Просмотр содержимого документа
«Пути привлечения ребенка в спортивную секцию и сохранение интереса к тренировкам»
Пути привлечения ребенка в спортивную секцию и сохранение интереса к тренировкам
Одна из современных тенденций массового детского спорта – стремление сохранить количество детей, пришедших в него. Это имеет очень большое значение для воспитания подрастающего поколения и сбережения его здоровья.
Подростковый возраст - один из сложнейших этапов в жизни человека. Во-первых, сладить с подростком бывает очень тяжело. И родители сталкиваются с непониманием, истериками, нервными срывами, глупыми поступками, необдуманным поведением и с огромным количеством других категорий, присущих молодым людям. Во-вторых, в 14-16-летнем возрасте сложно совладать и с самим собой. Это настоящий водоворот чувств и эмоций
Спорт - неотъемлемая часть гармоничного развития ребенка. Именно поэтому все больше родителей отдают своих детей в спортивные секции. Не редко бывает, что еще вчера ребенок бежал с радостью на тренировку, а сегодня кода ему исполнилось 13,14,15 лет уже не хочет, идти и заниматься избранным видом спорта. В связи с этим возникает дилемма. Как привлечь ребенка к занятиям спортом? Как его заинтересовать и сохранить устойчивый интерес к тренировкам?
Один из главных фактор, привлекающих детей в спортивные секции – является общественное мнение, складывающееся благодаря воздействию средств массовой информации и близкого окружения. Также решающими факторами для попадания детей в секции на начальных этапах является желание родителей, а также опыт и мастерство тренера.
Как показываю различные исследования, сами юные спортсмены выделяют следующие факторы, привлекающие их в спортивные секции:
- получать удовольствие;
- развивать свои физические качества и способности;
- приобретать друзей;
- быть в спортивной форме.
Одни из наиболее значимых факторов привлечения и продолжения занятий в спортивной секции являются радость и удовольствие. По мнению юных спортсменов, удовольствие на тренировочных занятиях для них заключается, в том чтобы:
- быть на хорошем счету у тренера, слышать от него похвалы;
- быть среди друзей;
- испытывать чувство победы;
- быть членом команды в играх и эстафетах;
- разнообразная тренировочная работа.
С целью удовлетворения желания юных спортсменов, привлекая детей в свой вид спорта, тренер должен уделять внимание перечисленным факторам особое внимание.
Следует отметить, что в зависимости от возраста понятие «получать удовольствие» несет в себе разный характер. Для кого-то удовольствие это заработать медали и призы, для кого-то участие в соревнованиях и эстафетах и т.д.
Позитивное настроение у юных спортсменов создает: командный дух, взаимопонимание с тренером, положительные эмоции, друзья, различные формы организации тренировочной работы.
Вот некоторые примеры, которые тренер может использовать в практике при подготовки юных спортсменов:
- проводить больше командных соревнований и эстафет;
- создавать условия для взаимодействия детей вне тренировочных занятий, для развития дружеских отношений между детьми;
- организация соревнований в различных дисциплинах, смежных с избранным видом спорта;
- больше узнавать о своих воспитанниках, о каждом в отдельности;
- обсуждать проблемы с каждым ребенком, поощрять и развивать знания детей;
- усиливать командный дух в спортивном коллективе: командные приветствия, одинаковая спортивная форма, проведение командных мероприятий за рамками тренировочного процесса и т.д.;
- поощрять и награждать призами не только победителей и призеров соревнований, но и спортсменов, которые добились своих личных результатов;
- поощрять спортсменов перед всеми спортсменами, ругать за ошибки – отдельно.
Общий климат тренировочного занятия создает непосредственно тренер. Для того чтобы добиться успеха в подготовке юных спортсменов, тренер должен действовать следующим образом:
- разрабатывать тренировочные программы, которые достигли бы реальных и прогрессивных целей;
- способствовать им в развитии стремления к совершенствованию;
- позитивно оценивать достижения спортсменов;
- постоянно взаимодействовать с воспитанниками, давать советы по тренировкам, питанию, гигиене и другим вопросам. Вся информация поступающая воспитаннику от тренера, в конечном счете, влияет на результативность и успех тренера;
- уважительно относится к юным спортсменам. Если тренер уважает своих подопечных, то и они будут уважать его. Если спортсмены уважают своего тренера, то с удовольствием учатся, и достигаю высоких результатов ради тренера;
- убеждать своих воспитанников, что достичь успеха можно благодаря ответственному отношению к тренировкам и своим физическим способностям;
- необходимо все время контролировать и корректировать технические погрешности;
- показывать личным примером – быть моделью поведения;
- осуществлять постоянный контроль за безопасностью спортсменов;
- не выделять среди воспитанников лучших и худших, относиться ко всем одинаково;
- помнить и доносить для спортсменов, что тренер не для побед, а для прогресса физических качеств и техники;
- относится внимательно к словам спортсменов, внешнему виду, выражению лица и общему состоянию;
- стимулировать воспитанников к тому, чтобы они не боялись задавать вопросы во время тренировочных занятий;
- постоянно повышать свой уровень знаний, быть в курсе инновационных разработок в области спорта. Интересоваться спортивными, государственными и международными новостями;
- постоянно поддерживать контакт с родителями подопечных и вовлекать их в деятельность спортивной секции. Возможно, проводить совместные мероприятия с родителями их детьми.
Проблема ухода юных спортсменов из спорта.
В настоящее время спортивным секциям приходится конкурировать с многообразием других секций, таких как музыкальные, компьютерные, секции роботостроения, авиамоделирования и т.д. Если такие направления продолжат развиваться, то возможно в будущем спортивные секции и спорт, в общем, в нашем обществе значительно уменьшится.
В настоящее время спортивная карьера сопровождается длительным и хорошо разработанным процессом физического развития, характеризующимся высокими физическими нагрузками и жестким спортивным режимом, включающим календарь соревнований, тренировочные циклы, тренировочные лагеря, восстановительные процедуры и пр. Серьезный спорт в настоящее время состоит из множества факторов, и нет сомнения, что уход из спорта также происходит в результате воздействия разнообразных причин. Конфликты между серьезными требованиями современной системы спортивной подготовки и многими другими факторами являются причинами ухода из спорта юных спортсменов.
Выделяют следующие факторы, влияющие на уход спортсменов из спорта или продолжение карьеры:
1. Стресс (нехватка свободного времени, конфликт между образованием). Это большая проблема - выдерживать двойную нагрузку учебы и тренировки в спорте. Наиболее часто встречающейся причиной окончания спортивной карьеры является проблема времени, т.е. совмещения времени для учебы и тренировок. Параллельные занятия в школе или институте и серьезная тренировка в настоящее время стали значительно труднее. Напряжение для спортсменов высокого класса постоянно возрастает, что прежде всего связано с расширением международного и внутреннего календаря соревнований, в том числе и для юных спортсменов. В связи с этим создание определенных условий для каждого спортсмена в отдельности позволит позитивно решить вопрос совмещения учебы или работы со спортивной карьерой.
Недостаток свободного времени - оправдание для спортсменов с низкими спортивными результатами. Конфликт в этой области обязательно должен учитываться при составлении любой тренировочной программы. Важно постоянно учитывать интересы спортсмена, с тем, чтобы избежать его преждевременного ухода из спорта. Как только возможность такого решения начинает проявляться, необходимо проводить специальные беседы с целью его исключения.
Спортсмены не должны быть вне общей социальной структуры общества, и это должно учитываться при составлении любых тренировочных и соревновательных программ.
2. Влияние родителей. Помимо общего воздействия родителей на процесс развития ребенка, их отношение к спорту и поддержка юного спортсмена - одни из основных факторов, способствующих спортивной карьере своих детей. Они играют главную роль в мотивации и поддержке юных спортсменов. В случае травматизма и при завершении карьеры родители играют наиболее важную роль в стабилизации эмоционального состояния своих детей. Благодаря поддержке (эмоциональной, материальной и информационной) родители являются своеобразным двигателем в развитии спортивной карьеры юных спортсменов. Необходимо возможно чаще привлекать родителей к тренировочному процессу.
3. Травмы. Считается, что одним из факторов ухода из спорта является травматизм. Действительно, травматизм в современном юношеском спорте - реально угрожающая проблема. На всех этапах подготовки юных спортсменов, необходимо учитывать возрастные особенности организма, а также различия между девочками и мальчиками. В соответствии с закономерностями развития костной структуры растущего организма травмы в разном возрасте обычно случаются в определенных местах нижней части тела. В первые десять лет развития детей образуются изменения трубчатых костей, в то время как в последующее десятилетие больше страдают вторичные структуры (пяточная кость, коленная чашечка, тазовые кости и т.д.). Поэтому наиболее часто встречающиеся травмы в возрасте 10-13 лет - это травмы стопы, в 12-16 лет - колена, в юношеском возрасте - спины и тазовой области. В соответствии с этими необходимо регулировать направленность тренировочных нагрузок индивидуально, с учетом биологического возраста.
4. Влияние тренера. Многочисленные исследования свидетельствуют о существенном влиянии взаимоотношений спортсмена и тренера, как в случае прекращения карьеры, так и при продолжении серьезных занятий спортом. Тренеры играют решающую роль и в улучшении спортивного результата, и в вопросе завершения карьеры. Хорошие взаимоотношения тренера и спортсмена - очень важный фактор поддержки серьезной спортивной карьеры. Тренер не должен разрешать своим воспитанникам соревноваться вне своей команды, критиковать физические качества воспитанников, объяснять успех спортсменов стечением обстоятельств или слабостью соперников, говорить о недостатках спортсменов, учить возможным действиям и уловках в обход правил, склонять спортсменов к употреблению запрещенных препаратов.
5. Отсутствие мотивации. Мотивация является важным фактором для достижения высокого результата, а также для дальнейшего продолжения спортивной карьеры. Для того чтобы работа тренера была более продуктивной, ему необходимо овладевать специальными знаниями и методами мотивирования своих спортсменов.
Тренеру необходимо помнить, что он имеет дело с юными членами нашего общества в постоянно меняющихся социальных условиях. Всем кто вовлечен в процесс подготовки юных спортсменов, необходимо помнить об этом и предвосхищать возможные конфликты и недоразумения, которые могут появиться в тренировочном процессе. Залог успешной работы тренера в будущем зависит от создания позитивного психологического климата и постоянного совершенствования своих знаний в области теории и практике спорта.