kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проект. Экологические игры в воспитании дошкольников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Природа не только храм здоровья и эстетического наслаждения, она древний, могучий источник познания и воспитания человечества. Мы обязаны научить детей любить, уважать и защищать природу, но прежде всего, сами должны научиться любить ее. Именно в дошкольный возраст является базой для формирования основ мировидения и представляет широкие возможности для экологического воспитания. Любое воспитание, как мне представляется, будь то экологическое, эстетическое, нравственное, должно стать воспитанием сердца, которое и рождает чувства, мысли, поступки. «Годы детства – прежде всего воспитание сердца и срок отпущен небольшой – семь лет, дальше это будет сделать чрезвычайно сложно» [1]. Мы должны помнить, что сами дети часто не замечают красоту вообще и в природе, и в частности. И в этом мы, взрослые, должны помочь им, но делать это надо не формально, не сухо, а через сердце, через восхищение, радость и любовь. Цель моей работы: дать детям более расширенные знания о природе, учить видеть красоту, заботиться о природе, чтобы каждый ребенок относился с любовью к каждой травинке, букашке и не делил их на вредных и полезных, хороших и плохих.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проект. Экологические игры в воспитании дошкольников »

Оглавление


  1. Актуальность 3

  2. Введение 4

  3. Основная часть 5

  4. Заключение 8

  5. Список используемой литературы 10

  6. Приложения 11

Актуальность


«Мы научились плавать в воде как рыбы,

Летать в небе, как птицы,

Осталось научиться жить на земле, как люди».

Бернард Шоу

Актуальность исследования экологического воспитания дошкольников обусловлено развитием двух параллельных процессов – усугублением экологической проблемы планеты и их осмыслением населением планеты. В конце двадцатого века, на одно из первых по значимости мест, выдвинулась проблема усиления экологической грамотности каждого жителя планеты Земля. Раньше, когда количество населения было сравнительно небольшим, и каждый человек находился в непосредственном контакте с природой, экологические законы усваивались людьми в их обыденной жизни. Во второй половине двадцатого века, когда особенно резко усилились процессы урбанизации, основная масса людей сосредоточилась в городах и потеряла связь с природой. В итоге, изменилось их поведение, они стали брать от природы все, что им казалось необходимым, ничего не давая ей взамен. Предпосылкой такого поведения является тот факт, что каждый человек не «чувствует» природы, не контактирует с ней, отгородившись от природы стенами многоэтажных домов. Природа сама уже не в силах залечить нанесенные ей раны: отравленные ядовитыми стоками промышленных предприятий реки, исчезающие леса, загрязненный воздух. Сложившееся на Земле положение, ученые определяют как экологический кризис. И на сегодняшний день, нет более важной задачи, чем поиск путей выхода из него. Что же можем сделать мы, воспитатели, для решения этой проблемы? Оказывается много. Прежде всего, научить детей культурному общению со средой обитания, помочь ощущать тесную связь природы и людей, экономики и экологии.

Гипотеза: Игры имеют большое значение для усвоения знаний и обобщенных представлений о мире и его закономерностях, кроме того, помогают критически оценивать окружающую действительность, развивают творческое воображение, речь.


Введение


Природа не только храм здоровья и эстетического наслаждения, она древний, могучий источник познания и воспитания человечества. Мы обязаны научить детей любить, уважать и защищать природу, но прежде всего, сами должны научиться любить ее.

Именно в дошкольный возраст является базой для формирования основ мировидения и представляет широкие возможности для экологического воспитания. Любое воспитание, как мне представляется, будь то экологическое, эстетическое, нравственное, должно стать воспитанием сердца, которое и рождает чувства, мысли, поступки. «Годы детства – прежде всего воспитание сердца и срок отпущен небольшой – семь лет, дальше это будет сделать чрезвычайно сложно» [1]. Мы должны помнить, что сами дети часто не замечают красоту вообще и в природе, и в частности. И в этом мы, взрослые, должны помочь им, но делать это надо не формально, не сухо, а через сердце, через восхищение, радость и любовь.

Цель моей работы: дать детям более расширенные знания о природе, учить видеть красоту, заботиться о природе, чтобы каждый ребенок относился с любовью к каждой травинке, букашке и не делил их на вредных и полезных, хороших и плохих.

Основная часть


В дошкольном возрасте ребенок воспринимает сердцем, он учится сочувствовать, переживать, заботиться.

Задачи данной работы заключаются в следующем:

  1. Познакомить с представителями живой и неживой природы.

  2. Способствовать формированию осознанно – правильного отношения к планете Земля (наш общий дом) и к человеку как части природы

  3. познакомить с проблемой загрязнения окружающей среды, с правилами личной безопасности, способствовать развитию бережного и ответственного отношения к окружающей природе

  4. развивать ответственное и бережное отношение к домашним животным, к лесным богатствам, ухаживать за комнатными растениями

  5. познакомить с Красной книгой

Экология – наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и окружающей средой. Экологическое воспитание я понимаю, прежде всего, как воспитание человечности, доброты к природе, людям живущим рядом.

В дошкольном возрасте закладываются основы личности, в том числе, позитивное отношение к природе, окружающему миру. Дошкольный возраст считается классическим возрастом игры. В игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности личности ребенка[2]. Игровая деятельность влияет на формирование всех психических процессов - от элементарных до самых сложных. Так, в игре, начинают развиваться произвольное внимание, поведение, память. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают, чем по прямому заданию взрослых. Сознательная цель - сосредоточиться, запомнить что-то, сдержать импульсивное движение – раньше и легче всего выделяется ребенком в игре[3]. «Игра - это огромное, светлое окно в духовный мир ребенка, это искорка, зажигающая огонек пытливости и любознательности» [1]. В формировании у детей эмоционального отношения к природе воспитатель использует многие виды игр. Эти игры закрепляют первые крупицы знаний, которые дети получают в наблюдениях. Больше возможности в воспитании, развитии образовании заложены в играх, прежде всего дидактических.

Дидактические игры - это игры, в которых процесс обучения детей осуществляется через различные элементы занимательного и одновременно познавательного материала, с которым взаимодействуют дети. Это игры с готовым содержанием и правилами, в процессе которых дети конкретизируют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о природе. Дидактическая игра способствует художественно-эстетическому воспитанию – совершая действие, ребенок думает, насколько он красиво, элегантно, насколько правильно оно и вообще уместно ли оно в конкретной ситуации, следит за выразительностью своей речи и речи окружающих, происходит развитие творческой фантазии при яркой проникновенной передаче художественного образа[2].

Дидактические игры экологического содержания помогают увидеть целостность определенного организма и экосистемы, осознать уникальность каждого объекта природы, понять, что неразумное вмешательство человека может повлечь за собой необратимые процессы в природе. Игры доставляют детям много радости и содействуют их всестороннему развитию. В процессе игр формируется знания об окружающем мире, воспитываются познавательные интересы, любовь к природе, бережное, заботливое отношение к ней, а также эколого-целесообразное поведение в природе. Игры способствуют развитию у детей наблюдательности, пытливости.

Фото 1.

В дидактических играх развиваются интеллектуальные умения: планировать действия, распределять их во времени и между участниками игры, оценивать результаты[4]. Чем разнообразнее по содержанию игровые приемы, тем они интереснее. Проведение дидактических игр в естественных условиях имеет свои сложности: дети легко отвлекаются, переключают свое внимание на посторонние предметы, на людей. Поэтому, в таких играх целесообразно применять наглядный материал, интересные игровые моменты, действия, занять всех детей решением единой задачи[5].

В процессе экологического образования дошкольников используются следующие дидактические игры:

  • предметные

  • настольно-печатные

  • словесные

  • подвижные.

Предметные игры – это игры с использованием различны предметов природы (листья, шишки, семена, камешки).

Фото 2.

Эти игры использовались с целью уточнения и конкретизации знаний детей о качествах и свойствах объектов природы, учат обследовать, развивает моторику ребенка.

Настольно-печатные игры – лото, домино, разрезные картинки «Ягоды», «Фрукты», «Овощи», «Зоопарк» (придумай загадку про животных). Очень эффективны эти игры при индивидуальной коррекционной работе, на развитие логического мышления.

Словесные игры. Их содержанием являются устные вопросы, относительно уже имеющихся у детей представлений о мире природы. «Кто летает, а кто прыгает?», «Когда это бывает?», «Кто живет в воде, а кто летает в воздухе?», «Логические цепочки». Словесные игры проводила с целью закрепления, обобщения представлений у детей. Эффективное средство развития внимания, памяти, развития речи.

Заключение


При проведении игр опиралась на следующие принципы: системности, доступности, развивающего обучения, поддерживать интерес. В своей работе я использовала большое количество игр. Это и дидактические игры, разгадывание кроссвордов, раскрашивание, с предметными картинками, растений, животных, птиц. Одна из задач – вызвать интерес к природе и природным явлениям, учить заботиться о чистоте двора, участка, школьного двора, села. Не менее важная задача - побудить у детей желание трудиться, ухаживать, заботиться о растениях, животных.

Для развития познавательных способностей у детей в моем классе создана развивающая среда, места для осуществления детской деятельности. Ребенок может свободно и самостоятельно действовать, задавать вопросы, и сам искать и находить на них ответы. Уход за растениями в уголке живой природы воспитывает у детей гуманное отношение к природным объектам. Я стараюсь приобщать детей к добру, красоте и прекрасному. Ведь если ребенок не научится видеть прекрасное вокруг себя, то он вряд ли вырастет гуманным, экологически-грамотным человеком. В своей работе я использовала различные методы: элементы ТРИЗ, экскурсии, оформлена фотовыставка, проведена работа с родителями. Результатом же экологического воспитания и обучения будут в будущем чистый воздух, чистая вода, чистая планета и чистые помыслы!

Фото 3.


Фото 4.

Фото 5.




Список используемой литературы


  1. Сухомлинский В. «Мудрость родительской любви»

  2. Николаева С.Н. Игра и экологическое воспитание дошкольников/Дошкольное воспитание 1994год, №12, с.37-41

  3. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений/ М.: Академия, 2002, с. 336

  4. Рыжов Н.А. Экологическое образование в детском саду/ М.: изд. Дом «Карапуз», 2001, с.432

  5. Новоселова С.Л. Игра дошкольника/М.: Просвещение, 1989,с.188

Приложение 1

Считаете ли вы свою улицу чистой?

Приложение 2

Всегда ли выкидываете мусор в урну?

Приложение 3

Всегда ли вы ухаживаете за своими животными?

11




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Проект. Экологические игры в воспитании дошкольников

Автор: Коробова Зинаида Денисовна

Дата: 15.02.2015

Номер свидетельства: 173423

Похожие файлы

object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(198) "«Внедрение здоровьесберегающих технологий в процессе экологического обучения и воспитания дошкольников» "
    ["seo_title"] => string(128) "vniedrieniie-zdorov-iesbierieghaiushchikh-tiekhnologhii-v-protsiessie-ekologhichieskogho-obuchieniia-i-vospitaniia-doshkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "239951"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1444910045"
  }
}
object(ArrayObject)#894 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(186) "Креативный  диалог детского сада и семьи в контексте нравственно-духовного воспитания  дошкольников "
    ["seo_title"] => string(109) "krieativnyi-dialogh-dietskogho-sada-i-siem-i-v-kontiekstie-nravstvienno-dukhovnogho-vospitaniia-doshkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "199768"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1428648423"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "«Детские экологические проекты - уникальная форма экологического воспитания в ДОУ»"
    ["seo_title"] => string(80) "dietskiie_ekologhichieskiie_proiekty_unikal_naia_forma_ekologhichieskogho_vospit"
    ["file_id"] => string(6) "464558"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1522590632"
  }
}
object(ArrayObject)#894 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(53) "Проект ''Земля -наш общий дом ""
    ["seo_title"] => string(33) "proiekt-ziemlia-nash-obshchii-dom"
    ["file_id"] => string(6) "275499"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1452590090"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Опыт работы «Экологическое воспитание детей  старшего дошкольного возраста» "
    ["seo_title"] => string(84) "opyt-raboty-ekologhichieskoie-vospitaniie-dietiei-starshiegho-doshkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "214158"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1432222229"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства