Просмотр содержимого документа
«"Программированное обучение плаванию" методические рекомендации»
Муниципальное бюджетное учреждение образования
«Центр диагностики и консультирования»
Программированное обучение плаванию
(методические рекомендации)
Исполнитель:
Лобанова Юлия Юрьевна,
Методист физической культуры
МБОУ «ЦДиК»
Березовский 2017
Пояснительная записка
При программированном обучении учебный процесс строится по определенной программе, предусматривающей наиболее рациональное расчленение учебного материала на небольшие части (например дозы, шаги, кадры) и непрерывное получение обучающим и обучаемым информации о качестве усвоения каждой из них.
Программированное обучение движениям предусматривает такой способ обучения, при котором должен быть исключен нерациональный подбор упражнений. В связи с этим сокращается путь к выработке стабилизированного навыка.
В программированном обучении выделяются следующие основные положения:
- наличие обучающей программы
- расчленение обучения на этапы (дозы)
- оперативный контроль и самоконтроль за выполнением движений и заданий.
Программированное обучение может осуществляться либо с помощью специальных учебников, пособий (безмашинный метод), либо с помощью обучающих устройств (машинный метод).
Таким образом, программированное обучение в плавании основано на подаче обучаемому строго определенной порции задания (информации) учебного материала, возможности срочного осуществления обратной связи при выполнении движений и внесения в них необходимых поправок и логической последовательности разучивания упражнений и способов плавания.
Предлагаемая последовательность разучивания способов плавания «брасс-дельфин – кроль на спине - кроль на груди» объясняется важностью быстрого приобретения прикладных навыков плавания, возможностью создания разносторонней плавательной базы.
Данные методические рекомендации составлены на основе программы программированного обучения плаванию Семенова Ю.А. с использованием программных установок, тренажеров и других ТСО. Но так как большинство бассейнов не имеет подобного оборудования, в этой разработке подобраны, методы и средства обучения без использования ТСО.
Содержание излагаемых занятий пригодно для группового и для индивидуального обучения взрослых и детей в бассейнах и на открытых водоемах. Возможно использование как всего материала практических занятий, так и по выбору для разучивания отдельных способов плавания.
В процессе обучения главное внимание обращается на освоение рациональных движений. Поэтому сведен до одного занятия период для освоения с водой, причем в пего включены лишь самые эффективные упражнения для разучивания и освоения. Начиная со второго занятия, обучаемые приступают к разучиванию техники плавания. При этом, когда начинает разучиваться новый способ плавания, сразу же на первом занятии изучается согласование движений рук, ног и дыхания, что способствует получению обучаемыми целостных представлений о полной координации движений и дыхания, ощущений, а также проявлению индивидуальных способностей. Это позволяет руководителю занятий (тренеру, инструктору и др.) осуществлять в последующем более дифференцированный подход в обучении.
Таким образом, программированное обучение позволяет значительно эффективнее использовать время, отводимое для занятий по плаванию.
Структура методических рекомендаций
В данных рекомендациях начинается обучение с техники способа плавания брасс. Это обусловлено тем, что при том, что брасс, уступая по скорости другим способам, занимает первое место по своей прикладности. Овладев способом брасс, можно при минимальных затратах сил долго плавать и держаться на воде, нырять, транспортировать в воде пострадавших людей, плавать в одежде и при большой воде.
Как показала многолетняя практика, когда брасс разучивается первым, прикладные навыки формируются у большинства обучаемых. При этом у юных пловцов на начальном этапе обучения создается необходимая разносторонняя плавательная база.
При последовательности, когда брасс разучивается третьим или четвертым способом, он усваивается в курсе начального обучения очень немногими, ввиду чего обучаемые не имеют достаточной базы для разносторонней плавательной подготовки. Это объясняется следующим. Формирование навыка в кроле и дельфине строится на очень близких двигательных структурах (особенно в движении ног), что облегчает их усвоение. В этих случаях имеет место положительный перенос навыка. При этом характерным является подошвенное сгибание стопы, т. е. положение оттянутого носка. При обучении же брассу, где важнейшим элементом техники является движение ног, для правильного выполнения ими толчка требуется, наоборот, не подошвенное, а тыльное сгибание стопы, т. е. положение взятого на себя носка. Разучивание такого положения стопы на основе ранее приобретенных двигательных структур обычно затруднительно и требует полной их переделки. Здесь имеет место явление отрицательного переноса навыка, что мешает обучаемому освоить правильное положение ног брассом и приводит к длительным срокам обучения.
Обучение плаванию начиная с брасса позволяет в процессе первоначального обучения сформировать прикладные навыки плавания и не вызывает затруднений в освоении всех остальных способов.
В связи с изложенным выше, наибольшее число занятий отводится в данной книге на обучение способу брасс. После освоения брасса предлагается разучивать упрощенный вариант способа дельфин, когда руки выполняют гребок в воде. Обучаемый, владея к этому времени навыком согласования движений рук с дыханием в способе брасс, легко осваивает технику волнообразного движения телом при плавании дельфином. В дальнейшем этот способ разучивается с проносом рук по воздуху. Затем осваивается кроль на спине, в движении ног которого имеются двигательные структуры, сходные с движением ног в дельфине. Кроль на спине на этапе первоначального обучения не требует особенно четкого согласования движений рук с дыханием и поэтому не представляет большой сложности в обучении. На основе кроля на спине в дальнейшем разучивается кроль на груди, так как эти способы близки по структуре движений, особенно движений ног. К этому времени обучаемый имеет уже определенный двигательный багаж, который позволяет ему за короткое время освоить и этот способ.
С целью совершенствования в ранее изученных способах плавания в конце разучивания каждого из них, начиная с дельфина, на занятиях дается комплексное плавание.
Обучение каждому способу строится в такой последовательности: от ознакомления с отдельными элементами техники и их разучивания до разучивания техники всего способа в целом сразу же на первом занятии. Это позволяет, во-первых, ознакомить обучаемых с полной координацией движений и увидеть наиболее способных в двигательном отношении детей (предпосылка к ориентации для дальнейших занятий их плаванием), во-вторых, определить обучаемых, у которых двигательные способности к овладению навыками плавания очень слабые. Такой дифференцированный подход в обучении дает возможность руководителю занятиями лучше управлять учебным процессом, подбирать наиболее эффективные педагогические приемы, упражнения индивидуально для каждого обучаемого, что способствует успешному овладению навыками плавания. В дальнейшем на каждом занятии идет процесс совершенствования в выполнении элементов техники и способа в целом.
Последовательность в обучении элементам техники движений следующая: вначале разучиваются, как правило, движения ног и их согласование с дыханием, затем движения рук и их согласование с дыханием, и, наконец, согласование движений рук и ног с дыханием. Исключение составляет брасс, где обучение начинается сразу с согласования движений ног и рук, что вполне доступно в связи с возможностью раздельного разучивания такого согласования. После освоения техники брасса и кроля разучиваются варианты простейших поворотов. Материал практических занятий, как ясно из изложенного выше, рассчитан на разучивание четырех спортивных способов плавания.
Обучение без применения технических средств включает 36 занятий. Из них 1 занятие посвящается проверке исходной плавательной подготовленности и разучиванию упражнений для освоения с водой; 12 занятий — разучиванию брасса; 4 занятия — разучиванию дельфина; 8 занятий—разучиванию кроля на спине; 8—разучиванию кроля на груди; 2 занятия — совершенствованию всех разученных способов плавания. На последнем занятии проводится проверка результатов обучения. Так как большинство программ по физической культуре для образовательных учреждений отводят на обучение плаванию 12-16 часов, учителю предлагается разбить материал на 3 учебных года, а в последующем проводить занятия направленные на совершенствование изученных способов.
Независимо от форм, методик обучения каждое занятие по плаванию включает: подготовительную, основную и заключительную части.
Подготовительная часть (10—15 мин) проводится на суше. В нее входят: построение, расчет занимающихся, объяснение содержания занятий, выполнение имитационных упражнений по технике плавания. Для этого используется часть времени, отводимого для упражнений в воде. Упражнения выполняются по командам руководителя или самостоятельно. Для ознакомления с содержанием занятия при индивидуальном обучении подготовительная часть может составлять (как и при обучении с использованием тренажера) 20—30 мин.
Для ознакомления с выполнением имитационных упражнений могут использоваться плакаты по технике плавания.
Наилучшим и. п. для выполнения движений будет положение лежа на скамейки. Если же скамейки нет, можно выполнять упражнения, принимая различные и. п. в зависимости от разучиваемых способов плавания, например при разучивании движений рук в кроле на спине, согласования движений рук, ног с дыханием в кроле на спине, дельфине—и. п. стоя движений рук в кроле на груди, брассе, дельфине, согласования движений рук, ног с дыханием в кроле на груди, в брассе — и. п. стоя, наклонившись вперед при разучивании движений ног в дельфине — и. п. стоя на одной ноге ; в кроле на спине и на груди, в брассе — и. п. лежа и полулежа. Имитацию техники поворота следует выполнять у неподвижной опоры (стены, щита и др.) или с партнером, повернув его к себе спиной.
Основная часть (30—35 мин) проводится в воде. В начале этой части осуществляется показ основных упражнений в воде. В ходе занятия руководитель показывает упражнения, имитирующие технику плавания. После показа он выполняет часть движений вместе с обучаемыми. Упражнения, их последовательность, способы разучивания, время выполнения, количество повторений те же, что при обучении с тренажером. Иными являются лишь и. п. для выполнения упражнений. Например, для разучивания движений ног в условиях водной станции, бассейна обучаемый: принимает такое и. п.: держась одной рукой за бортик-поручень, сливной желоб, другой упираясь в бортик или касаясь его кистями, ноги вытянуты; на занятиях в условиях открытого водоема, бассейна (на мелком месте) — лежа с упором руками в дно, ноги вытянуты ; для разучивания движений рук на мелком: месте — стоя, наклонившись вперед, руки вытянуты в воде; для разучивания согласования движений с дыханием — лежа на воде.
Заключительная часть (2—3 мин) проводится на суше. Ее содержанием
Прежде чем приступить к занятиям по плаванию, необходимо хорошо изучить меры безопасности на воде. В дальнейшем следует строго их выполнять. Самыми рациональными формами обучения являются групповые занятия, позволяющие соблюдать все условия и требования педагогического процесса и мер безопасности.
Наиболее удобны для начального обучения мелководные ванны, мелкая часть бассейнов и открытых водоемов.
В начале занятий на открытых водоемах температура воды для детей должна быть не ниже 20°С, для взрослых — не ниже 18°С, температура воздуха — соответственно на 5°С выше. Время пребывания в воде должно увеличиваться постепенно — с 5—7 до 30—40 мин.
Желательно, чтобы обучение плаванию проводилось с однородными по своему составу учебными группами. Поэтому комплектование их должно осуществляться с учетом результатов исходной плавательной подготовленности. В учебную группу не умеющих плавать следует относить тех, кто не умеет плавать совсем или проплывает не более 5 м; в учебную группу слабоплавающих — тех, кто не может проплыть 25 м; в учебную группу умеющих плавать — тех, кто может проплыть 25 м и более любым способом. В том случае, если приходится проводить занятия с неоднородной группой, нужно разделить ее на две части — не умеющих плавать (сюда же входят и слабоплавающие) и умеющих плавать.
Представленный план – график занятий дает возможность учителям и преподавателям строить процесс обучения плаванию на основе программированного обучения и дает представление о методике обучения.
Планирование.
Поурочный график курса начального обучения 36 часов
Учебный материал
Номер занятия
1
2
3
4-5
6-9
10-12
13-15
16
17-25
26-34
35
36
I. Проверка исходной плавательной подготовленности и разучивание упражнений для освоения с водой:
- ознакомление с мерами безопасности на воде
-ознакомление с техникой спортивных способов плавания
-проверка исходной плавательной подготовленности
-упражнения для освоения с водой
II. Обучение плаванию способом брасс:
-согласование движений ног с дыханием
-согласование движений рук с дыханием
-согласование движений рук и ног с дыханием
III. . Обучение плаванию способом дельфин (баттерфляй):
-согласование движений ног с дыханием
-согласование движений рук с дыханием
-согласование движений рук и ног с дыханием
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
Учебный материал
Номер занятия
1
2
3
4-5
6-9
10-12
13-15
16
17-25
26-34
35
36
IV. Обучение плаванию способом кроль на спине :
-согласование движений ног с дыханием
-согласование движений рук с дыханием
-согласование движений рук и ног с дыханием
V . Обучение плаванию способом кроль на груди:
-согласование движений ног с дыханием
-согласование движений рук с дыханием
-согласование движений рук и ног с дыханием
VI. Обучение технике поворотов
VII. Обучение технике спадов в воду.
VIII. Комплексное плавание
IX. Совершенствование в способах плавания
+
+
+
+
+П
+
+
+
+П
+
+
+
+
+ П
П - обозначены занятия, на которых проводится проверка результатов обучения плаванию.
Планы – конспекты занятий
ЗАНЯТИЕ 1
Содержание: 1. Ознакомление с правилами поведения и мерами безопасности на воде. 2. Ознакомление со спортивными способами плавания. 3. Проверка плавательной подготовленности обучаемых. 4. Разучивание упражнений для освоения с водой.
Место проведения: бассейн, открытый водоем.
Оборудование и инвентарь: а) поддерживающие средства, плавательные доски, шест-указка (дюралевая труба диаметром 25— 30 мм, длиной 2 — 2,5 м)
ЗАНЯТИЯ 2 и 3
Содержание: 1. Ознакомление со способом плавания брасс.
Разучивание согласования движений рук, ног и дыхания способом брасс.
Плавание брассом.
Место проведения: бассейн, открытый водоем.
Оборудование и инвентарь: а) поддерживающие средства, плавательные доски, шест-указка,
Содержание: 1. Повторение движений ногами и согласования их с дыханием. 2. Разучивание движений руками с дыханием.
ЗАНЯТИЯ 10 и 12
Содержание: 1. Повторение согласования движений ног с дыханием. 2. Повторение согласования движений рук с дыханием. 3. Повторение согласования движений рук и ног с дыханием. 4. Разучивание поворота.5.Контрольное проплывание дистанции.
ЗАНЯТИЕ 13 и 15
Содержание: 1. Разучивание согласования движений туловища и ног способом дельфин. 2. Разучивание согласования движений ног с дыханием. 3. Разучивание согласования движений рук, ног с дыханием (упрощенный вариант).
ЗАНЯТИЕ 16
Содержание: 1. Повторение согласования движений туловища и ног с дыханием способом дельфин. 2. Разучивание согласования движений рук с дыханием. 3. Разучивание согласования движений туловища, ног, рук с дыханием.
ЗАНЯТИЕ 17-25
Содержание: 1. Разучивание движений ног способом кроль на спине. 2. Разучивание согласования движений рук и дыхания. 3. Разучивание согласования движений рук, ног и дыхания. 4. Контрольное проплывание дистанции.
ЗАНЯТИЕ 26 - 34
Содержание: 1. Разучивание согласования движений ног с дыханием способом кроль на груди. 2. Разучивание согласования раздельного движения рук с дыханием. 3. Разучивание согласования движений рук, ног с дыханием. 4. Проплывание контрольной дистанции.
ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА, ПРОВЕРКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ
ЗАНЯТИЕ 35
Содержание: 1. Повторение согласования движений ног с дыханием во всех 4 способах плавания. 2. Повторение согласования движений рук, ног с дыханием в 4 способах плавания. 3. Плавание избранным и остальными способами плавания (на возможно большее расстояние).
Место проведения: мелкая часть бассейна, открытого водоема.
ЗАНЯТИЕ 36
Содержание: 1. Повторение согласования движений рук, ног с дыханием во всех 4 способах плавания. 2. Проверка результатов обучения по контрольным нормативам.
Место проведения: мелкая часть бассейна, водной станции , открытого в
Заключение.
В данной методической рекомендации не даются конкретные упражнения для разучивания техники плавания на занятии, но каждый учитель или инструктор, в зависимости от оснащения бассейна, собственного опыта, подготовки учащихся и наличии инвентаря, сможет подобрать для обучения необходимые и наиболее продуктивные из них.
ЛИТЕРАТУРА
Альмяшев С. С, Семенов Ю. А. Об обучении спортивным способам плавания. Тезисы докладов итоговой научной конференции за 1979 г. Под редакцией Г. Л. Антипова. Л., изд. ВДКИФК, 1980.
Булгакова Н. Ж- Обучение плаванию в школе. М., «Просвещение», 1974.
Гальперин П. Я., Талызина Н. Ф. Формирование знаний и умения на основе теории поэтапного усвоения умственных действий. М., изд. Московского университета, 1968.
Дорошенко Ю. П., Дорошенко И. В. Определение плавательной подготовленности населения в целях разработки системы нормативных оценок. «Теория и практика физич. культуры», 1981, № 3.
Каунсилмен Д. Наука о плавании. М., ФиС, 1972.
Коробков А. В., Талышев В. М. Особенности координации в водной среде. «Теория и практика физич. культуры», 1969, № 10.
Плавание. Учебник для институтов физической культуры. Под редакцией Н. Ж- Булгаковой. М., ФиС, 1979.
Семенов Ю. А. Программированное обучение с использованием технических средств при отборе юных пловцов. «Теория и практика физич. культуры», М., ФиС, 1980, № 6.
Фар.а фонов М. С. Плавание брассом. М., ФиС, 1980.
Фарфель В. С. Управление движениями в спорте. М., ФиС, 1975.
Фирсов 3. П. Тренеры, идущие впереди. Сб. «Плавание», выпуск I.