kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа профориентационной работы в коррекционной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность программы : ориентация на профессиональный труд и выбор своего профессионального будущего.Цель: Развитие познавательной активности, выявление способностей, определение четких целей и задач  всамоопределении будущей профессии.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«программа профориентационной работы в коррекционной школе»

Программа по профориентационному самооопределению воспитанников «Кувинской коррекционной школы – интернат VIII вида»


Актуальность: Ориентация на профессиональный труд и выбор своего профессионального будущего выступает как неотъемлемая часть всего учебно-воспитательного процесса при обязательном дополнении его информационной и консультативной работой, практической деятельностью для развития склонностей и способностей, учащихся к труду. Таким образом, ясна актуальность данной программы.

Для овладения определенной профессией учащимся с наращениями интеллекта имеются свои особенности: необходимо постоянно повышать уровень познавательной активности учащихся и развивать их способность к осознанной регуляции трудовой деятельности.

На достижение этих задач направлены непосредственно уроки трудового обучения, где уже в начальной школе воспитываются такие качества личности как трудолюбие, настойчивость, умение работать в коллективе; уважение к людям труда; сообщаются элементарные знания по видам труда, формируются трудовые качества, проводится обучение доступным приемам труда, развивается самостоятельность в труде, прививается интерес к труду. Кроме того, у школьников младших классов (1-4 кл.) с помощью активных средств профориентационной деятельности (деловые игры, группы по «интересам, общественно полезный труд, индивидуальные собеседования и др.) необходимо формировать добросовестное отношение к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, установку на выбор профессии, развивать интерес к трудовой деятельности.

В среднем звене и старших классах организация уроков трудового обучения предполагает формирование у учащихся необходимого объекта профессиональных знаний и общетрудовых умений по различным профилям (стол. Дело, швейное дело, животноводство, с/х труд).

У подростков (5-7кл.) важно формировать осознание или своих интересов, способностей общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе. При этом будущая профессиональная деятельность выступает для подростка как способ создания определенного образа жизни, как путь реализации своих возможностей.

У школьников 8-9 классов необходимо формировать представления о профессиях народного хозяйства, перспективах профессионального рота и мастерства, правилах выбора профессии, а также умения адекватно оценивать свои личностные возможности в соответствии с требованиями избираемой профессии. Следует оказывать учащимся индивидуальную консультационную помощь выборе профессии, определять стратегию действий по освоению запасного варианта.


Цели:

  1. Изучение особенностей профессиональных предпочтений подростков коррекционной школы;

  2. Развитие у учащихся представлений о мире профессий, воспитание у них уважения к физическому и умственному труду, к разным профессиям;

  3. Формирование у учащихся способности к самоориентации, адекватности выбора профессии в соответствии со своими интересами, склонностями, физиологическими возможностями.

Задачи:

  • теоретически проанализировать исследования проблемы профессиональной ориентации и формирования профессионального самоопределения;

  • изучение специфики профессиональных предпочтений у подростков;

  • сравнить уровни адекватности профессиональных предпочтений профессиональным возможностям у учащихся;

  • наметить основные пути профориентационной работы с учащимися 9 класса, направленной на развитие у подростков способностей к профессиональному и личностному самоопределению.

Проблема выбора профессии стоит перед старшеклассниками всегда, а сейчас она становится актуальной в связи с изменениями, происходящими в нашем обществе. О множестве новых профессий школьники практически не имеют информации, да и традиционные профессии претерпевают существенные изменения. Необходимо сосредоточить внимание старшеклассников на формирование профессионально важных качеств в избранном виде деятельности, оценке своих реальных возможностей.

Чтобы подростки сориентировались в профессиональном выборе и подготовились к жизни в условиях рыночной экономики, необходимо вести профориентационную работу. Педагогам, работающим с детьми, имеющим недостатки интеллекта, следует стимулировать интерес подростков к будущему, к своей личности, своим способностям, целенаправленно развивать интерес к профессии.

Данная программа профессионального определения является комплексной по содержанию, т.к. её осуществление связано с применением различных методов профориентационной работы:

  • Элементы профинформирования во время школьных и внеклассных занятий,

  • Профдиагностика,

  • Помощь в изучении и использовании своих личных особенностей,

  • Проблемно – игровые ситуации,

  • Экскурсии,

  • Беседы,

  • Игры,

  • Консультации.

Занятия цикла объедены одной. Весь цикл данной программы делится на три блока:

1 блок – 1-4 классы

2 блок -5-7 классы

3 блок -8-9 классы.

Наиболее эффективным является вариант, когда вопросами профориентации занимается весь педагогический коллектив, включая обслуживающий персонал (повар, водитель, сторож и др.). Возможно проведение интегрированных занятий, что требует от педагогов выработки единых дидактических подходов (системность и последовательность занятий, доступность, индивидуальный подход, сознательность и активность, связь теории с практикой) и координации действий.

Отличительной особенностью программы является то, что в её реализации задействован ряд специалистов коррекционного учреждения – учителя – предметники, воспитатели, классные руководители, психолог, социальный педагог. Их деятельность комплексно направлена на достижение общей цели. Таким образом, направлениями работы п5едагогов (классных руководителей и воспитателей) являются:

1. профессиональное просвещение учащихся;

2. организация интеллектуально – познавательной деятельности в системе

дополнителного образования в рамках расширения познаний с мире

профессий;

  1. развитие творческого потенциала учащихся.

Приоритетные направления деятельности социального педагога:

  1. формирование социально необходимых знаний для правильного

профессионального выбора воспитанников;

  1. налаживание и поддержание сотрудников с районным центром

занятости населения, с отдельными учебными заведениями;

  1. оформление документации для поступления выпускников в учебные

заведения.

Главные аспекты работы педагога- психолога:

  1. знакомство учащихся с основами психологических знаний по

профессиональной ориентации;

  1. развитие мотивации самопознания, побуждение учащихся к осознанию

собственных индивидуальных особенностей;

  1. оказание содействия социальному становлению старшеклассников;

  2. коррекция некоторых личностных особенностей, препятствующих

правильному выбору профессии и успешной социально- профессиональной адаптации.

Срок реализации программы: 1 год.

Цель программы:

Подготовка учащихся к самостоятельной трудовой деятельности, через комплексное оказание содействия процессу профессионального и личностного самоопределения.

Задачи:

  • Представление информации о мире профессий, через личностное развитие учащихся на каждом возрастном этапе;

  • Изучение динамической структуры личности учащихся для осуществления коррекционного воздействия на её развитие и определение наиболее подходящей сферы трудовой деятельности;

  • Организация работы по профессиональному определению воспитанников в соответствии с интересами, медицинскими показаниями, способностями;

  • Формирование у воспитанников способности соотносить свои индивидуально – психологические особенности и возможности с требованиями выбираемой профессии;

  • Формирование трудовых навыков и умений, помогающих развитию творческих способностей;

  • Выбор проф. Училища, оказание помощи в трудоустройстве;

  • Оказать психолого-педагогическую поддержку в выборе профиля обучения и продолжения образования.

Эффективность реализации программы.

Реализация мероприятий предусмотренных программой позволит.

  • Создать систему профориентационной работы в коррекционном учреждении VIII вида;

  • Повысить компетентность учащихся о мире профессий, через активизацию их познавательной деятельности в поисках «своей» профессии;

  • Скорректировать некоторые личностные особенности старшеклассников и оказать им помощь в правильном выборе профессии;

  • Увеличить количество выпускников, продолживших дальнейшее обучение, для приобретения специальности.

Ожидаемые результаты:

  • Повышение интереса к проблеме осознанного выбора профессии, через пропаганду наиболее востребованных профессий;

  • Расширенре знаний о профессиях;

  • Обеспечение социально –профессиональной мобильности воспитанников школ – интерната;

  • Увеличение числа учащихся, продолживших обучение ПУ.

Содержание мероприятий:

  • Периодическое пополнение школьного фотоальбома ………

Основные мероприятия, направленные на реализацию программы………..

1-4 классы.

1. Уроки ручного труда:

2. Уроки чтения:

1 класс





2 класс






3 класс







4 класс






Уроки развития речи

1-4 классы

Логопедические занятия



Классные часы

1-2 классы

3-4 классы


Кружковая работа



Праздники и общешкольные мероприятия

1 -4 класс


Выставка детских работ







Карта профессионального выбора начальных классов


Первоначальное знакомство с профессиями

  • Швея

  • Столяр – плотник

  • Строительные профессии

  • Народные промыслы

  • Водитель


  • «Наш повар- кондитер в почете всегда, он вкусно готовит, он мастер стола» - экскурсия, беседа с поварами.

  • Учитель

  • Плотник

  • «Наш водитель неплохой – наш водитель- золотой» - встреча – беседа с шофером.

  • «Парикмахер всем нам нужен- это мастер красоты» - встреча – беседа, экскурсия в парикмахерскую.

  • «Не очень плохо уметь торговать, продавец вас научит товар выбирать» - экскурсия в магазин.

  • Животновод

  • «Он мастер от бога- умелый портной, раскрой и пошив – вот конек золотой»- встреча- беседа с портным, экскурсия в школьную мастерскую.

  • Столяр

  • Механизатор

  • Обувщик; Почтальон; Фармацевт; Рабочий; Овощевод.

  • Дворник, сторож.

Закрепление знаний о профессиях

  • Работники сельского хозяйства

  • Рабочие заводов и фабрик


Приобретение начальных навыков прикладного мастерства


  • «Все работы хороши – выбирай на вкус»

  • «Труд – всему голова»

  • «Наша группа и Я - умелая семья»

  • «Декада труда»


  • Все умеют наши ручки» (поделки из бросового материала);

  • «Профессии наших родителей» (рисунков);

  • «Народные промыслы нашего края» (поделки);

  • «Проектный рисунок «Моя будущая профессия».




5-7 классы

Уроки трудового обучения:

Столярное дело

Сельскохозяйственный труд

Швейное дело

ОПТ



Уроки чтения:

5 класс

6 класс

7 класс





Уроки истории и географии

7 класс






Социально - бытовая ориентировка

5 класс

6класс

7класс


Коррекционные занятия


Кружковая работа


Классные часы

5 класс

6класс

7класс





Праздники и общешкольные мероприятия

5-7 класс



Декада труда



Выставка детских работ


Карта профессионального выбора среднего звена

Первичный выбор профессии

  • Плотник, столяр, резчик по дереву;

  • Полевод, механизатор, садовод, овощевод, животновод;

  • Швея, портной, закройщик

  • Первичное знакомство с профессиями: Цветовод, садовод, столяр, мастер машинного доения;

Расширение знаний о мире профессий

  • Хлебороб, профессии цирка, музыкальные профессии.

  • Строитель, продавец, водитель, композитор.

  • Дрессировщик, кинолог, военный, учитель.


  • «Ремесла восточных славян», «Ремесла Новгородской земли»;

  • Население нашей Родины и его основные занятия; Растениеводство и животноводство, их специализация; Добыча и переработка полезных ископаемых.


  • Повар, кондитер, продавец, водители наземного общественного транспорта.

  • Почтальон.

  • «Водный транспорт».

  • Телеграфист.

  • «Воздушный транспорт».



  • Совершенствование навыков прикладного мастерства

  • Помощник воспитателя, печник.

  • Воспитатель, каменщик.

  • Работник народного образования, штукатур - маляр

  • Каким я буду; Умение сотрудничать; Люди и работы.


  • Праздник урожая

  • Умелые руки не знают скуки

  • Экономическая игра

  • Конкурсы профессионально мастерства

  • Олимпиады по трудовому обучению

  • Профессиональные экскурсии

  • Конкурс защиты профессий



  • Швейного мастерства

  • Столярного мастерства


  • Анкета «Моя будущая профессия».

8-9 классы








Уроки трудового обучения:


Столярное дело



Сельскохозяйственное дело



Швейное дело






ОПТ




Уроки истории и географии

8 класс






9 класс




Уроки граждановедения:

8 класс



9 класс



Социально – бытовая ориентировка

8 класс


9 класс





Кружковая работа


Классные часы

8 класс





9 класс








Встречи с психологом






Профконсультации социального педагога





Праздники и общешкольные мероприятия

8-9 класс


Выставка творческих работ


Родительские собрания


Карта профессионального выбора старших классов



Профессиональное самоопределение, приобретение профессиональных навыков, изучение учебно-трудовых возможностей учащихся.

Законодательство по охране труда. Правила и инструкции по безопасности труда на рабочих местах.


  • Работа берестой, сборщик мебели, мастер общестроительных работ.

  • Изготовление одежды в швейной промышленности; Цеха на швейной фабрике; Общее представление об организации труда на швейной промышленности; Цеха на швейной фабрике; Общее представление об организации труда на швейной фабрике; Оплата труда швеи – мотористки.

  • Первичное овладение с профессиональными навыками; дворник, прачка, младший обслуживающий персонал.

  • Ремонт школьной мебели, изготовление с/х инвентаря.


  • Быт и традиции вольных казаков; Строительство Московского кремля.

  • Особенности развития сельского хозяйства; Промышленное развитие России

  • Жизнь и быт людей в новых экономических условиях; Освоение целины; Освоение космоса.

  • Сельское хозяйство Центральной России; Промышленность Центральной России;

  • Транспорт.


  • Занятость и трудоустройство в России; Трудовой договор; Заработная плата; Условия Труда несовершеннолетних; Служба занятости и её роль в государстве; Социальное обеспечение граждан.

  • Мир твоих увлечений; Мои склонности; 1000 профессий; экскурсия в училище.


  • Милиционер, работники дополнительного образования; Учреждения и отделы по трудоустройству; Оформление на работу;

  • Профессии работников бытового обслуживания; Документы, необходимые для поступления на работу; Деловые бумаги, правила их составления.


Работа в творческих мастерских.

Изготовление изделий для нужд школы

  • «Кем быть?», «Призвание. Как его найти?»;

  • «Куда пойти учиться?», «профессиональные праздники».

  • «Мир профессий».

  • Анкета «мои профессиональные планы».

  • Карта интересов

  • Профессиональный тип личности.

  • Психологическая суть жизненного и профессионального самоопределения. Мои сильные и слабые стороны.

  • Мой темперамент и моя будущая профессия.


Профессиональные просвещения учащихся

  • Памятка несовершеннолетнему работнику.

  • Мои жизненные ценности. Развитие умения по принятию решений.



  • Что вы знайте о ЦЗН?

  • Возможности получения профессионального образования в нашем регионе.

  • Тебе о законе.


  • День открытых дверей

  • Праздник урожая

  • Защита профессий



  • Швейного мастерства

  • Столярного дела


  • «Дорога в жизнь»


  • Анкета «мои профессиональные планы».

  • Карта профессионального выбора.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
программа профориентационной работы в коррекционной школе

Автор: Власова Лариса Валерьевна

Дата: 30.05.2016

Номер свидетельства: 331348

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(251) "ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА И ПУТИ ИХ СОЦИАЛИЗАЦИИ В ОБЩЕСТВО В НАЗАРОВСКОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДА "
    ["seo_title"] => string(156) "proforiientatsionnaia-rabota-s-diet-mi-s-narushieniiem-intielliekta-i-puti-ikh-sotsializatsii-v-obshchiestvo-v-nazarovskoi-korriektsionnoi-shkolie-viii-vida"
    ["file_id"] => string(6) "116308"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1412412838"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА «ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА В СТАРШИХ КЛАССАХ  КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ» "
    ["seo_title"] => string(96) "mietodichieskaia-rabota-proforiientatsionnaia-rabota-v-starshikh-klassakh-korriektsionnoi-shkoly"
    ["file_id"] => string(6) "197041"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1428162624"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "программа по профориентации воспитанников коррекционной школы- интерната VIII вида"
    ["seo_title"] => string(80) "proghrammapoproforiientatsiivospitannikovkorriektsionnoishkolyintiernataviiivida"
    ["file_id"] => string(6) "268405"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1450625464"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Программа  социально педагогического сопровождения  детей «группы риска»"
    ["seo_title"] => string(75) "proghrammasotsialnopiedaghoghichieskoghosoprovozhdieniiadietieighruppyriska"
    ["file_id"] => string(6) "292192"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1455248795"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "План воспитательной работы в 1 классе по ФГОС "
    ["seo_title"] => string(47) "plan-vospitatiel-noi-raboty-v-1-klassie-po-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "228364"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1441271325"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства