Психологическое сопровождение детей раннего возраста
Психологическое сопровождение детей раннего возраста
Ранний и младший дошкольный возраст является тем ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. В этот период складываются такие ключевые качества, как познавательная активность, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности, общая жизненная активность и многое другое. Однако эти качества и способности не возникают автоматически, как результат физиологического созревания. Их становление требует адекватных воздействий со стороны взрослых, определенных форм общения и совместной деятельности с ребенком.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Психологическое сопровождение детей раннего возраста»
Рудный қаласының әкімдігі «№ 11 балабақша» КМҚК
КГКП «Ясли - сад №11» акимата города Рудного
Из опыта работы
Психологическое сопровождение
детей 2-3 лет в условиях детского сада
Подготовила: Яковенко Т.В.
п. Качар
Ранний и младший дошкольный возраст является тем ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. В этот период складываются такие ключевые качества, как познавательная активность, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности, общая жизненная активность и многое другое. Однако эти качества и способности не возникают автоматически, как результат физиологического созревания. Их становление требует адекватных воздействий со стороны взрослых, определенных форм общения и совместной деятельности с ребенком. В настоящее время у подавляющего большинства детей раннее детство проходит в семье. Семейное воспитание действительно является оптимальным для маленького ребенка, поскольку любовь близких взрослых, их чуткое и гибкое отношение, индивидуальное общение являются необходимыми условиями нормального развития ребенка и его хорошего эмоционального самочувствия. Однако далеко не все родители понимают возрастные особенности детей и умеют найти адекватные педагогические воздействия. В большинстве семей сохраняются представления о раннем возрасте как о периоде физиологического созревания и физического развития. Считается, что психическое развитие начинается после 3 лет. В результате внимание родителей сосредоточено на физическом здоровье малыша, ограничено гигиеническим уходом (кормление, прогулки, купание и т. д.) и предоставлением ему множества игрушек. В других семьях, напротив, переоценивают возможности ребенка и начинают учить и воспитывать 2-летнего малыша так же, как ребенка 5–7 лет (учат читать и писать, пользоваться компьютером, сажают перед телевизором и т. д.). В обоих случаях игнорируются возрастные особенности детей, что может привести к весьма печальным последствиям. Истоки многих проблем, с которыми сталкиваются родители и педагоги (сниженная познавательная активность, нарушения в общении, замкнутость и повышенная застенчивость или, напротив, агрессивность и гиперактивность детей и т. д.), лежат именно в раннем детстве. Коррекция и компенсация этих деформаций в дошкольном и школьном возрастах представляют существенные трудности и требует значительно больших усилий и затрат, чем их предотвращение. Полноценное развитие ребенка раннего возраста требует адекватной и квалифицированной психолого-педагогической поддержки со стороны профессионалов, как детям, так и их родителям и педагогам. Первая трудность, с которой сталкиваются и родители, и воспитатели в яслях, – это проблема адаптации к детскому учреждению. Более половины детей раннего, а также младшего дошкольного возраста оказываются не готовыми к детскому саду. Отсутствие психологической готовности к детскому учреждению чревато многочисленными медицинскими и психологическими трудностями – дети начинают непрерывно болеть, целыми днями плачут, у них возникают невротические реакции, обостряются психосоматические явления и т. д. Решение проблемы адаптации ребёнка к ДОУ строится в нескольких направлениях. Работа с родителями. Условно её можно разделить на несколько этапов. Первый – предварительный, начинается весной, до поступления ребёнка в детский сад. Педагог– психолог знакомится с родителями будущих воспитанников. Собирает первичную информацию о ребёнке, семье, условиях воспитания ребёнка. На таких встречах, в целях профилактики дезадаптации, психолог говорит о возможных последствиях адаптационного периода, как правильно реагировать на капризы детей, как снять напряжение. А также проводится анкетирование родителей, с целью выявления индивидуальных особенностей каждого ребёнка, в ходе которого анализируется «Готов ли ребёнок к посещению детского сада?» (консультация и анкета прилагаются). Второй этап – ознакомительный. Педагог – психолог встречается с родителями доля индивидуальных консультаций. В ходе беседы родители делятся впечатлениями о первых днях посещения детского сада. В это же время, педагог – психолог фиксирует как проходит период адаптации, и повлияло ли посещение детского сада на поведение ребёнка. Выступая на родительских собраниях, педагог – психолог просвещает родителей по вопросам формирования у детей навыков самообслуживания, по возрастным особенностям детей, по предупреждению истерик и капризов у детей и т.д. Для родителей готовится стендовая информация в родительский уголок «Если ребёнок кусается2, «Детские капризы и упрямства», «Детская самостоятельность», «Кризис трёх лет», «Как договорится с ребёнком» и т. д. На третьем этапе – практическом, взрослых необходимо включать в деятельность ДОУ. Педагог – психолог организует для родителей тренинговые занятия, на которых они прорабатывают свои переживания, оценивают настроение, обсуждают «больные вопросы», делятся мнениями, знаниями. Таким образом, родительский коллектив сплачивается, а это помогает им обрести уверенность и избавиться от тревожности и опасений. Работа с педагогами групп, принимающих детей. Педагог - психолог проводит консультации, беседы с педагогами. Напоминает воспитателям возрастные особенности детей, особенности протекания адаптации, обращает внимание детей на моменты, которые могут оказаться важными при знакомстве с родителями и их ребёнком. В дальнейшем, консультации с педагогами носят практический характер. На них педагог – психолог обращает внимание на индивидуальные особенности детей и родителей, сообща решаются возникающие вопросы и возможные проблемы.
Работа с детьми. В то же время педагог - психолог проводит наблюдение за детьми, фиксирует особенности контактов ребёнка с взрослыми и другими детьми, поведение ребёнка на занятиях, в играх, оценивает степень адаптации детей. Организация игровой деятельности в адаптационный период направлена на формирование эмоциональных контактов «ребёнок – взрослый» и «ребёнок – ребёнок». Основная задача игр в адаптационный период – формирование эмоциональных контактов, доверия к другим взрослым и детям, снятия напряжения у детей. Проводятся игры психологом еженедельно с ноября по январь (если есть необходимость - по апрель) продолжительностью 15 минут. Первые занятия проводятся со всей группой детей, затем можно делить на подгруппы. В адаптационный период необходим дифференцированный, индивидуальный подход к каждому ребёнку, учитывающий его интересы и возможности. В силу значимости и необходимости адаптации к ДОУ в жизни ребёнка, педагогу – психологу необходимо всячески помогать малышам, родителям и педагогам. В ходе работы важно отобрать такие формы и методы работы, которые были бы интересны для них и вызывали положительные эмоции.