самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;
осознание ответственности человека за общее благополучие;
этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе «Ты - пешеход и пассажир»»;
способность к самооценке;
начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.
Метапредметные УУД:
навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
умение ставить и формулировать проблемы;
навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
установление причинно-следственных связей;
Регулятивные УУД:
использование речи для регуляции своего действия;
адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;
Коммуникативные УУД:
В процессе обучения дети учатся:
работать в группе, ставить вопросы; обращаться за помощью;
формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
слушать собеседника;
договариваться и приходить к общему решению;
формулировать собственное мнение и позицию;
осуществлять взаимный контроль;
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Содержание программы
1 класс
1. Мы идем в школу.
Рассказ о микрорайоне, в котором находится школа. Мы переходим улицу. Наиболее безопасный путь — самый лучший. Где и как надо переходить улицу, дорогу? Один помогает другому (не можешь сам перейти улицу попроси взрослого помочь).
Разбор конкретных маршрутов учащихся в школу.
2. Наша улица.
Город, поселок, в котором мы живем. Улица. Тротуар. Проезжая часть улицы (мостовая). Перекрестки.
Почему на улице опасно? Правила поведения учащихся на улице. Где нужно ходить по улицам? Дисциплина на улице — залог безопасного движения.
3. Движение пешеходов по загородной дороге.
Дорога. Обочина, пешеходная дорожка — места для движения пешеходов.
Правила движения по загородной дороге. Где можно пересекать загородную дорогу? Переход через железнодорожный переезд. Место перехода через железнодорожные пути.
Дорожные знаки: «Железнодорожный переезд со шлагбаумом»; «Железнодорожный переезд без шлагбаума». Как и с кем нужно переходить железнодорожный переезд? Запрещение хождения по рельсам, насыпи, запрещение игр вблизи железнодорожных путей.
4.Наши верные друзья.
Сигналы для регулирования дорожного движения.
Светофор и его сигналы: красный свет запрещает движение («Стой»), желтый свет предупреждает о смене сигналов светофора и запрещает движение («Внимание»), зеленый свет разрешает движение («Путь открыт»).
Сигналы регулировщика и их значение. Пешеходный светофор и его cигналы.
Почему нельзя играть на улицах и дорогах? Места для игр и катания на самокатах и велосипедах, санках и коньках.
7. Мы пассажиры.
Общественный транспорт: автобус, троллейбус, трамвай. Правила пользования общественным транспортом и поведения в нем.
Остановка общественного транспорта. Дорожные знаки: «Место остановки
автобуса и (или) троллейбуса»; «Место остановки трамвая».
Как надо обходить стоящие трамваи, троллейбусы, автобусы и автомобили? В чем опасность внезапного выхода.
8. Это должны знать все.
Зачем нужно знать правила безопасного поведения на улицах и дорогах? Как нужно ходить по улицам группами? Особенности движения пешеходов по мокрой и скользкой (дождь, гололед, снегопад) дороге.
9.Мы учимся соблюдать правила движения.
Закрепление знаний и умений по всем темам программы с помощью моделей транспортных средств, макетов средств регулирования, схем улиц и дорог, настольных игр по правилам дорожного движения и подвижных игр и соревнований в зале или на специальной площадке.
10.Экскурсия по городу (поселку). Практическое закрепление знаний дорожного движения пешеходов на улице (дороге) и перекрестке.
Учебно-тематический план.
1 класс
№
п/п
Наименование темы раздела
Количество часов
аудит.
внеаудит.
1
Мы идём в школу.
1
1
2
Улица полна неожиданностей.
1
1
3
Наша улица. Город, посёлок, деревня, где мы живём.
1
1
4
Где и как переходить дорогу
1
1
5
Движение пешеходов по загородной дороге.
1
1
6
Движение пешеходов по загородной дороге.
1
1
7
Как рождаются опасные ситуации на дорогах
1
1
8
Наши верные друзья.
1
1
9
Викторина
1
1
10
Дорожные знаки.
1
1
11
Дорожные знаки.
1
1
12
Знаки особого предписания и знаки сервиса
1
1
13
Сигналы регулирования дорожного движения
1
1
14
Игра «Регулировщик»
1
1
15
Где можно играть?
1
1
16
Где можно играть?
1
1
17
Знай правила дорожного движения как таблицу умножения
1
1
18
Особенности движения по мокрой и скользкой дороге.
1
1
19
Будь внимательным и осторожным
1
1
20
Мы - пассажиры.
1
1
21
Транспорт и правила поведения в нём
1
1
22
Про разметку на дороге.
1
1
23
Перекрёсток.
1
1
24
Это должны знать все.
1
1
25
Это должны знать все.
1
1
26
Инспектор ГИБДД в гостях у ребят.
1
1
27
Мы учимся соблюдать правила движения.
1
1
28
Мы учимся соблюдать правила движения.
1
1
29
Маленькие секреты транспорта.
1
1
30
Клуб внимательных пешеходов.
1
1
31
Экскурсия по городу (посёлку).
1
1
32
Экскурсия по городу (посёлку).
1
1
33
Праздник «Мы знаем правила дорожного движения»
1
1
ИТОГО
33
13
21
Содержание программы
2 класс
1.Основные правила поведения учащихся на улице, дороге. Детский дорожно-транспортный травматизм.
Повторение правил безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах, пройденных в I классе. Примеры дорожно-транспортных происшествий с детьми в городе, поселке (по материалам местной Госавтоинспекции). Наиболее опасные места для движения пешеходов в микрорайоне школы.
Разбор конкретных маршрутов учащихся на стадион, в парк, кинотеатр и т. п.
2. Движение пешеходов по улицам и дорогам. Соблюдение правил дорожного движения — залог безопасности пешеходов.
Движение пешеходов по тротуару улицы и обочине дороги. Правостороннее движение транспортных средств и пешеходов на улицах городов нашей страны. Происхождение этого правила. Особенности движения пешеходов на загородных дорогах.
Выбор наиболее безопасного пути в школу.
3. Элементы улиц и дорог. Дорожная разметка. Элементы улиц: проезжая часть, тротуар. Ограждение тротуаров от проезжей части.
Рассказ о дороге и ее главных составных частях: проезжая часть, обочина, кювет, велосипедная и пешеходная дорожки.
Дорожная разметка (разделение встречных потоков транспортных средств сплошной или прерывистой линией, линии пешеходного перехода, посадочная площадка).
4. Сигналы светофора и регулировщика. Назначение светофора. Зеленый сигнал и его значение.
Красный сигнал и его значение. Желтый сигнал и его значение. Значение дополнительных секций в светофорах. Пешеходные светофоры и значение их сигналов.
Регулировщик. Положение и жесты регулировщика, которые соответствуют красному, желтому и зеленому сигналам светофора.
5.Правила перехода улиц и дорог.
Правила перехода улиц и дорог. Места, где разрешается переходить улицы (дороги): пешеходный переход, подземный пешеходный переход, надземный пешеходный переход.
Переход улиц и дорог по сигналам светофоров и регулировщика.
Переход улицы с односторонним и двусторонним движением.
Особенности пересечения загородной дороги при отсутствии обозначенных пешеходных переходов.
Выбор наиболее безопасных переходов улиц идорог по пути в школу.
6. Перекрестки и их виды. Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств.
Поведение пешеходов на перекрестках.
Подача водителями предупредительных сигналовсветовыми указателями поворотов транспортных средств или рукой. Значение этих сигналов для пешеходов.
7. Дорожные знаки.
Предупреждающие: «Пересечение с трамвайной линией», «Приближение к железнодорожному переезду», «Выброс гравия», «Дикие животные»,
«Падение камней», «Дорожные работы», «Пересечение с велосипедной дорожкой».
Правила посадки и высадки из общественного транспорта. Правила пользования городским и железнодорожным транспортом. Правила поведения учащихся на городском и железнодорожном транспорте. Правила поведения детей при перевозке их на грузовых автомобилях.
9. Правила перехода улицы (дороги) при высадке из транспортных средств.
Правила обхода трамвая. Правила перехода улицы после высадки из автобуса, троллейбуса, такси.
Правила перехода загородной дороги после высадки из автобуса, такси и других транспортных средств.
10.Практические занятия и игры по правилам движения на специально размеченной площадке или на улице.
Проведение игр и соревнований на специально размеченной линиями дорожной разметки площадке. На площадке устанавливается оборудование: светофоры и дорожные знаки. На перекрестках движение регулируют юные инспекторы движения. В качестве транспортных средств рекомендуется использовать: самокаты, велосипеды, педальные и электрические микроавтомобили.
Учебно-тематический план
2 класс
№
п/п
Наименование темы раздела
Количество часов
Аудит.
Внеаудит.
1
Основные правила поведения на улице, дороге.
1
1
2
Детский дорожно-транспортный травматизм.
1
1
2
Элементы улиц и дорог
1
1
4
Элементы улиц и дорог
1
1
5
Правила поведения на обочине.
1
1
6
Дорожные знаки и разметка
1
1
7
Дорожные знаки и разметка
1
1
8
Почему дети попадают в дорожные аварии
1
1
9
Движение пешеходов по улицам и дорогам.
1
1
10
Практическое занятие
1
1
11
История появления автомобиля и правил дорожного движения
Игры и соревнования по правилам безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах
1
1
27
Игры и соревнования по правилам безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах
1
1
28
Правила перехода улицы(дороги) при высадке из транспортных средств.
1
1
29
Азбука дорожная – она совсем не сложная.Игра.
1
1
30
Тест по ПДД
1
1
31
Практические занятия и игры по правилам движения на специально размеченной площадке или на улице.
1
1
32
Игры по правилам движения
1
1
33
34
Игры по правилам движения на специально размеченной площадке
2
2
ИТОГО
34
14
20
Содержание программы
3 класс
1.Введение.
Увеличение численности населения городов и поселков, интенсивность движения на улицах и дорогах. Интенсивность и скорость движения. Обеспечение безопасности пешеходов.
Причины дорожно-транспортного травматизма: незнание или невыполнение пешеходами правил движения, нарушение правил пользования общественным транспортом, недисциплинированность на улицах.
Воспитание навыков сознательного, дисциплинированного поведения на улице, дороге, в общественном транспорте.
Забота государства о безопасности движения.
2. Перекрестки и их виды. Дорожная разметка.Перекресток — место пересечения улиц и дорог. Виды
перекрестков: трехсторонние, четырехсторонние, площади. Границы перекрестков.
Дорожная разметка улиц и дорог. Основные линии дорожной разметки и значение их для пешеходов
3.Сигналы для регулирования дорожного движения.
Транспортные и пешеходные светофоры. Сигналы светофоров, их значение.
Сигналы регулировщика и их значение.
Действия водителей транспортных средств и пешеходов по сигналу светофора или регулировщика.
Сигналы регулировщика важнее сигналов светофоров (при одновременном регулировании),
4.Дорожные знаки и их группы.
Группы дорожных знаков: предупреждающие, приоритета, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, сервиса, дополнительной информации (таблички).
Значение знаков для пешеходов. Места установки дорожных знаков. Закрепление знаний учащихся по дорожным знакам, изученным в I—II классах.
Ознакомление учащихся с новыми дорожными знаками:
предупреждающими: «Однопутная железная дорога», «Многопутная железная дорога», «Приближение к железнодорожному переезду»;
приоритета: «Главная дорога»; запрещающими: «Движение на велосипедах запрещено»; предписывающими: «Круговое движение», «Велосипед пая дорожка»; информационно-указательными: «Дорога с односторонним движением», «Конец дороги с односторонним движением»;
сервиса: «Кемпинг», «Пост ГАИ».
5. Правила перехода улиц и дорог.
Правила перехода улиц и дорог. Места, где разрешается переходить улицы и дороги. Нерегулируемые и регулируемые пешеходные переходы и перекрестки. Переход улицы и дороги по сигналам светофора или регулировщика.
Выбор наиболее безопасного пути в школу, библиотеку, магазин, на стадион и т. п.
Переход улиц с односторонним и двусторонним движением
6.Тормозной путь транспортных средств.
Автомобиль и другие транспортные средства мгновенно остановить нельзя. Факторы, влияющие на величину тормозного пути. Опасность перехода улицы и дороги перед близко идущими транспортными средствами.
7. Виды транспортных средств.
Автомобили: грузовые, легковые, специальные. Их назначение. Автобусы и такси, трамваи и троллейбусы — городской общественный транспорт. Железнодорожный транспорт к его назначение. Правила посадки и высадки пассажиров из транспортных средств.
8. Настольные игры по правилам дорожного движения.Закрепление знаний по правилам дорожного движения
с использованием наборов по правилам дорожного движения и настольных игр.
9.Игры и соревнования по правилам безопасного по ведения учащихся на улицах и дорогах.
Игры и соревнования на лучшее знание и умение по правилам безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах проводятся на специально размеченной дорожной разметкой площадке, автогородке, автодроме, автотрассе и т п. Устанавливаются светофоры, дорожные знаки на перекрестках и пешеходных переходах, движение регулируют юные инспекторы движения, в качестве транспортных средств используются самокаты, велосипеды, педальные и электрические микроавтомобили.
10.Экскурсия по городу (поселку).
Практическое закрепление знаний дорожного движения пешеходов на улице (дороге) и перекрестке.
11.Итоговое занятие.
Проверка знаний учащихся по правилам дорожного движения и безопасности поведения на улицах и дорогах проводится в форме викторины, уроков вопросов и ответов и т. д.
Учебно-тематический план
3 класс
№
п/п
Наименование темы раздела
Количество часов
Аудит.
Внеаудит.
1
Введение.
1
1
2
Безопасный путь из школы домой
1
1
3
Составление маршрута «дом – школа – дом» с указанием всех опасных для пешехода мест на этом маршруте.
1
1
4
Улицы с односторонним и двусторонним движением.
1
1
5
Перекрёстки и их виды.
1
1
6
7
Сигналы для регулирования дорожного движения.
2
1
1
8
9
Проектная работа по теме: «Безопасный путь домой»
2
1
1
10
11
Дорожные знаки и их группы.
2
1
1
12
Особенности движения пешеходов и водителей в разное время суток.
1
1
13
Викторина «Дорожные знаки в загадках и стихах
1
1
14
Правила перехода улиц и дорог.
1
1
15
16
Тормозной путь транспортных средств..
2
1
1
17
Виды транспортных средств.
1
1
18
Зимние забавы. Где можно кататься на санках и коньках.
1
1
19
20
Настольные игры по правилам дорожного движения.
2
1
1
21
Правила поведения в общественном транспорте.
1
1
22
Викторина «Красный, жёлтый, зелёный».
1
1
23
24
Игры и соревнования по правилам безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах.
2
2
25
26
Дорожная разметка.
2
1
1
27
28
Разбор дорожных ситуаций.
2
1
1
29
Тесты на знание ПДД.
1
1
30
Проектная работа по теме: «Дорожные знаки»
1
1
31
Движение по улице группами.
1
1
32
Экскурсия по городу, посёлку.
1
1
33
Конкурс на лучшего знатока дорожных знаков.
1
1
34
Итоговое занятие.
1
1
ИТОГО
34
18
16
4 класс
Планируемые результаты
Учащиеся будут уметь применять знания Правил дорожного движения на практике, выделять нужную информацию; читать информацию по дорожным знакам; оценивать дорожную ситуацию.
Иметь навыки дисциплины, осторожности, предвидения опасности на дороге не переходящие в чувство боязни и страха.
Знать: историю возникновения ПДД; безопасный путь из дома до школы, дорожные знаки; сигналы светофора;
виды транспорта; причины ДТП; правила поведения в транспорте.
Форма подведения итогов: тестирование, праздник на тему: «Мы знаем правила дорожного движения».
Содержание программы
1.Наш путь в школу и новые маршруты.
Рассказ о микрорайоне, в котором находится школа. Подробный анализ окружающей обстановки микрорайона школы. Ближайшие остановки общественного транспорта. Наиболее опасные места.Разбор конкретных маршрутов движения учащихся, которыми они часто пользуются.
Умение правильно выбрать безопасную, дорогу в школу, магазин, библиотеку, на стадион и т, п.
2.Проверка знаний правил дорожного движения.
Повторение материала по правилам дорожного движения, пройденного в IIIклассе.
Примеры дорожно-транспортных происшествий, с учащимися в городе, поселке (по материалам местной Госавтоинспекции) и обсуждение поведения детей, нарушающих правила движения.
3. Движение учащихся группами и в колонне.
Порядок движения учащихся группами по тротуару, обочине дороги, пешеходному переходу. Порядок движения учащихся в колонне.
Правила посадки группы учащихся в общественный транспорт.
4. Труд водителя.
Работа водителя — это напряженный и ответственный труд. Обязанности водителя 'ПО обеспечению безопасности движения. Соблюдение правил дорожного движения пешеходами обеспечивает их личную безопасность и облегчает работу водителей. Беседа водителей автотранспортного предприятия с учащимися.
5. Отряды юных инспекторов движения.
Деятельность отрядов юных инспекторов движения. Основные направления отрядов. Прием в члены отряда юных инспекторов движения.
6.Предупредительные сигналы водителей.
Подача предупредительных сигналов световыми указателями поворотов или рукой. Значение этих сигналов для водителей и пешеходов.
7. Специальные сигналы.
Специальные автомобили: скорой медицинской помощи, пожарные, милицейские, аварийные. Специальные милицейские мотоциклы. Преимущественное право проезда водителей автомобилей и мотоциклов, оборудованных специальными звуковыми сигналами и проблесковым маячком.
Что должен делать пешеход, услышав и увидев эти сигналы?
Рассказ о дорожно-патрульной службе ГАИ.
8.Практические занятия на специально размеченной площадке.
Движение групп учащихся по проезжей части площадки, автодрома, автогородка и т. п. на самокатах, велосипедах и педальных автомобилях. Движение учащихся по тротуарам и пешеходным переходам. «Водители» подают предупредительные сигналы, «пешеходы» следят за этими сигналами и учитывают их при переходе улицы.
9.Назначение транспортных и пешеходных светофоров. Проведение конкурса «Лучший регулировщик» поможет проконтролировать знания учащихся.
10.Знакомство с понятиями «Государственная инспекция дорожногодвижения» и «Дорожно – патрульная служба». Действия сотрудников ДПС. Взаимодействия сотрудников ДПС с участниками дорожного движения должны основываться на строгом соблюдении законности.
11. Итоговое занятие.
Просмотр диафильмов и кинофильмов по безопасности движения. Обсуждение просмотренного. Викторина по безопасности движения.
Учебно-тематический план
4 класс
№
п/п
Наименование темы раздела
Количество часов
Аудит.
Внеаудит.
1
Наш путь в школу и новые маршруты.
1
1
2
Тестирование по ПДД.
1
1
3
Как выбрать безопасную дорогу в школу, магазин, библиотеку, на стадион и т.п.
1
1
4
Проектная работа по теме: «Дорожные ситуации».
2
1
1
5
Улицы с односторонним и двусторонним движением.
1
1
6
Правила перехода улицы.
1
1
7
Движение учащихся группами, в колонне
2
1
1
8
Элементы улиц и дорог
1
1
9
Что мешает вовремя увидеть опасность на дорогах.
1
1
10
Нерегулируемые перекрестки. Понятие «равнозначные» и «неравнозначные» дороги.
1
1
11
Дорожная разметка и ее предназначение
2
1
1
12
Конкурс–игра «Дисциплинированный пешеход»
1
1
13
Встреча с инспектором дорожной полиции
1
1
14
Труд водителя.
2
1
1
15
Условия безопасности при пользовании общественным транспортом
1
1
16
Отряды юных инспекторов движения.
1
1
17
Предупредительные сигналы водителей.
2
1
1
18
Специальные сигналы.
1
1
19
Проезд специальных транспортных средств.
1
1
20
Практическое занятие.
2
1
1
21
Причины несчастных случаев и аварий на улицах и дорогах.
2
1
1
22
Предупредительные сигналы транспортных средств
1
1
23
Закрепление знаний сигналов светофора и регулировщика.
1
1
24
Железнодорожный переезд
1
1
25
ГИБДД и ДПС.
1
1
26
Тесты на знание ПДД.
1
1
27
Итоговое занятие.
1
1
ИТОГО
34
17
17
Литература:
1.Азбука пешехода: игра для детей младшего школьного возраста / под ред. А. Т. Смирнова. — М.: Просвещение: Рилионт, 2007.
Комплект плакатов «Безопасность дорожного движения» 1—4 кл.: (Иллюстративный материал) / под ред. А. Т. Смирнова. — 24 листовки, 24 плаката (комплект для школьников, комплект для учителя). — М.: Просвещение: Рилионт, 2003. 2. Топоров И. К. Методика преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в общеобразоват. учреждениях: кн. для учителя / — М.: Просвещение, 2008.
3.Федеральные законы Российской Федерации «О гражданской обороне», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» // Собр. законодательства Российской Федерации: официальное издание. — М., 1998—2002.
4.Л. Б. Баряева, В. Л. Жевнеров, Е. В. Загребаева «Азбука дорожного движения» Москва: «Дрофа», 2007 г.
5.Е. А. Гальцова Изучение правил дорожного движения» Волгоград: «Учмтель», 2007 г.
6. Под ред. В. Н. Кирьянова Дорожная безопасность» - учебная книжка – тетрадь для 1 класса. Москва: «Третий Рим», 2005 г.
7.Т. Ф. Саулина «Три сигнала светофора» Москва: «Просвещение», 1989 г.
8.И. И. Кобитина «Дошкольникам о технике» Москва: «Просвещение», 1991 г.
9.Ивнев П.С. Азбука улицы., Калининград, 2004.
10.Кудейко М.А. Игры в летнем оздоровительном лагере., М., 2005.