Проектная деятельность как средство повышения познавательной активности учащихся
Проектная деятельность как средство повышения познавательной активности учащихся
XXI век, в котором мы живём сейчас, характеризуется мощным информационным взрывом: известно, что каждое десятилетие информация удваивается, и каждые 7 лет обновляется на 50%. В России изменились представления о том, чему и как учить. Содержание общего среднего образования, сложившееся в другую социально-экономическую эпоху, уже не отвечает потребностям нашей современной жизни, ориентированной на постоянные изменения. Подвергается дополнениям и пересмотрам «вчерашняя» научная информация, отбрасываются некоторые идеи и гипотезы. В связи с тем, что уже сейчас обществом востребованы люди-творцы, а не простые исполнители, сегодняшний школьник должен уметь не только воспринимать информацию, но и уметь работать с ней. Поэтому современное образование имеет своей целью помочь ребёнку ответить на вопрос: как он может развивать в себе то индивидуальное, что у него есть, чтобы двигаться по пути построения своей личности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность как средство повышения познавательной активности учащихся »
Тема: «Проектная деятельность как средство повышения познавательной активности учащихся»
Учитель физики ГБОУ СОШ №2044: Пестрецов В.В.
XXI век, в котором мы живём сейчас, характеризуется мощным информационным взрывом: известно, что каждое десятилетие информация удваивается, и каждые 7 лет обновляется на 50%. В России изменились представления о том, чему и как учить. Содержание общего среднего образования, сложившееся в другую социально-экономическую эпоху, уже не отвечает потребностям нашей современной жизни, ориентированной на постоянные изменения. Подвергается дополнениям и пересмотрам «вчерашняя» научная информация, отбрасываются некоторые идеи и гипотезы. В связи с тем, что уже сейчас обществом востребованы люди-творцы, а не простые исполнители, сегодняшний школьник должен уметь не только воспринимать информацию, но и уметь работать с ней. Поэтому современное образование имеет своей целью помочь ребёнку ответить на вопрос: как он может развивать в себе то индивидуальное, что у него есть, чтобы двигаться по пути построения своей личности.
В настоящее время в образовательном процессе всё более значимую роль играют те процессы, которые помогают стимулировать познавательную активность учащихся тем или иным методом. Это естественно, поскольку одна из главнейших задач учителя – научить учащихся думать, делать открытия. Именно поэтому исследовательская деятельность учащихся является одной из самых удачных форм внеклассной работы с учащимися по предмету.
Научно-исследовательская деятельность учащихся должна постепенно развивать у них навыки организации умственного труда и самообразования. Основная функция учителя состоит в «сопровождении» учащегося в его познавательной деятельности, коррекции ранее полученной информации, помощи в извлечении из полученных ранее знаний тех, которые актуализируются в изучаемом явлении. Работа учителя индивидуализируется, ориентируясь на обеспечение активной познавательной деятельности самих обучающихся. Иными словами, не учитель теперь призван обучать физике школьников, а сами ученики в созданных учителем обучающих ситуациях, самостоятельно или в сотрудничестве друг с другом (или с учителем) овладевают системой физических знаний, умений и навыков.
Наиболее сложная проблема, которую приходится решать учителю при организации научно-исследовательской деятельности учащихся, – это найти интересные и перспективные темы для исследования. Особого внимания заслуживают те ученики, которые сами предлагают интересные темы для своих исследований. Но даже для учителя выбрать такую тему бывает трудно – очень часто оказывается, что полученный результат уже давно известен. Но и в этом случае всем известное физическое явление не теряет своей красоты, особенно если оно рассмотрено и объяснено с помощью физических законов самостоятельно учащимися.
При организации исследовательской деятельности по физике я рекомендую использовать информационные технологии. В нашем современном мире умение работать с новыми информационными технологиями, на мой взгляд, является неотъемлемой частью построения цельной и развивающейся личности.
В целях реализации повышения познавательной активности учащихся нашей школы мною, совместно с учащимися 7 класса, была выбрана тема проектной работы – «Занимательная физика (создание школьных демонстраций)».
Целями этой работы являлись:
проведение исследования в разделах физики «Механика», «Давление тел» и «Магнетизм» по выявлению явлений, наиболее пригодных для создания школьных демонстраций;
создание школьных демонстраций для активизации интереса к физике во время учебного процесса.
При выполнении этой работы ставились следующие задачи:
привлечение к активной творческой деятельности исследовательского характера;
активизация творческого потенциала учащихся;
развитие творческого интереса школьников в области;
повышение эффективности образовательного процесса;
умение работать с источниками;
умение вести научный диалог, отвечать на вопросы, оппонировать – защита работы перед аудиторией.
В процессе работы над этим проектом учащимися активно использовались информационные технологии – как различные Интернет-ресурсы (при поиске необходимой информации), так и средства Microsoft Office – PowerPoint (для создания электронной презентации проекта).
Все цели и задачи проекта были успешно реализованы учащимися и представлены на ежегодной школьной конференции.
В отличие от большинства остальных дисциплин, для лучшего понимания естественных наук требуется проводить научные исследования. Поэтому я считаю, что вовлечение учеников в активную физическую научно-исследовательскую деятельность является необходимым этапом модернизации физического образования. Концентрируя внимание учащихся на понимании основных принципов, а не на механическом запоминании фактов, мы помогаем еще молодому поколению развивать в себе все этапы научного познания - от наблюдения физических явлений и их эмпирического исследования до выдвижения собственных гипотез, выявления на их основе следствий и экспериментально подтверждения своих выводов. Важным аспектом этой деятельности является возможность использования на всех этапах ее осуществления современных информационных технологий.
Всё это развивает в молодом поколении стремление познать мир самостоятельно, тягу к новому, неизведанному, что положительно сказывается на повышении эффективности образовательного процесса.
object(ArrayObject)#874 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(261) "презентация на тему «Проектная деятельность как одна из форм организации учебного процесса, способствующая повышению качества образования» "
["seo_title"] => string(162) "priezientatsiia-na-tiemu-proiektnaia-dieiatiel-nost-kak-odna-iz-form-orghanizatsii-uchiebnogho-protsiessa-sposobstvuiushchaia-povyshieniiu-kachiestva-obrazovaniia"
["file_id"] => string(6) "103837"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
["date"] => string(10) "1402640506"
}
}