Просмотр содержимого документа
«Проект "Школа полного дня-моя школа будущего"»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №23»
Проект
«Школа полного дня»
Выполнила: учитель начальных классов
Чернышова Полина Эдуардовна
Дегтярск
2015г.
Актуальность проекта
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. Стратегическая цель государственной политики в области образования заключается в повышении доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.
Школа реализует федеральные государственные образовательные стандарты (далее – ФГОС) на ступени начального общего образования. Реализованы мероприятия по организационному, методическому, нормативному, кадровому, материально-техническому обеспечению введения ФГОС НОО. При введении Стандарта была организована широкая разъяснительная работа среди педагогической и родительской общественности о целях и задачах Стандарта, его актуальности для системы образования, для обучающихся и их родителей, для страны в целом.
Введение ФГОС выявило ряд проблем, одна из них – недостаточное материально-техническое обеспечение. Данная проблема была отмечена на круглом столе, когда вместе собрались и родители и педагоги в мае, чтобы подвести итоги внедрения ФГОС НОО. В наших сельских условиях, когда большинство жителей из категории малообеспеченных, привлечение родительских благотворительных взносов практически невозможно.
Высокую отметку родители дали организации внеурочной деятельности в школе. Внеурочная деятельность – это, пожалуй, одно из главных отличий новых стандартов. Данная деятельность осуществляется в школе по нескольким направлениям. Ведут её учителя-предметники по разработанным программам.
Организация внеурочной деятельности особенно актуальна в условиях нашего города и школы, когда нет возможности посещать учреждения дополнительного образования вследствие удалённости школы.
Школа представила опыт работы по внеурочной деятельности и в целом по духовно-нравственному развитию и воспитанию младших школьников на районных семинарах, организованных для педагогов района на базе школы.
В действительности мы часто сталкиваемся с тем, что выпускники начальной школы в пятом классе испытывают трудности из-за недостаточно сформированных умений:
самостоятельно распределять своё время, принимать определённые решения в процессе текущей работы;
самостоятельно работать;
вступать в диалог, выражать свои мысли, вести беседу;
слушать и слышать собеседника, уважать его чувства и мысли.
Отсюда вытекает необходимость создания новых условий, предполагающих формирование помимо предметных умений и навыков, самостоятельные виды деятельности. Таким образом, коллективу школы предстоит обеспечивать дальнейшее введение ФГОС на ступени начального образования и создать условия для успешной реализации Стандартов на ступени основного образования.
Исходя из этого, возникла идея создания проекта, который позволит организовать модель образовательного пространства, адаптированную для введения новых Стандартов. Я считаю это возможным через «Школу полного дня» (далее – ШПД).
Анализ образовательной ситуации
На территории го Дегтярск расположена Средняя общеобразовательная школа № 23. В народе наш район принято называть «Старая Дегтярка», поскольку вблизи расположен частный сектор. В нашем районе население в основном занимается личным подсобным хозяйством, много пенсионеров, а также большой процент безработных, особенно среди молодежи. Многие работают на выезде. Чаще всего дети после уроков остаются дома без присмотра. В своем социальном заказе родители постоянно говорят об открытии школы полного дня. Их желание понятно.
На сегодняшний день, существует ряд факторов, влияющих на развитие личности:
1)удалённость от крупных культурных центров;
2)превалирование рыночных отношений над духовными интересами;
3)значительное количество малообеспеченных семей, многие из которых мало занимаются вопросами воспитания и развития детей.
4)Малый процент жителей села имеют высшее образование.
5)Значительная часть родительской общественности занимает пассивную позицию в отношении к школе, не осознавая себя в роли потребителей образовательных услуг, что снижает внешнюю мотивацию обучения школьников. С возрастом детей активность родителей падает.
Однако мы понимаем, что процесс взаимодействия семьи и школы должен быть направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами.
Работа с родителями осуществляется посредством проведения родительских собраний, родительских университетов, и мудрое сопровождение ребят на базе школы по просьбе Института Развития Образования, классных часов, массовых мероприятий (День матери, День семьи, Новогодние утренники, День знаний и другие). В школе сформирован Управляющий совет школы, в состав которого входят наряду с учениками и родители. Совет школы играет важную роль в организации учебно-воспитательного процесса. Связь семьи, школы и общественности – важнейшее условие эффективного воспитания школьников. Школа устанавливает связи с другими социальными институтами, формируя социально-педагогический комплекс. В условиях сельской местности школа становится центром такого комплекса, работа которого направлена на социальную защиту и реализацию прав человека, на успешное разностороннее развитие и самореализацию.
Постоянными нашими социальными партнерами являются Детская школа искусств, библиотека, администрация ГО Дегтярск, ДК, Институт Развития Образования, Дворец Молодежи.
Совместным социальным проектом, осуществляющим свою деятельность вне школы, является экологическое объединение Школьное экологическое объединение «Борцы экологического движения»( ШЭО «БЭД»), отряд дружина юных пожарных (ДЮП), школьное самоуправление – СТИМУЛ.
Здоровьесбережение – важнейшая функция спортивно-оздоровительной работы нашего учреждения. Именно физическая культура имеет огромное значение в развитии физических и духовных качеств личности. Наша задача – организовать спортивно-оздоровительную работу таким образом, чтобы она приносила моральное удовлетворение, пользу здоровью учащихся и имела социальную значимость. На базе образовательного учреждения работает внедренческая площадка «ЭКО-здоровье».
Проектная идея
В основе моей проектной идеи лежит «Школа полного дня», которая определяет не только режим, но и весь организационно-педагогический уклад образовательного учреждения. Это новый тип школы, двери которой открыты для обучающихся целый день.
Это учреждение, которое обеспечивает комплексную организацию:
общеобразовательной;
эколого-биологической;
научно-технической;
туристско-краеведческой;
военно-патриотической;
социально-экономической;
социально-педагогической;
физкультурно-спортивной;
художественно-эстетической;
культурологической;
естественно-научной деятельности.
Школа полного дня - это система работы учреждения, позволяющая наиболее полно объединить учебную и внеурочную сферы деятельности ребенка, сформировать образовательное пространство учреждения, объединив образовательные, социокультурные и оздоровительные процессы.
С научной точки зрениявопросы педагогики школы полного дня, организационно-методические и юридические особенности режима, уже рассматривались в работах Н.М. Битевой, Н.Г. Вартанян, Г.В. Гватуа, Н.Ф. Головановой, О.Н. Держицкой, А.Ф. Иванова, С.Э. Карклиной, Б.С. Кобзаря, Н.А.Липницкой, О.А. Лосевой, Ф.Н. Маскаевой, A.M. Минасян, В.Б.Орловой, В.Б. Огузовой, К.В. Петровой, И.Н. Пищик, Г.Т. Токтарова, Н.Г. Шелахиной и других.
Идеи организации педагогического процесса в такой школе предложены Э.Г. Костяшкиным, А.Ф.Ивановым и др. В их моделях особое внимание обращается на создание оптимальных условий для наиболее полного развития способностей и возможностей каждого ученика на основе принципа дифференциации и индивидуального подхода.
Опыт построения школ полного дня является не новым для России.
Самое большое их число сосредоточено в Москве. В столице их насчитывается более 240. Такое количество обусловлено, прежде всего, следующим:
Материально-техническое обеспечение многих московских школ полностью соответствует требованиям методических рекомендаций для школы полного дня.
Для города Дегтярска и Свердловской области опыт построения школы полного дня является инновационным.
При разработке данного проекта я определила цель:
Обеспечение современного качественного образования на основе формирования ключевых компетенций личности, определяемых государственными стандартами через создание образовательного пространства, способствующего реализации и индивидуализации обучения, развитию и социализации личности.
Задачи и принципы работы школы полного дня:
Оптимизация процесса интеграции основного и дополнительного образования для становления комплекса ключевых компетенций личности;
внедрение, развитие и совершенствование инновационных процессов в образовании;
формирование информационно-коммуникативной среды.
Разработка современной и инновационной модели школы полного дня
Адаптировать эту исходную модель и отследить, насколько данная модель проецируется на социальные запросы наших учащихся и родителей, на те условия, которыми мы располагаем.
Микрорайон школы является удаленным от учреждений дополнительного образования, функционирующих на территории города. Поэтому возникает острая необходимость в наличии полноценной образовательной и воспитательной микросреды. Именно это, на мой взгляд является сегодня актуальной проблемой для современного и динамично меняющегося общества.
Противоречия:
С одной стороны социальный заказ родителей на школу полного дня уже поступил, но с другой стороны:
1)Не готова материально-техническая база: мало помещение, нужен пристрой. Современные УМК комплексы , недостаточна учебно-методическая база, не в полном объеме разработан демонстрационный и дидактический материал.
2)Необходимо разработать образовательные программы дополнительного образования, внедрение современных УМК комплексов, учебно-методической базы, демонстрационный и методический материал, введение ииновационных образовательных технологий по внеурочной деятельности.
3) Кадровый персонал. Активное сотрудничество с социальными партнерами: школа полного дня предполагает работу педагогов по совместительству.
Что такое в принципе «школа полного дня»?
Это новая модель учебного заведения в котором сочетается обычное общеобразовательное учреждение (средняя школа, школа с углубленным изучением ряда предметов, и дополнительное образование). Образовательные школы с кружковой и секционной работой во второй половине дня у нас всегда были традицией. Это модель новой школы, когда ребенок все получает по полной программе и в первой, и во второй половине дня, совершенно бесплатно. «Школе полного дня» дополнительно выделяются ставки, элективные курсы, кружковые занятия для работы во второй половине дня. Если в настоящий момент один ребенок занимается, скажем, в музыкальной школе, другой — в художественной, снова возникает проблема с транспортом, затратам большого количества времени на дорогу, а также денежных средств. Наша новая школа, согласно установленному расписанию, будет рада принять обучающихся на занятия. В школе полного дня необходимо разработать систему организации досуга детей, который заинтересует ребенка, предложит такие занятия и отдых, чтобы ему было интересно, комфортно и он не хотел бы покидать ее стены в течение всего дня. Это очень важно для родителей, которые, естественно, беспокоятся о том, как их дети проводят свободное время. В «школе полного дня» им гарантировано, что дети будут под присмотром, будут нормально учиться и духовно обогащаться. Хотя работу «школы полного дня» и называют экспериментом, на самом деле это- поэтапный реальный перевод образовательного учреждения на такой ритм работы, когда для детей создаются условия, как бытовые (питание, отдых, занятия спортом, оздоровление), так и образовательные.
Общеобразовательное учреждение, работающее
в режиме полного дня, должно:
обеспечивать интеграцию основного и дополнительного образования обучающихся;
решать проблемы неуспешности в обучении и профилактики безнадзорности и беспризорности детей и подростков;
создавать условия для самовыражения, самоопределения каждого конкретного обучающегося, способствующие развитию стремления к непрерывному образованию в течение всей активной жизни человека;
обеспечивать взаимодействие с семьёй по вопросам воспитания и образования детей, сохранения их здоровья и реализации комплекса мер по социальной защите детства.
Предоставить каждому ребенку 4-х разовое сбалансированное и рациональное питание.