kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Программированное обучение плаванию" методические рекомендации

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка поможет учителю или инструктору продуктивно учить детей плаванию

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Программированное обучение плаванию" методические рекомендации»

Муниципальное бюджетное учреждение образования

«Центр диагностики и консультирования»



Программированное обучение плаванию


(методические рекомендации)



Исполнитель:

Лобанова Юлия Юрьевна,

Методист физической культуры

МБОУ «ЦДиК»

















Березовский 2017

Пояснительная записка


При программированном обучении учебный процесс строится по определенной программе, предусматривающей наиболее рациональное расчленение учебного материала на небольшие части (например дозы, шаги, кадры) и непрерывное получение обучающим и обучаемым информации о качестве усвоения каждой из них.

Программированное обучение движениям предусматривает такой способ обучения, при котором должен быть исключен нерациональный подбор упражнений. В связи с этим сокращается путь к выработке стабилизированного навыка.

В программированном обучении выделяются следующие основные положения:

- наличие обучающей программы

- расчленение обучения на этапы (дозы)

- оперативный контроль и самоконтроль за выполнением движений и заданий.

Программированное обучение может осуществляться либо с помощью специальных учебников, пособий (безмашинный метод), либо с помощью обучающих устройств (машинный метод).

Таким образом, программированное обучение в плавании основано на подаче обучаемому строго определенной порции задания (информации) учебного материала, возможности срочного осуществления обратной связи при выполнении движений и внесения в них необходимых поправок и логической последовательности разучивания упражнений и способов плавания.

Предлагаемая последовательность разучивания способов плавания «брасс-дельфин – кроль на спине - кроль на груди» объясняется важностью быстрого приобретения прикладных навыков плавания, возможностью создания разносторонней плавательной базы.

Данные методические рекомендации составлены на основе программы программированного обучения плаванию Семенова Ю.А. с использованием программных установок, тренажеров и других ТСО. Но так как большинство бассейнов не имеет подобного оборудования, в этой разработке подобраны, методы и средства обучения без использования ТСО.

Содержание излагаемых занятий пригодно для группового и для индивидуального обучения взрослых и детей в бассейнах и на открытых водоемах. Возможно использование как всего материала практических занятий, так и по выбору для разучивания отдельных способов плавания.

В процессе обучения главное внимание обращается на освоение рациональных движений. Поэтому сведен до одного занятия период для освоения с водой, причем в пего включены лишь самые эффективные упражнения для разучивания и освоения. Начиная со второго занятия, обучаемые приступают к разучиванию тех­ники плавания. При этом, когда начинает разучиваться новый способ плавания, сразу же на первом занятии изучается согласование движений рук, ног и дыхания, что спо­собствует получению обучаемыми целостных представлений о полной координации движений и дыхания, ощущений, а также проявлению индивидуальных способностей. Это поз­воляет руководителю занятий (тренеру, инструктору и др.) осуществлять в последующем более дифференцированный подход в обучении.

Таким образом, программированное обучение позволяет значительно эффективнее использовать время, отводимое для занятий по плаванию.








Структура методических рекомендаций


В данных рекомендациях начинается обучение с техники способа плавания брасс. Это обусловлено тем, что при том, что брасс, уступая по скорости другим способам, занимает первое место по своей прикладности. Овладев способом брасс, можно при минимальных затратах сил долго плавать и держаться на воде, нырять, транспортировать в воде пострадавших людей, плавать в одежде и при большой воде.

Как показала многолетняя практика, когда брасс разу­чивается первым, прикладные навыки формируются у большинства обучаемых. При этом у юных пловцов на начальном этапе обучения создается необходимая разно­сторонняя плавательная база.

При последовательности, когда брасс разучивается третьим или четвертым способом, он усваивается в курсе начального обучения очень немногими, ввиду чего обуча­емые не имеют достаточной базы для разносторонней пла­вательной подготовки. Это объясняется следующим. Форми­рование навыка в кроле и дельфине строится на очень близких двигательных структурах (особенно в движении ног), что облегчает их усвоение. В этих случаях имеет место положительный перенос навыка. При этом харак­терным является подошвенное сгибание стопы, т. е. положе­ние оттянутого носка. При обучении же брассу, где важнейшим элементом техники является движение ног, для правильного выполнения ими толчка требуется, наоборот, не подошвенное, а тыльное сгибание стопы, т. е. положение взятого на себя носка. Разучивание такого положения стопы на основе ранее приобретенных двигательных структур обычно затрудни­тельно и требует полной их переделки. Здесь имеет место явление отрицательного переноса навыка, что мешает обу­чаемому освоить правильное положение ног брассом и при­водит к длительным срокам обучения.

Обучение плаванию начиная с брасса позволяет в процессе первона­чального обучения сформировать прикладные навыки пла­вания и не вызывает затруднений в освоении всех осталь­ных способов.

В связи с изложенным выше, наибольшее число заня­тий отводится в данной книге на обучение способу брасс. После освоения брасса предлагается разучивать упрощен­ный вариант способа дельфин, когда руки выполняют гре­бок в воде. Обучаемый, владея к этому времени навыком согласования движений рук с дыханием в способе брасс, легко осваивает технику волнообразного движения телом при плавании дельфином. В дальнейшем этот способ разу­чивается с проносом рук по воздуху. Затем осваивается кроль на спине, в движении ног которого имеются двига­тельные структуры, сходные с движением ног в дельфине. Кроль на спине на этапе первоначального обучения не требует особенно четкого согласования движений рук с дыханием и поэтому не представляет большой сложности в обучении. На основе кроля на спине в дальнейшем разучи­вается кроль на груди, так как эти способы близки по структуре движений, особенно движений ног. К этому вре­мени обучаемый имеет уже определенный двигательный багаж, который позволяет ему за короткое время освоить и этот способ.

С целью совершенствования в ранее изученных спосо­бах плавания в конце разучивания каждого из них, начи­ная с дельфина, на занятиях дается комплексное плавание.

Обучение каждому способу строится в такой последова­тельности: от ознакомления с отдельными элементами тех­ники и их разучивания до разучивания техники всего спо­соба в целом сразу же на первом занятии. Это позволяет, во-первых, ознакомить обучаемых с полной координацией движений и увидеть наиболее способных в двигательном отношении детей (предпосылка к ориентации для дальней­ших занятий их плаванием), во-вторых, определить обуча­емых, у которых двигательные способности к овладению навыками плавания очень слабые. Такой дифференцирован­ный подход в обучении дает возможность руководителю занятиями лучше управлять учебным процессом, подби­рать наиболее эффективные педагогические приемы, упраж­нения индивидуально для каждого обучаемого, что способ­ствует успешному овладению навыками плавания. В даль­нейшем на каждом занятии идет процесс совершенствова­ния в выполнении элементов техники и способа в целом.

Последовательность в обучении элементам техники дви­жений следующая: вначале разучиваются, как правило, движения ног и их согласование с дыханием, затем движе­ния рук и их согласование с дыханием, и, наконец, согласо­вание движений рук и ног с дыханием. Исключение состав­ляет брасс, где обучение начинается сразу с согласования движений ног и рук, что вполне доступно в связи с возмож­ностью раздельного разучивания такого согласования. Пос­ле освоения техники брасса и кроля разучиваются варианты простейших поворотов. Материал практических занятий, как ясно из изложен­ного выше, рассчитан на разучивание четырех спортивных способов плавания.

Обучение без применения технических средств включает 36 занятий. Из них 1 занятие посвящается проверке исход­ной плавательной подготовленности и разучиванию упраж­нений для освоения с водой; 12 занятий — разучиванию брасса; 4 занятия — разучиванию дельфина; 8 занятий—ра­зучиванию кроля на спине; 8—разучиванию кроля на груди; 2 занятия — совершенствованию всех разученных спо­собов плавания. На последнем занятии проводится провер­ка результатов обучения. Так как большинство программ по физической культуре для образовательных учреждений отводят на обучение плаванию 12-16 часов, учителю предлагается разбить материал на 3 учебных года, а в последующем проводить занятия направленные на совершенствование изученных способов.

Независимо от форм, методик обучения каждое занятие по плаванию включает: подготовительную, основную и заключительную части.

Подготовительная часть (10—15 мин) проводится на суше. В нее входят: построение, расчет занимающихся, объ­яснение содержания занятий, выполнение имитационных упражнений по технике плавания. Для этого используется часть времени, отводимого для упражнений в воде. Упраж­нения выполняются по командам руководителя или само­стоятельно. Для ознакомления с содержанием занятия при индивидуальном обучении подготовительная часть может составлять (как и при обучении с использованием трена­жера) 20—30 мин.

Для ознакомления с выполнением имитационных упраж­нений могут использоваться плакаты по технике плавания.

Наилучшим и. п. для выполнения движений будет положение лежа на скамейки. Если же скамей­ки нет, можно выполнять упражнения, принимая различ­ные и. п. в зависимости от разучиваемых способов плавания, например при разучивании движений рук в кроле на спине, согласования движений рук, ног с дыханием в кроле на спине, дельфине—и. п. стоя движений рук в кроле на груди, брассе, дельфине, согласования дви­жений рук, ног с дыханием в кроле на груди, в брассе — и. п. стоя, наклонившись вперед при разучи­вании движений ног в дельфине — и. п. стоя на одной ноге ; в кроле на спине и на груди, в брассе — и. п. лежа и полулежа. Имитацию техники пово­рота следует выполнять у неподвижной опоры (стены, щита и др.) или с партнером, повернув его к себе спиной.

Основная часть (30—35 мин) проводится в воде. В на­чале этой части осуществляется показ основных упражнений в воде. В ходе занятия руководитель показывает упражне­ния, имитирующие технику плавания. После показа он выполняет часть движений вместе с обучаемыми. Упраж­нения, их последовательность, способы разучивания, вре­мя выполнения, количество повторений те же, что при обучении с тренажером. Иными являются лишь и. п. для вы­полнения упражнений. Например, для разучивания движений ног в условиях водной станции, бассейна обучаемый: принимает такое и. п.: держась одной рукой за бортик-по­ручень, сливной желоб, другой упираясь в бортик или касаясь его кистями, ноги вытянуты; на занятиях в условиях открытого водоема, бассейна (на мел­ком месте) — лежа с упором руками в дно, ноги вытянуты ; для разучивания движений рук на мелком: месте — стоя, наклонившись вперед, руки вытянуты в во­де; для разучивания согласования движений с дыханием — лежа на воде.

Заключительная часть (2—3 мин) проводится на суше. Ее содержанием

являются: построение, расчет занимающихся, подведение итогов занятия, подборка инвентаря.


























УКАЗАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ

Прежде чем приступить к занятиям по плаванию, не­обходимо хорошо изучить меры безопасности на воде. В дальнейшем следует строго их выполнять. Самыми ра­циональными формами обучения являются групповые заня­тия, позволяющие соблюдать все условия и требования пе­дагогического процесса и мер безопасности.

Наиболее удобны для начального обучения мелковод­ные ванны, мелкая часть бассейнов и открытых водоемов.

В начале занятий на открытых водоемах температура воды для детей должна быть не ниже 20°С, для взрослых — не ниже 18°С, температура воздуха — соответственно на 5°С выше. Время пребывания в воде должно увеличиваться постепенно — с 5—7 до 30—40 мин.

Желательно, чтобы обучение плаванию проводилось с однородными по своему составу учебными группами. Поэ­тому комплектование их должно осуществляться с учетом результатов исходной плавательной подготовленности. В учебную группу не умеющих плавать следует относить тех, кто не умеет плавать совсем или проплывает не более 5 м; в учебную группу слабоплавающих — тех, кто не мо­жет проплыть 25 м; в учебную группу умеющих плавать — тех, кто может проплыть 25 м и более любым способом. В том случае, если приходится проводить занятия с неод­нородной группой, нужно разделить ее на две части — не умеющих плавать (сюда же входят и слабоплавающие) и умеющих плавать.

Представленный план – график занятий дает возможность учителям и преподавателям строить процесс обучения плаванию на основе программированного обучения и дает представление о методике обучения.






Планирование.

Поурочный график курса начального обучения 36 часов

Учебный материал

Номер занятия

1

2

3

4-5

6-9

10-12

13-15

16

17-25

26-34

35

36

I. Проверка исходной плавательной подготовленности и разучивание упражнений для освоения с водой:

- ознакомление с мерами безопасности на воде

-ознакомление с техникой спортивных способов плавания

-проверка исходной плавательной подготовленности

-упражнения для освоения с водой

II. Обучение плаванию способом брасс:

-согласование движений ног с дыханием

-согласование движений рук с дыханием

-согласование движений рук и ног с дыханием

III. . Обучение плаванию способом дельфин (баттерфляй):

-согласование движений ног с дыханием

-согласование движений рук с дыханием

-согласование движений рук и ног с дыханием






+


+

+


+







+













+












+

+

+












+

+

+












+

+








+











+

+


+






















+







+







+



Учебный материал

Номер занятия

1

2

3

4-5

6-9

10-12

13-15

16

17-25

26-34

35

36

IV. Обучение плаванию способом кроль на спине :

-согласование движений ног с дыханием

-согласование движений рук с дыханием

-согласование движений рук и ног с дыханием

V . Обучение плаванию способом кроль на груди:

-согласование движений ног с дыханием

-согласование движений рук с дыханием

-согласование движений рук и ног с дыханием

VI. Обучение технике поворотов

VII. Обучение технике спадов в воду.

VIII. Комплексное плавание

IX. Совершенствование в способах плавания



































































+

+








































+


+











+











+


+



+




















+

+




















+

+ П


П - обозначены занятия, на которых проводится проверка результатов обучения плаванию.



Планы – конспекты занятий

ЗАНЯТИЕ 1

Содержание: 1. Ознакомление с правилами поведения и мерами безопасности на воде. 2. Ознакомление со спор­тивными способами плавания. 3. Проверка плавательной подготовленности обучаемых. 4. Разучивание упражнений для освоения с водой.

Место проведения: бассейн, открытый водоем.

Оборудование и инвентарь: а) поддерживающие средства, плавательные доски, шест-указка (дюралевая труба диаметром 25— 30 мм, длиной 2 — 2,5 м)

ЗАНЯТИЯ 2 и 3

Содержание: 1. Ознакомление со способом плавания брасс.

Разучивание согласования движений рук, ног и ды­хания способом брасс.

Плавание брассом.

Место проведения: бассейн, открытый водоем.

Оборудование и инвентарь: а) поддерживающие средства, плава­тельные доски, шест-указка,

ЗАНЯТИЯ 4 и 5

Содержание: 1. Разучивание движений ног брассом. 2. Разучивание согласования движений ног с дыханием.


ЗАНЯТИЯ 6 и 9

Содержание: 1. Повторение движений ногами и согласо­вания их с дыханием. 2. Разучивание движений руками с дыханием.


ЗАНЯТИЯ 10 и 12

Содержание: 1. Повторение согласования движений ног с дыханием. 2. Повторение согласования движений рук с дыханием. 3. Повторение согласования движений рук и ног с дыханием. 4. Разучивание поворота.5.Контрольное проплывание дистанции.

ЗАНЯТИЕ 13 и 15

Содержание: 1. Разучивание согласования движений туловища и ног способом дельфин. 2. Разучивание согласо­вания движений ног с дыханием. 3. Разучивание согласова­ния движений рук, ног с дыханием (упрощенный вариант).

ЗАНЯТИЕ 16

Содержание: 1. Повторение согласования движений туловища и ног с дыханием способом дельфин. 2. Разучи­вание согласования движений рук с дыханием. 3. Разучи­вание согласования движений туловища, ног, рук с дыха­нием.

ЗАНЯТИЕ 17-25

Содержание: 1. Разучивание движений ног способом кроль на спине. 2. Разучивание согласования движений рук и дыхания. 3. Разучивание согласования движений рук, ног и дыхания. 4. Контрольное проплывание дистанции.

ЗАНЯТИЕ 26 - 34

Содержание: 1. Разучивание согласования движений ног с дыханием способом кроль на груди. 2. Разучивание согласования раздельного движения рук с дыханием. 3. Разучивание согласования движений рук, ног с дыха­нием. 4. Проплывание контрольной дистанции.












ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА, ПРОВЕРКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ

ЗАНЯТИЕ 35

Содержание: 1. Повторение согласования движений ног с дыханием во всех 4 способах плавания. 2. Повто­рение согласования движений рук, ног с дыханием в 4 способах плавания. 3. Плавание избранным и остальными способами плавания (на возможно большее расстояние).

Место проведения: мелкая часть бассейна, открытого водоема.


ЗАНЯТИЕ 36

Содержание: 1. Повторение согласования движений рук, ног с дыханием во всех 4 способах плавания. 2. Проверка результатов обучения по контрольным нормативам.

Место проведения: мелкая часть бассейна, водной стан­ции , открытого в















Заключение.

В данной методической рекомендации не даются конкретные упражнения для разучивания техники плавания на занятии, но каждый учитель или инструктор, в зависимости от оснащения бассейна, собственного опыта, подготовки учащихся и наличии инвентаря, сможет подобрать для обучения необходимые и наиболее продуктивные из них.

























ЛИТЕРАТУРА

Альмяшев С. С, Семенов Ю. А. Об обучении спортивным способам плавания. Тезисы докладов итоговой научной конференции за 1979 г. Под редакцией Г. Л. Антипова. Л., изд. ВДКИФК, 1980.

Булгакова Н. Ж- Обучение плаванию в школе. М., «Просвеще­ние», 1974.

Гальперин П. Я., Талызина Н. Ф. Формирование знаний и умения на основе теории поэтапного усвоения умственных действий. М., изд. Московского университета, 1968.

Дорошенко Ю. П., Дорошенко И. В. Определение плава­тельной подготовленности населения в целях разработки системы нор­мативных оценок. «Теория и практика физич. культуры», 1981, № 3.

Каунсилмен Д. Наука о плавании. М., ФиС, 1972.

Коробков А. В., Талышев В. М. Особенности координации в водной среде. «Теория и практика физич. культуры», 1969, № 10.

Плавание. Учебник для институтов физической культуры. Под ре­дакцией Н. Ж- Булгаковой. М., ФиС, 1979.

Семенов Ю. А. Программированное обучение с использованием технических средств при отборе юных пловцов. «Теория и практика фи­зич. культуры», М., ФиС, 1980, № 6.

Фар.а фонов М. С. Плавание брассом. М., ФиС, 1980.

Фарфель В. С. Управление движениями в спорте. М., ФиС, 1975.

Фирсов 3. П. Тренеры, идущие впереди. Сб. «Плавание», вы­пуск I.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
"Программированное обучение плаванию" методические рекомендации

Автор: Лобанова Юлия Юрьевна

Дата: 29.03.2017

Номер свидетельства: 404517


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства