На сегодняшний день ни у кого нe вызывает сомнения тот факт, что проблема патриотического воспитания подрастающего поколения особо актуальна. Патриотизм – категория социально-психологическая. Чувство патриотизма играет важную роль в становлении и развитии личности, в формировании чувства исторической сопричастности к тем или иным событиям у разных поколений.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проектная программа по патриотическому воспитанию»
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования
«Институт развития образования Республики Татарстан»
Проектная работа на тему:
«Проектная программа по патриотическому воспитанию учащихсяв условиях школьной библиотеки»Проектную работу выполнила:
библиотекарь МБОУ « ПСОШ №1» Петрушина В.В.,
Пестречинского района РТ.
Тема: «Проектная программа по патриотическому воспитанию учащихся в условиях школьной библиотеки» Введение Основания для разработки программы: в обществе ощущается «дефицит нравственности» как у отдельных личностей, так и во взаимоотношениях между людьми. Одним из характерных проявлений духовной опустошенности и низкой культуры выступило утрачивание патриотизма как одной из духовных ценностей нашего народа. В последние годы наблюдается отчуждение подрастающего поколения от отечественной культуры, общественно-исторического опыта своего народа». Программа составлена в соответствии с нормативно–правовыми и программными документами:
- Конституция Российской Федерации;
- Закон Российской Федерации "Об образовании";
- Закон Российской Федерации "О воинских (памятных) днях России"
- Конвенция о правах ребенка;
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 гг.»
¨ Федеральная программа развития образования на 2010-2015 г.г
¨ Стратегия модернизации содержания общего образования,
¨ Федеральная целевая программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2010–2015 гг.».
3. Пояснительная записка Постановка проблемы и ее актуализация.
На сегодняшний день ни у кого нe вызывает сомнения тот факт, что проблема патриотического воспитания подрастающего поколения особо актуальна.
Патриотизм – категория социально-психологическая. Чувство патриотизма играет важную роль в становлении и развитии личности, в формировании чувства исторической сопричастности к тем или иным событиям у разных поколений. Сегодня мы заново переосмысливаем значение патриотизма для судеб России и её граждан. Библиотеки, как накопители исторической памяти, выступают информационными проводниками между поколениями, библиотеки остаются достойными хранителями патриотических традиций. Перед школьными библиотеками стоит нелёгкая задача – развитие у подрастающего поколения через книгу высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, любви к своему Отечеству.
Деятельность нашей школьной библиотеки в данном случае направлена на сохранение исторической памяти и передаче её подрастающему поколению через систему информационно-библиотечных мероприятий, предусмотренных Программой «Библиотека-центр по патриотическому воспитанию »
Информационная справка о библиотеке
Школьная библиотека является структурным подразделением общеобразовательного учреждения, участвующим в учебно-воспитательном процессе в целях обеспечения права участников образовательного процесса на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами.
Цель программы: - воспитание патриотизма как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности. Задачи программы: - формирование системы ценностей патриотического воспитания учащихся посредством ознакомления с лучшими образцами художественной, публицистической, научно-популярной литературы - участие в реализации содержания общешкольной программы по духовно-нравственному воспитанию учащихся; - популяризация перечня книг на военно-патриотическую тему, «100 книг по истории, культуре и литературе» и т.д. Программа разработана для учащихся 5-7 классов, т.к. именно в этом возрасте происходит активное формирование духовно-нравственных устоев в жизни ребенка. Формы и виды деятельности учащихся в рамках программы: - игровая, познавательная, исследовательская, краеведческая, участие в социально значимых акциях, в военно-патриотических объединениях и т.д. Реализация программы должна обеспечить : - формирование гражданской грамотности учащихся; - повышение эффективности патриотической работы; - уважения к прошлому и настоящему своего народа, традициям и культуре, людям старшего поколения, родителям; - верность гражданскому и воинскому долгу; - повышение читательской культуры учащихся; - повышение интереса к художественной литературе патриотической направленности и т.д. - готовности к самостоятельному выбору таких ценностей, как гордость и достоинство, любовь к Родине, верность героическому прошлому, готовность к защите Отечества; Программа может быть реализована библиотекарем во взаимодействии с классными руководителями, учителями - предметниками, учениками 5-7 классов, родительской общественностью, школьным музеем.
Разработчик программы:
библиотекарь МБОУ « ПСОШ №1» Петрушина В.В.,
Пестречинского района РТ.
Тематическое планирование
№
Название и содержание занятия
Количество часов
Форма проведения занятия
Ответственный
1
Связь поколений. Обсуждение книги: «Книга героев», «Герои Советского Союза-наши земляки». «Книга памяти»
1
беседа
Библиотекарь
2
«Этих дней не смолкнет слава». (Ко дню Победы-9 мая)
Книжная выставка
Библиотекарь
3
Герои-земляки Пестречинского района
1
Музыкально-познавательный вечер
Библиотекарь Школьный музей
4
«С чего начинается Родина»
1
Экскурсия в школьный музей
Библиотекарь Экскурсоводы школьного музея
5
Конференция по произведению В.Катаева«Сын полка»
1
Конференция
Библиотекарь, Учитель Русского языка и литературы, Учащиеся 5-7 классов
6
Писатели и поэты на фронтах ВОВ: «Я только раз видела рукопашный…»
1
Музыкально-поэтический вечер
Библиотекарь Ученики 7 класса.
Содержание разделов программы Связь поколений. Цель: Создание условий для осознания обучающимися, как нравственной ценности, причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему. Задачи: 1. Воспитывать гордость за свою Родину, народных героев. 2. Сохранять историческую память поколений в памяти подрастающего поколения. 3. Способствовать формированию у обучающихся чувства причастности к истории и ответственности за будущее страны. Формы: тематические классные часы, беседы, конкурсы, посещение музеев, выставки, посвященные памятным датам. Растим патриота и гражданина России. Цель: Формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции. Задачи: 1. Воспитывать правосознание, способность к осознанию своих прав и прав другого человека. 3. Формировать культуру проявления гражданской позиции. 4. Формировать у учащихся систему знаний, уважения и интереса к государственным символам России. Формы: тематические классные часы, викторины по правовой тематике, диспуты. 3. Мой край родной Цель: Воспитание у обучающихся любви к родному краю, как к своей малой Родине. Задачи: 1. Изучать историю родного края, села по фондам школьного и краеведческого музея; 2. Воспитывать у обучающихся позицию «Я – гражданин Татарстана», используя имеющуюся литературу в библиотеке. 3. Формировать экологическое поведение. Формы: Экскурсии, выставки книг на экологическую тему, конкурс рисунков. Планируемые результаты Например, «в ходе реализации программы будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов:
-воспитание у учащихся любви к своей «малой» Родине, Родному краю, её замечательным людям;
-формирование чувства национальной гордости, национального самосознания, способности жить с людьми других культур, языков и религий.
Мониторинг Планируемые результаты освоения программы отслеживаются при помощи следующих методов: опрос, наблюдение. Методические рекомендации Ниже дан список литературы для использования на занятиях. Список использованной литературы Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков. разработки занятий/авт.-сост. И.А.Пашкович.-Волгоград: Учитель. 2006.169с. Опыт патриотического воспитания младших школьников средствами краеведо-туристской деятельности: Пособие по реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы»/ Под ред. Г.Н. Абросимовой, М.Е.Трубачевой.-М.: АРКТИ,2004.-208с.(Развитие и воспитание). Проблемы патриотического воспитания и пути их решения: тезисы городской научно-практической конференции.- Казань,2001.-167с.