Психолого-педагогическая поддержка семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья в системе воспитания
Психолого-педагогическая поддержка семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья в системе воспитания
Традиционно, воспитание рассматривается как процесс формирования у учащихся гражданских, нравственных, психологических и физических качеств, обучение стереотипам поведения, в соответствии с предъявляемыми обществом обычаями и требованиями.
В узком смысле – это деятельность, связанная с формированием социально значимых качеств личности, активной жизненной позиции.
В широком – это целенаправленное создание условий для всестороннего развития личности школьника, реализации индивидуальности учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Психолого-педагогическая поддержка семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья в системе воспитания »
Психолого-педагогическая поддержка семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья в системе воспитания
Текст выступления на педсовете
Традиционно, воспитание рассматривается как процесс формирования у учащихся гражданских, нравственных, психологических и физических качеств, обучение стереотипам поведения, в соответствии с предъявляемыми обществом обычаями и требованиями.
В узком смысле – это деятельность, связанная с формированием социально значимых качеств личности, активной жизненной позиции.
В широком – это целенаправленное создание условий для всестороннего развития личности школьника, реализации индивидуальности учащихся.
Таким образом, воспитание в современных условиях развития общества – это способ педагогического управления развитием личности.
Семья как один из важнейших социальных институтов оказывает огромное влияние на развитие и воспитание полноценной личности. Выполняя определённые социальные функции, она удовлетворяет большую часть потребностей личности.
Семья, где растёт и воспитывается ребёнок с ограниченными возможностями здоровья, требует особой заботы и внимания со стороны общества и государства в целом, специалистов педагогического профиля в частности. Кроме травмирующего влияния на ребёнка, отклонение в развитии является психической травмой и для родителей.
Психолого-педагогическая помощь семье в условиях образовательного пространства включает набор коррекционно-педагогических методов, направленных на всестороннее развитие ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, поддержку его семьии осуществляется педагогами и специалистами образовательного учреждения: дефектологом, логопедом, психологом.
Основная цель работы специалистов с родителями – это их своевременное информирование об особенностях развития психики ребёнка, характеристика уровня актуального развития, обоснование необходимости специальных коррекционных занятий, проводимых целенаправленно и систематически; формирование активной позиции в вопросах воспитания и обучения и продуктивных форм взаимодействия со своими детьми.
Важным инструментом в рамках психолого-педагогической помощи выступает диагностическое обследование как особенностей развития самого ребёнка, оценка структуры и степени нарушения в развитии, выявление особенностей умственного и физического развития, так и характера взаимоотношений в семье, выявление воспитательской позиции семьи по отношению к ребёнку, способов взаимодействия с ним, уровня педагогической компетенции семьи.
Работа с семьями в школе должна строится целенаправленно и дифференцированно, с учётом результатов проведенного психолого-педагогического обследования детей и их семей. Данные обследования анализируются медиками, учителем, воспитателем, специалистами, администрацией учреждения. Системный анализ проводится с целью планирования коррекционно-развивающего воздействия, отбора содержания коррекционно-педагогической работы, определения оптимальных и адекватных путей помощи с учётом особенностей развития ребёнка и специфики семей как участников педагогического процесса.
Основными задачами психолого-педагогической помощи семье в условиях школы являются:
– формирование у родителей правильного понимания целей воспитания и обучения ребёнка с ОВЗ;
– осуществление педагогами и специалистами учреждения целенаправленной систематической работы по всестороннему развитию детей;
– распространение знаний по различным направлениям коррекционно-педагогической деятельности, знакомство родителей с приёмами и методами коррекционно-развивающего воздействия;
– изучение опыта семейного воспитания, распространение его среди родителей.
Педагоги и специалисты школы могут использовать в работе с родителями различные формы.
Индивидуальные формы работы с родителями имеют важнейшее значение для установления взаимопонимания с ними, наиболее глубокого понимания педагогами и специалистами особенностей развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. Беседы, консультации с родителями и другими членами семьи проводятся по запросу родителей или специалистов. В содержание таких бесед включаются профессиональные советы и рекомендации по вопросам организации развивающих занятий в домашних условиях, закреплению и автоматизации умений и навыков по различным направлениям работы. Специалисты знакомят родителей с особенностями возрастного и личностного развития детей с ОВЗ, влиянием первичного нарушения на общее психофизическое развитие, появлением вторичных отклонений в развитии.
Помимо индивидуальной работы с родителями должны использоваться и коллективные формы. Родительские собрания проводятся для всех родителей класса или лишь для их части. Педагоги и специалисты школы знакомят родителей с задачами и содержанием работы по различным направлениям воспитания и обучения детей, делая это в доступной и понятной для родителей форме. Педагоги сообщают родителям о результативности обучения, результатах работы по различным направлениям. Характеризуя эффективность работы с детьми, педагоги и специалисты не акцентируют внимание на трудностях, негативных сторонах их развития, а показывают возможности детей, их продвижение в обучении, зону ближайшего развития.
К родительским собраниям приурочиваются выставки детских работ, поделок, доступной литературы по вопросам воспитания и обучения детей.
Одной из форм работы с родителями могут являться также дни открытых дверей, в течение которых родители посещают фронтальные и индивидуальные занятия, наблюдают за общением детей и их занятиями на прогулках, во время проведения режимных моментов, беседуют с педагогами, специалистами и администрацией школы. Такие посещения позволят родителям составить представление об обстановке в школе, стиле и методах коррекционно-педагогической работы с детьми.
Полезной и интересной формой работы с родителями является проведение праздников, внеклассных мероприятий, к участию в которых приглашаются родители.
Установление контакта с семьей учащегося – одна из важнейших задач психолого-педагогической помощи семье ребенка с ОВЗ. Также эта задача одна из сложнейших. Так как часто она может быть невыполнима из-за позиции родителей по отношению к ребенку. Можно выделить такие часто встречающиеся типы родительского отношения:
«Пассивный родитель» - он следует внутренней позиции «Вы педагог, вот и воспитывайте ребенка, это ваша работа…». Часто дети в такой семье лишены теплого эмоционального контакта с родителями.
«Избегающий проблем» - такие родители словно ставят перед собой цель убедить всех и себя в том, что с их ребенком все в порядке, даже если педагоги и специалисты советуют им обратиться за медицинской помощью. Такие родители не желают видеть даже очевидных фактов.
«Агрессивно – недовольный» - родители, постоянно критикующие действия педагогов и специалистов по отношению к ребенку. Такое поведение негативно сказывается на отношении ребенка к педагогу.
«Надменный интеллектуал» - родитель, считающий свое мнение выше мнения учителя, воспитателя, специалиста, если информация о ребенке задевает болезненные струны и требует пересмотра своей роли в воспитании ребенка. Он может пойти на открытый конфликт, не выполнить необходимых рекомендаций относительно ребенка, если ему покажется, что специалист недостаточно авторитетен. В таких случаях «снобизм» родителей может быть нейтрализован созданием более официальной обстановки, где значение и роль специалиста, дающего рекомендации, более очевидна.
В таких семьях страдают в первую очередь дети, которые не могут получить адекватной помощи до тех пор, пока родители не изменят отношения к проблемам своего ребенка.
Роль в изменении позиции родителей по отношению ребенка может сыграть педагог. Родители и педагоги должны строить свои отношения на психологии доверия. Успех сотрудничества во многом зависит от взаимных установок семьи и учреждения. Наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу. Родители должны быть уверены в хорошем отношении педагога к ребенку.
Педагоги и специалисты (дефектолог, логопед, психолог) школы могут привлекать родителей к совместному изготовлению дидактических пособий, игр, направленных на развитие речи, обогащение представлений об окружающей действительности, развитие мелкой моторики и т. д. Данная форма взаимодействия способствует наиболее полному пониманию родителями задач коррекционно-педагогической работы, осмыслению сущности методов и приёмов специального обучения и воспитания.
В оказании психолого-педагогической помощи родителям, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья, важны последовательность, систематичность, учёт реальных возможностей как детей, так и родителей. Взаимопонимание педагогов и родителей, совместное участие и активность в проведении развивающей, коррекционной и воспитательной работы способствуют повышению уровня педагогической компетенции родителей, формированию у них положительных форм взаимодействия с ребёнком, активной позиции по отношению к его воспитанию в семье.
Библиографический список
Левченко И. Ю. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребёнка с отклонениями в развитии: метод. пособие / И. Ю. Левченко, В. В. Ткачёва. – М.: Просвещение, 2008.
Николаева Е. И. Психология семьи. – Спб.: Питер, 2013.
Сатир Вирджиния. Семейная терапия. Практическое руководство. – М. : Институт общегуманитарных исследований, 2009.
Ткачёва В. В. Психологическое изучение семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии. – М.: УМК «Психология», 2004.
Памятки для педагогов
Психолого-педагогические основы установления контактов с семьей школьника
Первое правило: В основе работы школы и классного руководителя с семьей и общественностью должны быть действия и мероприятия, направленные на укрепление и повышение авторитета родителей. Единственно правильная норма взаимоотношений учителей и родителей - взаимное уважение. Тогда и формой контроля становятся обмен опытом, совет и совместное обсуждение, единое решение, удовлетворяющее обе стороны. Ценность таких отношений в том, что они развивают и у учителей, и у родителей чувство ответственности, требовательности, гражданского долга.
Второе правило: Доверие к воспитательным возможностям родителей, повышение уровня их педагогической культуры и активности в воспитании. Психологически родители готовы поддержать все требования, дела и начинания школы. Даже те родители, которые не имеют педагогической подготовки и высокого образования, с глубоким пониманием и ответственностью относятся к воспитанию детей.
Третье правило: Педагогический такт, недопустимость неосторожного вмешательства в жизнь семьи. Классный руководитель - лицо официальное, но по роду своей деятельности он должен касаться интимных сторон жизни семьи, нередко он становится вольным или невольным свидетелем отношений, скрывающихся от чужих. Хороший классный руководитель в семье не чужой, в поисках помощи родители ему доверяют сокровенное, советуются. Какой бы ни была семья, какими бы воспитателями ни были родители, учитель должен быть всегда тактичным, доброжелательным. Все знания о семье он должен обращать на утверждение добра, помощи родителям в воспитании.
Четвертое правило: Жизнеутверждающий, мажорный настрой в решении проблем воспитания, опора на положительные качества ребенка, на сильные стороны семейного воспитания, ориентация на успешное развитие личности. Формирование характера воспитанника не обходится без трудностей, противоречий и неожиданностей. Их надо воспринимать как проявление закономерностей развития (неравномерность и скачкообразный характер, жесткая причинно-следственная обусловленность, избирательный характер отношений воспитуемого к воспитательным влияниям, соблюдение меры словесных и практических методов воздействия), тогда сложности, противоречия, неожиданные результаты не вызовут негативных эмоций и растерянности педагога. Хорошо известно, что существуют десятки способов решения педагогической задачи, но только один из них является верным в данных конкретных условиях. И поэтому должен быть взгляд на педагогику как на науку об общих законах эффективного воздействия на личность, а не как на рецептурный указатель.