Актуальность проблемы формирования гражданственности и патриотизма учащихся общеобразовательных школ в нынешних условиях обусловлена социальной ситуацией и тенденциями развития современного общества, кардинальными изменениями в социально-экономической и общественной жизни России. События последнего времени в политике, экономике и культуре России подтверждают очевидность все более заметной утраты нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. Развитие государства, благополучие нации зависит, прежде всего, от активной жизненной позиции его граждан, готовности к труду, стремлению и способности к преобразованиям. Следовательно, значение воспитания патриотизма и гражданственности граждан страны возрастает многократно. Дальнейший процесс позитивных преобразований всех сфер жизнедеятельности общества требует обновления духовных начал, глубокого познания наших исторических ценностей, осмысления героического прошлого Отечества, умения анализировать уроки прошлого и с учетом этого выстраивать будущее своего государства. В свете рассматриваемой проблемы для нас одним из важных моментом воспитательного процесса является формирование нравственности и гражданско-патриотической культуры школьников.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проект «Нам этот мир завещано беречь»»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Школа-интернат №1» городского округа Самара
Творческий проект
«Нам этот мир завещано беречь»
(Подготовка к фестивалю военно-патриотической песни)
Краткосрочный проект – май 2016 г.
Составили:
воспитанники
2 класса
Колосова Е.А., учитель
нач. классов.
г. Самара
2016 год
Актуальность
Актуальность проблемы формирования гражданственности и патриотизма учащихся общеобразовательных школ в нынешних условиях обусловлена социальной ситуацией и тенденциями развития современного общества, кардинальными изменениями в социально-экономической и общественной жизни России. События последнего времени в политике, экономике и культуре России подтверждают очевидность все более заметной утраты нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. Развитие государства, благополучие нации зависит, прежде всего, от активной жизненной позиции его граждан, готовности к труду, стремлению и способности к преобразованиям. Следовательно, значение воспитания патриотизма и гражданственности граждан страны возрастает многократно. Дальнейший процесс позитивных преобразований всех сфер жизнедеятельности общества требует обновления духовных начал, глубокого познания наших исторических ценностей, осмысления героического прошлого Отечества, умения анализировать уроки прошлого и с учетом этого выстраивать будущее своего государства. В свете рассматриваемой проблемы для нас одним из важных моментом воспитательного процесса является формирование нравственности и гражданско-патриотической культуры школьников.
Область применения
Воспитательная работа.
Возраст учащихся
С 1 по 9 класс.
Цель.
создать в школе творческую атмосферу, способствующую формированию гражданско-патриотических чувств учащихся,
сохранению памяти о прошлом, посредством приобщения к военно-патриотической песне и культурно-художественному наследию своего Отечества.
Задачи:
раскрыть творческие способности учащихся через средства художественной культуры;
формировать и развивать интерес к историческим и культурным событиям родной страны;
формировать эстетический вкус через воспроизведение собственного творчества и восприятия творчества других;
сформировать систему нравственных ценностей;
сохранить и приумножить культурно-историческое наследие России;
воспитать чувство патриотизма, уважения и бережного отношения к русской культуре;
развить навыки создания видеофильмов с использованием современных ИКТ технологий.
Сроки проведения проекта
Проект является краткосрочным, май 2016 г.
Этапы реализации проекта для учащихся 1-4 классов:
Подготовительный этап.
Проведение уроков мужества.
Конкурс рисунков.
Акция - открытка ко дню Победы.
Встречи, беседы в библиотеке «Истории о героях нашего Отечества».
Выбор номера от класса для концертной программы.
Репетиционный этап.
Репетиция концертного номера от класса.
Заключительный этап.
Концерт ко Дню Победы.
Этапы реализации проекта для 5- 9 классов:
Подготовительный этап.
Проведение классных часов.
Просмотр тематических фильмов, прослушивание аудио записей, просмотр видео записей концертов.
Выбор песен. Знакомство с авторами песен.
Репетиционный этап.
Репетиционный процесс исполнения песни.
Предварительное прослушивание и просмотр видео презентаций.
Заключительный этап.
Проведение фестиваля.
Награждение.
Формы и методы реализации проекта
Классные часы: беседы, диспуты.
Киноклуб художественного и документального фильма.
Конкурс фотографий по темам: «Тихая моя Родина», «Памятники героям», «Мой папа служил в армии», «Герои России» и т.д.
Акция – праздничная открытка к дню Победы.
Встречи в библиотеке: «Герои в моей семье», «Герои книг».
Общешкольный фестиваль.
Условия реализации
Профессиональная компетентность учителей.
Сотрудничество классных руководителей с учителями ИВТ, МХК, музыки, дополнительного образования.
Достаточное количество материала для выбора песни всеми участниками проекта.
Творческая атмосфера.
Материально-техническое обеспечение
Видео и аудио аппаратура.
Компьютерное оснащение.
Проектор, экран.
Видеотека.
Аудиозаписи.
Ожидаемые результаты.
Углубленное знание учащимися истории отечественной военной песни и кинематографа.
Более глубокое понимание военно-исторических событий прошлого нашей Родины.
Развитое чувство гордости и патриотического отношения к своему Отечеству, уважения и благодарности к предыдущим поколениям.
Осознанная социально-гражданская позиция.
Положение
О II школьном фестивале исполнителей военно-патриотической песни
«Я не видел войны, я смотрел только фильм…»
(В основу школьного положения легло положение окружного конкурса военно-патриотической песни)
Проведение фестиваля – целенаправленная деятельность школьного коллектива по патриотическому воспитанию и развитию гражданских качеств личности.
Цель: создать в школе творческую атмосферу, способствующую формированию гражданско-патриотических чувств учащихся, сохранению памяти о прошлом, посредством приобщения к военно-патриотической песне и культурному наследию своего Отечества.
Задачи фестиваля:
раскрыть творческие способности учащихся через средства художественной культуры;
формировать и развивать интерес к историческим и культурным событиям родной страны;
формировать эстетический вкус через воспроизведение собственного творчества и восприятия творчества других;
сформировать систему нравственных ценностей;
сохранить и приумножить культурно-историческое наследие России;
воспитать чувство патриотизма, уважения и бережного отношения к русской культуре;
развить навыки создания видеофильмов с использованием современных информационных технологий.
воспитывать чувства патриотизма, гордости за свою страну, за русских людей на примерах песен военных лет,
расширять представление учащихся об истории возникновения военных песен,
воспитывать уважительное отношение к старшему поколению, памятникам войны,
прививать чувство уважения к солдатам, участвующих в боевых действиях в наше время.
Презентация «Дню Победы посвящается»
На сцену с песней «Рисуют мальчики войну»приглашаются воспитанники 6 класса.
Ведущий 1:
Дорогие, ребята, уважаемые взрослые, приближается великая святая дата для всего нашего народа - 9 мая День Победы!
Ведущий 2:
Вот уже 71 год отделяет нас от тех памятных лет, от тех грозных лет, когда окончилась Великая Отечественная война, когда наш народ совершил великий ратный подвиг и отстоял свою родную землю.
Ведущий 1:
Мы гордимся этой Великой Победой, нашим народом, победившим войну.
Ведущий 2:
Никогда не забудем мы слезы, боль и горечь утрат, нанесенных войной.
Ведущий 1:
Памяти павшим и живым героям ВОВ мы посвящаем наш фестиваль военно-патриотической песни.
Ведущий 2:
Песни военных лет... Сколько их, прекрасных и незабываемых. И есть в них все: горечь отступлений в первые месяцы войны и радость возвращения к своим, картины жизни солдат, рассказы о боевых подвигах моряков и пехотинцев, летчиков и танкистов. И если бы сейчас послушать все лучшее, что создали поэты и композиторы в те годы, это была бы музыкальная антология истории Великой Отечественной войны.
Выступают учащиеся 3 класса с песней: «Солдаты в путь»
Ведущий 1:
От песен сердцу было тесно:
Она вела на смертный бой. Чтобы громить врага под эту песню,
Защищая Родину собой.
Выступают воспитанники 8-а класса с песней «На безымянной высоте»
Ведущий 2:
Наверное, никогда не наступит время, когда можно будет сказать: хватит, достаточно, все уже сказано о Великой Отечественной войне. Всего сказать не удается никогда, потому что нет меры трагизму войны, нет меры героизму людей, проявленному в ней, нет меры горечи и страданию. Нас восхищает огромная сила духа нашего народа, который шел на врага.
Выступают учащиеся 7 класса с песней «Блокада Ленинграда»
Ведущий 1:
Песни не награждались орденами, но, сколько они делали для победы нашего народа. В военные годы миллионы солдат оказывались оторванными от родного дома, от семьи. В разлуке обострялось чувство любви к своим родным и близким. В самых безвыходных ситуациях песня помогала выстоять.
С песней «Два Максима» выступают учащиеся 2 класса
Ведущий 2:
Самуил Яковлевич Маршак писал: “Мало сложить песню. Надо так ее сложить, чтобы она жила долго, и чтобы с каждым днем она казалась нам свежее, роднее, ближе”.
Ведущий 1:
И не зря про путь к Берлину пели – Как он был нелегок и нескор… Песни с ветеранами старели, Но в строю оставались до сих пор.
На сцену приглашается 2 класс с песней «Фронтового шофёра»
Ведущий 2:
Прошло много лет с того ракового утра 22 июня 1941 года, а наша память вновь и вновь возвращается опять к суровым годам войны. Возвращается потому, что война была не только бедой, опалившей своим огнем каждую семью, но и суровым испытанием, проявившим силу духа и нравственное величие советского человека. -- На сцену приглашается 8 -Б класс с песней «А закаты алые, алые»
-- Выступают воспитанники 6 класса с песней «Я сегодня до зори встану»
Ведущий 1:
Неугасима память поколений
И память тех, кого так свято чтим.
Ведущий 2:
Давайте, люди, встанем на мгновенье,
И в скорби постоим и помолчим…
Прошу всех склоним головы перед величием подвига советского солдата. Почтим память всех погибших минутой молчания.
Минута молчания.
На сцену приглашается 4-а класс с песней «Журавли»
Ведущий 1.Следующая песня, о которой пойдет речь, была написана до войны. Несколько строк о простой русской девушке Катюше написал в 1938 году прославленный поэт-песенник Михаил Исаковский. Композитор Матвей Блантер случайно услышал их и решил положить на музыку, хотя у стихов еще не было даже окончания. Песня и полный вариант стихотворения родились практически одновременно.
Ведущий 2.Во время войны появилось множество вариантов этой песни: Катюша была и бойцом, и партизанкой, и медсестрой, и верной женой, трудящейся в тылу. Не случайно название "Катюша" было дано и ракетным установкам – самому мощному оружию Великой Отечественной войны. Ведь сила их была равна силе верной любви…
Исполняется песня “Катюша” нашими выпускниками - 9 класс
Ведущий 1. Дороги войны… От Бреста до Москвы, от Москвы до Берлина, а потом обратно… Сколько их пройдено… И всюду с воинами шагала песня.
Ведущий 2:
Присядем, друзья перед дальней дорогой,
Пусть легким окажется путь!
Давай же, сержант, потихонечку трогай
И песню в пути не забудь…
Ведущий 1:
Песня в военные годы!.. от самых первых залпов и выстрелов и до победного майского салюта, через всю войну прошагала в боевом солдатском строю. Для тех, кто прошел и пережил войну, мы говорим СПАСИБО!!!!!!
Выступают воспитанники 4- Б класса
Спасибо героям, спасибо бойцам
За детство счастливое наше.
Спасибо за то, что по светлым утрам
Едим мы горячую кашу.
Мы чтим и ваш подвиг, и эту печаль,
Мы приклоняемся пред вами – деды.
Конечно очень, очень жаль
Не все увидели вы День Победы.
Мы рапортуем: не ударим в грязь лицом.
И пусть препятствий жизнь
Нам дарит много.
Но нам не стыдно перед дедом и отцом
И выбираем мы свою дорогу.
Песня: «Орлята учатся летать». 4-б класс
Ведущий 2:
А теперь наше обращение к ветеранам –КЛЯТВА нового поколения.
«Я, гражданин России, перед лицом ветеранов, отстоявших свободу и независимость Родины, защитивших священное право на жизнь, торжественно обязуюсь быть достойным примера их мужества и героизма.
Клянусь!
Обещаю хранить мир и дружбу между народами нашего многонационального государства!
Клянусь!
Обещаю везде и всегда отстаивать интересы моей страны, добросовестно овладевать знаниями, честно трудиться на благо Отчизны!
Клянусь! Клянусь! Клянусь!»
Ведущий 1.
Пусть вместо взрывов гром весенний
Природу будит ото сна,
А наши дети спят спокойно
Сегодня, завтра и всегда!
Здоровья крепкого и счастья
Всем тем, кто мир наш отстоял.
И кто его сегодня охраняет
И кто сполна долг Родине отдал!
Поем День Победы все! Звучит мелодия «День Победы".
Материал об истории создания песен и творческой деятельности авторов песен.
История создания всенародно любимой песни «Темная ночь» очень интересна. В 1942 году режиссер Леонид Луков снимал на Ташкентской киностудии фильм «Два бойца». Картина рассказывала о дружбе двух солдат. Эти роли исполняли замечательные артисты советского кино Борис Андреев и Марк Бернес. По замыслу постановщика фильм должен был сопровождаться только симфонической музыкой. Но по ходу Луков почувствовал, что без песни не обойтись. Долго не получалось снять эпизод написания солдатом письма. Расстроенному из-за множества безуспешных попыток режиссеру неожиданно пришла мысль, что украшением сцены могла бы стать песня, передающая чувства бойца в момент написания письма родным. «Понимаешь, не получается у меня никак сцена в землянке без песни», - признался он композитору Никите Богословскому, который писал песню для фильма. И режиссер стал рассказывать, какой ему представляется песня и почему она здесь нужна.
- Луков, так зримо обрисовал ситуацию, - вспоминал композитор, так ярко передал чувства героев, их внутреннее состояние, так взволнованно рассказал тему песни и ее настроение, что произошло чудо: я сел к роялю и сразу, без остановки, сыграл ему мелодию будущей песни, которая и вошла потом в фильм без единого изменения. Случай в моей практике - небывалый. Песня пришла сама, откуда-то из глубины сознания. Никита Владимирович за 40 минут написал музыку для будущей песни. Быстро и удачно сложились стихи на эту музыку и у поэта Владимира Агатова, которая понравилась всем. Фильм «Два бойца» был закончен в октябре 1943 года, но уже до этого «темная ночь» стала широко известной.
- Еще до окончания съемок меня отправили на фронт для помощи фронтовым ансамблям, -рассказывал Н.Богословский. К моему удивлению, сразу по прибытии в армию я повсюду слышал «Темную ночь», непонятно как сюда попавшую. Дело в том, что я обуянный нетерпением, легкомысленно показал песню своему давнему другу Леониду Утесову, не предупредив его, что она из не готового еще фильма, и он стал петь «Темная ночь» повсюду, а в первую очередь на фронтах, куда часто выезжал с концертами.
Песня «Темная ночь» исполнялась многими прославленными мастерами. Но в нашей памяти она навсегда осталась спетая исполнителем роли главного героя Марком Бернесом.
Когда фильм «Два бойца» вышел на экраны, выдающийся советский кинорежиссер Всеволод Пудовкин писал в газете «Правда»: «Композитора Н.Богословского поблагодарят, вероятно, не только режиссер за слитность его работы с поэтическим замыслом, но и те многочисленные зрители, которые, несомненно, будут распевать его мелодии». Пудовкин оказался прав. «Темная ночь» получила всеобщее признание. Ее пели везде – на фронте и в тылу, пели пехотинцы и моряки, партизаны и десантники, рабочие и колхозники.
Кстати, после записи песни, сцена написания письма в землянке была удачно снята с первого дубля. Но и на этом история создания песни не заканчивается. Первая матрица пластинки пострадала от… слез работницы завода, которая не смогла сдержать чувств при прослушивании песни в исполнении Ивана Козловского. Так что в свет «Темная ночь» вышла только со второй матрицы.
Литература
1. Луковников А.Е. Друзья однополчане //рассказы о песнях, рожденных войной – М., 1985.
2. Сайт интернета // история песни.
3. Клуб интересных встреч «Актеры отечественного кино»
Тема: «Б. Андреев, М. Бернес - актеры, снимавшиеся в фильме «Два бойца».
Цель. Приобщиться к истории советского кинематографа.
Задачи. Познакомиться с жизнью и творчеством советских актеров.
Подготовить и посмотреть видеосюжеты с их работой в кинематографе.
Участники. Учащиеся одного или нескольких классов.
Готовит встречу. Инициативная группа учащихся.
Задачи инициативной группы:
Подготовить материал об актерах.
Подготовить видеопрезентацию о жизни и творчестве актеров.
Подготовить нарезку с фрагментами из художественных фильмов, в которых снимались актеры.
Представить подготовленный материал зрительской аудитории.
В дальнейшем классы могут обмениваться подготовленными материалами.
Биографический материал о Б.Андрееве и М.Бернесе
Андреев Борис Федорович 09.02.1915 - 25.04.1982 (народный артист СССР)
Юность
Родился Борис Андреев в Саратове 27 января (9 февраля) 1915 года. Его родители были рабочими. Детские и юношеские годы будущего актёра прошли на станции Аткарск Саратовской губернии. После окончания семи классов школы Борис Андреев стал работать слесарем - электромонтером на комбайновом заводе в Саратове. Уже тогда он начал ходить в заводской драмкружок. Заметивший его успехи знаменитый Саратовский актёр И. А. Слонов предложил ему поступить в Саратовский театральный техникум, который Борис Андреев успешно окончил в 1937 году.
Предвоенное время
В 1936-1939 – Борис Федорович стал актером Саратовского драматического театра имени К.Маркса, затем – играл в Театре-студии киноактера в Москве.
В кино начал сниматься - с 1939 года. Снялся в более 50-ти фильмах, читал закадровые тексты к документальным фильмам, озвучивал анимацию.
Дебютировал в кино ролью Назара Думы в фильме Ивана Пырьева "Трактористы", где актер не затерялся среди уже известных артистов. Потом была роль Харитона Балуна в "Большой жизни" (1940-1958 гг..).
В образах внешне грубоватых простых, не знающего компромиссов парней, Андреев раскрывал душевную широту русского характера.
Работа во время войны
В 1943 году, вышел легендарный фильм "Два бойца". Он был снят в разгар Великой Отечественной Войны, и был явно предназначен поднимать дух бойцов и мирного населения. Рассказ о дружбе Аркадия Дзюбина (Марк Бернес), неунывающего, лихого и бедового парня из Одессы, и Саши Свинцова - "Саши с Уралмаша" в исполнении Бориса Андреева преисполнен юмором, добротой, таким пониманием солдатской жизни, что картина пользовалась успехом долгие годы.
Во время войны вышло еще несколько фильмов с участием Андреева - "Малахов курган", "Я - черноморец" - где Борис Федорович играл отважных и мужественных советских солдат.
Большая семья
В 1954 году на экраны вышел фильм Иосифа Хейфица "Большая семья". Этот фильм, как бы делился на две половины. Главный герой первой половины - строящийся корабль. А люди важны лишь в той степени, в которой имеют отношение к его рождению. Многословные разговоры о заклепках и болтах, освященные сталинским портретом (небольших, впрочем, размеров) составляют основное содержание этой части. И вдруг, где-то к середине ленты начинают происходить немыслимые в тогдашнем кино вещи. Производственный процесс отходит на задний план, а люди не просто начинают жить нормальной жизнью, но и задумываются над вопросами, которых для героев советского кино не существовало двадцать лет.
Появляются полнокровные характеры. Борис Андреев, четыре года назад представший железобетонным Алексеем Ивановым из "Падения Берлина", играет главу среднего поколения Журбиных, живого человека, органически чуждого всяческой показухе. Главной заслугой фильма было то, что на экран вернулись простые и вечные человеческие чувства - любовь, семья, дети. Не случайно он заслужил в те годы всенародное признание.
Русский богатырь
В 1956 году Борис Андреев снялся в главной роли в сказке "Илья Муромец". "Илья Муромец" - фильм во многих отношениях этапный. Он был первым советским широкоэкранным фильмом. К тому же, это один из самых масштабных отечественных фильмов, попавший в Книгу рекордов Гиннесса: на съемках, в частности, были задействованы 11 тысяч лошадей. Немало доселе невиданного (и по сию пору непревзойденного) принес он и в области грима, трюковых съемок, спецэффектов. В этом фильме Андреев создал образ настоящего русского богатыря, меняющего плуг на меч, что бы противостоять злу.
На съемках "Ильи Муромца" с Борисом Федоровичем произошел забавный случай. На съемочную площадку пришел здоровенный милиционер, долго разглядывал Андреева, затем покачал головой и сказал: "Нет, не то… Слабак. А еще Муромца играешь. Я, брат, пожалуй, поздоровее тебя буду…" Андреев молча, поднялся, обхватил милиционера поперек туловища и с размаху забросил в море. Назавтра в местной газете появился фельетон о распоясавшемся артисте, который "топит в море милиционеров". Андреев прочитал пасквиль, страшно рассердился и дал зарок больше не появляться в Ялте. Слова своего он не нарушил, и много лет спустя, уже пожилым человеком прибыв с туристическим теплоходом в Ялту, на берег так и не сошел.
Возрастные роли
В 1960-е Борис Андреев перешел на возрастные роли. Проникнуто эмоциональной насыщенностью исполнение Андреевым ролей Баукина в "Жестокости" (1959) и угрюмого боцмана Росомахи в фильме Г. Данелия "Путь к причалу" (1962). Крупнейшей работой артиста в кино стала роль командира морского отряда по кличке Вожак в фильме С. Самсонова "Оптимистическая трагедия" (1963) по одноименной пьесе Вс. Вишневского. За исполнение этой роли Вожака актер был удостоен Государственной премии.
В роли Ильи Журбина («Большая семья», 1954) проявилось умение актёра воплощать психологически глубокие характеры. Проникнуто эмоциональной насыщенностью исполнение Андреевым ролей Баукина в «Жестокости» (1959), Росомахи в «Пути к причалу» (1962). Крупнейшей работой артиста в кино стал Вожак в фильме «Оптимистическая трагедия» (1963).В начале 70-х годов Борис Федорович дебютировал в качестве звукорежиссера в фильме "Вандербуль бежит за горизонт". А к концу 70-х он полностью переключается на звукорежиссерскую работу. Последнюю роль актер сыграл в фильме "Предисловие к битве" (1982).
Друг
Во время съёмок фильмов «Трактористы» и «Истребители» Борис Андреев приобрел двух очень близких друзей — Петра Алейникова и Николая Крючкова. Впоследствии в кругу киноактёров эту компанию называли святой троицей. Перед смертью Петр Алейников признался, что хотел бы, что бы его похоронили на Новодевичьем кладбище. Однако власти отказали, мотивируя тем, что там хоронят лишь народных артистов. Тогда Борис Андреев, надел все множество своих регалий и отправился к высокопоставленным чиновникам Москвы. Но никакие доводы заслуженного артиста не помогли. Тогда Андреев, отбросив церемонии, опустил на вельможный стол свою огромную кулачину: "А я помру - меня куда снесут?" - "Вот вам по всем статьям положено Новодевичье!" - "Значит, так, - прогремел Андреев, - официально требую: положите Петьку в мою могилу на Новодевичьем! А меня уж - хоть под забором!.."
И добился-таки: лежит Алейников на элитарном кладбище! А андреевской могилы там нет: его схоронили на Ваганьковском… Эта история еще раз подчеркивает какой огромной души был человек, народный артист Советского Союза Борис Андреев.
Фильмография: Снялся в 64 ролях. Во время войны снялся в девяти фильмах.
1941 Богдан Хмельницкий 1941 Три танкиста 1942 Годы молодые 1942 Музыкальный киносборник ( новелла "Чудесная скрипка") 1942 Юные партизаны (2-я новелла "Учительница Карташова") 1943 Два бойца 1944 Малахов Курган (сцены обороны Севастополя 1941-42 гг) 1944 Я - черноморец 1945 Золотая тропа
Бернес Марк Наумович (21.09.1911 - 17.08.1969 народный артист РСФСР )
Начало
Марк Наумович Бернес родился в городе Нежин (ныне райцентр в Черниговской области Украины) в еврейской семье. Его отец работал в артели по сбору утильсырья. Марк Бернес, будучи еще подростком, блистательно дебютировал на сцене харьковского музыкального театра "Миссури" (официант в оперетте "Мадам Помпадур" Лео Фалля, 1928). Взял себе псевдоним «Бернес». Тогда же 17-летний Марк ушёл из дома и приехал в Москву в надежде найти актёрскую работу. Здесь он работал статистом в нескольких театрах, в т. ч. Малом и Большом. В 1929 году он окончил театральные курсы в Харькове, приехал в Москву, был статистом в Малом и Экспериментальном театрах, играл в Театре Революции. В 1934 году артист стал обладателем премии "За лучшие качественные показатели работы". Премия, конечно, не солидная, но артист был замечен. В 1933 гг. в Московском драматическом театре играл небольшие роли, впоследствии считал этот театр своим.
Кино
В кино Марк Бернес – начал сниматься с 1935 года. После эпизодических ролей («Заключённые», 1936 и «Шахтёры», 1937), последовали заметные роли. В 1938 году актер снялся в небольшой, но яркой роли Кости Жигулева в фильме "Человек с ружьем", где исполнил ставшую легендарной песню "Тучи над городом встали...". За эту работу Бернес был удостоен ордена "Знак почета". Именно в кинематографе он нашел себя, прекрасно вписываясь в контекст довоенного кино, где был необходим изначально положительный герой, отмеченный спокойной твердостью и волей, решимостью и верностью отечеству. Все это Марк Бернес умело окрашивал присущей ему мягкостью, лирическим взглядом и крепкой мужской надежностью. Такими были его летчик Сергей Кожухаров в картине "Истребители", позже - боец Аркадий Дзюбин, обретший всенародную и долгую славу в картине "Два бойца". В роли этого лихого, отважного одессита проявился комедийный талант актера.
Начиная с первых фильмов, герои Бернеса приходили на экран с песней, сразу же уходившей в народ, многие из них живы по сей день. Одними из самых любимых народом, стали песни из фильма "Два бойца" - "Темная ночь" и "Шаланды полные кефали". Бернес не обладал серьезными вокальными данными, но задушевность, теплота, умение "сыграть" песню привели его на эстраду.
После войны он продолжал сниматься в главных и эпизодических ролях. Были интересные работы - вор Огонек в фильме "Ночной патруль", Косарев в "Тарасе Шевченко", Чубук в "Школе мужества". Но постепенно исполнение песен, концерты заняли главное место в его артистической жизни.
Песни Богословского из названных фильмов («Любимый город», «Спят курганы тёмные», «Шаланды», знаменитая «Тёмная ночь») в исполнении Бернеса были записаны на пластинки, зазвучали по радио. После фильма «Два бойца» продолжал сотрудничать с Никитой Богословским и записал ещё несколько его песен («Письмо в Москву», «Огонёк»).
Эстрада
Первый публичный концерт Марка Бернеса состоялся в Свердловске в Доме офицеров 30 декабря 1943 года, после чего последовало концертное турне по Уралу. В Москве начал выступать с конца 40-х гг., сначала на вечерах в Домах творческой интеллигенции. По радио в «Клубе веселых артистов» от лица своего персонажа, шофера Минутки («Великий перелом», 1945) Марк Бернес исполнял «Песенку фронтового шофёра» («Путь-дорожка фронтовая») Б. Мокроусова, «В жизни так случается» В. Соловьева-Седого и др.. Не оставляя кино, он снялся в 38 фильмах, последний — в 1967, все больше внимания Марк Бернес уделял эстраде, которая давала ему широкий простор для реализации собственных замыслов. В 1960 г. на стадионе в Лужниках в программе Московского мюзик-холла Бернес впервые исполнил песню «Враги сожгли родную хату» М. Блантера, ст. М. Исаковского. Написанная за 15 лет до того, в 1945, и лишь однажды прозвучавшая тогда по радио (в исполнении В. Нечаева), она обрела в лице Бернеса исполнителя, раскрывшего весь трагизм произведения, и стала одной из лучших песен его репертуара.
Марк Бернес начинает принимать активное участие в создании своего репертуара. Он предъявлял высокие требования и к музыке и к стихам. Долго и придирчиво работал: из 79-и песен репертуара Марка Бернеса более 40-а создано по его заказу или с прямым участием, они становились его «авторскими» песнями.
В конце 50-х наступил сложный период в творчестве Марка Бернеса. 17 сентября 1958 г. одновременно две центральные газеты дали старт хорошо организованной травле Бернеса. В «Правде» Георгий Свиридов в статье «Искоренять пошлость в музыке» подверг артиста несправедливым и тенденциозным нападкам. В «Комсомольской правде» в фельетоне А. Суконцева и И. Шатуновского «Звезда на „Волге“» в максимально мрачных тонах описывалось рядовое нарушение Бернесом правил дорожного движения, поданное как факт «поведения, недостойного советского артиста». Следствием этих и нескольких последующих статей стало фактическое отлучение Бернеса от съёмок и записей на радио и пластинки. Но с 1960 г. голос Бернеса снова зазвучал по радио. В 1961 г. режиссёр Павел Арманд первым нарушил и запрет на приглашения Бернеса в кино, сняв его в небольшой роли в своём фильме «Чёртова дюжина».
В последующие годы Бернес снова успешно работает, гастролирует в Польше, Югославии, Чехословакии, Румынии, Болгарии, где получает многочисленные восторженные оценки в прессе. Выступает на английском телевидении. В его репертуаре появляются песни «Москвичи» (А. Эшпай — Е. Винокуров), «Если бы парни всей земли» (В. Соловьёв-Седой — Е. Долматовский), «Я люблю тебя, жизнь» (Э. Колмановский — К. Ваншенкин), «Хотят ли русские войны» (Э. Колмановский — Е. Евтушенко), «Я спешу, извините меня» (Я. Френкель — К. Ваншенкин) и др. В 4-серийном фильме «Щит и меч» (1968) за кадром в исполнении Бернеса прозвучала песня «С чего начинается Родина» (В. Баснер — М. Матусовский). 8 июля 1969 г. артист с одного дубля записал знаменитых «Журавлей» Я. Френкеля на стихи Расула Гамзатова в переводе Наума Гребнева.
Поэты, композиторы, артисты эстрады и кино о Марке Бернесе
Интересные воспоминания оставили о Марке Бернесе поэты, композиторы, артисты эстрады и кино общавшиеся и работавшие с ним. Вот некоторые из них.
Поэт Константин Ваншенкин: «Его репертуар безупречен. У него, как ни у кого, было развито чувство отбора. Я даже не верил, что это осуществимо, чтобы он спел мою песню».
Кинорежиссёр Роман Кармен: «Я с Марком Бернесом познакомился, по-моему, в 1936 году, как раз незадолго перед тем, как я полетел в Испанию. Веснушчатый, застенчивый, с чудесной улыбкой, в которой обнажалась вся его душа… А потом началась война. Он был солдатом в душе… Ведь голоса у него большого не было. И он не голосом пел, он сердцем пел».
Поэт Булат Окуджава: «По-настоящему он пришел с „Темной ночью“ на фронте. Это было такое юношеское воспоминание у меня, которое до сих пор очень сильно… Он был человеком определенного поколения. Война очень всколыхнула нас всех, и естественно, что он занимался военной тематикой. Но этим же не ограничивался круг его деятельности и интересов. И, может быть, в этом и прелесть его, что человек для него гораздо шире, чем просто воин, или просто строитель, или просто влюбленный… Как он иногда вынуждал поэта менять стихи. Не потому, что он брал на себя смелость с точностью решать литературные достоинства вещи, нет. Но он старался приблизить их к себе, и если это получалось, то получалась хорошая песня. В каждом стихотворении, в каждой песне должна быть судьба. А иначе все это пустой номер… Ну, Карузо, наверно лучше пел. Наверно. Ну что ж, у Карузо был свой репертуар, а у Бернеса свой».
Композитор Андрей Эшпай: «Марк Бернес — артист, которому выпало большое счастье: в самое трудное время нашей Родины он стал для советских людей… частью жизни каждого, частью их горя и надежд. Своей правдивой интонацией он захватил нас и заставил каждого уйти в свой мир, взглянуть на него возвышенно…»
Композитор Эдуард Колмановский: «Это был единственный из известных мне исполнителей, который работал и с поэтом, и с композитором. Он не писал стихов и музыки, но, тем не менее, был в высшей степени профессиональным знатоком песни. Да, он придумывал тему, выражая её в совершенно определенной строке, например: „Американцы, где ваш президент?“. Если поэт приносил не то, он тут же ругал стихи, и всегда был убедителен. Ему очень верилось. Он как-то умел предугадать успех песни. Мы сделали с ним двенадцать песен. Иногда он приходил и говорил: „Это место надо изменить“, делал тончайшие замечания по части инструментовки. Воспринимал и чувствовал он очень точно и тонко. Каждую песню пел как уникальную и последнюю….Страстно, одержимо любил музыку. Каждая новая удачная песня приводила его в восторг, превращалась в настоящий праздник, становилась смыслом жизни».
Композитор Ян Френкель: «Никогда Бернес не ставил себя в зависимость от публики, не старался предугадать, чего слушатель хочет, на что скорее согласится „клюнуть“. Совсем наоборот! Он предлагал слушателю то, что считал нужным сам, и — удивительное дело — у всех в зале тут же возникало ощущение, что именно это они и мечтали услышать… С его уходом ушёл целый жанр. Второго Бернеса не будет».
Актёр Владимир Высоцкий: «То, что он делал на сцене, приближается к идеалу, о котором я мечтаю, как об идеале исполнительском».
Эстрадная певица Эдита Пьеха: «Я боготворила Марка Бернеса. Это такая глыба! Мы были знакомы, и я Марка Бернеса всегда, конечно, идеализировала, видя в нём того, экранного Бернеса — из „Истребителей“, „Двух бойцов“».
Актёр Борис Андреев: «Не знал в работе предела, и этой работе всегда сопутствовал неистовый поиск красоты и углубленности человеческой характеристики».
Кинорежиссёр Сергей Юткевич: «…удивительное чувство целого, сверхзадачи, что и позволило ему стать не только свидетелем, но и певцом нашей такой славной, трудной и такой поэтической эпохи».
Поэт Расул Гамзатов: «Просто он простое не усложнял, а сложное не упрощал… Он мог соединить миг и вечность».
Поэт Евгений Евтушенко написал в дни прощания с Марком Бернесом: