kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проект "Путешествие в страну берёзового ситца"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект "Путешествие в страну берёзового ситца создавался для участия в конкурсе проектов "Малая академия" и занял 2 место. В проект входят : введение, описание русской берёзы с точки зрения медицины, использование её в быту,а также художественные изделия из берёсты - приготовление, обработка, хранение. Представлены фотографии мастер-класса изготовления розы из берёсты.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проект "Путешествие в страну берёзового ситца"»







СОДЕРЖАНИЕ



Введение………………………………………………………………………………………….3

1. Русская берёза

1.1.Великий лекарь – берёза………………………………………………….................5

1.2.Береста и быт…………………………………………………………………………6

1.3.Художественные изделия из бересты………………………………………………7

1.4.Заготовка бересты………………………………………………………………… 9

1.5.Хранение бересты…………………………………………………………………..10

1.6.Обработка бересты…………………………………………………………… 10-11

2. Рабочие инструменты и принадлежности для работы с берестой……………………….11

3. Мастер – класс «Берестяная роза»…………………………………………………………12-16

Заключение………………………………………………………………………………….17-18

Литература………………………………………………………………………………............19

Приложение…………………………………………………………………………………20-28




Введение

Средь избранных дерев береза
Не поэтически глядит:
Но в ней - душе родная проза
Живым наречьем говорит. 

П. Вяземский


Гипотеза

Весной прошлого года в нашей школе делали туески из берёсты к ярмарке изделий народных промыслов, посвящённой фестивалю авторской песни «Юловские зори». Мне стало интересно, что это за материал и что можно ещё из него сделать.

Я надеюсь, что данная тема заинтересует моих сверстников, так как плетение из бересты является древним русским ремеслом. Издавна удивительные свойства бересты считались незаменимыми в быту. Кору березы использовали для изготовления посуды (кружки для кваса, пива, других напитков, подносы, квасники), коробов, туесов и оберегов. Позднее берестой люди стали украшать свой дом: оплетали зеркала, из нее делали картины, панно, иконы, шкатулки. Появились берестяные украшения: бусы, кулоны, браслеты, пояса.

Кора березы обладает бактерицидными свойствами. Не случайно в березовом лесу воздух чище, чем в операционной. В старину на Руси в туесах из бересты хранили рыбу, мед, молоко, масло и крупы. И эти продукты долгое время не портились. Хлеб, который хранится в берестяных коробах, долгое время не черствеет.

Чудо-природы - береста обладает совершенно уникальными свойствами. Она великолепный антисептик: молоко в туесе не портится очень долго, в муке, хранимой в бересте, не заводятся жучки-долгоносики, а печеный хлеб сохраняет первозданную свежесть. Удивительны её термические свойства: сохраняет, поддерживает температуру такой, какую имеет помещенный в нее предмет (ноги остаются в тепле, холодный квас остается холодным, даже под солнцем). Береста чудесно пластична (после "выварки" приобретает свойства хорошей кожи). Береста хорошо плетется, на ней можно выдавить любой рисунок или сделать тиснение, оставленный инструментом след — уже никогда не исчезает.

Чтобы больше узнать о данной теме и лучше выполнить проект, я побеседовала с бабушкой.

Вместе с ней мы собрали и изучили материал в различных энциклопедических изданиях, интернете.

Моя работа знакомит с декоративным творчеством - неиссякаемым источником мудрости и красоты, а именно таким его разделам, как художественная обработка бересты, что способствует сохранению традиций преемственности, развитию и обогащению духовного мира, художественного вкуса не только взрослых, но и детей.

Мною была поставлена цель: научиться выполнять простые работы в технике художественной обработки бересты.

Задачи:

  1. Знакомство с историей возникновения «берестяного» промысла на Руси;

  2. Знакомство с художественной обработкой бересты (заготовка и хранение материала, подготовка материала к работе, умение пользоваться инструментами и приспособлениями, способы наклеивания, тиснения и т.д.);

  3. Заинтересовать учащихся нашего класса изготовлением поделок из бересты.



Сначала я изучала литературу по данной теме. Затем стала осваивать технику работы с берестой, с чем сегодня хотела бы познакомить и вас.

1.Русская берёза

1.1.Великий лекарь берёза.

Нет больше такого дерева, которое бы природа создала специально для человека, и нет такого дерева, которое отдавало бы все себя до капельки именно человеку: кору, сок, почки, нежные корешки, листья, молодые веточки, берёзовый гриб, дёготь, берёзовый уголь . Береза дает человеку положительную энергию. Люди испокон веков ценили и знали лечебные свойства березы. И сейчас березу называют теплым деревом. Даже в холодной комнате кусок бересты или изделие из нее остается теплым, так как обладает большой положительной энергетикой. Достаточно возбужденному человеку некоторое время посмотреть на нее и подержать в руках – и он сразу же успокаивается. Обладает она и прекрасным биоэнерготерапевтическим действием. В берёзовой роще вы будете чувствовать себя спокойным, бодрым, наполненным силой жизни. Многочисленные советы по лечению заболеваний приводятся в травниках XYI-XYII вв. С помощью березы лечили болезни суставов, нервной и мочевыводящей систем. Толчёной берестой присыпали раны, чтоб быстрее заживали и не гноились.

Береста снимает головные боли, залечивает раны и приводит в порядок кровяное давление. Ободки и заколки, сделанные из бересты, не накапливают статическое электричество, а берестяные украшения не содержат веществ, которые вызывают раздражение кожи.

Давно известен способ обеззараживания воздуха.
Несколько капель березового дегтя, который получают из бересты, капните на угли и воздух в Вашей комнате станет практически стерильным. Так в старину готовили помещения к родам.

На Руси говорили, что береза забирает боль и дает здоровье. Многие крестьяне в России носили лапти из бересты вовсе не от бедности, а чтобы быть здоровыми и предохранить суставы от ревматизма.

Если бывало, порежется кто-то на сенокосе, то тут же тоненькой полоской бересты вместо бинта перевяжут рану, глядишь – к вечеру она уже затянулась. В бересте много дёгтя, а еще нашли в ней и серебро, поэтому-то, наверное, она и сама не портится. И продукты береста долго сохраняет. Хранят в берестяных туесах и коробах моченые и свежие ягоды, соленые грибы. Даже свежая рыба может храниться долго.

С Петровок до Ильина дня была у русского хозяина забота – наготовить на всю зиму березовых веников, высушить их и развесить аккуратно на сушилах в тени, чтобы все время свежие были и под рукой. Истопится банька, запарится кипятком в тазике веничек, и поплывет аромат по парной, да такой, что, кажется, все запахи цветочных полян в березовых рощах в один миг и вся болезнь незаметно уходит из тела. После бани человек, как заново родится, не зря в народе так говорят. Так береза в первую очередь врачует человека.

Молодые девушки на Руси очень любили мыть свои волосы отваром из березовых листьев и их же, распаренные, накладывали себе на лицо в виде питательных масок. Волосы становились пышнее и гуще, а кожа лица белее и глаже. Так береза становилась доступным дешевым косметическим средством.

И все-таки, пожалуй, самый удобный, красивый и более распространенный в практическом применении материал, получаемый от березы – это береста. Более 800 лет при раскопках в Великом Новгороде находят берестяные грамоты, которые совершенно не тронуло время. Пролежав долгие годы в земле, береста абсолютно не подверглась гниению и тем самым сохранила для нас уникальные исторические документы о жизни наших предков. Проходя по частому захламленному лесу, мы постоянно натыкаемся на поваленные стволы березовых деревьев. В большинстве из них они внутри пусты или заполнены рыхлой древесной трухой, в то время как внешняя их оболочка из бересты цела и невредима, хотя подвергалась всевозможным климатическим воздействиям. Это еще раз доказывает великолепную стойкость этого материала.

1.2.Береста и быт


Береста занимала большое место в жизни крестьянин. Широко ее использовали народы Сибири и Дальнего Востока. И в Ульяновской области не было дома, где бы обошлось без берестяных изделий. Начиная с игрушек и кончая строительством дома, везде использовали бересту.

В строительстве бересту использовали в качестве изоляторов от сырости. Благодаря водонепроницаемости и антисептическим свойствам береста предохраняла от гниения. Нижние венцы деревянного сруба, подоконники, перекрытия дольше служили, если между деталями конструкции прокладывали бересту. В некоторых деревнях и сейчас покрывают баньки и подсобные строения берестой из-за дороговизны рубероида. Крыша, крытая скалой (берестой), служит не меньше 40 лет.

В крестьянском доме так же можно было увидеть много берестяной утвари, весьма необходимой в хозяйстве: корзины, сумки, короба, туеса, солонки, плошки, ступни. С корзинами ходили в лес по грибы и ягоды. Короба служили для хранения овощей, муки и круп. Туеса были незаменимыми для хранения молочных продуктов, меда, рыбы и солений. Солонки были разных размеров и видов, часто в виде стилизованной утицы. Разбитые горшки получали «вторую жизнь» после обвивания их берестяной лентой. Во дворе можно было встретить простую конскую упряжь из бересты, веревки, на рыбацких сетях - поплавки.


1.3.Художественные изделия из бересты.


Художественные изделия из бересты - оригинальный вид народного творчества. Береста привлекала внимание народных умельцев тем, что при обработке она сохраняла свои свойства - мягкость, гибкость и прочность.

Плетеные из бересты изделия обычно не украшают дополнительно. Главную эстетическую нагрузку несет сама форма изделия, мягкая, бархатная фактура бересты, разнообразие природного материала. Так, весенняя береста имеет холодновато-желтый цвет, а осенняя - теплая, темно-коричневая. При сочетании бересты разного цвета получается дополнительный цветовой эффект.

Все берестяные изделия можно разделить на несколько групп в зависимости от способа их изготовления:

· изделия, сделанные из цельного берестяного цилиндра (сколотни);
· изделия из разнообразно скрепленного цельного куска бересты;
· плетеные изделия (весьма разнообразные по форме и размерам);
· сшивные изделия (предметы утвари).


Основными способами декорирования берестяных изделий являются тиснение, резьба и роспись. Уже в середине XVIII века тиснение и резьба по бересте были хорошо известны. Тиснение осуществляется вручную штампиками или чеканами из дерева, кости или металла. Молотком ударяют по штампику (чекану) — на бересте остается рисунок. Кроме тисненой бересты, применяется прорезная береста. Тупой стороной ножа или шилом на бересте наносится контур рисунка, который потом вырезается острым концом. Традиционный узор берестяного кружева — ажурный растительный орнамент: переплетающиеся стебли, листья, цветы. Реже в орнамент вводятся изображения животных и птиц. Иногда применяются тематические рисунки. Полосы прорезной бересты наклеиваются в углубления на поверхности изделий из дерева (шкатулки, блюда и др.) или из двух слоев бересты (туеса). Для усиления цветовой игры орнамента и фона под ажурный берестяной рисунок изредка подкладывают лист цветной фольги (бумаги) или тонируют темнее фон.

Роспись на берестяных изделиях выполняют по грунтовке (для каждого промысла она своя), окраску производят гуашью, темперой или масляными красками (по-разному для разных промыслов). После окраски изделие сушат и лакируют.

Кроме вышеперечисленных способов украшения бересты применяют выскабливание и гравировку, а в Якутии, например, берестяные изделия украшают еще и бисером, конским волосом, металлическими деталями.


1.4.Заготовка бересты


Заготовлением берёсты занимаются в жаркий летний период: с конца мая до середины июня с поваленных или спиленных на дрова деревьев. В это время кора хорошо отслаивается от ствола, тогда, как зимой она напрочь пристаёт к пробочному слою.

Береста имеет различные оттенки в зависимости от времени снятия её со ствола дерева и его возраста. Чем старее дерево, тем больше его диаметр, тем темнее оттенок поверхности бересты. «Твердая» береста, имеющая при расслоении внутри белую поверхность, не годится для плетения. Она не расслаивается. Для декоративных работ необходима береста ровная, без болезненных утолщений, наплывов и порезов.

По мнению мастеров, береста насчитывает около ста цветовых оттенков: от белого, бледно-розового, янтарно-золотистого до темно-коричневого. Понимание природных свойств материала, умение выявить и подчеркнуть его красоту, с любовью сделать полезную вещь составляют удивительные свойства народного ремесла, за что и называют его искусством.

Лента

Выбирается гладкая без сучков и трещин берёза. На ней делается вертикальный надрез ножом 4-6 см. для снятия ленты. Далее кору нужно отслаивать по спирали вокруг ствола вниз. Опытный мастер снимает непрерывную ленту длиной в 100 метров.

Пласт

Для снятия пласта нужно сделать вертикальный надрез на всю высоту дерева и отслаивать пластами того размера, в зависимости от того, как вы планируете хранить бересту. Предварительно можно почистить ствол от верхнего белого слоя, тем самым уменьшить объём работ в мастерской.

Сколотень (цилиндр)

Для снятия сколотня выбирается всё та же берёза с наименьшим количеством сучков, трещин и неровностей. Необходимый инструмент: двуручная пила, топор, нож, шпага, или длинный и тонкий нож. Для снятия сколотней нужно напилить дерево на чурки 2,50-3 метра. Снимается берёста сколотнем от комеля к вершинке (но можно и наоборот). Для начала делается надрез по всей длине окружности ствола, чтобы обозначить длину будущего сколотня. Далее длинный нож вставляется между стволом и камбием, и производятся движения вдоль ствола, и кора берёзы постепенно отслаивается, сопровождается этот процесс обильным соковыделением. Когда после трудных минут отслоения вам покажется что вот оно, сейчас должно совсем сойти с дерева, обхватите двумя руками ствол и немного прокрутите бересту по кругу. Если береста подалась, значит нужно осторожно снимать её со ствола. А осторожно потому, что на стволе под камбием могут оказаться острые выпуклости, которые порвут всю проделанную работу, или утолщение ствола так же сможет испортить сколотень.

1.5.Хранение бересты


Хранят бересту в тёмных, сухих и проветриваемых помещениях (чердак, подвал, сарай, кладовка). Берестяное лыко сразу после снятия со ствола скручивают в клубки, белой стороной вверх. Лента, пролежавшая не скрученная несколько часов, становится непригодной для работы. Хорошее правило при скручивании – с одной берёзы один клубок. Это поможет при плетении в мастерской. Однако, если береста тонкая и количество сучков и трещин на берёзе не позволяют снимать бересту в полный рост, то клубки можно скручивать из лент разных деревьев.

Береста, снятая пластами, укладывается между двух широких досок или листов фанеры, а сверху помещается груз, чтобы во время хранения пласты не скручивались и были пригодны для работы. Необходимо проследить за тем, чтобы между пластами оставался некоторый промежуток для просушки. В клубках и пластами береста может храниться годами. Особых условий для хранения сколотней нет.

Хранящаяся в сырых помещениях береста покрывается плесенью, отчего на ней появляются пятна. При длительном хранении бересты на свету она изменяет цвет, становится светлой. В таких условиях береста постепенно теряет свои свойства. Поэтому старую бересту размачивают в воде определённое время, после чего её можно использовать в работе.


1.6. Обработка бересты

Первый этап обработки бересты – снятие тонкого верхнего тонкого белого слоя с коры о шероховатую поверхность дерева сразу после заготовки в лесу или в мастерской при помощи обычной щётки и ножа.

Второй этап – расслоение бересты на слои. Берёзовая кора многослойна и не все слои можно и нужно использовать в плетении. Поэтому нужно отслаивать непрочные верхние слои до необходимой толщины для каждого конкретного изделия, поскольку небольшую солонку невозможно аккуратно изготовить из толстых лент, и наоборот, большой пестерь будет походить на бумажный конверт при тонкослойном материале. Отсюда делаем вывод, что расслоение бересты представляет собой довольно сложный и важный этап при подготовке материала к плетению.

Третий этап – нарезка лент (лычек) бересты. Нарезать материал (бересту или бумагу) можно несколькими способами: при помощи ножниц, при помощи ножа и линейки, при помощи лентореза. Важно отметить следующий момент – чем ровнее будет нарезан материал, тем удобнее будет при работе с ним.

Работа с пластом

Для работы с пластом необходимо выбрать берёсту с наименьшим количеством неоднородностей. Необходимый инструмент: нож, шило, резец, железная линейка.

2.Рабочие инструменты и принадлежности

Инструмент плетельщика прост – это нож-косяк, ножницы, шаблоны, железная линейка, карандаш, циркуль, высечки различного диаметра, чеканы, шестеренки от часов. Все это есть в каждом доме или легко можно сделать самим. Рабочее место занимает мало места и состоит из стола и низенького стула или скамеечки. (Приложение 1)

Нож должен быть очень острым. Удобно работать ножом, имеющим форму сапожного ножа. Ножи - косяки бывают с разной шириной полотна и разным углом скоса. Резать бересту можно носком или пяткой.

Нож имеет прямое полотно шириной 25-30 мм и длиной 80-150 мм, длина с ручкой 180-270 мм. Наиболее удобная ручка для ножа – прямой формы с закругленными гранями и головкой, с черенком длиной 100-120 мм, шириной 20-30 мм, толщиной 12-15 мм.

Лезвие ножа должно быть идеально острым. Фаска при заточке косяка снимается с двух сторон узкой скошенной грани под одинаковым углом. При заточке нож держат так, чтобы фаска плотно прилегала к бруску, и придают ему возвратно-поступательное движение большой амплитуды. Как только на режущей кромке появится заусенец, нож переворачивают. Доводят заточку на тонко - зернистом бруске.

Береста- жесткий материал, поэтому перед тем, как начать работать с ней, предварительно надо выполнить заготовку-образец из бумаги.
После этого бумажная заготовка накладывается на размоченную бересту, обводится карандашом или шариковой ручкой и по своим контурам вырезается ножницами.
















3.Мастер – класс «Берестяная роза»

Для того, чтобы заинтересовать одноклассников моей работой, я провела мастер-класс по изготовлению берестяной розы.



Для изготовления розы нам потребуется береста, берёзовая веточка, клей «Мастер клей» (прозрачный), ножницы.

Береста должна быть мягкой и тонкой, иначе может получиться угловато и грубо. Сначала нужно сделать серединку, маленький бутон.

Вырезаем деталь, загибаем уголок внутрь и скручиваем в бутон, склеиваем, оставляя небольшое отверстие в основании.





Смачиваем лепестки в горячей воде, чтобы они немного загнулись.

Приклеиваем лепестки по одному, закрепляем, начиная с маленьких  по кругу.







Когда бутон цветка готов, выполняем чашелистики.

Осталось оформить стебель листочками, размер избирателен, как и их форма.




Заключение


Моя гипотеза подтвердилась: ребята с удовольствием и увлечением делали розу. Я организовала работу в группе, поэтому достигла ещё одной цели: сплочённости работы. После занятия друзья интересовались у меня, что ещё я могу сделать из берёсты. Значит, моя работа увлекла одноклассников, и мы сможем продолжить её.


В результате моего исследования я узнала:

Береста — это верхний слой березовой коры, белый снаружи и золотисто-желтый изнутри. Береста — это удивительно пластичный и теплый материал. Недаром на Руси она была незаменима при изготовлении разных хозяйственно-бытовых предметов. Из бересты наши предки делали крыши домов, легкие летние жилища и лодки, поплавки для сетей, предметы бытовой утвари (туеса, короба, корзины, кошели), лапти, игрушки. Для детей использовали её и как бумагу, о чем свидетельствуют берестяные грамоты, найденные в большом количестве в Новгороде среди древних вещей из бересты.

Береста, как универсальный плащ, защищает дерево от множества невзгод. Ее верхний белый слой отражает в знойные летние дни палящие солнечные лучи, не позволяя перегреваться стволу. Осенью берестяной «плащ» защищает ствол от проникновения в него влаги и гнилостных микробов, а в зимнюю пору — от лютых морозов. Каждый год на бересте нарастает молодой слой, делая ее толще. Молодой слой прилегает к стволу, а самый старый находится на поверхности коры. У бересты, снятой со ствола березы, внутренний молодой слой мастера называют лицевым. Он имеет приятную, слегка глянцевитую поверхность и насыщенный золотисто-желтый цвет с зеленоватыми или коричневатыми оттенками. Обычно все свои изделия народные мастера изготовляют с таким расчетом, чтобы лицевая сторона всегда оказывалась снаружи. Береста — гибкий и пластичный материал, обладающий высокой прочностью. Она прекрасно режется и обрабатывается тиснением.

Интерес к бересте возродился в России около десяти лет назад.

Современные мастера известных «берестяных центров» Горного Алтая, Вологды, Вятки, Томской области, Новосибирска, Прокопьевска, Новгорода объединяют в своём творчестве традиции всех народов, населявших когда-то Россию.

Ведь, в старину художественной обработкой бересты занимались и в Сибири, и на Дальнем Востоке, и на русском Севере, и в Российском Чёрноземье (в том числе и в Ульяновской области).

Огромную роль в быту крестьянина играла береста. Легко поддающийся обработке материал был незаменим в создании бытовых вещей, особенно различного вида сосудов. К тому же в таежной зоне Сибири береза является чрезвычайно распространенным деревом, и добыча бересты - дело не трудоемкое, не требующее специальных орудий труда и особого умения.

Обработка бересты, как и каждая разновидность народного ремесла, представляет собой целостную художественную систему, неразрывно связанную с национальной культурой и местным традициями. Обращение к народному искусству позволяет унаследовать его основы, развивать интерес к культуре народа, а так же способствовать сохранению и развитию его традиций.

Но все - таки обработка бересты, прежде всего – искусство, признанное дарить людям радость.

Хотя мои работы можно назвать примитивными я, конечно не буду останавливаться на достигнутом, хочется достичь более высокого результата, чтобы мои работы занимали достойные место на различных выставках.































Использованная литература

  1. Финягин В.В. Изделия из бересты. АСТ Астрель, 2001.

  2. Сидоренко В.И. Игрушки своими руками. Ростов-на-Дону: Феникс, 1999.

  3. Черныш И.В. Поделки из природного материала. М.: АСТ-ПРЕСС, 2000.

  4. Донец Е., П. Рачков Плетение из лозы и лыка. М., Изд."РАНКО - пресс",1993

  5. Загребаева Л.В. Плетение из соломки, бересты и лозы. Минск, «Миринда», 1999

  6. Каплан Н.И. Народные художественные промыслы. М., «Высшая школа», 1980

  7. Орловский Э.И. Изделия народных художественных промыслов Л., «Лениздат», 1974

  8. Рондели Л.Д. Народное декоративно-прикладное искусство. М., «Просвещение», 1984

  9. Федоеева В.К. Работа с берестой Каргополь, 2002 г.

  10. Интернет ресурсы: http://stranamasterov.ru/ , http://oriart.ru/

























Приложение 1

Рабочие инструменты и принадлежности


Рисунок 1

Железная линейка

Рисунок 2

Набор надфилей

Рисунок 3

Резец

Рисунок 4

Ножницы

Рисунок 5

Высечки

Рисунок 6

Циркуль и карандаш



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Проект "Путешествие в страну берёзового ситца"

Автор: Зотова Тамара Михайловна

Дата: 08.01.2016

Номер свидетельства: 273510


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства