kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа кружка КВН-ШОУ

Нажмите, чтобы узнать подробности

КВН – это игра, а игра необходимый атрибут социализации личности ребенка, в игре гораздо легче постигаются ученые премудрости, и игра – не только средство отдыха, общения и развлечения, но и мощный воспитательный инструмент.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа кружка КВН-ШОУ»

«Человеческая культура

Возникла

И развертывается в

Игре, как игра».

Й. Хейзинга.



Введение.

КВН – это игра, а игра необходимый атрибут социализации личности ребенка, в игре гораздо легче постигаются ученые премудрости, и игра – не только средство отдыха, общения и развлечения, но и мощный воспитательный инструмент.

Таким образом, КВН – это уникальное средство просвещения, эстетического воспитания и организации продуктивного досуга детей и подростков. Причем не только непосредственных участников команд КВН, но и их болельщиков.

КВН – это одна из форм театрального жанра, которая развивает лучшие традиции популярного в молодежной среде жанра любительского искусства, совершенствование новых форм организации досуга молодежи и представления возможности реализовать свой творческий потенциал.


Пояснительная записка.

Программа, модифицируемая по программе областной заочной школы культуры «Ступени» (театральное отделение).

В данную программу введены специальные дополнительные дисциплины: сценарное мастерство, основы режиссуры.

Новизна данной программы состоит в том, что помимо основ театрального искусства детям даются более углубленное занятие по режиссуре и сценарному мастерству.

Программа КВН-шоу нацелена на обучения ребят основам сценарного мастерства.

Курс КВН-шоу призван научить ребят уметь увидеть проблемы из жизни школы и города и отобразить их в игре КВН.

Необходимо научить будущих студийцев общению со зрителем и частному диалогу.

Цель:

развитие и реализация творческого потенциала детей через художественное воображение, игру, сочинительство, фантазирование.

Задачи:

  1. Развитие познавательного интереса детей к лучшим традициям популярного в молодежной среде жанра любительского искусства, т.е. к КВН.

  2. формирование творчески-активной личности.

  3. развитие у детей самостоятельности, ответственности, в процессе постановки этюдов и написания сценария.

  4. формирование культуры общения через организацию игрового взаимодействия.


Занятия по программе помогают эмоционально раскрепощаться, снять зажатость, заторможенность у ребят, которые не имеют опыта публичных выступлений.

Весь процесс обучения нацелен на расширения кругозора, умение формировать собственную точку зрения, на воспитания терпения, корректности, самокритичности.

Построение программы по крупным блокам тем – «Словесное действие», «Мастерство актера», «Основы сценарного мастерства», «Основы режиссуры массовых праздников и представлений», «Игровая театрализованная программа» - дает возможность педагогу вариативно выстраивать работу с детьми.

Форма занятий – индивидуально-групповая Программа рассчитана на два года обучения. Набор в группы ведется свободный. Набирается четыре разновозрастных группы по 15 человек. Занятия проходят два раза в неделю, по два часа в аудитории приспособленной для постановочных репетиций.

Принципиально важным является ролевое существование ученика на занятиях: он бывает актерам, сценаристом, зрителем и «профессиональным зрителем», т.е. театральным критиком, рецензентом.

В результате занятий у детей развивается устойчивый интерес к сцене, к сценическому действу, формируется правильное дыхание и речь. Ребенок способен воплощать идею в сценарий. Полученные знания дети могут применять в сфере собственной интеллектуально-художественной деятельности, например, на занятиях литературы (написание сочинения), истории (доклады); участие во внеклассной жизни школы (вечера отдыха, праздники, мероприятия).

Формой подведения итогов является отчетный концерт в конце учебного года для педагогогической комиссии, родителей.


На первом году обучение по программе изучаются следующие разделы:

  • основы актерского мастерства;

  • основы сценарной речи (словесного действия);

  • основы написания сценария (основы сценарного мастерства);

  • театрализованные игровые программы.

На втором году обучения осваиваются такие разделы программы, как:

  • мастерство шоумена;

  • эстрадное представления;

  • театрализованное шоу-представление.

Результатом первого года обучения является:

    • умение детей общаться в кругу сверстников (коллективная работа, например, над сценарием);

    • умение прочесть стихотворение, басню, прозу в заданной педагогом интонации;

    • умение постановить этюд с конфликтом и развязкой;

    • умение написать сценарий к театрализованной постановке.

Результатом второго заключительного года обучения является:

      • Умение написать сценарий и принять активное участие в постановке театрализованного представления, отображая правильную дикцию, выговор, раскрепощенное поведение, ярко выраженный внутренний монолог.


Учебный план

первый год обучения.


Наименование разделов программы

Количество часов

всего

теория

Практика

1.

Введение. Цели и задачи обучения.

2

2

-

2.

Словесное действие.

12

2

10

3.

Мастерство актера.

34

6

28

4.

Основы режиссуры массовых праздников и представлений.

34

6

28

5.

Основы сценарного мастерства.

14

4

10

6.

Игровая театрализованная программа.

48

13

35

Всего:

144

33

111





Учебный план

второй год обучения.


Наименование разделов программы

Количество часов

всего

теория

Практика

1.

Словесное действие

12

2

10

2.

Мастерство шоумена

38

6

32

3.

Основы сценарного мастерства

10

2

8

4.

Эстрадное представления

20

4

16

5.

Театрализованное шоу-представления

64

15

49

Всего:

144

29

115
























Учебно-тематический план

первый год обучения.


Наименование разделов и тем программы

Количество часов

всего

теория

практика

1.

Введение в программу. Цели и задачи обучения.

2

2

-

Словесное действие.

1.

Речь, дыхание, голос.

2



2

2.

Способность различать разные подтексты в словесном воздействии партнеров.

4

2

2

3.

Басни, диалоги.

2



2

4.

Скороговорка, как вид словесного действия.

2


2

5.

Дикция, произношения.

2


2

Мастерство актера.


1.

Художественное восприятие действительности.

4



4

2.

Многообразие выразительных средств в театрализованном представлении

2



2

3.

Пантомима – как средство самовыражения актера.

6

2

4

4.

Основа актерского творчества – действие.

6


2

4

5.

Клоунада – как средство выражения актера.

4


2

2

6.

Мизансцена – тема значения знаков композиции в актерском творчестве.

2


2

7.

Совершенствование осанки и походки

2



2

8.

Ритмичность движений

2



2

9.

Танцевальный этюд

4


4

Основы режиссуры массовых праздников и представления

1.

Партитура эстрадного представления

2


2


2.

Мизансцена в театрализованном представлении

4



4

3.

Видеоряд – как средство воспроизведения

4

2

2

4.

Сценическое воплощение

4



4

5.

Эстрадный номер с выстроенным видеорядом (клип)

10


2

8

6.

Мелодия и ритм

2


2

7.

Направления в музыке

2



2

8.

Групповое пение

4



4

9.

Разучивание песен

2


2

Основы сценарного мастерства

1.

Тема, идея, сверхзадача

4


1

3

2.

Фабула, сюжет

4

1

3

3.

Событийный ряд, сквозное действие

4

1

3

4.

Предлагаемые обстоятельства

2

1

1

Театрализованная игровая программа

1.

Общие репетиции

36

7

29

2.

Работа в малых группах

6

4

2

3.

Индивидуальные занятия

6

2

4

Всего:

144








Учебно-тематический план

второй год обучения.



Наименование разделов и тем программы

Количество часов

всего

теория

практика

Словесное действие

1.

Стихотворная речь

2



2

2.

Ритмические законы стиха

2

1

1

3.

Сценический голос

4

1

3

4.

монолог

4


4

Мастерство шоумена

1.

Миниатюра, как средство воспитания актера

4



4

2.

Мастерство ведущего

6


2

4

3.

Парный конферанс

6

2

4

4.

Культура речи ведущего

4


2

2

5.

Актерское мастерство ведущего развлекательных программ

6



6

6.

имитация

4


4

7.

Техника исполнения эстрадного танца

2



2

8.

Сольные и парные этюды

4



4

9.

Разучивание эстрадного танца

2


2

Основы сценарного мастерства

1.

Сценарий театрализованного представления

5

1

4

2.

Разработка сценария КВН

5

1

4

Эстрадное представление

1.

Мизансцена эстрадного представления

4


2

2

2.

Подготовка эстрадного номера с выстроенным видеорядом


8

2

6

3.

вокал

3


3

4.

Групповое исполнение

2


2

5.

Разучивание эстрадных песен

3


3

Театрализованное шоу-представления

1.

Общие репетиции

46

9

37

2.

Работа в малых группах

8

4

4

3.

Индивидуальные занятия

10

2

8

Всего:

144











































Содержание.

Первый год обучения.

Раздел I.

Словесное действие – 12 часов

Тема 1:

Речь, дыхание, голос – 2 часа

Для того чтобы речь была правильной нужно уметь управлять своим голосом, уметь использовать различный тембр голоса, а для этого необходимо правильно голосовые связки. Но для того чтобы это сделать, необходимо научить правильному дыханию, а так же правильному набору воздуха. Для работы по данной теме выбирается групповая форма проведения занятия.

Вывод: дыхание(40 мин.) – голос(60 мин.) – речь(1 час).

Упражнения на дыхание: «Свечка», «Комарик», «Насосик», «Снайпер».

Упражнение на разогрев голосовых связок: «Пин - понг».

Разогрев речевого аппарата.(См. приложение).

Контрольный урок по голосу с показом комплекса упражнений.


Тема 2:

Различие разных подтекстов в словесном воздействии партнеров.- 4 часа.

На сценической площадке необходимо взаимодействие партнеров. Для того чтобы партнеры чувствовали друг друга с полуслова, смогли различать различные подтексты в словесном действии партнера даются игровые ситуации, из которых партнеры должны найти выход. Занятия проходят в группах и малых группах.

  1. ролевая игра «Прием у врача»

Тема 3:

Басни, диалоги – 2 часа.

По средствам басен, диалогов студийцы совершенствуют речь и учатся общаться с партнером на сценической площадке. Форма: групповая, индивидуальная.

Работа по карточкам (См. приложение).

Тема 4:

Скороговорка, как вид словесного действия. – 2 часа.

Форма: групповая.

Шла баба из-под Шарташа

Несла крынку из-под простокваши

Из-под кислого молока

Из-под простокваши

У маши сыворотка в каши

Дали, маши кашу с простокваши

Ела, маша кашу с простокваши.

Ребята работают в парах. Партнеры должны менять интонацию: укорить, спросить, утвердить и т.д.

Детям дается задание подготовить свою скороговорку. На занятиях разыгрывается сцена в автобусе, с помощью скороговорки ребенок производит то, или иное словесное действие.

Тема 5:

Дикция, произношение. – 2 часа.

Ясная, четкая дикция – одно из главных выразительных средств, необходимое профессиональное качество актера. Форма: групповая.

Начало обучения дикции – артикуляционная гимнастика.

Работа с таблицей гласных.

Проговорить гласные звуки молча, шепотом, вслух, громко.

Упражнения: «Хомяк», «Рожицы», «Треугольник», чистоговорки. В разделе «артикуляция» используются чистоговорки имеющие сложные буквосочетания, например: «Интервьюент интервьюента интервьюировал».

Логика речи – 1. логическое ударения;

  1. эмоциональная окраска логического ударения на чистоговорках.

Задание, приготовить этюд: «не хотите ли чаю?»

Раздел II.

Мастерство актера. –34 часа.

Тема 1:

Художественное восприятие действительности.- 4 часа.

Сценическое внимание – начальная стадия обучения сценической грамоте. Пассивное, непроизвольное внимание, активность произвольного внимания, внимание на звуковых ощущениях – элемент психологического оправдания предмета, осязания предметов.

Упражнения на обоняние, вкусовые ощущения, наблюдательность и память. Увлечение объектом, связь с объектом. Увлечение внимания физическими действиями. Способность мыслить в условиях сцены. Внимание как основа способности к свободе публичного действия. Форма: групповая, в малых группах.

Способность верить в правду художественного вымысла, в правду предлагаемых обстоятельств.

Упражнения «Звуки вокруг нас» - 3 мин. Слушать, а затем применить.

Упражнения «Передай по цепочки» (объем, форма предмета).

Упражнения на сценическую веру: войти так, как если бы здесь шла…

Тема 2:

Многообразие выразительных средств в театрализованном представлении.- 2 часа.

Что нужно для того, чтобы театрализованное представление было действительно представлением? Что такое театрализованное представление? Костюм, грим, музыкальное и световое сопровождение. Форма: групповая.

Детям дается тема «Представление», они должны самостоятельно набрать средства выразительности.

Тема 3:

Пантомима – как средство самовыражения актера.- 6 часов.

Форма: групповая, индивидуальная.

Что такое пантомима? Это действия актера, как самовыражения.

Что нужно для начала работы над данной техникой выразительности?:

  1. определиться – что я хочу сказать зрителю.

  2. пластический этюд на заданную тему.

  3. совместить актерскую игру с мимикой и пластикой.

Студийцам дается задание найти близкую им по характеру, эмоциям тему. Каждое занятие разбирается совместно с ребятами предложенная работа. Подбирается музыкальное сопровождение по настроению данного актера, грим, костюм, световое решение.

Тема 4:

Основа актерского мастерства – действие. – 6 часов.

Форма: групповая.

Что такое сценическое действие? Перемена мизансцен, самочувствия на сценической площадке. Актер должен чувствовать сцену. Сценическая, правда – перемена отношений к месту действия.

  1. оправдав предлагаемые обстоятельства найти такое отношение, как если бы вы вышли не на сцену, а в: а) картинную галерею;

б) крыша высотного дома;

в) палуба парохода.

  1. физическое самочувствие. Вера. Показать самочувствие больно:

а) болит голова;

б) болит зуб;

в) насморк, чихает;

г) попала соринка в глаз(обратить внимание на путь которым это самочувствие накапливается)

  1. перемена отношений к месту действия.

А) позвонить в дверь своей квартиры (этюд);

Б) позвонить ночью в аптеку (этюд).

Тема 5:

Клоунада – как средство выражения актера. – 4 часа.

Форма: групповая, в малых группах.

Клоунада – как жанр эстрадного выступления.

Работа в парах. Пантомима и клоунада в чем разница?

Студийцы разбиваются на пары. Задание: выбрать тему, характеризуя своих героев.

Каждое занятие разбор представленной работы: подбор костюма, грим, музыка. Если нужен текст для выразительности и самовыражения назначаются индивидуальные занятия. Предлагается самим придумать текст выступления.

Тема 6:

Мизансцена – тема значения знаков композиции в актерском творчестве. -2 часа.

Форма: групповая.

Мизансцена что это такое? Мизансцена актера. Актеру даются предлагаемые обстоятельства «Я в предлагаемых обстоятельствах» (этюды). Т.е. меняются место, время происходящего действия. Студийцам предлагается самим выбрать предлагаемые обстоятельства и показать на 3,4 примерах.

Тема 7:

Совершенствование осанки и походки. – 2 часа.

Форма: групповая.

Разогрев мышц, фиксирование точки, легатированное движение, растяжка (См. приложение).

Мальчики напротив девочек. Задание «На балу» - шаги. Поклоны.

Тема 8:

Ритмичность движений.- 2 часа.

Форма: групповая.

Темп, ритм.

Упражнения «Орешки», «Тумбочка», «Зонтик», «Веревочки».

Тема 9:

Танцевальный этюд. – 4 часа.

Форма: в малых группах, индивидуальная.

Что такое этюд мы уже знаем. Танцевальный этюд – это этюд, положенный на музыку.

Студийцам предлагается подобрать самостоятельно музыку к этюду и тему – что я хочу сказать зрителю. Или о чем рассказать своим танцевальным этюдом.

Раздел III.

Основы режиссуры массовых праздников и представлений.- 34 часа.

Тема 1:

Партитура эстрадного представления.- 2 часа.

Форма: в малых группах, индивидуальная.

Партитура – это монтажный лист:

1.текст литературного сценария (выход актеров на сцену);

2. выгородка (выстроение на сцене декораций);

3. свет, звук, костюмы, шумовые выражения, спец. Эффекты, и т.д.

Главная партитура находится у режиссера. А режиссер в свою очередь расписывает светорежиссеру и звукорежиссеру. Без этого эстрадное представления не может осуществиться. Т.е. партитура – это то, где режиссер обозначает свое видения.

Студийцам предлагается попробовать себя в роли театрализованного представления, светорежиссера, звукорежиссера.

Тема 2:

Мизансцена в театрализованном представлении. – 4 часа.

Как и в драматургической постановке в театрализованном представлении есть понятие мизансцена. Для работы над театрализованной постановкой режиссер должен четко знать все мизансцены, т.е. замыслы постановки, основные эпизоды праздника и главного театрализованного представления.

Кроме того, режиссер должен много чего знать и уметь, чтобы интересно, ненавязчиво и в то же время активно передать свое представление о постановке коллективу, «зажечь» своим видением, вдохновить на сотворение праздника.

Тема 3:

Видеоряд – как средство воспроизведения.- 4 часа.

Форма: групповая, индивидуальная.

«Видео» - вижу, т.е. видеоряд театрализованного представления, праздника – это цепь разворачивающихся в пространстве и времени эпизодов, как этапов развития сквозного действия произведения в процессе раскрытия его главной мысли (идеи), достижения его цели (сверхзадачи).

Видеоряд – это «скелет» сюжетного хода. Студийцам дается задание на любую песню, написать видеоряд. (Лист делим на две части с одной стороны текст, с другой видеоряд – что я вижу, слушая эту песню).

Тема 4:

Сценическое воплощение. – 4 часа.

Форма: групповая, в малых группах, индивидуальная.

Хороший сценарий - это прекрасный толчок и одновременно – взлетная полоса, стартовая площадка для дальнейшего полета режиссерско-постановочной фантазии, т.е. сценического воплощения – это репетиции – творческий процесс подготовки театрализованного представления, поиск наилучшего выражения внутреннего содержание. Через внешнюю выразительность формы. Репетиции – это процесс формирования художественного образа праздника. Всеми театральными выразительными средствами.

1.этап. сценическое воплощения – распределение ролей.

2.этап. «застольный период» (чтение сценария по ролям).

3.этап. «разведка телом» (репетиция в «выгородке»).

4.этап. репетиция с декорацией, в костюмах, с элементами звукового. Светового оформления.

5.этап. монтировочные (технические) репетиции (утверждаются световая, звуковая партитуры, смена декораций, репетируются стыки эпизодов – выход персонажей), некоторые отельные сцены.

6.этап. прогонные репетиции.

7этап. Генеральная репетиция, проводится на кануне представления. Последние замечания режиссера, советы. Пожелания и – на завтра – премьера, праздник!

Тема 5:

Эстрадный номер с выстроенным видеорядом (клип). – 10 часов.

Форма: индивидуальная.

Теория дана. Первые пробы пера были, теперь постановка номера на эстраде. Что для этого нужно?:

1.подобрать для своего номера исполнителей (актеров).

2.подбор музыкального оформления.

3.Световое решение

  1. костюмы.

  2. грим.

Показы проходят в малых группах, затем перед всей группой. На главный показ приглашаются родители.

Тема 6:

Мелодия и ритм. – 2 часа.

Форма: групповая.

Смешанный тип дыхания – правильный добор воздуха. Правильно произнесенные гласные и согласные при пении (мысленно выводим звуки – о, у, ы)

Что такое одноголосовые, многоголосовые?

Слушаем мелодию и выдерживаем ритм.

При работе в вокальной группе важно слышать одновременно звучащие голоса. Выразительно поддерживать их.

Тема 7:

Направления в музыке. – 2 часа.

Форма: групповая.

Музыкальные произведения бывают разных стилей и жанров: народная песня, романс, эстрадная песня, бардовская.

На занятиях студийцам предлагается прослушивание данных направлений музыки.

Тема 8:

Групповое пение. – 4 часа.

Форма: групповая.

Что такое групповое пение?

Студийцы разбиваются на группы, дается задание самостоятельно выбрать любое произведение различных стилей и жанров. И попробовать исполнить.

Тема 9:

Разучивание песен. – 2 часа.

Форма: групповая.

Народная песня (современная обработка): «Во поле березка стояла».

Эстрадная песня: на выбор.

Раздел IV.

Основы сценарного мастерства. – 14 часов.

Тема 1:

Тема, идея, сверхзадача. – 4 часа.

Форма: групповая, индивидуальная.

Первый этап написания сценария, определение главных понятий.

Тема - это рассказ о чем-то, имеющий целью сказать что-то. Поэтому при анализе и написании, необходимо определиться, о чем мы будем рассказывать зрителю.

Идея – главная мысль сценария праздника.

Сверхзадача – основная. Главная, всеобъемная цель произведения. Призывающая к осуществлению идеи, ради которой оно и написано автором.

Сверхзадача не только призывает к осуществлению идеи, но и указывает конкретные пути достижения идеи, способы воплощения ее.

Студийцам предлагается самостоятельно определить тему. Идею. Сверхзадачу данного сценария.

Тема 2:

Фабула. Сюжет. – 4 часа.

Форма: групповая, индивидуальная.

Фабула – это краткое содержание произведения.

Сюжет - о, чем данное произведение.

На первом этапе написания сценария необходимо четко знать, уметь определять фабулу. Сюжет.

Студийцам дается задание: тема, идея, сверхзадача - известны, необходимо четко и ясно изложить фабулу и сюжет данного сценария.

Тема 3:

Событийный ряд, сквозное действие. – 4 часа.

Форма: групповая, индивидуальная.

Событие – форма бытия действия, зрелищная единица жизненного процесса, ограниченная совокупностью предлагаемых обстоятельств и существующая в рамках одной конкретной действенной задачи. Событие всегда происходит здесь и сейчас.

Событие есть совместное бытие, совместное существование человека(группы людей) в предлагаемых обстоятельствах, в процессе исполнения одной конкретной цели, т.е. в рамках одной конкретной действенной задачи.

Практическое задание выполняется по группам.

Тема 4:

Предлагаемые обстоятельства. – 2 часа.

Форма: групповая, индивидуальная.

Предлагаемые обстоятельства – это то. Где по нашему замыслу (замыслу сценариста) будет происходить действие нашего произведения.

Для написания сценария необходим ход – это прием ведения, который проходит через все театральное представление.

Требования – помогать развитию основной темы, заинтересовать зрителя и обязательно проходить от начала до конца, связывая весь материал.

Сценарный ход должен вытекать из тематического замысла или может быть подсказкой при сборе материала.

Практическое занятие проходит в малых группах.

Раздел V.

Театрализованная игровая программа. -48 часов.

Форма: групповая, в малых группах, индивидуальная.

  1. общие репетиции. По этапно: разбор сценария. Распределение ролей.

  2. работа в малых группах. Репетиции по блокам.

  3. индивидуальные занятия. Главные герои – занятия по сценической речи, пластика, музыкальное оформление (вокалисты).





















Учебно-тематический план 1 года обучения


Тема

Форма занятия

Задания и упражнения

Кол-во часов

Форма подведения итогов

Дидактическое, методическое сопровождение

Теор.

Прак.

1.Знакомство, цели и задачи обучения

Беседа

Игра «Знакомство»

2


Осмысление целей и задач обучения


2.Словестное действие:


2.1.Речь, дыхание, голос






2.2.Способность

различать разные подтексты в словесном воздействии партнеров





2.3.Басни – диалоги






2.4.Скороговорка, как вид словесного действия.





2.5.Дикция,

произношение




Беседа

Лекция,






Объяснения









Объяснения






Практическое занятие






Практическое занятие




Упражнение на дыхание скороговорки, чистоговорки



Ролевая игра «Прием у врача» (в группах или по парам)






Выбор басен, диалогов (самостоятельно). Работа по парам


Скороговорки, работа в парах






Артикуляционная гимнастика, таблица гласных











2




2







2










2







2




Зачет по знанию ряда упражнений. Правильное дыхание, четкая дикция


Зачет-игра «Прием у врача». Умение понимать партнера с полуслова.




Показ басен, диалогов. Умение общаться с партнером на сцене


Выговор скороговорок. Совершенствование речи. Выработка разных интонаций


Знание ряда упражнений. Четкая дикция, правильное произношение.




Карточки






Карточки










Книги, журналы






Карточки








Карточки

3.Актерское мастерство:


3.1.Художественное восприятие действительности










3.2.Многообразие выразительных средств в театральном преставлении







3.3.Понтамима, как средство самовыражения актера





3.4.Основа актерского творчества – действия















3.5.Клаунада, как средство выражения актера




3.6.Мезансцена, значение знаков композиции в актерском мастерстве









3.7.Совершенствование осанки







3.8.Ритмочность движений








3.9.Танцевальный этюд




Лекция












Беседа











Объяснения







Объяснение

















Практическое занятие





Лекция













Практическое занятие






Практическое занятие







Объяснение, практическое занятие




Упражнения «Звуки вокруг нас» (слушать применять) «Передай по цепочке»






Подобрать к сценарию средства выразительности (работа в группах)






Найти близкую по характеру и эмоциям тему. Воплотить ее на сцене


1.оправдать предложения, обстоятельства.

Вышли:

-картинная галерея.

- крыша высотного дома

-палуба

2.Фзическое самочувствие:

- болит голова, зуб, насморк.


Работа в парах, выбор темы, характеров героев, постановка


Этюды: «Я в предлагаемых обстоятельствах» (самостоятельный выбор предложенных обстоятельств на 3, 4 примера)


Разогрев мышц. Фиксирование, точные движения. растяжки



Упражнения «Орешки», «Веревочка»







Подобрать

музыку и тему (самостоятельно) отработать танцевальный этюд



























2








2


















2




4












2











4








4


















2







2













2








2









4




Упражнение «Передай по цепочке». Уметь поверить в правду художественного вымысла, в правду предлагаемых обстоятельств


Защита работ по группам. Умение увидеть средства, выразить и подобрать к любому сценарию



Показ понтамим. Умение показать свое отношение действием



Зачет по карточкам. Умение показать свое отношение действием













Показ работ. Умение применить клоунаду




Показ этюда. Умение поверить в предложенные обстоятельства и действовать в них







Знание ряда упражнений. Умение держать осанку и красиво ходить на сцене


Знание ряда упражнений. Умение слышать темп и ритм, улавливать его и чувствовать телом


Показ танцевального этюда. Умение показать тему с помощью музыки и движений
















Магнитофон, фотографии
















Карточки


















Книги, журналы



















Магнитофон







Магнитофон








Книги, журналы, музыка

4.Основы режиссуры:


4.1.Партитура эстрадного представления





4.2.Мезансцена в театральном преставлении






4.3.Видиоряд, как средство воспроизведения



4.4.Сценическое

Воплощение





4.5.Эстрадный номер с выстроенным видеорядом (клип)










4.6.Мелодия и ритм



4.7.Направления в музыке







4.8.Групповое пение







4.9.разучивание песни





Объяснения, практическое занятие



Лекция








Лекция





Лекция






Практическое занятие












Беседа




Беседа








Практическое занятие






Практическое занятие




Составить партитуру для выбранного сценария



Выстроить мизансцену миниатюры на выбор





Написать видеоряд




Конспектирование





Подобрать тему

Исполнителей музыкальных оформлений, костюмы











Прослушать: народную песню, романс, эстрадную песню, бардовскую


Разучить песню и исполнить ее группой





Разучивание народной песни на выбор группы




2















2











2











4








2





4






8














2




2








4








2




Защита работ. Умение составлять и применять партитуру в преставлении


Защита работ.

Владение понятием мизансцена, умение выстроить мизансцену


Защита работ.

Умение выстроить видеоряд


Опрос. Знание этапов воплощения сценария в постановку


Показ работ.

Умение работать с актерами. Умение подобрать выразительные средства к теме






Знание канонов пения, опрос


Опрос.

Умение различать направления и жанры в музыке



Исполнение песни. Умение слышать другие голоса хора подстраивать свой под них


Исполнение песни. Умение исполнять народную песню




Магнитофон, книги, журналы со сценариями




Книга








Сценарии











Книги, журналы













Магнитофон, кассета



Магнитофон, кассета







Музыкальное сопровождение





Музыкальное сопровождение

5.Основы сценарного мастерства:


5.1.Тема, идея сверхзадача







5.2.Фабула, сюжет








5.3.Событийный ряд, сквозное действие







5.4Продлагаемые обстоятельства





Лекция








Объяснение








Объяснение








Объяснение





Самостоятельно определить тему, идею, сверхзадачу сценария на выбор


Тема, идея сверхзадача – известны. Определить фабулу и сюжет данного сценария


Разработать событийный ряд, выявить сквозное действие в ранее разработанном сценарии


Написать

предлагаемые обстоятельства к ранее разработанному сценарию





1








1









1









1





2








3









3









1





Защита работ.

Умение определить тему, идею, сверхзадачу в сценарии



Защита работ.

Умение четко и ясно изложить фабулу и сюжет к сценарию



Защита работ.

Умение расписать и увидеть событийный ряд




Защита работ.

Умение увидеть и логически выстроить предлагаемые обстоятельства к сценарию




Книги, журналы со сценариями







Разработанные ранее сценарии с темой, идей, сверхзадачей



Разработанные ранее сценарии с темой, идей, сверхзадачей, фабулой и сюжетом


Разработанные ранее сценарии с темой, идей, сверхзадачей, фабулой и сюжетом

6.Театрализованная игровая программа:


6.1.Общие репетиции







6.2.Работа в малых группах





6.3.Индивидуальные занятия





Практическое занятие






Практическое занятие




Практическое занятие





Разработка сценария. Разбор на: тему, идею, сверхзадачу. Разучивание ролей.


Репетиции по блокам.





Отработка речи, движений героев.





7








4






2





29








2






4





Показ постановки. Умение работать в коллективе




Показ по блокам. Умение работать в малых группах


Показ характера героя. Умение «вжиться» в роль





Сценарий








Сценарий






Сценарий

Итого: 144

33

111









Второй год обучения.




Раздел I.

Словесное действие. – 12 часов.

Тема 1:

Стихотворная речь. – 2 часа.

Форма: групповая, индивидуальная.

В основе стихов положен ритм. Русский классический стих основан на упорядочном чередовании ударных, безударных слогов. Такая система называется силлабо-тонической, т.е. слогоударной. Силлабо и слог (тонус, ударение – греч.). благодаря такому чередованию речь в стихах как бы движется равномерными шагами или стопами. Стопы бывают двух сложные и трех сложные.

Студийцам даются отрывки различных стихотворных произведений. Самостоятельно они должны определить размер стопы.

Студийцам предлагается прочитать стихотворения и отстукивать двухсложный и трехсложный размер, определяя названия размеров.

Тема 2:

Ритмические законы стиха. – 2 часа.

Форма: групповая, индивидуальная.

Способ рифмовки:

  1. когда рифмуются две соседние строки – смежная рифмовка;

  2. когда рифмуются 1-3 и 2-4 – перекрестная рифмовка;

  3. когда рифмуются 1-4 и 2-3 – кольцевая или опоясанная рифмовка.

Студийцам дается материал, они самостоятельно определяют способ рифмовки.

Типы стихотворных интонаций:

Два основных типа: А) напевный – песенные, романсовые стихи (Есенин, Никитин и т.д.);

Б) говорной – ораторский, разговорный.

Студийцам предлагается подобрать дома стихи этих двух типов.

На занятии ребята пробуют со сцены декламировать наиболее понравившиеся произведения.

Тема 3:

Сценический голос. – 4 часа.

Форма: в малых группах, индивидуальная.

В течение второго года обучения (в начале на словах, пословицах, поговорках, затем на отрывках) повторяется, закрепляется и совершенствуется русская литературная речь студийца.

Ясная, четкая дикция – одно из главных выразительных актерских средств, необходимое профессиональное качество актера.

Скороговорки – это тренаж учащегося, это его дикция.

Студийцы готовят скороговорки и на занятиях проговаривают их со сцены.

Студийцы готовят отрывки из любых понравившихся произведений, читают их со сцены.

Тема 4:

Монолог. – 4 часа.

Форма: индивидуальная.

Монолог может быть двух видов.

  1. внутренний монолог – когда исполнитель решает проблему на едене с самим собой, зритель является невольным свидетелем этого процесса.

Студийцы готовят любое стихотворение близкое по духу, переживаниям – читают его со сцены.

  1. обращенный монолог – это всегда исполнения в зрительный зал. Зритель является партнером. Для наибольшего успеха необходимо создать киноленту видений, которая волновала бы и вдохновляла бы исполнителя.

Студийцы самостоятельно подбирают материал, затем материал утверждается с педагогом и лишь затем пробы на сцене.

Раздел II.

Мастерство шоумена. – 38 часов.

Тема 1:

Миниатюра, как средство воспитания актера. – 4 часа.

Форма: в малых группах.

Миниатюра – это маленькое представление, продолжительностью 3-7 мин.

Четко определяется тема, идея и сверхзадача актера и самого выступления.

Студийцам предлагается подготовить парные и групповые миниатюры.

Тема 2:

Мастерство ведущего. – 6 часов.

Форма: групповая, индивидуальная.

Студийцам дается задание придумать образ, в котором нужно выступить ведущим в игровой театрализованной программе. Педагог помогает правильно выбрать нужный образ, соответствующий характеру, темпуритму индивидуально каждому студийцу.

На занятиях каждый ребенок выступает перед всей группой, характеризует выбранный образ, почему он выбрал для себя именно этот образ. Готовится контрольный урок, показ проходит на сцене перед группой, приглашаются педагоги и родители.

Тема 3:

Парный конферанс. – 6 часов.

Форма: групповая, в малых группах.

Мастерство ведущего подразделяется на одиночный конферанс и парный. Теперь студийцам предлагается разбиться на пары и подготовить парный конферанс. Тема выбирается студийцами самостоятельно. При необходимости педагог помогает в подборе материала.

Контрольный урок – показ на публику.

Тема 4:

Культура речи ведущего. – 4 часа.

Форма: групповая, индивидуальная.

Каждый человек, выступающий со сцены должен правильно, четко произносить текст. От мастерства, культуры ведущего во многом зависит успех всего представления. Ведущий должен уметь держать зал, чувствовать зрителя и в нужную минуту выручить любого актера представления. Со студийцами так же прорабатываются все возможные мизансцены. Правильный выход, постановка на сцене.

Студийцам даются не стандартные ситуации, из которых они как ведущие должны найти выход.

Например:

  1. во время представления потух свет;

  2. сломался магнитофон;

  3. актер не вовремя вышел на сцену.

Тема 5:

Актерское мастерство ведущего развлекательных программ. – 2 часа.

Каждый ведущий развлекательных программ должен быть еще и актерам.

Студийцам дается задание, приготовить этюды на заданную тему:

  • «Восьмое марта»;

  • «День дурака»;

  • «Здравствуйте, а вот и я!».

Затем каждый студиец пробует себя в роли телеведущего:

  • Якубович «Поле чудес»;

  • Пельш «Угадай мелодию»;

  • Галкин «Кто хочет стать миллионером»;

А так же придумывают своего героя (ведущего) шоу-программы.

Тема 6:

Имитация. – 4 часа.

Форма6 в малых группах.

Слушая того или иного исполнителя, студийцы пробуют имитировать звезд, не пародировать, в пародии есть место приукрашиванию действительности, а имитировать, в точности повторить звезду – походку, жесты, повадки, манеру держать микрофон и т.д.

Тема 7:

Техника исполнения эстрадного танца. – 2 часа.

Форма: групповая.

Студийцам даются азы эстрадного танца, главное чувствовать ритм и умение двигаться в заданном темпе.

Техника исполнения современного танца.

Тема 8:

Сольные и парные этюды. – 4 часа.

Форма: в малых группах, индивидуальная.

Как и в актерском мастерстве, в танцевальном искусстве существует понятие этюд.

Студийцы сами на свое усмотрение подбирают себе музыку, прослушивая ее выстраивают видеоряд.

По желанию ребята готовят либо парный, либо сольный этюд.

Тема 9:

Разучивание эстрадного танца. – 2 часа.

Форма: групповая, в малых группах.

Работа профессионального хореографа. На усмотрение педагога.

Раздел III.

Основа сценарного мастерства. – 10 часов.

Тема 1:

Сценарий театрализованного представления. – 5 часов.

Форма: в малых группах.

Сценарий театрализованного массового праздника (представления) – особый вид драматургии, литературная основа, подробно излагающая весь ход яркого, действенного, образного выражения идеи с активным призывом осуществления ее. Таким образом, сценарий театрального представления является не просто литературной формой изложения идеи, но действенно – четким планом с ясно выраженным призывом (сверхзадачей) к осуществлению идеи, то есть своеобразной художественной программой воздействия на массы.

Сценарий пишется в три этапа:

  1. сценарный план;

  2. литературный сценарий;

  3. рабочий (режиссерский) сценарий или монтажный лист.

На первом этапе написания сценария из студийцев выбирается сценарная группа, это те ребята, которые будут собирать материал и записывать пожелания и предложения других студийцев.

Затем, всей группой пишется литературный сценарий (сочинение).

Рабочий сценарий пишется так же всей группой.

Из студийцев выбирается помощник режиссера, это тот человек, который будет помогать педагогу. Собирать всю информацию.

Тема 2:

Разработка сценария КВН. – 5 часов.

Форма: групповая, в малых группах.

КВН является одним из видов театрализованного представления, поэтому методика разработки сценария схожа. Для начала определяем тему и идею игры. Студийцам дается задания на сбор материала (анекдоты, переделанные стихи, песни, реклама). Так же выбирается сценарная группа, которая собирает весь материал воедино. Сценарий пишется всей группой. В разработке сценария КВН очень пригодятся знания, приобретенные ранее: миниатюры, имитация, пантомима, клоунада.

Раздел IV.

Эстрадное представление. – 20 часов.

Тема 1:

Мизансцена эстрадного представления. – 4 часа.

Форма: групповая.

Для определения мизансцены эстрадного представления необходимо:

  1. точно знать, где будет проходить данное мероприятие, какая сцена, сколько выходов на сцену, какая выгородка на площадке, где находится зрительный зал – отсюда выстраивается мизансцена. Определяется, с какой стороны выходит тот или иной актер.

Ребятам предлагается самим определить мизансцену отрывка КВН – приветствие.

  1. дальше происходит закрепление материала на практике. Студийцы выстраивают мизансцену уже на площадке, где будет проходить мероприятие.

Тема 2:

Подготовка эстрадного номера с выстроенным видеорядом. -8 часов.

Форма: индивидуальная.

Начало работы над номером начинается с подбора материала. На выбор студийца предлагается подготовить: песню, танцевальный этюд, миниатюру, пантомиму, клоунаду или свой оригинальный номер.

На занятиях студийцы выступают перед группой – мотивируют свой выбор.

Сами придумывают костюмы, грим и те выразительные средства которые, по их мнению, необходимы в показе их номера. Для того чтобы их номер получился зрелищным ребятам необходимо выстроить видеоряд, то есть у них должно быть свое видение происходящего.

Номер может быть сольным и групповым.

Тема 3:

Вокал. – 3 часа.

Форма: групповая.

Вокальная музыка – музыка голоса –самый древний вид музыкального искусства, «ровесница» человеческой речи. Пение близко нашей речи. В песне со словами – речь и музыка вступают в тесные взаимодействия.

Из вокальных жанров известны следующие: песня, романс, ария, баллада, серенада.

На занятиях студийцам предлагается прослушивание этих жанров. Студийцы сами пробуют сольно исполнить любое понравившееся произведение.

Тема 4:

Групповое пение. – 2 часа.

Форма: групповая.

Групповое или хоровое пение – это исполнение большим певчим коллективом.

Под фонограмму разучивается песня на выбор студийцев или педагога.

Тема 5:

Разучивание эстрадных песен. – 3 часа.

Форма: групповая.

Песни подбираются на вкус студийцев и педагога.

Раздел V.

Театрализованное шоу-представления. – 64 часа.

Тема 1:

Общие репетиции. – 46 часов.

Форма: групповая.

Общие репетиции проходят поэтапно: разбор сценария, распределение ролей, «застольная» читка, актерские пробы, сводные репетиции.

Тема 2:

Работа в малых группах. – 10 часов.

Форма: в малых группах.

Репетиция по блокам, эпизодам, картинам.

Тема 3:

Индивидуальные занятия. – 8 часов.

Форма: индивидуальная.

Занятия по сценической речи, пластике, актерскому мастерстве, вокалу.







Тема

Форма занятия

Задания и упражнения

Количество часов

Форма подведения итогов

Дидактическое, методическое сопровождение

теория

практика

  1. Словесное действие


    1. Стихотворная речь.








    1. Ритмический закон стиха.
















    1. Сценический голос.











    1. Монолог.






Объяснения









Объяснения.


















Объяснения, практическое занятия









Лекция, практическое занятия.






Определить размер стопы в различных стихотворных произведениях




Определить способ рифмовки данных стихотворений. Подобрать стих 2-х типов: - напевный, - говорный.

Прочтение наиболее понравившегося произведения



Приготовить три скороговорки, отрывок из любого понравившегося произведения для прочтения со сцены.



Самостоятельно выбрать материал. Разучивание монолога.
















1



















1






2










1



















3













4






Зачет.

Знание размеров стихов, умение распознать размеры.





Зачет. Знание ритмических законов стиха.

















Прочтения со сцены.

Умение правильно говорить. Выработка ясной, четкой дикции.






Чтение монолога со сцены. Умение показать внутренний монолог.

.






Книги со стихами.









Книги со стихами.


















Карточки, книги со стихами, прозой, баснями









книги.

  1. Мастерство шоумена.


    1. Миниатюра, как средство воспитания актера.


    1. Мастерство ведущего.







    1. Парный конферанс.






    1. Культура речи ведущего.















    1. Актерское мастерство ведущего развлекательных программ.


    1. Имитация.





    1. Техника исполнения эстрадного танца.




    1. Сольные и парные этюды.



    1. Разучивание эстрадного танца.






Объяснения, практическое занятия.



Объяснения, практическое занятия.






Объяснения, практическое занятия.




Объяснения

















Практическое занятия.









Объяснения, практическое занятия.


Практическое занятия.







Практическое занятия.




Практическое занятия.






Подготовить парную и групповую миниатюру.




Придумать образ в котором нужно выступить в игровой театрализованной программе.


Разделиться на пары и подготовить парный конферанс.




Найти выход из нестандартной ситуации, как ведущему программы: во время представления потух свет, сломался магнитофон, актер во время не вышел на сцену.


Приготовить этюд: 8 марта, день дурака, здравствуйте, а вот и я… в роли теле- ведущего.




Имитировать звезд.





Разучивание техники, основных азов эстрадного танца.




Подобрать самостоятельно музыку, выстроить видеоряд.


Разучивание эстрадного танца.













2










2








2






4







4










4








2


















6











4






2









4






2






Показ миниатюр. Умение работать в паре и группе.


Показ. Умение «вжиться» в образ; вести игровую театрализованную программу.





Показ.

Умение работать в паре при ведении какой-либо программы.


Зачет.

Умение выйти из любой не стандартной ситуации.














Зачет.

Умение вести развлекательные программы.








Зачет.

Умение имитировать.




Показ.

Знание азов эстрадного танца, чувства ритма.





Показ.

Умение создавать клип.



Показ.

Умение двигаться в заданном темпе.






Книги, миниатюры.





Книги, журналы, игровые пособия.







Книги, журналы, сценарии.






Карточки.


















Карточки.











Магнитофон, записи известных исполнителей.


Магнитофон.








Магнитофон.





Магнитофон.

  1. Основы сценарного мастерства.


    1. Сценарий театрализованного представления.



    1. Разработка сценария КВН







Объяснения, практическое занятия.





Объяснения, практическое занятия.







Подобрать материал к сценарию. Написать. Выявить: тему, идею, сверхзадачу.



Подобрать материал (анекдоты, переделанные стихи, песни, реклама). Написание сценария.







1









1







4









4







Защита работ.

Умение написания сценария театрализованного представления.



Сценарий.

Умение написать сценарий КВН.







Книги, журналы, сценарии.







Анекдоты, песни, стихи, сценарии.

  1. Эстрадное представления.


    1. Мизансцена эстрадного представления.



    1. Подготовка эстрадного номера с выстроенным видеорядом.


    1. Вокал.













    1. Групповое исполнение.



    1. Разучивание эстрадных песен.






Объяснения.







Практическое занятия.







Объяснения.












Практическое занятия.




Практическое занятия.






Самостоятельно определить мизансцену из отрывка, выбранного сценария.


Подобрать материал, продумать костюм, грим, выразительные средства. Выстроить видеоряд.


Прослушать песню, романс, арию, балладу. Попробовать сольно исполнить понравившегося произведения.


хоровое разучивание народной песни.



Разучить эстрадную песню под фонограмму (на выбор).






2








2






2








6










3













2






3






Защита работ.

Умение определить мизансцену.





Показ.

Умение выстроить видеоряд для эстрадного номера.





Опрос.

Знание жанров музыки. Умение распознать их.









Исполнение песни.

Умение петь в хоре.



Прослушивание песни.

Умение исполнить эстрадную песню.






Сценарии.








Книги, журналы, сценарии.








Магнитофон. Различные записи направлений музыки.








Магнитофон. Фонограмма.



Магнитофон, фонограмма, текст песен.

  1. Театрализованное шоу- представления.

    1. Общие репетиции.







    1. Работа в малых группах.





    1. Индивидуальные занятия.






Практическое занятия.







Практическое занятия.





Практическое занятия.






Разработка сценария, распределение ролей, актерские пробы, сводные репетиции.


Работа в малых группах. Репетиция по блокам.



Работа над голосом, движением героев.






9









4







2






37









4







8






Показ шоу- представления.

Умение работать в коллективе.





Показ эпизодов.

Умение работать в малых группах.


Показ характера героя.

Умение показать внутренний монолог героя, его характер, мысли, чувства.






Сценарии









Сценарий.







Сценарий.













Приложение.


Словесное действие.

(сценическая речь).

Сценическая речь важна, прежде всего, с точки зрения здоровья детей. Всем, кому приходится много говорить (педагогам, профсоюзным деятелям) знакомы такие профессиональные заболевания как ларингит, фарингит, ворванное горло. А вот у певцов и актеров этих заболеваний нет, хотя нагрузка у них больше. А вот нагрузка на горло и связки во много раз меньше. Горло и голосовые связки должны работать только на образование звука. На громкость произнесения и на четкость речи влияет количество включенных в работу резонаторов, артикуляционная активность губ и точная логика произнесения фразы. Каждое занятие по речи делится на несколько этапов, каждый раз проводятся последовательно все этапы:

  • дыхание;

  • артикуляция;

  • масочный звук;

  • логика речи;

  • репертуар.

1 этап. Дыхание.

Разогревающий массаж.

  1. Массирование лба от переносицы к вискам.

  2. Массирование нижнечелюстных мышц от висков к подбородку.

  3. Массирование верхнечелюстных мышц от носа к уху.

  4. Массирование носовых пазух от начала бровей до верхней губы.

Массирование проводится в течение 1-1,5 мин. Постукивание проводится по всем тем же местам, что и массирование.

Постукивание одновременно обеими руками. Добавляется постукивание по верхней губе. Оно проводится одной рукой теми же тремя пальцами и со звуком «з-з-з».

Дыхательные упражнения.

«Свечка» Участники ставят пальцы перед ртом. Это «свечка». Надо выпускать воздух так, чтобы «пламя свечи» не колыхнулось».

«Снайпер». Из соседнего дома «снайпер» стреляет по вашему окну. Надо мгновенно затушить «свечку». То есть воздух выкинуть из легких за максимально короткое время.

«Упрямая свечка». Один набор воздуха выдыхается в несколько приемов.

«Комарик». Участники становятся в шахматном порядке, руки в стороны. Перед носам каждого со звуком «з-з-з» жужжит «комар». Звук произносится на вдохе и на одном дыхании. Руки медленно сводятся и в конце дыхания «комар» прихлопывается.

«Насосик». Участники разбиваются по парам. Один из пары «мячик», другой «насосик». Вначале «мячик» сдут. «Насосик» со звуком «пс» и сгибаясь в пояснице до прямого угла «накачивает мячик». «Мячик» постепенно надувается. Когда «мячик» надут, «насосик» выдергивает «затычку» и «мячик» со звуком «ш-ш-ш» спускается. Потом участники меняются ролями.

С 3-4 занятия в упражнениях «насосик» и «комарик» вводится отношение, то есть – нравится ли «мячику», что его надуют, устал ли «насосик», боюсь ли я, что меня «цапнет» «комар» и т.д.

«Счет». Распределить дыхание на заданное количество счетов: четыре, восемь, шестнадцать. Количество счетов должно быть кратно четырем.

«Егорки». Произносится чистоговорка: «Как на горке, на пригорке жили тридцать три Егорки. Раз Егорка, два Егорка…» и т.д.

Перед началом счета Егорок набирается дыхание.

Артикуляционные движения.

«Хомяк». Пожевать воображаемую жвачку, так чтобы двигалось все лицо.

«Рожицы». Поднять правую бровь. Опустить. Поднять левую бровь. Опустить. Обе брови поднять и опустить. Вытянуть лицо. Опустить нижнюю челюсть, не раскрывая губ. Подвигать челюстью в лево и вправо. Пораздувать ноздри. Пошевелить ушами. В конце упражнения дается задание скорчить рожицу «кто смешнее».

«Треугольник». С точной артикуляцией произносятся гласные в следующем порядке «а-о-у-э-ы-и».

Соединение гласной и согласной. Произносятся следующие звуки «ба-ба-ба-бо-бо-бо-бэ-бэ-бэ-бы-бы-бы-би». Упражнение повторяется 3-3 раза. Меняются согласные.

Парные согласные. Ребята хором попеременно называют «звучащие» и «беззвучные» согласные: д-т, ч-к, в-ф, ж-ш, з-с.

Сложные звукосочетания. Дети становятся бокам к преподавателю. Ближняя рука к преподавателю, другая рука на труди. На последний звук сочетания рука выбрасывается в сторону преподавателя, и голова поворачивается туда же. Звукосочетания: «рсво», «пкртча», «пство», «ремкло».

Чистоговорки. В разделе «артикуляция» используются чистоговорки имеющие сложные буквосочетания. Например, «интервюент инрервента интервюировал», «король - орел» (произноситься 4 раза) и т.д.

Масочный звук.

После того как дыхание установлено и разработана артикуляция, переходим к основному тренингу громкого звучания – это масочный звук.

«идиотики». Нижняя челюсть резко откидывается в низ. Не наклоняя головы, постарайтесь положить челюсть на грудь. Язык вываливается. Упражнение проделывается 7-8 раз.

«Коровка». На правильном дыхании взять звук «м» с закрытыми губами. Повышая и понижая звук, выбирается удобная позиция.

«Коровка бодается». Преподаватель становится в конце зала, дети посылают звук в него, стараясь «забодать».

«Коровка»+ «Идиотики». Выполняется упражнение «Коровка», а затем по знаку преподавателя - упражнение «Идиотики». Звук не должен прерываться. На выходе должно получиться звукосочетания «м-м-мам-м-м».

«Коровка бодается» + «Идиотики». Звук отправляется как можно дальше в зал. На масочном звуке произносится фраза «Темная ночь», она почти пропивается, звуки «мн» и «н» особо выделяются. Произносится фраза «Мама мыла Милу мыло, Мила мыло не любила». Фраза произносится в два приема, на масочном звуке, заканчивается звуком «м» (не любилам – м-м), звук посылается далеко в зал, дыхание добирается между словами «Мила», «мылом».

Логика речи.

Логика речи включает в себя:

- логические ударения;

- эмоциональная окраска логического ударения на чистоговорках.

А) участники произносят фразу: «Добыл бобыль бобы». Первый задает вопрос про то, что сделал бобыль, второй, отвечает на вопрос, третий спрашивает, кто добыл бобы, четвертый отвечает, пятый спрашивает, что добыл бобыль, шестой, отвечает и т.д.

«Добыл бобыль бобы?

«Добыл бобыль бобы»

«Добыл бобыль бобы?»

«Добыл бобыль бобы»

«Добыл бобыль бобы

«Добыл бобыль бобы»

Б) затем берется фраза с большим количеством слов. Упражнение выполняется аналогично.

В) упражнения А) и Б) окрашиваются отношения к каждому ударному слову. Какой это был бобыль умница и зачем ему эти бобы; да не добыл, а украл и т.д.

Г) фразой выражается отношение к объекту, находящемуся вне круга общения участника. Например, к преподавателю: как нам надоел этот тренинг; давайте еще позанимаемся; хотим репетировать спектакль и т.д.

Д) чистоговоркой выражается отношение к объекту общения, например: как я вас люблю; как вы мне надоели; дайте роль; хочу работать и т.д.

Ж) этюд «Не хотите ли чаю?». Участникам задаются фразы: «не хотите ли чаю?» и «спасибо, я уже пил». Эти диалогом пригласить к чаю прогнать из дому, обслужить в ресторане. Партнеру отказаться от чая, согласится на чай, охарактеризовать качества чая. Для того чтобы эти навыки из области сознательного перешли в область подсознательного делается репертуар: стихи, отрывки из прозы, добавляется музыка, свет, и получается композиция.


Актерское мастерство.



Курс практических основ актерского мастерства связан со всем комплексом специальных тренировочных и общеэстетических дисциплин. Данный комплекс в целом формирует актерские способности детей и создает предпосылки к тому, чтобы в сценической практике совершенствовались индивидуальные, личностные качества. Ребенок с актерскими задатками может воспитывать в себе недостающие творческие и человеческие качества. Это самая главная составляющая поведения детей на сцене. Актерское мастерство состоит из 4 элементов:

  • Внимание;

  • Общение;

  • Умение держать паузу;

  • Ограниченность в мизансцене.


Внимание.

Внимание имеет три круга:

- малый – способность действовать в непосредственном контакте с партнером;

- средний – умение видеть, замечать все, что происходит в данный момент на сцене;

- большой – умение слышать зал.

Упражнения:

«Разложи предметы». У каждого из участников берется по одному предмету. Затем участники делятся на две группы. Первая группа раскладывает предметы, вторая рассматривает их, стараясь запомнить расположение. После этого первая группа меняет что-то в расположении. Вторая должна восстановить все в первоначальном виде. Затем группы меняются ролями.

«Рассмотреть человека». Один участник встает посередине площадки на стел. Остальные внимательно рассматривают его. Затем этот человек уходит за дверб. Участникам предлагается описать его. Например, какие цвета есть на этом человеке, во что одет человек и т.д.

«Баранья голова». Участники садятся по кругу. Первый называет любое существительное. Второй повторяет его и добавляет свое. Третий повторяет два предыдущих и называет свое. Тот, кто ошибся становиться «бараньей головой». Игра продолжается до последнего участника.

«Пишущая машинка». Весь алфавит распределяется между участниками. Коллектив – это «пишущая машинка». Педагог хлопками называет нужную «клавишу». «Клавиша» отвечает хлопком. Конец слова обозначается общим хлопком, конец фразы – общим топотом ногами один раз. В идеале нужно добиться скорости плохой машинистки уметь «печатать» без ошибок.

«Чтение в кругу друзей». Один участник читает газетный текст, а сидящие вокруг задают ему любые вопросы. Читающий должен отвечать как можно точнее. Игра ведется в течении одной минуты, потом читающий должен пересказать текст.

Актерское воображение.

«Ходьба». Участники идут по кругу. Преподаватель указывает, по какой среде идут актеры. Например: «Идем по снегу, по воде, вода поднимается по щиколотку, по колено, по пояс, по грудь, в обратном порядке, по болоту» и т.д.

«Шкатулка». Участники стоят в кругу и передают воображаемый предмет друг другу. Преподаватель указывает, во что предмет превращается. Например: шкатулка, змея и т.д.

«Повтори фигуру». Все участники кроме одного выходят за дверь. Оставшийся принимает действенную и узнаваемую позу (пилит дрова, вешает белье и т.д.). вызывается следующий участник. Вошедший осматривает позу, пытаясь понять и повторяет. Первый садится в зал. В конце все встают в свои позы и от последнего к первому рассказывают, что они делали. В идеале все должны делать одно и тоже.

«Картина». Участники разбиваются по группам по 3-4 человека. Выбирают себе какую-нибудь известную картину и играют этюд на эту тему, который заканчивается мизансценой картины. Для этого детям демонстрируют открытки с репродукцией знаменитых картин.

Общение и взаимодействие на площадке.

В этом разделе используется часть тех же упражнений, что и в других разделах, но акцент делается на взаимодействие актеров.


Сценическое движение.



Важным элементом программы является сценическое движение. Направлено оно на то, чтобы сделать мышцы ребенка пластичными, а тело послушным воле исполнителя. В бытовом смысле занятия сценическим движением помогут ребятам выполнить больше интересных трюков (падений, кувырков, переворотов) и при этом не растянуть и не порвать мышцы, сухожилия. Занятия начинаются с разогревающих, разминающих упражнений.

Разогрев мышц.

  • Мышцы рук. Подушечками четырех пальцев поочередно дотронуться до подушечки большого пальца. Ускорять темп.

  • Вращательные движения кистями рук поочередно и вместе, в разные стороны.

  • Вращение от локтя обеими руками вместе и поочередно. Вперед и назад.

  • Вращение от плеча. Вперед и назад.

  • Вращение головы. Положить голову на грудь, на спину, на правое плечо, на левое плечо, ускорять темп пока не получится вращение.

  • Грудная клетка вперед, назад, вправо, влево, вращение в одну, другую сторону.

  • Таз вперед, назад, вправо, влево, вращение в одну и другую сторону.

  • Колени. Сначала одно колено, потом другое колено, потом оба вместе вращаются в одну и другую сторону.

  • Повращать ступенями в одну и другую сторону.

Фиксирование точки. Поднять и опустить:

  • Одну бровь, другую бровь, поочередно, обе вместе;

  • Одно плечо, другое, поочередно, вместе;

  • Одно бедро, другое, поочередно.

«Орешки». Поднять плечи как можно выше. Резко сводить лопатки, как бы коля орешки. После каждого «расколотого орешка» «щипчики» опускаются ниже на один. Роль орешек играют позвонки. Упражнения проводятся вверх и вниз.

«Тумбочка», «Зонтик». Положить локоть не воображаемую тумбочку. Снять локоть. Проделать это с другой стороны. Опереться о воображаемый зонтик. Походить «опираясь» на него.

«Шарик». Ребенок держит воображаемый шарик. Вдруг «порыв ветра» и шарик унесло.

«Веревочки». Участникам к определенным местам «привязывают веревочки» и преподаватель «дергает» за эти «веревочки». Движение тела начинается с места, к которому «привязана веревочка»:

  • Кончик носа;

  • Правое плечо;

  • Левое плечо;

  • Правый локоть;

  • Левый локоть;

  • Живот и т.д.

Упражнение выполняется в два этапа: сначала без шага, затем с шагом по направлению «дерганья веревочки».

«Завод». Участники становятся в одну линию, лицом к залу и начинают процесс изготовления чего-либо. Например: «Упаковка товара». Первый берет «товар» и передает второму, второй кладет в «коробку», передает третьему и т.д.

«Пристройка». Первый участник занимает какую-либо позу. Следующий пристраивается к нему таким образом, чтобы мизансцена выразила законченную историю. После чего первый садится в зал, а третий пристраивается ко второму и так далее.

«Письмо». Участники разбиваются по парам. Один передает письмо, другой его читает. Педагог дает задание: получить неожиданное известие; приглашение в гости и т.д.

Актерская выразительность.

«Угадай». Каждый участник задумывает какое-либо действие и показывает его, остальные должны рассказать, что это было.

«Зоопарк». Участники дома заготавливают мимический портрет того или иного зверя. На занятии показывают. Надо угадать, что это за зверь.

«Предметы». Ребенок играет предмет: лампочка, стул и т.д.

Этюды.

«Органическое молчание». Актеры не могут говорить по не зависящим от них причинам: читальный зал библиотеки, зрительный зал и т.д.

«Беспредметное действие». С воображаемыми предметами: пришить пуговицу, поджарить яичницу, собрать чемоданы и т.д. очень важно, чтобы у участников осталось ощущение формы, объема, веса воображаемого предмета.

«Свяжи этюд». Даются три ничем не связанных понятия. Надо выстроить на них этюд.

«Ожидание». Человек ждет поезда, друга, приговора суда и т.д. важно добиться изменения внутреннего состояния исполнителя.

Легатированное движение.

«Мячик». Перекатить воображаемый мячик из одной руки, потом другую, потом тело, потом ноги.

«Волна». Тело движется волнообразно. Волна захватывает одну руку, потом другую, потом тело, потом ноги.

«Пушинка». Детям предлагается в ритме музыки поиграть с воображаемой пушинкой.

Растяжки.

«Качели». Ноги на ширине плеч. Тело прямое. Груз тела переносится с одной ноги на другую, ноги постепенно разъезжаются шире и шире.

«Море волнуется». Участники попарно садятся друг, против друга упираясь в ступни. Берутся за руки. Один описывает круг торсом, от колен до колен, потов то же делает другой.

«Вертикальный шпагат». Участники разбиваются попарно. Один становится к стене. Второй садится рядом на корточки. Первый кладет ногу на плечо второму. Второй начинает потихоньку подниматься. Потом они меняются местами.

Шаги, поклоны.

  • Пройти восемь шагов вперед. У мальчиков поклон, у девочек – реверанс.

  • Пройти восемь шагов назад спиной.

  • Тоже. Придерживая шпагу.

  • Тоже. Опираясь на трость.

  • Упражнения у станка.

Координация движения и голоса.

Скорость движения и сила звука распределяется по 5 уровням от 1 до 5.

  1. – самое медленное движение и самый тихий звук.

  1. – самое быстрое движение (почти бег, но все-таки ходьба) и самый громкий звук.

Канон.

Участники выполняют это упражнение, запаздывая на один такт. Тактов восемь:

  1. левая рука вперед;

  2. правая рука вперед;

  3. левая рука в страну;

  4. правая рука в сторону;

  5. левая рука вверх;

  6. правая рука вверх;

  7. левая рука вниз;

  8. правая рука вниз.

Первый участник вступает с первого такта на первый такт. Второй вступает с первого такта на втором такте и т.д.

В конце занятий ребята прыгают, бегают, танцуют.

Все занятия по сценическому движению проводятся под музыку.























Список используемой литературы:

  1. Распечатка из Интернета «О КВН».

  2. Голованов В.П. «Методика и технология работы педагога дополнительного образования». – Дополнительное образование №2, М: 2004

  3. Лейтес Н.С. «Возрастная одаренность школьников». – М: 2001

  4. Мудрик А.В. «Общение в процессе воспитания». – М:2001

















































План зачетных мероприятий.

Первый год обучения.





Сентябрь

  • Защита работ по теме: "Партитура эстрадного представления" (экспертиза)

  • Зачет по теме: "Тема, идея, сверхзадача" (устные ответы на вопросы)

Октябрь

  • Защита работ по теме: "Тема, идея, сверхзадача" (экспертиза)

  • Зачет по теме: "Многообразие выразительных средств в театрализованном представлении"

Ноябрь

  • Сдача работ по теме: "Пантомима" (показ)

  • Защита работ по теме: "Видеоряд, как средство воспроизведения " (экспертиза)

  • Зачет по теме: "Фабула, сюжет" (устные ответы на вопросы)

Декабрь

  • Сдача работ по теме: "Басни - диалоги" (показ)

Январь

  • Сдача работ по теме: "Эстрадный номер с выстроенным видеорядом"

  • Сдача работ по теме: "Клоунада, как средство выражения актера" (показ)

  • Зачет по теме: "Событийный ряд" (письменные ответы на вопросы)

Февраль

  • Зачет по теме: "Сквозное действие" (тест)

Март

  • Сдача песен по теме: "Групповое пение" (исполнение песен)

  • Зачет по теме: "Предлагаемые обстоятельства" (устные ответы на вопросы)

  • Сдача работ по теме: " Ритмичность движений " (показ комплекса упражнений)

Апрель

  • Сдача работ по теме: "Танцевальный этюд" (показ танцевальных одиночных этюдов)

  • Зачетная неделя (сдача долгов)





Второй год обучения.



Сентябрь

  • Сдача работ по теме: "Стихотворная речь" (чтение своих четверостиший)

Октябрь

  • Сдача работ по теме: "Миниатюра, как средство воспитания актера" (показ)

  • Сдача работ по теме: "Сценарий театрализованного представления" (экспертиза)

Ноябрь

  • Зачет по теме: "Мизансцена эстрадного представления" (письменные ответы на вопросы)

  • Зачет и сдача работ по теме: "Парный конферанс" (устные ответы на вопросы, демонстрация)

Декабрь

  • Сдача работ по теме: "Мастерство ведущего" (показ)

  • Сдача работ по теме: "Вокал" (исполнение индивидуальных песен)

Январь

  • Сдача работ по теме: "Имитация" (показ)

Февраль

  • Сдача работ по теме: "Монолог" (демонстрация)

Март

  • Сдача работ по теме: "Эстрадный номер с выстроенным видеорядом" (экспертиза, показ)

Апрель

  • Зачетная неделя (сдача долгов)


2




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Программа кружка КВН-ШОУ

Автор: Мельникова Евгения Николаевна

Дата: 16.06.2019

Номер свидетельства: 514919


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства