Просмотр содержимого документа
«Программа дополнительного образования Кружка «Пресс-центр»»
Программа дополнительного образования
Кружка «Пресс-центр»
Направление: информационное
Тип: образовательно-досуговый
Составитель:
Марченко В.П.
Пояснительная записка
В воспитании и образовании молодого поколения особую, ни с чем не сравнимую роль играют средства массовой информации. Они не только становятся «окном в мир» для ребят, но и серьезно воздействуют на их жизненные идеалы и ценности, являясь источником социальной информации, определяют, формируют не только видение мира и восприятие других людей, но и их отношение к обществу.
Кружок «Пресс-центр»- это добровольное объединение школьников, имеющих способности и стремление к творческой деятельности, основную роль играет периодическая газета.
Периодическая газета – это газета, которая выходит регулярно. Каждый выпуск этой газеты называется номером. Время между выходом двух выпусков называют периодом газеты. Естественно, что период газеты должен быть постоянным от выпуска к выпуску. Однако в этом правиле могут быть исключения: появилась необходимость сделать внеочередной, незапланированный выпуск; во время каникул газета может не выходить вовсе или наоборот, выходить чаще.
Программа включает в себя три основных блока: теоретические - "Основы журналистской работы", "Основы издательского дела" и практическая работа над газетой.
Направлением в деятельности кружка является подготовка к публикации в школьной газете «МИГ» - различных материалов. Все материалы делятся на:
заметки – небольшие статьи, краткие сообщения о том или ином событии, факте;
интервью – беседы с какими-либо лицами;
опросы – материалы, основанные на выявлении мнений разных людей;
статью, которые представляют собой научные, публицистические или научно-публицистические сочинения небольшого размера.
Все члены кружка являются специальными корреспондентами школьной газеты «МИГ». Они учатся брать интервью, делать заметки о школьных мероприятиях, и с помощью литературных источников писать статьи и подбирать материал по какой-либо проблеме.
Подготовка газеты требует вовлечения детей в различные формы деятельности.
Это рукописная подготовка заметок, компьютерный набор статей и распечатка на принтере, компьютерная правка и верстка. Таким образом, дети участвуют во всех этапах подготовки газеты.
В результате – у детей возрастает их мотивация к обучению. Они совершенствуют и развивают навыки литературного творчества, повышают грамотность, получают первый журналистический опыт, знакомятся с журналистическими терминами.
Тематика газеты отражает проблемы повседневной школьной жизни: учебу, досуг, творчество, а также некоторые проблемы школьной жизни, освещаются вопросы истории, национальных традиций и обычаев в городе и в России.
Так же школьный «Пресс-центр» может быть очень эффективным репрезентатором школьной жизни, что важно: а) для объединения всех учащихся и педагогического состава, понимания общих целей Школы, воспитания школьного патриотизма; б) для родителей учащихся, потенциальных учащихся, смогущих по газете судить о жизни Школы; в) для муниципальных органов, учреждений культуры и образования.
Игра в журналистику – это мощное воспитательное средство. В процессе приобщения школьников к работе с печатным словом, есть много полезного- ничто лучше, чем журналистика, не развивает внимание и наблюдательность, собранность и критичность, способность владеть словом и ориентироваться в потоке информации. Кроме того, этот процесс в результате, может помочь школьникам не только проявит себя, творческие способности, но и некоторым – встать на путь профессионального самоуправления.
Но надо помнить, что пресс-центр – это не подготовка профессиональных журналистов. Главная цель кружка – развитие непроявившихся до этого способностей, творческой свободы и активности.
Данный кружок предназначается для внеклассной работы в системе дополнительного образования с ребятами, желающими повысить навык грамотной речи, участвовать в жизни школы посредством СМИ.
Работа в пресс-центре способствует совершенствованию навыков литературного творчества и журналистической работы, а также сплоченности детей, формируются активные жизненные позиции.
История газеты
"История мира за одни сутки". Сложно придумать лучшее определение для этого вида периодики, старейшего и одного из самых распространенных. Само слово "газета" по традиции связывают с названием итальянской монеты - gazzetta. Говорят, что в середине XVI в. она служила платой за листки, сообщавшие венецианским купцам и их клиентам торговые новости. История газетного дела ведет начало с 1609 г. Именно тогда в Германии, в Страсбурге и Аусбурге, раз в неделю начинают выходить газеты. А первая русская газета "Куранты" (от фр. couraпt - "текущий") появилась в 1621 г. Правда, она была рукописной и издавалась всего в нескольких экземплярах. Ее читателями были царь и бояре. Газету составляли переводные сообщения: из иностранных источников для нее брали военные, торговые и дипломатические новости. Первый номер печатной газеты "Ведомости" вышел в Петербурге 16 декабря 1702 г. (по другим источникам - 2 или '13 января 1703 г.). Газета была учреждена указом Петра 1.
Главные признаки газеты как особого типа печатного издания: периодичность (см. Периодичность), массовость, оперативность - складывались постепенно. И постепенно увеличивалось число газет. В 1998 г. в России их выпускалось больше 20 тысяч. Большинство современных газет выходит ежедневно, хотя есть в семье газет и такие, которые выходят 5 раз в неделю и еженедельники, например "Аргументы и факты" . Ежедневное чудо создания газеты совершается совместными усилиями большого коллектива журналистов, а помогают им работники типографии, служба распространения, экспедиторы. Девизом газетчика по-прежнему остается новость, а его главная задача _ поставлять читателю самую оперативную и актуальную информацию. Правда, сегодня газетам приходится соперничать с гораздо более оперативными радио и телевидением. И в газете читатель ищет уже не просто сообщение, но сопоставление фактов, комментарий к ним. Не менее важно для газетчика умение говорить с читателем интересно, увлекательно. Способ подачи материала, набор жанров и рубрик, а также их оформление создают особый стиль газеты, ее лицо. И здесь важно помнить о читательском адресе. Одно дело - газета, адресованная юным читателям, другое - газета для бизнесменов или, например, для любителей спорта; есть газеты специальные, для представителей той или иной профессии. В. зависимости от того, насколько широкая аудитория у издания, говорят о газетах общероссийских и местных - областных, городских, краевых.
Актуальность:
Целью создания «Пресс-центра» в общеобразовательной школе является общественно – политическое, нравственное и политическое воспитание учащихся, развитие эстетического вкуса, инициативы и творческих способностей учащихся.
Основное направление деятельности «Пресс-центра» -
приобретение навыков по сбору, анализу материалов для газеты;
овладение навыками оформления стенной газеты;
знакомство с историей Отечественной и мировой журналистики;
Цели:
Развитие непроявившихся способностей, творческой свободы и творческой активности детей;
развитие навыков учащихся 2-4 классов в работе над статьями и заметками в общешкольную газету.
Для достижения заданной цели необходимо решить ряд задач
Задачи:
Прививать детям чувство ответственности за взятое на себя дело.
Обучать технологии выпуска газеты, написанию и оформлению статей, навыку грамотной речи.