kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проект «Общительные детки»

Нажмите, чтобы узнать подробности

  1. По данным статистики в последние годы происходит резкое снижение культуры общения детей. Воспитание - это процесс целенаправленного, систематического формирования личности в целях подготовки её к общественной, производственной и культурной жизни. Учёные отмечают, что в наше время, в век высоких технологий человечество утрачивает умение общаться. Живое общение всё чаще заменяет телевидение, компьютеры. Дело доходит до того, что люди не просто не общаются, а попадают в зависимость от компьютаризации, многие живут в виртуальном мире. Главная задача учителя оградить детей от такого воздействия, показать красоту и пользу живого общения и научить их такому общению. Мы стали забывать, что человек - явление социальное, а общение - это условие возникновения человеческого социума.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проект «Общительные детки» »

ГБОУ СОШс. Новодевичье

м. р. Шигонский Самарской области



Утверждаю: Согласовано:

Директор школы: Г. А. Кокшина Руководитель ШМО

учителей начальных классов


Программа духовно-нравственного

воспитания и развития учащихся 1 класса

«Гори, моя звезда!»


Разработал:

учитель начальных классов

ГБОУ СОШ с. Новодевичье

Салманова Валентина Викторовна

Адрес: 446723, Самарская область, Шигонский район, с. Новодевичье, ул. Советская, д.58Б, тел.: 8(846)4831230


2014 г.

2010 год
















































Проект

«Общительные детки»

Цель:

научить детей социальным умениям, коммуникациям,

восприятиям, интеграциям (средствам объединения);

подготовить творчески развитую личность, способную

к самореализации и саморазвитию.

Задачи:

- Популяризация преимуществ правильного общения, расширение кругозора школьников в области культуры поведения;

- Воспитание готовности участвовать в общественной деятельности, используя различные виды, формы, способы, функции общения;

- Прививать умения проявлять инициативу и

самостоятельность в общественной работе класса и школы.


Участники проекта

«Общительные детки»

Участники проекта: учащиеся 2 класса

Руководитель проекта:

Салманова Валентина Викторовна



Пути поиска информации по проекту


«Общительные детки»


«Общительные

детки»



СМИ

Методическая

работа























Обмен опытом


Новые

технологии










Опыт работы



























Обоснование проекта

«Общительные детки»

По данным статистики в последние годы происходит резкое снижение культуры общения детей. Воспитание - это процесс целенаправленного, систематического формирования личности в целях подготовки её к общественной, производственной и культурной жизни. Учёные отмечают, что в наше время, в век высоких технологий человечество утрачивает умение общаться. Живое общение всё чаще заменяет телевидение, компьютеры. Дело доходит до того, что люди не просто не общаются, а попадают в зависимость от компьютаризации, многие живут в виртуальном мире. Главная задача учителя оградить детей от такого воздействия, показать красоту и пользу живого общения и научить их такому общению. Мы стали забывать, что человек - явление социальное, а общение - это условие возникновения человеческого социума.

Существует 4 основных цели общения:

• Нахождение вне взаимодействии субъекта (чтение лекций, митинги, демонстрации);

• Цель общения заключается в самом субъекте (потребность поговорить, пообщаться);

• Цель общения состоит в приобщении партнёра к опыту и ценностям

инициатору общения (приглашение куда-то);

Цель общения заключается в приобщении инициатора общения к ценностям партнёра (общение по выгоде).

Функции общения:

• Функция контакта (для снятия напряжения, проблема одиночества, расширение контактов);

• Функция отождествления себя с группой (человеку важно быть принятым в группу);

• Функция социализации (патриотизм, гражданственность).

• Организаторская функция (направленная на взаимопонимание педагога с учеником).

В структуре общения исследователи выделяют 3 основные стороны:

• Коммуникативную;

• Интерактивную;

• Перцептивную.

Каждая из этих сторон имеют свои цели и методы.

1. Коммуникативная сторона общения связана с выявлением специфики информационного процесса между людьми, как активными субъектами. Это общение требует учёта отношений между партнёрами, с выявлением их установок, целей, намерений. Эта сторона имеет средства - различные знаковые системы и прежде всего речь (картинки, сигналы, жесты). Особое средство этого общения



является система пространства (расстояние между говорящими). В этом общении могут возникать коммуникативные барьеры, которые носят социальный или психологический характер. В этом процессе субъекты общаются, получают информацию, которая может быть двух типов:

• Побудительная - приказы, просьбы, советы, побуждения к действию;

• Констатирующая - выступает в виде сообщений, например,

направлена на изменение поведения объекта.

2. Интерактивная сторона общения - построение общей стратегии взаимодействия. Существует два направления стратегии:

Конкуренция;

Кооперация.

Конкуренция - (сталкивающая) - одна из основных форм организации межличностного взаимодействия между людьми, группами, добивающихся одних и тех же целей. Конкуренция отличается сильной персональной вовлечённостью всех субъектов деятельности. Опасность конкуренции - может перейти в открытую войну.

Кооперация (сотрудничество) - это одна из основных форм межличностного взаимодействия, характеризующаяся объединением участников для достижения совместной цели при разделении между ними функций, ролей, обязанностей.

Перцептивная сторона общения - в её основе лежит социальное восприятие. Не смотря на социальные различия существует общее социальное восприятие (французтакой, англичанин - такой; факторы превосходства - украшения, одежда, манеры поведения, фактор привлекательности - если человек нравится внешне, то он и внутренне хорош).

Виды общения

В зависимости от использования средств общение бывает:

Вербальным;

Невербальным.

Передача информации -7% за счёт вербальных средств (слов); 38% -звуковых и 55% - невербальные средства.

Вербальное общение - может быть эффективным или менее эффективным, но оно строится на основе речевых контактов. Здесь особое значение имеет слушать и слышать партнёра. Само по себе слушанье-это активный процесс, требующий внимания к собеседнику.

Правила слушания

1. Необходимо спокойно реагировать на высказывания собеседника (если человек взял слово, то имеет право говорить);






2. Хороший слушатель всегда сдерживает свои эмоции и свои чувства регулирует с помощью разума;

3. Необходимо приспосабливать скорость своего мышления к темпу речи говорящего;

4. Если что-то настораживает - уточнить о чём речь;

5. Не следует заострять внимание на манерах собеседника;

6. Не вторгаться в личное пространство (расстояние для делового общения 1-3 метра);

7. Не следует торопиться с выводами.

Вербальное общение становится более конструктивным, если высказывание осуществляется в виде «Я - сообщения» (Я вижу, Я огорчена).

Невербальное общение - здесь используются интонация, межличностное пространство, визуальный контакт, жесты, мимика и т. д.

Начиная работу с детьми, педагог должен ориентироваться на их возрастные особенности. Важно учитывать не только усвоение ребёнком знаний и представлений, но становление его мотивационной сферы в области общения, реализации усвоенных ребёнком знаний и представлений в его реальном поведении.

Методика работы должна строится в направлении личностно -ориентированного взаимодействия с ребёнком, акцент должен делаться на поисковую активность детей., с побуждением их к творчеству. Нужно выстроить совместную деятельность так, чтобы дети становились участниками нестандартных уроков. При их проведении желательно использовать разнообразные формы: интегрированные уроки, уроки -викторины, КВНы, интеллектуальные марафоны, познавательно-развлекательные игры, инсценирование литературных сказок, выпуск тематических газет, проведение устных журналов, праздников и т.д. Одним из основных звеньев такой работы является тесное сотрудничество с родителями учащихся. Важно заинтересовать и их, т. к. проблема общения это общая проблема.

Организация деятельности в данном направлении.

Педагог совместно с детьми и их родителями организует совместную деятельность в различных направлениях

Учебный процесс


Внеклассная и внеурочная работа


Во время урочной деятельности присутствуют на всех уроках:


Кружковая работа


Чтение


Уроки - викторины


Говорение


КВНы


Слушание


Интеллектуальные марафоны


Письмо


Инсценирование литературных сказок


Работа со словорями


Выпуск тематических газет


Отработка дикции


Проведение устных журналов


Выразительность


Праздники




Познавательно-развлекательные игры




Классные часы





Проектная и исследовательская деятельность в

профессиональной сфере.

Авторский научно-исследовательский проект «Общительные детки»

Актуальность проблемы общения - это нарушение либо полное отсутствие в межличностных отношениях следующего:

Функционально - ролевых отношений. Именно с них начинаются межличностные отношения, возникающие в условиях делового общения и в совместной деятельности. Эти отношения могут быть собственно - игровые и отношениями по поводу совместной деятельности (решается кто во что играет, кто главный и т.д.)

Эмоционально — оценочных отношений. Они являются

регуляторами в распределении ролей. Через эмоционально -оценочные отношения формируются первые в жизни ребёнка факторы справедливости.

Личностно — смысловых отношений. Это взаимосвязь в

группах при которых мотив одного ребёнка приобретает для других сверстников личностный смысл (ребёнок берёт роль и действует согласно этой роли).

Отношений «Учитель—ученик». Здесь особое значение имеет целенаправленное влияние учителя или нецеленаправленное. В связи со значимостью этих отношений большое значение имеет творчество в деятельности педагога, авторитет личности.

Гуманное отношение к другим людям. Готовность субъекта

чувствовать, переживать, сочувствовать другим людям. Поэтому проблему разностороннего общения считаю наиважнейшей в своей работе с детьми и их родителями.


Диагностическая деятельность. «Определение уровня воспитанности

школьника»

В октябрегг. проводился психолого-педагогический мониторинг «Определение уровня воспитанности школьника» (автор Ю.В.Васильев).

По результатам обработки карты наблюдений все школьники разделились по уровню воспитанности на 4 группы.

Год






Класс


1


2


Высокий уровень воспитанности


11%


12,5%


Выше среднего уровень воспитанности


33%


37,5%


Средний уровень воспитанности


24%


25%


Низкий уровень воспитанности


22%


12,5%



Учащиеся 2 класса обладают высоким и выше среднего уровнем воспитанности. К такому выводу приводит нас данный мониторинг, проводившийся в течение двух лет. Половина учащихся (50%) ко 2 классу осознаёт свои учебные, трудовые и другие обязанности, нравственные установки соответствуют требованиям морали и общества.

В октябре проводилось социометрическое исследование «Определение уровня сплочённости классного коллектива» (автор Дж. Морено).





По результатам обработки карты наблюдений все школьники разделились на

4группы

год

группа



13 учащихся




13 учащихся

«Звёзды»

2

3

«Предпочтительные»

7

9

«Изолированные»

3

1

«Отвергнутые»

1

0





















Динамика мониторинга по вышеописанным критериям за два года положительная.

В результате анализа исследования можно сделать следующие выводы:

в классе чётко просматривается распределение определённых статусных мест. С каждым годом увеличивается количество детей, входящих в группы «лидеров» и «звёзд». Уменьшаются численности групп «изолированных» и «отвергнутых». Классный руководитель строит свою работу по формированию коллектива в тесном сотрудничестве с самим ребёнком, с семьёй, общественностью таким образом, чтобы ребёнок чувствовал себя комфортно, развивал свои личностные качества.








Предлагаемые разработки занятий общения для учащихся

начальной школы ставят своей задачей развитие

следующих коммуникативных умений:

- умение слушать и слышать другого;

- умение участвовать в свободной беседе;

- умение быть внимательным к самому себе и окружающим;

- умение понимать чувства и настроения другого;

- умение осмысливать свои поступки и поступки другого.

На занятиях используются методы активного обучения: ролевые игры, анализ ситуаций, игры - упражнения на развитие внимания, памяти воображения, мышления, даются первые понятия невербальных форм общения с помощью мимики, жестов, пантомимики.

Закреплению социально - поведенческих норм способствуют и «секреты общения», предлагаемые для запоминания.





Примерный цикл занятий по курсу «Общительные детки»

Занятие №1 Цель:

ознакомить с основными способами общения: речь, мимика, жесты.

Упражнение №1 «Давайте познакомимся»

Упражнение проводится в кругу. Каждый называет себя по имени.

Затем один из участников встаёт в центр круга и по очереди бросает

мяч каждому, называя его по имени.

Первый секрет общения:

«Называй собеседника по имени, и он будет обращаться к тебе так

же!»

Упражнение №2 «Паровозик»

Ребята разбегаются по разным углам комнаты и выбирают себе место -

это их «станция». Один из участников «паровозик». Его задание-

обойдя всех, собрать пассажиров под музыку или песню «Мы едем,

едем, едем». Когда «паровозик» собрал всех, руководитель может

спросить, кого он взял первым и почему. Это упражнение даёт

возможность определить выборы ребят.

Затем предлагается занять свои места на стульях. Руководитель

знакомит с правилами общения между собой.


Упражнение №3 «Лица»

Руководитель рисует на доске или вывешивает картинки:

- весёлое лицо

- хитрое лицо

- плачущее лицо

- удивлённое лицо

-хмурое лицо

- испуганное лицо

Предлагается определить, что

выражают эти лица.

Преподаватель объясняет, что выражение лица называется «Мимика»

(слово проговаривается хором, записывается на доске.

Упражнение №4 «Маски»

Каждому из участников даётся задание - выразить с помощью мимики

горе, радость, боль, страх, удивление и т.д.

Остальные должны определить, удалось ли изобразить «маску»




Упражнение №5 «Жесты»

Преподаватель объясняет, что разговаривать можно и с помощью жестов. Предлагается вспомнить, какие жесты знают ребята, какие используют при общении (как жестом остановить машину, попросить разрешение на уроке, поздороваться, попрощаться).

Упражнение №6 «Иностранец»

Вы попали в другую страну, не знаете языка, вас не понимают. Спросите дорогу: в зоопарк, в бассейн, на площадь, где стоит памятник, в кинотеатр, в кафе, на почту и т.д.

Упражнение №7 «Эти разные слова»

Преподаватель говорит о значении слова в общении. С помощью слова можно приласкать, прогнать, огорчить, согреть, обидеть. Просит привести примеры, как словом можно приласкать человека, как обидеть, как прогнать и т.д.

Упражнение №8 «Тише, Танечка, не плачь»

Девочка упала, разбила коленку, ей больно. Найди ласковые слова,

чтобы успокоить её. Девочка должна с помощью мимики и жестов

показать боль. Остальные по очереди должны выразить своё сочувствие.

В конце урока ещё раз повторите способы общения (мимика, речь,

жесты). Закрепляется новое понятие «Мимика» и повторяется первый

«Секрет» общения.

Ритуал прощания повторяется в конце каждого урока. С помощью

жестов сделай другу подарок. Преподаватель начинает первым.

Передают цветы, книгу, солнце и т.д. и обязательно выясняют, понял

ли ребёнок, что ему подарили или передали.

Д/3: к следующему уроку в альбоме сделать рисунок «подарок другу».


Занятие №2





внимание


к


Цель: развивать окружающим людям.

Урок начинается с рассмотрения домашних рисунков. Выясняется, что хотел подарить ребёнок и кому, почему именно этому ребёнку.

Повторяется материал предыдущего урока и несколько упражнений по выбору преподавателя.

Второй «Секрет» общения:

«Будь внимателен к тем, кто тебя окружает, и люди будут уважать тебя!

Упражнение №1 «Опиши друга»

Два человека стоят спиной друг к другу и по очереди

описывают прическу, лицо, одежду другого; выясняется, кто оказался точнее при описании друга.

Упражнение 2 «Маленький художник»

Один из участников — «художник». Он задумал нарисовать портрет друга. Он внимательно смотрит, выбирает «натуру», затем поворачивается спиной к ребятам и начинает «рисовать», т. е. дает словесный портрет. Остальные должны определить, кто был его моделью.

Упражнение 3 «Тропинка»

Все встают вокруг и под музыку начинают движение, даётся команда «Копна» — все дети должны соединить руки над головой в центре круга. По команде «Кочка» — дети приседают, положив руки на голову. При команде «Тропинка» — присоединяются по ходу движения, опустив голову и положив руки на плечи впереди стоящего. (Упр. повторяется несколько раз.) Те, кто нарушил правила, садятся на свои места. В конце игры определяются самые внимательные.

Далее преподаватель просит вспомнить, .что видели дети по дороге в школу, что необычного они заметили сегодня.

Упражнение 4 «Белые медведи»

Снежная Королева заморозила мальчика. Чтобы его разморозить, надо попасть в Царство Снежной Королевы. Вход туда стерегут белые медведи.

Они загадывают загадки и пропускают только тех, кто эти загадки отгадал. Выбираются два «белых медведя». Ребята по очереди подходят к ним и слушают загадки. Тот, кто не может отгадать, отправляется в «лес» — в конец комнаты, где разложены ответы на угадки. Это могут быть предметы, игрушки, вырезанные из бумаги фигурки или карточки с написанными отгадками. Преподаватель может взять на себя роль «Снежной Королевы» и помогать белым медведям загадывать загадки. Попавшие в царство «Снежной Королевы» должны «разморозить» мальчика, который сидит на стуле в застывшей позе. Нельзя дотрагиваться до него руками, можно пользоваться только мимикой и жестами. Победил тот, кто «оттаял» замороженного. Тот заулыбался, заморгал, зашевелился. Урок заканчивается ритуалом прощания (подарки, улыбки, добрые слова). Д/з: нарисовать «Что я видел по дороге в школу».

Занятие №3

Цель: развитие умения слушать собеседника, тренировка наблюдательности.

Занятие начинается с рассмотрения и обсуждения домашних

рисунков.

Вспоминаются выученные «СЕКРЕТЫ» общения и делаются

упражнения на их закрепление (по выбору преподавателя или детей).

Упражнение 2 «Прикосновения»

Один из участников садится в центре круга на стул, глаза его закрыты, трое ребят по очереди подходят к нему и дотрагиваются до рук сидящего. Тот должен определить, кто к нему прикоснулся (назвать по имени).

Упражнение 3 «Испорченный телефон»

По кругу передают на ухо друг другу какое-нибудь слово. Последний должен назвать это слово вслух. Выясняется, какое слово начали передавать, где «телефон» испортился.

Упражнение 4 «Слушаем тишину»

Предлагается всем детям закрыть глаза и послушать тишину: Е коридоре, в комнате, на улице. Затем выяснить, кто и что услышал.

Третий «СЕКРЕТ» общения: « Умей внимательно слушать другого, и ты узнаешь много нового!»

Упражнение 5 «Интонация»


Детям предлагается повторить с разной интонацией предложение радостно, зло, задумчиво, с обидой): «Я получил два!»

Упражнение 6 «Сочиняем сказку»

Предлагается всем взять из коробки по одной картинке (вырезки из журналов, сюжетные картинки). Начинаем сочинять сказку. Каждый ребенок должен придумать 1—2 предложения, используя свою картинку. Сказка должна иметь общий сюжет. Затем обсуждение: получилась или нет сказка, почему.

Упражнение 7 «Я садовником родился»

Ребятам раздаются картинки цветов (или каждый из участников может выбрать название цветка). Выбирается садовник.

Садовник:

— Я садовником родился, не на шутку рассердился, все цветы мне надоели, кроме ... (называет цветок). Цветок:—Ой! Садовник:—Что с тобой? Цветок: — Влюблен! Садовник:—В кого? Цветок: — В ... (называет цветок).

Тот, кто забывает название, цветка или ошибочно называет выбывшего из игры, отдает фант. В конце игры выбирается «зеркало», и садовник называет фанты «зеркалу», которое определяет задание каждому игравшему. (Задания должны включать элементы из пройденного материала: выразить с помощью мимики какое-либо чувство, с помощью жестов спросить или изобразить что-либо, отгадать загадку и т. д.)

В конце занятия повторяется третий «СЕКРЕТ» общения.

Ритуал прощания.

Д/з.: рисунок «О чем я мечтаю».


Занятие № 4

Цель: развивать воображение.

Урок начинается с рассмотрения рисунков. Обсуждается, о чем мечтают дети,

есть ли у них общие мечты, что нужно сделать, чтобы мечта сбылась.

Упражнение 1 «Если бы я был волшебником»

Руководитель предлагает каждому ребенку придумать рассказ-миниатюру на заданную тему.

Упражнение 2 «Подарок»

Друг уезжает в далекое путешествие. Он уже сел в поезд. Вам хочется на прощание сделать ему подарок. Но в вагон уже не пускают. Подарок надо преподнести перед окном (с помощью мимики и жестов).

Упражнение 3 «Встреча»

Два друга давно не виделись. Они мечтают о встрече. Дается задание показать, как встретятся два друга после долгой разлуки.

Упражнение 4 «Царевна Несмеяна»

Чтобы развеселить Царевну Несмеяну, надо сказать ей добрые слова о том, какая она хорошая. (Дети по очереди говорят «царевне» о ее хороших качествах.) Эта игра позволяет проследить, как дети узнали друг друга.

Упражнение 5. «Маленький художник»

Преподаватель предлагает вспомнить второй «СЕКРЕТ» общения и повторяет игру «Маленький художник».

Упражнение 6 «Опиши друга»

Упражнение 7 «Сравнения»

Преподаватель предлагает детям сравнить своих друзей и себя с каким-либо цветком, деревом, зверюшкой и т. д. Затем спрашивается, почему выбрано такое сравнение.

Упражнение 8 «Волшебные картинки»

Преподаватель показывает картинки с изображением (или рисует на доске): — шары на веревочке;




— два вложенных друг в друга круга;

— четыре соединенных треугольника.

Каждый из участников должен придумать названия для этих рисунков.

Упражнение 9 «Дорисуй»

Преподаватель раздает каждому ребенку листы с нарисованными фигурами:

— круг;

— прямоугольник;

— треугольник и круг;

— треугольник и прямоугольник.

Предлагается превратить эти фигуры в любые картинки, дорисовав необходимые

детали.

Затем обсуждается, чьи рисунки лучше, кто придумал больше картинок.

Урок заканчивается ритуалом прощания.

Д/з: рисунок «Я и мои друзья в группе».

Занятие № 5

Цель: развитие уважения, вежливого отношения к людям.

Урок начинается с рассмотрения и обсуждения домашних рисунков


Упражнение 1 «Что можно сделать для друга»

Руководитель предлагает детям подумать и сказать, что можно сделать для друга.

— утешить — повторяется упр. «Царевна Несмеяна»:

— сделать подарок — упр. «Подарок»;

— поиграть — упр. игра «Путаница», «Испорченный телефон» и т. д. Далее руководитель предлагает игру в вежливые слова.

Упражнение 2 «Вежливые слова»

Игра проводится в кругу с мячом. Дети бросают друг другу мяч, называя

вежливые слова.

Затем упражнение усложняется. Преподаватель предлагает называть только

слова приветствия (прощания, извинения, благодарности).

В конце упражнения спрашивается о том, какие чувства вызывают вежливые слова.

Упражнение 3 «Розовое слово „привет"»

Руководитель читает рассказ Дж. Родари «Розовое слово „привет"». «Один мальчик растерял все хорошие слова. Остались у него только плохие. Тогда мама



отвела его к доктору. Тот сказал: „Открой рот, высуни язык, посмотри вверх, посмотри на кончик своего носа, надуй щеки". Потом велел мальчику пойти поискать хорошие слова. Сначала мальчик нашел слово „у-у-уф" — тоже нехорошее слово, затем слово „отстань", тоже плохое. Наконец он обнаружил розовое слово „привет". Положил его в карман и отнес домой и после этого научился говорить хорошие слова и стал хорошим, добрым мальчиком.» Дети получают роли: мамы, мальчика, доктора и с помощью мимики, жестов и слов играют эту сцену.

Упражнение 4 «Ссора»

Двое детей стоят спинами друг к другу и притоптывают ногами, руки на поясе или за спиной. Затем помирились! Берутся за руки, улыбаются, обнимаются.

Упражнение 5 «Магазин вежливых слов»

На полках в магазине стояли вежливые слова благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста), приветствия (здравствуйте, добрый день, доброе утро, добрый вечер), извинения (извините, простите, жаль), прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи,. Но вдруг подул ветер и все слова упали и перепутались. Надо их снова расставить по полкам.

Преподаватель заранее пишет слова на карточках. Ребята берут по очереди карточки со словами и расставляют их на полки. *

Четвертый «СЕКРЕТ» общения:

«Будь вежлив, и у тебя будет много друзей!

В конце урока ритуал прощания (ребята говорят друг другу вежливые слова). Д/з: рисунок на тему «Мой хороший поступок».

Занятие № 6

Цель: развитие сочувствия, внимания, взаимоуважения.

Занятие начинается с рассмотрения и обсуждения рисунков. Что значит хороший

поступок?

Упражнение 1 «Хороший поступок»


Руководитель читает рассказ Осеевой

«Просто старушка».

По улице шли мальчик и девочка. А

впереди них шла старушка. Было очень

скользко, старушка поскользнулась и

упала.

— Подержи мои книжки! — крикнул

мальчик, передал девочке свою сумку и

бросился на помощь старушке. Когда он

вернулся, девочка спросила его:

— Это твоя бабушка?

— Нет,— ответил мальчик.

— Мама? — удивилась подруга.

— Нет!

— Ну, тетя, или знакомая?

— Да нет же; нет! — ответил мальчик. — Это просто старушка! Далее руководитель задает вопросы:

— Кто совершил хороший поступок?

—Как мальчик помог старушке?

— Почему он поступил так?

— Как бы поступила девочка, если бы была одна на улице?

— Как бы ты повел себя на месте этих детей?

Руководитель предлагает вспомнить «СЕКРЕТ» общения: «Будь внимателен к

тому, что тебя окружает, и перед тобой откроется целый мир!»

Можно провести несколько упражнений на внимание: «Тропинка», «Маленький

художник», «Опиши друга» и т. д.

Затем предлагается вспомнить вежливые слова (с мячом в кругу) и секрет

«Будь вежлив, и у тебя будет много друзей!»

Повторяется упражнение «В магазине вежливых слов».

Упражнение 2 «Лужа»

Прошел сильный дождь, маленькая девочка осталась одна посредине большой

лужи. Сама она не могла выбраться.

Помоги ей!

(Если ребята затрудняются в выполнении, предлагают перекинуть бревнышко,

маленькие дощечки, подать руку и т. д.)

Урок заканчивается ритуалом прощания (пожелание хорошего настроения).

Занятие № 7



Д/з: «Я и мое настроение» — рисунок.

Цель: развивать умение выражать свое настроение и чувствовать состояние

другого.

Занятие начинается с рассмотрения и обсуждения домашних рисунков. Обсуждается вопрос: «Что значит понимать настроение другого?» Руководитель предлагает рассмотреть фотографии (вырезки из журналов) и определить настроение изображенных на них людей.






Упражнение 1 «Маски»

Упражнение 2 «Интонации»

Упражнение 3 «Цветопись настроения»

Руководитель объясняет, что настроение может соответствовать определенному цвету. Вывешивает заранее приготовленную таблицу «Цветопись настроения», а на занятии объясняет:

— красный цвет — соответствует восторгу;

— оранжевый — выражает радость, веселье;

— желтый — соответствует светлому, приятному настроению;

— зеленый — спокойному состоянию;

— синий — грустному, неуверенному состоянию;

— фиолетовый — тревожному, напряженному состоянию;

— черный — соответствует упадку, унынию;

— белый — страху.

Упражнение 4 «Цветик-многоцветик»

Это упражнение помогает определять эмоциональное состояние детей и

может быть использовано на уроках.

В коробочках лежат вырезанные из цветной бумаги лепестки цветов.

Руководитель предлагает каждому выбрать лепесток в соответствии с его

настроением (или обозначить цветом настроение, с каким ребенок идет в

школу, на урок, приходит домой и т. д.)

Из лепестков на доске или на специальной таблице составляется цветок.

Упражнение 5 «Краски»

Это упражнение проходит в виде ролевой игры. Руководитель раздает роли.

— Покупатель;

— Продавец;

— Все остальные дети — краски, которым предлагается с помощью мимики изобразить заданный или выбранный цвет. Приходит покупатель, стучится. Продавец: «Кто там?»

— Покупатель

— Зачем пришел?

— За краской.

— За какой?

— За ... (называет краску. Покупатель должен постараться по настроению,

которое изображает ребенок, определить заданный цвет). Если покупатель

ошибается, то он становится «краской».

Побеждает тот, кто сумел отгадать больше красок.

Повторяется второй «СЕКРЕТ» общения.

Урок заканчивается ритуалом прощания.


Д/з: рисунок

Занятие № 8



Цель: установление психологического дискомфорта, агрессии, формирование умения учитывать позицию другого. Урок начинается с рассмотрения и обсуждения домашних рисунков.

Упражнение 1 «Так будет справедливее»


Руководитель читает рассказ: «Мама ушла в магазин. Как только за ней закрылась дверь, братья стали баловаться. Они то бегали вокруг стола, то кидались подушками, Вдруг щелкнул замок — это вернулась мама. Старший брат быстро сел на диван, а младший продолжал подбрасывать подушку и разбил люстру. Мама рассердилась и поставила его в угол. Старший брат поднялся с дивана и встал рядом. „Почему ты так поступил?" — спросила мама. „Так будет справедливо", — ответил мальчик.» Далее руководитель задает вопросы детям:

— Почему старший брат ответил так?

— Как ты думаешь, что сделает мама?

— Как бы ты повел себя на месте старшего брата?

Упражнение 2 «Ссора»

Упражнение 3 «Встреча»

Пятый «СЕКРЕТ» общения:

«Умей поставить себя на место другого, и ты сможешь понять его поступки»

Упражнение 4 «Жмурки»

Упражнение 5 «Ключ»

Руководитель зачитывает детям ситуацию и просит изобразить ее с помощью

мимики и жестов.

1. Ребенок потерял ключ от квартиры. Он очень расстроен (выражение горя), но вот ключ нашелся (выражение радости).

2. Ребенок дома один. Ему скучно, грустно (выражение грусти). Но вот мама пришла с работы (выражение радости).

Упражнение 6 «Найди ведущего»

Упражнение проводится в кругу. Выбирают ведущего и наблюдателя. Ведущий показывает движения, остальные участники за ним повторяют. Наблюдатель должен найти ведущего.

Упражнение 7 «На узкой тропинке»

Двое детей идут по «узкой тропинке» навстречу друг другу. (Она может быть нарисована мелом на полу). С одной стороны гора, а с другой — пропасть. Как можно разойтись на этой узкой тропинке? В конце урока повторяется Пятый «СЕКРЕТ» общения.


Ритуал прощания — в словесной форме, высказывая друг другу пожелания. Д/з.: рисунок на тему «Путешествие».

Занятие № 9

Цель: развитие умения задавать вопросы, вежливого обращения, внимания. Урок начинается с рассмотрения домашних рисунков.

Упражнение 1 «Иностранец»

Упражнение 2 «На улице»

Руководитель предлагает детям спросить с помощью вежливых слов, как пройти к:

— зоопарку;

— бассейну;

— метро;

— музею и т. д.

Вспоминают четвертый «СЕКРЕТ» общения.

Упражнение 3 «Интервью»

Руководитель предлагает детям ситуацию «Вы прилетели из далекой страны, где были на экскурсии. В аэропорту вас встречает корреспондент газеты и просит вас ответить на его вопросы».

«Корреспондент» выбирается ребятами или назначается руководителем. 'Он задает каждому из участников вопросы, связанные с путешествием, и выслушивает ответы.

Упражнение 4 «Да и Нет не говорите»

Руководитель предлагает поиграть в игру, где есть специальные условия —


нельзя говорить «Да» и «Нет» и выбирать

черный и белый цвета.

«Вам король прислал пакет, а в пакете 100

монет. Что хотите, то берите, но черный с

белым не берите, „Да" и „Нет" не говорите.»

Далее руководитель задает каждому ребенку

вопросы. Если ребенок нарушает условия — он

платит «фант».

В конце игры выбирается «зеркало», которое

определяет задание для каждого «фанта».

(Задания должны включить элементы из

пройденного материала: выразить с помощью

мимики и жестов что-либо, отгадать загадку и

т.д.)

Вспоминают третий «СЕКРЕТ» общения.

Урок заканчивается ритуалом прощания.

Д/з: нарисовать то, что особенно запомнилось на занятиях.


Занятие № 10

Цель: умение выразить свои чувства, симпатии, взаимопонимание.

Это занятие заключительное. На нем предлагается повторить выученные секреты

общения и наиболее понравившиеся упражнения.

Занятие начинается с рассмотрения домашних рисунков.

В заключение предлагается упражнение «Пожелания».

Ребята по очереди дарят друг другу (или высказывают) свои пожелания.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Проект «Общительные детки»

Автор: Салманова В.В.

Дата: 04.11.2014

Номер свидетельства: 126250


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства