школьной жизни и считаю обязательным их соблюдение каждым человеком.

6. Я тактичен и вежлив с людьми, соблюдаю правила этикета, не нарушаю правила школьной жизни.

7. Я занимаюсь физкультурой и спортом, чтобы вырасти сильным и здоровым, и знаю, что вредные привычки могут повредить моему здоровью.

8. Я знаю и люблю природу, принимаю участие в делах по уборке, озеленению школы, не прохожу мимо, когда кто – то мучает животных.

9. Я люблю книги и телепередачи об искусстве, и все, что я делаю, стараюсь выполнить аккуратно и красиво.

10. Мне нравится участвовать в трудовых делах, без напоминаний выполняю работу по дому.

11. Я принимаю активное участие в делах класса и школы, дружу с одноклассниками, могу ради общественных интересов отказаться от личных дел.

12. В сложных ситуациях я без помощи взрослых принимаю решение, сам отвечаю за свои поступки, не подаюсь на уговоры сделать что- то во вред себе или другим.

Обработка полученных результатов: Показателем активности подростка в деятельности по саморазвитию (А) является частное от деления сумы баллов его ответов на количество ответов. Если А больше 2,2 балла, то можно констатировать высокую степень активности; если А больше 1,5 балла, но меньше 2,2 или А меньше 1,5 балла, это соответственно свидетельствует о среднем или низком уровне активности воспитанника в работе по саморазвитию.
































































Заповедь. Р. Киплинг



Владей собой среди толпы смятенной,

Тебя клянущей за смятения всех,

Верь сам в себя наперекор вселенной,

И маловерным отпусти их грех;

Пусть час не пробил, жди не уставая,

Пусть лгут лжецы не снисходи до них,

Умей прощать и не кажись прощая

Великодушней и умней других.

Останься прост, беседуя с царями,

Останься честен, говоря с толпой,

Будь прям и тверд с врагами и друзьями

Пусть все в свой час считаются с тобой;

Наполни смыслом каждое мгновенье,

Часов и дней неумолимый бег.

Тогда весь мир ты примешь во владенье,

Тогда мой сын, ты будешь ЧЕЛОВЕК!
















































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Программа саморазвития личности, готовой к самосовершенствованию.

Автор: Никитина Галина Александровна

Дата: 03.11.2016

Номер свидетельства: 354953

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Программа по декоративно-прикладному творчеству "Копилочка" (1-4 класс)"
    ["seo_title"] => string(72) "proghramma-po-diekorativno-prikladnomu-tvorchiestvu-kopilochka-1-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "263892"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449603436"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Использование проектно-исследовательской технологии  в краеведческой деятельности "
    ["seo_title"] => string(94) "ispol-zovaniie-proiektno-issliedovatiel-skoi-tiekhnologhii-v-kraieviedchieskoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "127411"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415298930"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Статья " Использование проектно-исследовательской технологии  в краеведческой деятельности" "
    ["seo_title"] => string(102) "stat-ia-ispol-zovaniie-proiektno-issliedovatiel-skoi-tiekhnologhii-v-kraieviedchieskoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "127419"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415299756"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "программа по английскому языку для 2 класса"
    ["seo_title"] => string(41) "proghrammapoanghliiskomuiazykudlia2klassa"
    ["file_id"] => string(6) "293386"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1455467443"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(230) "педагогический совет "Формирование социально-успешной личности через развитие различных форм ученического самоуправления" "
    ["seo_title"] => string(143) "piedaghoghichieskii-soviet-formirovaniie-sotsial-no-uspieshnoi-lichnosti-chieriez-razvitiie-razlichnykh-form-uchienichieskogho-samoupravlieniia"
    ["file_id"] => string(6) "235249"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1443635059"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства