Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с девиантным поведением
Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с девиантным поведением
Главная цель педагогической деятельности по профилактике противоправного поведения учащихся - создать воспитывающую среду, способствующую снижению количества правонарушений, препятствующую распространению в молодежном окружении негативных социальных явлений.
Важнейшими задачами являются: воспитание уважительного отношения к законам своей страны и убеждение в необходимости их выполнения, привитие навыков законопослушного поведения, сохранение нравственного здоровья детей и учащейся молодежи.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с девиантным поведением »
Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с
девиантным поведением
(педагог-психолог ГУ О «Боровская средняя школа Лепельского района» Маркович И.В.)
Главная цель педагогической деятельности по профилактике противоправного поведения учащихся - создать воспитывающую среду, способствующую снижению количества правонарушений, препятствующую распространению в молодежном окружении негативных социальных явлений.
Важнейшими задачами являются: воспитание уважительного отношения к законам своей страны и убеждение в необходимости их выполнения, привитие навыков законопослушного поведения, сохранение нравственного здоровья детей и учащейся молодежи.
В работе по профилактике противоправного поведения учащихся мы ориентируемся на следующие направления работы:
диагностика уровня нравственно-правовой воспитанности учащихся подучетных категорий; причин, способствующих появлению у них признаков противоправного поведения;
нравственно-правовое воспитание учащихся.
В процессе диагностики уровня нравственно-правовой воспитанности учащегося изучается:
уровень сформированности нравственных качеств личности и правовых знаний: целостность и действенность знаний о морали, усвоение системы нравственно-правовых ценностей, сформированность нравственных качеств личности (совестливость, порядочность, достоинство, честь и др.), чувство ответственности за свои поступки;
направленность опыта деятельности и поведения: социальная адаптированность, способность противостоять негативным влияниям, умение принять самостоятельное и ответственное решение в ситуациях выбора с позиции норм морали и права, дисциплинированность, законопослушание;
изучение условий, в которых происходит нравственно-правовое становление учащегося: изучение ближайшего окружения, в том числе семьи учащегося и его друзей; изучение взаимоотношений с одноклассниками, педагогами, воспитателями в учебном коллективе (классе, группе); изучение мотивации вхождения в другие (формальные и неформальные) коллективы, особенностей межличностных отношений в них; выявление положительных качеств учащегося, его отношения к своим недостаткам, способности к саморегуляции, самовоспитанию; определение реакции на применяемые методы воспитания, определение наиболее воспринимаемых учащимся методов воспитания.
Наиболее распространенными методами диагностики являются: анализ документации (социального паспорта семьи ребенка, актов посещения семьи и обследования жилищно-бытовых условий, карт наблюдения за учащимся, журнала учета преступлений и правонарушений, личных дел детей подучетных категорий), наблюдение, комплекс методик, связанных с изучением социального окружения учащегося, беседа, опрос несовершеннолетних и др.
Педагогом-психологом используется следующий диагностический инструментария: характерологический опросник (опросник К.Леонгарда), тематический апперцептивный тест (ТАТ), проектированные методики "Несуществующее животное", "Дом-дерево-человек", восьмицветный тест Люшера (тест цветовых выборов Люшера), шкала самооценки Дембо- Рубинштейна, определение направленности личности, шкала оценки значимости эмоций, диагностика доминирующего уровня функционирования личности, методика диагностики j межличностных и межгрупповых отношений ("социометрия") Дж.Морено, методика "Q-сортировка В.Стефансона, диагностика основных тенденций поведения в реальной группе и представлений о себе и т.д.
По результатам диагностики учащегося, состоящего на учете в ИДН или находящегося в СОП, ВШК в обязательном порядке готовятся рекомендации по повышению качества воспитательно-профилактической работы для различных категорий специалистов, работающих с учеником, которые носят конкретный, практико-ориентированный характер и имеют указания по срокам исполнения и формам контроля. По результатам их выполнения готовится информация о проделанной работе, а СППС учреждения образования - аналитическая справка о результатах проделанной работы, основанная на результатах повторной диагностики учащегося и анализе представленных материалов. Результаты проведенной с подучетным несовершеннолетним работы подлежат контролю и обсуждению на заседаниях совета учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних не реже одного раза в год.
СППС учреждения образования систематически ведет и актуализирует банк данных по учащимся, склонных к противоправному поведению.
Нравственно-правовое воспитание осуществляется через приобщение учащихся к знаниям норм права и морали, раскрытие нравственно-правовых понятий, усвоение нравственно-правовых ценностей общества.
Основными видами деятельности здесь выступают учебнопознавательная, игровая, общественная, правоохранительная, физкультурно- оздоровительная, волонтерская, гуманитарная и другие, которые способствуют приобретению учащимися знаний в сфере права, формированию умений переносить их на собственный опыт, помогать в освоении учащимися социальных ролей, "проживании" правовых ситуаций и результатов их решения. Правильно организованная работа в данном направлении создавает условия для формирования социальной позиции учащихся, позволяет сформировать коммуникативные умения, наладить отношения с другими людьми, обществом, разрешать конфликтные ситуации. Эффективными формами и методами работы по профилактике противоправного поведения несовершеннолетних являются индивидуальное и групповое консультирование, диспуты, игровое моделирование, решение проблемных задач и ситуаций нравственно-правового содержания, организация клубов, семейные конференции, проведение профильных лагерей, туристических походов, осуществление должного контроля за посещаемостью занятий (в том числе кружков и секций), лекции, беседы. Позитивные результаты приносит система работы по принципу "Сверстник - сверстнику", а также воспитательный патронат посредством внедрения института общественных воспитателей.
Для учащихся начальных классов проводятся театрализованные представления по проблемам морали, права, ролевые игры по формированию навыков безопасного поведения и др.
Для учащихся организовываются информационные кампании, заседания интеллектуальных клубов по вопросам права, тематические дискотеки, олимпиады и конкурсы правовых знаний, интернет-конференции, подготовка и издание буклетов, журналов, видеоматериалов, информационных листков и другой печатной продукции нравственноправового содержания. Формирование правовых знаний учащихся осуществляется при проведении ролевого моделирования: "Я поступаю на работу", "На приеме у юриста", "Частная собственность", "Где получить помощь", "Жилищные права", "Когда у вас не ладятся дела..." и др.
Профилактике противоправного поведения несовершеннолетних способствует развитие в учреждении образования детского правоохранительного движения (клубы, отряды и кружки юных друзей милиции, спасателей-пожарных, ЮИД). Данные формирования призваны привлечь учащихся к общественно полезной деятельности в правоохранительной сфере, заинтересовать, отвлечь от негативных факторов, приводящих к асоциальному поведению.