Программа школьного лагеря с дневной формой пребывания детей " Школа юного инспектора движения"
Программа школьного лагеря с дневной формой пребывания детей " Школа юного инспектора движения"
Программе представлена работа в летнем оздоровительном лагере по направлению ЮИД. Обучение детей правилам дорожного движениря и профилактика дорожно транспортного травматизма на дорогах.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа школьного лагеря с дневной формой пребывания детей " Школа юного инспектора движения"»
Программа
Деятельности лагеря с дневной формой пребывания детей в каникулярное время
«Ш К О Л АЮНОГО ИНСПЕКТОРА Д В И Ж Е Н И Я»
(ПЕРЕКРЕСТОК)
Разработчик программы: И.А. Хрипкова
2018
Везде и всюду правила,
Их надо знать всегда:
Без них не выйдут в плавание
Из гавани суда.
Выходят в рейс по правилам
Полярник и пилот.
Свои имеют правила
Шофер и пешеход.
Как таблицу умноженья, как урок,
Помни правила движенья назубок!
Помни правила движенья,
Как таблицу умножения,
Знай всегда их назубок!
По городу, по улице
Не ходят просто так:
Когда не знаешь правила,
Легко попасть впросак.
Все время будь внимательным
И помни наперед:
Свои имеют правила,
Свои имеют правила
Шофер и пешеход.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Жизнь дается человеку только раз, и прожить ее надо так…» Дальше вы, конечно помните. Но чтобы прожить жизнь так или иначе, сначала надо ее сохранить. Именно поэтому создание в образовательном учреждении условий для формирования навыков безопасного поведения - настоятельная потребность сегодняшнего дня! Дети значительное время находятся в образовательном учреждении, поэтому родители чаще всего на школу возлагают ответственность за формирование у ребят навыков культуры безопасного поведения, устойчивой мотивации к сохранению и укреплению здоровья. А ведь именно навыки, сформированные в детстве, перерастают затем в стойкие привычки.
Одним из ведущих направлений работы с детьми является совершенствование навыков безопасного поведения на дорогах.
Программа «Школа юного инспектора движения» рассчитана на 3 года изменяется только тематический план по мере потребностей детей. Она направлена на ознакомление учащихся с предназначением и задачами, решаемыми ГИБДД. Обучение детей правилам безопасного поведения на дорогах и улицах и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Развитие у детей чувства ответственности за свое поведение, бережного отношения к своему здоровью и к окружающим. Стимулированию у ребенка самостоятельности в принятии решений в критических ситуациях.
В ней предусмотрено обучение детей не только правилам дорожного движения, этике поведения на дороге, но и навыками по оказанию доврачебной медицинской помощи. Детей психологически и физически готовят к принятию адекватных решений в любых ситуациях. Ребята привлекаются к участию в пропаганде среди сверстников правил безопасного поведения на улицах и дорогах.
Можно с уверенностью заявить, что проведение подобной работы в образовательных учреждениях, налаживание межведомственного взаимодействия будет способствовать решению проблемы обеспечения безопасности детей и подростков, а также воспитанию здорового, культурного и патриотического поколения.
ОСОБЕННОСТЬ ПРОГРАММЫ заключается в создании условий для формирования безопасного образовательного пространства при взаимодействии с сотрудниками ГИБДД и кадетским классом, которое подразумевает обучение детей и подростков безопасному поведению в повседневной жизни и рациональным действиям в возможных опасных и чрезвычайных ситуациях.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: создание социально-полезного и оздоравливающего досуга детей и подростков, овладение знаниями,умениями безопасного движения на дорогах, грамотному вождению разрешенных для детского возраста транспортных средств.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
ознакомить детей с профессиональной терминологией по ПДД;
повысить интерес школьников к регулярному соблюдению и изучению ПДД;
формировать сознательного и ответственного отношения к собственному здоровью;
овладеть умениями оказания первой доврачебной медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях;
активизировать деятельность дорожной разметки при МОБУ СОШ№2 в работе по обеспечению безопасности дорожного движения.
Обучить грамотному вождению велосипеда.
развить детскую инициативыу
ПРИНЦИПЫ, НА ОСНОВЕ КОТОРЫХ РАЗРАБОТАНА ПРОГРАММА:
Гуманизма – отношение к каждому ребенку как самоценности;
Духовности – формирование у детей гуманистических духовных ориентаций, потребностей к присвоению общечеловеческих ценностей;
Учет динамики состояния здоровья в физическом, социальном и психологическом аспектах;
Толерантности – терпимости к мнению других людей, другому образу жизни;
Вариативности – многообразие форм работы, отдыха и развлечений, различные варианты технологии и содержания воспитания.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
1.Увеличить охват школьников, занятых в летний период, оздоровить детей в пришкольном лагере.
2.Привлечь детей стоящих на внутришкольном учете и учете ПДН., не допустить правонарушений и преступлений с их стороны за этот период.
3. Развитие и совершенствование навыков поведения на дороге, оказания доврачебной медицинской помощи.
4. Организация деятельности, направленной на оздоровление детей, развития у них бережного отношения к своему здоровью.
5.Раскрытие творческого потенциала и развитие разносторонних способностей детей.
6.Создание благоприятного климата в общении детей и родителей.
УПРАВЛЕНИЕ ШКОЛОЙ ЮИД:
ШТАБ ЛАГЕРЯ: начальник лагеря, руководитель школьного движения ЮИД, воспитатели, вожатые, командиры групп.
ШТАБ ЛАГЕРЯ:
- составляет план работы отряда на смену;
- организует и контролирует работу групп лагеря и их командиров;
- инструктирует членов групп;
- ведет документацию и дневник лагеря о проделанной работе;
- принимает и вовлекает всех желающих школьников в ряды юных инспекторов движения;
Юные инспектора движения делятся на ГРУППЫ, каждая из которых имеет постоянное задание:
1. группа квалификации занимается судейством во время соревнований;
2. группа оформления отвечает за наглядную агитацию;
3. группа пропаганды проводит беседы по Правилам дорожного движения среди детей;
4. группа дознания проводит работу с нарушителями Правил дорожного движения;
5. спортивная группа работает с велосипедистами.
ДЕВИЗ ЮНОГО ИНСПЕКТОРА
Помни! На дорогах трудностей так много!
Помни! На дорогах тысячи машин!
Помни! Правила движения всегда,
Чтоб не случилась беда!
Чтоб не волновались каждый день родители,
Чтоб спокойно мчались улицей водители.
ПЕСНЯ Ю И Д
В мире, где кружится снег шальной,
Беспредел встает крутой сиеной,
Где дорогу добрую хочется обресть.
Чтобы было легче в трудный час,
Очень нужно каждому из нас,
Очень нужно каждому
Знать, что вы здесь есть.
ПРИПЕВ:
Доблестная ГИБДД
На дороге в стужу и зной.
И заслон в любой беде
Обеспечит нам с тобой.
И порой инспектор сам
С разделительной черты
Вдруг просигналит нам,
Лишь чтобы подарить цветы.
Нарушитель, бойся ГИБДД!
Если ж соблюдаешь ПДД,
Можешь в путь неближний ехать без тревог.
Ведь в любое место на посту
Взмахом жезла отведет беду,
Отведет беду верный страж дорог!
ЗАПОВЕДИ ЮНОГО ИНСПЕКТОРА ДВИЖЕНИЯ:
• дорожить честью, званием юного инспектора движения, активно участвовать в работе отряда, незамедлительно выполнять указания и задания штаба и командира;
• изучать ПДД, знать методы их пропаганды и быть примером в их неукоснительном соблюдении на улицах и дорогах;
• вести разъяснительную работу среди сверстников и детей младшего возраста по ПДД;
• всемерно содействовать преподавателям в укреплении общественного правопорядка, участвовать в мероприятиях по предупреждению правонарушений среди сверстников;
• укреплять свое здоровье, систематически заниматься физической культурой и спортом;
• знать основы оказания первой доврачебной медицинской помощи и уметь их применять.
КЛЯТВА ЮНОГО ИНСПЕКТОРА ДВИЖЕНИЯ:
Я (фамилия, имя), вступая в члены юных инспекторов движения, клянусь:
- быть достойным учеником школы ЮИД и примером для всех ребят;
- всегда приходить на помощь тому, кому трудно;
- хорошо знать и выполнять Правила дорожного движения, пропагандировать их среди ребят;
- непримиримо относиться к нарушителям Правил дорожного движения.
- постоянно совершенствовать свои знания;
- активно участвовать в работе группы ЮИД;
- закалять волю;
Законы юного инспектора:
Закон Дружбы:
Нет друга –так ищи, а есть, так береги.
Если хочешь иметь друзей, будь другом сам.
Закон Честной игры:
Будь честен со взрослыми и друзьями.
Если выиграл – радуйся, но не задавайся. Научи других тому, что умеешь сам.
Если что- то не получается, будь терпелив и добьешься успеха.
Умей учиться на собственных промахах и ошибках.
Закон Заботы:
Проявляй внимание к окружающим тебя людям.
Стремись помогать слабым.
Помогай тем, кто попал в беду.
Закон З О Ж:
Здоровье в порядке – спасибо зарядке.
Быстрого и ловкого болезнь не догонит.
Здоровье не купишь, его разум дарит.
Здоровым будешь- всего добудешь.
Закон Коллективной работы:
Договоритесь с товарищами об общем плане работы и ее результатах.
Распределите работу между собой по справедливости.
Каждый выполняет свою работу в срок и как можно лучше, при этом все время помнит не только о своей части работы, но и об общей.
Помоги тому, у кого не ладится работа.
Учись у других тому, чего не умеешь, охотно принимай советы ребят, их помощь и поддержку, если она необходима.
Чтобы реализовать программу, мы тесно сотрудничаем с учреждениями и организациями, которые оказывают нам помощь и поддержку.
ГИБДД
Центр занятости
Молодежный центр
Спортивная школа
ДДТ
Библиотека
Клуб «Текстильщик»
Календарный план работы
1-2 смены
№
Мероприятия
День первый-
«День знакомств»
Организационное мероприятие- собрание «Давайте познакомимся».
Принятие норм и правил поведения.
Создание отрядов ( по собственному желанию или по жребию)
К Т Д Операция «Уют»- обустройство и оформление отрядного уголка.
Игра «Расскажи мне о себе»
Тестирование и анкетирование детей.
(по ПДД)
Антропометрия. Осмотр детей.
Игры на свежем воздухе.
Трудовой десант.
Нач. лагеря
Воспитатели, вожатые
Психолог
Учитель физкультуры воспитатели, вожатые
Мед. раб.
Второй день-«День идей»
Комплекс физических упражнений.
Минутка здоровья «Почему на улице опасно»
(анкетирование «Как я отношусь к ПДД»)
Презентация отрядов.
К Т Д «Ярмарка идей» (обсуждение плана мероприятий на смену)
Занятия по интересам.
Развлекательно- игровая программа «Запрещается-разрешается»
Трудовой десант.
Воспитатель
Учитель физкультуры
Воспитатели
Воспитатели
Учитель физкультуры
Третий день-
« День дорожной азбуки»
Комплекс физических упражнений.
Минутка здоровья «Дорожная азбука».
Познавательная игра «Знатоки ПДД»
Беседа «Из истории нашего поселка».
Игра «Выбери правильно маршрут»
Конкурс на лучший плакат «Соблюдайте правила движения!»
Занятия по интересам.
Трудовой десант.
Воспитатели
Учитель физк.
Четвертый день «День пешехода»
Комплекс физических упражнений.
Минутка здоровья «Режим дня»
(анкетирование «Как я соблюдаю режим дня»)
Беседа о движении пешеходов «Почему на улице опасно?»
Конкурс «Дорожные посиделки» (пословицы, загадки, поговорки о ПДД.)
Трудовой десант.
Мед. Работник
Воспитатели.
Учитель физк.
Воспитатели
Пятый день-
«День безопасности пешехода»
Комплекс физических упражнений.
Минутка здоровья «Мы по улице идем»
Викторина: «На улице не в комнате,
О том, ребята, помните».
Игра «Юный корреспондент».
Практическое занятие по специально размеченной площадке.
Конкурс рисунка «Пропагандируем правила движения»
Воспитатели,
Учитель физк.
Шестой день-
«День инспектора ГИБДД»
Комплекс физических упражнений.
Минутка здоровья «Во всем нужна норма»
Встреча с сотрудником ГИБДД.
Беседа «Из истории возникновения ГИБДД»
Посвящение в инспектора и принятие заповедей.
КВН «Стражи дороги».
Веселые старты «Инспектора и пешеходы».
Трудовой десант.
Седьмой день-
« День транспортных средств»
Комплекс физических упражнений.
Минутка здоровья «Чем мы дышим»
Познавательная игра «Виды транспортных средств»
Знакомство с рассказом И.Серякова «Автомобиль сразу остановить не возможно
Конкурс рисунка «Городской и общественный транспорт»
Развлекательно- познавательная программа «Специальные сигналы автомобилей»
Трудовой десант.
Воспитатели
Вожатые
Учит. физк.
Восьмой день - «День водителя»
Комплекс физических упражнений.
Минутка здоровья «Сохраняй правильную осанку».
Беседа «Такие разные водители»
Познавательная игра «Предупредительные сигналы водителей»
Практическое занятие по специально размеченной площадке.
Трудовой десант.
Библиотекарь.
Учит. физк.
День девятый-
«Я- водитель»
Комплекс физических упражнений.
Минутка здоровья «Как закаляться. Обтирание и обливание»
Беседа «Когда ты становишься водителем»
Познавательная игра «Мой друг- велосипед».
Трудовой десант.
Воспитатели
Психолог
Учит. физк.
День десятый-
«День велосипедиста»
Комплекс физических упражнений.
Минутка здоровья «Лекарственные препараты»
Беседа «Правила для велосипедистов».
Викторина «Я- велосипедист»
Практическое занятие на тему «Соревнование велосипедистов»
Трудовой десант.
Воспитатели.
День одиннадцатый«День роликов, самокатов и скейтбордов»
Комплекс физических упражнений.
Минутка здоровья. «Раны и ссадины»
Познавательная игра «Словно таблицу умножения, выучи правила движения!»
Развиваем творческие способности «Рисуем комиксы»
Занятия по интересам.
Трудовой десант.
Воспитатели
Учитель физк.
День - двенадцатый «День игры»
Комплекс физических упражнений.
Минутка здоровья «Темперамент. Что это такое?»
Разучивание спортивных подвижных игр «Во что можно поиграть с друзьями»
Познавательная игра «Умники и умницы»
Занятия по интересам.
«Молодецкие игры» - веселые старты.
Трудовой десант.
Воспитатели
Учитель физк.
Учитель физк.
Воспитатели
День - тринадцатый-
«День
правилонарушателей».
Комплекс физических упражнений.
Минутка здоровья. «Какой бывает память».
(анкетирование «Память»)
Беседа о правилонарушателях. Знакомство с рассказами Г.Остера из книги «Правилонарушатели»
Игра «Составь правильный маршрут»
Подвижные игры на воздухе.
Дискотека для малышей.
Трудовой десант.
Воспитатели
Учит. физк.
День четырнадца-
тый- «День дорожных знаков».
Комплекс физических упражнений.
Минутка здоровья «Забота о глазах».
Беседа о видах и назначении дорожных знаков.
Викторина «Угадай назначение дорожного знака».
Рисование на тему «Дорожные знаки»
КТД «Изготовление дорожных знаков»
Подвижные игры.
Трудовой десант.
Воспитатели
Учит. физк.
День пятнадцатый-
«День зебры».
Комплекс физических упражнений.
Минутка здоровья «Вредные привычки»
Беседа «Разметка улиц и дорог».
Игра «Знающий пешеход»
Интеллектуальная игра «Звездный час».
Подвижные игры на воздухе.
Трудовой десант.
Воспитатели
Соболева Н.В.
(Дом Искусств)
Учит. физк.
День шестнадцатый «Школа светофорных наук»
Комплекс физических упражнений.
Минутка здоровья «Твое здоровье»
Беседа «Сигналы светофора»
Игра «Сигналам светофора- подчиняемся без спора»
Викторина «Как ты знаешь правила дорожного движения»
Трудовой десант.
Воспитатели
Учит. физк.
День - семнадцатый «Школа светофорных наук»
Комплекс физических упражнений.
Минутка здоровья «Вредные привычки. Реклама табака и алкоголя».
Беседа «Сигналы регулировщика»
Игра «Кто главнее светофора»
Изготовление памятки «Сигналы светофора»
Трудовой десант.
Воспитатели
Учит. физк.
День - восемнадца –тый-
«День помощи»
Комплекс физических упражнений.
Минутка здоровья «Вредные привычки. Табак. Пассивное курение». (Ну, погоди!)
Беседа и практическое занятие «Умей оказать первую помощь пострадавшему»
Викторина «Средства для оказания первой помощи».
Трудовой десант.
Воспитатели
Учит. физк.
День девятнадца-
тый- «День
личной и общественной безопасности»
Комплекс физических упражнений.
Минутка здоровья «Вредные привычки. Алкоголизм. Как ты относишься к человеку, который постоянно употребляет алкоголь».
Беседа «Личная и общественная безопасность»
Встреча с сотрудником ГИБДД
Игра «Мой ум - моя крепость»
Конкурс рисунков «Ты должен это знать и помнить».
Практическое занятие по специально размеченной площадке.
Трудовой десант.
Воспитатели
Учитель физк.
День двадцатый-
«Азбука пешехода!»
Комплекс физических упражнений.
Минутка здоровья «Оказание первой помощи»
Беседа « Юный пешеход»
Викторина по правилам дорожного движения.
Встреча с сотрудником ГБДД
Конкурс «Запрещающие знаки»
Подвижные игры.
Трудовой десант.
Воспитатели
Учитель физк.
День двадцать первый-
«Прощай, лагерь!»
Минутка здоровья «Мой рост и вес».
Конкурс «Мисс и мистер лагеря».
Конкурс рисунков «Лучший день в лагере»
Занятия по интересам.
Итоговая линейка. Награждения .
Дискотека для малышей.
Воспитатели.
Список используемой литературы:
В.Э.Рублях Изучение правил дорожного движения в школе. М.: Просвещение, 1976.
Светофор.Сборник. сост. Г.Юрмин. М., 1972.
Н.А.Извекова Правила дорожного движения. (учебное пособие для учащихся 1 класса). М., 1974.
Н.А.Извекова Правила дорожного движения. (учебное пособие для учащихся 2 класса). М., 1974.
Н.А.Извекова Правила дорожного движения. (учебное пособие для учащихся 3 класса). М., 1974.
Н.А.Горбунова. ОБЖ. Поурочные планы по программе 1-4.-Волгоград: Учитель-АСТ, 2004.
А.В.Гостюшин. оБж. Учебник.- М.: Просвещение, 1997.
А.М.Якупов. Безопасность на улицах и дорогах. –М.: АСТ, 1997.
В план изучения ПДД включен следующий материал:
1.Правила дорожного движения :
• общие положения;
• обязанности пешеходов;
• сигналы светофора;
• правила для водителей;
• дорожные знаки;
• практические занятия.
2.Основы доврачебной медицинской помощи:
• общие принципы оказания доврачебной помощи;
• техника наложения повязок;
• первая помощь при общих ранениях;
• первая помощь при повреждении мягких тканей, суставов, костей;
• первая помощь при несчастных случаях;
• транспортировка при различных видах травм.
3. ОФП .
5. Фигурное вождение велосипеда .
6. Пропагандистская деятельность.
В план летнего оздоровительного лагеря включен блок мероприятий по ЧС, телефонному терроризму и действий при обнаружении бесхозных предметов в здании или на территории лагеря, действий при пожаре.
Видео урок «Сам себе МЧС»
Обучающий видеоролик» Правила безопасного поведения при обнаружении безхозных предметов»
Ролевая игра «Телефонный терроризм»
Практическая отработка действий учащихся во время эвакуации при пожаре»
Практическое занятие по специально размеченной площадке по правилам поведения пешегодов и велосипедистов на дороге.
Структура проведения занятий
Каждое теоретическое занятие начинается с повторения ранее изученного материала: ПДД, дорожных знаков и т. д. Затем дается новый материал по ПДД, медицине. Он закрепляется с использованием примеров из художественной литературы и т. д.
Заключительная часть занятия проводится в форме лекции, викторины, конкурса (в т. ч. рисунков), продолжается составление загадок, написание стихов, сценариев на тему дорожного движения, изготовление дорожных знаков, таблиц, карточек.
К практическим занятиям относятся:
• фигурное вождение велосипеда - преодоление различных препятствий (ворота, ручеек, желоб, фишки, восьмерка и т. д.), за каждую ошибку начисляются штрафные очки;
• занятия по ОФП (в спортивном зале, на стадионе ) Сначала - разминка, общие развивающие упражнения (вводная часть); затем (основная часть) - упражнения, направленные на развитие, выносливости, скорости в беге, координации движений, ловкости, смелости, гибкости, силы, прыгучести и других физических способностей и качеств учащихся. В заключительной части занятия даются упражнения на расслабление мышц или проводятся игры на внимание.
Занятия проводятся с использованием различных методов. К ним относятся:
1.Словеснымметод (беседа, сообщение задач, описание упражнения, движения, объяснение, разбор, словесные оценки).
2.Метод демонстрации (наглядные пособия - журналы, фото, таблицы, карточки, дорожные знаки, кассеты, а также личный пример).
3.Метод разучивания упражнений (по элементам, по частям, в целом виде).
4.Тестирование.
Отряд «Тачки» -
школьники, нуждающиеся в социально-психологической поддержке.
Цель: создание комфортных условий для саморазвития и самореализации детей.
Задачи:
Оказать помощь в решении психологических и личностных проблем ( помощь в преодолении вредных привычек, депрессии, одиночества, скуки, злобы, разочарования и многих других проблем).
Развитие толерантности и эмпатии.
Восстановление и укрепление здоровья детей.
Активизация досуговой деятельности.
Развитие творческих способностей.
Создание атмосферы взаимопонимания, сотрудничества, содружества.
Работа на данном отряде ведется по общей и специальной программе школы- лагеря.
Питание детей организовано социальным педагогом школы через комитет социальной защиты.
Отряды «Светофорик» , «Жезл» -
школьники 7- 15 лет.
Цель: самоутверждение личности в различных сферах деятельности: спорте, общественно- полезном труде, культуре, науке.
Задачи:
Укрепление физического и психического здоровья школьников.
Формирование нравственного отношения к окружающим, к себе, к Отечеству.
Максимальное вовлечение детей в познавательно- развлекательную деятельность.
Работа на данных отрядах ведется по общей программе школы- лагеря согласно разработанному плану.
Объединение «Вожатый» -
старшие подростки (14- 16 лет)
Цель: создание условий получения навыков трудовой самореализации.
Задачи:
Расширить, разнообразить формы занятости для старшего возраста.
Формировать положительные мотивации к труду.
Развивать навыки организаторской деятельности.
Сориентировать в смысле педагогической деятельности и отношениях.
Подростки работают при школе- лагере согласно графику в отрядах.
Объединения «Ремонтник» и «Строитель»
Цель: воспитывать уважительное отношение к труду своему и других людей.
Задачи:
привлечение детей к доступной трудовой деятельности.
способствовать пониманию необходимости трудовой деятельности как главного способа самореализации человека.
вооружить учащихся основными трудовыми умениями и навыками.
Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий:
1. Чёткое представление целей и постановка задач.
2. Конкретное планирование деятельности.
3. Кадровое обеспечение программы.
4. Методическое обеспечение программы.
5. Педагогические условия.
6. Материально-техническое обеспечение.
Кадровое обеспечение.
В реализации программы участвуют:
Педагог-организатор;
Педагог-организатор по ОБЖ;
Педагоги дополнительного образования;
Социальный педагог;
Учителя школы;
Вожатые
Библиотекарь;
Фельдшер
.
Подбор и расстановка кадров осуществляется администрацией школы. Перед началом работы лагерной смены проводится установочный семинар для всех участников программы (кроме детей). На каждом отряде работает 2 учителя и два вожатых. Все остальные участники воспитательного процесса проводят работу по плану. Педагоги несут ответственность за жизнь и здоровье детей, выполнение учебно-воспитательного плана, проведение отрядных и общелагерных дел. Вожатые участвуют в работе штаба ЮИД, а также занимаются организацией отрядной жизни.
Методическое обеспечение.
Наличие программы лагеря, планов работы отрядов, плана-сетки.
Должностные инструкции всех участников процесса.
Проведение установочного семинара для всех работающих в течение лагерной смены.
Подбор методических разработок в соответствии с планом работы.
Проведение ежедневных планёрок.
Разработка системы отслеживания результатов и подведения итогов.
Педагогические условия.
1. Отбор педагогических средств с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, способствующих успешной самореализации детей.
2. Организация различных видов деятельности.
3. Добровольность включения детей в организацию жизни лагеря.
4. Создание ситуации успеха.
5. Систематическое информирование о результатах прожитого дня.
6. Организация различных видов стимулирования.
Материально-техническое обеспечение.
1. Выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий.
2. Материалы для оформления и творчества детей.
3. Наличие канцелярских принадлежностей.
4. Аудиоматериалы и видеотехника.
5. Призы и награды для стимулирования.
Для того чтобы программа заработала, нужно создать такие условия, чтобы каждый участник процесса (взрослые и дети) нашел свое место с удовольствием относился к обязанностям и поручениям, па также с радостью участвовал в предложенных мероприятиях. Для выполнения этих условиях разработаны следующие критерии эффективности:
Постановка реальных целей и планирование результатов программы;
Заинтересованность педагогов и детей в реализации программы, благоприятный психологический климат;
Удовлетворенность детей и взрослых предложенными формами работы;
Творческое сотрудничество взрослых и детей.
Критерии оценки эффективности реализации программы
Чтобы оценить эффективность данной программы с воспитанниками лагеря проводится постоянный мониторинг, промежуточные анкетирования. Каждый день ребята заполняют экран настроения, что позволяет организовать индивидуальную работу с детьми. Разработан механизм обратной связи.
Мониторинг-карта – форма обратной связи, которая позволяет судить об эмоциональном состоянии детей ежедневно. Это итог дня. В конце дня отряды заполняют мониторинг-карты, записывая туда позитив и негатив за день, благодарности, предложения. В конце дня и недели педагоги анализируют качество и содержание своей работы по результатам обратной связи.
Анкета
- Ты с удовольствием идёшь утром в лагерь?
- Если тебе интересно в лагере, то что больше всего нравится: петь, танцевать, рисовать, смотреть телевизор, играть, заниматься спортом или что-то ещё?
- Чему ты научился в лагере: выучил песню, научился танцевать, играть в шашки, шахматы и др.?
- Если бы тебе разрешили, что бы ты делал в лагере целый день?
- Чего нет в лагере, чего бы ты хотел?
- Ты пойдёшь на следующий год в лагерь? Если не пойдёшь, то почему?
- Тебе хотелось бы остаться на вторую смену?
- Что ты рассказываешь дома о лагере?
- Нравится ли тебе, как кормят и готовят в лагере? Поставь оценку повару: (от «пятёрки» до «двойки»).
- Какую оценку ты бы поставил за жизнь в лагере?
- Кто твой друг среди ребят, среди взрослых?
- Что особенно понравилось в лагере (спортивные мероприятия, праздники, экскурсии, досуговые мероприятия)?
№
Критерии
Показатели
Методика
1
Выявление мотивов участия школьников в деятельности ЛОЛ
Повысить уровень мотива на коллективизм в делах ЛОЛ
Методика изучения мотивов участия школьников в деятельности (методика Л.В.Байбородовой) Приложение 1
2
Формирование у учащихся творческой активности.
Уровень сформированности творческой активности
Рост личных достижений (%) (грамоты, дела итд)
Показатели(%)посещения и участия в мероприятиях, выставках кружков и объединений
Методика диагностики творческой активности учащихся (методика М.И.Рожкова)( Приложение2)
.2Анализ личностных достижений учащихся.
3. Анализ деятельности творческих объединений учащихся
3
Повышение интереса школьников к регулярному соблюдению и изучению ПДД;
Обучить 25% участников ЛОЛ основам ПДД
Заинтересовать 30% участников ЛОЛ по соблюдению и изучению ПДД;
Инспектор ГИБДД
Выездные рейды по городу
Вопросник «Дорожная Азбука»( Приложение3) Уровень знаний ПДД ( Приложение 4)
4
Формировние сознательного и ответственного отношения к собственному здоровью
1. Укрепить здоровье детей.
2. сформировать умения и навыки заботы о своём здоровье
Анкетирование (Приложение 5)
5
Обучение грамотному вождению велосипеда
Обучить 20% детей вождению велосипеда
Практическое тестирование
6
Овладение умениями оказания первой доврачебной помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях
Обучить 15% участников ЛОЛ умению оказывать помощь пострадавшему
Педагог ОБЖ совместно с фельдшером
Вопросник ( приложение 6)
7
Уровень удовлетворенности членов детского коллектива своим детским коллективом
. Комфортность, защищенность личности участника ЛОЛ, его отношение к основным сторонам жизнедеятельности в лагере
Методика профессора А.Н.Лутошкина «Какой у нас коллектив»
Методика "Психологическая атмосфера в коллективе"
(по Л.Г. Жедуновой)
При активном участии детей и взрослых в реализации программы предполагается, что у каждого возникнет чувство сопричастности к большому коллективу единомышленников.
Успешность детей в различных мероприятиях повысит социальную активность, даст уверенность в своих силах и талантах.
При хорошей организации питания, медицинским наблюдениям и правильно организованным спортивным мероприятиям,посещение бассейна, предполагается оздоровить детей и своевременно обратить внимание на проблемы со здоровьем, если они существуют.
Осуществление экскурсий, поездок помогут детям в обретении новых знаний о родном крае и научат их бережно и с любовью относиться к своей малой Родине.
Предполагается, что время, проведенное в лагере, не пройдет бесследно ни для взрослых, ни для детей, и на следующий год они с удовольствием будут участвовать в работе лагеря.
В этом году предполагается, что Программа «Перекресток» , даст толчок к развитию новых творческих способностей . Программа построена так, что при доработке её вполне можно использовать как воспитательную систему отдельно взятого класса во время учебного года. Также идея может смело использоваться при работе любых детских объединений.
Планирование работы.
При составлении плана работы учитываются возможности разновозрастных отрядов, интересы детей, педагогов, родителей и пути реализации. В работе лагерной смены планируется активно задействовать: Дом культуры, библиотека, спорткомплекс.
Примечание: при составлении примерного плана не учитывались поездки театр, в парк. В ходе работы летнего лагеря в планировании возможны изменения, так как не известны сроки начала сезона, и дни могут варьироваться.
Критерии оценки эффективности реализации программы
Чтобы оценить эффективность данной программы с воспитанниками лагеря проводится постоянный мониторинг, промежуточные анкетирования. Каждый день ребята заполняют экран настроения, что позволяет организовать индивидуальную работу с детьми. Разработан механизм обратной связи.
Мониторинг-карта – форма обратной связи, которая позволяет судить об эмоциональном состоянии детей ежедневно. Это итог дня. В конце дня отряды заполняют мониторинг-карты, записывая туда позитив и негатив за день, благодарности, предложения. В конце дня и недели педагоги анализируют качество и содержание своей работы по результатам обратной связи.
Анкета
- Ты с удовольствием идёшь утром в лагерь?
- Если тебе интересно в лагере, то что больше всего нравится: петь, танцевать, рисовать, смотреть телевизор, играть, заниматься спортом или что-то ещё?
- Чему ты научился в лагере: выучил песню, научился танцевать, играть в шашки, шахматы и др.?
- Если бы тебе разрешили, что бы ты делал в лагере целый день?
- Чего нет в лагере, чего бы ты хотел?
- Ты пойдёшь на следующий год в лагерь? Если не пойдёшь, то почему?
- Тебе хотелось бы остаться на вторую смену?
- Что ты рассказываешь дома о лагере?
- Нравится ли тебе, как кормят и готовят в лагере? Поставь оценку повару: (от «пятёрки» до «двойки»).
- Какую оценку ты бы поставил за жизнь в лагере?
- Кто твой друг среди ребят, среди взрослых?
- Что особенно понравилось в лагере (спортивные мероприятия, праздники, экскурсии, досуговые мероприятия)?
№
Критерии
Показатели
Методика
1
Выявление мотивов участия школьников в деятельности ЛОЛ
Повысить уровень мотива на коллективизм в делах ЛОЛ
Методика изучения мотивов участия школьников в деятельности (методика Л.В.Байбородовой) Приложение 1
2
Формирование у учащихся творческой активности.
Уровень сформированности творческой активности
Рост личных достижений (%) (грамоты, дела итд)
Показатели(%)посещения и участия в мероприятиях, выставках кружков и объединений
Методика диагностики творческой активности учащихся (методика М.И.Рожкова)( Приложение2)
.2Анализ личностных достижений учащихся.
3. Анализ деятельности творческих объединений учащихся
3
Повышение интереса школьников к регулярному соблюдению и изучению ПДД;
Обучить 25% участников ЛОЛ основам ПДД
Заинтересовать 30% участников ЛОЛ по соблюдению и изучению ПДД;
Инспектор ГИБДД
Выездные рейды по городу
Вопросник «Дорожная Азбука»( Приложение3) Уровень знаний ПДД ( Приложение 4)
4
Формировние сознательного и ответственного отношения к собственному здоровью
1. Укрепить здоровье детей.
2. сформировать умения и навыки заботы о своём здоровье
Анкетирование (Приложение 5)
5
Обучение грамотному вождению велосипеда
Обучить 20% детей вождению велосипеда
Практическое тестирование
6
Овладение умениями оказания первой доврачебной помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях
Обучить 15% участников ЛОЛ умению оказывать помощь пострадавшему
Педагог ОБЖ совместно с фельдшером
Вопросник(Приложение6)
7
Уровень удовлетворенности членов детского коллектива своим детским коллективом
. Комфортность, защищенность личности участника ЛОЛ, его отношение к основным сторонам жизнедеятельности в лагере
Методика профессора А.Н.Лутошкина «Какой у нас коллектив» (Приложение7)
Методика "Психологическая атмосфера в коллективе"
(по Л.Г. Жедуновой)
(Приложение8)
Приложение 1
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МОТИВОВ УЧАСТИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (Л. БАЙБОРОДОВА)
Цель: выявление мотивов участия учащихся в деятельности. Ход проведения. Учащимся предлагается определить, что и в какой степени привлекает их в совместной деятельности.
Для ответа используется следующая шкала:
3 - привлекает очень сильно;
2 - привлекает в значительной степени;
1 - привлекает слабо;
0 - не привлекает совсем.
Что привлекает в деятельности:
1. Интересное дело.
2. Возможность общения с разными людьми.
3. Возможность помочь товарищам.
4. Возможность передать свои знания.
5. Возможность творчества.
6. Возможность приобрести новые знания, умения.
7. Возможность руководить другими.
8. Возможность участвовать в делах своего коллектива.
9. Возможность заслужить уважение товарищей.
10. Возможность сделать доброе дело для других.
11. Возможность выделиться среди других.
12. Возможность выработать у себя определённые черты характера.
Обработка и интерпретация результатов. Для определения преобладающих мотивов следует выделить следующие блоки:
а) коллективистские мотивы (пункты 3,4,8,10);
б) личностные мотивы (пункты 1, 2, 5, 6,12);
в) престижные мотивы (пункты 7,9,11).
Сравнение средних оценок по каждому блоку позволяет определить преобладающие мотивы участия школьников в деятельности.
Приложение 2
Диагностика уровня творческой активности учащихся
(Методика М. И. Рожкова, Ю. С. Тюнникова, Б. С. Алишева, Л. А. Воловича)
Цель: на основе выявленных критериев и эмпирических показателей провести сравнительный анализ изменений в сформированности у учащихся творческой активности.
Ход проведения. Замеры осуществляются по четырем критериям: чувство новизны; критичность; способность преобразовать структуру объекта; направленность на творчество.
Предусмотрен также контрольный опрос, предполагающий сравнение оценки ответов и самооценки качеств, осуществляемой испытуемыми.
Оценивание критерия осуществляется по средней оценке, получаемой учащимися по каждому критерию. При этом важно сопоставить полученные результаты с самооценкой, которая выявляется в последнем разделе опросника. Самооценка по критерию «чувство новизны» определяется по среднему баллу ответов на вопросы 41–44; по критерию «критичность» – на вопросы 45–48; по критерию «способность преобразовать структуру объекта» – на вопросы 49–52; по критерию «направленность на творчество» – на вопросы 53–56. Например, по критерию «чувство новизны» средний балл составил 1,45, а самооценка – 0,9. В этом случае мы корректируем оценку, высчитывая средний результат между оценкой и самооценкой.
Можно выделить три уровня творческой активности подростка и отдельных ее аспектов: низкий – от 0 до 1; средний – от 1 до 1,5; высокий – от 1,5 до 2.
1. Опросник. «Чувство новизны»
Выберите тот ответ, который соответствовал бы Вашему поступку в предложенных ниже ситуациях (заполняется символ ответа в карточках):
1. Если бы я строил дом для себя, то:
а) построил бы его по типовому проекту (0)
б) построил бы такой, который видел на картинке в журнале или в кино (1)
в) построил бы такой, которого нет ни у кого (2)
2. Если мне нужно развлекать гостей, то я:
а) провожу вечер, как проводят мои родители со своими знакомыми (0)
б) сочиняю сам сюрприз для гостей (2)
в) стараюсь провести вечер, как любимые герои в кино (1)
3. Среди предложенных задач на контрольной я выбираю:
а) оригинальную (2)
б) трудную (1)
в) простую (0)
4. Если бы я написал картину, то выбрал бы для нее название:
а) красивое (1)
б) точное (0)
в) необычное (2)
5. Когда я пишу сочинение, то:
а) подбираю слова как можно проще (0)
б) стремлюсь употреблять те слова, которые привычны для слуха и хорошо отражают мои мысли (1)
в) стараюсь употребить оригинальные, новые для меня слова (2)
6. Мне хочется, чтобы на уроках:
а) все работали (1)
б) было весело (0)
в) было много нового (2)
7. Для меня в общении самое важное:
а) хорошее отношение товарищей (0)
б) возможность узнать новее («родство душ») (2)
в) взаимопомощь (1)
8. Если бы я был поваром, то:
а) стремился бы к. тому, чтобы все, кто ест мои блюда, были сыты и довольны (0)
б) создавал бы новые блюда (2)
в) старался бы мастерски готовить все известные блюда (1)
9. Из трех телевизионных передач, идущих по разным программам, я выбрал бы:
а) «Седьмое чувство» (0)
б) «Поле чудес» (1)
в) «Очевидное-невероятное» (2)
10. Если бы я отправился в путешествие, то выбрал бы:
а) наиболее удобный маршрут (0)
б) неизведанный маршрут (2)
в) маршрут, который хвалили мои друзья (1)
2. Опросник «Критичность»
Согласны ли Вы со следующими высказываниями великих? Обозначьте на карточке следующими символами Ваши ответы:
а) полностью согласен – 0;
б) не согласен – 2;
в) не готов дать оценку данному высказыванию – 1.
11. Знания и только знания делают человека свободным и великим (Д. И. Писарев).
12. Лицо – зеркало души (М. Горький).
13. Единственная настоящая ценность – это труд человеческий (А. Франс).
14. Разум человека сильнее его кулаков (Ф. Рабле).
15. Ум, несомненно, первое условие для счастья (Софокл).
16. Дорога к славе прокладывается трудом (Публимий Сир).
17. Боится презрения лишь тот, кто его заслуживает Франсуа де Ларошфуко).
18. Нас утешает любой пустяк, потому что любой пустяк приводит нас в уныние (Блез Паскаль).
19. Способности, как и мускулы, растут при тренировке (К. Д. Тимирязев).
20. Только глупцы и покойники никогда не меняют своих мнений (Д. Л. Оруэлл).
3. Испытание «Способность преобразовывать структуру объекта»)
В каждом пункте есть пара слов, между которыми существует некая связь или какое-то соотношение. Вы должны определить, какая связь или какое соотношение существует между этими двумя словами, и выбрать из четырех предложенных ответов пару слов, между которыми существует та же связь или то же соотношение. Запишите в карточку номер ответа.
21. ИЗГНАНИЕ - ЗАВОЕВАТЕЛЬ
а) вор
Арест б) обвиняемый
в) судья
г) адвокат
22. ОЗЕРО-ВАННА
а) лужа
Водопад б) труба
в) вода
г) душ
23. ВУЛКАН - ЛАВА
1) источник – родник
2) глаз – слеза
3) огонь – костер
4) шторм – наводнение
21–23 (для среднего возраста)
Представлена исходная пара слов, которые находятся в определенном отношении, и пять других слов, из которых только одно находится в таком же отношении к исходному слову (правильный выбор оценивается оценкой 2).
21. ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ-ОБУЧЕНИЕ
а) доктор
Водопад б) ученик
в) учреждение
г) лечение
д) больной
22. ПЕСНЯ - ГЛУХОЙ
а) хромой
Картина б) слепой
в) художник
г) рисунок
д) больной
23. РЫБА - СЕТЬ
а) решето
Муха б) комар
в) комната
г) жужжать
д) паутина
24–27. Найдите выход из предложенных ниже ситуаций (свой ответ запишите на обороте карточки).
24. Заснув в своей постели, утром Вы проснулись в пустыне. Ваши действия?
25. В машине, которой Вы управляли, оказались проколотыми два колеса, а запасное только одно. Необходимо срочно ехать дальше – Ваши действия?
26. В чужом городе Вы оказались без документов и денег. Вам нужно найти выход из положения.
27. Вы оказались в городе, где говорят на незнакомом вам языке. Как Вы будете изъясняться?
Для ответа на каждый из четырех вопросов дается 30 секунд. Экспериментатор оценивает ответ следующим образом:
отсутствие ответа – 0;
тривиальный ответ – 1;
оригинальный ответ – 2.
28–30. На обороте карточки перечислите как можно больше способов использования каждого названного ниже предмета.
28. Консервная банка.
29. Металлическая линейка.
30. Велосипедное колесо.
4. «Направленность на творчество»
31–40. Если бы у Вас был выбор, то что бы Вы предпочли?
31. а) читать книгу (0)
б) сочинять книгу (2)
в) пересказывать содержание книги друзьям (1)
32. а) выступать в роли актера (2)
б) выступать в роли зрителя (0)
в) выступать в роли критика (1)
33. а) рассказывать всем местные новости (0)
б) не пересказывать услышанное (1)
в) прокомментировать то, что услышали (2)
34. а) придумывать новые способы выполнения работ (2)
б) работать, используя испытанные приемы (0)
в) искать в опыте других лучший способ работы (1)
35. а) исполнять указания (0)
б) организовывать людей (2)
в) быть помощником руководителя (1)
36. а) играть в игры, где каждый действует сам за себя (2)
б) играть в игры, где можно проявить себя (1)
в) играть в команде (0)
37. а) смотреть интересный фильм дома (1)
б) читать книгу (2)
в) проводить время в компаний друзей (0)
38. а) размышлять, как улучшить мир (2)
б) обсуждать с друзьями, как улучшить мир (1)
в) смотреть спектакль о красивой жизни (0)
39. а) петь в хоре (0)
б) петь песню соло или дуэтом (1)
б) петь свою песню (2)
40. а) отдыхать на самом лучшем курорте (0)
б) отправиться в путешествие на корабле (1)
в) отправиться в экспедицию с учеными (2)
5. Самооценка (контрольный опрос)
Да – 2; трудно сказать – 1; нет – 0.
41. Мне нравится создавать фантастические проекты.
42. Могу представить себе то, чего не бывает на свете.
43. Буду участвовать в том деле, которое для меня ново.
44. Быстро нахожу решения в трудных ситуациях.
45. В основном стараюсь обо всей иметь свое мнение.
46. Мне удается находить причины своих неудач.
47. Стараюсь дать оценку поступкам и событиям на основе своих убеждений.
48. Могу обосновать: почему мне что-то нравится или не нравится.
49. Мне нетрудно в любой задаче выделить главное и второстепенное.
50. Убедительно могу доказать свою правоту
51. Умею сложную задачу разделить на несколько простых.
52. У меня часто рождаются интересные идеи
53. Мне интереснее работать творчески, чем по-другому.
54. Стремлюсь всегда найти дело, в котором могу проявить творчество.
55. Мне нравится организовывать своих товарищей на интересные дела.
56. Для меня очень важно, как оценивают мой труд окружающие.
Карта ответов на вопросы анкеты*
Фамилия ____________ Группе (группа) ____
Дата заполнения ____
Приложение 3
Вопросник для проверки знаний детей по теме "Дорожная азбука"
Фамилия, имя ребенка ________________ Возрастная группа ___________
Дата заполнения "_____"____________200 __ г.
Вопрос
Ответ ребенка
Балл
Уровень сформированности представлений о транспортных средствах,
об улице (виды перекрестков), о правилах перехода проезжей части.
1. Что такое улица?
2. Как регулируется движение на улице?
3. Какие сигналы светофора ты знаешь? Что они обозначают?
4. Какие светофоры стоят на улицах города?
5. Для чего на светофоре устанавливается временной сигнал?
6. Чем отличаются транспортный и пешеходный светофоры?
7. Как называется человек, который регулирует движение на дороге?
8. Что помогает регулировщику управлять движением?
9. Где должны ходить пешеходы?
10. Что такое перекресток?
11. Где и как нужно переходить дорогу?
12. Чем опасен для пешехода зонтик и капюшон?
13. Как обозначается пешеходный переход?
14. Какие пешеходные переходы ты знаешь?
15. Почему нельзя отвлекаться при переходе улицы
16. Где на проезжей части можно переждать поток машин?
17. Где должны ездить автомобили?
18. Чем отличается грузовой транспорт от пассажирского транспорта?
19. Какие виды пассажирского транспорта ты знаешь?
20. Для чего нужен пассажирский транспорт? Где его ожидают люди?
21. Что такое тормозной путь?
Знание дорожных знаков
(с использованием наглядного материала - дорожных знаков)
22. Для чего нужны дорожные знаки?
23. Какие дорожные знаки ты знаешь?
24. Покажи и назови запрещающие знаки.
25. Покажи и назови информационно-указательные знаки.
26. Покажи и назови предупреждающие знаки.
27. Покажи и назови знаки сервиса.
Уровень культуры поведения детей на улице и в транспорте
28. Что такое общественный транспорт?
29. Какие ты знаешь правила поведения в транспорте?
30. Чего нельзя делать в транспорте?
31. Какие ты знаешь правила поведения на улице?
32. Чего нельзя делать на дороге?
33. Где можно кататься на велосипеде, самокате, роликовых коньках?
34. Для чего нужны шлем, наколенники и налокотники?
Знание правил поведения на железной дороге
35. Какие ты знаешь правила поведения на железной дороге?
36. Что такое шлагбаум?
37. Для чего нужен семафор?
38. Как регулируется движение поезда и электричек?
Примечания:
Опрос проводиться в несколько этапов.
Воспитатель фиксирует ответы ребенка. Каждый правильный ответ оценивается в один балл.
Приложение .3.1
Результаты опроса детей 2017год
Фамилия
имя ребенка.
1 смена
успешное выполнение задания
неуспешное выполнение задания
успешное выполнение задания
неуспешное выполнение задания
Приложение 3.2
Результаты опроса детей 2017год 1 смена (в %).
2017год
На начало смены
На конец смены
Ребенок не справился с заданием
Ребенок справился с заданием
Ребенок не справился с заданием
Ребенок справился с заданием
Приложение 4
Уровень знаний ПДД
Инструкция для учителя к проведению тестирования.
Детям предложены вопросы по безопасному поведению на улицах и дорогах и даны варианты ответов. Правильный вариант ответа необходимо отметить. Тест состоит из 10 вопросов. Система оценки результатов: нет ошибок - «5», 1ошибки - «4», 2 ошибки - «3», более 2 ошибок - «2». Подведение итогов: общее количество учащихся, ответивших на «5», «4», «3», «2».
Задание для проведения тестирования
учащихся 2-х классов общеобразовательных школ
по правилам безопасного поведения на улицах и дорогах.
1. Как называется участок проезжей части улицы, где пешеходы могут пересекать проезжую часть? А) пешеходная дорожка; Б) пешеходный переход; В) велосипедная дорожка.
2. Для чего предназначена проезжая часть? А) для движения пешеходов; Б) для движения автомобилей; В) для ремонта дороги.
3. Как надо пересекать проезжую часть? А) посмотреть направо и начать переход; Б) посмотреть налево и начать переход; В) остановиться перед краем тротуара, неоднократно посмотреть в обе стороны, убедиться, что нет приближающихся автомобилей и начать переход.
4. Где должны пешеходы пересекать проезжую часть при отсутствии пешеходных переходов? А) на любом перекрёстке; Б) на перекрёстке по линии тротуаров. В) на зелёный сигнал светофора.
5. Какой сигнал транспортного светофора разрешает движение пешеходам при отсутствии пешеходного светофора? А) красный; Б) желтый; В) зеленый.
6. Что означает зеленый мигающий сигнал транспортного светофора для пешехода? А) надо быстрее начинать переход; Б) сейчас произойдет смена сигнала, начинать переход нельзя; В) надо дойти до линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений и остановиться.
7. Как ты поступишь, если загорелся зеленый сигнал транспортного светофора для пешехода? А) буду сразу переходить проезжую часть Б) подожду некоторое время на тротуаре и посмотрю по сторонам, не едет ли какая-нибудь автомашина; В) не буду переходить.
8. Для чего предназначен тротуар? А) для движения велосипедистов; Б) для движения автомобилей; В) для движения пешеходов.
9. Как нужно двигаться по тротуару? А) придерживаться правой стороны, не мешать другим; Б) придерживаться левой стороны и идти по самому краю тротуара; В) желательно двигаться по середине, не создавая помех для движения других пешеходов.
10. Где разрешается ожидать на остановке маршрутное транспортное средство? А) выходить на проезжую часть и смотреть, не едет ли автобус; Б) на тротуаре или посадочной площадке, В) спокойно ожидать автобус, не выходя на проезжую часть.
Задание для проведения тестирования
учащихся 3-х классов общеобразовательных школ по правилам
безопасного поведения на улицах и дорогах.
1. Какой дорожный знак устанавливается на границах пешеходного перехода? А) предупреждающий знак «Дети»; Б) предупреждающий знак «Пешеходный переход»; В) знак особых предписаний «Пешеходный переход».
2. Что означает красный мигающий сигнал светофора? А) информирует о предстоящей смене сигналов; Б) запрещает движение; В) разрешает движение.
3. Когда загорелся зеленый сигнал пешеходного светофора , ваши действия? А) быстро побегу через дорогу; Б) посмотрю, нет ли поблизости быстро идущего транспорта; В) не буду переходить.
4. Какие автомобили могут двигаться на красный сигнал транспортного светофора? А) такси; Б) родителей; В) пожарная, милицейская, скорая помощь.
5. Что обязаны сделать пешеходы при приближении транспортных средств с включенными синим проблесковым маячком и специальным звуковым сигналом ? А) воздержаться от перехода проезжей части; Б) находящиеся на проезжей части, должны незамедлительно освободить её, В) оба перечисленных действия.
6. Как правильно и безопасно перейти проезжую часть улицы, выйдя из автобуса? А) обойти автобус сзади; Б) обойти автобус спереди; В) дождаться, когда автобус уедет, и перейти проезжую часть по ближайшему пешеходному переходу, соблюдая правила безопасного перехода.
7. Опасно ли двигаться по краю тротуара? А) неопасно, так как тротуар предназначен для движения пешеходов; Б) неопасно, так как транспортные средства не должен ехать близко к тротуару; В) опасно, так как существует опасность быть задетым близко идущим транспортным средством.
8. Можно ли переходить дорогу вне пешеходного перехода, если она просматривается только в одном направлении? А) можно; Б) нельзя. В) быть очень осторожным.
9. Как ты узнаешь, где на дороге остановка общественного транспорта? А) буду наблюдать, где автобус остановится; Б) посмотрю, где скопилось много людей; В) посмотрю, где установлен знак «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса».
10. Где должен двигаться пешеход по дороге вне населённого пункта ? А) по пешеходной дорожке (тропинке); Б) пообочине, если отсутствуют тротуары и пешеходные дорожки; В) по пешеходной дорожке (тропинке) или по обочине, если отсутствуют тротуары и пешеходные дорожки.
Задание для проведения тестирования
учащихся 4-х классов общеобразовательных школ по правилам безопасного поведения на улицах и дорогах.
1. Какие из перечисленных ситуаций могут стать причиной дорожно-транспортного происшествия? А) переход в неустановленном месте; Б) игра на проезжей части; В) все перечисленные.
2. Кто такой пешеход? А ) лицо, производящее работу на дороге; Б) лицо, идущее по тротуару; В) лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу.
3. Какими требованиями должен руководствоваться пешеход, если сигналы и распоряжения регулировщика противоречит сигналам светофора? А) жестам регулировщика; А) по своему усмотрению; В) сигналам светофора..
4. Какие требования Правил безопасного поведения должен соблюдать пешеход, при переходе проезжей части дороги? А) переходить под прямым углом; Б) не должны задерживаться или останавливаться, если это не связано с обеспечением безопасности; В) не есть мороженого.
5. С какого возраста можно управлять велосипедом при движении по дороге? А) 12 лет; Б) 14 лет; В) 16 лет.
6. Кем является лицо, ведущее велосипед? А) водителем. Б) пешеходом.7. Какие сигналы подает автомобиль при изменении направления движения? А) включает мигающий указатель поворота желтого цвета; Б) подает звуковой сигнал; В) включает ходовые огни.
8. С какого возраста можно садиться на переднее сиденье легкового автомобиля без детского удерживающего устройства? А) 12 лет; Б) 14 лет; В) 16 лет.
9. Что означает мигание желтого сигнала светофора? А) скоро будет включен зеленый; Б) движение запрещено; В) перекресток или пешеходный переход является нерегулируемым, предупреждает об опасности.
10. Где должен двигаться пешеход вне населенного пункта? А) по левому краю проезжей части, навстречу движению автомобилей; Б) по правому краю проезжей части, по ходу движения транспорта; В) по обочине или пешеходной дорожке.
Уровень знаний детейПО ПДД. /отряд/
.
№
Ф. И. ребёнка
Знания об устройстве улицы
Знания о транспортных средствах
Знания о работе водителя и движении машин
Знания о правилах дорожного движения, их соблюдении.
Знания о работе светофора
Знания о других средствах регулирования дорожного движения
Знания о значении дорожных знаков
Что такое перекрёсток? Площадь? Проспект?
Что такое улица?
Для чего они нужны?
Что такое транспорт?
Для чего нужен транспорт?
Виды транспорта?
Что такое двухстороннее движение?
Зачем нужно двухстороннее движение?
От чего зависит безопасность пешеходов и водителей?
Какие вы знаете правила дорожного движения?
Как надо переходить улицу?
Какие вы знаете виды светофора?
Для чего нужен светофор?
Кто ещё может регули-ровать движение?
Правила поведения в транспорте?
Что такое дорожный знак?
Для чего нужны дорожные знаки?
Какие дорожные знаки вы знаете?
Справляется- Справляется с помощью учителя - Не справляется-
Приложение 8
Методика "Психологическая атмосфера в коллективе"
(по Л.Г. Жедуновой)
Цель: изучить психологическую атмосферу в коллективе.
Ход проведения. Оцените каждую из предложенных пар характеристик присущих вашему коллективу по девятибалльной шкале.
9 8 7 6 5 4 3 2 1
1. Дружелюбие Враждебность
2. Согласие Несогласие
3. Удовлетворенность Неудовлетворенность
4. Взаимоподдержка Недоброжелательность
5. Теплота Холодность
6. Сотрудничество Отсутствие сотрудничества
7. Увлеченность Равнодушие
8. Взаимовыручка Отсутствие взаимовыручки
9. Занимательность Скука
10. Успешность Не успешность
Обработка и интерпретация данных.
Чем выше балл, тем выше оценка психологического климата. Анализ результатов предполагает субъективные оценки состояния психологического климата и их сравнение между собой. Вычислив среднюю оценку по каждой паре слов (сумма всех оценок данного качества, деленная на количество опрошенных учащихся), можно на сводном графике представить оценку психологической атмосферы в классе. Чем левее расположен получившийся график, тем благоприятнее атмосфера в классе.
Приложение7
Методика «Какой у нас коллектив»
(разработана профессором А. Н. Лутошкиным)
Цель: определить степень удовлетворенности учащихся своим коллективом.
Ход проведения. Школьникам предлагаются характеристики различных уровней развития коллектива по А.Н. Лутошкину: «Песчаная россыпь», «Мягкая глина», «Мерцающий маяк», «Алый парус», «Горящий факел»
Обработка полученных данных. Учащиеся оценивают уровень развития своего коллектива. На основании ответов педагог может определить по пятибалльной шкале степень их удовлетворенности своим классом, узнать, как оценивают школьники его сплоченность, единство. Вместе с тем удается определить тех учащихся, которые недооценивают или переоценивают (по сравнению со средней оценкой) уровень развития коллективистских отношений, довольных и недовольных ими.
Возможен и другой вариант использования этой методики. Школьники обсуждают, разбившись на группы, следующие вопросы: на каком этапе развития коллектива находится наше классное сообщество и почему; что мешает подняться на более высокий уровень развития коллектива; что поможет стать более сплоченным коллективом. В этом случае педагог может получить более развернутую информацию о состоянии взаимоотношений в коллективе, удовлетворенности детей своим коллективом, видении школьниками перспектив его развития.
«Песчаная россыпь»
Присмотритесь к песчаной россыпи - сколько песчинок собрано вместе, и в то же время каждая из них сама по себе. Налетит слабый ветерок и отнесет часть песка в сторону, рассыплет по площадке. Дунет ветер посильнее и не станет россыпи.
Бывает так и в группах людей. Там тоже каждый как песчинка: и вроде все вместе, и в то же время каждый отдельно. Нет того, что «сцепляло» бы, соединяло людей. Здесь люди или еще мало знают друг друга, или просто не решаются, а может быть, и не желают пойти навстречу друг другу. Нет общих интересов, общих дел. Отсутствие твердого, авторитетного центра приводит к рыхлости, рассыпчатости группы.
Группа эта существует формально, не принося радости и удовлетворения всем, кто в нее входит.
«Мягкая глина»
Известно, что мягкая глина - материал, который сравнительно легко поддается воздействию, и из него можно лепить различные изделия. В руках хорошего мастера, а таким в группе, классе, ученическом коллективе может быть командир или организатор дела, этот материал превращается в искусный сосуд, в прекрасное изделие. Но он может остаться простым куском глины, если к нему не приложить усилий. Когда мягкая глина оказывается в руках неспособного человека, она может принять самые неопределенные формы.
В группе, находящейся на этой ступени, заметны первые усилия по сплочению коллектива, хотя они и робки, не все получается у организаторов, нет достаточного опыта совместной работы.
Скрепляющим звеном здесь могут стать нормальная дисциплина и требование старших. Отношения разные - доброжелательные, конфликтные. Ребята по своей инициативе редко приходят на помощь друг другу. Существуют замкнутые приятельские группировки, которые мало общаются друг с другом, нередко ссорятся. Подлинного мастера - хорошего организатора пока нет или ему трудно проявить себя, так как по-настоящему его некому поддержать.
«Мерцающий маяк»
В штормовом море маяк и опытному и начинающему мореходу приносит уверенность: курс выбран правильно, «так держать!». Заметьте, маяк горит не постоянно, а периодически выбрасывает пучки света, как бы говоря: «Я здесь, я готов прийти на помощь».
Формирующийся коллектив озабочен тем, чтобы каждый шел верным путем. В таком ученическом коллективе преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, бывать вместе. Но желание - это еще не все. Дружба, товарищеская взаимопомощь требует постоянного горения, а не одиночных, пусть даже частых вспышек. В группе есть на кого опереться. Авторитетны «смотрители» маяка, те, кто не даст погаснуть огню, организаторы, актив.
Группа заметно отличается среди других групп своей индивидуальностью. Однако ей бывает трудно до конца собрать свою волю, найти во всем общий язык, проявить настойчивость в преодолении трудностей, не всегда хватает сил у некоторых членов группы подчиниться коллективным требованиям. Недостаточно проявляется инициатива, не столь часто вносятся предложения по улучшению дел не только в своем коллективе, но и в том более значительном коллективе, в который он, как часть, входит. Мы видим проявление активности всплесками, да и то не у всех.
«Алый парус»
Алый парус - это символ устремленности вперед, неуспокоенности, дружеской верности, преданности своему долгу. Здесь действуют по принципу: «Один за всех, и все за одного». Дружеское участие и заинтересованность делами друг друга сочетаются с принципиальностью и взаимной требовательностью. Командный состав парусника - знающие и надежные организаторы, авторитетные товарищи. К ним обращаются за советом, помощью, и они бескорыстно оказывают ее. У большинства членов «экипажа» проявляется чувство гордости за свой коллектив; все переживают горечь, когда их постигают неудачи. Коллектив живо интересуется, как обстоят дела в других коллективах, например в соседних. Бывает, что приходят на помощь, когда их об этом попросят.
Хотя коллектив и сплочен, но бывают моменты, когда он не готов идти наперекор бурям и ненастьям. Не всегда хватает мужества признать свои ошибки сразу, но постепенно положение может быть исправлено.
«Горящий факел»
Горящий факел - это живое пламя, горючим материалом которого являются тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, ответственность каждого не только за себя, но и за весь коллектив. Да, здесь хорошо проявляются все качества коллектива, которые мы видели на ступени «Алый парус». Но это не все.
Светить можно и для себя, пробираясь сквозь заросли, подымаясь на скалы, спускаясь в ущелья, проторяя первые тропы. Но разве можно чувствовать себя счастливым, если рядом кому-то трудно, если позади тебя коллективы, группы, которым нужна твоя помощь и твоя крепкая рука. Настоящий коллектив - тот, где бескорыстно приходят на помощь, делают все, чтобы принести пользу людям, освещая, подобно легендарному Данко, жаром своего сердца дорогу
Анкета « Отношение к ЗОЖ»
Что такое на ваш взгляд «Здоровый образ жизни»?
Необходимо ли, по вашему мнению, вести здоровый образ жизни?
Что вы охотнее и чаще всего делаете, когда устаете?
Что важнее всего для поддержания хорошего самочувствия?
Как вы думаете, является ли ваш образ жизни здоровым?
Что вы делаете для повышения уровня своего здоровья?
Считаешь ли ты здоровье – богатством?
Как ты относишься к друзьям, которые курят, употребляют алкогольные напитки?
Согласен ли ты с тезисом: «Курить – это модно?»
10.Считаешь ли ты, что занятия спортом способствуют поддержанию здоровья?
11.Считаешь ли ты, что диета – это всегда хорошая фигура?
12. Способствует ли правильное питание сохранению здоровья?
Приложение 5
Приложение 6
Вопросник
1. Как оказать первую помощь при обмороке?
1. Уложить, приподняв ноги, обеспечить приток свежего воздуха, дать понюхать нашатырный спирт, побрызгать в лицо холодной водой. 2. Перенести в прохладное место, уложить, охлаждать голову и область сердца, напоить холодным напитком. 3. Уложить, согреть, напоить горячим напитком.
2. Как поступить при обнаружении в ране мелких инородных предметов?
1. Промыть рану водой, удалить пальцами инородные предметы, обработать рану настойкой йода. 2. Обернуть пальцы стерильной марлей и собрать мелкие инородные предметы. 3. Нельзя собирать мелкие инородные предметы с поверхности раны.
3. Назовите признаки артериального кровотечения:
1. На раневой поверхности выступают мелкие, точечные капельки крови. 2. Кровь темно-вишневого цвета, вытекает медленно, равномерной и непрерывной струей. 3. Кровь ярко-красного цвета, выбрасывается сильной пульсирующей струей.
4. Как оказать первую помощь при артериальном кровотечении у пострадавшего?
1. Наложить давящую повязку. 2. Наложить жгут выше места повреждения. 3. Наложить согревающий компресс, обеспечить покой.
5. Каким образом производится наложение кровоостанавливающего жгута на конечность?
1. Жгут накладывается на 10-15 см ниже места повреждения, конечность фиксируется повязкой. 2. Жгут накладывается на 10-15 см выше места
повреждения на подкладочный материал.
3. Жгут накладывается на 10-15 см выше места повреждения непосредственно на кожу.
6. С какой целью к жгуту прикрепляется записка?
1. В записке необходимо указать место аварии и фамилию липа, наложившего жгут. 2. Указывается время наложения жгута. 3. Указываются повреждения, обнаруженные у пострадавшего.
7. Назовите признаки венозного кровотечения:
1. На раневой поверхности выступают мелкие, точечные капельки крови. 2. Кровь темно-вишневого цвета, вытекает медленно, равномерной непрерывной струей. 3. Кровь ярко-красного цвета, выбрасывается сильной пульсирующей струей.
8. Как оказать первую помощь при венозном кровотечении у пострадавшего?
1. Пережать сосуд пальцами выше места повреждения. 2. Наложить жгут выше места повреждения. 3. Наложить давящую повязку.
9. Как оказать первую медицинскую помощь при травматическом шоке?
1. Уложить, согреть, напоить горячим напитком. 2. Перенести в прохладное место, уложить, охлаждать голову и область сердца с помощью холодных компрессов. 3. Вынести на чистый воздух, побрызгать в лицо холодной водой.
10. Как определить, что кровоостанавливающий жгут наложен правильно?
1. Кровотечение прекращается, конечность бледнеет. 2. Пульс не прощупывается, теряется чувствительность конечности. 3. Развивается отек, кожа приобретает багрово-синюшную окраску, появляются пузыри, наполненные жидкостью.
11. Назовите признаки, характерные для организма в состоянии клинической смерти:
1. Потеря сознания, наличие пульса в артериях. 2. Остановка дыхания, бледность. 3. Потеря сознания, отсутствие пульса, остановка дыхания.
12. С помощью какой повязки можно зафиксировать поврежденную верхнюю конечность согнутой к туловищу?
1. Косыночной. 2. Пращевидной. 3. Спиральной.
13. Как правильно обработать рану?
1. Промыть водой, удалить инородные предметы, обработать поверхность раны настойкой йода. 2. Обработать кожу вокруг раны настойкой йода, накрыть рану стерильной марлей и наложить бинтовую повязку. 3. Промыть рану, залить спиртом или настойкой йода, наложить бинтовую повязку.
14. Как оказать первую медицинскую помощь при термическом ожоге?
15. Что необходимо предпринять при остановке сердца?
1. Провести массаж сердца. 2. Провести массаж сердца одновременно с искусственным дыханием. 3. Провести искусственное дыхание.
16. Как оказать первую помощь при открытом переломе конечности?
1. Туго перебинтовать поврежденную конечность. 2. Совместить костные отломки друг с другом, наложить повязку, зафиксировать конечность с помощью шины. 3. Наложить повязку на рану, зафиксировать конечность с помощью шины.
17. Какие предметы можно использовать в качестве иммобилизирующей шины?
1. Боль в конечности, общая слабость. 2. Боль в конечности, деформация области сустава, отсутствие движения в суставе. 3. Резкая боль, отек, патологическая подвижность.
26. Можно ли вправить вывих пострадавшему при оказании первой помощи?
1. Можно, если пострадавший не ощущает боль. 2. Можно, если отек еще не наступил. 3. Нельзя.
27. Как оказать помощь пострадавшему при попадании в глаза электролита из АКБ?
1. Промыть глаза струёй воды в течение нескольких минут. 2. Промыть глаза слабым раствором питьевой соды. 3. Промыть глаза мыльной водой. 4. Промыть глаза спиртосодержащим раствором.
28. Как оказать первую медицинскую помощь при отравлении угарным газом?
1. Уложить, согреть, напоить горячим напитком. 2. Вынести на чистый воздух, растереть тело, дать понюхать нашатырный спирт. 3. Перенести в прохладное место, уложить, охлаждать голову и область сердца с помощью холодных компрессов.
29. Массаж сердца проводится:
1. На верхней части грудины. 2. На границе средней и нижней трети грудины. 3. На грудной клетке с левой стороны.
30. В каком случае необходимо транспортировать пострадавшего лежа на спине с согнутыми в коленях ногами?
1. Травмы живота. 2. Травмы груди и верхних конечностей. 3. Повреждение органов брюшной полости или перелом костей таза.