Метод проекта как развитие позновательных способностей учащихся. Описание смысла проектного обучения и главная цель проектной работы. Знакомство с основными задачами развития общеучебных умений в ходе проектной деятельности и основными требованиями к использованию метода проектов. С какого возраста нужно начинать готовить учащихся к серьезной проектной деятельносьти. Метод проектов как обучение учащихся умению разрешать проблемные ситуации в дальнейшей жизни, не пасовать перед трудностями.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность учащихся »
Известно, что познавательная деятельность учащихся складывается из творческой и репродуктивной. Развитие познавательных способностей детей в решающей степени зависит от их творческой деятельности. Причем наиболее эффективной является систематическая творческая деятельность учащихся.
Широкие возможности регулярной творческой деятельности на уроках предоставляет применение метода проектов.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков и умений самостоятельно конструировать свои знания. Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную или групповую. Он всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой – интегрирование знаний, умений, навыков. Результаты этой работы должны быть «осязаемыми» - заканчиваться конкретным результатом, готовым к внедрению. Элементы этого метода используются многими педагогами. Выпуск стенгазет, бюллетеней, подготовка сообщений, рефератов, составление викторин, кроссвордов и т.д.
Смысл проектного обучения состоит в развитии творческого потенциала учащихся. Проектная деятельность способствует преобразованию процесса обучения в процесс самообучения, позволяет каждому ученику увидеть в себе человека способного, компетентного. Этот метод является элементом самостоятельной работы учеников.
В наши дни задача школы состоит в том, чтобы научить детей ориентироваться в мире информации, добывать ее самостоятельно, усваивать в виде знания, рационально подходить к процессу познания, то есть научить учиться.
Проектное обучение строится на принципах личностно-ориентированного развивающего обучения.
Главной целью этой работы считается расширение возможностей самообразования в процессе практического применения знаний, создание условий для расширения познавательных интересов учащихся, научить самостоятельно добывать знания, которые помогут преодолеть затруднения (при различных жизненных ситуациях), и как следствие - повышение мотивации учащихся.
Основные задачи развития общеучебных умений в ходе проектной деятельности:
1.Развитие рефлексивных умений: осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний; ответить на вопрос «Чему нужно научиться для решения поставленной задачи?». 2. Развитие поисковых (исследовательских) умений: самостоятельно находить недостающую информацию; запрашивать недостающую информацию у учителя. Находить несколько вариантов решения проблемы. 3.Развитие оценочных умений . 4. Развитие умения и навыков работы в сотрудничестве: взаимопомощь, коллективное планирование. 5.Развитие умения анализировать собственную деятельность 6.Развитие коммуникативных умений: вступать в диалог, задавать вопросы и т. д. 7.Презентовать умения и навыки: монологическая речь, артистические умения, использование различных средств наглядности при выступлении, умение отвечать па незапланированные вопросы.
Основные требования к использованию метода проектов.
Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания для ее решения. Практическая и теоретическая значимость результатов.
Самостоятельная деятельность участников проекта.
Структурирование содержательной части проекта.
Выявление проблемы, предложение путей ее решения, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов.
Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся:
-самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из различных источников;
-учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения практических задач;
-приобретают коммуникативные умения - развивают исследовательские умения (выявление проблемы, сбора информации, наблюдение, анализ, обобщение и т.д.); - развивают системное мышление.
Подготовка к серьезной проектной деятельности начинается еще в 5-6 классах.
В 5 классе можно использовать, в основном, работу над мини-проектом: написание сочинений, сказок, составление ребусов, кроссвордов, поиск различных способов решения проблемных ситуаций по тексту произведения.
Пример такой работы может быть по теме «Мое любимое животное». Ученики собирают информацию о том, какие животные живут у них дома. По итогам этой работы делают диаграмму. Тем самым они больше узнают друг о друге.
Проектная деятельность позволяет школьникам перейти от усвоения готовых знаний к их осознанному приобретению, формирует социальный опыт в труде, в общении, способствует их интеллектуальному росту, расширяет кругозор, дает возможность раскрыть свой потенциал.
Проблемное обучение вызывает со стороны учащихся живые споры, обсуждения, создается обстановка увлеченности, раздумий, поиска. Это плодотворно сказывается на отношении школьника к учению. Постоянная постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не "пасует” перед проблемами, а стремится их разрешить.