kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проект "Русские святые воины " (на примере святого благоверного князя Александра Невского)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеурочное мероприятие по нравственному воспитанию-проект "Русские святые воины" ( на примере святого благоверного князя Александра Невского) имеет целью исследование жизни и деятельности князя А.Невского, его заслуг перед Отечеством и причисления  к лику святых. Учащиеся, реализуя данный проект, расширяют знания о А.Невском и его заслугах. Проект способствует развитию мыслительной деятельности, привитию интереса  к истории Отечества, его традициям, способствует воспитанию чувства патриотизма.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«проект 2 А.Н.Office Word (2)»

Федеральное государственное бюджетное специальное учебновоспитательное учреждение для детей и подростков с девиантным поведением «Орловское специальное профессиональное училище №1 закрытого типа».






Проект

«Русские святые воины

(на примере святого благоверного князя Александра Невского)»



Руководители:

преподаватель

дополнительного образования

Бадьина Татьяна Викторовна

учитель естественных дисциплин

Ивлева Елена Николаевна











Орлов,

2013

Содержание

І. Общие положения

  1. Русские святые воины. Святой благоверный князь Александр Невский.

  2. Предмет «Основы духовно – нравственной культуры народов России»

  3. Актуальность проекта.

  4. Проблема.

  5. Гипотеза.

  6. Цели и задачи проекта.

  7. Руководители проекта.

  8. Рабочая группа проекта.

II. Этапы проектной деятельности

2.1. Основные содержательные вопросы проекта:

2.2. Методы работы над проектом.

2.3. Ожидаемые результаты проекта.

III. Сроки реализации проекта

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5I. Общие положения.

Наименование: федеральное государственное бюджетное специальное учебно - воспитательное учреждение для детей и подростков с девиантным поведением «Орловское специальное профессиональное училище №1 закрытого типа».

Юридический адрес:612270, Кировская область, г. Орлов, ул. Большевиков, д. 4

Фактический адрес:612270, Кировская область, г. Орлов, ул. Большевиков, д. 4

Телефон: факс (83365) 2-10-91,факс 2-20-30

Адрес электронной почты: spetzpu1@yandex.ru

Сайт: www.spetzorlov.ru

Директор: Хохлова Татьяна Вениаминовна

2. Предмет «Основы духовно – нравственной культуры народов России». Внеурочное занятие. Русские святые воины. Святой благоверный князь Александр Невский.

3. Актуальность проекта.

Современная Россия – невиданный в мире образец воссоздания религиозной жизни за столь короткий период времени. На глазах одного поколения положение религии изменилось кардинальным образом. Возродилось и возникло множество конфессиональных организаций, идет восстановление храмов, наблюдается интерес к религии прежде равнодушных к ней людей.

Наша Родина – многонациональная страна. В ней исторически существует множество культур, каждая из которых имеет свою религиозную основу. Возросла угроза того, что возникают межнациональные конфликты, столкновения на религиозной основе. И это опасно для страны и ее граждан. Россия – это не только вера в Бога или высшие силы. Они всегда играли и продолжают играть стержневую роль, определяя своеобразное лицо цивилизаций, стран, народа. Не обладая знаниями о религиях, наши ученики не разберутся в сути политических процессов, в современных конфликтах, войнах, определяющих движение истории, историческую судьбу различных человеческих сообществ. Без этих знаний наши ученики не смогут выработать адекватное отношение к особенности характера тех или иных этносов.

Все искусство Древней Руси носит религиозный характер. Древнерусское искусство, не зная основ православия, просто невозможно понять и оценить. Религиозные образы пронизывают творчество художников, музыкантов и писателей всех стран и эпох, придают ему глубину и смысл. Много произведений создано на библейские сюжеты, а чтобы их понять, необходимо обладать хотя бы элементарными знаниями о содержании Библии.

Владение хотя бы минимумом информации о религиозном наследии человечества поможет воспитанникам понять явления мировой художественной культуры. Не зная культуру и попав в музей или галерею, ребята не будут чувствовать себя уверенно, не поймут смысл того, что они видят.

Наши подростки, взрослея, сталкиваются в жизни со злом и несправедливостью в окружающем мире. Все это требует осознания и объяснения. Молодым людям свойственно искать ответы на вечные вопросы: что есть я, в чем смысл моей жизни, как возник и устроен мир. Каждая религия по-своему отвечает на них. Следовательно, изучение религий может стать одним из путей приобщения к самым сокровенным тайнам жизни. Важнейшие проблемы человеческой нравственности были впервые поставлены именно в рамках религиозных учений. Изучение этих воззрений полезно, поучительно и интересно.

И на уроках по православию, изучая тему «Защитники земли русской», особое внимание ребят было сосредоточено на образе князя Александра Невского. Учащиеся заинтересовались его жизнью, его ратными подвигами и умению противостоять врагу.

Александр Невский воевал, бил врагов, хотя по заповеди Христа «любите врагов ваших». Как это понимать, ведь если бы предки врагам не сопротивлялись, «врагов любили», то и землю бы нашу не сохранили, мы бы тут сегодня не жили. Получается, что Александр Невский нарушил заповеди Христа, все рыцари ушли под лед. Почему же князь стал святым? Отсюда возник вопрос: «За что он был причислен к лику святых?»

4. Проблема: Кто такие святые? И почему Александра Невского причислили к лику святых.

5. Гипотеза: Невскому приписывают изречение «Не в силе Бог, а в правде» эти слова можно считать девизом его жизни. К лику Святых его причислили за благочестивую жизнь, исповедание веры до смерти, усердие в защите и распространении веры.

6. Цели и задачи проекта.

Цель: Исследование жизни и деятельности князя А. Невского, его заслуг перед Отечеством и причисления его к лику святых.

Задачи:

Образовательные:

  • расширить знания я о русском князе А.Невском и его заслугах перед Отечеством;

  • установить причины причисления великого князя Руси А. Невского к лику святых.

Развивающие:

  • Способствовать развитию мыслительной деятельности через установление причинно - следственных связей в ходе работы над проектом.

Воспитательные:

  • способствовать привитию интереса к истории Отечества, его традициям;

  • способствовать воспитанию чувства патриотизма и гордости за свою Родину и свой народ.

  1. Руководители:

Бадьина Татьяна Викторовна - преподаватель дополнительного образования.

Ивлева Елена Николаевна - учитель естественных дисциплин.

  1. Рабочая группа проекта:

Учащиеся:

  1. Головин Алексей

  2. Зубов Илья

  3. Коршунов Максим

  4. Леушин Егор

  5. Овчинников Сергей

  6. Третьяков Олег

II. Этапы реализации проекта:

I этап – подготовительный (01.02.2013 – 01.03.2013):

Выбор темы проекта.

Создание группы для проектной деятельности и краткая формулировка задач. Составление плана работы над проектом.

Подбор и изучение литературы по теме проекта и проработка лучшей идеи. Просмотр художественного фильма «Александр Невский» и видеофильма «Ратные подвиги Александра Невского». Посещение храмов города Орлова и села Великорецкое

II этап – практический. (01.04. 2013 -01.06. 2013)

Поиск и сбор информации, исследовательская деятельность, изучение специальной литературы, использование интернет - ресурсов. Посещение центральной библиотеки города Орлова и краеведческого музея.

III этап - заключительный (01.06. 2013 -30.09. 2013)

Оформление документов, презентация полученных результатов, создание электронной презентации, защита проекта, заметки в общеучилищную газету. Подведение итогов. Определение перспективы на будущее.



2.1.Основные содержательные вопросы проекта:

- жизненный путь князя Александра Невского;

- Невская битва и Ледовое побоище;

- отношение с Ордой, выбор князя Александра. Сохранение Руси и православной веры.

- князь Александр Невский в памяти потомков: (канонизация; Александро-Невская Лавра; Ордена Александра Невского)

Последнее награждение орденом;

Связь поколений.

2.2. Методы работы над проектом:

Объяснительно-иллюстративный

Проблемное изложение материала

Эвристический

Исследовательский

Метод устного изложения

2.3. Ожидаемые результаты проекта.

Почитание Александра Невского как святого началось задолго до того, как он был канонизирован Русской православной церковью в 1547 г. Там, где люди истово просили у него чуда, оно непременно случалось. Святой вставал из гробницы и ободрял соотечественников, например, накануне Куликовской битвы в 1380 г.

Благоверный князь Александр Невский признан великим защитником православия от татар и северных католиков. В условиях страшных испытаний, обрушившихся на русские земли, Александр Невский сумел найти силы для противостояния западным завоевателям, снискав славу великого русского полководца, а также заложил основы взаимоотношений с Золотой Ордой. За подвиг терпения и выдержки в 1549 году Александр Невский был причислен к лику святых, в честь его в 1710 году в Санкт-Петербурге основана Александро-Невская лавра, в 1724 году Петр I повелел перевезти туда останки князя.

Результами работы являются положительная динамика возрастания уровня духовности, нравственности, гражданственности и патриотизма у обучающихся, повышается качество знаний духовной, нравственной культуры и объем знаний об отечественной культуре и истории. А также прослеживаются позитивные сдвиги в поведении обучающихся, в том числе осознание своих поступков, развитие самооценки. В ходе обучения учащиеся приобретают устойчивые представления о морально-этических нормах поведения, учатся относить свои поступки к хорошим или плохим, усваивают оценки поступков, которые дают взрослые или сверстники, и сами начинают правильно оценивать их и правильно поступать. Подростки переживают, совершив тот или иной проступок, помнят о нем и стремятся быть лучше.

При работе над проектом значительно повысилась мотивация к получению новой информации, мощным средством повышения эффективности обучения для наших подростков является компьютер. Компьютер значительно расширяет возможности предъявления учебной информации. Кроме того, при работе с компьютером устраняется отрицательное отношение к получению новых знаний. Работая на компьютере, ребята получили возможность довести решение задачи до конца, опираясь на необходимую помощь.

И конечным итогом проекта является презентация выполненная учащимися: «Русские святые воины (на примере святого благоверного князя Александра Невского)»



II. Этапы проектной деятельности

План

Выступления

Мероприятия

Ожидаемые

результаты

Ответственный

Партнеры

Необходимые ресурсы

1 этап – Подготовительный (Февраль – март 2013г.)

1.Определение темы проекта, подбор рабочей группы, разработка плана проекта.

2. Жизненный путь князя Александра Невского

1.Подбор художествен

ной литературы в библиотеке спец. ПУ, Центральной районной библиотеке.

1.Умение составлять план выступления, выделять главную мысль.

2.Составление слайдов.

Леушин Егор

Руководитель кружка: Бадьина Т. В.

Библиотекарь: Новикова Л. А.

Учитель: Ивлева Е. Н.

Художественная литература, энциклопедии, компьютер, интернет.

3. Роль князя Александра в Невской битве и Ледовом побоище.

1.Просмотр художественного фильма «Александр Невский» и видео фильма «Ратные подвиги Александра Невского»

2.Уроки «Основы православной культуры»

3.Посещение библиотеки.

4.Посещение храма в г. Орлове.

5.Встреча с участниками боевых действий в Афганистане и Чечне.

1.Написание части проекта.

2.Умение пользоваться компьютером.

3.Составление презентации.

4.Заметка в газету.

Коршунов Максим

Руководитель кружка: Бадьина Т. В.

Учитель: Ивлева Е. Н.

Библиотекарь: Новикова Л. А.

Учащиеся.


Интернет, компьютер, видео фильм, энциклопедии.

4. Показать роль князя Александра Невского, как защитника Родины в период монголо – татарского ига.

1.Просмотр художественного фильма «Александр Невский»

2.Уроки «Основы православной культуры»

4.Посещение храма в г. Орлове.

5.Встреча с ветеранами ВОВ.

1.Составление плана и написание части проекта

2.Составление презентации.

3.Выступление на уроке истории.

4.Рисунки.

Зубов Илья

Учитель: Ивлева Е. Н.

Служитель церкви: отец Николай.

Ветераны войны.

Учащиеся.

Компьютер, видео фильм, энциклопедии, художественная литература.

5. Основания для причисления Александра Невского к лику святых

1.Посещение храма в г. Орлове.

2.Беседа о свещенномученике Михаиле Тихоницком и причислении его к лику святых

(г. Орлов).

3.Поездка в село Великорецкое

1.Узнали за что причисляются к лику святых.

2.Выполнание части проекта.

3.Фотографии в храме.

Овчинников Сергей

Учитель: Ивлева Е. Н.

Отец Николай.

Воспитанники.

Компьютер,

Фотоаппарат,

Интернет ресурсы, художественная литература.

6. Связь между подвигами Александра Невского и участниками ВОВ.

1.Встреча с ветеранами ВОВ и воинами интернационалистами.

2.Посещение музея

г. Орлова (зал боевой славы).

3.Уроки по православию.

1.Многое узнал о войне, орденах и медалях.

2.Изготовление сувениров ветеранам.

3.Заметка в газету.

Головин Алексей

Руководитель кружка: Бадьина Т. В.

Учитель: Ивлева Е. Н.

Библиотекарь: Новикова Л. А.

Воспитатель.

Учащиеся.

Музей г. Орлова, компьютер, фотоаппарат, художественная литература, интернет ресурсы








План – график мероприятий.

Мероприятия

Дата

Результат

Форма регистрации

2 этап – Практический (Март – Июнь 2013)

1.Запуск проекта

Март

Разработка темы

Протокол заседания кружка

2.Выработка первоначальных идей.

Март - апрель

Выбор лучшей идеи

Протокол заседания кружка

3.Работа в библиотеке, в кружке, в отделении, на компьютерах.

Еженедельно

Подбор и чтение литературы, обсуждение темы.

Записи в тетрадь, нахождение слайдов, фотографии

4.Просмотр художественного фильма «Александр Невский», видеофильма «Ратные подвиги Александра Невского».

Апрель

Обсуждение фильма

Заметка в газету училища «Во весь голос»

5.Экскурсия в краеведческий музей г. Орлова (зал боевой славы).

Май

Знакомство с героями ВОВ, их наградами.

Фотографии к проекту.

6.Экскурсия в библиотеку г. Орлова. Беседа «Шестая рота».


Май


Встреча с родителями участника сражения, погибшего в этом бою Сокованова Василия

Фотографии, выступление в других отделениях.


7.Встреча с ветеранами ВОВ.


Май

Вручили сувениры ветеранам, подготовили концерт – поздравление

Подарки ветеранам.


8.Посещение храма г. Орлова и поездка в село Великорецкое.

Апрель - май


Общение с настоятелем храма, знакомство с иконами и с правилами поведения в храме.

Фотографии, записи в тетрадях, Заметка в газету училища «Во весь голос».

9.Посещение и уборка братских могил в г. Орлове.

Май

Воспитание нравственности. Память о погибших.

Фотографии.

10.Изучение литературы по выбранной теме, оформление своих выступлений.

Май - июнь


Подбор основного материала.


Работа с компьютером.


11.Защита проекта. Составление презентации.

Май - июнь

Защита проекта на уроке, в отделении.

Составление презентации.

12.Использование проекта в рамках малого лектория для учащихся начальных классов образовательных учреждений г. Орлова Кировской области.

Сентябрь


Заключение договора с Краеведческим музеем г. Орлова о презентации проекта.

Подпись договора


IV. Сроки реализации проекта

Срок реализации проекта – Февраль – Сентябрь 2013г.

При работе над проектом итогом является наша презентация и защита проекта. Мы нашли ответы на поставленные вопросы.

Головин Алексей: «Я узнал, как трудно быть князем, к этому нужно долго готовиться, много знать. Князь Александр Невский был смелым, всегда защищал свой народ. За заслуги перед Родиной и народом он был причислен к лику святых. Я посетил интересные места города Орлова. Я научился работать на компьютере».

Коршунов Максим: «Князь Александр Невский проявил себя, как опытный полководец, хотя был очень молод, ему было всего 20 лет, а в моем возрасте он уже принял княжение. Он защищал свое княжество, был умным, мудрым князем. Я очень многое узнал и понял для себя. Научился собирать информацию в интернете и подбирать материал для презентации».

Леушин Егор: «Работать над проектом было интересно, так как я многое узнал для себя. Узнал, как жили раньше, чем занимались, насколько трудно управлять княжеством. Для этого нужно быть смелым, умным и честным, обладать умением быть преданным своему народу. А еще я узнал, за какие заслуги причисляли к лику святых. Приобрел навыки работы на компьютере, а также работы с интернетом».

Овчинников Сергей: «Работать было интересно, мы общались, спорили, делились мнениями. Научились выступать перед своими сверстниками. Узнали историю своей Родины. Оказывается, очень трудно быть ответственным за кого – то, для этого надо иметь твердый характер, умение принимать решения. Я узнал, кого и за что причисляют к лику святых. Это люди, которые твердо верят в Бога, правильно ведут себя в жизни. А еще было интересно работать в Интернете и делать презентацию».

Эта работа сплотила учащихся и взрослых. Мы учились общению и пониманию друг друга. Шире развился кругозор ребят, они учились отстаивать свою точку зрения, учились работать в коллективе, заниматься в библиотеке с литературой и подбирать материал для презентации. Подростки глубже узнали историю своей Родины и познакомились с историей города Орлова. Узнали о героях, защитниках нашей Родины. Пример этому - князь Александр Ярославович Невский. Он побеждал врагов превосходством нравственной силы над физической. Его пример зовет к бодрости, ясности, простоте духа, к неустанной твердости, непоколебимой вере. Внутренний мир святого Александра проходит через все его житие от самого рождения до кончины.

Работа учащихся над проектом способствовала как успешному приобретению знаний, умений и навыков, так и их дальнейшего практического применения, а именно при работе с ИКТ.

Данная деятельность направлена на изменение мотивации подростков с девиантным поведением, развитие творческой личности, ведущей к высказыванию и развитию их способностей и интересов, и проведению личного времени со значимыми для подростка людьми.

Список литературы

  1. Детская энциклопедия№1 2009 Александр Невский Познавательный журнал для девочек и мальчиков.

  2. Соколов Александр Святой витязь земли русской. Святость жизни благоверного великого князя Александра Ярославича Невского / А. Сoколов.-Н. Н. Новгород, 2008.

  3. Энциклопедия для детей Аванта Искусство. Cтатья Новгородская архитектура XI-XV столетия Дмитрий Михайлович с. 270-276, 281.

  4. Энциклопедия для детей Аванта История войн. Статья Войны Великого Литовского и Русского княжеств с Золотой ордой. Татьяна Черникова с. 158-161.

  5. Энциклопедия История России. Русские иконописцы.

  6. Энциклопедия История России. Золотое кольцо. Переславль- Залесский. Н.А. Орлова, С. 80

  7. http://Wikipedia.ru.

  8. http://ponimai

  9. http://slovari

  10. http://video.yandex.ru



Просмотр содержимого презентации
«Приложения 1-4»

Музей Боевой Славы Отбор литературы Участники военных действий в Афганистане и Чечне Герои Советского Союза Приложение 1

Музей Боевой Славы

Отбор литературы

Участники военных действий в Афганистане и Чечне

Герои Советского Союза

Приложение 1

Мы за работой приложение 2

Мы за работой

приложение 2

Воспитание  духовной  нравственности Г.Орлов церковь Рождества Пресвятой Богородицы Встреча с отцом Николаем Встреча с Богом Посещение Храма с.Великорецкое приложение 3

Воспитание духовной нравственности

Г.Орлов

церковь Рождества Пресвятой Богородицы

Встреча с отцом Николаем

Встреча с Богом

Посещение Храма с.Великорецкое

приложение 3

Возвращение к духовной  культуре Один из поломников крестного хода Святой царь мученик Николай Расстрелянный священник Михаил Тихоницкий 1918 Крестный ход посвященный династии Романовых июнь 2013 г. Орлов Приложение 4

Возвращение к духовной культуре

Один из поломников крестного хода

Святой царь мученик Николай

Расстрелянный священник Михаил Тихоницкий 1918

Крестный ход посвященный династии Романовых июнь 2013 г. Орлов

Приложение 4

Встреча с ветеранами училища Мы вас помним и чтим Мы готовимся к службе в армии Вручение сувениров Приложение 5

Встреча с ветеранами училища

Мы вас помним и чтим

Мы готовимся к службе в армии

Вручение сувениров

Приложение 5

Выбор  литературы Работа с книгой Краеведческий музей г.Орлова Поиск в интернете Приложение 6

Выбор

литературы

Работа с книгой

Краеведческий музей г.Орлова

Поиск в интернете

Приложение 6

Просмотр содержимого презентации
«Приложение 5»

Орловское спец ПУ Проект на тему: «Русские святые воины (на примере святого благоверного князя Александра Невского)» Работу выполнили  учащиеся: Головин Алексей Зубов Илья Коршунов Максим Леушин Егор Овчинников Сергей Орлов, 2013

Орловское спец ПУ

Проект на тему:

«Русские святые воины (на примере святого благоверного князя Александра Невского)»

Работу выполнили

учащиеся:

Головин Алексей

Зубов Илья

Коршунов Максим

Леушин Егор

Овчинников Сергей

Орлов,

2013

Цель:  Исследование жизни и деятельности князя Александра Невского, его заслуг перед Отечеством и причисления его к лику святых. Задачи: - расширить знания о русском князе Александре Невском и его заслугах перед Отечеством; - установить причины причисления великого князя Руси Александра Невского к лику святых.

Цель: Исследование жизни и деятельности князя Александра Невского, его заслуг перед Отечеством и причисления его к лику святых.

Задачи:

- расширить знания о русском князе Александре Невском и его заслугах перед Отечеством;

- установить причины причисления великого князя Руси Александра Невского к лику святых.

Над проектом работали Третьяков Олег Леушин Егор Головин Алексей Коршунов Максим Зубов Илья Овчинников Сергей

Над проектом работали

Третьяков Олег

Леушин Егор

Головин Алексей

Коршунов Максим

Зубов Илья

Овчинников Сергей

Переяславль воистину Божий город, он богат церквями и монастырями и за это считается землей русской святости.

Переяславль воистину Божий город, он богат церквями и монастырями и за это считается землей русской святости.

  • В XIII—XIV веках Спасо-Преображенский собор был усыпальницей переславских удельных князей. Здесь были захоронены князья Дмитрий Александрович и Иван Дмитриевич.
  • В соборе были крещены многие переславские князья, в том числе, вероятно, Александр Невский, родившийся в Переславле в 1220.
  • На стене собора висит мемориальная доска, надпись на которой гласит: «Здесь, возле собора в княжеских теремах, 30 мая 1220 года родился великий русский полководец князь Александр Ярославич Невский».
Александр получил всестороннее образование для того времени. По четвертому году происходил обряд пострижения в воины. Мальчика отдавали под присмотр мужчины, сажали на коня и давали оружие – это означало обязанность князя защищать родину. Так повелось, что коней Александр Ярославич выбирал сам, он предпочитал вороную масть и белую.

Александр получил всестороннее образование для того времени. По четвертому году происходил обряд пострижения в воины. Мальчика отдавали под присмотр мужчины, сажали на коня и давали оружие – это означало обязанность князя защищать родину.

Так повелось, что коней Александр Ярославич выбирал сам, он предпочитал вороную масть и белую.

Александр увлекался чтением греческих и русских книг. Его наставниками были епископы, священники и монахи, которые обучали юного князя Евангелию и Псалтырю. Юных князей обучали иностранным языкам, особенно латинскому и греческому.

Александр увлекался чтением греческих и русских книг. Его наставниками были епископы, священники и монахи, которые обучали юного князя Евангелию и Псалтырю.

Юных князей обучали иностранным языкам, особенно латинскому и греческому.

От своих благородных и мужественных предков со стороны матери он унаследовал необыкновенное благочестие, доброе сердце, блестящие военные способности. Со стороны отца и деда твердость воли в государственных делах и ясный ум.

От своих благородных и мужественных предков со стороны матери он унаследовал необыкновенное благочестие, доброе сердце, блестящие военные способности. Со стороны отца и деда твердость воли в государственных делах и ясный ум.

Детство Александра принадлежало не одному Переяславлю, но и Новгороду. В 1230 году во время переносимого новгородцами голода от которого погибло 42000 человек братья раздавали хлеб голодающим с княжеского двора. Княжеский дом был неиссякаемым источником благотворительности. Новгородцы назвали Александра безгрешным. Через шесть лет Александр остается полноправным князем Новгорода. За это время Александр изучил нравы и обычаи новгородцев.

Детство Александра принадлежало не одному Переяславлю, но и Новгороду. В 1230 году во время переносимого новгородцами голода от которого погибло 42000 человек братья раздавали хлеб голодающим с княжеского двора. Княжеский дом был неиссякаемым источником благотворительности. Новгородцы назвали Александра безгрешным. Через шесть лет Александр остается полноправным князем Новгорода. За это время Александр изучил нравы и обычаи новгородцев.

Принятие «вокняжия» Алексанра 1236 год.  Храм Святой Софии Великий Новгород Обряд считался необходимым, без него князь был не князь. Ярослав II благословил своего сына на княжие в Новгороде и говорил:  «Крест будет твоим хранителем и помощником, а меч твоею грозою! Бог дал тебе старейшинство между братьями, а Новгород Великий – старшее княжение по всей земле Русской». Архиепископ Новгородский Спиридон просил Бога, чтобы Он «Из святого жилища своего благословил верного раба своего, утвердил его на престоле правды, оградил силою Пресвятого Духа и показал его доблестным защитником святой соборной церкви».

Принятие «вокняжия» Алексанра 1236 год. Храм Святой Софии Великий Новгород

Обряд считался необходимым, без него князь был не князь. Ярослав II благословил своего сына на княжие в Новгороде и говорил:

«Крест будет твоим хранителем и помощником, а меч твоею грозою! Бог дал тебе старейшинство между братьями, а Новгород Великий – старшее княжение по всей земле Русской».

Архиепископ Новгородский Спиридон просил Бога, чтобы Он «Из святого жилища своего благословил верного раба своего, утвердил его на престоле правды, оградил силою Пресвятого Духа и показал его доблестным защитником святой соборной церкви».

1237 год. Начало крестового похода шведских рыцарей против финнов и русских. Войско возглавил Биргер, который рассчитывал напасть на Ладогу и покорить Новгород. Князь Александр понимал – враги идут искоренять веру и терзать Родину.

1237 год. Начало крестового похода шведских рыцарей против финнов и русских. Войско возглавил Биргер, который рассчитывал напасть на Ладогу и покорить Новгород.

Князь Александр понимал – враги идут искоренять веру и терзать Родину.

Перед походом Александр молится в соборном храме Святой троицы. Приняв благословление от владыки Спиридона вышел к дружине со словами: «Братья, не в силе Бог, а в правде!»

Перед походом Александр молится в соборном храме Святой троицы. Приняв благословление от владыки Спиридона вышел к дружине со словами: «Братья, не в силе Бог, а в правде!»

Окончание Невской битвы  15 июля 1240 года.  Князю было только 20 лет, и он стал путеводной звездой, на которую с любовью и упованием взирал русский народ. Он стал его славой и надеждой. А и было дело на Неве - реке, На Неве – реке, на большой воде: Там рубили мы злое воинство… Уж как бились мы, как рубились мы, Корабли рубили по досочкам, Нашу кровь-руду не жалели мы За великую землю Русскую… Кто придет на Русь, будет насмерть бит, Не уступим мы землю Русскую. (народная песня)

Окончание Невской битвы

15 июля 1240 года.

Князю было только 20 лет, и он стал путеводной звездой, на которую с любовью и упованием взирал русский народ. Он стал его славой и надеждой.

А и было дело на Неве - реке,

На Неве – реке, на большой воде:

Там рубили мы злое воинство…

Уж как бились мы, как рубились мы,

Корабли рубили по досочкам,

Нашу кровь-руду не жалели мы

За великую землю Русскую…

Кто придет на Русь, будет насмерть бит,

Не уступим мы землю Русскую.

(народная песня)

В субботу пятого апреля Сырой рассветною порой Передовые рассмотрели Идущих немцев темный строй. На шапках – перья птиц веселых, На шлемах – конские хвосты, Над ними на древках тяжелых Качались черные кресты… Под нами лед, над нами небо, За нами наши города, Ни леса, ни земли, ни хлеба, Не взять им больше никогда. «Ледовое побоище» К. Симонов

В субботу пятого апреля

Сырой рассветною порой

Передовые рассмотрели

Идущих немцев темный строй.

На шапках – перья птиц веселых,

На шлемах – конские хвосты,

Над ними на древках тяжелых

Качались черные кресты…

Под нами лед, над нами небо,

За нами наши города,

Ни леса, ни земли, ни хлеба,

Не взять им больше никогда.

«Ледовое побоище»

К. Симонов

Прошел год, как Александр стал самостоятельным новгородским князем. В 1237 году Хан Батый подошел к границам Рязанского княжества. Монголо-татарское нашествие было несравнимо с междоусобными войнами русских князей. Были разграблены и разрушены почти все крупные города. Ханы разжигали междоусобную рознь, вмешивались в дела Руси, требовали огромную дань, уводили в плен толпы народа. И в это же время образовывается Ливонский орден, который должен был, по мнению папы римского, стать основной силой при вторжении в ослабленную татарским нашествием Русь.

Прошел год, как Александр стал самостоятельным новгородским князем.

В 1237 году Хан Батый подошел к границам Рязанского княжества. Монголо-татарское нашествие было несравнимо с междоусобными войнами русских князей. Были разграблены и разрушены почти все крупные города. Ханы разжигали междоусобную рознь, вмешивались в дела Руси, требовали огромную дань, уводили в плен толпы народа. И в это же время образовывается Ливонский орден, который должен был, по мнению папы римского, стать основной силой при вторжении в ослабленную татарским нашествием Русь.

«Я христианин, и мне не подобает княться твари. Я поклонюсь Отцу и Сыну и Святому Духу…»  (Козлов Ю.Ф. Страницы правления государства Российскогос.70. 1990г.) С подобающим достоинством Александр предстал перед Батыем. Спокойствие, мужество поразило придворных Хана.

«Я христианин, и мне не подобает княться твари.

Я поклонюсь Отцу и Сыну и Святому Духу…»

(Козлов Ю.Ф. Страницы правления государства Российскогос.70. 1990г.)

С подобающим достоинством Александр предстал перед Батыем. Спокойствие, мужество поразило придворных Хана.

Хан Берке готовится к войне и требует набора русских рекрутов. Князь отмолил русский народ от беды, сам заболел в Орде и тяжелобольной выехал на Русь. Он изнемог под бременем великокняжеского венца, достигнув сорокатрехлетнего возраста 14 ноября 1263 года он предал свою чистую душу в руки Божии.  

Хан Берке готовится к войне и требует набора русских рекрутов. Князь отмолил русский народ от беды, сам заболел в Орде и тяжелобольной выехал на Русь. Он изнемог под бременем великокняжеского венца, достигнув сорокатрехлетнего возраста 14 ноября 1263 года он предал свою чистую душу в руки Божии.

 

«Не оставил и после представления блаженный Александр своей паствы, день и ночь о ней бдящий как живой, заступая ее от врагов видимых и невидимых. Отсели начинается ряд его посмертных подвигов, столь же святых, как и во дни временной жизни…» ( Жизнь святых русской церкви)

«Не оставил и после представления блаженный Александр своей паствы, день и ночь о ней бдящий как живой, заступая ее от врагов видимых и невидимых. Отсели начинается ряд его посмертных подвигов, столь же святых, как и во дни временной жизни…» ( Жизнь святых русской церкви)

Составление «Жития Александра Невского относят к 80 –м гг. XIII века и связывают с именами великого князя Дмитрия Александровича, сына Александра Невского, митрополита Кирилла и монастырем Рождества Богородицы во Владимире, где было погребено тело святого»

Составление «Жития Александра Невского относят к 80 –м гг. XIII века и связывают с именами великого князя Дмитрия Александровича, сына Александра Невского, митрополита Кирилла и монастырем Рождества Богородицы во Владимире, где было погребено тело святого»

Правнук святого Александра князь Дмитрий Иоаннович выдвинул ополчение против татар, и как живой воскрес в это время в памяти народной образ великого заступника земли Русской – святого Александра Невского.

Правнук святого Александра князь Дмитрий Иоаннович выдвинул ополчение против татар, и как живой воскрес в это время в памяти народной образ великого заступника земли Русской – святого Александра Невского.

Веками, из поколения в поколение, передавалась память о князе-воине, князе –защитнике. Самоотверженно боролся он с завоевателями, сохранил Русь от разорения, не дал русским погибнуть как нации. Россия стала могучим государством, которое не смогли и не смогут сломить никакие испытания.

Веками, из поколения в поколение, передавалась память о князе-воине, князе –защитнике. Самоотверженно боролся он с завоевателями, сохранил Русь от разорения, не дал русским погибнуть как нации. Россия стала могучим государством, которое не смогли и не смогут сломить никакие испытания.

В 1547 году русский царь Иван IV на церковном соборе предложил причислить Александра Ярославича к лику святых. Иван Грозный довершил дело Александра и окончательно победил рыцарей Ливонского ордена.

В 1547 году русский царь Иван IV на церковном соборе предложил причислить Александра Ярославича к лику святых. Иван Грозный довершил дело Александра и окончательно победил рыцарей Ливонского ордена.

В 1710 году основана Александро-Невская Лавра в Санкт- Петербурге, и Петр I признает Александра покровителем города.

В 1710 году основана Александро-Невская Лавра в Санкт- Петербурге, и Петр I признает Александра покровителем города.

1941 год. Обращение Сталина к народу: «Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков – Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова».

1941 год. Обращение Сталина к народу: «Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков – Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова».

1942 год - утверждение ордена Александра Невского для награждения офицерского состава, за отвагу, умелое командование подразделением или частью, обеспечивающей успех боя. Награждено свыше 40 тысяч человек.

1942 год - утверждение ордена Александра Невского для награждения офицерского состава, за отвагу, умелое командование подразделением или частью, обеспечивающей успех боя. Награждено свыше 40 тысяч человек.

Святой Александр - пример для многих и в наши дни, он достоин подражания. Завет святого Александра говорит, что защита родины и труд для нее, есть исполнение Божьей воли. Его пример зовет к бодрости, ясности и простоте духа, целомудрию, бескорыстной честности, добросовестности, непоколебимой вере в Бога.

Святой Александр - пример для многих и в наши дни, он достоин подражания. Завет святого Александра говорит, что защита родины и труд для нее, есть исполнение Божьей воли. Его пример зовет к бодрости, ясности и простоте духа, целомудрию, бескорыстной честности, добросовестности, непоколебимой вере в Бога.

14 июня 2013 год  Президент России Владимир Путин вручил Герою Советского Союза, первой женщине-космонавту Валентине Терешковой орден Александра Невского.   Награда присуждена за большой вклад в развитие российского парламентаризма и активную законотворческую деятельность.

14 июня 2013 год

Президент России Владимир Путин вручил Герою Советского Союза, первой женщине-космонавту Валентине Терешковой орден Александра Невского.

Награда присуждена за большой вклад в развитие российского парламентаризма и активную законотворческую деятельность.

Ныне церковь празднует память святого и благоверного великого князя Александра Невского 6 декабря и 12 сентября

Ныне церковь празднует память святого и благоверного великого князя Александра Невского

6 декабря и 12 сентября

К лику святых причисляли с древности. Это люди не такие как все, это люди высокой духовной нравственности.  При жизни достигли святости. При жизни они направляли людей на путь истинный. При жизни они смогли побороть в себе грехи и страсти.

К лику святых причисляли с древности. Это люди не такие как все, это люди высокой духовной нравственности.

При жизни достигли святости. При жизни они направляли людей на путь истинный. При жизни они смогли побороть в себе грехи и страсти.

Воспитание духовной нравственности  В храме мы можем наедине с собой просить прощения за наши поступки, покаяться в грехах, подумать о будущем и попросить у Бога защиты. Мысленный разговор с Богом очищает нашу душу. Выйдя из храма, становится легче на душе. Ведь и наши предки, наверное, не так просто посещали храм. Надо в кого – то верить и надеяться на лучшее.

Воспитание духовной нравственности

В храме мы можем наедине с собой просить прощения за наши поступки, покаяться в грехах, подумать о будущем и попросить у Бога защиты. Мысленный разговор с Богом очищает нашу душу. Выйдя из храма, становится легче на душе. Ведь и наши предки, наверное, не так просто посещали храм. Надо в кого – то верить и надеяться на лучшее.

Использованная литература

Использованная литература

  • Детская энциклопедия№1 2009 Александр Невский Познавательный журнал для девочек и мальчиков.
  • Соколов Александр Святой витязь земли русской. Святость жизни благоверного великого князя Александра Ярославича Невского / А. Сколов.-Н. Н. Новгород, 2008.
  • Энциклопедия для детей Аванта Искусство.статья Новгородская архитектура XI-XV столетия Дмитрий Михайлович с. 270-276, 281.
  • Энциклопедия для детей Аванта. История войн . Статья Войны Великого Литовского и Русского княжеств с Золотой ордой. Татьяна Черникова . с. 158-161.
  • Энциклопедия История России. Русские иконописцы.
  • Энциклопедия История России. Золотое кольцо. Переславль- Залесский. Н.А . Орлова, С. 80
  • http://ponimai
  • http://yandex.ru
  • http://wordweb.ru
  • http://slovari
  • http://images
  • http://video.yandex.ru


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Бадьина Татьяна Викторовна и Ивлева Елена Николаевна

Дата: 18.06.2014

Номер свидетельства: 106781


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства