kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Психотерапия жизненных кризисов. Основы суицидологии. Социальные мифы о самоубийстве».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Творческая работа содержит информацию о причинах подросткового суицида.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Психотерапия жизненных кризисов. Основы суицидологии. Социальные мифы о самоубийстве».»

МБОУ лицей №7 Имени. А.М. Ефимова











Тема социально – педагогического выступления : «Психотерапия жизненных кризисов. Основы суицидологии. Социальные мифы о самоубийстве. »





























Работу выполнила:

социальный педагог МБОУ

лицея №7 имени А .Н .Ефимова

Райникова Елена Владимировна

Психотерапия жизненных кризисов. Основы суицидологии.

За день в мире убивают себя 2300 человек, за год — 800тысяч человек.

От 8 до 30 миллионов людей в год неудачно покушаются на свою жизнь. Каждый второй, пытавшийся покончить с собой, в течение года повторяет свою попытку, обычно в более тяжелой форме. Каждый третий покончивший с собой совершал суицидную попытку в прошлом. В официальную статистику самоубийств попадают только явные случаи суицида, поэтому число реальных самоубийств значительно превосходит официальные цифры - считается, что ежегодно в мире кончают с собой более 4 000 000человек. По мнению судебных экспертов, причиной большинства так называемых "смертей от несчастного случая" (передозировка лекарственных препаратов, аварии на дорогах, падение с высоты и т.д.) на самом деле являются суициды. Чаще всего самоубийства совершают одинокие, разведенные и овдовевшие мужчины—в четыре раза чаще, чем женщины; зато женщины в два раза чаще совершают суицидальные попытки молодые мужчины, как и женщины, тоже чаще прибегают к незавершенным попыткам самоубийства, одним из ведущих мотивов которых служит призыв о помощи. Наиболее высокий уровень самоубийств обнаруживается среди врачей, особенно женщин — психиатров,

анестезиологов, стоматологов, а также психологов,

учителей и адвокатов. Для мужчин-врачей показатель самоубийств вдвое превышает среднестатистический. Женщины-врачи и женщины-психологи совершают самоубийства в три раза чаще, чем представительницы общей популяции. Причиной суицида у этих людей служит не столько специфика работы, сколько определенные особенности личности, обусловившие выбор профессии, в частности,

недостаточная самооценка, склонность к депрессии и

аддиктивному поведению.

В России до революции распространенность самоубийств

была самой низкой в Европе-три самоубийства на 100 тыс. жителей в год. В 1998-1999 гг. показатель уровня самоубийств в стране составил 38 на 100 000 жителей - второе место в мире (на первом месте-Литва, где на 100 000человек приходится 46 самоубийств). Российские показатели в 3-4 раза превышают среднемировые (10-20 самоубийств на100 000населения в год, в США— 11, в Великобритании-9). Каждый год кончают жизнь самоубийством 50 тысяч россиян. Только за 90-е годы страна потеряла полмиллиона человек. Для сравнения: за 10 лет войны в Афганистане погибли 14 тысяч военнослужащих, а покончили с собой лишь в1990г. 5тысяч солдат и офицеров. Самоубийства в Москве совершаются в четыре раза чаще, чем в Лондоне и Нью-Йорке, и в два раза чаще, чем в Берлине, который до недавнего времени считался мировой столицей самоубийств. В 1996 г. 4165 москвичей пытались отравиться, 3979 человек вскрывали себе вены,772 человека обливали себя бензином и поджигали, 93 человека стрелялись. В1997г. число суицидных попыток в Москве составило уже 12тысяч (33попытки ежедневно), успешных— 1300.

За последнее десятилетие число самоубийств среди молодежи выросло в 3раза. Основные причины суицида: неразделенная, любовь, конфликты с родителями и сверстниками, страх перед будущим, одиночество. Ежегодно, каждый двенадцатый подросток в возрасте 15-19лет пытается совершить попытку самоубийства. В России показатель суицида среди молодежи на 100тыс. составляет 20,что превышает средний мировой показатель в 2,7раза. 60% всех суицидов приходится на лето и весну. Может быть потому, что именно в этот период особенно заметен контраст между расцветом природы и неизменностью внутреннего состояния. Считается, что болезнью самоубийц является депрессия- до 70% депрессивных больных обнаруживают суицидальные тенденции, а 15% из них совершают самоубийства. Поэтому проблема самоубийств - это проблема депрессий.

ВОЗ насчитывает800причин самоубийств.

Из них:

- 19% -страх перед наказанием

- 18% –душевная болезнь

- 18% -домашние огорчения

-6% -страсти

-3% денежные потери

-1,4% -пресыщенность жизнью

-1,2% -физические болезни

- 41% -неизвестны

Среди способов завершенных суицидов наиболее часто встречаются:

  • само повешение- 81,9%,

  • отравление- 9,5,

  • самострел-2,9,

  • падение с высоты - 1,9,

  • утопление - 0,9%.

Самыми частыми способами неудавшейся суицидальной попытки являются:

  • отравление(лекарствами, газом, веществами бытовой химии, уксусной эссенцией) -72%,

  • самоповреждения- 28%

Около 80% самоубийц предварительно дают знать о своих намерениях окружающим, хотя способы сообщения об этом могут быть завуалированы. У 6% покончивших с собой, один из родителей был самоубийцей. 12% после неудачной попытки суицида в течение двух лет повторяют ее и достигают желаемого. 80% покончивших с собой, пытались сделать это в прошлом, по крайней мере, однажды. В окружении каждого человека, покончившего с собой, в среднем остается 6 человек, для которых его самоубийство является тяжелой душевной травмой. С начала XIX века наблюдается постоянное и равномерное возрастание статистики самоубийств во всех странах мира.

Социальные мифы о самоубийстве:

  • Те, кто много говорит о самоубийстве, якобы редко его совершают (большинство самоубийц перед смертью делились своими горестями и намерениями;40%из них в течение последней недели перед суицидом обращались к врачу или психологу).

  • Самоубийство всегда совершается внезапно, импульсивно (в действительности существует много диагностических признаков повышенного риска самоубийства).

  • Решившиеся на самоубийство редко колеблются и их все равно не остановить(однако самоубийству обычно предшествуют попытки найти утешение и помощь).

  • Разговоры о самоубийстве могут способствовать его совершению (наоборот, такой разговор может стать первым шагом в его предупреждении).

  • Покушающиеся на самоубийство желают умереть (но подавляющее большинство суицидентов хотят не самой смерти, а избавления от невыносимой психической боли).

  • Самоубийства и суицидные попытки — явления одного порядка (на деле суицидная попытка представляет собой крик о помощи в невыносимой ситуации, а не самоубийство, неудавшееся по каким-то причинам)

  • Те, кто пытаются покончить с собой, психически ненормальны (на самом деле большинство суицидальных попыток совершаются психически здоровыми людьми).

  • Склонность к самоубийству наследуется (суициды действительно чаще совершаются теми, у кого в семье уже было подобное, но предрасположенность к суициду не наследуется и не является чертой характера).

  • Риск самоубийства исчезает, когда кризисная ситуация проходит (к сожалению, под внешним спокойствием может скрываться твердо принятое решение, а некоторый подъем сил после минования острого кризиса лишь помогает выполнить задуманное).

  • Если человек в прошлом совершил суицидную попытку, то подобное больше не повторится (в реальности очень многие повторяют эти действия вновь и достигают желаемого результата).





Типология суицидального поведения

Демонстративное

поведение

Аффективное суицидальное поведение

Истинное суицидальное поведение

Проявляются в виде:

•порезов вен,

•отравления неядовитыми лекарствами,

•имитация повешения


Чаще всего прибегают к:

•попыткам повешения,

•отравлению токсичными сильнодействующими

препаратами

При истинном суицидальном поведении чаще прибегают к повешению



Причины подростковых самоубийств

Проблемы и конфликты в семье:

  • тяжелый психологический климат, алкоголизм в семье, смерть родителей, неблагоприятное положение подростка в семье: отвержение, назойливая опека, жестокость, критичность к любым проявлениям подростка, насилие в семье.

  • подростки тяжело переживают развод родителей, особенно те, кто одинаково привязаны к обоим родителям. Во время развода родителей дети испытывают чувство ненужности и покинутости.

  • Потеря родственников и близких характеризуется суицидальным настроением, но редко заканчивается трагически. Связано это с тем, что после смерти близких ребёнку людей ему оказывается

мощная поддержка со стороны других родственников.

  • Несчастная любовь.

  • Отсутствие у подростка друзей, отвержение в учебной группе.

  • Серия неудач в учебе, в отношениях с родственниками и взрослыми.

  • Безнадежность - жизнь бессмысленна, а на будущее рассчитывать не приходится. Потеряны всякие надежды изменить жизнь к лучшему.

  • Множественные проблемы - все проблемы настолько глобальны и неразрешимы, что человек не может сконцентрироваться, чтобы разрешить их по одной.

  • Попытка сделать больно другому человеку - «Они еще пожалеют!» Иногда человек считает, что, покончив с собой, унесет с собой проблему и облегчит жизнь своей семье.

  • Способ разрешить проблему - человек рассматривает самоубийство как показатель мужества и силы.

  • Несоответствие биологического и психологического полов. На этой почве суицидальные попытки чаще совершают юноши с поло ролевыми нарушениями. И хотя это достаточно малая часть населения, её можно отнести к группе риска.

  • Иногда суициды совершаются в подражание кумирам или из чувства коллективизма.

  • Поиск помощи - большинство людей, думающих о самоубийстве, не хотят умирать. Самоубийство рассматривается, как способ получить что-либо (например, внимание, любовь, освобождение от проблем, от чувства безнадежности).

Личностные предпосылки:

  • неумение подростка понимать и выражать свои чувства, объяснять свои переживания;

  • двойственность ощущения своего места в мире:

  • с одной стороны—уже не ребенок (одолеваемый взрослыми

желаниями и страстями), а с другой—абсолютно бесправный и полностью зависящий от семьи (которая в эту пору становится для него менее значимой, чем общество сверстников);

  • максимализм и критичность оценок - и себе, и окружающим, а вместе с тем, неспособность прогнозировать последствия своих действий.

Социально-психологические факторы:

  • условия семейного воспитания (отсутствие отца в раннем детстве; авторитарная мать; воспитание в семье, где есть алкоголики, психически больные; отверженность в детстве; случаи самоубийства близких и т. д.);

  • активное употребление алкоголя и наркотиков;

  • совершение суицидальных попыток в прошлом;

  • акцентуация характера;

  • изоляция от социального окружения, потеря социального статуса;

  • разрыв высоко значимых любовных отношений;

  • физические недостатки (заикание, картавость и др.);

  • совершение уголовно наказуемого поступка;

  • длительные соматические заболевания;

  • затрудненная адаптация к учебной деятельности и др.

Три основные признака надвигающегося суицида:

  • скрытый гнев - гнев скрывают, часто выдают за другое проявление чувств, он направлен внутрь себя, похоронен, но наличие его можно заметить;

  • тяжелая потеря - положение дел не улучшается, никто не может помочь, нет никакой надежды;

  • чувство беспомощности

Важно иметь в виду, что люди совершают суицид преимущественно в случаях:

  • когда в перспективе не видно решения или изменения их проблем;

  • если попытки справиться с проблемами завершились неудачно и при резком обострении чувства безнадежности.

  • перемены в поведении-уединение, рискованное

поведение;

  • проблемы в школе-падение успеваемости, эмоциональные взрывы, засыпание на уроках;

  • признаки депрессии -перемены в питании и времени сна, беспокойство, безнадежность, чувство вины, потеря интереса;

  • устные заявления - «я желаю быть мертвой», «оставь меня в покое»;

  • темы смерти-накопительный интерес к данной тематике в художественных галереях, в поэзии, романах;

  • усиленное внимание к оккультизму, тяжелому металлу или готике в музыке;

  • вызывающая одежда;

  • предыдущая суицидальная попытка



Нормативно-правовые основы

профилактики суицидального поведения

детей и подростков



  • Конвенция о правах ребенка(Постановление ВС СССР от13.06.90 №1559-I «О ратификации Конвенции о правах ребенка»).

  • Обращение Совета Федерации Федерального Собрания РФ От 20.07.01 №290-СФ«К Президенту РФ В.В. Путину в связи с необходимостью учреждения института Уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации».

  • Конституция РФ, Кодексы РФ: Конституция Российской Федерации, 12.12.1993.

  • Гражданский Кодекс РФ(ч.1. от30.11.94 №51-ФЗ; ч.2. от

  • 14-ФЗ; ч3. от26.11.01 №146-ФЗ).

  • Гражданский процессуальный Кодекс РФ от14.11.02 №138-ФЗ

  • Семейный Кодекс РФ от29.12.95 №223-ФЗ.

  • Федеральный закон от24.07.98 №124 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

  • Федеральный закон от21.12.96 №159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

  • Указ Президента РФ от14.05.96 №712 «Об основных направлениях государственной семейной политики».

  • Распоряжение Правительства РФ от24.09.01 № 1270-р«О Концепции демографического развития Российской Федерации на период до2015 года».

  • Письмо МО РФ «О мерах по профилактике суицида среди детей и подростков» №22-06-86 от26.01.2000 г.

  • Письмо МО РФ «О мерах по усилению профилактики суицида среди детей и подростков» №03-51-102ин/22-03 от29.05.2003

  • Письмо МО РФ «О мерах по профилактике суицида среди детей и подростков» №01-130/07-01 от20.09.04 г.

  • Письмо МО РФ «О мерах по профилактике суицида и суицидального поведения среди детей и подростков» №01-29/1218 от18.07.06 г.

  • Решение Коллегии МО РФ «Об обеспечении психологической безопасности образовательной среды в профилактике кризисных состояний учащихся» от08.06.07 г.

  • Приказ МО РФ «Об усилении мер профилактики суицидального поведения среди обучающихся» №01-08/4097 от09.12.08 г.






































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Райникова Елена Владимировна

Дата: 23.04.2017

Номер свидетельства: 411083


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства