ознакомление с понятиями толерантность; толерантная личность;
развитие чувства собственного достоинства и умения уважать достоинство других;
осознание многообразия проявлений личности каждого участника в групповом взаимодействии;
развитие способности к самоанализу, самопознанию;
повышение самооценки через получение позитивной обратной связи и поддержки от группы.
Ход занятия
Оргмомент
2«Сейчас у каждого есть возможность что-нибудь рассказать о себе, о том, что лучше всего получается, чем любит заниматься в свободное время и т. д. Два-три предложения».
3. Послушайте притчу «Молчание»
Будда как – то проходил одной деревней. Собралось несколько человек (его противников) и принялись горячо и злобно оскорблять Будду. Он слушал молча, очень спокойно. И из-за этого спокойствия им стало как – то не по –себе. Возникло неловкое чувство: они оскорбляют человека, а он слушает их слова, как музыку, Тут что-то не так.
Один из них обратился к Будде:
- В чём дело? Ты что, не понимаешь, что мы говорим?
- Именно при понимании возможно такое глубокое молчание, - ответил Будда. – Приди ко мне 10 лет назад, я бы бросился на вас. Тогда не было понимания. Теперь я понимаю, И из – за вашей глупости я не могу наказывать себя. Ваше дело решать, оскорблять меня или нет, но принимать ваши оскорбления или нет – в этом моя свобода. Вы не можете их мне навязывать, я от них просто отказываюсь, они того не стоят. Можете забрать их себе. Я отказываюсь принимать их.
- Почему многие учителя человечества учили своих учеников терпению?
- А почему мы стараемся проявлять терпение?
- Современной наукой найдена взаимосвязь между духовным состоянием человечества и явлениями природы. Чем больше на земле войн, конфликтов, ненависти, злобы, зависти, тем чаще возникают землетрясения, ураганы, вулканические извержения¸ эпидемии. Наши чувства могут принести либо благо, либо разрушение, поэтому Будда и не стал принимать оскорбления. Поэтому ваши внутреннее равновесие даёт здоровье не только нам, но и оберегает от зла всю планету.
- Одной из характеристик духовно развитого человека является толератность. Что это такое?(это способность человека жить в мире разнообразия.)
- Почему каждый из нас по – разному воспринимает одну и ту же ситуацию? (индивидуален, каждый видит и воспринимает по-своему, поступает так, как считает нужным).
4. Тест
- Давайте проведём немного шуточный тест. Оцените, пожалуйста, на сколько процентов вы знаете свой внутренний мир?
100%
50%
30%
Совсем не знаю
- А теперь подумайте над таким вопросом: кто из вас может, не прибегая ни к каким искусственным методам, только с помощью воли и знаний совершить следующее: из дуба сделать берёзу, из ромашки – сосну, из травы – шиповник
100%
50%
30%
Совсем не могу
- Тем более мы не можем изменить по своему желанию и внутренний мир другого человека. Да и куда его менять? Во что превращать, если мы и свой – то знаем плохо. Единственное, что мы можем сделать – это учитывать все особенности проявления этого мира.
5.Упражнение «Цветные ладони»
Участники хаотично передвигаются по группе. Каждый поздоровается как можно с большим количеством учащихся (разговоры запрещены).
-Красная – надо пожать руку
-Синяя похлопать по плечу
Зелёная поздороваться спиной
Ваши ощущения.
6. Упражнение «Закончи предложения»
Каждая личность многообразна. Продолжите предложения:
Я - прекрасный цветок
Я – Я мышь
Я – словно светлячок
Я – кусочек пластилина
7.Упражнение «Солнечный круг»
- Нарисуйте на обороте листа солнце. В центре изобразите себя или напишите своё имя. Вокруг солнца нарисуёте много лучей, на трёх из них напишите три своих лучших качества.
- Теперь вы можете встать и подойти к любому человеку, написав на лучиках его хорошие качества.
8. Релаксация.
- Сядьте удобно. Сосредоточьтесь на себе, на своих ощущениях. Прочувствуйте своё тело и расслабьтесь…. Представьте, что вы смотрите в небо. Почувствуйте небо внутри себя. Ощутите его бесконечность, позвольте себе раствориться в нём.
Тело отдыхает. А сознание бодрствует, оно активно. Вы слушаете мой голос. …. Сосредоточьтесь на нём…. Почувствуйте, как хорошо я к вам отношусь. И пусть каждое моё слово найдёт отклик в вашем сердце.
Представьте, прочувствуйте, что такое нежность. Вспомните эпизод в вашей жизни, когда к вам относились с нежностью и любовью. Прочувствуйте, что вы относитесь к кому с нежностью. Запомните это чувство.
А теперь представьте и прочувствуйте, что такое сочувствие.
Вспомните эпизод вашей жизни, когда к вам относились с сочувствием.
Представьте, что к вам с сочувствием относится кто-то из близких – папа или мама, бабушка или дедушка, брат или сестра.
Почувствуйте это.
А теперь представьте, что вы относитесь к кому – то с сочувствием.
Сочувствуя человеку, вы чувствуете вместе с ним, переживаете его чувства как свои. Прочувствуйте, как эти переживания с каждой секундой всё глубже проникают в вас.
Сочувствие – это отзывчивость, сердечность, душевность, чуткость, участливость.
А теперь представьте, что вы отнеслись с сочувствие, жалостью к кому – то из не очень близких друзей, просто знакомых к совершенно незнакомому человеку.
Запомните это чувство.
Жалеть – значит болеть сердцем, щадить, беречь, не давать в обиду.
И пусть эти чувства, эти переживания. Навсегда поселятся у вас в душе.
Вспомните лица всех тех, кто сидит рядом с вами. Почувствуйте доброжелательное отношение к ним. А теперь подумайте о каждом в отдельности. Пожелайте им добра, счастья и любви.
И когда вы почувствуете, что выполнили эту работу до конца вы откроете глаза. Каждый тогда, когда ему этого захочется.
9. Релаксация. Поделитесь своими впечатлениями о занятии.