Проект «Навстречу 70-летию Победы в Великой Отечественной войне» разработан в соответствии с Концепцией патриотического воспитания учащихся школы. Он содержит серьёзную и системную работу по формированию нравственных качеств личности учащихся, работу ума, души и сердца ребёнка. Необходимо создавать условия для воспитания патриотических чувств и качеств, которые станут впоследствии основой нравственного поведения ребенка. Формирование патриотического воспитания должно осуществляться на основе образа жизни людей, которые являются ярким примером служения своей семье, стране, миру.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Много это или мало? Смотря с чем сравнивать. Но как бы то ни было, это эпоха, напрямую связанная с нашими родственниками, родителями, бабушками и дедушками, прабабушками и прадедушками, среди которых есть еще и живые свидетели и участники тех героических событий.
Проект «Навстречу 70-летию Победы в Великой Отечественной войне» разработан в соответствии с Концепцией патриотического воспитания учащихся школы. Он содержит серьёзную и системную работу по формированию нравственных качеств личности учащихся, работу ума, души и сердца ребёнка. Необходимо создавать условия для воспитания патриотических чувств и качеств, которые станут впоследствии основой нравственного поведения ребенка. Формирование патриотического воспитания должно осуществляться на основе образа жизни людей, которые являются ярким примером служения своей семье, стране, миру.
Воспитывать – значит определять судьбу своей нации. Развитие детей зависит от влияния внешней среды. Исходя из этого, данный проект содержит соответствующий план мероприятий. Предусмотрена организация научно-исследовательской, творческой работы учащихся и педагогов, организация культурно-массовых и спортивных мероприятий с учащимися, совместных трудовых дел, экскурсий, коллективных посещений музеев, памятных мест села и района. Также планируется внедрение в практику встреч с интересными людьми – тружениками тыла, участниками военных действий в Чечне, Афганистане.
Таким образом, проект «Скоро нашей Великой Победе - 70 лет» позволит более полно осуществить патриотическое воспитание, привить любовь к своему Отечеству, осознанию священного долга защиты своей Родины.
II. Описание проблемы
Духовно-нравственное становление детей, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества, государства. Воспитание в современных рыночных условиях, которое имеет своей целью стяжательство, не приведет к созданию нормального благополучного общества. Сегодняшние условия ставят перед педагогами множество вопросов. Что такое воспитание в современном понятии? Какие духовно-нравственные ценности сегодня преобладают? Как воспитать истинного патриота? Сущность данного проекта состоит в том, чтобы дать четкий ответ на возникающие вопросы, выяснить основные направления патриотического воспитания юного поколения.
Патриотическое воспитание в школе - это систематическая и целенаправленная деятельность педагогического коллектива по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
3
III. Идея проекта
Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.
«Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству», - считал педагог К.Д. Ушинский.
IV. Цель проекта:
-создать условия для формирования военно-патриотического и духовно-нравственного воспитания обучающихся на основе изучения примеров героических страниц Великой Отечественной войны.
Задачи проекта:
формирование патриотических чувств и сознания учащихся на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранение и развитие чувства гордости за свое страну;
совершенствование нравственных и психологических качеств, необходимых будущим защитникам Родины;
подготовка к военной службе, укрепление физического развития учащихся;
формирование начальных военных и военно-технических знаний и навыков, необходимых для службы в армии;
пробуждение интереса и формирование мотивации к изучению материалов ВОВ и достойной встрече 70-летия Победы;
изучение героического прошлого нашей страны, формирование чувства сопричастности к истории Отечества, осознание священного долга перед Родиной;
расширение и активизация словаря школьников путем пополнения его лексикой военно-исторического значения, творческое развитие детей на основе полученных знаний;
ведение поисковой и научно-исследовательской работы учащихся;
воспитание чувства долга перед родиной, чувства привязанности к тем местам, где человек родился и вырос.
4
V. Содержание проекта
Эффективным способом решения поставленных задач станет реализация мероприятий по следующим основным направлениям деятельности педагогов и обучающихся:
1. Научно-исследовательская работа.
2. Организация мероприятий, приуроченных к великой дате (уроки мужества, классные часы, творческие и спортивные мероприятия, совместные трудовые дела и т.д.).
3. Совершенствование технологий внеурочной работы с учащимися.
4. Краеведческая работа.
5. Обобщение результата работы, систематизация собранных материалов.
VI. Этапы и сроки реализации проекта
Проект реализуется с 1 сентября 2013 года по 30 мая 2015 года.
№ этапа
Название этапа
Продолжительность этапа
Задача
Этап 1
Организационно-методический
Сентябрь-октябрь 2013 года
Знакомство с методической литературой, планирование работы
Этап 2
Экспериментально-внедренческий
Сентябрь-ноябрь 2013 год
Активизация работы педагогов и учащихся, внедрение проекта, посвященного 70-летию Великой Победы
Этап 3
Проектно-деятельностный
Сентябрь 2013-май 2015 года
Проведение юбилейных мероприятий, поисковая работа, совершенствование технологий внеурочной деятельности
Этап 4
Рефлексивный
Май 2015 года
Подведение итогов, анализ эффективности деятельности, обобщение результатов
VII. План мероприятий
№
п/п
Наименование мероприятия
Срок
исполнения
Ответственные за проведение мероприятий
I. Мероприятия по улучшению условий жизни тружеников тыла Великой Отечественной войны 1941-1945 годов
1.
Организация работы волонтеров по оказанию социальной адресной помощи труженикам ВОВ
2013-2015 гг
Координатор по ВР
2.
Проведение благотворительной декады, приуроченной ко Дню Победы
2013-2015гг.
Администрация школы
II. Памятно-мемориальные мероприятия
1.
Организация работ по благоустройству территории памятника погибшим воинам
2013-2015 гг.
Координатор по ВР
2.
Возложение венков и цветов к памятнику
май
2013-2015 гг.
Администрация школы
3.
«Память в наследство» - цикл мероприятий к Международному дню памятников
апрель
2013- 2015 гг.
Учитель истории, библиотекарь
III. Историко-краеведческие, туристическо - краеведческие, поисковые мероприятия
1.
Конкурс исследовательских работ «По страницам семейных архивов» (воспоминания о ВОВ)
сентябрь
2013-2015 гг.
Учитель истории
2.
Создание фотоальбома «Лица Победы»
сентябрь
2013-2015 гг.
Координатор по ВР
3.
Участие в муниципальных и региональных мероприятиях
2013-2015 гг.
Координатор по ВР
4.
Работа обучающихся 5-9 кл. над поисковыми заданиями «Да будет вечной о героях память»
сентябрь 2013- апрель 2015 гг.
Классные руководители
5.
Подготовка экспозиции в школьном музее «Память через года»
март-май
2015 г.
Руководитель музея
6.
"Уроки Великой Победы" - конференция обучающихся 9 кл.
апрель
2014 г.
Учитель истории
8.
Экскурсии в краеведческий музей в
районе
2013-2015 гг.
Классные руководители
IV. Информационно - пропагандистские и культурно-массовые мероприятия
1.
Посещение тружеников тыла,, поздравление с Днем Победы
2013-2015гг.
Классные руководители
2.
Проведение патриотической акции «Я- гражданин России»
2013-2015 гг.
Координатор по ВР
3.
Проведение циклов уроков мужества «Они сражались за Родину!»
2013-2015 гг.
Классные руководители
4.
Конкурсов рисунков «Победа деда – моя Победа!»
апрель
2013- 2015 гг.
Учитель ИЗО
5.
Конкурс сочинений «Есть память, которой не будет забвенья и слава, которой не будет конца!»
февраль
2013- 2015 гг.
Учитель литературы
6.
Выпуск классных газет «Салют Победе!»
май
2014- 2015 г.
Классные руководители
7.
Месячник оборонно-массовой и спортивной работы
февраль
2013-2015гг.
Координатор по ВР
8.
Мероприятия, посвященные выводу Советских войск из Афганистана
февраль
2013-2015гг.
Координатор по ВР
9.
Проведение акций:
«Вахта памяти»
«Забота»
2013 -2015 гг.
Координатор по ВР
10.
Проведение мероприятий,, посвященных Дню памяти и скорби
22 июня
2013-2015 гг.
Учитель истории
12.
Организация и проведение в летнем оздоровительном лагере мероприятий, посвященных 70-летию ВОВ
июнь
2014-2015 гг.
Начальник лагеря
13.
«Нам есть чем гордиться» - конкурс на лучший сценарий внеклассного мероприятия военно-патриотической тематики
2013-2015 гг.
Координатор по ВР
14.
«Никто не забыт» - литературная конференция
март
2014 г.
Учитель литературы
15.
«Вашей славы наследники мы» - конкурс стихотворений
январь – май 2013- 2015 гг.
Учитель литературы
16.
«Во имя жизни» выставка творческих работ обучающихся
февраль 2013-2015 гг.
Координатор по ВР
17.
Конкурс чтецов «Строка, оборванная пулей»
январь
2015 г.
Учитель литературы, библиотекарь
18.
Участие в праздничном митинге
май
2013-2015 гг.
Администрация школы
25.
Участие в районных и региональных мероприятиях, посвященных 70-летию Победы.
2013-2015 гг.
Администрация школы
V. Освещение мероприятий, посвященных 70 –й годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов в средствах информации
1.
Публикация в газете «Миг педагога» статей, посвященных проведению юбилейных мероприятий
2013-2015 гг.
Координатор по ВР
2.
Открытие рубрики «70 лет Великой Победе» на сайте школы для публикации материалов, посвященных празднованию Великой Победы
2013-2015 гг.
Координатор по ВР
VIII. Ожидаемые результаты
1. Повышение интереса к изучению материалов о ВОВ.
2. Приобщение учащихся к боевым и трудовым традициям народа.
3. Воспитание у школьников гордости за подвиги защитников Отечества.
4. Воспитание истинных патриотов, достойных граждан своей Родины.
5. Вовлечение учащихся в активную поисковую, научно-исследовательскую, творческую деятельность.
6. Увеличение количества участников научно- исследовательских работ.
IX. Риски и ограничения реализации проекта
Есть риск в том, что, если проводить работу формально, ученики воспримут этот проект как обычный ряд мероприятий, и это работа не затронет их ум и сердце. Чтобы этого не произошло, нужно приложить все усилия, опыт и знания, внедрить новые разнообразные и эффективные технологии для правильного и полного осуществления настоящего проекта по патриотическому воспитанию.
Выводы
Работа по патриотическому воспитанию проводится в соответствии со школьной программой патриотического воспитания школьников «Я патриот», комплексным планом военно-патриотического воспитания обучающихся.
Для совершенствования военно-патриотического воспитания в школе создана детская общественная организация «Бригантина».
В течение проекта многие учащиеся изучили свою родословную, подготовили материалы: сочинения, эссе, презентации о своих родственниках, проявивших героизм и мужество в Великой Отечественной войне, Афганистане, Чечне. Создали презентацию «Путь к Победе» (прилагается)
Используемая литература
1. Краеведение - основа патриотического воспитания молодежи. Волгоград, 2004, Г.Кульков
2. "У войны не женское лицо". С.Алексиевич. М., 1993.
3. История русской армии. Детская энциклопедия. М., 1999.
4. О задачах и опыте работы в школьных музеях. М., Аско, 2005. М.Говоров
5. Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006-2010 годы". М., 2005.