Просмотр содержимого документа
«Программа творческой игровой туристко-краеведческой площадки «В гости к Берендею»»
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детский оздоровительный образовательный центр детско-юношеского туризма и краеведения г. Читы».
Программа
творческой игровой туристко-краеведческой площадки
«В гости к Берендею»
Составитель:
педагог дополнительного
образования Захарова Е.Ю.
Чита 2013
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
С наступлением летних каникул перед большинством родителей встает вопрос о том, каким образом организовать летний отдых своих детей.
К сожалению, в настоящее время все труднее становится приобщить детей к активному отдыху. Телевидение, компьютерные игры, видео, интернет все это оказывает существенное влияние на образ жизни ребенка. Тем не менее, как показывает практика, в летних оздоровительных лагерях дети с удовольствием играют, и не только в распространенные спортивные игры. Успех гарантирован практически любому интересному мероприятию. Стоит ли говорить, что совершенно необходимо искать новые формы, чтобы увлечь детей, сделать их отдых интересным и насыщенным.
Одной из таких форм является организация и проведение детской игровой площадки.
Центр детско-юношеского туризма и краеведения предлагает программу «В гости к Берендею» по проведению творческой туристско-игровой площадки на базе школьных летних лагерей.
Цель программы - приобщение детей к туристско-краеведческой деятельности, пропаганда здорового образа жизни через организацию игровой деятельности.
Задачи:
1. Познакомить детей с наиболее распространенными лекарственными растениями Забайкалья, способами выживания и ориентирования в природных условиях.
2. Развивать творческий потенциал, физическое развитие детей, интерес к туристско-краеведческой деятельности.
3. Воспитывать чувство коллективизма, ответственности, умение работать в команде; бережное отношение к родной природе.
Реализация данных целей и задач осуществляется через ряд конкурсов и игр, предлагаемых в данной программе.
В прошлом году проводилась апробация данной формы работы на базе некоторых городских школьных лагерей .
В ходе ее реализации отмечалось, что творческая площадка вызвала несомненный интерес и положительные отклики, как у детей, так и у педагогов. В общей сложности данной формой работы было охвачено около 500 детей. Многие из них впоследствии стали заниматься в детских объединениях ЦДЮТиК. Вследствие этого мы решили продолжить проведение творческой площадки и в этом году.
«В гости к Берендею»
Ведущий: Здравствуй, лес,
Дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Что в глуши твоей таится?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь - мы свои!
- Дорогие ребята, мы рады приветствовать вас в царстве лесного царя Берендея. Впереди вас ждут увлекательные приключения, смех, шутки, трудные испытания.
Сейчас каждой команде будет выдана карта - схема, по которой вы будете идти, чтобы попасть в гости к самому Берендею. От этапа к этапу вас будут ждать интересные встречи с нашими сказочными героями, которые помогут в вашем трудном пути.
I этап «Зеленая аптека».
На этом этапе ребят встречает доктор Айболит: «Ребята, в нашем сказочном лесу заболели звери и мне нужно приготовить лекарственный отвар. У меня есть карточки с изображением растений, но я забыл, как они называются и от каких болезней используются. Помогите мне, пожалуйста».
Айболит раздает детям карточки с изображением лекарственных растений и просит определить по внешнему виду: что это за растение, как оно называется и как оно используется?
3а правильный ответ Айболит дает команде зеленый листочек.
Затем Айболит проводит с ребятами игру с мячом «Назови лекарственные растения». Дети бросают друг другу мяч и, при этом называют какое-либо лекарственное растение.
II этап «В гостях у Водяного».
Водяной приветствует детей и предлагает отгадать его загадки:
Много ее - беда,
Мало ее - беда,
Нужна нам всегда
Больше, чем еда... (вода).
Летним утром спозаранку
Выплывает на полянку,
Расстилает белый пух,
Хоть без ног он и без рук... (туман)
Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали.
А пошли искать их днем
Ищем, ищем - не найдем! (роса)
4. Средь морей и океанов
За версту я чую запах.
В море день и ночь верчусь,
И как гончая собака
По следам добычи мчусь... (акула)
5. У родителей и деток
Вся одежда из монеток... (рыба)
6. Говорят, один рыбак
В речке выловил башмак,
Но зато ему потом,
На крючок попался... (сом)
Водяной: «Загадки отгадывать вы мастера. А вот сможете ли перейти мою волшебную речку по жердям, не намочив ноги? Сейчас мы это проверим».
Ребята, взявшись за руки, цепочкой переправляются по жердям. Водяной дает детям рыбку.
III этап «Звездочет».
Звездочет: «Здравствуйте, друзья! Я рад нашей встрече! Какими судьбами в наших краях? Далеко ли путь держите?
Дети: Идем в гости к Берендею.
Звездочет: До хоромов Берендеевых путь долгий, трудный. Идти вам придется через лес густой, а в нем не мудрено и заблудиться. А чтобы этого не случилось, нужно знать приметы, по которым можно найти дорогу.
Знаете ли, вы такие приметы? Назовите некоторые из них. Если справитесь с этим заданием, тогда я вам разрешу идти дальше. Дети называют приметы (кора дерева с южной стороны светлая, а с северной темная; после дождя с северной стороны дерево мокрое, а с южной - суше; с южной стороны на пне есть мох, а с северной - нет... и т. д.).
Затем Звездочет предлагает детям поиграть в игру «Собери звездочки». По поляне, на деревьях, на кустах рассыпаны звездочки. Побеждает тот, кто за определенное время соберет больше звездочек. В конце Звездочет дает детям звездочку.
IV этап «Царство Лешего».
Леший встречает ребят: «Куда это вы, дети, отправились? Уж не в гости ли к царю Берендею? А я вот вас не пропущу дальше, пока вы не пройдете мое испытание. Посмотрите, какая у меня крепенькая - прекрепенькая паутиночка. Я ее специально здесь развесил. Мне ее мой знакомый Паук Паукыч сплел. Если вы все через нее пролезете, я вас отпущу».
Дети пролазят через паутину, взявшись за руки, и образовывают цепочку. Леший дает детям шишку.
V этап «Гори, гори ясно!»
Детей встречает на этапе Соловей-Разбойник:
- Привет, привет, дорогие ребятишечки, девчонки и мальчишечки! А вы любите вредничать и пакостить?
А я обожаю всякие вредности и пакости. Люблю, например, когда большой костер горит. Вот красотища-то! А вы, ребята, умеете разводить костер? Сейчас я это проверю.
Соловей-Разбойник раздает детям карточки с изображением разных видов костров, которые они должны выложить из брусков.
Затем Соловей-Разбойник спрашивает ребят, чем можно затушить огонь, чтобы в лесу не было пожара и предлагает игру «Водоносы».
Дети делятся на две команды. На расстоянии нескольких метров ставится ведро с водой и 2 пустых ведра. Обеим командам дается по кружке (или ковшу). Побеждает команда, которая за определенное время наполнит свое ведро большим количеством воды.
VI этап «Таежный Робинзон»
Робинзон:
-Добро пожаловать, друзья, в мое скромное жилище! Я - таежный Робинзон. Много лет я прожил один. А куда вы идете?
Путь неблизкий. А поесть с собой что-нибудь взяли? Нет? Ну, ничего. Я постараюсь вам помочь. Вот карточки, на которых изображены ягоды, грибы и другие растения. Нужно определить, какие из них можно употреблять в пищу, а какие нет. И какие части этих растений съедобны (плоды, листья, луковицы, семена)?
Затем Робинзон предлагает детям пройти еще одно испытание:
- У моей хижины висит маятник, а под ним - тропинка, ведущая в царство Берендея. Вам нужно проползти под маятником так, чтобы не задеть его, а он не коснулся вас. В заключение Робинзон дает ребятам грибок или ягодку.
VII этап « Зоологический».
Ребят встречает Дед Мазай:
- Здравствуйте, дорогие ребята! Куда вы так спешите? Сядьте, отдохните. Вы знаете, что я очень люблю зверей, птиц и разную живность и всегда им помогаю. Сегодня у меня побывало очень много зверей и птиц, и они оставили после себя следы. Помогите мне, пожалуйста, определить, чьи это следы.
Дед Мазай дает детям карточки с изображением следов зверей и птиц.
Затем дети должны изобразить то животное, следы которого они определили.
VIII этап «В хоромах Берендея».
Берендей:
- Царь Лесной я, Берендей,
Друг всех птиц и всех зверей.
По лесу всегда брожу, охраняю тишину.
Здравствуйте, дорогие гости! Мои лесные жители мне уже сообщили, что вы успешно прошли все испытания, справились со всеми заданиями. Молодцы!
Я посвящаю вас в юные туристы. Вы достойны носить это звание. Давайте вместе со мной произнесем клятву юных туристов:
Отправляясь на природу,
Выбирая путь - дорогу, клянемся:
-во всем друг другу помогать,
-животных, птиц не обижать,
-тишину не нарушать,
-в лесу тропинки открывать и старые не забывать.
Клянемся:
-чтобы песни у костра не смолкали никогда;
-природу нашу сохранить и
-край родной всегда любить.
Клянемся! Клянемся! Клянемся!
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Программа рекомендована для проведения творческой игровой площадки на базе школьных летних лагерей с дневным пребыванием детей младшего школьного возраста.
Дети этой возрастной группы подвижны, любознательны, активны, однако усидчивость, работоспособность их невелика, внимание неустойчиво, произвольность психических процессов еще не высока, процессы возбуждения превалируют над процессами торможения.
Данная программа основана на игровых методах, которые лучше всего подходят для детей младшего школьного возраста. В организационной деятельности временного объединения дети разделены на группы, и им предлагается преодолеть этапы.
Этап «Царство Лешего» развивает у детей коммуникативность, умение работать в коллективе, ответственность, внимание, воображение.
Этап «Зеленая аптека». Задания, которые предлагаются детям, развивают память, мышление, внимание.
Этап «В гостях у Водяного» развивает мышление, память, воображение, познавательную активность. Преодоление препятствий развивает у ребят умение работать в группе, сплоченность.
На этапе «Таежный Робинзон» дети сравнивают, анализируют. Наряду с наглядно-образным мышлением развиваются эмоции, воображение, которые способствуют выполнению творческого задания.
Этап «Зоологический» развивает логическое мышление ребят, творческое воображение, включает положительные эмоции и активную исследовательскую деятельность.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бесова М. «Познавательные игры для младших школьников от А до Я», Ярославль, «Академия развития», 2004.
2. Женило М. Ю. «Театрализованные праздники. Найди свою звезду». Ростов-на-Дону, 2004.