Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности кружка "Мой край"»
Муниципальное образование Крымский район
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 11
станицы Нижнебаканской
муниципального образования Крымский район
УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета протокол №1
от 29 августа 2016 года
председатель педсовета
________Л.Г.Кан
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
тип программы:
ориентирована по конкретным видам внеурочной деятельности
кружок
«Мой край»
4 года
младшие школьники 1-4 класс (6,6-11 лет)
Салова З.В.
1. Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Мой край» общекультурного направления составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Программа направлена на формирование у младших школьников основ краеведческой культуры и способствует формированию высоких моральных качеств, таких как бережное отношение к природе, любовь к Родине, патриотизм, чувство гордости за свою малую родину.
Краеведческий принцип дает возможность строить преподавание курса согласно дидактическому принципу: «от известного к неизвестному», «от близкого к далекому». Ведь именно краеведение – самая доступная и обширная сфера применения приобретаемых учащимися знаний и умений. Особенно оно способствует развитию навыков общественной работы. В ходе внеурочных занятий многое выполняется коллективно, возникают общие интересы и ответственность, которые укрепляются сознанием полезности дела и реальными результатами работы.
Одно из важнейших положений– интегрирующая роль краеведения в системе наук вообще. Изучение природы своего края переплетается со знакомством с произведениями местных авторов, фольклорными произведениями и традициями коренного населения. Знакомство литературой, этнографией, посещение музеев, татров, цирка, и других достопримечательностей края способствуют формированию нравственного сознания и поведения младших школьников, дают возможность обогатить новое поколение непреходящими ценностями: почтительное отношение к взрослым, забота о младших, доброта, гостеприимство, порядочность, духовное единство с природой.
Программа курса помогает видеть красоту в природе, находить прекрасное в народном творчестве, с чем навсегда свяжутся незабываемые образы родного края.
Изучение природы своего края способствует эстетическому воспитанию, оно учит находить в окружающем мире красоту природы: даже от простого созерцания на экскурсии могут возникать волнующие переживания. Наблюдения многих природных явлений вызывают у детей любознательность и желание больше вникать в тайны природы, побуждают беречь её.
Изучение своего края актуально, как и в воспитательном, так и в познавательном отношении. В процессе познавательной активности дети получают жизненно необходимые знания, являющиеся основой успешного усвоения природоведения в 5 классе и предметах естественного цикла в средней школе. При этом реализуется принцип преемственности между начальной и средней школой.
Школьное краеведение, являясь одним из направлений общего краеведения, есть важнейший фактор нравственного, интеллектуального, эстетического, личностного развития школьника. Знакомство с прошлым, настоящим и предполагаемым будущим своей малой родины, особенностями природы, экономических, политических, культурных и других условий способствует формированию у школьников гражданского мировоззрения.
Воспитание патриотизма через краеведение — это многогранный и сложный процесс, который расширяет кругозор и развивает познавательные интересы учащихся, приобщает к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения, повышает нравственность.
Изучение истори родного края дает возможность привлечь учащихся к поисково-исследовательской работе. Цели краеведческого образования в школе значительны и разнообразны. Именно они позволяют расширить и углубить знания учащихся о природе, населении, хозяйстве, истории своего города и района. Пробудить любовь к своей малой родине, к естественным наукам.
Отличительная особенность данной программы состоит в её практической значимости:
в разработке программы по формированию краеведческой культуры младших школьников через вовлечение младших школьников в поисковую, исследовательскую деятельность;
в формировании и апробации блока диагностических методик для педагогического управления процессом становления краеведческой культуры.
в реализации индивидуального подхода, позволяющего решать задачи формирования коммуникативной успешности младших школьников
Цель:формирование гармонически развитой, культурной и духовно богатой личности, воспитание стремления к самосовершенствованию, развитие познавательной и творческой активности учащихся, расширение их историко-географических представлений о своём крае, воспитание чувства любви и гордости за свой город.
Задачи:
формирование интереса к изучению истории, культуры, природы родного края
воспитание любви и чувства гордости к своему краю, уважительного отношения к местным культурным ценностям; бережного отношение к природе, умения видеть и понимать красоту родной природы.
формирование активной гражданской позиции, социальных компетенций – избирательной, экологической, общекультурной, коммуникативной.
Пути, средства методы достижения цели
Методы:
информационно-коммуникативные;
игровые;
поискоый;
коллективно-творческие дела;
проектный
Сроки реализации программы и распределение часов по годам обучения
Программа реализуется за 4 года, рассчитана на 135 часов: 1класс-33 часа, 2-4 классы-34 часа. Занятия проводятся в форме интенсива: в свободное внеурочное время, в выходные дни, в каникулярное время.
Возрастная характеристика детского коллектива
Программа адресована учащимся 1- 4 классов (6,6 лет-11 лет)
встречи с интересными людьми во время посещения достопримечательностей края.
2. Учебно-тематический план
№
Наименование разделов,
блоков, тем
Всего час
Количество часов
Характеристика деятельности обучающихся
Аудиторные
Внеуадиторные
1 класс. Мой родной край-33 часа
Введение.
1
1
Казачьи игры. Экскурсии по краю.
6
1
5
Знакомство с общими правилами игры. Правила безопасности во время игры. Играть в казачьи национальные игры.
Животный мир края. Экскурсии по краю.
8
1
7
Называть животный мир своей местности. Составлять сообщения о животных. Анализировать правила поведения во время экскурсии на природу. Сопоставлять своё поведение с нормами.
Растительность края. Экскурсии по краю
8
1
7
Рассказывать о красоте природы Краснодарского края. Анализировать правила поведения во время экскурсии на природу, полученную информацию.
Я и мои родные места. Экскурсии по краю
9
2
7
Слушать рассказы о родных местах о городах Краснодарского края. Рассказывать о своих впечатлениях с опорой на фотографии, рисунки. Анализировать информацию, полученную на экскурсии.
Подведение итогов
1
1
Разрабатывать проекты, составлять фотоколлаж.
ИТОГО:
33
часа
7
26
2 класс. Изучаем родной край-34 часа
Край, в котором я живу. Экскурсии по краю.
7
1
6
Рассказывать о крае, получать и отбирать информацию о крае. Анализировать правила поведения во время экскурсии.
Символика Краснодарского края
2
1
1
Знать символику края, делиться мнениями, получать информацию, изучать её.
Народы, населяющие территорию края
2
1
1
Иметь представления о дружной кубанской семье. Рассказать о народах, населяющих территорию края.
Праздники на Кубани.Посещение татра.
4
4
Узнавать о фольклорных кубанских праздниках. Анализировать правила поведения во время посещения театра. Сопоставлять своё поведение с нормами.
Памятники - хранители истории. Экскурсии по памятным местам Кубани
9
3
6
Узнавать о прошлом и настоящем Кубани. Сбор информации о памятниках культуры и истории края. Анализировать информацию, полученную во время экскурсии.
Города нашего края. Экскурсии по городам края.
9
2
7
Получать информацию об основании первых городов на Кубани. Анализировать информацию, полученную на экскурсии.
Подведение итогов
1
1
Разрабатывать и презентовать проекты
ИТОГО:
34часа
9
25
3 класс. Нет в мире краше Родины нашей -34 часа
Из глубины веков. Экскурсия по краю
7
1
6
Знать историю из глубины веков. Проводить и посещать кскурсия по краю, обмениваться мнениями.
Достопримечательности края. Экскурсия по краю
7
1
6
Знать монастыри, соборы, церкви края. Посещать кскурсии по краю, анализироват, обмениваться впечатлениями после экскурсии.
Символика района.
1
1
Знать герб района, флаг района, правила поведения во время поднятия флага.
Из истории края Экскурсия по краю.
8
3
5
Узнавать историю моего края и города. Рассказывать о еографическом положении города и района.
Когда гремели бои. Экскурсия по местам боевой славы
7
2
5
Обсуждать героизм земляков во время Великой отечественной войны. Проводить линейку памяти «Чтим и помним» посещать экскурсии по местам боевой славы
Созвездие героев. Экскурсия по краю
3
1
2
Рассказывать о героях, именами которых названы улицы города, станиц. Наблюдать во время экскурсии достопримечательности края
Подведение итогов
1
1
Создавать проекты «Созвездие героев», оформлять портфолио, выставку творческих работ, работать в группах.
ИТОГО:
34
часа
10
24
4 класс. Земля отцов-моя земля-34 часа
Известные люди нашего края. Экскурсии по краю
8
5
3
Рассказывать об известных людях края. Посещать экскурсии и уметь анализировать информацию, полученную на экскурсии.
Наш край в годы Великой Отечественной войны. Экскурсии по местам боевой славы
8
1
7
Перечислять основные факты о крае в годы Великой Отечественной войны. Совершать экскурсии по местам боевой славы, передавать полученную информацию.
Традиции народа нашего края. Фольклорные праздники. Экскурсии по краю
8
2
6
Изучать традиции народа края, фольклорные праздники. Посещать экскурсии по краю. Анализировать
Природа моего края. Экскурсии по краю
9
1
8
Характеризовать природу края. Совершать экскурсии по краю, собирать информацию, работать в группах.
Подведение итогов
1
1
Создавать проекты, оформлять портфолио, выставку творческих работ, работать в группах.
ИТОГО:
34
часа
10
24
3. Содержание программы
1 класс – 33 часа
Мой родной край
Введение.
Моя станица. Экскурсия в парк
Казачьи игры. Экскурсии по краю.
Знакомство с общими правилами игры. Правила безопасности во время игры. Игра «Лошадки». Казачьи национальные игры. Игра «Чехарда», «Надень папаху». Игра «Казачата», «Пятнашки»
Животный мир края. Экскурсии по краю.
Звери и птицы нашего края. Экскурсия. Витруальная экскурсия в удивительный мир животных. Конкурс- игра «Зеркало природы». Викторина «Наш край»
Растительность края. Экскурсии по краю
Красота природы Краснодарского края Экскурсии по краю. Экскурсии в природу. Мы изучаем растительность края. Сюжетно-ролевая игра «Бабушкина кладовая». Творческая мастерская «Милый сердцу уголок»
Я и мои родные места. Экскурсии по краю
Города Краснодарского края.Экскурсии по краю. Выставка фотографий «Города края». Я и мои родные места. Экскурсии по станице. Фотоколлаж «Улицы родной станицы». Проект «Моя малая родина»
Подведение итогов
Оформление портфолио учащихся. Выставка творческих работ.
2 класс – 34 часов
Изучаем родной край
Край, в котором я живу. Экскурсии по краю.
Край, в котором я живу. Экскурсии по краю. Красота моей родной станицы. Фотоконкурс. Горжусь тобой, мой край родной. Утренник.Экологическая тропа. Экскурсии по краю.
Символика Краснодарского края
Символика Краснодарского края.
Народы, населяющие территорию края
Дружная кубанская семья. Народы, населяющие территорию края.
Праздники на Кубани.Посещение театра.
Фольклорные кубанские праздники. Посещение музыкального театра.
Памятники - хранители истории. Экскурсии по памятным местам Кубани
Прошлое и настоящее Кубани. Сбор информации. Оформление и презентация проектов «Прошлое и настоящее». Памятники культуры и истории края. Сбор информации. Презентация проектов «Памятники культуры». Экскурсии по памятным местам Кубани. Оформление фотоколлажа. Отчёт об экскурсии.
Города нашего края. Экскурсии по городам края.
Основание первых городов на Кубани. Экскурсия. Выставка рисунков и фотографий «Первые города Кубани». Исторические и культурные достопримечательности городов края. Экскурсии. Устный журнал. Достопримечательности городов края». Экскурсии по городам края.
Подведение итогов
Оформление портфолио учащихся. Выставка творческих работ.
3 класс – 34 часа
Нет в мире краше Родины нашей
Из глубины веков. Экскурсия по краю
Из глубины веков. Экскурсии по краю. Геленджик - одно из самых древних поселений на берегу Черного моря. Экскурсии по краю. Дольмены. Экскурсии по краю. Конкурс фотографий «Из глубины веков»
Достопримечательности края. Экскурсия по краю
Монастыри, соборы, церкви. Экскурсии по краю. Святые места района. Экскурсии по району. Достопримечательности станицы. Экскурсии по станице. Конкурс поделок «Достопримечательности края, района, станицы»
Символика района.
Герб района. Флаг района.
Из истории края Экскурсия по краю.
История моего края и города. Экскурсии по краю. Географическое положение города и района. Жители моей малой родины. Подготовка и проведение викторины «Моя станица». Игры бабушек и дедушек. Станичные посиделки.
Когда гремели бои. Экскурсия по местам боевой славы
Героизм земляков во время Великой Отечественной войны. Подготовка и проведение линейки памяти «Чтим и помним». Экскурсия по местам боевой славы. Оформление выставки рисунков «Имя героя».
Созвездие героев. Экскурсия по краю
Их именами названы улицы городов, станиц. «Созвездие героев»Экскурсии по улицам станицы.
Подведение итогов
Оформление портфолио учащихся. Выставка творческих работ.
4 класс – 34 часа
Земля отцов-моя земля
Известные люди нашего края. Экскурсии по краю.
Первые казаки на Кубани. Экскурсии. Просветители земли кубанской. Встреча с ветеранами труда. Наши земляки - гордость страны. Экскурсии.
Наш край в годы Великой Отечественной войны. Экскурсии по местам боевой славы.
Наш край в годы Великой Отечественной войны. Экскурсии. Встреча с ветеранами. Акция «Подарок ветерану». Подготовка и оформление праздника «Имя славим твоё». Защитники Отечества.Экскурсии по местам боевой славы.
Традиции народа нашего края. Фольклорные праздники. Экскурсии по краю.
Традиции народа нашего края. Экскурсии. Мы разные, но нам хорошо вместе. Игровая программа. Фольклорные праздники. Экскурсии по краю.
Подготовка и проведение мини-концерта.
Природа моего края. Экскурсии по краю.
Природа моего края. Экскурсии. Оформление и презентация проекта «Красная книга Краснодарского края». Операция «Живи, родник!». Экскурсия в лес. Знакомство с пернатыми. Проект «Поел сам – покорми птиц»
Подведение итогов.
Оформление портфолио учащихся. Выставка творческих работ.
4. Предполагаемые результаты реализации программы
Ожидаемые результаты реализации программы
Выпускник начальной школы, знающий и принимающий культуру, историю, природу родного края, владеющий навыками самостоятельного труда и сформированными нравственными качествами (любовь к малой родине, чувство гордости за родной край, бережное отношение к природе, умение видеть и понимать красоту родной природы).
Первый уровень – приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни: высокий уровень самосознания, самодисциплины, понимание учащимися ценности человеческой жизни, здоровья, справедливости, бескорыстия, уважения человеческого достоинства, милосердия, доброжелательности, способности к сопереживанию.
Второй уровень – формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом: сформировано представление о том, что настоящий гражданин Родины обладает умом, решительностью, смелостью, благородством; сформировано представление о том, что настоящий гражданин Родины отличается добротой, вниманием к людям, любовью к детям, умением прощать; сформировано представление о том, что дети должны беречь покой членов семьи, готовы помочь старшим в работе по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье.
Третий уровень – приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия: умение видеть прекрасное в окружающей жизни, осознание учеником роли знаний в жизни человека, овладение этикой взаимоотношений «ученик – учитель», «ученик - ученик», поддерживающего обстановку доброжелательности и радости общения, уважения друг к другу; убежденность обучающихся в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, малой родиной, изучает ее историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества. Настоящий гражданин свой Родины любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле.
К концу обучения по данной программе
учащиеся будут иметь представления о том, что Родина как место, где человек родился, природа родины; традиции, нравы, обычаи Малой Родины; история; понятие соотечественника; интернационализм как нравственное качество человека; патриотизм как отношение к Отечеству;
узнают о национальных особенностях жизни людей; особенностях жизни многонационального общества;
в ходе коллективной и индивидуальной работы учащиеся усвоят понятия «Родина», «Отчизна», «Отечество», узнают историю родного края, своей родословной, врезультате самоанализа определят свое отношение к Родине, труду, окружающим людям;
учащиеся научатся анализировать, вдумчиво читать, собирать по крупицам материал, работать в архивах, приобретать навыки экскурсовода, навыки работы в школьном музее.
5. Формы и виды контроля
Участие в общешкольных, районных мероприятиях (тематические конкурсы);
Участие в социально-значимых проектах;
Участие в учебно-исследовательских конференциях и фестивалей ученических проектов.
Беседы, мини-сочинения, проекты по результатам экскурсий.
6. Методические рекомендации
Сердцу каждого из нас близок и дорог свой уголок земли, место, где ты родился. Сколько бы лет не прошло, куда бы не увели нас дороги жизни, но не раз оглянешься назад и вспомнишь родную сторонку, знакомую улицу, друзей детства…
Для реализации программы «Мой край» рекомендуется собирать портфолио учащихся.
В основу портфолио можно взять высказывание выдающегося академика Дмитрия Сергеевича Лихачева «Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, вещах которые им принадлежали, - значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, - значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, - он, как правило равнодушен к своей стране».
Следует отметить, что создаваемое портфолио содержит не только информационный материал. К каждой теме собираются фотографии, иллюстрации, рисунки, а также исследовательский и практический материал. Данные задания учат учащихся добывать информацию, классифицировать, перерабатывать, применять на практике.
Освоение материала в основном происходит в процессе практической творческой деятельности, создании презентационных работ.
Основную часть программы составляют экскурсионные поездки по краю, после которых проводится беседы с учащимися (1-2 класс), учащиеся 3-4 класса пишут мини – сочинение по плану:
1. Какое настроение у меня было перед экскурсией?
2. Что я ожидал от экскурсии?
3. Что мне особенно запомнилось?
4. Что меня удивило.
5. О чем захотелось узнать подробнее.
6. Какое настроение было после экскурсии.
7 Куда бы я хотел еще съездить.
Проведение бесед и мини-сочинений помогает систематизировать знания полученные на экскурсии, определить значимость экскурсии индивидуально для каждого ребенка.
7. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
№ п/п
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
Количество
1.Библиотечный фонд
1
2
3
4
5
Бардадым В. Замечательные кубанцы. Краснодар, 2002
Кубань в Великую Отечественную…1941-1945гг., Краснодар,
Лотышев И.В. Путешествие по родному краю. Краснодар, 2004
Мирук М.В., Науменко Т.А. Введение в историю Кубани. Краснодар, 2000
Родная Кубань: страницы истории. Краснодар 2003
1
1
1
1
1
2. Печатные пособия
Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой
1
Детские книги разных типов из круга детского чтения.
1
3. Технические средства обучения
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, портретов, картинок
1
Магнитная доска
1
Телевизор
1
Видеоплейер
1
Мультимедийный проектор
1
Экспозиционный экран
1
Компьютер
1
Принтер лазерный
1
4. Экранно-звуковые пособия
Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения
5
5. Игры и игрушки
Настольные развивающие игры, викторины
13
6. Оборудование класса
Ученические двухместные столы с комплектом стульев
15
Стол учительский с тумбой
1
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий