Программно-методическое обеспечение как условие успешности образовательного процесса обучения лепке из глин Собинского района
Программно-методическое обеспечение как условие успешности образовательного процесса обучения лепке из глин Собинского района
Данный опыт обобщён педагогом дополнительного образования со стажем работы по лепке из местных глин более 30 лет. В материалах опыта представлено программно-методическое обеспечение.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программно-методическое обеспечение как условие успешности образовательного процесса обучения лепке из глин Собинского района»
Программно-методическое обеспечение как условие успешности образовательного процесса обучения лепке из глин Собинского района
«Истоки творческих способностей детей на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые
питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребёнка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок»
В.А. Сухомлинский
Условия становления опыта.
Политические и социальные условия нашего современного общества формируют запрос на личность свободомыслящую, свободно творящую, способную противостоять ложным духовно-нравственным ценностям и смело заявлять об этом. Главная задача образования – это развитие творческих способностей детей. Вовремя заметить креативные и индивидуальные способности учащихся и в процессе обучения развить их – в этом главная задача дополнительного образования. К созданию программ по изобразительной деятельности с замечательным пластичным природным материалом – глиной меня подтолкнула работа с детьми объединения «Краеведение» и поездки по сёлам и деревням Собинского района в поисках традиционных занятий и народных ремёсел. Нами был обнаружен целый пласт мастеров-игрушечников и гончаров, использовавших местные глины хорошего качества, которыми изобилуют наши места. Изучив и проанализировав исторические источники и переписи по развитию ремёсел, я собрала большой материал и разработала авторскую трёхгодичную программу «Художественная керамика», где постаралась раскрыть все изученные способы поиска и заготовки глиняного сырья, технологии выполнения мастерами гончарных изделий и игрушек-свистулек, способы обжига и особенности декорирования.
Ведущая педагогическая идея – формировать интересную личность, замеченную в любимой деятельности, достигнувшую высокого профессионального уровня, создающую необычные, нестандартные изделия из глины. Это созвучно с желанием ребёнка, имеющего творческую изюминку и креативное мышление. Дополнительное образование способствует осуществлению этого желания. Нет одинаковых людей – все разные. Точно так и детское творчество разнообразно и многогранно. У каждого ребёнка своё видение мира, свой изобразительный стиль, свои любимые декоративные средства и способы. Продолжая работать по указанной программе, я поняла, что необходимо разработать её продолжение. Так сначала появилась двухгодичная программа «Мелкая пластика», а в связи с введением ФГОС второго поколения – программа по внеурочной деятельности для начальной школы «Лепим из глины», рассчитанная на четыре года. Все программы предусматривают как коллективные, так и индивидуальные формы организации учебного процесса для развития художественного вкуса, интереса к народному творчеству, сохранению лучших традиций национальной культуры и воспитанию патриотизма.
Теоретическая база опыта
Все три программы являются авторскими и раскрывают основные способы лепки из глины декоративных изделий и мелкой пластики, различные способы декорирования по сырому и обожженному фону, сушка и разнообразие способов обжига высушенных изделий от архаичных на открытом воздухе, в горнах и ямах до современных удобных электрических сушильных печей.
Большим подспорьем в работе стал материал «Керамические промыслы Собинского района XIX – XX веков», собранный краеведами нашего центра. Именно из него я узнала, что все ремёсла и традиционные промыслы жителей нашей местности были продиктованы жизненной необходимостью: ничего лишнего, всё только основное, нужное. В крестьянском доме, как правило, не было предметов роскоши, но иногда самые обычные крынки, полотенца, салфетки и даже кованные предметы, украшенные простеньким орнаментом, выглядели как произведения искусства. Сырьё для всего этого не надо было завозить издалека. Дерево, лён, лыко, солома, глина находились тут же, рядом. В нашей местности были широко распространены ткачество, вышивка, вязание, прядение, разнообразное плетение, резьба по дереву, кузнечное дело, бондарское, кирпичный и гончарный промыслы, причём два последних достигли очень высокого уровня. И в этом не было ничего удивительного, так как запасы разнообразных керамических глин в районе очень велики. Не мог русский крестьянин пройти мимо такого замечательного дарового природного материала, а близость такого культурно-исторического центра как Владимир могла только способствовать развитию гончарного, а позже кирпичного промысла. Наличие же гончарного промысла всегда служило мерой высокой степени цивилизованности народа.
Вот почему меня так привлекло именно это традиционное занятие и я поставила цель – как можно больше узнать о глине как об исключительно интересном природном материале, по мере сил способствовать возрождению промысла.
Большую помощь в составлении программ оказали воспоминания районных умельцев, собранные образцы глиняных изделий. Многое было взято из таких книг, как «Художественная керамика» Р.М. Варцава, «Озёра Собинского района» М.П. Шилов, географический словарь «Земля Владимирская», «Память веков» М.Ф. Жиганов,
Актуальность темы.
Актуальность предлагаемого опыта заключается в том, что любой ребёнок всегда в чём-то талантлив и индивидуален, особенно часто это начинает проявляться именно в изобразительной деятельности. Если удаётся помочь развить эту наклонность, ребёнок в будущем успешно реализуется в современном обществе, в широком диапазоне социальных ролей и творческой самостоятельности. Не потеряет связь с национальными традициями, и как бы ни сложилась его судьба в дальнейшем, его будет поддерживать народное искусство его родной страны. Кроме того, в нашем многонациональном государстве он научится видеть жизнь с разных сторон и точек зрения, понимать моральные и нравственные ценности многоязыковой страны и уважать другую культуру.
Влажный песок, глина, хлеб, мокрая бумага, пластилин – из всего этого, чуть поработав пальцами, можно что-то слепить. Малыш ещё плохо держит в руках ложку, но отведите его в песочницу, и он слепит вам такой пирожок или кулич, что вы подумаете: «Какой талантливый ребёнок! Он умеет лепить». Лепка, пожалуй, самый естественный для человека изобразительный творческий процесс. С этой точки зрения технику лепки можно оценить как наиболее доступную для самостоятельного освоения.
Новизна опыта.
Новизна опыта проявляется в том, что изобразительная деятельность в работе с местными пластичными глинами систематизируется через средства и методы художественного процесса за счёт усовершенствования комплекса дисциплин:
изучение исторических корней традиционных занятий с глиной;
обучение азбуке ручных и механических росписей;
развитие творческой индивидуальности учащихся и выделение наиболее целесообразных и эстетически обоснованных декоративных средств и способов выполнения мелкой пластики, утилитарных бытовых предметов, а также предметов для украшения интерьера;
проведение занятий по цветоощущению – обучение видению цвета, получению определённого цвета путём смешивания;
проведение занятий по отработке технических навыков работы с кистью;
прорисовка простых и сложных элементов на трафаретах;
творческие занятия.
Технология опыта.
Основная цель опыта – разработка комплексного программно-методического обеспечения, осуществляющего творческое развитие личности, формирование системы нравственных ценностей через разнообразные формы организации учебного процесса.
Задачи опыта:
Обеспечить условия для создания комплекса учебного, развивающего и воспитательного процесса в дополнительном образовании.
Создать условия для самореализации детей через творческую о
Обеспечить контроль за реализацией программ путём проведения диагностики и мониторинга.
При осуществлении педагогической деятельности по программам используются следующие принципы:
Принцип последовательности и системности выражается в том, что учебный материал подаётся от простого к сложному, от игры к выполнению конкретной творческой задачи.
Принцип доступности состоит в равновесии между учебной и игровой формой.
Принцип направления на достижение успеха – каждый ребёнок талантлив по-своему, работа обязательно получится.
Принцип наглядности – на занятиях используются видео и фотоматериалы, аудиозаписи, иллюстрации и образцы изделий.
Принцип добровольности и активности предполагает такую ситуацию, когда не надо заставлять выполнять задание, а сначала заинтересовать ребёнка, чтобы он увлёкся и работал с интересом, проявляя активность.
Принцип обратной связи: необходимо тщательно продумывать методы и формы включения детей в обсуждение, оценивание своей работы и работы других, в процесс подведения итогов занятия, создавая атмосферу доверия и взаимопонимания между детьми и между учащимися и педагогом.
Для реализации поставленных в программах задач используются следующие методы:
Наглядный – демонстрация схем, репродукций, наглядных пособий и образцов из разных глин, видеофильмы, работа по технологическим картам.
Практический – лепка по воображению с применением игровых ситуаций, лепка по подражанию, сравнение и анализ работ разных авторов, самостоятельные творческие работы, мастер-классы.
Обучение работе с глиной представляет систему взаимосвязанных тем:
технология подготовки глиняного теста;
последовательность изготовления изделий;
закономерность декорирования изделий согласно замыслу по сырому фону;
особенности досушивания и разновидности обжига;
работа над эскизами в самой простой и доступной форме;
ручная и механическая работа кистью, пипеткой, пультом по обожженному фону;
самооценка своей работы и работ своих товарищей.
Указанные темы проходят через все программы и сопровождают детей на протяжении всего курса обучения, усложняется только уровень поставленных задач. Приобретённые умения и навыки используются в творческой деятельности, в поисках неожиданных декоративных решений и способов декорирования, особенно по сырому фону.
Занятие – главная структурная единица образовательного процесса. Оно, как правило, включает в себя теоретическую часть, состоящую из беседы, повторения пройденного, сравнения полученных результатов с прошлых занятий и практическую часть, более протяжённую во времени и включающую в себя творческие и индивидуальные особенности замысла ребёнка, учитывающие возрастные особенности и наличие умений и навыков.
В лепке используются следующие методы:
последовательное знакомство с различными видами лепки:
конструктивный – является наиболее простым и заключается в том, что изображаемый предмет лепят из отдельных частей. Он используется на начальных этапах обучения,, когда у детей ещё нет навыка лепки;
пластический (скульптурный) – изделие выполняют из целого куска. Здесь нужны хорошие навыки работы, знания передаваемого предмета, его формы и пропорции, пространственное представление;
комбинированный – этот вид включает в себя как конструктивный, так и пластический. Так выполняют изделия, которые трудно вылепить из одного куска.
интеграция лепки с другими видами непосредственной образовательной деятельности детей:
математикой;
развитием речи;
художественной литературой.
Для успешного усвоения материала в объединении имеются:
справочно-информационная литература;
альбомы с рисунками;
укладки с набором инструментов для лепки;
выставки работ учащихся прошлых лет;
методические плакаты;
стенды с образцами материалов.
Как уже указывалось раньше, обучение лепке из глины осуществляется по трём программам: «Лепим из глины», «Мелкая пластика», «Художественная керамика». Сами названия программ предполагают разный уровень развития творческих способностей детей.
В настоящее время актуальной проблемой становится полноценное развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста. Поэтому одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики. Именно на это и направлена четырёхгодичная программа «Лепим из глины», рассчитанная на детей подготовительной группы и начальной школы. Тематика изучаемого материала спланирована так, чтобы она точно подходит по возрасту и учит работе по развитию мелкой моторики и координации движений, что является важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
Двухгодичная программа «Мелкая пластика» посвящена развитию творческой индивидуальности и повышению профессионального уровня учащихся. Путём опроса, тестирования, диагностирования учащихся, было выявлено основное направление, объединяющее интересы большинства детей, способствующее целенаправленному творческому развитию и индивидуальности детей. Можно ли научить творчеству? Творчество возникает тогда, когда сняты ограничительные внешние и внутренние барьеры, когда ребёнок может свободно размышлять и фантазировать, выдумывать и пробовать. Тогда то, что «светится» внутри человека, легко выплёскивается во внешний мир. Содержание программы соответствует традициям и культурно-историческим особенностям Российской земли как одной из важнейших территорий Центральной России. Программа носит художественно-краеведческую направленность, так как занятия мелкой пластикой основаны на изучении традиционных ремёсел, промыслов, фольклора и быта русского народа по различным источникам (библиографическая литература, экскурсии, посещения музеев, походы, беседы со старожилами и т.п.) Полученные знания трансформируются в декоративную сюжетную мелкую пластику и игрушку. Умения и навыки, полученные ранее , переходят на новый уровень , более профессиональный и творческий . Развитию художественного навыкаспособствуют и тренировка в способах декорирования мелкой пластики: рельефные налепы, орнаментальное тиснение, кистевая и пипеточная роспись природными ангобами вручную и на турнетке, дымление и тонирование. Таким образом, задача перед учащимися усложняется.
Трёхгодичная программа «Художественная керамика» посвящена сохранению и развитию керамики как вида народного творчества. Её цель - воспитать интерес к народному творчеству, вовлечь учащихся в творческую деятельность, дать определённые навыки в освоении этого ремесла. Настоящая программа ставит следующие задачи:
научить учащихся понимать и любить искусство керамики;
познакомить их с основными свойствами и особенностями такого природного материала как глина, добываемая в Собинском районе;
научить различать жирные и тощие глины из различных местностей района;
дать общие понятия основ технологии керамического производства;
познакомить с изготовлением глиняной игрушки и посуды;
дать сведения о русской народной игрушке и помочь усвоить им понятия «декоративность» и «народность».
В ходе занятий учащиеся познакомятся:
с некоторыми технологическими операциями производства керамических изделий;
с традиционными и современными способами ручной лепки посуды с учётом традиционных технологий, употреблявшихся в нашем районе в конце XIX века и найденных во время этнографических экспедиций;
со сведениями по работе с гончарным (ножным) кругом;
с механическим способом (отливка в гипсовые формы), оправкой, сушкой изделий и обжигом, как в муфельной печи, так и в костре, и в буржуйке.
При этом главное внимание уделяется все-таки ручным способам изготовления и декорирования изделий, отмеченным в Собинском районе во время бесед со старожилами в бывших гончарных центрах района: лепке сосудов ленточным способом, дымлению, лощению полному и частичному, тиснению и ангобированию. Детям даются сведения по кистевой росписи, работе с пипеткой.
Программа ориентирована на приобщение детей к творчеству и носит образовательный характер. Она дополняет и углубляет школьные программы «Основы художественной культуры», «Художественный труд».
Результативность опыта.
Совершенствуя навыки лепки, ребята учатся, как сделать красивую вещь, изделие. Конструируют, проектируют технологический процесс или последовательность получения из заготовки готового изделия, контролируют его качество, проверяют, а затем находят новую идею, как сделать ещё лучше.
Оценить цифрами или баллами результативность опыта довольно проблематично. Результатом совместной деятельности ученика и педагога являются оригинальные работы ребят, которые характеризуются индивидуальностью, эстетичностью, хорошим уровнем качества. Неповторимые работы учащихся остаются запечатлёнными на фотографиях.
(Приложение 1)
Показателем результативности своей работы я считаю высокие достижения моих воспитанников в конкурсах декоративно-прикладного творчества различного уровня. (Приложение 2)
2014-2015 учебный год
Всероссийский творческий конкурс "Бабушка рядышком с дедушкой"
Диплом за 2 место: Полякова А.
VI Международный творческий конкурс "Калейдоскоп"
Диплом за 2 место Баранчук А.
Всероссийский творческий конкурс "Мир игрушек"
Грамота за 1 место: Баранова С., Сиднихин Е., Полякова А., Головкина В.;
2 место: Полякова А., Тихонова А.
Всероссийский конкурс декоративно-прикладного творчества "Внимание, дорога!"
Грамота за 2 место: Полякова А.
Всероссийский творческий конкурс "Пасхальный благовест"
Диплом за 1 место: Полякова А.
Всероссийский творческий конкурс "Нам космос покоряется"
Диплом за 1 место: Сиднихин Е., Лазарев К., Баранчук А.
40 выставка изобретателей и рационализаторов обучающихся образовательных организаций
Грамота за призовое место место: Страздинь О., Полякова А, Тихонова А.
XII районный конкурс детско-юношеского творчества по пожарной безопасности
Районная выставка изобретателей и рационализаторов обучающихся образовательных организаций
Грамота за 1 место: Страздинь О., Александрова А., Баранова С.;
за 2 место: Полякова А.;
за 3 место: Тихонова А.
2015-2016 учебный год
Всероссийский творческий конкурс «Зима за окном»
1 место Баранова С.
1 место Ратников Е, Ратникова Н
Международный творческий конкурс "Фантазия IV "
Диплом за 1 место Страздинь О.
Международный творческий конкурс «Космические просторы»
1 место: Баранчук А.(два)
Международный творческий конкурс «Пасхальное чудо»
1 место Баранова С.
Международный творческий конкурс «Мы помним, любим, чтим и знаем»
1 место Баранчук А.
Увлечение лепкой приносит ребятам и практическую пользу. Занятия лепкой вызывают положительную мотивацию к практической деятельности, дают возможность реализовать себя в общении с педагогом и сверстниками, формируют устойчивый интерес к выбору будущей специальности.