Проект направлен на организацию предпрофильной подготовки детей 10-11 лет. Творческая деятельность, в которую предлагается погрузить детей, поможет разобраться в мире профессий.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проект "Профессии от А до Я"»
Реализация проекта «Профессии от А до Я»
Защита проектов «Не счесть у робота профессий»
Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Центр детского творчества «Детство» г. Перми
ПРОЕКТ
«Профессии от «А до Я»
Руководитель проекта:
Петухова Н.Г., методист
Пермь, 2012 год
ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА
Педагогический проект «Профессии от А до Я» направлен на организацию предпрофильной подготовки детей 10-11 лет, занимающихся в Центре детского творчества «Детство».
Предпрофильная подготовка учащихся – одно из направлений учреждений дополнительного образования, где ребёнок сможет попробовать себя в разных видах деятельности. Выбор дела по душе – непростое дело.
Уже несколько лет большое внимание в основном образовании уделяется профильному обучению старшеклассников и 15 годам ребёнок должен определиться с профилем обучения в школе. А по данным исследований психологов учащиеся 6 – 7 классов имеют слабое представление о профессиях, поэтому мы решили попробовать начать эту работу ещё раньше, расширить кругозор наших обучающихся в области профессий, помочь в выборе объединения в Центре детского творчества «Детство». Участниками нашего проекта стали учащиеся 4-5 классов общеобразовательных школ Кировского района (10-11 лет).
Таким образом, проект «Профессии от А до Я» - это вводный курс перед элективными курсами «Творчество. Призвание. Профессия» для учащихся 12-13 лет.
Творческая деятельность, в которую предлагается погрузить детей, поможет разобраться в мире профессий,
Цель: методическое сопровождение и организация профориентационной деятельности ЦДТ «Детство».
Задачи.
Изучить опыт. Отработать одну из форм организации предпрофильной подготовки детей.
2. Содействовать расширению кругозора учащихся.
3. Создать условия для приобретения коммуникативных навыков.
4. Познакомить с разнообразием мира профессий через рассказ об интересных людях этих профессий; через помощь в подготовке к занятиям.
5. Содействовать выбору дальнейших занятий в объединениях ЦДТ «Детство».
Проведение познавательных развивающих программ, которые состоят из:
-информационного блока об одной из профессий типа «человек-человек», «человек – художественный образ», «человек-техника», «человек – знаковая система», «человек - природа»;
-заданий, тестов, игр на выявления уровня психических качеств учащихся (внимание, память, мышление и др.)
-познавательно-игровой программы по одному из направлений, где учащиеся могут проявить свои знания об особенностях той или иной профессии.
Экскурсии.
Проектная деятельность обучающихся.
Участие в конкурсах.
3
Заключительный
01.05.2014-25.05.2014 г.
Подведение итогов проекта, анкетирование. Планирование дальнейшего развития проекта. Разработка рабочей тетради «Океан профессий»
Предполагаемые критерии оценки эффективности проекта.
- Актуальность и доступность предложенных мероприятий, качество их проведения.
- Создание атмосферы заинтересованности при проведении мероприятий, занятий.
- Желание детей продолжить занятия в объединениях ЦДТ «Детство».
Способы внутренней и внешней оценки проекта.
- Диагностическое анкетирование участников проекта.
Возможности развития проекта.
1.Ежегодное проведение всех запланированных мероприятий проекта.
2. Выбор участниками проекта дальнейших занятий в сфере дополнительного образования по одному из направлений.
3. Разработка рабочей тетради «Океан профессий»
4.Продолжение обучения участников проекта по программе «Творчество. Призвание. Профессия» (12-13лет); - элективные курсы «Кем быть?» (14-15 лет)
Календарный график реализации проекта
I этап – подготовительный (01.09.2009-01.10.2009г.)
Организационный период
- закупка необходимого оборудования для проведения мероприятий;
- оформление помещения;
- подготовка методических материалов (анкеты, сценарии игровых программ, рекомендации по проведению мероприятий);
- изготовление необходимого реквизита;
- проведение рекламной кампании по привлечению потенциальных участников проекта.
II этап – основной (02.10.2013 г.-30.04.2014г.)
№ п/п
Мероприятие
Дата проведения
1
Творческая игра «Профессии от А до Я»
октябрь
2
Познавательная программа «Человеческий фактор»
ноябрь
3
Познавательная программа «В мире техники и профессий»
декабрь
4
Познавательная программа «Репортаж из телевизионной студии»
январь
5
Познавательная программа
«Крестики-нолики»
февраль
6
Познавательная программа «Экоралли»
март
7
КВН «Профессии, профессии».
Защита проекта
«Не счесть у робота профессий»
апрель
III этап – заключительный (01.05.2014-25.05.2014 г.)
Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«Центр детского творчества «Детство» г. Перми
Методическая разработка вводного занятия
«Профессии от А до Я»
к программе «Океан профессий»
(для учащихся 10-11 лет)
Разработала Петухова Н.Г.,
педагог дополнительного образования
Пермь, 2011
Пояснительная записка.
Цель программы:
Знакомство учащихся с разнообразием мира профессий через организацию творческой деятельности.
Методическая разработка «Профессии от А до Я» служит вводным занятием к циклу программ «Океан профессий» для учащихся 9-10 лет.
Поскольку весь цикл программ подразумевает знакомство учащихся с классификацией профессий по разным типам и направленности труда на разные объекты, а именно профессии типа «Человек-человек», «Человек-знаковая система», «Человек-природа», «Человек - Художественный образ», «Человек- техника», то данная программа настраивает учащихся на дальнейшую работу, вводит в мир разнообразия профессий, поможет педагогу выстроить дальнейшую работу по программе, которая составлена в этом учебном году и находится в стадии апробирования.
2. Журавлёва А.П., Что нам стоит флот построить. М.. 1990
3. Захарова О.Р. От воображения к соображению.Пермь, 2006
Вводное занятие
«Профессии от А до Я»
(Дети рассаживаются по местам. Проводится деление на команды.
5 человек выбирают себе команду по интересам
Ведущий: (начинает стихотворение, а дети называют профессию)
Поезд водит машинист,
Пашет поле тракторист,
Клеит книги переплётчик,
Самолётом правит лётчик.
Строит здание строитель,
В школе учит нас учитель,
Красит стены нам маляр,
Мебель делает столяр.
Пишет красками художник,
Сапоги сошьёт сапожник,
Часы починит часовщик,
Погрузит краном крановщик.
Хлеб убирает комбайнер,
В машине возит груз шофёр,
В доме свет провёл монтер,
В шахте трудится шахтёр.
В жаркой кузнице кузнец,
Кто всех знает молодец!
-Молодцы, ребята! Вы назвали столько профессий. Надеюсь, что со многими из них вы знакомы. Наверняка кто-то из ваших родителей имеет такую профессию, и о ней вы знаете не понаслышке, а от своих родителей. Может быть, кто-то из вас уже решил, кем будет, когда вырастет? (ответы детей).
-Известно, что старшие дошкольники и младшие школьники легко и быстро отвечают на вопрос о том, кем они станут в будущем: капитаном, космонавтом, воспитательницей. А старшеклассники, наоборот, отвечают не сразу, уклончиво: «не знаю ещё», «не решил».
-Как вы думаете, почему? (ответы детей)
-Старшеклассники понимают всю серьёзность вопроса, его сложность и многосторонность. Они предвидят последствия своих решений. Для того чтобы сделать этот выбор, знать надо немало. Вот и вам вскоре такой выбор предстоит сделать.
На наших программах мы вместе попробуем составить «Банк профессий», чтобы было из чего выбирать, попробуем разобраться, как выбрать профессию, чтобы не «утонуть» в океане профессий, что для этого нужно.
-А может быть, вы сейчас мне скажете? (ответы детей)
-Понятно, что книги, справочники помогут нам, но на сегодняшний день нет ни одного полного издания профессий.
Прежде чем погружаться в специальные книги о выборе профессии, оглянитесь вокруг себя. Ведь то, что нас окружает, кем - то создано.
Задания по группам «Кто это сработал?» (составь перечень работников, чей труд вложен в создание следующих ценностей: булка, костюм, дом, газета, безопасность пешехода в городе).
-Интересно, а какие профессии были самыми первыми? И как зарождались профессии? (древние люди - современные люди).
Историческая справка.
Названия старинных профессий (карточки)
Гребенник-тот, кто изготавливал гребни;
Воскобойник - ремесленник, сбивающий из воска свечи;
Зодчий – архитектор;
Шорник- мастер ременной упряжи;
Цирюльник-парикмахер;
Названия современных профессий
Менчендайзер - торговый представитель, который занимается подготовкой товаров к продаже.
Имиджмейкер – специалист по профессиональному сопровождению карьеры, созданию имиджа личности, фирмы.
Супервайзер – осуществляет наблюдение и контроль за деятельностью торговых представителей..
-Для того чтобы стать человеком какой-либо профессии, надо ещё и по-новому взглянуть на себя. Важно не только быть хорошим учеником, но и воспитывать в себе те качества, которые помогут в будущей жизни и профессии. Какие это качества? (Трудолюбие, усидчивость, терпение, аккуратность и др.) Это качества характера.
Но ещё есть психические процессы. Эти процессы по-разному развиты у каждого человека. Чем лучше они развиты. Тем большими возможностями обладает человек.
(Игра) Память, внимание, мышление, ощущение и представление.
Давайте проверим, как развита ваша память, а именно ваша зрительная память. (Игра) 15 секунд дети смотрят на предметы, находящиеся на столе, затем предметы закрываются. Надо записать на бумаге все предметы, которые ты запомнил. Участвуют по 1 человеку из команды.
А внимание мы будем проверять у всего класса одновременно.(Игра 1-1, 1-3, 3-3, 3-9).
Как вы думаете, ваши увлечения играют какую-то роль в выборе профессии?
-Тогда кто из вас очень любит животных, любит за ними ухаживать? (поднимают руки).
-Кто любит выступать со сцены, декламировать стихи, выразительно читать отрывки из произведений?
- Общаться с маленькими детьми, организовывать им праздники, походы?
- технику, приборы - ремонтировать
- разбираться в головоломках, знаках;
-Увлечения у всех разные. И профессий много разных. Их все можно разделить на группы. Нас 5 групп, и типов профессий тоже 5.
Разделились на 5 групп. Эту классификацию ученый Климов сделал следующим способом – посмотрел, на кого направлен труд человека и решил назвать тип профессии следующим образом:
- если труд направлен на человека, тип профессии называется (1)«Человек-человек» (карточки на доске);
- если объект труда - природа, такой тип профессии называется (2)«Человек-природа»;
- если объект труда техника, тип профессии называется (3) «Человек- техника»;
- как будет называться тип профессии, если объект труда - произведения культуры и искусства?
- (4)«Человек - художественный образ»;
- (5)«Человек - знаковая система». Объект труда – условные знаки, цифры, формулы, языки. На доске появляются названия типов профессий.
Игра «Разложи карточки по типам профессий» - загадки в стихах (Приложение)
(задания группам) Предлагается группам выбрать задание по одному из типов профессии (обсуждают в группах).5 минут на обсуждение, затем представление). (Приложение 2)
По работе на следующем занятии: выбираем экспертную группу.
Как будут проходить наши занятия.
Вы уже взрослые люди. У вас тоже есть небольшой опыт и знания о профессиях. Мне бы очень хотелось, чтобы вы тоже участвовали в создании наших занятий.
Следующее занятие будет в ноябре и экспертной группой будет команда «Человек-человек».
-подготовить презентацию профессии (о родителях, или известном человеке).
Объявляется конкурс на лучшую презентацию.
«А где работают мои родители?»
Работа предполагает знакомство детей с профессиями своих родителей.
Критерии: оригинальность подачи материала (приветствуются фильмы, презентации, сайты, буклеты и т.п.), отражение специфики профессии.
Приложение 1
Азбука профессий
Кем же ты будешь?
Кем же ты станешь?
Будешь могучим-
До солнца достанешь.
Правильно думай,
Мудро решай!
В этих страничках себя узнавай!
Астроном.
С детства сказки ты читаешь,
Астрономом стать мечтаешь…
Я скажу вам по секрету:
Каждая звезда-планета!
Библиотекарь
Быть смелым разведчиком
В разных вопросах:
Детей научить, посоветовать взрослым…
Ты в тайнах знаток, в невзгодах ты лекарь.
Нежданный итог: ты же……….
Врач
Верю врачам. Им себя доверяю.
Может, я сам ваш недуг разгадаю?
Как Айболит, всем твержу я: «Не плач!»
Вот удивительно! Видно, ты Врач.
Геолог
Видишь, как земля богата?
Дарит людям нефть и злато.
Пусть маршрут к находкам долог,
Веришь в чудо? Ты Геолог!
Дирижёр
Дирижировать оркестром-
Это очень интересно.
Точный взмах -и целый хор
Скажет: «Чудо-Дирижёр!»
Егерь
Егерь бродит по лесам,
Успевает тут и там.
Защищает он зверей
От назойливых людей.
Журналист
Любишь ли ты наблюдать за вещами?
Любишь с людьми ты общаться часами?
Выводы делать? Вот ручка. Вот лист.
Смело пиши, ведь ты………
Зоотехник
Зоотехник. Что за «зоо»?
«Зоо» - курочка, корова,
«Зоо» - яйца, молоко…
Всё понятно, всё легко.
Инженер
Инженера чертежи
Окружают. Вот так жизнь!
Чертит эллипс и окружность
Инженер – работник нужный.
Летчик
Летчик-это высота,
Это скорость и мечта.
Но…сбываются мечты.
Может, Лётчик – это ты?
Милиционер
Кто слабее, тем без слов
Я помочь всегда готов.
Тот, кто слабых обижает,
Мне пускай не возражает!
Буду всем всегда примером-
Стану Милиционером!
Оператор компьютерной техники
Не было чтоб бесполезных простоев,
Чтобы компьютер работал без сбоев
И выполнял непростые процессы?
Чтобы всё вовремя, точно и вместе?
Нужен для техники мастер – новатор,
Он дирижёр, он знаток…Оператор!
Парикмахер
Внешность имеет большое значенье.
С зеркалом часто заводишь сраженье?
Прав ты, всё имидж расскажет без слов…
Быть парикмахером классным готов!
Радист
Разбираться в разных схемах,
В микрофонах и антеннах
Научился ты с рожденья.
-Я радист, моё решенье.
Слесарь
Можешь часами возиться в слесарке,
И если холодно, и если жарко?
-Очень ценю я этот момент.
Слесарь я.Лучший мой друг-инструмент.
Тренер
В спорте сноровка не помешает:
Бег, тренировка, игра с малышами.
Тренером стать заманчиво, братцы!
Надо терпением мне запасаться.
Учитель
Вечно стремлюсь я кого-то учить:
Бабушку - петь, а сестрёнку- варить.
Папу учу, что такое «родитель»…
Мама вздохнула: «Всё ясно:Учитель».
Фотограф
Быть фотографом приятно.
Вот он, мой клиент! Опрятный…
Улыбается… Снимаю!
Я Фотограф, точно знаю!
Художник
Вместе с художником-папой и братом
Тоже рисую – не виноват я.
Краски, мольберты, выставки, кисть…
Просто Художник – целая жизнь!
Цветовод
Розы, фиалки, анютины глазки,
Лилии, ирисы…Всё словно в сказке.
Пусть будет садом мой двор и планета!
Я Цветовод! Я мечтаю об этом.
Каменщик
За кирпичиком кирпичик-
Будет дом. И дом отличный.
Я без дела не сижу.
Будет скучно - дом сложу.
Пусть завидует лентяй!
-Каменщик ты, так и знай.
Эколог
Мысль о будущем планеты
Глубоко засела где-то.
Чистый воздух и вода…
Я Эколог, господа!
Юрист
Знает юрист, как в делах разобраться:
Всё по закону, не нужно бояться.
-Силу почувствовать вам помогу,
Будете вы недоступны врагу.
Маляр
Да, я маляр! Я выкрасил двери.
Мама ворчит, неизбежны потери.
Это так важно – кистью владеть,
Выкрасить дом, чтоб хотелось всем петь!
Приложение 2
Задания группам
«Человек-техника»
Изобретение этого человека пользуется большой популярностью во многих странах мира. В Никарагуа ему даже поставили памятник. Опытный образец был изготовлен в 1945 году. Его подвергали суровым испытаниям на полигоне. Топили в болотной жиже, тащили танком по песку и грязи, держали под обжигающими лучами солнца… Несмотря на всё, это изделие продолжало работать безотказно. Те, кто им пользуется, говорит: «Это сделал солдат для солдата». Кто автор изобретения и что это такое?
«Человек - художественный образ»
А. Барто «Кораблик»
Матросская шапка, верёвка в руке,
Тяну я кораблик по быстрой реке.
И скачут лягушки за мной по пятам,
И просят меня: « Прокати, капитан!»
«Человек-человек»
Организовать игру.
«Человек – природа»
1.Из букв К, Я, Б, З, Л, И составь название птицы, которая прилетает в наши края весной, когда ещё холодно.
2.А какая птица ловит рыбу про запас?
3. Какие жуки носят название того месяца, в котором они появились?