Просмотр содержимого документа
«Программа ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ: арт - терапия разновозрастной группы 10 - 18 лет.»
Пояснительная записка к психолого-педагогической программе арт - терапии подростков «Творческая мастерская».
Республиканский социально-реабилитационный Центр для несовершеннолетних является учебно-воспитательным учреждением государственной системы социальной защиты населения, оказывающим социальную помощь несовершеннолетним с различными формами и степенью дезадаптации, в том числе таким детям, которые попали в сложные жизненные ситуации, а также принимает на временное проживание детей оставшихся без попечения родителей.
Дети, оказавшиеся в социально – реабилитационном центре, проживают совершенно другой путь развития, чем дети из благополучных семей; они часто уже перенесли множество травмирующих ситуаций, стрессов. Все пережитое детьми в любом возрасте не проходит бесследно, а оказывает влияние на психическое развитие ребенка.
При эмоциональных нарушениях психического развития дети проявляют реакции злости, агрессии, ослепление миром супергероев, могущественных персонажей, фантазиями о величии собственного "Я" и т.д. По мнению психологов (В.М. Слуцкий, Ф.Е. Василюк, Л.А. Петровская и др.), усвоенные однажды формы поведения в тех социальных условиях, в которых вырос ребенок, остаются неизменными очень долгое время и могут остаться на всю жизнь.
Травмированный, переживший чрезвычайно сильные и разрушительные эмоции человек очень боится их повторения. Если эмоции прорываются наружу, человек теряет контроль над собой, своим поведением и совершает непоправимые поступки.
Арт-терапия — это относительно новый метод психокоррекции. Термин «арт-терапия» (буквально: терапия искусством) ввел в употребление в 1938 г. Андриан Хилл. А. И. Копытин даёт следующее определение арт – терапии: «Арт – терапия – это направление в психотерапии, психокоррекции и реабилитации, основанное на занятиях клиентов (пациентов) изобразительным творчеством»[31].
В настоящее время под арт-терапией понимают использование всех видов искусства. Этот метод позволяет экспериментировать с чувствами, исследовать и выражать их на символическом уровне. Арт-терапия — это метод развития и изменения сознательных и бессознательных сторон психики личности посредством разных форм и видов искусства. «Процесс арт-терапии позволяет сделать неосознаваемое видимым (создание продукта творчества) и посредством вербализации продукта творчества помогает человеку осознать и переработать на новом уровне свой прошлый опыт»[26, 15].
Арт - терапия все чаще рассматривается как инструмент прогрессивной психологической помощи, способствующей формированию здоровой и творческой личности, а также реализации на практике таких функций социализации личности, как адаптационная, коррекционная, мобилизующая, регулятивная, реабилитационная и профилактическая. « Несмотря на тесную связь с лечебной практикой, арт – терапия во многих случаях приобретает преимущественно психопрофилактическую, социализирующую и развивающую направленность»[64, 8].
Основная цель арт - терапии — гармонизация внутреннего состояния клиента, то есть восстановление его способности находить оптимальное, способствующее продолжению жизни состояние равновесия.
Задачи арт - терапии по М. В. Киселёвой [26]:
1) акцентировать внимание клиента на его ощущениях и чувствах;
создать оптимальные для клиента условия, способствующие наиболее четкой вербализации и проработке тех мыслей и чувств, которые он привык подавлять;
помочь клиенту найти социально приемлемый выход как позитивным, так и негативным чувствам.
«Основная техника арт - терапевтического воздействия — это техника активного воображения, открывающая клиенту неограниченные возможности для самовыражения и самореализации в продуктах творчества при активном познании своего «Я» [26, 17].
В работе М. В. Киселёвой «Арт – терапия в практической психологии и социальной работе» обозначены следующиекоррекционные возможности арт-терапии:
Достижение положительных психокоррекционных результатов в арт-терапии происходит за счет следующих феноменов:
- развитие и усиление внимания к своим чувствам и переживаниям, что повышает самооценку;
- сам процесс творчества, дающий возможность свободно выразить свои чувства, потребности и фантазии в виде продукта творчества (рисунка, коллажа, скульптуры, звуковой композиции, сказочной истории, танца) и являющегося безопасным способом разрядки напряжения;
- возможность заново пережить внутренние конфликты прошлого в результате соприкосновения со своим бессознательным и общения с ним на символическом языке образов в условиях безопасного пространства и безусловной поддержки со стороны психолога;
- возникновение чувства внутреннего контроля и порядка, так как творчество приводит к необходимости организовывать окружающее пространство (формы и цвета, звуки, слова, движения);
- освоение новых форм опыта»[26, 18].
Формы арт-терапии, по М. В. Киселёвой [26]:
«Арт-терапия имеет три формы — активную, пассивную и смешанную.
Пассивная форма — клиент использует художественные произведения, созданные другими людьми: рассматривает картины, читает книги, прослушивает музыкальные произведения.
Активная форма — клиент сам создает продукты творчества: рисунки, скульптуры, истории, музыкальные композиции, спонтанные танцы.
Смешанная форма — клиент использует имеющиеся произведения искусства (музыкальные произведения, картины, сказки и т. п.) для создания своих продуктов творчества» [26, 18].
Учитывая широкие возможности арт – терапии, в реализации психопрофилактической, социализирующей и развивающей задач, мы вправе использовать её элементы в программе работы с самосознанием подростков , проходящих курс социальной реабилитации, как технологии, позволяющей выполнить следующие условия:
- поддержание атмосферы высокой терпимости и безопасности,
- переживания каждым участником ситуации успеха, осознания собственных возможностей и способностей;
- наличие возможности коллективной деятельности и работы в группах,
- новизна и необычность предлагаемых для овладения техник,
- формирование практических умений создавать творческие продукты, возможность в дальнейшем выполнять работы самостоятельно;
- формирование стремления к самопознанию, погружению в свой внутренний мир и ориентации в нём.
Наиболее важными условиями, на наш взгляд, являются условия выделенные М. В. Киселёвой: условия безопасного пространства и безусловной поддержки со стороны психолога [26], а также необходимость учёта в работе профилактических и развивающих задач, что обеспечит выполнение принципа системности в психолого – педагогической работе..
Элементы арт – терапии позволяют выполнить вышеназванные условия, так как коррекционно-развивающие и психотерапевтические возможности искусства связаны с предоставлением ребенку с проблемами практически неограниченных возможностей для самовыражения и самореализации как в процессе творчества, так и в его продуктах, утверждением и познанием своего «Я». Создание ребенком продуктов художественной деятельности облегчает процесс коммуникации, установления отношений со значимыми взрослыми и сверстниками на разных этапах развития личности. Интерес к результатам творчества ребенка со стороны окружающих, принятие ими продуктов художественной деятельности, повышает самооценку, самопринятие ребенка. И именно это обеспечивает решение важнейшей задачи — адаптации ребенка посредством искусства и художественной деятельности в макросоциальной среде.
Практическая значимость программы
Проведение занятий по программе развивает уверенность в своих силах. Способствует снятию детских страхов. Учит детей свободно выражать свой замысел. Побуждает детей к творческим поискам и решениям. Учит детей работать с разнообразными художественными, природными и бросовыми материалами. Развивает мелкую моторику рук. Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии. Во время работы дети получают эстетическое удовольствие. Воспитывается уверенность в своих творческих возможностях, через использование различных изобразительных техник.
Новизной и отличительной особенностью программы«Волшебные ладошки» является то, что она может быть использована в учреждениях социальной реабилитации, ввиду того, что изобразительное творчество помогает отрефлексировать негативные эмоции, что особенно важно для дошкольников, которые часто не могут просто выразить пережитый негативный опыт. Научным языком, мы помогаем сублимировать негативные чувства и переживания в творческую, созидательную активность. Это, во- первых, облегчает состояние ребёнка, попавшего в трудную жизненную ситуацию, помогает получить психологическую разрядку. Во – вторых, ребёнок приобретает положительный опыт самореализации через творчество, что повышает его самооценку, за счет приобретения и актуализации новых знаний, умений, навыков, а значит повышения уровня собственной компетенции в области владения техниками изобразительного искусства и получения одобрения его деятельности со стороны педагога и сверстников.
Цели программы:
Основные цели программы – социальная реабилитация подростков, овладение детьми практическими навыками работы, раскрытие и реализацию их творческих способностей, и создание ими творческого продукта, овладение детьми новыми техниками и способами работы, актуализация у подростков потребности в осознании жизненных целей, своей жизненной перспективы, путей и способов их достижения, формирование положительного Я – образа у подростков.
Обучающие:
Знакомство детей с различными техниками изобразительного творчества, с многообразием материалов, используемых в изобразительном искусстве.
Обучение детей работе с разнообразными художественными, природными и бросовыми материалами.
Обучение детей свободно выражать свой замысел.
Обучение созданию коллективных работ.
Развивающие:
Развитие у детей художественно-творческих способностей посредством различных техник изобразительного творчества.
Развитие художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности детей.
Развитие творческих способностей, воображения и фантазии.
Получение возможность творческой самореализации личности ребенка.
Воспитание уверенности в своих творческих возможностях, через использование различных изотехник.
Перевод энергии негативных чувств и переживаний в русло творческой, созидательной активности.
Приобретение положительного опыта самореализации через творчество и получение одобрения деятельности со стороны педагога и сверстников.
Задачи:
1 -Познакомить с различными способами и приемами изобразительного творчества с использованием различных изобразительных материалов.
2 - Развивать умение находить нетрадиционное сочетание различных изобразительных материалов, обучение рациональному использованию бросовых материалов для создания оригинальных поделок.
3 - Развивать интерес к изобразительным и выразительным возможностям различных художественных материалов и к разнообразной технике рисования; давать возможность самим выбирать способ и технику для выразительного изображения того или иного образа.
4 - Развивать эстетическое восприятие мира, природы, художественного творчества взрослых и детей.
5 - Создавать условия:
- для формирования стремления к самопознанию, погружения в свой внутренний мир и ориентации в нем;
- для формирования практических умений создавать творческие продукты;
- для переживания каждым участником ситуации успеха, осознания собственных возможностей и способностей – и как результат – формирование положительного Я – образа у подростков.
Средствами решения задач служат групповые дискуссии, метод активного слушания, тренировка способов общения со сверстниками и взрослыми, методики дыхательной и двигательной релаксации, разогревающие игры.
Каждое занятие состоит из трех частей: вводная часть (разминка); основная часть (рабочая); завершение.
Форма проведения работы: индивидуальная, фронтально – коллективная,
групповая работа( в малых группах и парах). Мы также можем сказать, что будем использовать в своей работе преимущественно активную и смешанную формы арт – терапии, которые заключаются, как в самостоятельном создании продуктов творчества: рисунков, скульптур и других творческих продуктов, так и в использовании имеющихся произведений искусства для создания своих продуктов творчества.
Программа предполагает 1групповое занятие арт – терапии в неделю, продолжительностью 1 час, а также 3 индивидуальных занятия в неделю (мини группы по 2-4 человека).
Планируемые результаты:
- Дети обучатся процессу творчества, дающему возможность свободно выразить свои чувства, потребности и фантазии в виде продукта творчества и являющегося безопасным способом разрядки напряжения;
- Дети получат возможность заново пережить внутренние конфликты прошлого в результате соприкосновения со своим бессознательным и общения с ним на символическом языке образов в условиях безопасного пространства и безусловной поддержки со стороны психолога;
- Дети смогут перевести напряжение от возможно пережитого негативного опыта в позитивное русло творчества, что должно помочь нивелировать тревожность, страхи, неуверенность в себе.
- У детей возникнет чувство внутреннего контроля и порядка, так как творчество приводит к необходимости организовывать окружающее пространство (формы и цвета, звуки, слова, движения);
- Произойдёт освоение новых форм опыта - дети познакомятся с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов;
- Будет развит интерес и любовь к изобразительному искусству, как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.
- Дети обучатся создавать коллективные работы, разовьют и стремление к взаимопомощи, и умение работать самостоятельно.
- Дети научатся организовывать досуг социально одобряемым и приемлемым способом, научатся получать радость от самореализации в творчестве.
- У детей повысится целеустремленность, усидчивость стремление доводить начатое дело до конца.
Таблица 1. Описание этапов опытно – экспериментальной работы программы «Творческая мастерская»
Название этапа
Сроки реализации
Методики (тестовые и методики изотерапии)
Творческие умения, приобретаемые в серии групповых и индивидуальных занятий.
Условия реализации этапов программы
Констатирующий
2 недели
«Кто я?»[42, 115],
[33,58],
«Методика исследования самооценки», А. А. Реан [48, 49]
Обучение нетрадиционным техникам рисования: монотипии, отпечатки, техника раздувания краски, чернильные пятна и бабочки.
-поддержание атмосферы высокой терпимости и безопасности,
Формирующий
10 недель
«Что говорят газеты»[27, 140],
«Реалистический автопортрет»[27, 141],
«Автобиография»[27,134] « Мой герб»[42, 114],
Эксперименты с цветом, создание гипсового барельефа и гипсовых фигур, работа в технике папье – маше, модульное оригами,
изготовление нитяных шаров, изготовление цветов из гофробумаги и салфеток, лепка каркасная, создание выразительного образа в искусстве плаката ( использование техник: граттаж, аппликация из рваной бумаги, мозаика, коллаж).
-переживание каждым участником ситуации успеха, осознания собственных возможностей и способностей;
-наличие возможности коллективной деятельности и работы в группах,
-новизна и необычность предлагаемых для овладения техник,
-формирование практических умений создавать творческие продукты, возможность в дальнейшем выполнять работы самостоятельно;
Контрольный
1- 2 недели
«Методика исследования самооценки», А. А. Реан [48, 49],
«Мой портрет в лучах Солнца», «Исполнение мечты»[27, 136]
Роспись готовых изделий, составление композиций (из изготовленных цветов и фигур).
- формирование стремления к самопознанию, погружению в свой внутренний мир и ориентации в нём.
Таблица 2. Индивидуальная работа с подростками.
№
Тема
Содержание
Количество часов
1.
Вазы из папье - маше
1. Подготовка основы, наложение двух слоев бумаги.
1
2. Наложение от 7 до 10 слоёв бумаги с интервалами для просушки.
4- 6
3. Роспись готовых изделий.
3- 5
2.
Нитяные шары
Подготовка «сырой» основы.
1
Работа с просушенной основой: изготовление на выбор основы цветочного букета, фигуры животного/ птицы и др.
2
3.
Цветы из гофробумаги, салфеток
1. Изготовление одного цветка. Частичная автоматизация действия с бумагой
1
2. Изготовление необходимого числа цветов для букета.
1- 4
3. Составление готовой композиции.
1
4
Модульное оригами
1. Знакомство с базовыми формами.
1
2. Складывание модуля «треугольник» ( необходимое количество для сборки).
2. Лепка из пластичной массы - на выбор: пластилин, солёное тесто, бумажная масса.
2 - 4
6
Подготовка к выставке /конкурсу работ, согласно годовому плану мероприятий.
1. Знакомство с искусством плаката, рекламы и агитации. Поиск выразительных образов, проработка идеи работы.
1- 2
2. Выполнение работы согласно заданной теме, с использованием материалов и техник по своему выбору.
2-3
Таблица 3.
Психолого-педагогическая программа арт - терапии подростков «Творческая мастерская».
№ встречи,
Цель занятия
Название мероприятия
t,
мин
Содержание мероприятия
Ожидаемый результат
Встреча №1
Цель:
Знакомство и установление контактов между участниками группы.
Проведение тестирования.
1. Приветствие, введение правил группы.
10
Вступление. Знакомство. Определение целей работы в группе. Дискуссия по поводу этических норм поведения во время занятий
Установление контакта с группой. Определение целей работы в группе.
2. «Бумажка нужна»
5-7
Сидящие за столом дети передают по кругу рулон туалетной бумаги. Каждый отрывает столько клочков, сколько он хочет, чем больше, тем лучше. Когда у каждого игрока окажется стопка клочков, ведущий объявляет правила игры: каждый человек должен рассказать о себе столько фактов, сколько у него оторванных клочков.
Раскрытие участников. В последствии оторванные кусочки используются для работы в технике папье – маше.
3. Проективный метод «Кто я?»
20-25
Раздаются листы бумаги, карандаши.
Инструкция:
Нарисуйте 3 рисунка на равных частях листа. Это должны быть изображения, как Вы видите себя сами, Как видят вас другие и какими бы Вы хотели что бы вас видели.
Проверка уровня самооценки детей. Осмысление Я-реального и Я-идеального. Наглядная демонстрация самооценки детей и их стремления к изменениям.
4.
Проведение теста для определения соотношения оразов Я – реальное и я – идеальное.
10
Выдаются бланки вопросов. Ребята выполняют работу способом ранжирования.
Инструкции:
Прочитайте внимательно все слова, характеризующие качества личности. Рассмотрите эти качества с точки зрения присущности их идеальной личности, то есть с точки зрения полезности, социальной значимости и желательности. Для этого проранжируйте их, оценив каждое в баллах от 20 до 1. Оценку 20 поставьте в бланке, в колонке №1 слева от того качества, которое, по вашему мнению, является самым полезным и желательным для людей. Оценку 1 - слева от качества, которое наименее полезно, значимо и желательно. Все остальные оценки от 19 до 2 расположите в соответствии с Вашим отношением ко всем остальным качествам. Следите, чтобы ни одна оценка не повторилась дважды.
Прочитайте снова все слова, характеризующие качества личности. Рассмотрите эти слова с точки зрения присущности Вам. Проранжируйте их в колонке №2, оценив каждое от 20 до 1. Оценку 20 поставьте справа от того качества, которое, по Вашему мнению, присуще Вам в наибольшей степени, оценку 19 - поставьте тому качеству, которе характерно для Вас несколько меньше, чем первое и т.п. Тогда оценкой 1 у Вас будет обозначено то качество, которое присуще Вам меньше, чем все остальные. Следите. Чтобы оценки не повторялись дважды.
Определить наличный уровень соотношения образов Я – реальное и Я – идеальное подростков.
5. Прощание
5
Подведение итогов занятия. Определение планов по поводу следующей встречи.
Завершение занятия, эмоциональная разрядка.
Встреча № 2.
Занятие в изостудии.
Цель: Обучение нетрадиционным техникам рисования
Монотипии.
Отпечатки.
Техника раздувания краски.
Чернильные пятна и бабочки.
75
Инструкции:
Создайте изображение густыми красками на стекле, а затем отпечатайте рисунок на бумагу, рассмотрите образы, обсудите в группе, дайте обратную связь другим участникам.
Используйте любые предметы и поверхности для изготовления рисунка из их отпечатков.
Нанесите на лист бумаги водорастворимую краску с большим количеством воды, используйте различные сочетания цветов, в самом конце работы раздуйте через тонкую трубочку цветовые пятна, образуя капельки, разбрызгивания и смешения цветов в причудливые каракули и кляксы; постарайтесь увидеть образы.
Капните чернилами на тонкую бумагу и сверните лист трубочкой или сложите пополам, разверните лист и преобразуйте увиденный образ. Обсудите результаты работы в группе, найдите наиболее понравившиеся вам изображения других участников.
Получение удовлетворения от творческой деятельности и создаваемых образов, а также от дальнейшего взаимодействия с ними посредством разных видов творческой работы, рефлексии и анализа.
Встреча № 3.
Цель: установление более тесного эмоционального контакта между участниками.
Осознание «Я – образа» детьми, нахождение его символического выражения,углублённое самопознание, освоение новых видов деятельности и способов поведения в неизвестной ситуации.
1.Начало работы.
8
Группа садится в круг. Инструкция: «Давайте начнем сегодняшний день с того, что выскажем друг другу пожелания на день, и сделаем это так — первый участник встанет, подойдет к любому другому, поздоровается с ним и выскажет ему пожелание на сегодняшний день. Тот, к кому подошел первый участник, подойдет к следующему и так далее до тех пор, пока каждый из нас не получит пожелание на день»
Создание положительного настроя участников.
2. «Надувная кукла»
5-6
Ведущий играет роль «насоса». Участники группы сначала расслабленно сидят в креслах. С каждым движением «насоса» «резиновые куклы» начинают «надуваться». Через несколько секунд ведущий «выдергивает затычку» у «куклы», и игроки с шипением расслабляются и постепенно опускаются на корточки.
Преодоление скованности и напряженности участников группы, тренировка мышечного расслабления. Эмоциональная разрядка.
3. Игра «Крокодил».
15-20
Ведущий загадывает слово одному из игроков. Он должен объяснить его жестами, без слов. Остальные участники отгадывают. Тот, кто отгадал становится объясняющим, а загадывает предыдущий объясняющий.
Разогревающая игра. Создание благоприятной атмосферы, позитивных эмоций.
4. Изотерапия:
Рисуем герб.
15-20
Герб – это то, что символизирует человека, сообщает о нем какую – то важную информацию.
Изображая герб, постарайтесь отразить в нём 3 аспекта:
Представление о себе в настоящий момент, по возможности подчеркнуть свои положительные качества;
Представление о себе в прошлом – акцентируясь на прошлых достижениях и положительном опыте;
Представление о будущем и положительных жизненных целях.
Индивидуальна работа в тетради: Какую важную информацию о Вас может передать Ваш герб?
Создание условий дл самоанализа подростками собственного «Я – образа».
5. Завершение работы. Прощание
5
Обсуждение занятия с помощью перекидывания мяча
Завершение занятия, эмоциональная разрядка.
Встреча № 4.
Занятие в ИЗОстудии.
Цель: раскрытие потенциальных возможностей детей, опора на положительные эмоциональные переживания, связанные с процессом творчества.
Эксперименты с цветом
40
Инструкции:
1) Используя один цвет, попытайтесь, изображая им разные формы и линии, исследовать его смысловые значения.
2) Выберите цвета, которые вам наиболее или наименее предпочтительны в данный момент; те, что отражают ваши положительные и негативные стороны характера.
3) Подберите два или три цвета, составляющие гармоничную группу.
4) Выбери два цвета привлекательный для вас и непривлекательный и создайте изображение; создайте два рисунка – один из приятных цветов, другой из неприятных вам.
Исчезновение импульсивного, хаотичного поведения, связанное с «выплескиванием» чувств, и переход к творческой деятельности, связанной с созданием визуальных образов.
Встреча № 5.
Цель: Выражение и осознание участниками своего отношениия к себе. Актуализации целей будущего.
1. «Весёлый снежный ком»
10
Ребята придумывают себе смешные прозвища или называют характерные им черты. Затем каждый по очереди называет свое настоящее имя и придуманное. Причем первый называет свои имена, второй – свои и предыдущего, и так до последнего.
Создание благоприятной, комфортной атмосферы. Включение в деятельность каждого члена группы.
2.
Изотерапия: Реалистический автопортрет
35
5
15
Участники распологаются лёжа на больших листах бумаги, помогают создать контур фигур друг – друга. Портретируемый раскрашивает и заполняет пространство листа.
Создание обращения к самому себе.
Обращение (к автопортрету или от его лица).
Выражение эмоционально – окрашенных аспектов отношения участников к себе, которые трудно поддаются вербализации. Формирование целостного восприятия собственного тела и его ресурсов.
3. Завершение занятия.
15
Обмен впечатленими, обсуждение текстов и рисунков.
Получение положительной обратной связи участниками.
Встреча № 6.
Занятие в ИЗОстудии:
Цель: знакомство с новой техникой работы, приобретение положительного опыта в творческой деятельности, повышение уверенности в собственных силах.
Создание гипсового барельефа и гипсовых фигур.
45
Инструктор демонстрирует и объясняет последовательность изготовления гипсовой массы и особенности заливки формы и правил выдерживании и просушки готового изделия.
Дети выбирают формы и выполняют заливку самостотельно.
Привлечение внимания детей к новым материалам, средствам и формам творческой работы.
Приобретение необходимых знаний и умений для выполнения работы самостоятельно.
Встреча № 7.
Цель: принятие личной истории, уточнение «Я – образа» детей.Поддержание атмосферы терпимости, защищенности и безопасности.
1. Изотерапия:
«Автобиография»
30
На листе бумаги участникам предлагается нарисовать свою жизнь, изобразив важные события, большие изменении и то, что для них важно.
Исследование изменений в собственной личности, выражение собственного опыта.
2. Итог занятия, высказывания участников.
10
Дети комментируют созданные ими «автобиографии»
Вербализация, осознание важных вех в собственном развитии, выражение эмоций и чувств участников.
Встреча № 8.
Занятие в ИЗОстудии.
Цель: создание творческого продукта, переживание ситуации успеха, доведение работы до конца.
Роспись гипсовых барельефов и фигур.
45
Дети выполняют роспись изготовленных ранее гипсовых барельефов и фигур, учитывая знании о цвете, полученные на четвёртом занятии в ИЗО студии.
Изготовление барельефа для себя, получение радости созидания
Встреча № 9:
Цель:
Определение существующего на данный момент психологического состояние, выявление актуального содержания самосознания, личностных переживаний.
1.
Рукопожатие по кругу
5- 7
Игроки встают в круг, берутся за руки. Ведущий встает в центр. Необходимо пожимать руки по кругу так, что бы ведущий не заметил. Тот, кому это не удастся – становится ведущим.
Повышение настроения игроков. Снижение тревожности участников.
2. «Пианино»
5
Дети садятся в шеренгу и кладут руки к соседям на колени. Правую руку на левую ногу соседа справа, левую – на правую ногу левого соседа. И по очереди хлопаем.
Снижение тревожности. Эмоциональная разрядка.
3.
Изотерапия:
Коллаж: « Что говорят газеты?»
45
Инструкция: В газетах, журналах, по телевидению мы видим изображении женщин и мужчин, которые считаются красивыми. Давайте взглянем по – новому на то, как нас заставляют выглядеть. Вырежьте из журналов фигуры людей, можно составить вместе фрагменты частей или вообще менять их местами, а затем оформите композицию. С элементами можно делать всё, что угодно, можно дополнить работу надписями, комментариями, закрасить и декорировать пустоты, быть конкретным или абстрактным.
Исключение напряжения, связанного с отсутствием у участников художественных способностей, эта техника позволяет каждому получить успешный результат.
4. Итог. Обсуждение результатов работы.
Прощание.
7
Законченные картинки кладутся рядом, сравниваются и обсуждаются. Преувеличенные картинки подчёркивают абсурдность и давление нормы. «Как на наш образ влияют изображения? Как они влияют на наше понятие того, как мы должны выглядеть?»
Укрепление личных границ детей и фокусирование их внимания на различных аспектах системы отношений, включая отношение к самим себе.
5. Повторное тестирование.
8- 10
Подростки получают бланки и выполняют процедуру ранжирования.
Контроль изменения образа «Я» подростков.
Встреча № 10
Цель: Подведение итогов работы.
Сладкий вечер
60
Встреча в режиме «чаепития». За большим круглым столом угощаемся, делимся впечатлениями, идеями, вспоминаем успехи.
Положительное подкрепление успехов подростков, положительная оценка деятельности участников членами группы.
Правила группы:
Конфиденциальность
Пунктуальность
Правило «Стоп» (любой член группы может сказать «Стоп», если задание ему не нравится или ставит своей формулировкой в неловкое положение, и не выполнять задание)
Тактичность
Умение слушать
Список литературы:
Агафонов А.Ю. Сознавание и осознание // Известия Самарского научного центра РАН. Самара: Изд-во Самарского научного центра РАН, 2003. – 7с.
Амонашвили Ш.А. Обучение, оценка, отметка. М.: Знание, 1980. –150с.
Анн Л. Ф. Психологический тренинг с подростками. – СПб.: Питер, 2007. - 271 с.
Байярд Р.Т. Ваш беспокойный подросток: Практическое руководство для отчаявшихся родителей: пер. с англ. / Р. Т. Байярд, Д. Байярд. - М. : Просвещение, 1991. - 224 с
Басина Е.З. Становление самооценки и образа Я. // Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста под.ред. Д.Б.Эльконина, А.Л.Венгера. М.: Педагогика, 1988. - 136 с.
Берн Э. Игры, в которые играют люди. М.: Прогресс, 1988. - 400 с.
Бернc Р. Я-концепция и воспитание. М., 1986. – 420 с.
Битянова М. Р. Работа с ребёнком в образовательной среде: решение задач и проблем развития.: Научно – методическое пособие для психологов и педагогов. – М.: МГППУ, 2000. – 96 с.
Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Под редакцией Д. И. Фельдштейна / Вступительная статья Д. И. Фельдштейна. 2-е изд. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. 352 с.
Боцманова М.Л., Захарова А.В. Самооценка как фактор нравственной саморегуляции в младшем школьном возрасте // Новые исследования в психологии. М.: Педагогика, 1988. №2. - С.27-30
Будасси С.А. Защитные механизмы личности. М.: Модус, 1998. – 112с.
Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 160 с: ил.
Грабенко Т. М., Зинкевич – Евстигнеева Т. Д. Коррекционные, развивающие, адаптирующие игры. – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2004.- 64 с.
Головин С. Ю. Словарь практического психолога. Минск: Харвест, 1998. - 800 с.
Дженнингс С., Минде А. Д. Сны, маски и образы. Практикум по арт-терапии / пер. с англ. И. Динерштейн. – М.: Изд- во Эксмо, 2003. – 384 с, илл.
Дилео Д. Детский рисунок: диагностика и интерпретация. — М: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. — 272 с, илл. (Серия «Психологический практикум: тесты»).
Дольто Ф. На стороне подростка; Спб: Петербург – XXI век, 1997. – 280с.
Дубровина И.В., Лисина М.И. Возрастные особенности психического развития детей. М.: АПН СССР, 1982. – 268с.
Емельянова Е. В. Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинге. – СПб.: Речь, 2008.- 336 с.
Журбин В.И. Понятие психологической защиты в концепциях З. Фрейда и К. Роджерса // Вопросы психологии. 1990. №4. – с. 14-22
Захарова А.В. Психология формирования самооценки. Минск: Новое знание, 1993. – 100с.
Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Игры в сказкотерапии. — СПб., Речь, 2006. - 208 с.
Казакина М.Г. Самооценка личности школьника и педагогические условия ее формирования. Л.: Изд-во ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1981г. - 65с.
Казанская В. «Подросток. Трудности взросления./2-е издание, дополненное.»: Питер; Спб.; 2008. – 69 с.
Киселёва М. В. Арт – терапия в практической психологии и социальной работе. – Речь, 2007. – 336 с.
Киселёва М. В. Арт – терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. – СПб.: Речь, 2006. – 160 с.
Кле М. Психология подростка. М.: Педагогика, 1991. – 176с.
Кон И.С. Психология юношеского возраста. М.: Просвещение, 1989. – 225с.
Копытин А. И. Теория и практика арт – терапии – СПб.: Питер, 2002. – 368 с.
Копытин А. И. Тренинг по фототерапии. – СПб.: Издательство «Речь», 2003.- 96 с.
Копытин А. И., Богачев О. В. АРТ - ТЕРАПИЯ НАРКОМАНИЙ: ЛечМикляева А. В. Я – подросток. Программа уроков психологии. СПб.: Издательство «Речь», 2006. – 336 с.
Микляева А. В., Румянцева П. В. «Трудный класс»: диагностическая и коррекционная работа. – СПб.: Речь, 2006. – 320 с.
Мудрик А.В. Роль социального окружения в формировании личности подростка. М.: Знание, 1979. - 39с.
Арт – терапия / сост. и общая редакция А. И. Копытина – СПб.: Питер, 2001.- 320 с. Ил. – (Серия «Хрестоматия по психологии).
Арт – терапия – новые горизонты/ Под ред. А. И. Копытина – М.: Когито- Центр, 2006. – 336 с.