Психологический комфорт на уроке как условие развития здоровой личности ребенка
Психологический комфорт на уроке как условие развития здоровой личности ребенка
Психологический комфорт – это психофизиологическое состояние, возникающее в процессе жизнедеятельности ребенка в результате оптимального взаимодействия его с внутришкольной средой.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Психологический комфорт на уроке как условие развития здоровой личности ребенка»
Психологический комфорт на уроке как условие развития здоровой личности ребенка
Что же такое психологический комфорт? Психологический комфорт – это психофизиологическое состояние, возникающее в процессе жизнедеятельности ребенка в результате оптимального взаимодействия его с внутришкольной средой. Структурными составляющими комфорта являются психологический, интеллектуальный и физический комфорт, их единство в процессе образовательной деятельности и есть одно из условий полноценного личностного развития школьника.
Психологический комфорт указывает на состояние радости, удовольствия, удовлетворения, которые школьник переживает, находясь образовательном учреждении. Эти состояния связаны с процессом обучения (т.е. интеллектуальным комфортом), с организацией предметного окружения (т.е. физическим комфортом). Источниками психологического комфорта выступают, в первую очередь, организационно-коммуникативные условия внутришкольной среды, т.е. организация межличностных взаимодействий субъектов.
Отношения «учитель - ученик», характеризуются:
положительным эмоциональным состоянием;
доброжелательными обоюдными отношениями.
Действия педагога по конструированию комфортной среды заключаются в обеспечении наиболее благоприятных условий для взаимодействия, в том, чтобы дать возможность ребенку проявиться в полной мере как личности. Для этого учителю необходимо использовать в своей работе:
просьбы, а не требования;
убеждения, а не агрессивное словесное воздействие;
четкую организацию, а не жесткую дисциплину;
компромисс, а не конфронтацию и т.д.
Интеллектуальный комфорт говорит об удовлетворенности учащимися процессами своей мыслительной деятельности и ее результатами. В учебном процессе это удовлетворение потребности в получении новой информации.
На уроке интеллектуальный комфорт достигается:
сменой видов деятельности;
достижением желаемого результата;
поддержкой со стороны педагога;
верой в собственные возможности.
Хотелось бы сказать и о физическом комфорте школьника. Он связан с комфортной внутришкольной средой, позволяющей сохранить психофизиологическое здоровье учащихся и способствующей их оптимальной включенности в образовательную деятельность.
Из чего же складывается психологический комфорт на уроке? Выделим следующие необходимые условия:
доброжелательные отношения в системах «учитель - ученик», «ученик - ученик»;
использование на уроках методов эмоциональной раскачки, упражнений на релаксацию;
комфортная внутришкольная среда (благоприятные внешние условия школы).
Учитывая эти условия, мы сможем создать доброжелательную атмосферу на уроке, позволяющую развить здоровую, полноценную личность.