Федеральное государственное бюджетное специальное учебновоспитательное учреждение для детей и подростков с девиантным поведением «Орловское специальное профессиональное училище №1 закрытого типа».
Проект
«Русские святые воины
(на примере святого благоверного князя Александра Невского)»
Руководители:
преподаватель
дополнительного образования
Бадьина Татьяна Викторовна
учитель естественных дисциплин
Ивлева Елена Николаевна
Орлов,
2013
Содержание
І. Общие положения
Русские святые воины. Святой благоверный князь Александр Невский.
Предмет «Основы духовно – нравственной культуры народов России»
Актуальность проекта.
Проблема.
Гипотеза.
Цели и задачи проекта.
Руководители проекта.
Рабочая группа проекта.
II. Этапы проектной деятельности
2.1. Основные содержательные вопросы проекта:
2.2. Методы работы над проектом.
2.3. Ожидаемые результаты проекта.
III. Сроки реализации проекта
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5I. Общие положения.
Наименование: федеральное государственное бюджетное специальное учебно - воспитательное учреждение для детей и подростков с девиантным поведением «Орловское специальное профессиональное училище №1 закрытого типа».
Юридический адрес:612270, Кировская область, г. Орлов, ул. Большевиков, д. 4
Фактический адрес:612270, Кировская область, г. Орлов, ул. Большевиков, д. 4
Телефон: факс (83365) 2-10-91,факс 2-20-30
Адрес электронной почты: spetzpu1@yandex.ru
Сайт: www.spetzorlov.ru
Директор: Хохлова Татьяна Вениаминовна
2. Предмет «Основы духовно – нравственной культуры народов России». Внеурочное занятие. Русские святые воины. Святой благоверный князь Александр Невский.
3. Актуальность проекта.
Современная Россия – невиданный в мире образец воссоздания религиозной жизни за столь короткий период времени. На глазах одного поколения положение религии изменилось кардинальным образом. Возродилось и возникло множество конфессиональных организаций, идет восстановление храмов, наблюдается интерес к религии прежде равнодушных к ней людей.
Наша Родина – многонациональная страна. В ней исторически существует множество культур, каждая из которых имеет свою религиозную основу. Возросла угроза того, что возникают межнациональные конфликты, столкновения на религиозной основе. И это опасно для страны и ее граждан. Россия – это не только вера в Бога или высшие силы. Они всегда играли и продолжают играть стержневую роль, определяя своеобразное лицо цивилизаций, стран, народа. Не обладая знаниями о религиях, наши ученики не разберутся в сути политических процессов, в современных конфликтах, войнах, определяющих движение истории, историческую судьбу различных человеческих сообществ. Без этих знаний наши ученики не смогут выработать адекватное отношение к особенности характера тех или иных этносов.
Все искусство Древней Руси носит религиозный характер. Древнерусское искусство, не зная основ православия, просто невозможно понять и оценить. Религиозные образы пронизывают творчество художников, музыкантов и писателей всех стран и эпох, придают ему глубину и смысл. Много произведений создано на библейские сюжеты, а чтобы их понять, необходимо обладать хотя бы элементарными знаниями о содержании Библии.
Владение хотя бы минимумом информации о религиозном наследии человечества поможет воспитанникам понять явления мировой художественной культуры. Не зная культуру и попав в музей или галерею, ребята не будут чувствовать себя уверенно, не поймут смысл того, что они видят.
Наши подростки, взрослея, сталкиваются в жизни со злом и несправедливостью в окружающем мире. Все это требует осознания и объяснения. Молодым людям свойственно искать ответы на вечные вопросы: что есть я, в чем смысл моей жизни, как возник и устроен мир. Каждая религия по-своему отвечает на них. Следовательно, изучение религий может стать одним из путей приобщения к самым сокровенным тайнам жизни. Важнейшие проблемы человеческой нравственности были впервые поставлены именно в рамках религиозных учений. Изучение этих воззрений полезно, поучительно и интересно.
И на уроках по православию, изучая тему «Защитники земли русской», особое внимание ребят было сосредоточено на образе князя Александра Невского. Учащиеся заинтересовались его жизнью, его ратными подвигами и умению противостоять врагу.
Александр Невский воевал, бил врагов, хотя по заповеди Христа «любите врагов ваших». Как это понимать, ведь если бы предки врагам не сопротивлялись, «врагов любили», то и землю бы нашу не сохранили, мы бы тут сегодня не жили. Получается, что Александр Невский нарушил заповеди Христа, все рыцари ушли под лед. Почему же князь стал святым? Отсюда возник вопрос: «За что он был причислен к лику святых?»
4. Проблема: Кто такие святые? И почему Александра Невского причислили к лику святых.
5. Гипотеза: Невскому приписывают изречение «Не в силе Бог, а в правде» эти слова можно считать девизом его жизни. К лику Святых его причислили за благочестивую жизнь, исповедание веры до смерти, усердие в защите и распространении веры.
6. Цели и задачи проекта.
Цель: Исследование жизни и деятельности князя А. Невского, его заслуг перед Отечеством и причисления его к лику святых.
Задачи:
Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
способствовать привитию интереса к истории Отечества, его традициям;
способствовать воспитанию чувства патриотизма и гордости за свою Родину и свой народ.
Руководители:
Бадьина Татьяна Викторовна - преподаватель дополнительного образования.
Ивлева Елена Николаевна - учитель естественных дисциплин.
Рабочая группа проекта:
Учащиеся:
Головин Алексей
Зубов Илья
Коршунов Максим
Леушин Егор
Овчинников Сергей
Третьяков Олег
II. Этапы реализации проекта:
I этап – подготовительный (01.02.2013 – 01.03.2013):
Выбор темы проекта.
Создание группы для проектной деятельности и краткая формулировка задач. Составление плана работы над проектом.
Подбор и изучение литературы по теме проекта и проработка лучшей идеи. Просмотр художественного фильма «Александр Невский» и видеофильма «Ратные подвиги Александра Невского». Посещение храмов города Орлова и села Великорецкое
II этап – практический. (01.04. 2013 -01.06. 2013)
Поиск и сбор информации, исследовательская деятельность, изучение специальной литературы, использование интернет - ресурсов. Посещение центральной библиотеки города Орлова и краеведческого музея.
III этап - заключительный (01.06. 2013 -30.09. 2013)
Оформление документов, презентация полученных результатов, создание электронной презентации, защита проекта, заметки в общеучилищную газету. Подведение итогов. Определение перспективы на будущее.
2.1.Основные содержательные вопросы проекта:
- жизненный путь князя Александра Невского;
- Невская битва и Ледовое побоище;
- отношение с Ордой, выбор князя Александра. Сохранение Руси и православной веры.
- князь Александр Невский в памяти потомков: (канонизация; Александро-Невская Лавра; Ордена Александра Невского)
Последнее награждение орденом;
Связь поколений.
2.2. Методы работы над проектом:
Объяснительно-иллюстративный
Проблемное изложение материала
Эвристический
Исследовательский
Метод устного изложения
2.3. Ожидаемые результаты проекта.
Почитание Александра Невского как святого началось задолго до того, как он был канонизирован Русской православной церковью в 1547 г. Там, где люди истово просили у него чуда, оно непременно случалось. Святой вставал из гробницы и ободрял соотечественников, например, накануне Куликовской битвы в 1380 г.
Благоверный князь Александр Невский признан великим защитником православия от татар и северных католиков. В условиях страшных испытаний, обрушившихся на русские земли, Александр Невский сумел найти силы для противостояния западным завоевателям, снискав славу великого русского полководца, а также заложил основы взаимоотношений с Золотой Ордой. За подвиг терпения и выдержки в 1549 году Александр Невский был причислен к лику святых, в честь его в 1710 году в Санкт-Петербурге основана Александро-Невская лавра, в 1724 году Петр I повелел перевезти туда останки князя.
Результами работы являются положительная динамика возрастания уровня духовности, нравственности, гражданственности и патриотизма у обучающихся, повышается качество знаний духовной, нравственной культуры и объем знаний об отечественной культуре и истории. А также прослеживаются позитивные сдвиги в поведении обучающихся, в том числе осознание своих поступков, развитие самооценки. В ходе обучения учащиеся приобретают устойчивые представления о морально-этических нормах поведения, учатся относить свои поступки к хорошим или плохим, усваивают оценки поступков, которые дают взрослые или сверстники, и сами начинают правильно оценивать их и правильно поступать. Подростки переживают, совершив тот или иной проступок, помнят о нем и стремятся быть лучше.
При работе над проектом значительно повысилась мотивация к получению новой информации, мощным средством повышения эффективности обучения для наших подростков является компьютер. Компьютер значительно расширяет возможности предъявления учебной информации. Кроме того, при работе с компьютером устраняется отрицательное отношение к получению новых знаний. Работая на компьютере, ребята получили возможность довести решение задачи до конца, опираясь на необходимую помощь.
И конечным итогом проекта является презентация выполненная учащимися: «Русские святые воины (на примере святого благоверного князя Александра Невского)»
II. Этапы проектной деятельности
План Выступления | Мероприятия | Ожидаемые результаты | Ответственный | Партнеры | Необходимые ресурсы |
1 этап – Подготовительный (Февраль – март 2013г.) |
1.Определение темы проекта, подбор рабочей группы, разработка плана проекта. |
2. Жизненный путь князя Александра Невского | 1.Подбор художествен ной литературы в библиотеке спец. ПУ, Центральной районной библиотеке. | 1.Умение составлять план выступления, выделять главную мысль. 2.Составление слайдов. | Леушин Егор | Руководитель кружка: Бадьина Т. В. Библиотекарь: Новикова Л. А. Учитель: Ивлева Е. Н. | Художественная литература, энциклопедии, компьютер, интернет. |
3. Роль князя Александра в Невской битве и Ледовом побоище. | 1.Просмотр художественного фильма «Александр Невский» и видео фильма «Ратные подвиги Александра Невского» 2.Уроки «Основы православной культуры» 3.Посещение библиотеки. 4.Посещение храма в г. Орлове. 5.Встреча с участниками боевых действий в Афганистане и Чечне. | 1.Написание части проекта. 2.Умение пользоваться компьютером. 3.Составление презентации. 4.Заметка в газету. | Коршунов Максим | Руководитель кружка: Бадьина Т. В. Учитель: Ивлева Е. Н. Библиотекарь: Новикова Л. А. Учащиеся. | Интернет, компьютер, видео фильм, энциклопедии. |
4. Показать роль князя Александра Невского, как защитника Родины в период монголо – татарского ига. | 1.Просмотр художественного фильма «Александр Невский» 2.Уроки «Основы православной культуры» 4.Посещение храма в г. Орлове. 5.Встреча с ветеранами ВОВ. | 1.Составление плана и написание части проекта 2.Составление презентации. 3.Выступление на уроке истории. 4.Рисунки. | Зубов Илья | Учитель: Ивлева Е. Н. Служитель церкви: отец Николай. Ветераны войны. Учащиеся. | Компьютер, видео фильм, энциклопедии, художественная литература. |
5. Основания для причисления Александра Невского к лику святых | 1.Посещение храма в г. Орлове. 2.Беседа о свещенномученике Михаиле Тихоницком и причислении его к лику святых (г. Орлов). 3.Поездка в село Великорецкое | 1.Узнали за что причисляются к лику святых. 2.Выполнание части проекта. 3.Фотографии в храме. | Овчинников Сергей | Учитель: Ивлева Е. Н. Отец Николай. Воспитанники. | Компьютер, Фотоаппарат, Интернет ресурсы, художественная литература. |
6. Связь между подвигами Александра Невского и участниками ВОВ. | 1.Встреча с ветеранами ВОВ и воинами интернационалистами. 2.Посещение музея г. Орлова (зал боевой славы). 3.Уроки по православию. | 1.Многое узнал о войне, орденах и медалях. 2.Изготовление сувениров ветеранам. 3.Заметка в газету. | Головин Алексей | Руководитель кружка: Бадьина Т. В. Учитель: Ивлева Е. Н. Библиотекарь: Новикова Л. А. Воспитатель. Учащиеся. | Музей г. Орлова, компьютер, фотоаппарат, художественная литература, интернет ресурсы |
План – график мероприятий.
Мероприятия | Дата | Результат | Форма регистрации |
2 этап – Практический (Март – Июнь 2013) |
1.Запуск проекта | Март | Разработка темы | Протокол заседания кружка |
2.Выработка первоначальных идей. | Март - апрель | Выбор лучшей идеи | Протокол заседания кружка |
3.Работа в библиотеке, в кружке, в отделении, на компьютерах. | Еженедельно | Подбор и чтение литературы, обсуждение темы. | Записи в тетрадь, нахождение слайдов, фотографии |
4.Просмотр художественного фильма «Александр Невский», видеофильма «Ратные подвиги Александра Невского». | Апрель | Обсуждение фильма | Заметка в газету училища «Во весь голос» |
5.Экскурсия в краеведческий музей г. Орлова (зал боевой славы). | Май | Знакомство с героями ВОВ, их наградами. | Фотографии к проекту. |
6.Экскурсия в библиотеку г. Орлова. Беседа «Шестая рота». | Май | Встреча с родителями участника сражения, погибшего в этом бою Сокованова Василия | Фотографии, выступление в других отделениях. |
7.Встреча с ветеранами ВОВ. | Май | Вручили сувениры ветеранам, подготовили концерт – поздравление | Подарки ветеранам. |
8.Посещение храма г. Орлова и поездка в село Великорецкое. | Апрель - май | Общение с настоятелем храма, знакомство с иконами и с правилами поведения в храме. | Фотографии, записи в тетрадях, Заметка в газету училища «Во весь голос». |
9.Посещение и уборка братских могил в г. Орлове. | Май | Воспитание нравственности. Память о погибших. | Фотографии. |
10.Изучение литературы по выбранной теме, оформление своих выступлений. | Май - июнь | Подбор основного материала. | Работа с компьютером. |
11.Защита проекта. Составление презентации. | Май - июнь | Защита проекта на уроке, в отделении. | Составление презентации. |
12.Использование проекта в рамках малого лектория для учащихся начальных классов образовательных учреждений г. Орлова Кировской области. | Сентябрь | Заключение договора с Краеведческим музеем г. Орлова о презентации проекта. | Подпись договора |
IV. Сроки реализации проекта
Срок реализации проекта – Февраль – Сентябрь 2013г.
При работе над проектом итогом является наша презентация и защита проекта. Мы нашли ответы на поставленные вопросы.
Головин Алексей: «Я узнал, как трудно быть князем, к этому нужно долго готовиться, много знать. Князь Александр Невский был смелым, всегда защищал свой народ. За заслуги перед Родиной и народом он был причислен к лику святых. Я посетил интересные места города Орлова. Я научился работать на компьютере».
Коршунов Максим: «Князь Александр Невский проявил себя, как опытный полководец, хотя был очень молод, ему было всего 20 лет, а в моем возрасте он уже принял княжение. Он защищал свое княжество, был умным, мудрым князем. Я очень многое узнал и понял для себя. Научился собирать информацию в интернете и подбирать материал для презентации».
Леушин Егор: «Работать над проектом было интересно, так как я многое узнал для себя. Узнал, как жили раньше, чем занимались, насколько трудно управлять княжеством. Для этого нужно быть смелым, умным и честным, обладать умением быть преданным своему народу. А еще я узнал, за какие заслуги причисляли к лику святых. Приобрел навыки работы на компьютере, а также работы с интернетом».
Овчинников Сергей: «Работать было интересно, мы общались, спорили, делились мнениями. Научились выступать перед своими сверстниками. Узнали историю своей Родины. Оказывается, очень трудно быть ответственным за кого – то, для этого надо иметь твердый характер, умение принимать решения. Я узнал, кого и за что причисляют к лику святых. Это люди, которые твердо верят в Бога, правильно ведут себя в жизни. А еще было интересно работать в Интернете и делать презентацию».
Эта работа сплотила учащихся и взрослых. Мы учились общению и пониманию друг друга. Шире развился кругозор ребят, они учились отстаивать свою точку зрения, учились работать в коллективе, заниматься в библиотеке с литературой и подбирать материал для презентации. Подростки глубже узнали историю своей Родины и познакомились с историей города Орлова. Узнали о героях, защитниках нашей Родины. Пример этому - князь Александр Ярославович Невский. Он побеждал врагов превосходством нравственной силы над физической. Его пример зовет к бодрости, ясности, простоте духа, к неустанной твердости, непоколебимой вере. Внутренний мир святого Александра проходит через все его житие от самого рождения до кончины.
Работа учащихся над проектом способствовала как успешному приобретению знаний, умений и навыков, так и их дальнейшего практического применения, а именно при работе с ИКТ.
Данная деятельность направлена на изменение мотивации подростков с девиантным поведением, развитие творческой личности, ведущей к высказыванию и развитию их способностей и интересов, и проведению личного времени со значимыми для подростка людьми.
Список литературы
Детская энциклопедия№1 2009 Александр Невский Познавательный журнал для девочек и мальчиков.
Соколов Александр Святой витязь земли русской. Святость жизни благоверного великого князя Александра Ярославича Невского / А. Сoколов.-Н. Н. Новгород, 2008.
Энциклопедия для детей Аванта Искусство. Cтатья Новгородская архитектура XI-XV столетия Дмитрий Михайлович с. 270-276, 281.
Энциклопедия для детей Аванта История войн. Статья Войны Великого Литовского и Русского княжеств с Золотой ордой. Татьяна Черникова с. 158-161.
Энциклопедия История России. Русские иконописцы.
Энциклопедия История России. Золотое кольцо. Переславль- Залесский. Н.А. Орлова, С. 80
http://Wikipedia.ru.
http://ponimai
http://slovari
http://video.yandex.ru