средняя общеобразовательная школа № 102 Выборгского района Санкт- Петербурга
Разработана и принята
на заседании Педагогического совета № 1
Протокол № 1 от 29.08.2018
Утверждена
Приказ № 110 от 30.08.2018
Директор школы: О.Н. Ципляева
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Я и мир»
для 5-х классов
2018-2019 учебный год
Срок реализации 1 год
Количество часов по учебному плану: 34 (1 час в неделю)
Учитель: Толок Татьяна Григорьевна
Санкт–Петербург
2018
Пояснительная записка
1. Нормативные документы для разработки программы
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации».
ФГОС (утвержден приказом Министерства образования и науки от 06.10.2009 г.).
Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях (Приложение к письму Минобразования России от 11 июня 2002 г. № 30-51-433/16).
Письмо Минобразования России от 11.02.2000г. №101/28-16 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в общеобразовательном учреждении».
2. Актуальность.
ФГОС второго поколения определяет личностное развитие и формирование универсальных учебных действий у школьников наряду с предметными результатами обучения. Поэтому наряду с формированием универсальных учебных действий важной задачей становится необходимость формирования у школьников ценностных, нравственных установок и ориентиров, введение в мир большой духовной культуры. Такое непосредственное взаимодействие органично выстраивается в процессе внеурочной деятельности. Деятельность, общение и бытие ребенка являются теми сферами и теми основными средствами, развивая и гармонизируя которые педагог осуществляет физическое и нравственное воспитание, гарантирует успешность социализации и индивидуализации современных школьников, содействует развитию их способностей.
Программа внеурочной деятельности «Я и мир» входит в предметную область ОДНКНР, в рамках которой осуществляется реализация образовательных и развивающих программ учитывающих региональные, национальные и этнокультурные особенности народов РФ. В рамках данного направления курс « Я и мир» призван создать условия для успешной адаптации учащихся 5-х классов в школе и повышения уровня психологической готовности детей к обучению, познавательному развитию, продуктивному общению. Программа внеурочной деятельности «Я и мир» является культурологической и направлена на развитие у обучающихся представлений о нравственных идеалах и ценностях, на расширение кругозора учащихся, формирование порядочного, честного, человека, готового к конструктивному диалогу.
Цель программы: (конечный желаемый результат)
формирование у младшего подростка мотивации к осознанному нравственному поведению, к конструктивному диалогу с другими людьми;
формирование представлений об основах светской этики;
формирование понимания значения нравственности в жизни человека, семьи и общества.
воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию;
воспитание уважительного отношения к чувствам, взглядам, мнениям других людей;
развитие у учащихся 5-х классов навыков эффективного применения психологических знаний в ситуациях взаимодействия в социальной среде с целью быстрой и максимально эффективной адаптации.
Задачи:
Сплочение коллектива класса через формирование групповой сплочённости и выработку системы единых требований.
Знакомство обучающихся с основами светской этики. Развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества.
Формирование позитивной «Я-концепции» и устойчивой положительной самооценки. Снижение уровня школьной тревожности.
Формирование психологической готовности к обучению, работа над личностными, регулятивными и коммуникативными навыками. Способствование развитию навыков саморегуляции (в ситуациях стресса, тревоги).
Развитие социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления эффективных межличностных отношений со сверстниками и взрослыми, строящихся на основе взаимного уважения и диалога. Формирование социально одобряемых форм поведения в обществе.
3. Личностные, предметные и метапредметные результаты усвоения учебного курса.
Обучение детей по программе «Я мир» должно направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.
3.1. Требования к личностным результатам:
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить социально одобряемые выходы из спорных ситуаций;
наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
3.2. Требования к метапредметным результатам:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи познавательной деятельности, а также находить средства её осуществления;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать познавательные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
определять наиболее эффективные способы достижения результата;
вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха познавательной деятельности;
адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
умение осуществлять информационный поиск для выполнения заданий;
овладение навыками осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную точку зрения; корректно излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
3.3. Требования к предметным результатам:
знание, понимание и принятие обучающимися ценностей нравственности, милосердия, миролюбия, как основы культурных традиций народов России;
знакомство с основами светской этики, понимание её значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
Предполагаемые результаты реализации программы«Я и мир»
Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний о нормах коллективной жизни; об основных формах и правилах общения; о способах и приёмах управления своими эмоциями
Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к одноклассникам, окружающим взрослым, к себе, своему собственному здоровью и внутреннему миру.
Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного ценностно-окрашенного социального действия): опыт публичного выступления по проблемным вопросам; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми; опыт управления другими людьми и взятия на себя ответственности за себя и других людей.
Результаты формирования регулятивных универсальных учебных действий
Учащийся научится:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.
Результаты формирования коммуникативных универсальных учебных действий
Учащийся научится осознавать качества необходимые для учащегося средней школы:
умение адекватно оценивать некоторые высказывания людей с точки зрения их уместности, тактичности в данной ситуации;
осознавать и объяснять значение эффективного общения, взаимопонимания в жизни человека, общества;
осознавать важность соблюдения правил речевого этикета как выражения доброго, уважительного отношения к другим людям;
адаптироваться применительно к ситуации общения, строить своё высказывание в зависимости от условий взаимодействия;
учитывать интересы других людей при общении, проявлять эмоциональную отзывчивость и доброжелательность в спорных ситуациях;
осознавать ответственность за своё речевое поведение;
объективно анализировать свои речевые привычки, сознательно избавляться от плохих привычек;
осознавать значимость активной гражданской и социальной деятельности.
Результаты формирования личностных универсальных учебных действий
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
уметь правильно задавать вопросы;
контролировать действия партнёра;
использовать речь для регуляции своего действия;
использовать навыки активного слушания, слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, понимать точку зрения другого;
внимательно слушать собеседника, кратко излагать сказанное им в процессе обсуждения темы, проблемы.
Методы, приёмы и формы используемые в программе:
словесные(дискуссии и беседы);
наглядные;
практические;
проблемно-поисковые;
групповая и самостоятельная работа;
репродуктивные;
индуктивные и дедуктивные;
игровые методики;
релаксационные упражнения;
психогимнастические этюды и элементы;
моделирование образцов поведения;
метафорические истории и притчи.
Применение перечисленных методов, приёмов и форм в их оптимальном сочетании при прохождении программы обеспечивает получению обучающимися новых практический знаний, умений, навыков.
Формы и виды контроля: опрос, анкетирование, тестирование.
Методические рекомендации:
Ритуал приветствия, с него начинается каждое занятие. Онвыполняет функцию установления эмоционально-позитивного контакта педагога с детьми и формирует у детей направленность на сверстников.
Ритуал прощания, им заканчивается каждое занятие.
Эти процедуры сплачивают детей, создают атмосферу группового доверия и принятия.
Разминка включает упражнения, которые помогают детям настроиться на работу, повышают уровень их активности и способствует формированию групповой сплоченности.
Основная часть занятия включает в себя психотехнические упражнения, игры и приемы, направленные на решение основных задач занятия.
Предпочтение отдается многофункциональным техникам, таким как моделирование образцов поведения, позволяющим преодолеть тревожность и расширить поведенческий репертуар ребенка. Тревожность и страхи перед определенными ситуациями обусловлены отсутствием у младшего подростка адекватных способов поведения, поэтому в основной части занятия в первую очередь представлены упражнения и игры, направленные на снятие тревожности и школьных страхов.
Так же следует учесть, что групповая работа младших школьников эффективна при условии соблюдения определенных правил:
отсутствие принуждения;
продуманная система поощрений и порицаний;
организационная и содержательная поддержка со стороны педагога;
четкость инструкций;
владение педагогом приемами установления и регулирования взаимоотношений между обучающимися;
стимулирование и поощрение самостоятельности и инициативности.
Обсуждение итогов занятия, или рефлексия является обязательным этапом и предполагает эмоциональную и смысловую оценку содержания занятия в ходе заключительного обсуждения. Соблюдение подобной структуры занятий, привыкание к ней детей помогает им войти в новую деятельность и сформировать соответствующие ожидания.
10. Материально – техническое обеспечение образовательного процесса:
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
Рыкова Н., Низовцева Ю. Академия волшебства. СПб, 2011
Уварова О.А. Школьная служба восстановительной медиации (примерения)
1
1
1
1
1
1
1
1
2.Печатные пособия
Не требуется
3.Технические средства обучения
Экспозиционный экран.
Ноутбук
Мультимедийный проектор.
Ксерокс.
1
1
1
1
4.Экранно – звуковые пособия
Не требуется
5. Игры и игрушки.
Мягкая игрушка – округлой формы
Крупные пазлы
Комплект игры «Крокодил»
Комплект игры «Уно»
Комплект игры «Дженга»
Настольная игра «Колонизаторы»
1
1
1
1
1
1
6. Оборудование кабинета
1. Классная доска.
2. Магнитная доска.
3. Комплекты ученической мебели на класс.
1
1
1
Сроки реализации программы.Программа «Я и мир» общим объемом 34 часа изучается в течение 1 года и рассчитана на обучение учащихся 5 классов. Занятия проводятся в течение учебного года с периодичностью 1 час в неделю.
Возрастная характеристика группы. Программа составлена с учетом возрастных особенностей развития младших подростков (11-12 лет).
Форма организации детского коллектива: групповые занятия
Краткое содержание:
Раздел 1. Основы социальной адаптации
Тема 1. Давайте познакомимся.
Правила. Традиции. Ритуалы. Разработка правил поведения на занятиях. Разработка ритуала приветствия и прощания. Создание коллективной работы «Наши правила и традиции».
Тема 2. Это я.
Понятие самопрезентации. Круги общения. Личное пространство. Свои и чужие: близкие, друзья, знакомые, одноклассники. Границы откровенности. Создание коллажа «Наш класс – наш мир».
Тема 3. Свет мой, зеркальце, скажи.
Формирование позитивной я- концепции, устойчивой положительной самооценки, безусловного принятия себя, формирование положительного «я- образа». Обучать умению позитивной самопрезентации.
Тема 4. Как мы общаемся.
Знакомство с различными видами общения: вербальное, невербальное. Тренировать в распознавании эмоций как своих, так и партнёра по общению. Тренировка вербальной и невербальной коммуникативной сферы.
Тема 5. Первое впечатление - это важно.
Развитие коммуникабельности и навыков положительной самопрезентации. Поддержание в группе атмосферы доверия и открытости. Обучение способности корректно высказывать свою точку зрения.
Тема 6. Общение как искусство
Коммуникация и коммуникативный процесс. Формирование навыков эффективного общения. Развитие эмпатии. Стратегии поведения, стили взаимодействия.
Тема 7. Магия слов
Коммуникативная компетентность. Техники активного слушания. Приёмы управления вниманием.
Тема8. Я – окей, ты – окей
Продолжать работу по развитию навыков эффективного общения. Ценность доверительных отношений. Продолжать развивать умение взаимодействовать в группе на основе позитивного восприятия себя и другого.
Тема 9. Вместе веселее
Формировать позитивное отношение к своим возможностям, а также умение преодолевать возникающие трудности и оказывать поддержку другим; помогать осмыслению себя как члена группы, способной оказывать поддержку.
Раздел 2. Профилакика страхов и агрессии
Тема 10. Мы и наше настроение
Настроение. Эмоции. Чувства. Развитие навыков произвольного контроля и регуляции своего настроения.
Тема 11. Неуверенность и страхи.
Страх. Тревога. Неуверенность. Страх. Тревога. Неуверенность. Преодоление личностной тревожности путем активизации внутреннего потенциала учащихся на решение собственных проблем через различные виды деятельности.
Тема 12. Что я чувствую.
Развивать умение корректно выражать позитивные и негативные чувства, выработка умения строить «я-высказывание», развивать способность признавать чужие чувства. Закрепление на практике наиболее социально приемлемых способов выражения чувств и эмоций; знакомство с приемами самопомощи во время стресса; знакомство с эффективными способами борьбы со страхом; знакомство с методами конструктивной работы с негативными чувствами (ревность, зависть, стыд, вина и др.).
Тема 13. Уверенность и уверенное поведение.
Отработка умения сохранять спокойствие и невозмутимость в тех ситуациях, которые раньше вызывали тревогу и растерянность; определять свои цели и тратить силы на движение к ним, а не на бесплодные сомнения и переживания я; развитие умения конструктивно преодолевать сопротивление оппонента, на пути к достижению собственных целей.
Тема 14. Как сказать «нет».
Формирование умения противостоять чужому давлению, учить выражать отказ оптимальными способами, отработка навыков уверенного отстаивания своей позиции. Знакомство и правами и обязанностями подростков.
Тема 15. Моя позиция
Формирование умения активного выражения своей личностной и гражданской позиции через средства художественной выразительности
Тема 16. Поведение в конфликтных ситуациях
Конфликт. Позиции в конфликте. Буллинг. Ответственность за буллинг. Тренировать навык отстаивать свои интересы в конфликтах; противостоять попыткам манипулирования.
Тема 17. Альтруизм и эгоизм.
В ходе выполнения заданий формировать у детей понимание альтруистической модели поведения, как социально одобряемой и конструктивной.
Раздел 3. Основы светской этики
Тема 18. Культура и мораль
Иметь представление о понятиях: этика, этикет, светский, о значении этики и морали в жизни человека
Уметь: проявлять дружелюбие, культуру своего поведения.
Тема 19. Трудовая мораль
Иметь представление о понятии предпринимательства, о нравственных традициях предпринимательства, об уважении к людям труда.
Тема 20. Мораль и этикет в спорте
Иметь представление о понятиях: вежливость, уважение, тактичность, скромность. Вызывать потребность осознанно соблюдать правила вежливости и этикета. Уметь подбирать к термину новое значение; говорить и слушать, участвовать в беседе, дискутировать, аргументировано обосновывать свою точку зрения
Тема 21. Личное и общественное
Иметь представление о понятиях: правила, дисциплина, честность, равнодушие, сочувствие, вежливость. Побуждать соблюдать дисциплину; заниматься самообслуживанием; сознательно соблюдать распорядок дня; выполнять правила личной гигиены; уметь объективно оценить свое поведение, позицию, обосновать поступок.
Тема 22. Род и семья.
Иметь представление о понятиях: род, родословная, семья, фамилия, семейные ценности. Уметь: проявлять взаимопомощь, стремиться совершать добрые дела; соизмерять свои потребности с потребностями членов семьи.
Тема 23. Мы и наши близкие.
Развивать представление о роли близких в жизни человека; формировать убеждение в том, что близкие могут быть опорой в жизни, а также стремление самому оказывать им помощь; помогать осмыслить свои возможности по оказанию поддержки близким людям.
Тема 24. Семейные праздники и традиции.
Иметь представление о понятиях: традиция, семья, семейная этика, любовь, забота. Уметь: поддерживать дружеские взаимоотношения в семье; обосновать свой ответ, сформулировать собственные выводы; выявить различия понятий, дать их определение; соотнести части пословиц;
Тема 25. Джентельмены и леди.
Иметь представление о понятиях: дружба, бескорыстие, порядочность, доверие, честность, трудолюбие, бескорыстие, справедливость, ответственность. Уметь: выявлять элементы общечеловеческих ценностей; соблюдать правила дружбы; дружески общаться в коллективе; проявлять доброжелательность в классном коллективе, уважение друг к другу; избегать конфликтов, находить выход из спорных ситуаций, относиться с пониманием к детям иной национальности, цвета кожи, иных культурных ценностей
Раздел 4. Развите творческого потенциала
Тема 26. Творческие способности.
Знакомство с понятием креативности, творчества. Формировать потребность в творческой самореализации, как залоге личностной успешности.
Тема 27. Полёт творчества.
Активизация собственного творческого потенциала, обучение методам преодоления психологической инерции в мышлении и поведении. Тренировка умения генерировать идеи и аргументировать свои позиции.
Тема 28. Мозговой штурм.
Развитие творческого мышления подростков. Знакомство с методом "мозгового штурма".
Тема 29. Необычное в обычном
Развитие умения взглянуть на вещи и факты с необычной стороны. Уметь слушать другого, как источника новых идей.
Тема 30. Барьерам – нет.
Снятие интеллектуальных и творческих зажимов, получение удовольствие от самого процесса создания нового продукта (идеи, вещи и т.д.)
Тема 31. Техники принятия решений.
Знакомство со стилями принятия решений, учить осознавать глубинные причины собственных выборов или трудностей при принятии решений, обучение конкретным методикам осознанного и рационального принятия решений.
Тема 32. Воображение и выразительность.
Развитие творческого воображения. Обучение учащихся выражать свои идеи в необычных, оригинальных формах.
Тема 33. Артистизм.
Развитие экспрессивных умений, позволяющих выражать свои идеи, мысли, чувства в необычных формах, оригинальным образом, но при этом понятно для окружающих.
Тема 34. Пожелания на будущее
Итоговое тестирование, ритуал завершения цикла занятий создание «Букета пожеланий».
Калентарно – тематическое планирование курса «Я и мир» для 5-х классов
№ урока
Тема урока
Кол-во
часов
Планируемые результаты обучения
Формы и виды контроля
Дата проведения
план./факт. 5-а
Дата проведения
план./факт. 5-б
I
ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ
9
1
Давайте познакомимс
1
Правила. Традиции. Ритуалы. Разработка правил поведения на занятиях. Разработка ритуала приветствия и прощания. Создание коллективной работы «Наши правила и традиции».
Отзывы детей о впечатлениях от занятия в формате обратной связи.
2
Это я
1
Понятие самопрезентации. Круги общения. Личное пространство. Свои и чужие: близкие, друзья, знакомые, одноклассники. Границы откровенности. Создание коллажа «Наш класс – наш мир».
Отзывы детей о впечатлениях от занятия в формате обратной связи.
3
Свет мой, зеркальце, скажи
1
Формирование позитивной я- концепции, устойчивой положительной самооценки, безусловного принятия себя, формирование положительного «я- образа». Обучать умению позитивной самопрезентации.
Отзывы детей о впечатлениях от занятия в формате обратной связи.
Создание творческой работы «Страничка друзей»
4
Как мы общаемся.
1
Знакомство с различными видами общения: вербальное, невербальное. Тренировать в распознавании эмоций как своих, так и партнёра по общению. Тренировка вербальной и невербальной коммуникативной сферы.
Отзывы детей о впечатлениях от занятия в формате обратной связи.
5
Первое впечатление – это важно.
1
Развитие коммуникабельности и навыков положительной самопрезентации. Поддержание в группе атмосферы доверия и открытости. Обучение способности корректно высказывать свою точку зрения.
Отзывы детей о впечатлениях от занятия в формате обратной связи, коллаж «Наша погода»
6
Общение как искусство.
1
Коммуникация и коммуникативный процесс. Формирование навыков эффективного общения. Развитие эмпатии. Стратегии поведения, стили взаимодействия.
Отзывы детей о впечатлениях от занятия в формате обратной связи.
7
Магия слов.
Коммуникативная компетентность. Техники активного слушания. Приёмы управления вниманием.
Отзывы детей о впечатлениях от занятия в формате обратной связи, коллаж «Наша погода»
8
Я – о'кей, ты – о'кей.
1
Продолжать работу по развитию навыков эффективного общения. Ценность доверительных отношений. Продолжать развивать умение взаимодействовать в группе на основе позитивного восприятия себя и другого.
Создание коллажа «Наши достижения»
9
Вместе веселее
1
Формировать позитивное отношение к своим возможностям, а также умение преодолевать возникающие трудности и оказывать поддержку другим; помогать осмыслению себя как члена группы, способной оказывать поддержку.
Создание коллективной творческой работы «Дерево дружбы»
II
ПРОФИЛАКТИКА СТРАХОВ И АГРЕССИИ
8
10
Мы и наше настроение
1
Настроение. Эмоции. Чувства. Развитие навыков произвольного контроля и регуляции своего настроения.
Создание творческой работы «Калейдоскоп эмоций»
11
Неуверенность и страхи
1
Страх. Тревога. Неуверенность. Преодоление личностной тревожности путем активизации внутреннего потенциала учащихся на решение собственных проблем через различные виды деятельности.
Создание творческого продукта: «5 причин себя хвалить»
12
Что я чувствую
1
Развивать умение корректно выражать позитивные и негативные чувства, выработка умения строить «я-высказывание», развивать способность признавать чужие чувства. Закрепление на практике наиболее социально приемлемых способов выражения чувств и эмоций; знакомство с приемами самопомощи во время стресса; знакомство с эффективными способами борьбы со страхом; знакомство с методами конструктивной работы с негативными чувствами (ревность, зависть, стыд, вина и др.).
Создание творческого продукта «Колесо настроения»
13
Уверенность и уверенное поведение.
1
Отработка умения сохранять спокойствие и невозмутимость в тех ситуациях, которые раньше вызывали тревогу и растерянность; определять свои цели и тратить силы на движение к ним, а не на бесплодные сомнения и переживания я; развитие умения конструктивно преодолевать сопротивление оппонента, на пути к достижению собственных целей.
Отзывы детей о впечатлениях от занятия в формате обратной связи. Коллаж «Наша погода»
14
Как сказать «нет».
1
Формирование умения противостоять чужому давлению, учить выражать отказ оптимальными способами, отработка навыков уверенного отстаивания своей позиции. Знакомство и правами и обязанностями подростков.
Отзывы детей о впечатлениях от занятия в формате обратной связи, коллаж «Мои права. Мои обязанности».
15
Моя позиция.
1
Формирование умения активного выражения своей личностной и гражданской позиции через средства художественной выразительности
Работа в подгруппах, создание творческого продукта подгруппами
«Город порядка и вежливости».
16
Поведение в конфликтных ситуациях
1
Конфликт. Позиции в конфликте. Буллинг. Ответственность за буллинг. Тренировать навык отстаивать свои интересы в конфликтах; противостоять попыткам манипулирования.
Отзывы детей о впечатлениях от занятия в формате обратной связи, коллаж «Наша погода»
17
Альтруизм и эгоизм.
1
В ходе выполнения заданий формировать у детей понимание альтруистической модели поведения, как социально одобряемой и конструктивной.
Отзывы детей о впечатлениях от занятия в формате обратной связи, коллаж «В дружбе наша сила»
III
ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ
8
18
Культура и мораль.
1
Иметь представление о понятиях: этика, этикет, светский, о значении этики и морали в жизни человека
Уметь: проявлять дружелюбие, культуру своего поведения.
Отзывы детей о впечатлениях от занятия в формате обратной связи, коллаж «Санкт - Петербург - культурная столица»
19
Трудовая мораль.
1
Иметь представление о понятии предпринимательства, о нравственных традициях предпринимательства, об уважении к людям труда
Отзывы детей о впечатлениях от занятия в формате обратной связи, коллаж «Я в мире профессий»
20
Мораль и этикет в спорте.
1
Иметь представление о понятиях: вежливость, уважение, тактичность, скромность. Вызывать потребность осознанно соблюдать правила вежливости и этикета. Уметь подбирать к термину новое значение; говорить и слушать, участвовать в беседе, дискутировать, аргументировано обосновывать свою точку зрения
Отзывы детей о впечатлениях от занятия в формате обратной связи, коллаж «В спорте как в жизни»
21
Личное и общественное.
1
Иметь представление о понятиях: правила, дисциплина, честность, равнодушие, сочувствие, вежливость. Побуждать соблюдать дисциплину; заниматься самообслуживанием; сознательно соблюдать распорядок дня; выполнять правила личной гигиены; уметь объективно оценить свое поведение, позицию, обосновать поступок.
Индивидуальная работа, работа в подгруппах, создание коллажа «Правила вежливости»
22
Род и семья.
1
Иметь представление о понятиях: род, родословная, семья, фамилия, семейные ценности. Уметь: проявлять взаимопомощь, стремиться совершать добрые дела; соизмерять свои потребности с потребностями членов семьи.
Работа в подгруппах, работа в парах, создание творческого продукта «Моя семья за ЗОЖ»
23
Мы и наши близкие
1
Развивать представление о роли близких в жизни человека; формировать убеждение в том, что близкие могут быть опорой в жизни, а также стремление самому оказывать им помощь; помогать осмыслить свои возможности по оказанию поддержки близким людям.
Работа в подгруппах, работа в парах, создание творческого продукта «Хобби в моей семье»
24
Семейные праздники и традиции.
1
Иметь представление о понятиях: традиция, семья, семейная этика, любовь, забота. Уметь: поддерживать дружеские взаимоотношения в семье; обосновать свой ответ, сформулировать собственные выводы; выявить различия понятий, дать их определение; соотнести части пословиц;
Работа в подгруппах, работа в парах, создание творческого продукта «Досуг в моей семье»
25
Джентльмены и леди.
1
Иметь представление о понятиях: дружба, бескорыстие, порядочность, доверие, честность, трудолюбие, бескорыстие, справедливость, ответственность. Уметь: выявлять элементы общечеловеческих ценностей; соблюдать правила дружбы; дружески общаться в коллективе; проявлять доброжелательность в классном коллективе, уважение друг к другу; избегать конфликтов, находить выход из спорных ситуаций, относиться с пониманием к детям иной национальности, цвета кожи, иных культурных ценностей
Индивидуальная работа, работа в подгруппах, создание творческого продукта «»Мир посмотреть – себя показать».
IV
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА
8
26
Творческие способности.
1
Знакомство с понятием креативности, творчества. Формировать потребность в творческой самореализации, как залоге личностной успешности.
Создание творческих продуктов по подгруппам из подручных материалов.
27
Полёт творчества
1
Активизация собственного творческого потенциала, обучение методам преодоления психологической инерции в мышлении и поведении. Тренировка умения генерировать идеи и аргументировать свои позиции.
Отзывы детей о впечатлениях от занятия в формате обратной связи
28
Мозговой штурм
1
Развитие творческого мышления подростков. Знакомство с методом "мозгового штурма".
Отзывы детей о занятии в форме коллажа «Наша погода»
29
Необычное в обычном
1
Развитие умения взглянуть на вещи и факты с необычной стороны. Уметь слушать другого, как источника новых идей.
Отзывы детей о впечатлениях от занятия в формате обратной связи
30
Барьерам – нет
1
Снятие интеллектуальных и творческих зажимов, получение удовольствие от самого процесса создания нового продукта (идеи, вещи и т.д.)
Создание творческих продуктов по подгруппам.
31
Техники принятия решений
1
Знакомство со стилями принятия решений, учить осознавать глубинные причины собственных выборов или трудностей при принятии решений, обучение конкретным методикам осознанного и рационального принятия решений.
Отзывы детей о впечатлениях от занятия в формате обратной связи
32
Воображение и выразительность
1
Развитие творческого воображения. Обучение учащихся выражать свои идеи в необычных, оригинальных формах.
Создание творческого продукта «Мой шедевр»
33
Артистизм
1
Развитие экспрессивных умений, позволяющих выражать свои идеи, мысли, чувства в необычных формах, оригинальным образом, но при этом понятно для окружающих.
Отзывы детей о впечатлениях от занятия в формате обратной связи, коллаж «Наша погода»
34
Пожелания на будущее
1
Итоговое тестирование, ритуал завершения цикла занятий создание «Букета пожеланий».