программа профориентационной работы в коррекционной школе
Программа профориентационной работы в коррекционной школе
Актуальность программы : ориентация на профессиональный труд и выбор своего профессионального будущего.Цель: Развитие познавательной активности, выявление способностей, определение четких целей и задач всамоопределении будущей профессии.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«программа профориентационной работы в коррекционной школе»
Программа по профориентационному самооопределению воспитанников «Кувинской коррекционной школы – интернат VIII вида»
Актуальность: Ориентация на профессиональный труд и выбор своего профессионального будущего выступает как неотъемлемая часть всего учебно-воспитательного процесса при обязательном дополнении его информационной и консультативной работой, практической деятельностью для развития склонностей и способностей, учащихся к труду. Таким образом, ясна актуальность данной программы.
Для овладения определенной профессией учащимся с наращениями интеллекта имеются свои особенности: необходимо постоянно повышать уровень познавательной активности учащихся и развивать их способность к осознанной регуляции трудовой деятельности.
На достижение этих задач направлены непосредственно уроки трудового обучения, где уже в начальной школе воспитываются такие качества личности как трудолюбие, настойчивость, умение работать в коллективе; уважение к людям труда; сообщаются элементарные знания по видам труда, формируются трудовые качества, проводится обучение доступным приемам труда, развивается самостоятельность в труде, прививается интерес к труду. Кроме того, у школьников младших классов (1-4 кл.) с помощью активных средств профориентационной деятельности (деловые игры, группы по «интересам, общественно полезный труд, индивидуальные собеседования и др.) необходимо формировать добросовестное отношение к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, установку на выбор профессии, развивать интерес к трудовой деятельности.
В среднем звене и старших классах организация уроков трудового обучения предполагает формирование у учащихся необходимого объекта профессиональных знаний и общетрудовых умений по различным профилям (стол. Дело, швейное дело, животноводство, с/х труд).
У подростков (5-7кл.) важно формировать осознание или своих интересов, способностей общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе. При этом будущая профессиональная деятельность выступает для подростка как способ создания определенного образа жизни, как путь реализации своих возможностей.
У школьников 8-9 классов необходимо формировать представления о профессиях народного хозяйства, перспективах профессионального рота и мастерства, правилах выбора профессии, а также умения адекватно оценивать свои личностные возможности в соответствии с требованиями избираемой профессии. Следует оказывать учащимся индивидуальную консультационную помощь выборе профессии, определять стратегию действий по освоению запасного варианта.
Цели:
Изучение особенностей профессиональных предпочтений подростков коррекционной школы;
Развитие у учащихся представлений о мире профессий, воспитание у них уважения к физическому и умственному труду, к разным профессиям;
Формирование у учащихся способности к самоориентации, адекватности выбора профессии в соответствии со своими интересами, склонностями, физиологическими возможностями.
Задачи:
теоретически проанализировать исследования проблемы профессиональной ориентации и формирования профессионального самоопределения;
изучение специфики профессиональных предпочтений у подростков;
сравнить уровни адекватности профессиональных предпочтений профессиональным возможностям у учащихся;
наметить основные пути профориентационной работы с учащимися 9 класса, направленной на развитие у подростков способностей к профессиональному и личностному самоопределению.
Проблема выбора профессии стоит перед старшеклассниками всегда, а сейчас она становится актуальной в связи с изменениями, происходящими в нашем обществе. О множестве новых профессий школьники практически не имеют информации, да и традиционные профессии претерпевают существенные изменения. Необходимо сосредоточить внимание старшеклассников на формирование профессионально важных качеств в избранном виде деятельности, оценке своих реальных возможностей.
Чтобы подростки сориентировались в профессиональном выборе и подготовились к жизни в условиях рыночной экономики, необходимо вести профориентационную работу. Педагогам, работающим с детьми, имеющим недостатки интеллекта, следует стимулировать интерес подростков к будущему, к своей личности, своим способностям, целенаправленно развивать интерес к профессии.
Данная программа профессионального определения является комплексной по содержанию, т.к. её осуществление связано с применением различных методов профориентационной работы:
Элементы профинформирования во время школьных и внеклассных занятий,
Профдиагностика,
Помощь в изучении и использовании своих личных особенностей,
Проблемно – игровые ситуации,
Экскурсии,
Беседы,
Игры,
Консультации.
Занятия цикла объедены одной. Весь цикл данной программы делится на три блока:
1 блок – 1-4 классы
2 блок -5-7 классы
3 блок -8-9 классы.
Наиболее эффективным является вариант, когда вопросами профориентации занимается весь педагогический коллектив, включая обслуживающий персонал (повар, водитель, сторож и др.). Возможно проведение интегрированных занятий, что требует от педагогов выработки единых дидактических подходов (системность и последовательность занятий, доступность, индивидуальный подход, сознательность и активность, связь теории с практикой) и координации действий.
Отличительной особенностью программы является то, что в её реализации задействован ряд специалистов коррекционного учреждения – учителя – предметники, воспитатели, классные руководители, психолог, социальный педагог. Их деятельность комплексно направлена на достижение общей цели. Таким образом, направлениями работы п5едагогов (классных руководителей и воспитателей) являются:
1. профессиональное просвещение учащихся;
2. организация интеллектуально – познавательной деятельности в системе
дополнителного образования в рамках расширения познаний с мире
профессий;
развитие творческого потенциала учащихся.
Приоритетные направления деятельности социального педагога:
формирование социально необходимых знаний для правильного
профессионального выбора воспитанников;
налаживание и поддержание сотрудников с районным центром
занятости населения, с отдельными учебными заведениями;
оформление документации для поступления выпускников в учебные
заведения.
Главные аспекты работы педагога- психолога:
знакомство учащихся с основами психологических знаний по
профессиональной ориентации;
развитие мотивации самопознания, побуждение учащихся к осознанию
коррекция некоторых личностных особенностей, препятствующих
правильному выбору профессии и успешной социально- профессиональной адаптации.
Срок реализации программы: 1 год.
Цель программы:
Подготовка учащихся к самостоятельной трудовой деятельности, через комплексное оказание содействия процессу профессионального и личностного самоопределения.
Задачи:
Представление информации о мире профессий, через личностное развитие учащихся на каждом возрастном этапе;
Изучение динамической структуры личности учащихся для осуществления коррекционного воздействия на её развитие и определение наиболее подходящей сферы трудовой деятельности;
Организация работы по профессиональному определению воспитанников в соответствии с интересами, медицинскими показаниями, способностями;
Формирование у воспитанников способности соотносить свои индивидуально – психологические особенности и возможности с требованиями выбираемой профессии;
Формирование трудовых навыков и умений, помогающих развитию творческих способностей;
Выбор проф. Училища, оказание помощи в трудоустройстве;
Оказать психолого-педагогическую поддержку в выборе профиля обучения и продолжения образования.
Первичное знакомство с профессиями: Цветовод, садовод, столяр, мастер машинного доения;
Расширение знаний о мире профессий
Хлебороб, профессии цирка, музыкальные профессии.
Строитель, продавец, водитель, композитор.
Дрессировщик, кинолог, военный, учитель.
«Ремесла восточных славян», «Ремесла Новгородской земли»;
Население нашей Родины и его основные занятия; Растениеводство и животноводство, их специализация; Добыча и переработка полезных ископаемых.
Повар, кондитер, продавец, водители наземного общественного транспорта.
Почтальон.
«Водный транспорт».
Телеграфист.
«Воздушный транспорт».
Совершенствование навыков прикладного мастерства
Помощник воспитателя, печник.
Воспитатель, каменщик.
Работник народного образования, штукатур - маляр
Каким я буду; Умение сотрудничать; Люди и работы.
Праздник урожая
Умелые руки не знают скуки
Экономическая игра
Конкурсы профессионально мастерства
Олимпиады по трудовому обучению
Профессиональные экскурсии
Конкурс защиты профессий
Швейного мастерства
Столярного мастерства
Анкета «Моя будущая профессия».
8-9 классы
Уроки трудового обучения:
Столярное дело
Сельскохозяйственное дело
Швейное дело
ОПТ
Уроки истории и географии
8 класс
9 класс
Уроки граждановедения:
8 класс
9 класс
Социально – бытовая ориентировка
8 класс
9 класс
Кружковая работа
Классные часы
8 класс
9 класс
Встречи с психологом
Профконсультации социального педагога
Праздники и общешкольные мероприятия
8-9 класс
Выставка творческих работ
Родительские собрания
Карта профессионального выбора старших классов
Профессиональное самоопределение, приобретение профессиональных навыков, изучение учебно-трудовых возможностей учащихся.
Законодательство по охране труда. Правила и инструкции по безопасности труда на рабочих местах.
Работа берестой, сборщик мебели, мастер общестроительных работ.
Изготовление одежды в швейной промышленности; Цеха на швейной фабрике; Общее представление об организации труда на швейной промышленности; Цеха на швейной фабрике; Общее представление об организации труда на швейной фабрике; Оплата труда швеи – мотористки.
Первичное овладение с профессиональными навыками; дворник, прачка, младший обслуживающий персонал.
Быт и традиции вольных казаков; Строительство Московского кремля.
Особенности развития сельского хозяйства; Промышленное развитие России
Жизнь и быт людей в новых экономических условиях; Освоение целины; Освоение космоса.
Сельское хозяйство Центральной России; Промышленность Центральной России;
Транспорт.
Занятость и трудоустройство в России; Трудовой договор; Заработная плата; Условия Труда несовершеннолетних; Служба занятости и её роль в государстве; Социальное обеспечение граждан.
Мир твоих увлечений; Мои склонности; 1000 профессий; экскурсия в училище.
Милиционер, работники дополнительного образования; Учреждения и отделы по трудоустройству; Оформление на работу;
Профессии работников бытового обслуживания; Документы, необходимые для поступления на работу; Деловые бумаги, правила их составления.
object(ArrayObject)#852 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(251) "ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА И ПУТИ ИХ СОЦИАЛИЗАЦИИ В ОБЩЕСТВО В НАЗАРОВСКОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДА "
["seo_title"] => string(156) "proforiientatsionnaia-rabota-s-diet-mi-s-narushieniiem-intielliekta-i-puti-ikh-sotsializatsii-v-obshchiestvo-v-nazarovskoi-korriektsionnoi-shkolie-viii-vida"
["file_id"] => string(6) "116308"
["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1412412838"
}
}