Особое место в современных образовательных учреждениях России отводится школьным музеям, которые призваны комплексно решать вопросы развития, обучения и воспитания подрастающего поколения на основе собранных детьми экспонатов, средствами экскурсионной и музейной деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа лагеря дневного пребывания «Музеевед»»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №19»
Программа лагеря дневного пребывания
«Музеевед»
Составители:
Малашина Е.К.,
заместитель директора по ВР
Кемерово, 2019
Содержание
1. Пояснительная записка 3
2. Ожидаемые результаты реализации программы. 6
3. Содержание программы 7
4. План мероприятий 9
Список использованной литературы 11
1. Пояснительная записка
Усвоение ребенком нравственных норм и правил, образцов поведения, необходимых для развития положительных качеств личности является важной частью его развития.
Одной из основных задач современной школы является воспитание патриотизма у учащихся. Поэтому главной целью патриотического направления является формирование активной гражданской позиции, толерантного отношения к людям разных возрастов, наций, осознанной принадлежности к истории школы, города, страны.
Особое место в современных образовательных учреждениях России отводится школьным музеям, которые призваны комплексно решать вопросы развития, обучения и воспитания подрастающего поколения на основе собранных детьми экспонатов, средствами экскурсионной и музейной деятельности.
Учитывая все вышеизложенное на базе МБОУ «СОШ №19» организован профильный осенний лагерь дневного пребывания учащихся Кировского района.
Программа лагеря «Музеевед» разработана на основании программы патриотического воспитания, опыта работы школьного музея и муниципального проекта «Школьный музейный туризм».
Программа «Музеевед» предполагает организацию деятельности обучающихся от простого собирательства предметов и артефактов к описанию конкретных экспонатов и событий, самостоятельному исследовательскому поиску и к овладению элементарными навыками основ научной музейной работы.
Получая теоретические знания и практические умения в области истории и культуры, музейного дела, учащиеся осознают важность бережного отношения к реликвиям и потребность сохранять для других поколений исторические, природные, материальные, художественные и культурные ценности.
Цель программы - улучшение качественных и количественных показателей поисковой, экспозиционной и экскурсионной деятельности.
Задачи:
Расширить знания школьников об исторических фактах Великой Отечественной войны;
Развить лидерские и организаторские способности через коллективно-творческие дела смены;
Сформировать мотивацию к применению накопленных знаний, умений, навыков в исследовательской и повседневной жизни.
По продолжительности программа является краткосрочной, т. е. реализуется в течение профильной смены.
Сроки реализации программы: осень 2019 года, лагерная смена 5 дней.
Условия реализации программы.
Лагерь организуется на базе МБОУ «СОШ № 19». Выполнение программы смены обеспечивается материально-техническими средствами (спортивная и игровая площадки, спортивный инвентарь, технические средства, игровые комнаты, компьютерный кабинет, медицинский кабинет, школьный музей, патриотический клуб, спортивный зал);
2. Кадровые условия: начальник лагеря; организатор мероприятий; психолог; руководитель музея; учителя-наставники; воспитатели; медицинский работник; обслуживающий персонал.
3. Охрана жизни и здоровья детей в лагере:
начальник и сотрудники лагеря несут ответственность за полную безопасность жизни и здоровья детей в лагере;
сотрудники лагеря допускаются к работе с детьми после специального инструктажа по охране жизни и здоровья детей и медицинского освидетельствования;
воспитатели отрядов проводят инструктаж по технике безопасности с детьми перед выполнением различных форм деятельности.
Основные направления деятельности:
- поисковая;
- исследовательская;
- проектная;
- просветительская.
2. Ожидаемые результаты реализации программы.
В рамках реализации программы «Музеевед» участники лагерной смены узнают: важные исторические сведения о ВОВ, детских домах и детях блокадного Ленинграда на Кузнецкой Земле, топонимике Кемеровских улиц.
Научатся работать с информацией из семейного архива, обрабатывать и использовать в своих исследовательских работах и проектах источники, документы, электронные ресурсы о ВОВ, подбирать материалы для проекта «Дважды победившие».
Сделают собственные мини проекты и защитят их.
Методы оценки результатов.
Методы исследования: беседа, анкетирование, опрос.
Цель опроса: оценка качества пребывания в лагере дневного пребывания в том числе: изучение степени комфортного состояния детей в лагере.
Педагогическая диагностика и способы корректировки программы.
В лагере диагностика будет проходить в несколько этапов:
на начальном этапе, о мотивации деятельности музееведа и уровень готовности к ней (тесты, анкеты);
ежедневная промежуточная релаксация позволит корректировать процесс реализации программы и определить искомый результат с помощью аналогии и ассоциации;
итоговая диагностика позволит оценить результаты реализации программы (опрос, тестирование).
3. Содержание программы
Реализация цели и задач профильной смены лагеря с дневным пребыванием осуществляется по программе «Музеевед». Смена лагеря будет проходить в форме исследовательской деятельности.
Участникам смены предстоит совершить путешествие по страницам истории ВОВ, а также исторически значимым местам, зданиям. В рамках программы пяти дней пройдут видео экскурсии по городам - героям войны.
В течение смены пройдут мастер-классы («Правила создания и оформления презентации», «Написание эссе и очерков о детях войны»), спортивные соревнования между группами, конкурсы, викторины. Участники смены создадут проект «Карта войны», где отразят географию ВОВ.
Партнеры проекта: дворец Культуры, центр творчества Кировского района, библиотека «Читай город», музеи школ Кировского района, Администрация Кировского района и многие другие.
Механизм реализации программы
Для реализации программы разработан механизм, который представлен в виде модулей:
Организационный модуль.
Формы работы: планирование; подготовка к лагерной смене; оформление уголка; подготовка материальной базы; определение обязанностей; подготовка к сдаче приемной комиссии; организация питания в лагере дневного пребывания.
Оздоровительный модуль.
Формы работы: утренняя зарядка; спортивные праздники; психологические тренинги;
Творческий модуль
Формы работы: коллективно-творческая деятельность; участие в мероприятиях; конкурсы, викторины, квесты.
Образовательный модуль
Формы работы: работа в школьном музее; экскурсии по набережной; фондово-архивная работа: составление альбомов, дневников, докладов-отчетов, рефератов; оформление экспозиций, витрин для школьного музея; работа над проектом «Дважды победивший».
Социально-психологический модуль
Формы работы: работа педагога-психолога; анкетирование.
С целью достижения максимального результата, в течение всего времени основного этапа, коллективы участников программы живут активной внутренней жизнью: проводится исследовательская деятельность, отрядные и межотрядные коллективно-творческие дела, общелагерные сборы, и др.
В итоговый период изучаются результаты прохождения программы участниками.
5. График работы лагеря:
Время
Мероприятия
8.00-8.30
Сбор учащихся
8.30-9.00
Инструктажи-беседы
9.00-9.30
Завтрак
9.30-10.00
Отрядные дела с воспитателями
10.00-11.30
Первое занятие
11.30-12.00
Отрядные дела с воспитателями
12.00-13.30
Второе занятие
13.30-14.00
Отрядные дела с воспитателями
14.00-14.30
Обед
14.30-15.00
Подведение итогов дня
4. План мероприятий
Дата
Мероприятие
Ответственный
1 день
28.10.19
1941 год-год поражений и потерь. Московская битва. Хроника событий первого года войны.
Инструктаж-беседа «Правила безопасного поведения в школьном лагере и за его пределами»
Линейка. Открытие школьного лагеря. Формирование отрядов и групп.
Оформление отрядных уголков, боевых листков.
Занятия в школьном музее (2-я группа)
Основы военного дела (1-я группа)
Экскурсия по Набережной Кировского района (1-я группа)
Тренинг «На тропе доверия» (2-я группа)
Зам. директора по БЖ- Королева Р.В.
Администрация школы №19, Начальник лагеря
Руководители групп
Колесников В.И.
Мальцев К.В.
Колесников В.И.
Школьный психолог
2 день
29.10.19
1942 год - Сталинградская битва
Линейка. Подведение итогов 1 дня о/л.
Инструктаж-беседа «По основам безопасности жизнедеятельности»
Спортивная игры (шахматы, футбол) (по графику)
Смотр-конкурс отрядных уголков, боевых листков.
Занятия в школьном музее (1-я группа)
Основы военного дела (2-я группа)
Тренинг «На тропе доверия» (1-я группа)
Экскурсия по Набережной Кировского района (2-я группа)
Начальник лагеря
Зам. директора по БЖ-- Королева Р.В.
Преподаватели физкультуры
Администрация лагеря
Колесников В.И.
Мальцев К.В.
Школьный психолог
Колесников В.И.
3 день
30.10.19
1943 год- год Курской битвы, коренной перелом в войне
Линейка. Подведение итогов 2 дня о/л.
Инструктаж-беседа «Безопасность детей при проведении спортивных мероприятий»
Занятия в школьном музее (1-я группа)
Квест «Памятники города, района в память о Великой Отечественной войне» (2-я группа)
Санитарная уборка захоронений и Братской могилы на кладбище «Сурикова-Герцена»
Начальник лагеря Учитель физической культуры
Колесников В.И.
Глазунова М.С.
По согласованию с ТУКР, родителями.
4 день
31.10.19
1944 год- год снятия Блокады Ленинграда, операция «Багратион»
Линейка. Подведение итогов 3 дня о/л.
Выпуск боевых листовок
Квест «Памятники города, района в память о Великой Отечественной войне» (1-я группа)
Занятия в школьном музее (2-я группа)
Спортивный праздник «Спорт! Здоровье! Красота!»
Начальник лагеря Руководители групп
Глазунова М.С.
Колесников В.И.
Учителя физической культуры
5 день
01.11.19
1945 год- год Победы
Линейка. Подведение итогов 4 дня о/л.
Занятия в школьном музее (защита проектов)
Закрытие смены «До свидания, лагерь!»
Возложение цветов к памятным монументам.
Начальник лагеря
Колесников В.И. Начальник лагеря Мальцев К.В.
№ п/п
Темы занятий в музее
1
1941 год-год поражений и потерь. Московская битва. Хроника событий первого года войны.
1 день
Источники, документы, электронные ресурсы о Великой Отечественной войне
Семейный архив: письма, фотографии, награды...
Проект «Дважды победившие»
2
1942 год- Сталинградская битва
2 день
Памятники города, района в память о Великой Отечественной войне
Топонимика Кемеровских улиц...
Моя семья в годы Великой Отечественной войны.
Проект «Дважды победившие»
3
1943 год- год Курской битвы, коренной перелом в войне
3 день
«Все для фронта - всё для Победы»
«Дети войны – они рядом, не пройди»
Проект «Дважды победившие»
4
1944 год- год снятия Блокады Ленинграда, операция «Багратион».
4 день
Детские дома и дети блокадного Ленинграда на Кузбасской земле.
Эвакогоспитали Кузбасса
Проект «Дважды победившие»
5
1945 год- год Победы
5 день
Извещения и похоронки страшной войны
Цена Победы
Школьный музей - хранитель памяти.
Индивидуальная защита проекта «Дважды победившие»
Список использованной литературы
Ахунов, В. М. Музейная педагогика как научная дисциплина: к истории становления / В. М. Ахунов // Вестник Московского университета. - 2008. – Сер. 20: Педагогическое образование. - № 4. – С. 36-44. – Библигр.: с. 44.
Анализ и контроль формирования общеучебных умений и навыков: МУ / Стрикун Н.Г. - Новокузнецк: Изд-во ИПК, 2002. - 54 с.
Григоренко Ю. Н. Кипарис. Коллективно-творческие дела. Игры. Праздники. Аттракционы. Развлечения. Индивидуальная работа. Соревнования: Учеб. пособие / Ю.Н. Григоренко, У.Ю. Кострецова. - М. : Пед. о-во России, 1999. - 236 с.
Леванова, Е.А. Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия / Е.А. Леванова, А.Г. Волошина. - Питер, 2012. - 208 c.
Летний оздоровительный лагерь: массовые мероприятия (театрализованные, тематические вечера и праздники, конкурсы, игры, викторины, спортивные состязания) / сост.: Л.И. Трепетунова и др. - Волгоград : Учитель, 2005. - 280 с.
Манджиева, Е.В. Суггестивное управление в системе педагогической деятельности учителя / Е. В. Манджиева // Вестник Адыгейского государственного университета. - 2008. - Вып. 7. - С. 69-73.
Павлова, Л. Н. Педагогическое управление развитием школьного детского коллектива : автореф. / Павлова Л.Н. Челяб. гос. пед. ун-т. - Челябинск, 2007. - 23 c.
Столяров, Б. А. Музейная педагогика: История, теория, практика : учеб. пособие / Б. А. Столяров. – М.: Высш. шк., 2004. – 216 с. (79.1 С81 к839875 чз)