Новизной программы является понятие - стретчинг. Особенность программы заключается в том, что программа включает в себя: элементы классического, народного, бального и эстрадного танцев.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа танцевального кружка "Чакырские узоры"»
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Амгинский Дом детского творчества имени О.П.Ивановой -Сидоркевич»
Муниципального района «Амгинский улус (район)»
«Чакырский» филиал
Утверждаю
Директор МБУДО «Амгинский ДДТ им. О.П.Ивановой -Сидоркевич»
____________ Шестакова И.И.
«_____» ______________ 2016 г
Согласовано
на заседании педсовета
МБУДО«Амгинский ДДТ им. О.П.Ивановой -Сидоркевич»
«_______ » _____________ 2016г
Дополнительная общеобразовательная программа танцевального кружка
"Первые шаги в мир танца"
Программу составила:
Новикова С.Н.
педагог ДО
Амга
Паспорт программы
Название программы
Дополнительная общеобразовательная программа « »
Сроки реализации программы
2016 -2019 гг. программа рассчитана на 3 учебных года.
Возраст обучающихся
7-14 лет
Наименование учреждение
Юридический адрес
Телефон
E-mail
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Амгинский Дома Детского творчества имени О.П.Ивановой – Сидоркевич «Чакырский» филиал
С. Чакыр-2, ул.Ленина 41
26634
chakschool@mail/ru
-
Автор программа (ФИО, должность)
Новикова Светлана Николаевна
Педагог ДО, зам.дир.по ВР.
Направления программы
Художественно – эстетическое
Пояснительная записка.
Хореография – самобытный вид творческой деятельности народа, подчиненный закономерностям развития культуры общества как одна из ее форм.
Актуальность данной программы заключается в том, что дети в первой половине дня учатся, после обеда посещают дополнительные занятия, и, таким образом целый день ведут сидячий образ жизни, страдают от гиподинамии (малоподвижности). Свои физические потребности удовлетворяют только уроками физической культуры и секциями, которые в течение недели проводятся 2-3 раза. От заболеваний опорно-двигательного аппарата страдают 60-70% обучающихся нашей школы. На занятиях танцевального кружка обучающиеся раскрываются, учатся правильно двигаться, тем самым улучшают состояние здоровья.
Занятия в танцевальном кружке проводятся в течение 3-х лет со всеми обучающимися (по желанию). Целью программы является приобщение детей к искусству хореографии, развитие их художественного вкуса, потребностей и интересов, имеющих общественный характер.
Задачей является формирование у обучающихся танцевальных знаний, умений и навыков на основе овладения и освоения программного материала. Используя разнообразные и доступные движения народного, эстрадного, бального танца, элементы современной пластики и брейк-данса. Танцевальный репертуар создается на основе личности школьника, его гуманных, гражданственных, патриотических чувств, нравственной направленности его сознания.
Программный материал дает возможность создавать для обучающихся несложные сюжетно-тематические номера, привлекать музыку разных народов и современную. В процессе постановочной работы, репетиций дети приучаются к сопереживанию, к сотворчеству, у них развиваются художественное воображение, ассоциативная память, творческие способности.
В программе усиливается внимание к развитию познавательной деятельности школьника за счет систематического проведения бесед о хореографическом искусстве, совместных просмотров телепередач, DVD материалов, посещение концертов, целью которых является повышение идейно-нравственной и эстетической культуры школьников.
Новизной программы является устранение гиподинамии системой стретчинга. Стретчинг – это целый ряд упражнений, направленных на совершенствование гибкости и развитие подвижности в суставах.
Программа содержит минимум тренировочных упражнений и танцевальных движений – азбуку классического, народного и эстрадного танца, что способствует гармоническому развитию танцевальных способностей обучающихся. Теоретические сведения по музыкальной грамоте даются в процессе занятий и в ходе работы над постановками. Программа дана по годам обучения, в течение которых обучающимся следует усвоить определенный минимум знаний, умений и сведений по хореографии. На каждом этапе обучения дается материал по основным разделам: 1) Организационная работа 2). азбука музыкального движения; 3) просмотр DVD материала. 4).элементы классического танца; 5) элементы бального танца; 6) элементы народного танца; 7) элементы эстрадного и современного танца.
Организационная работа.Включает инструктаж по технике безопасности изучаемого материала за 1 четверть, правила поведения в танцевальном кабинете.
Азбука музыкального движения. Включает коллективно-порядковые и ритмические упражнения, имеющие целью музыкально-ритмическое развитие обучающихся. На первом году обучения они строятся на шаге, беге и в игровом виде, развивая музыкальность. В дальнейшем ритмическое воспитание происходит непосредственно на элементах танцевальных движений.
Элементы классического танца. Включает элементы классического танца и упражнения, подготавливающие учеников к более сложным движениям и физической нагрузке. Они укрепляют мышцы спины, рук, ног, формируют осанку, способствуют развитию координации движений.
Элементы бального танца. Входят движения танцев латиноамериканского и европейской программы (ча-ча-ча, самба, медленный и венский вальсы).
Элементы народного танца. Входят движения разных народов, а также упражнения, для усвоения техники. Использование различных танцев позволяет равномерно развивать координацию рук, ног и корпуса.
Элементы эстрадного и современного танца. В этом разделе обучающиеся по своему желанию помогают ставить танцы. Танцы могут ставиться по разным направлениям (любой современный, спортивный, брейк-данс).
Занятия проводятся 3 раза в неделю.. Кружок имеет три группы: младшая, средняя и старшая.. Продолжительность занятий 45 мин.
Возраст обучающихся: младшая группа (1-4кл.) - 7-8 лет
средняя группа (5 по 8 кл.) – 9-10 лет,
старшая группа (9 по 10 ккл.) – 11-14 лет.
Ожидаемые результаты. Учащиеся за время обучения должны получить представление о выразительности танцевальных движений, отражающих внутренний мир человека, стремиться к совершенствованию своих движений – выразительности, легкости, силе, грации.
К концу первого учебного года обучающийся может овладеть рядом знаний и навыков: правильно пройти в такт музыке, сохраняя красивую осанку, иметь навык легкого шага с носка на пятку. Обучающийся должен уметь тактировать руками размеры 2/4, 4/4, ¾, вовремя начать движение и закончить его с концом музыкального предложения.
Знать позиции рук и ног классического танца, правила постановки ног у станка (при выворотной опоре). Знать основные движения народного и бального танца.
К концу второго учебного года обучающийся должен более уверенно двигаться, усвоить более сложные движения народного, бального танцев.
К концу третьего учебного года, должен овладеть всеми знаниями программы.
Отчеты кружка планируются в виде открытых занятий, отчетного концерта 1 раз в году. В течение года участие на различных мероприятиях. школьного, улусного уровня. Участие в конкурсах и фестивалях улусного, республиканского и международного масштаба.
По годовой разбивке часов должно быть 72 часа, но по календарным дням выходит 68 часов. 2 ч. совпадают на майские праздники (выходные), а 2ч. не хватает по календарю.
Учебно-тематический план.
1 год обучения.
Содержание и виды работы.
Количество часов.
Всего
Теоретический
Практический.
Учебно-тренировочная работа.
Азбука музыкального движения
Элементы классического танца.
Элементы народного танца.
Элементы бального танца.
Игровые занятия.
Репертуар.
Воспитательная работа.
Организационная работа.
Просмотр DVD материалов.
8
8
8
8
8
24
4
4
2
-
-
-
-
-
2
4
6
8
8
8
8
24
2
-
Итого
72
8
64
2 год обучения.
Содержание и виды работы.
Количество часов.
Всего
Теоретический
Практический.
Учебно-тренировочная работа.
Азбука музыкального движения
Элементы классического танца.
Элементы народного танца.
Элементы бального танца.
Элементы эстрадного танца.
Репертуар.
Воспитательная работа.
Организационная работа.
Просмотр DVD материалов.
8
8
8
8
8
24
4
4
2
-
-
-
-
-
2
4
6
8
8
8
8
24
2
-
Итого
72
8
64
3 год обучения.
Содержание и виды работы.
Количество часов.
Всего
Теоретический
Практический.
Учебно-тренировочная работа.
Азбука музыкального движения
Элементы классического танца.
Элементы народного танца.
Элементы бального танца.
Элементы эстрадного танца.
Репертуар.
Воспитательная работа.
Организационная работа.
Просмотр DVD материалов.
8
8
8
8
8
24
4
4
2
-
-
-
-
-
2
4
6
8
8
8
8
24
2
-
Итого
72
8
64
Содержание программы.
1-й год обучения.
В группу принимаются обучающиеся начальных классов, по желанию родителя и ребенка.
В первый год обучения необходимо проявлять особую чуткость и внимание к ребятам, заинтересовать их искусством хореографии и пониманием необходимости приложения труда для усвоения основ танцевальной грамотности.
В программе, наряду с тренировочными занятиями, предлагаются игровые занятия, близкие детям и способные настроить на исполнительскую деятельность.
К концу учебного года обучающийся может овладеть рядом знаний и навыков: правильно пройти в такт музыке, сохраняя красивую осанку, иметь навык легкого шага с носка на пятку. Обучающийся должен уметь тактировать руками размеры 2/4, 4/4, ¾, вовремя начать движение и закончить его с концом музыкального предложения.
Должен знать следующие движения: припадание, боковой шаг, шаг с притопом, «ковырялочку», уметь исполнить переменный шаг.
Знать позиции рук и ног классического танца, правила постановки ног у станка (при выворотной опоре). Знать основные движения народного и бального танца.
В конце года в кружке ребята должны уметь исполнить народный танец и бальный танец ча-ча-ча.
Азбука музыкального движения. Теория. Мелодия и движение. Темп (быстро, медленно, умеренно). Музыкальные размеры 4/4, 2/4, 3/4. Контрастная музыка: быстрая – медленная, веселая – грустная. Правила и логика поворота вправо, влево.
Практические занятия. Музыкально-пространственные упражнения; маршировка в темпе и ритме музыки; шаг на месте вокруг себя, вправо, влево.
Элементы классического танца. Теория. Знания и навыки. Специфика танцевального шага и бега. Начало тренировки суставно-мышечного аппарата ребенка. Выработка осанки, опоры, выворотности, эластичности и крепости голеностопного, коленного и тазобедренного суставов. Позиции и положения ног и рук.
Практические занятия. Упражнения у станка. Постановка корпуса (в выворотной позиции, лицом к станку, со второго полугодия – держась за станок одной рукой). Позиции ног – 1,2,3. Позиции рук – подготовительная 1,2,3 (разучивается на середине, при неполной выворотности ног), затем держась одной рукой, стоя боком к станку.
Упражнения деми плие, батман тандю, рон де жамб пар тэр.
Элементы народного танца. Теория. Сюжеты и темы некоторых танцев. Особенности народных движений. Характерные положения рук в сольном, групповом танце, в хороводах, рисунки хороводов.
Практические занятия. Якутский танец «Дьиэрэнкэй». Позиции рук, девочки – раскрытые руки, мальчики – на спине. Основные движения: дьиэрэнкэй, олекминский, кылыынкай и т.д.
Элементы бального танца.Теория. Особенности латиноамериканских танцев. Поклоны, позы, шаги. Характерные костюмы, прически.
Практические занятия. Танец вальс (медленный, Венский). Основной шаг, шаги со сменой положений, шаги с поворотом. Во второй половине года разнообразные комбинации.
2-й год обучения.
В конце 2-го года занятий обучающиеся могут овладеть рядом знаний и навыков, дающих возможность создания репертуара, построенного на характерных шагах и элементах народного танца. Маленькие фрагменты этих танцев можно соединить в сюиту, представляющую красочную картину разных национальных танцев. Обучающиеся должны закрепить знания и навыки, полученные ранее.
Азбука музыкального движения. Теория. Включается весь материал, указанный в программе 1-го года обучения. Дополнительно: особенности метроритма, чередование сильной и слабой долей такта.
Практические занятия. Прослушивание народных мелодий. Оформление урока классической, современной и народной музыки с ярко выраженным ритмическим рисунком.
Элементы классического танца.Теория. Повторяются в более ускоренном темпе упражнения 1-го года обучения. Дополнительно изучаются уровень подъема ног, например положение работающей ноги на уровне щиколотки опорной ноги (ку ду пье), икры и колена. Подготовительные движения руки (препарасьон). Прыжки – с двух ног на одну. Разные этапы прыжка: подготовка к взлету, толчок, взлет
3 год обучения.
На 3-м году обучения школьники, как правило, закрепляют основные навыки танцевальной азбуки.
Увеличивается запас движений, можно создать репертуар из отдельных народных танцев.
Азбука музыкального движения.Теория. Динамические оттенки в музыке. Прослушивание композиций. Сочетание ритмов.
Практические упражнения. На развитие музыкальности (осуществляются на занятиях народного, бального, эстрадного танцев).
Элементы классического танца. Теория. Основные правила движений у станка. Понятия о поворотах. Закономерности координации движений рук и головы в пор де бра.
Элементы народного танца. Теория. Основные технические навыки. Открытые и закрытые, свободные позиции ног. Характерные движения народных танцев.
Практические занятия. Повторяются движения у станка..
Дополнительно. Положения рук в парном танце. Движение рук: переводы в различные положения рук; навыки в обращении с предметами.
Элементы бального танца. Теория.Особенности танцев европейской программы.Прослушивание музыки.
Практические занятия.Разучивание навыков танцевать в парной позе, стойка ног. Разучивание основных шагов Венского вальса, медленного фокстрота.
Элементы эстрадного танца. Теория. Просмотр обучающих дисков.
Практические занятия. Основные движения брейк-данса. Во второй половине года разучивание полного танца. Постановка смешанного танца.
По методам и формам решения поставленных задач-
занятия делятся на несколько видов:
Обучающие занятия
Где детально разбираются движения. Обучение начинается с раскладки и разучивания упражнений, основных позиций и танцевальных движений в медленном темпе. Объясняется приём его использования. На уроке может быть введено не более 2–3 комбинаций. При разучивании танца необходимо обратить внимание на движения или перестроения, которые могут показаться сложными для детей. Выучите их сначала как отдельные ритмические этюды.
Закрепляющие занятия
Где происходит повтор движений или комбинаций не менее 3-4 раз. Первые повторы исполняются вместе с педагогом. Для лучшего закрепления движений в ритмическом рисунке конкретного фрагмента танца руководитель может использовать хлопки, приём «эхо», т.е. отхлопывание ритмического рисунка мелодии с повтором его детьми. При повторах выбирается кто-то из ребят, выполняющих движение правильно, лучше других или идёт соревнование – игра между второй и первой линия
Итоговые занятия
Где дети самостоятельно, без подсказки должны уметь выполнять
все заученные ими движения и танцевальные комбинации. Проследить за выполнением движений и оценить работу детей лучше всего через на концертную деятельность т.к. дети очень любят выступать на сцене.
4. Импровизационная работа
Где дети танцуют придуманные ими вариации, или сочиняют танец на тему, данную руководителем. Ребёнок через пластику своего тела пытается показать, изобразить, передать своё видение мира и образа.Овладевая навыками танцевальных движений, и чутко откликаясь на музыку, дети по окончании курса участвуют в создании (по выбору) композиций танца Таким образом дети участвуют в проектной деятельности.
Общие теоретические понятия
В течение всего курса обучающиеся знакомятся со следующими понятиями:
позиции ног,
позиции рук,
позиции в паре,
позиции европейских танцев,
позиции латиноамериканских танцев,
линия танца,
направление движения,
углы поворотов.
Разминка
Проводится на каждом уроке в виде “статистического танца” в стиле аэробики под современную и популярную музыку (не более 5 минут), что создает благоприятный эмоциональный фон и повышает интерес к упражнениям.
Задача – развитие координации, памяти и внимания, умения “читать” движения, увеличение степени подвижности суставов и укрепление мышечного аппарата.
Общеразвивающие упражнения
Движения на развитие координации, элементы асимметричной гимнастики, движения по линии танцев:
на носках, каблуках,
перекаты стопы,
высоко поднимая колени,
выпады,
ход лицом и спиной,
бег с подскоками,
галоп лицом и спиной, в центр и со сменой ног.
Перестроения для танцев:
“линии”,
“хоровод”,
“шахматы”,
“змейка”,
“круг”.
Задача – через образное восприятие обогатить набор движений, развить их координацию, разработать мышцы стопы, научить ориентироваться в зале, выполнять команды.
Требования к знаниям, умениям и навыкам:
Учащиеся должны знать музыкальные жанры танцев, определять их на слух и выполнять в зависимости от жанра музыки элементы танцевальных движений ;
Дети должны приобрести умение двигаться по кругу в разных направлениях, освоить отдельные этюды с движениями хоровода: выворачивание круга – «улитка», смена направления – «расческа»
Знать и уметь показать исходные позиции ног и рук ;
Знать и уметь выполнить изученные виды шага;
Уметь выполнить изученные танцевальные движения;
Защитить проект по заданной музыкальной теме.
Методические аспекты освоения программы
Основными в освоении Программы данного курса являются принципы: “от простого к сложному”, “от медленного к быстрому”, “посмотри и повтори”, “осмысли и выполни”, “от эмоций к логике”, “от логики к ощущению”.
Знакомство с танцем начинается с музыки, истории танца, места его происхождения, его ритмическим характером и темпом. Освоение элементов происходит постепенно.
Дети осваивают движения, повторяя его за педагогом. Способность к зрительному восприятию позволяет обучающемуся считывать движения.
В танцах со сложной координацией необходимо четко соблюдать последовательность подачи информации о движении. Танец начинается “от пола”, и следует показать и объяснить в последовательности:
куда наступает (как переносим вес);
как ставим ногу (как работает стопа);
что делает колено;
как работают бедра;
что делает корпус;
как танцуют руки;
куда направлен взгляд (что делает голова).
Успешное усвоение всех рекомендаций должно сочетаться с созданием на занятии такого психологического микроклимата, когда педагог, свободно общаясь с детьми на принципах сотрудничества, содружества, общего интереса к делу, четко реагирует на восприятие обучающихся, поддерживая атмосферу радости, интереса и веселья, побуждает их к творчеству.
На занятиях вырабатывается свой язык общения: речь – жест – музыка, который позволяет быстро сменить вид деятельности, мобилизует внимание.
В целях создания положительной мотивации используются игровые моменты, ролевые игры, направленные на переключение внимания, разгрузку и отдых.
Упражнения на середине зала.
Позиции рук: подготовительная, первая, третья, вторая.
Деми плие по 1,2,5 позициях.
Ронд де жан партер по 1 позиции.
Батман тандю по 1 позиции вперед, в сторону, назад.
Батман тандю жатте. По 1 позиции вперед, в сторону, назад.
Фондю по 5 позиции вперед, в сторону, назад.
Гранд батман по 1 позиции вперед, в сторону, назад.
Арабески 1,2,3.
Адажио по 1 позиции.
Прыжки. Шажман жатте, соте.
Постановка танцев.
Бальный танец «Венский вальс».
Якутский танец «Приветственный».
Эстрадный танец «Суол до5отторо».
Современный танец «Тайландский современный».
Литература:
Автюович М. Красота требует жертв//Гимнастический мир. 2000. № 2.
Андерсон Н. "Суэт система"//Материалы семинара подготовки инструкторов по аэробике. М.: Национальная школа аэробики, 1990.