Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь: определить цели, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, проанализировать, удалось ли достичь поставленных целей. Всему этому способствует организация проектной деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность учащихся начальной школы »
А.М. Еременко
МБОУ «ДООШ № 5»
учитель начальных классов
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ
НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
«Расскажи – и я забуду, Покажи – и я запомню, Дай попробовать – и я пойму». Китайская пословица
Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь: определить цели, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, проанализировать, удалось ли достичь поставленных целей.
В настоящее время все чаще приходится говорить о том, что учащиеся способны в основном только к воспроизведению знаний, переданных им учителем, а реализовать их в практической жизни они не в состоянии. Ученик как бы усваивает знания, заучивает основные правила, законы, формулы, может даже проиллюстрировать их применение на каких-то простых однотипных примерах. Но, сталкиваясь с реальными жизненными ситуациями, он не может применить их, так как в школе он не участвует в деятельности, которая показывала бы применение полученных в ходе обучения знаний на практике.
В связи с этим большое значение приобретает не только разработка и совершенствование нового учебного содержания, но и включение в практику продуктивных стилей и форм педагогического общения, методов обучения.
Ведущее место среди таких методов принадлежит сегодня методу проектов.
Проекты в начальных классах – это проблематично, так как дети еще слишком малы для проектирования. Но все-таки это возможно. Это очень сближает детей, педагогов и родителей. Несложность проектов для начальной школы обеспечивает успех их выполнения и является стимулом, вдохновляющим учеников на выполнение других, более сложных и самостоятельных проектов.
Проект – план, замысел, в результате которого автор должен получить что-то новое: продукт, программу, отношение, модель, книгу, фильм, сценарий и т.д. Проект – это одна из форм исследовательской работы.
Проектная деятельность младших школьников, будучи основной структурной единицей процесса обучения, способствует развитию общеучебных навыков (социальных, коммуникативных, мыслительных).
Первое – это социальные навыки. Умение работать в группе, сотрудничать, умение принимать и выполнять определённую роль: быть лидером или исполнителем, умение выстраивать свои отношения с людьми, которые тебя окружают.
Следующие навыки – коммуникативные: учиться не только говорить, но и важно научиться умению слушать, принимать другое мнение и спокойно отстаивать своё.
Навыки, которые формируются в ходе проектной деятельности – это и мыслительные навыки. Дети учатся анализировать, обобщать, сравнивать, классифицировать и т.д.
Навыки, тесно связанные с мыслительными – это исследовательские навыки: учиться проводить исследование, уметь наблюдать, выявлять, соотносить.
Приступая к проектированию в начальной школе, следует учесть, что большинство малышей еще не имеют постоянных увлечений. Их интересы ситуативны. Поэтому, если тема уже выбрана, приступать к ее выполнению надо немедленно, пока не угас интерес.
Организуя проектную деятельность учащихся, есть ряд обстоятельств, которые необходимо учитывать при работе. Учащемуся не может быть предложено в качестве проекта, для выполнения которого у него нет никаких знаний умений, при том, что эти знания и умения ему негде найти и приобрести. Иными словами, для работы над проектом автор должен иметь определенный исходный (пусть минимальный) уровень готовности. И, конечно, не может быть проектом работа очень знакомая, многократно ранее выполнявшаяся, не требующая поиска новых решений и соответственно не дающая возможности приобрести новые знания и умения.
Первым этапом работы над проектом является проблематизация - необходимо оценить имеющиеся обстоятельства и сформулировать проблему. На этом этапе возникает первичный мотив к деятельности, так как наличие проблемы порождает ощущение дисгармонии и вызывает стремление ее преодолеть.
Второй этап работы - целеполагание. На этом этапе проблема преобразуется в личностно значимую цель и приобретает образ ожидаемого результата, который в дальнейшем воплотится в проектном продукте.
Важнейший этап работы над проектом – это планирование, в результате которого ясные очертания приобретает не только отдаленная цель, но и ближайшие шаги. Когда имеется план работы, в наличии ресурсы (материалы, рабочие руки, время) и понятная цель, можно приступить к работе.
Следующий этап проектного цикла - реализация имеющего плана.
По завершении работы необходимо сравнить полученный результат со своим замыслом, если есть возможность, внести исправления. Это этап осмысления, анализа допущенных ошибок, попыток увидеть перспективу работы, оценки своих достижений, чувств и эмоций, возникших в ходе и по окончании работы. Завершающий этап работы - самооценка и рефлексия.
Формулируя цель работы, автор проекта создаёт мысленный образ желаемого результата работы - проектного продукта, который является непременным условием работы. В ходе планирования необходимо определить задачи, которые предстоит решить на отдельных этапах работы и способы, которыми эти задачи будут решаться. Определить порядок и сроки выполнения работы – разработать график. На этапе реализации плана может возникнуть необходимость внести определённые изменения в задачи отдельных этапов и в способы работы, а иногда может измениться представление автора о конечном результате проектном продукте. Завершается проект обычно презентацией созданного им проектного продукта.
Я хотела бы рассказать о системе организации проектной деятельности, которая сложилась в нашей начальной школе. Метод проектов применяется как на уроке, так и во внеурочной деятельности.
На уроках проектная деятельность заключается, в основном, в использовании групповой формы организации учебного процесса.
Работа в парах социализирует ребенка, учит целенаправленно выстраивать партнерские взаимоотношения между учащимися, вести диалог, развивает коммуникативные свойства личности, способствует росту познавательного интереса у обучающихся и качества знаний, пошагово планировать свою деятельность; искать и преобразовывать информацию, делать выводы; договариваться с одноклассниками.
Таким образом, работая в группах, учащиеся стали давать больше ответов за единицу времени, быстро переключаться от одной категории ответов к другой, работать самостоятельно и сознательно давать своеобразные, оригинальные ответы, необычно подходить к решаемой проблеме как в коллективе, так и самостоятельно.
На уроках были реализованы проекты:
- «Разнообразие животных»;
- «Хвойные и лиственные деревья»,
- «Моя семья»;
- «Берегите воду!» и многие другие.
Во внеучебном процессе, кроме индивидуальных исследовательских проектов реализуются семейные проекты, классные проекты, проекты на параллель, сетевые проекты.
Семейный проект.
В семейном проекте принимают участие дети и родители. С вовлечением родителей в проектную деятельность формируются положительная самооценка учащихся, создаются благоприятные условия для раскрытия индивидуальности ребёнка и его творческого потенциала.
Совместный сбор материалов, изготовление атрибутов, игры, конкурсы, презентации раскрывают творческие способности детей, вовлекают родителей в воспитательный процесс, что, естественно сказывается на результатах. Родители, участвуя в реализации проекта, являются не только источниками информации, но и обогащают свой педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и достижений ребенка
Особенно неоценима помощь родителей, когда дети делают первые шаги в работе над проектом. На этом этапе проводится специальное родительское собрание, на котором родителям нужно разъяснить суть метода проектов и его значимость для развития личности детей, рассказать об основных этапах проектной деятельности и формах возможного участия в ней. На собрании родителям можно предложить рекомендации-памятки.
Были реализованы такие семейные проекты, как «Битва овощей», «Морское путешествие», «Цветочные фантазии».
Классный проект.
При коллективной проектной деятельности в классных коллективах приобретаются навыки сотрудничества со сверстниками. Особенно ценны воспитательные возможности групповых проектов, когда в процессе совместной деятельности появляется совместный продукт. Проектную деятельность можно считать: - развивающей умения самовыражения, самопроявления, самопрезентации и рефлексии, способствующей саморазвитию; - воспитывающей личностные качества: целеустремлённость, самостоятельность, ответственность, творческое отношение к делу.
Были реализованы классные проекты:
- «Веселый алфавит» (данный проект помогает прочному и осознанному запоминанию букв, вызывает живой интерес к обучению);
- «Птицы» (в ходе совместной работы дети получили навыки практической деятельности по изучению и охране птиц; совместно с детьми родители изготовили кормушки из различных материалов, затем развесили их; дети ознакомлены с правилами подкормки птиц, необходимостью подкормки птиц в зимнее время) и многие другие проекты.
Проект на параллель.
Не менее интересным стал проект на параллель. Работа над данным видом проекта способствует сплочению классного коллектива и коллективов на параллели. У учащихся происходит формирование умения сбора и обработки информации по заданной теме; развитие критического мышления; формирование умений и навыков работы с компьютером; формирование опыта общественной презентации результатов работы.
Например, в параллели 4-х классов был реализован проект «Антиреклама вредных продуктов». Каждому классу было предложено по одному вредному продукту. Учащиеся изучали свойства предложенного продукта и создавали презентацию «Антиреклама вредного продукта».
Во время реализации проекта у детей формируется представление о необходимости заботы о своем здоровье, бережном отношении к своему организму, представление о том, какая еда вредна, и какая полезна для здоровья, как витамины влияют на организм человека.
У родителей сформировано представление об основных принципах гигиены питания, о необходимости и важности регулярного питания, о наиболее подходящих блюдах для школьников. Родители обратили внимание на рацион своих детей, изменили их меню, сделав его более витаминизированным и полезным.
Сетевой проект.
В процессе работы над сетевым проектом учащиеся могут обмениваться опытом, мнениями, данными, информацией, методами решения проблемы, результатами собственных и совместных разработок. Средства организации такой совместной деятельности включают: электронную почту, списки рассылок, электронные доски объявлений, дискуссионные группы, средства поиска информации в Интернете, средства общения в реальном и отложенном времени, аудио- и видеоконференции, социальные сетевые сервисы или сервисы Web 2.0.
Под сетевым проектом мы понимаем совместную учебно - познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность учащихся - партнеров, организованную на основе компьютерной телекоммуникации, имеющую общую проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение совместного результата деятельности.
Основным видом деятельности в сетевом проекте является работа с информацией на разных носителях, в том числе содержащейся в информационных ресурсах Интернета. Систематическая практика в совместной деятельности формирует не только самостоятельность, но и ответственность за собственную работу и работу всей группы. При этом учащиеся приучаются выполнять разные социальные роли (лидера или исполнителя, организатора совместной деятельности, генератора идей и т.д.)
Были реализованы сетевые проекты:
- «Школа Буратино» (Проект направлен на создание условий адаптации первоклассников, развитие детской любознательности; на совершенствование навыков чтения: осознанное овладение приемами понимания прочитанного произведения, умение ориентироваться в книге. Дети учились работать в Google Документах, учились составлять синквейн).
- «Путешествие в Игромир» (Что дал данный проект? Многое. Но главное, это не работа в сети, не работа командой, не обучение детей поиску информации. Это все оказалось средством для узнавания ребятами своей семьи, для удивительных открытий, для взгляда на таких родных и знакомых взрослых с другой стороны: оказывается, они тоже были детьми и любили играть, а игрушек ведь не было! И бабушка стала еще роднее. И стало понятно, почему старая кукла сидит на кухонном подоконнике. И почему взрослые так берегут не очень красивого медведя. И зачем бабушке кукла без ноги. Почему дедушка вздыхает, глядя на игрушечный арсенал. Также дети сами создавали свои незабываемые поделки).
Таким образом, можно сказать, что использование проектного метода в начальной школе эффективно, а в процессе реализации проекта у учащихся совершенствуется и повышается сам уровень готовности к проектной деятельности, как средства познавательной активности. Выполнение проекта позволяет научиться работать командой, распределять обязанности по желаниям и способностям, учит ответственности, взаимопомощи, дает радость достижения поставленной цели.
Список литературы
Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. - М.: АРКТИ, 2003.
Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений/Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. - М.: Издательский центр "Академия", 2007.
Н.Б.Шумакова, Н.И.Авдеева, Е.В.Климанова. Развитие исследовательских умений младших школьников. М.: Просвещение, 2011.