Мастер–класс– это особый жанр обобщения и распространения педагогического опыта, представляющий собой разработанный оригинальный метод или авторскую методику, опирающийся на свои принципы и имеющий определенную структуру.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проведения мастер-класса в детском объединении»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
дом детского творчества
Методическая рекомендация
проведения мастер-класса
в детском объединении
Каждый человек меня в чем-то превосходит;
и в этом смысле мне есть чему у него поучиться.
Эмерсон Ральф.
Рекомендацию подготовила
методист Н.М. Красноперова
февраль 2017 год
Форма мастер-класс позволяет включить в ситуацию совместной
деятельности не только детей, участвующих в его проведении, но и
присутствующих на занятии коллег-педагогов и родителей.
Одним из основных моментов мастер-класса является создание эмоционального настроя, создание личного отношения к предпринимаемым действиям обучающихся и педагога.
В современных условиях педагог-мастер – это педагог, обладающий исследовательскими навыками и умениями, знающий особенности экспериментальной работы, умеющий анализировать инновационные педагогические технологии, умеющий прогнозировать итоги своей деятельности, разрабатывать методические рекомендации.
Мастерство, как правило, связывают с большим опытом. Первым же шагом к педагогическому мастерству является творчество.
В мастерстве педагога можно выделить четыре самостоятельных элемента:
- мастерство организатора коллективной и индивидуальной деятельности обучающихся;
- мастерство убеждения;
- мастерство передачи знаний и формирования опыта деятельности;
- мастерство владения педагогической техникой.
На современном этапе развития образования актуальным становится выявление, обобщение и распространение инновационного педагоги-ческого опыта.
Одной из эффективных форм распространения собственного педагогического опыта является такая современная форма методической работы какмастер-класс.
Зачастую в педагогическом сообществе под мастер-классом понимают открытое занятие, мероприятие, презентацию достижений педагога, но это не совсем так.
В первую очередь, Мастер–класс– это форма демонстрации новых возможностей педагогики развития. Мастер-класс – это одна из форм передачи педагогического опыта путем прямого и комментированного показа методов и приемов работы.
Мастер–класс– этоособый жанр обобщения и распространения педагогического опыта, представляющий собой разработанный оригинальный метод или авторскую методику, опирающийся на свои принципы и имеющий определенную структуру.
Этим и отличается мастер-класс от других форм трансляции опыта, тем, что в процессе его проведения идет непосредственное обсуждение предлагаемого методического продукта и поиск творческого решения педагогической проблемы, как со стороны участников мастер-класса, так и со стороны Мастера (под Мастером мы подразумеваем педагога, ведущего мастер-класс).
Итак, обобщая представленные выше определения, можно выде-лить важнейшие особенности мастер-класса:
1) новый подход к процессу обучения;
2) форма работы в малых группах, позволяющая провести обмен мнени-ями;
3) создание условий для включения всех участников мастер-класса в акти-вную деятельность;
4) постановка проблемной задачи и ее решение через проигрывание зада-нных ситуаций;
5) демонстрация приемов, раскрывающих творческий потенциал, как Мас-тера, так и участников мастер-класса.
Цель проведения конкретного занятия определятся Мастером в зави-симости от того, что он будет показывать.
Варианты:
показ программы деятельности, раздела программы и т.п.;
показ отдельных форм работы, которые использует в своей деятельности;
показ отдельных методов работы;
показ инновационных моментов деятельности и т.д.
Формы:
практическое занятие;
интегрированное (лекционно-практическое) занятие.
Проведение «мастер-класса» – это показатель зрелости педагога, демон страция высокого уровня профессионального мастерства.
При подготовке и проведении мастер-класса важно придерживаться алгоритма.
Алгоритм проведения «Мастер-класса»
1. Представление системы учебных занятий:
рассказ педагога о проекте занятия;
определение основных приемов и методов работы, которые будут демонстрироваться автором мастер-класса;
обоснование основных идей педагогической технологии, применяе-мой педагогом;
демонстрация результативности деятельности обучающихся свиде-тельствующая об эффективности используемой технологии;
описание системы занятий в режиме эффективной педагогической технологии, представляемой педагогом.
3. Проведение занятия или имитационной игры:
автор мастер-класса проводит учебное занятие со слушателями с демонстрацией приемов эффективной работы с обучающимися;
слушатели играют одновременно две роли: обучюащихся экспериментального класса и экспертов, присутствующих на открытом занятии.
4. Моделирование:
самостоятельная работа слушателей по разработке собственной мо-дели занятия в режиме продемонстрированной педагогической тех-нологии;
автор мастер-класса исполняет роль консультанта, организует самос-тоятельную деятельность слушателей и управляет ею;
обсуждение авторских моделей занятия слушателями и автором мастер-класса.
5. Рефлексия:
дискуссия по результатам совместной деятельности автора мастер-класса и слушателей;
заключительное слово педагога-мастера по всем замечаниям и пред-ложениям.
Модель проведения мастер – класса
Этапы работы
мастер-класса
Содержание этапа
Деятельность
участников
Подготови-
тельно-
организационный
Приветствие, вступительное слово мастера: комментарий темы мастер-класса (формулировка проблемы, причин ее появления); постановка цели и задач (обучающих, развиваю-щих и воспитательных); характеристика педагогической технологии и методики (методик) ее применения.
Задают вопросы.
Основная часть. Содержание мастер-класса
Комментарий плана действий, вклю-чающего поэтапную реализацию темы. Методическое обоснование и демон-страция приемов, методик, исполь-зуемых в процессе мастер – класса. Демонстрация и комментарии автором мастер-класса своих “изюминок” (приемов).
Задают вопросы, вступают в диалог с автором мастер-класса, выполняют задания в соответ-ствии с обозначен-ной задачей.
Рефлексия
Заключительное слово автора мастер-класса. Представление выполненных работ. Обмен мнениями
Анализируют, подводят итоги.
Критерии качества подготовки и проведения мастер-класса
Для определения эффективности подготовки и проведения мастер-класса следует придерживаться следующих критериев:
Презентативность. Выраженность инновационной идеи, уровень ее представления, культура презентации идеи, популярность идеи в педаго-гике, методике и практике образования.
Эксклюзивность. Ярко выраженная индивидуальность (масштаб и уро-вень реализации идей). Выбор, полнота и оригинальность решения инно-вационных идей.
Прогрессивность. Актуальность и научность содержания и приемов работы, наличие новых идей, способность автора мастер-класса не только к методическому, но и к научному обобщению собственного опыта.
Мотивированность. Наличие на занятии приемов и условий мотива-ции, включения каждого в активное творчество по созданию нового про-дукта деятельности.
Эффективность. Достаточность используемых на занятии средств, их сочетание, связь с целью и результатом (промежуточным и конечным).
Результативность деятельности каждого участника мастер-класса. Умение анализировать результаты своей деятельности.
Документация мастер-класса
План проведения мастер-класса, который разрабатывается педагогом-мастером.
По итогам мастер-класса оформляется конспект и рекомендации, которые хранятся в методкабинете.
Использование данных методических рекомендаций позволит обеспечить качественную подготовку и эффективное проведение мастер-класса.