Великий Конфуций сказал: «Послушайте – и Вы забудете, посмотрите – и Вы запомните, сделайте сами – и Вы поймёте». Проект представляет собой макет «Перекрёсток» как наглядное пособие для изучения правил дорожного движения. Его можно применить на уроках ОБЖ, окружающий мир и внеурочной деятельности в школе, в детском саду и в учреждениях дополнительного образования детей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проект "макет "Перекрёсток""»
ОБЛАСТНОЙ СЛЕТ-КОНКУРС
«ЮНЫЕ КОНСТРУКТОРЫ ДОНА – ТРЕТЬЕМУ ТЫСЯЧЕЛЕТИЮ»
Раздел «Юные техники – учреждениям образования»
Макет
«Перекрёсток»
Место выполнения: Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования Станция юных техников
г. Каменск-Шахтинский
Автор: Ермолаев Даниил Сергеевич
учащийся 6 класса, МБОУ СОШ № 17
Руководитель:
Фомина Татьяна Викторовна
педагог дополнительного образования
МБУ ДО СЮТ
2017 год
Содержание
Аннотация 3
Цель и задачи проекта 4
Актуальность проекта 4
Этапы изготовления макета 5
Материалы и инструменты 8
Расчет себестоимости проекта 9
Источники информации 10
1. Аннотация
Великий Конфуций сказал: «Послушайте – и Вы забудете, посмотрите – и Вы запомните, сделайте сами – и Вы поймёте». Проект представляет собой макет «Перекрёсток» как наглядное пособие для изучения правил дорожного движения. Его можно применить на уроках ОБЖ, окружающий мир и внеурочной деятельности в школе, в детском саду и в учреждениях дополнительного образования детей.
Макет имеет плоскую форму. Изготовлен по принципу фоторамки: в деревянную раму вставлен лист кровельной жести с изображением четырёхстороннего перекрёстка. При помощи дополнительных фрагментов перекрёсток может иметь Т-образную и У-образную форму. Моделирование различных ситуаций для участников дорожного движения решается при помощи шаблонов и фигур с изображением автотранспорта, регулировщиков, пешеходов, дорожных знаков, которые крепятся на магнитах.
С точки зрения безопасности движения перекрёсток – наиболее опасное место на дороге, так как оно связано в большинстве случаев с изменением направления движения. Знакомя детей с правилами дорожного движения, культурой поведения на улице, следует помнить, что эта работа тесно связана с развитием ориентировки в пространстве и предполагает формирование таких качеств личности, как внимание, ответственность за свое поведение, уверенность в своих действиях.
Цель проекта:
Изготовление макета как наглядного пособия для изучения правил дорожного движения, накопления социального опыта, на выработку устойчивых навыков правильного применения полученных знаний, пониманию процессов происходящих на дорогах, развитию мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, систематизации.
Задачи проекта:
- познакомить и обучить детей основным терминам и понятиям в ПДД; дорогой и её элементами; видам перекрёстков; безопасному пересечению улиц и дорог, пониманию сигналов регулировщика; общественному и специальному транспорту; знакам приоритета и другим дорожными знаками; проездам перекрёстков;
- сформировать и развить способности к анализу дорожно-транспортных ситуаций и оценке возможных опасностей, самостоятельности и ответственности в действиях на дороге; творческие и конструкторские способности; художественно-графические навыки;
- воспитать личность безопасного типа, имеющую осознанное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих.
2. Актуальность проекта
Проблема детского дорожно-транспортного травматизма по-прежнему сохраняет свою актуальность. Одним из основных факторов риска для жизни и здоровья детей остается дорога, дорожно-транспортные происшествия. Ежедневно в нашей стране происходит около тысячи ДТП, в которых погибает около ста пятидесяти человек, около тысячи получают ранения, увечья. Почти 40% пострадавших – дети, и эта цифра растет. Каждый день под колеса автомобилей в стране попадают более 70 детей и подростков, шестеро из которых получают смертельные травмы. По статистике за 2016 год, в Ростовской области в дорожно-транспортных происшествиях пострадали 502 ребенка, а погибли 20 детей.
Одной из самых частых причин ДТП является не умение применять на практике правил дорожного движения. Обеспечение безопасности движения становится важной государственной задачей, и особое значение приобретает обучение маленьких пешеходов, пассажиров, велосипедистов. Знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильного поведения на дороге необходимо с раннего возраста, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочные; правила, усвоенные ребенком, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека.
Моделирование макета своими руками, решение дорожных ситуаций на практике, способствует усвоению понятий, терминов, формированию навыков безопасного поведения на дороге.
Применение макета «Перекрёсток» позволяет ребенку, в игровой форме, стать участником ролевых событий, даёт возможность включиться каждому в исследовательскую деятельность в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение опыта безопасного поведения на дорогах и улицах, в которых складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
3.Этапы изготовления макета
Перекрёсток – это место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне. С точки зрения безопасности движения перекрёсток – наиболее опасное место на дороге. Большое количество дорожно-транспортных происшествий происходит именно на перекрёстках. Сложность движения на перекрёстках заключается в том, что здесь не только пересекаются пути транспорта и пешеходов, но и происходит поворот транспортных средств направо и налево. Кроме того, на перекрёстке транспортные средства разворачиваются для движения в обратную сторону. Проект состоит из трёх этапов:
Подбор учебного материала по правилам дорожного движения: «Дорога и её составные части», «Участники дорожного движения», «Виды перекрёстков», «Пешеходные переходы», «Сигналы светофора и сигналы регулировщика», «Общественный и специальный транспорт», «Дорожные знаки».
Выполнение эскиза четырёхстороннего перекрёстка.
Изготовление макета.
Карандашом на бумаге выполняется эскиз четырёхстороннего перекрёстка и отдельно - машин, пешеходов, регулировщиков и дорожных знаков.
Макет состоит из двух частей – это основа и дидактический материал (фигурки регулировщиков, пешеходов, автотранспорта, дорожные знаки, стрелки направлений и т.д.). Из деревянного бруска изготавливается рама размером 850х680 мм. В пазы вставляется лист кровельной жести. Это будет лицевая сторона макета. Из фанеры вырезается лист такого же размера и вставляется с тыльной стороны листа. Это будет задняя стенка. Лицевая часть листа грунтуется и шлифуется. Опорная ножка крепится к основанию макета при помощи мебельной петли. На подготовленную основу поверхности с бумаги переносится эскиз перекрёстка.
Чтобы перекрёсток преобразовать в Т-образный вид, из фанеры толщиной 4 мм выпиливается четыре угловых фрагмента размерами 790х470 мм, 790х460 мм, 650х360 мм, 560х360 мм.
Для преобразования перекрёстка в У-образный вид из фанеры выпиливается один фрагмент прямоугольной формы размером 790х270 мм. Съёмные элементы макета грунтуются и окрашиваются.
Таким образом, поочерёдно закрывая часть дороги, получается ещё 2 вида перекрёстка.
Т – образный перекрёсток
У - образный
Для изготовления дидактического материала рисунки машин, светофоров, регулировщиков и пешеходов прикладываются к фанере и по контуру обводятся простым карандашом. Лобзиком выпиливаются шаблоны выше перечисленных изображений.
Основа макета, съемные элементы и весь дидактический материал согласно рисунку раскрашивается акриловой гуашью и покрывается алкидным бесцветным лаком.
На все фигурки с обратной стороны приклеиваются магниты.
Общественный транспорт
Специальный транспорт
Подводя итоги, следует отметить, что макет «Перекрёсток» - это элемент, организующий предметную среду дорожного движения. Он выступает в роли «пускового механизма», способствующего разворачиванию воображения и детского творчества, где педагог выступает как создатель проблемно-игровых ситуаций и помощник в реализации игровых замыслов. На занятиях приобретаются знания и навыки поведения на улице; усваиваются правила движения по дороге; дети учатся понимать жесты регулировщика;
знакомятся со значением важнейших дорожных знаков, указателей и линий разметки проезжей части дороги, сигналами светофоров;
специальным транспортом,
общественным транспортом,
видами перекрёстков и правилами перехода улицы и дороги;
Макет в сравнении уже существующими макетами для изучении ПДД имеет ряд преимуществ. Во-первых, экономичный и простой при изготовлении; во-вторых, благодаря плоской форме он удобен в эксплуатации и мало занимает места, его можно повесить на стену; в-третьих, заниматься ПДД на макете, в отличие от детского автогородка, можно круглогодично, в любое время года и при любой непогоде. К тому же макет не сложно в любое время перенести на занятия в детский сад или же в школу.
5. Расчет себестоимости проекта
Затраты на изготовление макета составили:
Металл – 100 руб.
Фанера – 350 руб.
Брусок – 100 руб.
Грунтовка акриловая – 160 руб.
Магниты – 50 руб.
Клей «Столяр-Момент» - 60 руб.
Гуашь – 120 руб.
Лак алкидный бесцветный – 110 руб.
Всего затрачено: 1050 руб.
Размеры 850х690 мм
Вес 7 кг
5. Источники информации
Бабина Р.П. «Увлекательное дорожное путешествие», ООО «Издательство АСТ-ЛТД». 1997.
Бармин А.В., Гальцова Е.А., Клюева И.Ю., Нечаева О.П. «Изучаем правила дорожного движения 1 – 4 классы» Вып.2: тематические занятия, классные часы и викторины. Волгоград: Учитель, 2010.-266 с.
Дмитрук В.П. «Правила дорожного движения для школьников». Ростов-на-Дону, Феникс, 2005.
Саулина Т.Ф. «Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения». Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Москва, 2015.
Усачев А.А. «Правила дорожного движения для будущих водителей и их родителей». Издательство «Самовар», Москва, 2010.
Шалаева Г.П. «Мои друзья – дорожные знаки». Издательство АСТ-СЛОВО, Москва, 2009.
Шумилова В.В., Таркова Е.Ф. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в начальной и средней школе: уроки, классные часы, внеклассные мероприятия, занятия с родителями. Волгоград: Учитель, 2008.-222 с.
Элькин Г.Н. «Правила безопасного поведения на дороге». – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2009.- 64 с.