kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа внеурочной деятельности в 5 -9 классе "Моя семья"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа  внеурочной деятельности рассчитана на учащихся 5- 9 классов. Реализация программы способствует решению ряда задач - от развития познавательной активности учащихся до  формирования навыков архивной работы.Кроме того. реализация данной программы  (семьи как объекта изучения) позволяет детям знакомиться с методологией целого ряда исторических дисциплин – этнографией, нумизматикой. Знакомство с историей своей семьи позволит детям полнее понять и проследить процессы общественного развития государства, отдельного народа, «малой родины» в целом, уяснить общность исторических судеб разных народов, живущих в едином мире и составляющих его неотъемлемую часть.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности в 5 -9 классе "Моя семья"»

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Плотниковская основная общеобразовательная школа»













«МОЯ СЕМЬЯ»

(Проект программы внеурочной деятельности в 5 -9 классе)











Составитель: Никифорова Елена Ивановна,

учитель истории

МБОУ «Плотниковская ООШ»



-

Колычево

2015



Содержание

1. Пояснительная записка 3- 6

2. Тематическое планирование 7 -11

3. Основные понятия 12-13

4. Список литературы 14



































Пояснительная записка

В настоящее время воспитание уважения к стране, ее прошлому и настоящему является одной из важнейших задач государства в целом и системы образования в частности. Это один из важнейших инструментов осуществления государственной политики. Изучение истории семьи как частицы прошлого и настоящего позволяет прививать уважение не только к историческому прошлому страны, но и каждому конкретному человеку - творцу этой истории. Знакомство с историей своей семьи позволит детям полнее понять и проследить процессы общественного развития государства, отдельного народа, «малой родины» в целом, уяснить общность исторических судеб разных народов, живущих в едином мире и составляющих его неотъемлемую часть. Такое понимание неразрывного единства исторических судеб разных народов способствует формированию толерантности мышления школьников и историчности восприятия окружающего мира.

Кроме того, исследование конкретного объекта окружающей действительности (семьи как объекта изучения) позволяет детям знакомиться с методологией целого ряда исторических дисциплин – этнографией, нумизматикой, архивистикой, генеалогией и т. д. При этом дети учатся «добывать» и анализировать информацию, критически ее оценивать и систематизировать. Это способствует не только формированию общеучебных навыков (анализ, систематизация и обобщение, выделение главного и существенного), но и помогает осуществлению целого ряда воспитательных задач – воспитание патриотизма, толерантности, укрепляет духовную связь разных поколений.

Цели программы:

1. Помочь ребенку увидеть себя и своих близких в зеркале истории всей страны. Показать общность исторических судеб семьи и страны в целом.

2. Помочь ребенку проследить «свои корни» увидеть их неповторимость и своеобразие, а как же выявить сходство и общность людей, живущих в одной исторической действительности.

3.Способствовать воспитанию толерантности по отношению к людям другой национальности, религии, социальной среды. Учить видеть взаимозависимость и взаимообогащение различных культур.

4.Способствовать формированию благоприятного климата в семье, возрождению культуры общения людей различных поколений.

5. Способствовать воспитанию уважения к своим предкам, «малой родине», стране в целом.

6. Способствовать сплочению школьного коллектива в ходе практической деятельности, объединенной общими целями и задачами.

7.Учить видеть необычное и своеобразное в привычном окружающем мире; рассматривать обыденное как объект изучения и анализа.

8.Знакомить ребят с методологией комплекса исторических дисциплин, то есть учить «ремеслу историка»

Работа в рамках программы «Моя семья» способствует формированию следующих умений и навыков:

1. Усваивать навыки культуры общения и умения устанавливать психологический контакт с людьми различных возрастных групп.

2.Развивать умение воспринимать и передавать жизненный опыт поколений, использовать его в повседневной жизни.

3.Учить находить, отбирать и исследовать наиболее значимые объекты окружающего мира.

4. Овладевать навыками научного исследования различных объектов, оформления документации, «представления» находок и документов (исторических источников).

5. Учиться «ремеслу историка», используя методологию наук обществоведческого цикла.

6. Приобретать и совершенствовать навыки работы с различными источниками с постепенным углублением степени извлечения полезной информации.

Программа рассчитана на школьников среднего звена (6 – 8 классы, 1-3 уровень формирования исторического сознания школьников).

Работа по этой программе позволяет осуществлять межпредметные связи с целым рядом учебных дисциплин – географией, обществознанием, литературой. Программа предусматривает различные варианты работы учащихся – индивидуальные консультации, практические занятия, беседы, выполнение творческих работ.

Активное участие ребят в исследовании своей семьи, «малой родины», способствует воспитанию их гражданской позиции, помогает успешной социализации личности ребенка на разных этапах ее становления.

Работа по программе охватывает различные аспекты анализа и способствует формированию целостного представления о предмете исследованиях.

Знакомство с культурой народов помогает формированию эстетического вкуса и творческих способностей детей.

В результате работы по программе «Моя семья» ребенок имеет представление:

1. О возрастном, этническом, социальном составе семьи, ее происхождении и истории.

2. О жизненном пути членов семьи, их участии в жизни страны и региона.

3. О традициях, культуре «малой родины» и семьи как ее части.

4. О единстве исторических судеб различных этносов страны; понимает, что только совместная деятельность всех народов страны, всех ее граждан делает Россию единым и сильным государством.

Обучающийся умеет:

1. Осуществлять самостоятельный поиск необходимой информации;

2. Выделять главное и существенное в большом потоке информации, критически ее осмыслять и усваивать;

3. Описывать различные стороны объекта исследования;

4. Сравнивать данные разных источников информации и делать выводы из этого сравнения;

5. Использовать данные разных источников и методологию различных отраслей знания для всестороннего изучения объекта;

6. Устно и письменно излагать большой объем информации.











































Тематическое планирование


№ п/п


Название темы


Содержание работы


Формы контроля


1

Введение. Что нового мы узнали за лето.

Опрос – беседа о новых данных, полученных школьниками по истории семей и деревни в целом.

Мини – сочинение «А у нас…».


2 - 3

Методика сбора информации.

Напоминаем правила сбора информации, уточняем формы опросников, распределяем объекты изучения, вспоминаем основные понятия и виды источников.


Составить план изучения объекта.


4.


Генеалогия семьи


Консультация по плану описания семьи и составления генеалогического древа семьи


«Генеалогическое древо» семьи.


5.

Как пишется история

«Срез дня» деревни. Выяснить значимые факты одного дня своей семьи, деревни, Сопоставить их с днем района, области, страны.



6

Вещи в истории семьи.

Выяснить, какие предметы называются «реликвиями», что из вещей, хранящихся дома можно назвать реликвиями.

Мини – сочинение «Наши реликвии».


7

О чем рассказывают вещи.

Составление музейной карточки – паспорта; анализ полученной информации (внешний и внутренний)

Составить карточку – паспорт на домашнюю реликвию.


8


Что такое «семья».

Выяснить, что мы называем семьей; указать, что сплачивает семью. Подчеркнуть неповторимый облик каждой семьи. Этнический и социальный состав семьи.

Эссе «Что такое семья»


9

Портрет семьи.

Напомнить план описания семьи как объекта изучения. Разъяснить, что такое семейные ценности. Выяснить, какие факторы влияют на облик семьи.



10

Наша семья.

Понятия герб, геральдика, девиз.

Нарисовать герб семьи; придумать девиз семьи. Объяснить, что они означают.


11

Наша семья.

«Представление семьи» с учетом собранного материала. (генеалогического древа», герба, девиза, карты расселения родственников)

Устный журнал «Наши семьи»


12 -13

«История семьи в истории страны»

Что такое «биография» и «автобиография». Выяснить, что знают дети о биографии своих родителей, старших членов семьи.

Составить биографию своих родителей и автобиографию.


14

«Наши близкие и родные»

Выяснить, что знают дети о своих родственниках, их жизненном пути. Выяснить. что такое «род», «клан», «корни семьи».

Составить биографию одного из родственников.


15 - 16

История страны в судьбах семьи.

Проследить, какие факты истории страны отразились в судьбах ребенка, семьи. родственников. Познакомить детей с основными этапами истории страны XX в., оказавшими влияние на судьбы всего народа.

Подготовить рассказ о родственнике, в чьей судьбе отразилось какое – либо событие истории страны XX в.


17 - 18

О чем рассказывают люди.

Что такое «Интервью». Инструктаж по теме «Как взять интервью». Напомнить правила общения, беседы.

Практическое занятие «Интервью с одноклассником»

Интервью с членом семьи или родственником, знакомым.


19 -20

Люди и судьбы.

Выяснить, кто из жителей деревни может рассказать о различных аспектах жизни деревни, района.

Составление плана беседы (опросника).

Мини – сочинение о ком – либо из жителей деревни.


21

Наша веселая деревня

Напомнить виды источников информации – материальные и духовные. Понятие «фольклор», его виды.

Беседа со старшими членами семьи «Игры моих родителей». Записать одну из игр.


22 - 23

Фольклор нашего села.

Песня как источник. Выяснить, какие народные песни знают дети. Частушка как источник информации. Темы частушек, пословицы и поговорки, народные приметы.

Записать любимую народную песню старшего родственника.

Записать частушки, приметы, поговорки.


24

Праздник в семье.

Выяснить. какие праздники отмечают в семьях деревни, как они проходят, какие традиции проведения праздников существуют в семье.

Рассказ «За что я люблю этот праздник».


25

Праздник на столе.

Узнать, что готовят к празднику. Любимые блюда семьи. Меню разных национальностей.

Записать «фирменный рецепт» семьи.


26.

За праздничным столом.

Познакомить детей с кухней различных нардов деревни, традициями и обрядами проведения праздников.



27 - 28

Мастера.

История костюма, орнамента как отражение истории народов.

Особенности русского костюма. Вышивка, орнамент. Национальные костюмы представителей народов деревни.

Рассказать о национальном костюме вашего народа. (Этническая принадлежность семьи). Нарисовать (или описать) костюм народа.


29

Хобби членов семьи.

Что такое «хобби». Выяснить, кто из детей и их родственников имеет хобби, в чем оно заключается.

Рассказать о любимом занятии родственников или своем хобби. Показать образцы работ.


30 -31

«Живой мир» в нашей семье.

Выяснить, какие животные и растения «обитают» в семье. Их происхождение, виды, характер.

Подготовить рассказ и нарисовать «живой мир» семьи.


32 -33

Оформление работ.

Продолжить формирование навыков работы с краеведческим материалом. Учить основам музееведения.

Закончить оформление подборки материалов по теме «Моя семья».


34

Итоговое занятие. Что нового мы узнали о своей семье.

Подвести итоги работы. Напомнить правила сбора информации по краеведению

Продолжить сбор материалов по истории семьи.





















Основные понятия

Автобиография

Архив

Архивистика

Биография

Интервью

Генеалогия

Генеалогическое древо

Герб

Геральдика

Девиз

Клан

Источник

Исторический источник

Информация

Клан

Костюм

Краеведение

Лингвистика

Музей

Музееведение

Музейный паспорт

Народ

Нумизматика

Опросник

Поговорка

Пословица

Род

Семья

Традиция

Фалеристика

Фольклор

Хобби

Частушка

Хобби

Этнография

Этнос








Литература


1. Данилов А. А. История России, XIX – начало XX века. 9 класc: учебник для общеобразовательных учреждений [Текст]/ А. А. Данилов, Л. Г. Косулина, М. Ю. Брандт. – 7-е изд. – М.: Просвещение; 2010. – 382 с.

2. В. А. Зверев, А. С. Зуев, Ф. С. Кузнецова. История Сибири, ч. II, Учебное пособие для 8 класса учебных заведений [Текст] /Новосибирск,- «Инфолио», 2006, - 384 с.

3. Кацюба Д. В. История Кузбасса. Краеведческое пособие для учащихся 7 – 10-х классов.[Текст] /Кемерово, - Кемеровское книжное издательство, 1983.- 192 с.

4. Историческая энциклопедия Кузбасса, т. 1.[Текст]/ Познань. «Штама» 1996. – 380 с.

5. В. Шабалин. Тайны имен земли Кузнецкой.[Текст] /Новосибирск, «Наука». -1994,- 201 с.

6. Д.В. Кацюба, Р. В. Николаев. Этнография народов Сибири.[Текст]/ Кемерово, редакционно – издательский кабинет облИУУ. -1994, 201 с.

7. Л. И. Соловьев. Живи, кузнецкая земля![Текст]/Кемерово, - Кемеровский полиграфический комбинат, - 1997, 250 с.











Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Программа внеурочной деятельности в 5 -9 классе "Моя семья"

Автор: Никифорова Елена Ивановна

Дата: 18.01.2016

Номер свидетельства: 278523

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(187) "Рабочая программа внеурочной деятельности «Родное слово» по  родному (татарскому) языку и литературе "
    ["seo_title"] => string(107) "rabochaia-proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-rodnoie-slovo-po-rodnomu-tatarskomu-iazyku-i-litieraturie"
    ["file_id"] => string(6) "229975"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1441922212"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Программа внеурочной деятельности "Я - гражданин России" 3 класс "
    ["seo_title"] => string(69) "proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-ia-ghrazhdanin-rossii-3-klass"
    ["file_id"] => string(6) "237231"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1444247702"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(191) "Программа организации внеурочной деятельности учащихся начальных классов  в рамках внедрения ФГОС НОО "
    ["seo_title"] => string(120) "proghramma-orghanizatsii-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-uchashchikhsia-nachal-nykh-klassov-v-ramkakh-vniedrieniia-fgos-noo"
    ["file_id"] => string(6) "225184"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1439474394"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Организация внеурочной деятельности"
    ["seo_title"] => string(45) "orghanizatsiia-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-1"
    ["file_id"] => string(6) "248360"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446718221"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Программа внеурочной деятельности "Занимательный английский""
    ["seo_title"] => string(58) "programma_vneurochnoi_deiatelnosti_zanimatelnyi_angliiskii"
    ["file_id"] => string(6) "587371"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1632414177"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства