Просмотр содержимого документа
«Проектная и исследовательская деятельности учреждении дополнительного образования»
Рюмцев А.А.,
педагог дополнительного образования
МБОУ ДОД ДДТ№2 г.Новокузнецка
Проектная и исследовательская деятельности учреждении дополнительного образования
Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств. Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Этим обусловлено введение в образовательный контекст образовательных учреждений методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности учащихся. Социальный заказ государства, сформулированный в Законе РФ «Об образовании» , заключается в «общедоступности образования, адаптивности системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки учащихся». Следовательно, необходимо создать условия для включения каждого ребенка в естественные виды деятельности, создать благоприятную среду для его развития. Проектная и исследовательская формы работы с учащимися должны быть приоритетными.
В условиях дополнительного образования выбор содержания, тематики и проблематики проектов и исследований учащимися происходит в момент выбора секций, кружков, которые он посещает. При выборе формы работы здесь также необходимо учитывать возрастные особенности детей. В зависимости от уровня полученных результатов необходимо предоставить возможность учащимся продемонстрировать их на публичных презентациях различного уровня: перед сверстниками, родителями, педагогами, для широкой общественности. Где бы мы ни занимались проектной или исследовательской деятельностью с учащимися, необходимо помнить, что главный результат этой работы — формирование и воспитание личности владеющей проектной и исследовательской технологией на уровне компетентности.
Проект - слово иноязычное, происходит оно от латинского — projectus. Уже его прямой, буквальный перевод объясняет многое — «брошенный вперед». В современном русском языке слово «проект» имеет несколько близких по смыслу значений. Так называют, во-первых — совокупность документов (расчетов, чертежей и др.), необходимых для создания какого-либо сооружения или изделия; во-вторых — это может быть предварительный текст какого-либо документа и, наконец, третье значение — какой-либо замысел или план. В свою очередь проектирование, в наиболее упрощенном виде, можно рассматривать как процесс разработки и создания проекта (прототипа, прообраза, предполагаемого или возможного объекта или состояния). Эффективность применения проектной деятельности в дополнительном образовании заключается в том, что:
происходит развитие творческого мышления как обязательного условия реализации проектной деятельности;
качественно меняется роль педагога: устраняется его доминирующая роль в процессе присвоения знаний и опыта, ему приходится не только и не столько учить, сколько помогать ребенку учиться, направлять его познавательную деятельность;
вводятся элементы исследовательской деятельности;
формируются личностные качества воспитанников, которые развиваются лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально (в групповых проектах, когда «работает» небольшой коллектив и в процессе его совместной деятельности появляется совместный продукт, отсюда развивается умение работать в коллективе, брать ответственность за выбор, решение, разделять ответственность, анализировать результаты деятельности, способность ощущать себя членом команды — подчинять свой темперамент, характер, время интересам общего дела);
происходит включение воспитанников в «добывание знаний» и их логическое применение (формируются личностные качества — способность к рефлексии и самооценке, умение делать выбор и осмысливать как последствия данного выбора, так и результаты собственной деятельности).
След Дополнительное образование детей. учебное пособие для студ. учреждений сред.проф.образования(текст) под ред. Е.Б. Евладова, Л.Г.Логинова, Н.Н.Михайлова- Москва.ВЛАДОС ует остановиться и на общих подходах к структурированию проекта:
Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.
Далее педагогу необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются обучающими с подачи педагога (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью и т.д.). Здесь уместна «мозговая атака» с последующим коллективным обсуждением.
Важным моментом является распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.
Затем начинается самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.
Постоянно проводятся промежуточные обсуждения полученных данных в группах.
Необходимым этапом выполнения проектов является их защита, оппонирование.
Завершается работа коллективным обсуждением, экспертизой, объявлением результатов внешней оценки, формулировкой.
Учебный проект – это самостоятельная работа учащихся интеллектуально-творческого характера, выполненная под руководством педагога. В процессе обучения учащиеся выполняют прикладные проекты. Выбираются различные направления для проведения исследований, благодаря которым учащиеся получают:
сведения об изделии из других областей знаний;
сведения о наличии материалов и инструментов, их свойствах и доступности; способах производства;
сведения о потребностях конкретного человека;
сведения о материальных затратах и др.
Главной целью проекта для педагога, является контроль знаний и умений учащихся в выполнении творческого проекта, что позволяет развивать творческое начало и формировать у учащихся интеллектуальные и общетрудовые знания и умения, развитие индивидуальных способностей и самореализация личности ребенка на основе формирования интереса к научно – техническому творчеству в процессе обучения.
Актуальность создания творческого проекта обусловлена:
во-первых, социально - экономической потребностью и заказом государства в обучении, воспитании и развитии интеллектуальных и творческих способностей подрастающего поколения. А творческий проект сегодня это технология развития творческого мышления, которое определяется активным воображением, умением оценить выдвинутую идею средствами логики и способностью к решению задач из любой области деятельности.
во-вторых, говоря о будущем, необходимо признать, что процветание в стране будет зависеть не только от владения информацией и технологиями, а от творчества, направленного на преобразование имеющихся и рождение новых идей и концепций. Здесь необходимо отметить устойчивую потребность предприятий в талантливых инженерно – технических специалистах. В решении этой задачи может помочь навык владения проектной деятельностью.
Это способствует переходу от репродуктивных форм обучения к творческим формам обучения и формированию информационно-коммуникативных умений, таких как: умение работать в команде, взаимодействие с другими людьми, ведение дискуссий, защита своей точки зрения и др. В образовательном процессе в органичном единстве у обучающихся формируется системно-диалектическое мышление, навыки самостоятельной и коллективной творческой деятельности, элементы технологической и проектной культуры, как важные составляющие культуры современного человека.
Ведущие идеи:целенаправленное формирование элементов технологической и проектной культуры через использование метода проектов:
изобретательский подход к решению любых видов заданий через организацию практической работы;
возможность максимального развития интеллектуальных и творческих способностей каждого обучающегося через интерактивные формы работы на занятиях;
ориентация детей на успех - как гарантия их успешности в дальнейшей жизни, через участие в КТД, конкурсах, олимпиадах, выставках различного уровня;
создание единого образовательного пространства для формирования личности ребёнка: дополнительное образование детей – семья – школа – социальная среда.
Тема творческого проекта может быть выбрана учащимися по любому разделу планирования образовательной программы: выбор должен быть целесообразным, например конструирование простейших моделей, игрушек, сувениров, т.е. иметь практическую значимость. Общая оценка коллективного проекта осуществляется на основе оценок вклада каждого из исполнителей. Учащиеся под руководством педагога выполняют творческие проекты в четыре этапа:
1.Подготовительный этап:
постановка проблемы и обоснование её;
определение знаний, умений и навыков для выполнения проекта
составление плана работы для реализации проекта
определение материальных и финансовых затрат необходимых для выполнения проекта
2.Конструкторский этап:
обсуждение нескольких возможных вариантов выполнения проекта и выбор оптимального;
сбор и обработка требуемой информации по литературным источникам;
разработка конструкции, изучение технологии изготовления задуманного объекта труда;
разработка соответствующей технологической документации, подготовка необходимых материалов, оборудования, инструментов;
распределение обязанностей при наличии групповых и коллективных проектов.
3.Технологический этап:
выполнение проекта с учетом требований технологии и дизайна, текущий контроль и корректировка его деятельности педагогом;
соблюдение техники безопасности.
4.Заключительный этап:
самооценка качества выполнения работы.
Другим направлением работы объединения является исследовательская деятельность, связанная с решением творческой исследовательской задачей с заранее неизвестным решением и предполагающее наличие основных этапов: постановка проблемы, изучение теории, подбор методик исследования и практическое овладение ими.
Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования. Неизбежно изменение роли педагога: из носителя знаний и информации он превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы. Понятно, что в ходе своего исследования дети не сделают новых открытий. Но «открытие для себя» помогает формировать активную жизненную позицию. Опираясь на собственный опыт, могу сказать, что дети, участвующие в исследовательской деятельности, характеризуются более высоким уровнем любознательности, оригинальностью мышления. В ходе проектно-исследовательской деятельности в системе дополнительного образования реализуется ценность интеллектуального воспитания «каждый ребенок имеет право быть умным». Начиная исследование, учащийся должен видеть свои действия в перспективе, мысленно представить всю работу. Выбор формулировки темы – это начальный и очень серьезный этап любого исследования. Тема должна быть актуальной, т.е. практически полезной и представлять интерес в научном отношении. Заглавие должно быть кратким и по возможности давать максимум информации о ее содержании. Работы, посвященные узким темам – прорабатываются более глубоко и детально. Выбирая тему исследования, обучающийся должен руководствоваться несколькими правилами:
- тема должна быть интересна, должна увлекать, соответствовать склонностям учащегося,
- тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу (получение новых полезных знаний, умений, навыков, развитие интеллекта, реализация исследовательской потребности),
- тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности, способности нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления.
Начальным этапом любого исследования является обоснование актуальности выбранной темы. Объяснение актуальности должно быть немногословным. Главное показать суть проблемной ситуации, объяснить, для чего проводится исследование. Формулировка проблемной ситуации – важная часть введения. Сформулировать проблему исследования – значит, показать умение отделить главное от второстепенного, выяснить то, что уже известно и что пока неизвестно о предмете исследования.
Формулировка цели исследования, т.е. постановка вопроса, на который надо получить ответ. При этом выдвинутая цель должна быть конкретной и доступной. Работа должна быть нужной. Ее результаты должны быть интересны не только самому учащемуся, но и еще какому-то кругу людей.
После выделения цели необходимо указать на конкретные задачи, которые предстоит решать (изучить, описать, установить, выяснить, и т.п.).
Необходимым условием проведения исследования является определение его объекта и предмета. В объекте выделяется та часть, которая служит предметом исследования.
Объект исследования – процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранные для изучения.
Предмет исследования– все то, что находится в границах объекта исследования в определенном аспекте рассмотрения. Предмет исследования должен обладать узнаваемостью и поддаваться описанию.
Выдвижение гипотезы – необходимый атрибут любого исследования.
Гипотеза – это научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений. Гипотеза возникает как возможный вариант решения проблемы. Затем эта гипотеза подвергаются проверке в ходе исследования. Гипотезы дают возможность увидеть проблему в другом свете, посмотреть на ситуацию с другой стороны.
После того как выбрана тема, сформулированы вопросы, на которые необходимо получить ответ – нужно попытаться собрать как можно больше информации о предмете изучения.
Планирование работы подразумевает необходимость выбрать методику проведения исследования, рассчитать, каким должен быть необходимый объем наблюдений или количество опытов, прикинуть, на какую часть работы, сколько времени уйдет.
На защите учащийся в своем докладе и при его обсуждении должен показать, что он может кратко и ясно излагать свои мысли, аргументировано отстаивать свои идеи и вести научную дискуссию.
Занимаясь исследовательской практикой, учащиеся приобретают специальные знания, проводят исследования и выполняют творческие работы (изготавливают модели автомобилей). Степень самостоятельности постепенно возрастает, поэтому работа кружка усиливается групповыми занятиями, задачей которых является оказание индивидуальной помощи выполнения проекта. На занятиях кружка организуются и проводятся мероприятия, необходимые для управления процессом решения задач исследовательского обучения (подбор проекта, изготовление чертежа, защита проекта). Это очень важно, т.к. учащийся должен понять, что результаты его работы интересен другим, и он обязательно будет услышан.
Тематическое планирование по проектно-исследовательской деятельности
автомодельного объединения
Стадии работы
над проектом
Содержание работы
Исследовательская
деятельность уч-ся
Индивидуальная деятельность учителя
1.Подготовка.
1.Знакомство с основами проектно-исследовательской деятельности.
2.Организация творческих групп.
3.Выбор темы проекта.
4.Работа над темой проекта.
1.Обсуждают тему проекта с учителем и получают дополнительную информацию.
2.Определяют цели проекта.
1.Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует обучающихся.
2.Помогает в определении темы и цели проекта.
3.Наблюдает за работой.
2.Планирование.
1.Определение
источников
необходимой информации (книг, журналы, сайты) по автомодельной направленности.
2.Определение способов сбора информации.
3.Распределение обязанностей (кто за что отвечает).
1.Поэтапно выполняют задачи проекта.
2.Выполняют исследования по плану.
1.Предлагает идеи, высказывает предложения.
2.Наблюдает за работой.
3.Корректирует ход работы.
3.Исследование.
1.Выбор тем для исследования.
2.Заочное путешествие в мир автомобилей (просмотр видео,
книги, журналы)
3.Изготовление чертежа модели.
4.Изготовление отдельных узлов и деталей модели.
5.Сборка модели и регулировка работы отдельных узлов.
1.Выполнение исследовательской работы.
2.Оформление результатов.
3.Составление эскиза модели автомобиля.
4.Планирование и проведение самостоятельных исследований.
1.Помогает в планировании и проведении исследования.
2.Обучает структурированию материала.
3.Обучает аргументированию своих суждений и технологии проведения исследования.
4.Представление проекта (его защита).
1.Выставка готовых моделей
2.Проведение испытаний и участие в соревнованиях
1.Участвовать в различных показательных мероприятиях (выставки, семинары, соревнования).
1.Обучает умению презентовать результаты своей работы (объяснять, доказывать и защищать свою идею).
Список литературы
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413).
Дополнительное образование детей: Учеб. пособие для студ. Выс. учебн. Заведений / Под ред. О.Е. Лебедева. – Москва. Гуманит изд. ВЛАДОС, 2000. - 256 с.
Дополнительное образование детей. учебное пособие для студ. учреждений сред.проф.образования / Под ред. Е.Б. Евладова, Л.Г.Логинова, Н.Н.Михайлова. –