Проектная деятельность учащихся на уроках информатики и во внеурочной деятельности
Проектная деятельность учащихся на уроках информатики и во внеурочной деятельности
Информатика относится к группе предметов, которые носят в значительной степени интегрированный и прикладной характер. Поэтому для организации процесса его изучения и освоения важно, как его изучать. Метод проектов позволяет оптимизировать классно-урочную и внеклассную деятельность учащихся по освоению информатики, реализовать проблемное обучение, активизирующее и углубляющее познание, позволяет обучать самостоятельному мышлению и деятельности, системному подходу в самоорганизации, дает возможность обучать групповому взаимодействию. Информатика как школьный предмет, благодаря своей технологичности, легко интегрируется с любым школьным предметом, позволяет эффективно показать изначальное единство картины мира, открываемой ученику в школе, а межпредметные связи в процессе обучения выступают в качестве существенного пускового, побуждающего стимула для активизации учебно-познавательной деятельности учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность учащихся на уроках информатики и во внеурочной деятельности »
Проектная деятельность учащихся на уроках информатики и во внеурочной деятельности
"Я слышу - я забываю,
Я вижу - я запоминаю,
Я делаю - я понимаю".
(Китайская пословица)
По мере информатизации нашего общества, по мере его вхождения в мировое сообщество нарастает потребность в обучении и воспитании детей, способных жить в открытом обществе, умеющих общаться и взаимодействовать со всем многообразием реального мира, имеющих целостное представление о мире и его информационном единстве. В то же время, в период бурной информатизации общества для развития человека приобретают значимость умение собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезу, делать выводы и умозаключения, использовать для работы с информацией новые информационные технологии. Выполнить эту задачу призвана школьная информатика.
Информатика относится к группе предметов, которые носят в значительной степени интегрированный и прикладной характер. Поэтому для организации процесса его изучения и освоения важно, как его изучать. Метод проектов позволяет оптимизировать классно-урочную и внеклассную деятельность учащихся по освоению информатики, реализовать проблемное обучение, активизирующее и углубляющее познание, позволяет обучать самостоятельному мышлению и деятельности, системному подходу в самоорганизации, дает возможность обучать групповому взаимодействию. Информатика как школьный предмет, благодаря своей технологичности, легко интегрируется с любым школьным предметом, позволяет эффективно показать изначальное единство картины мира, открываемой ученику в школе, а межпредметные связи в процессе обучения выступают в качестве существенного пускового, побуждающего стимула для активизации учебно-познавательной деятельности учащихся.
Творческий проект может использоваться как одна из форм итоговой аттестации учащихся. В своей практике я использую проведение в форме проектов уроков повторения или обобщения пройденного материала. Одной из главных особенностей проектной деятельности, на мой взгляд, является ориентация на достижение конкретной практической цели – наглядное представление результата, будь это рисунок, презентация, действующая модель устройства, кроссворд или сайт. Проекты при этом могут быть небольшие (на один урок) и более длительные, часто рассчитанные на расширение образовательной деятельности в виде самообразования в рамках самостоятельной работы дома или в школе. Сначала даю базовые теоретические знания, которые нацелены на всеобщее понимание. Затем мы переходим к практическим занятиям, содержание которых соответствует итоговой системе знаний и умений учащихся по базовому курсу информатика. Итоговой работой является выполнение мини-проектов, направленных на применение полученных знаний в нетрадиционных ситуациях, желательно имеющих практическое значение. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся, поиска информации, которая должна быть обработана, осмыслена, представлена с использованием какой-либо информационной технологии. При работе над проектами ученики выполняют задание индивидуально или разбиваются на группы. При этом учитывается психологическая совместимость школьников. На всех этапах самостоятельной работы групп учитель выступает в роли консультанта и помощника.
Из личного опыта
В 6-м классе при изучении приложения MS PowerPoint учащиеся реализуют свой проект в виде презентации. Тема презентации может быть предложена учителем или выбрана учеником самостоятельно. Тема проекта должна не только входить в общий контекст обучения информатике, но и быть достаточно интересной для учащихся. Выбор темы проектной работы очень важен, зачастую именно тема проекта, в конечном счете, может определить успешность и результативность проектной работы в целом. Необходимое условие при этом: тема презентации должна быть связана с какой-либо изученной ранее на уроках информатики темой, например: «Устройство компьютера», «Новости в мире аппаратного или программного обеспечения компьютеров», «История вычислительной техники», «История развития операционных систем» и т.д. На создание проекта отводится 4 урока. Поиск и сбор необходимой информации можно выполнить дома или в классе в неурочное время, воспользовавшись энциклопедиями, книгами, ресурсами Интернет. Работа над проектом выполняется в группах по 2 человека. На последнем этапе происходит публичная защита проекта.
В 5-ом и 6-ом классах при изучении тем «Компьютер и информация», «Информация вокруг нас», «Устройство компьютера» мини-проектом может выступать составление кроссворда, содержащего основные понятия данной темы. Предполагается, что составленные в ходе выполнения проекта лучшие кроссворды будут в дальнейшем использованы для проверки знаний учащихся по данной теме с помощью программы «Классический кроссворд». Тем самым достигается практическая, теоретическая, познавательная значимость полученного результата. Кроме того, лучшие кроссворды представлялись на традиционном конкурсе кроссвордов по информатике для учащихся 3-6 классов, проводимом в Василеостровском районе каждую осень, а их авторы приглашались на II-ой (очный) тур.
В 7-8 классах при изучении текстового редактора MS Word заданием проекта может быть ввод вопросов кроссворда и его сетки в текстовом редакторе, создание программки для спектакля, создание рекламного объявления для существующей или вымышленной фирмы, макета школьного информационного листка, создание мини-газеты о каком-либо известном ученом, писателе и т.д. Тем самым проверяется не только знание темы, по которой составлен кроссворд, но и знание темы «Технология обработки текстовой информации».
Творческой работой (мини-проектом) по итогам изучения темы «Электронные таблицы – программа Excel» в 9 классе может быть красочный кроссворд или тест для проверки знаний учащихся, созданный в изученной программе.
Изучение программы Publisher заканчивается созданием буклетов на различные темы: «Моя будущая профессия», «Новости компьютерного мира», «Выдающиеся личности современности» и т.д.
При изучении программы MS PowerPoint учащимся предлагается выбрать самостоятельно тему интегрированного проекта, согласовав ее с учителем-предметником. Созданная презентация может быть компьютерным сопровождением докладу или реферату по предмету, интерактивной презентацией-игрой, кроссвордом с использованием триггеров. В этом случае учитель-предметник помогает с выбором темы проекта, поиском информации, структурированием найденного материала, а учитель информатики оказывает помощь в использовании современных информационных технологий и программных средств. Это могут быть индивидуальные или коллективные проекты, выполняемые во внеурочное время.
Использование метода проектов интегрированной направленности в образовательном процессе показало, что учащиеся охотно включаются в познавательную деятельность, учатся отстаивать собственную точку зрения, а также повышается эмоциональный настрой в классе, появляется возможность для проявления индивидуальных творческих способностей учащихся, создаются условия для использования полученных знаний в нестандартных ситуациях при выходе за рамки одного школьного предмета.
В преподавании информатики и информационных технологий метод проектов исключительно уместен как форма внеурочной деятельности. При этом учащиеся самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают у себя исследовательские умения (выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения); развивают системное мышление.
С внедрением проектного метода обучения, в основе которого лежат исследовательская и творческая деятельность, появляется возможность на уроках информатики, факультативах, дополнительных занятиях углублять и закреплять знания, полученные по другим предметам. Проектная деятельность формирует у учащихся качества, необходимые в жизни и в их будущей профессиональной деятельности: навыки работы с информацией, умения и навыки работы в коллективе, навыки монологической речи, умение уверенно держать себя во время публичного выступления. Использование метода проектов на уроках и во внеклассной работе позволяет раскрыть творческий потенциал практически каждого ученика, активизировать эвристическую деятельность, повысить интерес к учебному материалу, усилить практическую направленность обучения, приобщить учащихся к самостоятельной образовательной деятельности,
Собственные наблюдения показали, чтоиспользование проектного метода является эффективной технологией, которая значительно повышает уровень компьютерной грамотности, внутреннюю мотивацию учащихся, уровень самостоятельности школьников, их толерантность, а также общее интеллектуальное развитие.