Данная программа по робототехнике научно-технической направленности, так как в наше время робототехники и компьютеризации, ребенка необходимо учить решать задачи с помощью автоматов, которые он сам может спроектировать, защищать свое решение и воплотить его в реальной модели, т.е. непосредственно сконструировать и запрограммировать.
Техническое творчество — мощный инструмент синтеза знаний, закладывающий прочные основы системного мышления. Таким образом, инженерное творчество и лабораторные исследования — многогранная деятельность, которая должна стать составной частью повседневной жизни каждого обучающегося.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«рабочая программа кружка "Робототехника" »
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
МБОУ ДОД «Центр внешкольной работы»
Балтасинский район, Татарстан
«Утверждено»
И. о. директора
МБОУ ДОД «ЦВР»
_____________
/Хазиев А.А./
Приказ №___________
от _________________
Рабочая программа по техническо — творческому направлению
«Робототехника»
педагога дополнительного образования
Галлямова Рафика Рустамовича
Срок реализации программы 2014-2017 года
2014 год
Пояснительная записка
Данная программа по робототехнике научно-технической направленности, так как в наше время робототехники и компьютеризации, ребенка необходимо учить решать задачи с помощью автоматов, которые он сам может спроектировать, защищать свое решение и воплотить его в реальной модели, т.е. непосредственно сконструировать и запрограммировать.
Техническое творчество — мощный инструмент синтеза знаний, закладывающий прочные основы системного мышления. Таким образом, инженерное творчество и лабораторные исследования — многогранная деятельность, которая должна стать составной частью повседневной жизни каждого обучающегося.
Педагогическая целесообразность этой программы заключается в том, что она является целостной и непрерывной в течении всего процесса обучения, и позволяет школьнику шаг за шагом раскрывать в себе творческие возможности и само реализоваться в с современном мире . В процессе конструирования и программирования дети получат дополнительное образование в области физики, механики, электроники и информатики.
Использование Лего-конструкторов во внеурочной деятельности повышает мотивацию учащихся к обучению, при этом требуются знания практически из всех учебных дисциплин от искусств и истории до математики и естественных наук. Межпредметные занятия опираются на естественный интерес к разработке и постройке различных механизмов. Одновременно занятия ЛЕГО как нельзя лучше подходят для изучения основ алгоритмизации и программирования
Работа с образовательными конструкторами LEGO позволяет школьникам в форме познавательной игры узнать многие важные идеи и развить необходимые в дальнейшей жизни навыки. При построении модели затрагивается множество
проблем из разных областей знания – от теории механики до психологии, – что является вполне естественным.
Очень важным представляется тренировка работы в коллективе и развитие самостоятельного технического творчества.
Изучая простые механизмы, ребята учатся работать руками (развитие мелких иточных движений), развивают элементарное конструкторское мышление, фантазию,изучают принципы работы многих механизмов.
Актуальность данной программы:
- необходимость вести работу в естественнонаучном направлении для создания базы, позволяющей повысить интерес к дисциплинам среднего звена (физике, биологии, технологии, информатике, геометрии);
- востребованность развития широкого кругозора школьника и формирования основ инженерного мышления;
-отсутствие предмета в школьных программах начального образования, обеспечивающего формирование у обучающихся конструкторских навыков и опыта программирования.
Преподавание курса предполагает использование компьютеров и специальных интерфейсных блоков совместно с конструкторами. Важно отметить, что компьютер используется как средство управления моделью; его использование направлено насоставление управляющих алгоритмов для собранных моделей. Учащиеся получают представление об особенностях составления программ управления, автоматизациимеханизмов, моделировании работы систем.
Lego позволяет учащимся:
- совместно обучаться в рамках одной группы;
- распределять обязанности в своей группе;
- проявлять повышенное внимание культуре и этике общения;
- проявлять творческий подход к решению поставленной задачи;
- создавать модели реальных объектов и процессов;
- видеть реальный результат своей работы.
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы колеблется от 11 до 14 лет. В коллектив могут быть приняты все желающие, не имеющие противопоказаний по здоровью.
Сроки реализации программы: 3 года.
Цель программы: формирование интереса к техническим видам творчества, развитие конструктивного мышления средствами робототехники.
Задачи программы:
Обучающие:
- ознакомление с комплектом LEGO Mindstorms NXT 2.0;
- ознакомление с основами автономного программирования;
- ознакомление со средой программирования LEGO Mindstorms NXT-G;
- получение навыков работы с датчиками и двигателями комплекта;
- получение навыков программирования;
- развитие навыков решения базовых задач робототехники.
Развивающие:
- развитие конструкторских навыков;
- развитие логического мышления;
- развитие пространственного воображения.
Воспитательные:
- воспитание у детей интереса к техническим видам творчества;
- развитие коммуникативной компетенции: навыков сотрудничества в коллективе, малой группе (в паре), участия в беседе, обсуждении;
-развитие социально-трудовой компетенции: воспитание трудолюбия, самостоятельности, умения доводить начатое дело до конца;
- формирование и развитие информационной компетенции: навыков работы с различными источниками информации, умения самостоятельно искать, извлекать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию.
Методы обучения.
Познавательный (восприятие, осмысление и запоминание учащимися нового материала с привлечением наблюдения готовых примеров, моделирования, изучения иллюстраций, воспрпиятия, анализа и обобщения демонстрируемых материалов);
Метод проектов (при усвоении и творческом применении навыков и умений в процессе разработки собственных моделей)
Систематизирующий (беседа по теме, составление систематизирующих таблиц, графиков, схем и т.д.)
Контрольный метод (при выявлении качества усвоения знаний, навыков и умений и их коррекция в процессе выполнения практических заданий)
Групповая работа (используется при совместной сборке моделей, а также при разработке проектов)
Формы организации учебных занятий.
Среди форм организяции учебных занятий в данном курсе выделяются:
практикум;
урок-консультация;
урок-ролевая игра;
урок-соревнование;
выставка;
урок проверки и коррекции знаний и умений.
Учебно-материальная база.
Помещение.
Помещение для проведения кружка должен быть достаточно просторным, хорошо проветриваемым, с хорошим естественным и искусственным освещением. Свет должен падать на руки детей с левой стороны. Столы могут быть рассчитаны на два человека, но должны быть расставлены так, чтобы дети могли работать, не стесняя друг друга, а руководитель кружка мог подойти к каждому ученику, при этом, не мешая работать другому учащемуся.
Методический фонд.
Для успешного проведения занятий необходимо иметь выставку изделий, таблицы с образцами, журналы и книги, инструкционные карты, шаблоны и т. д.
Знакомство с новыми материалами (просмотр изделий).
Практическое выполнение.
Уборка рабочих мест.
Цели и задачи программы на 1 год обучения
Цель: овладение навыками начального технического конструирования, развитие мелкой моторики, координации «глаз-рука», изучение понятий конструкций и ее основных свойствах (жесткости, прочности и устойчивости), развитие навыков взаимодействия в группе.
Задачи:
Развитие словарного запаса и навыков общения при объяснении работы модели.
Установление причинно-следственных связей.
Анализ результатов и поиск новых решений.
Коллективная выработка идей, упорство при реализации некоторых из них.
Экспериментальное исследование, оценка (измерение) влияния отдельных факторов.
Проведение систематических наблюдений и измерений.
Использование таблиц для отображения и анализа данных.
Построение трехмерных моделей по двухмерным чертежам.
Логическое мышление и программирование заданного поведения модели.
Написание и воспроизведение сценария с использованием модели для наглядности и драматургического эффекта.
Содержание учебного курса. 1 год обучения.
Вводное занятие. Мир робототехники.
Основы построения конструкций, устройства, приводы.
Математическое описание роботов.
Констукции и силы.
Рычаги.
Колеса и оси. Зубчатые передачи.
Первые шаги в робототехнику.
Программно-управляемые модели.
Обобщающее занятие.
Календарно-тематический план. 1 год обучения.
№
Содержание темы
Время проведения
Часы
Форма занятий
Тема №1. Вводное занятие. Мир робототехники.
16
1
Вводное занятие. Знакомство. Правила техники безопасности.
2
Теория
2
Что такое робот?
2
Теория
3
Идея создания роботов.
2
Теория
4
Возникновение и развитие робототехники.
2
Теория
5
Виды современных роботов.
2
Практика.
6
Информация, информатика, робототехника, автоматы.
2
Теория
7
Знакомство с технической деятельностью человека.
2
Теория, практика.
8
Знакомство с некоторыми условными обозначениями грфических изображений.
2
Практика.
Тема №2. Основы построения конструкций, устройства, приводы.
30
9
Конструкции: понятие, элементы.
2
теория
10
Основные свойства конструкции
2
теория
11
Готовые схемы-шаблоны сборки конструкций.
2
Теория
практика.
12
Проверочная работа по теме «Конструкции».
2
Практика.
13
Манипуляционные системы роботов.
2
Практика.
14
Системы передвижения мобильных роботов.
2
Теория, практика.
15
Сенсорные системы.
2
Практика.
16
Устройства управления роботов.
2
Практика.
17
Особенности устройства других средсв робототехники.
2
теория
18
Классификация приводов.
2
теория
19
Пневматические приводы.
2
теория
20
Гидравлические приводы.
2
теория
21
Электрические приводы.
2
теория
22
Микроприводы.
2
Теория
практика
23
Искусственные мышцы.
2
Практика.
Тема №3. Математическое описание роботов.
10
24
Основные принципы организации движения роботов.
2
теория
25
Математическое описание систем передвижения роботов.
2
теория
26
Математическое описание манипуляторов.
2
Практика.
27
Моделирование роботов на ЭВМ.
2
Практика.
28
Классификация способов управления роботами.
2
Практика.
Тема № 4. Констукции и силы.
6
29
Вводные упражнения
2
Теория
Практика.
30
Складное кресло и подъемный мост.
2
Теория
Практика.
31
Исследования
2
Теория
Практика.
Тема №5. Рычаги.
16
32
Ознакомительное занятие
2
теория
33
Вводные упражнения
2
Практика.
34
Исследование.
Музыкальная ударная установка
2
Практика.
35
Исследование.
Ударная установка с электроприводом
2
Практика.
36
Исследование.
Стеклоочистители лобового стекла автомобиля
2
Практика.
37
Исследование. Стеклоочистители с электроприводом
2
Практика.
38
Проект «Ударим»
2
Практика.
39
Проект «Присядем».
2
Практика.
Тема №6. Колеса и оси. Зубчатые передачи.
26
40
Вводные упражнения
2
Теория
Практика.
41
Колеса и оси для перемещения предметов.
2
Практика.
42
Исследование. Транспортное средство.
2
Практика.
43
Исследование. Транспортное средство с электроприводом.
2
Практика.
44
Исследование. Роликовый транспортер
2
Практика.
45
Исследование. Роликовый транспортер с электроприводом
2
Практика.
46
Проект « Гонки на колесах».
2
Практика.
47
Проект «Поднимаем».
2
Практика.
48
Зубчатая передача для передачи вращения.
2
Практика.
49
.Исследование. Карусель.
2
Практика.
50
Исследование. Карусель с электроприводом.
2
Практика.
51
Исследование. Турникет.
2
Практика.
52
Проект «Все смешаем».
2
Практика.
Тема №7. Первые шаги в робототехнику.
36
53
Знакомство с конструктором ЛЕГО-WEDO
2
Теория
Практика.
54
Путешествие по ЛЕГО-стране. Исследователи цвета.
2
Игра.
55
Исследование «кирпичиков» конструктора
2
Практика.
56
Исследование конструктора и видов их соединения
2
Практика.
57
Мотор и ось
2
Практика.
58
ROBO-конструирование
2
Практика.
59
Зубчатые колёса
2
Практика.
60
Понижающая зубчатая передача
2
Практика.
61
Повышающая зубчатая передача
2
Практика.
62
Управление датчиками и моторами при помощи программного обеспечения WeDo.
2
Практика.
63
Перекрёстная и ременная передача.
2
Практика.
64
Снижение и увеличение скорости
2
Практика.
65
Коронное зубчатое колесо
2
Практика.
66
Червячная зубчатая передача
2
Практика.
67
Кулачок и рычаг
2
Практика.
68
Блок « Цикл»
2
Практика.
69
Блоки «Прибавить к Экрану» и « Вычесть из Экрана»,
2
Практика.
70
Блок «Начать при получении письма»
2
Практика.
Тема №8. Программно-управляемые модели
26
71
Проектирование программно-управляемой модели: Умная вертушка.
2
Теория
Практика.
72
Проектирование программно-управляемой модели: Непотопляемый парусник.
2
Практика.
73
Проектирование программно-управляемой модели: Ликующие болельщики.
2
Практика.
74
Проектирование программно-управляемой модели: Нападающий.
2
Практика.
75
Проектирование программно-управляемой модели: Спасение самолёта.
2
Практика.
76
Проектирование программно-управляемой модели: Спасение от великана.
2
Практика.
77
Проектирование программно-управляемой модели: Вратарь.
2
Практика.
78
Проектирование программно-управляемой модели: Порхающая птица.
2
Практика.
79
Проектирование программно-управляемой модели: Танцующие птицы.
2
Практика.
80
Проектирование программно-управляемой модели: Голодный аллигатор.
2
Практика.
81
Проектирование программно-управляемой модели: Обезьянка-барабанщица.
2
практика
82
Проектирование и программно-управляемой модели: Рычащий лев.
2
практика
83
Проверочная работа по теме «Программно-управляемые модели». Защита проектов.
2
практика
84
Тема № 9. Обобщающее занятие.
2
Теория, практика
Всего:
168
К концу 1 года учащиеся должны:
Знать:
- правила безопасной работы;
- основные компоненты конструкторов ЛЕГО;
- конструктивные особенности различных моделей, сооружений и механизмов;
- виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе;
- самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования роботов (планирование предстоящих действий, самоконтроль, применять полученные знания;
-создавать модели при помощи специальных элементов по разработанной схеме, по собственному замыслу.
Уметь:
- работать с литературой, с журналами, с каталогами, в интернете (изучать и обрабатывать информацию);
- самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования роботов (планирование предстоящих действий, самоконтроль, применять полученные знания);
-уметь логически мыслить.
Кроме того, одним из ожидаемых результатов занятий по данному курсу является участие школьников в различных в лего-конкурсах и олимпиадах по робототехнике.
Цели и задачи программы на 2 год обучения
Цель: развитие научно-технического и творческого потенциала личности ребёнка путём организации его деятельности в процессе интеграции начального инженерно-технического конструирования и основ робототехники.
Задачи:
Определять цели своей деятельности.
Углубить знания по основным принципам механики.
Находить оптимальные способы реализации поставленных целей, доводить решение задачи до работающей модели.
Развивать умение творчески подходить к решению задачи.
Развивать умение излагать мысли в чёткой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путём логических рассуждений.
Оценивать полученные результаты.
Организовывать свою деятельность.
Сотрудничать с другими воспитанниками.
Основной задачей курса является подготовка учеников к соревнованиям роботов.
Содержание учебного курса (2 год обучения)
Вводное занятие.
Энергия.
Конструирование.
Программно-управляемые модели.
Знакомство с Lego NXT.
Механизмы со смещённым центром.
Конструирование. Механические манипуляторы.
Программно управляемые многофункциональные модели роботов.
Дифференциальные передачи.
Шагающие механизмы.
Обобщающее занятие.
Календарно-тематический план
2 год обучения
№
Содержание темы
Время проведения
Часы
Форма занятий
Тема №1. Вводное занятие
2
1
Организация работы кружка. Инструктаж по ТБ и ПБ. Робототехника. Конструкторы компании ЛЕГО.
2
Теория
Тема №2. Энергия.
12
2
Введение: ознакомление с конструкторами: Lego Education Elab №9618, 9630, 9680.
2
Теория
3
Понятие об энергии. Преобразование и накопление энергии.
2
Теория, практика.
4
Конструкции по теме «Энергия»
2
Практика.
5
Сложные модели по теме «Энергия»
2
Теория, практика.
6
Проверочная работа по теме «Энергия».
2
Практика
7
Самостоятельная творческая работа. Анализ творческих работ.
2
практика.
Тема №3. Конструирование.
16
8
Передаточный механизм.
2
Практика.
9
Конструктор Перворобот NXT 9797. Конструкция, органы управления и дисплей NXT. Первое включение.
2
Теория, практика.
10
Сервомотор: устройство, технические характеристики, правила эксплуатации.
2
Практика.
11
Понятие «передаточный механизм». Анализ схемы передачи движения в различных механизмах и устройствах.
2
Практика.
12
Построение передаточных механизмов на основе различных видов ремённых передач. Ремённый редуктор. Конструирование, монтирование понижающего, повышающего редуктора к сервомотору.
2
Практика.
13
Построение передаточных механизмов на основе различных видов зубчатых передач. Конструирование, монтирование понижающего, повышающего редуктора к сервомотору.
2
Теория, практика.
14
Червячный редуктор. Конструирование, монтирование редуктора к сервомотору.
2
Практика.
15
Самостоятельная творческая работа.
2
Практика.
Тема№4. Программно-управляемые модели.
30
16
Робот. Правила робототехники. Видео презентации программно-управляемых моделей.
2
Теория
Практика.
17
Сборка робота «Пятиминутка».
2
Практика.
18
Конструирование. Сборка робота «Линейный ползун»
2
Практика.
19
Модернизация робота "Пятиминутка" (установка датчиков NXT).
Конструкция манипулятора с телескопической стрелой «Подъёмный кран».
2
Практика.
46
Конструкция складного механического манипулятора (экскаватор) с 2-3 степенями свободы.
2
Практика.
47
Конструкции манипуляторов «Механическая рука» - захват с NXT.
2
Практика.
48
Робот манипулятор: «Вор». Анализ особенностей конструкции. Сборка модели по инструкции.
2
Практика.
49
Разработка многофункционального робота манипулятора с NXT, со многими степенями свободы.
2
Практика.
Тема №8. Программно управляемые многофункциональные модели роботов.
32
50
Разработка механизма многофункциональной модели робота, особенности конструкции. Центр тяжести.
2
теория
51
Разработка механизма робота. Геометрическая ось конструкции. Ось поворота.
2
Практика.
52
Разработка механизма робота. Конструкции опорного колеса.
2
Практика.
53
Трёхколёсный бот. Сборка, анализ модели «Исследователь».
2
Практика.
54
Разработка конструкции робота для участия в лего соревновании «Лабиринт», на основе модели трёхколёсного бота «Исследователь»
2
Практика.
55
Мультибот. Сборка, анализ конструкции
2
Практика.
56
Робот «Танк-Сумоист».
2
Практика.
57
Разработка конструкции робота для участия в лего соревновании «Кегельринг», на основе модели мультибота «Танк-Сумоист».
2
Практика.
58
Варианты применения различных видов передач в одной модели.
2
Теория
Практика.
59
Конструирование моделей роботов с двумя автономными механизмами движения для участия в лего соревнование «Лестница».
2
Практика.
60
Стационарный манипулятор. Сборка, анализ конструкции по инструкции.
2
Теория
Практика.
61
Разработка конструкции робота для участия в соревнование «Сортировщик».
2
Практика.
62
Видео презентация: «Промышленные роботы».
2
Практика.
63
Роботизация производства.
2
Практика.
64
Этапы творческих проектов по робототехнике.
2
Практика.
65
Демонстрация творческих работ учащихся.
2
Практика.
Тема №9. Дифференциальные передачи.
12
66
Принцип работы дифференциала.
2
теория
67
Устройство и назначение дифференциала.
2
Теория
практика
68
Виды, использование дифференциалов в технике.
2
Теория
Практика.
69
Сборка моделей с использованием дифференциальной передачи по схеме.
2
Практика.
70
Практическая работа «Механизмы с дифференциальной передачей» .
2
Практика.
71
Практическая работа «Механизмы с дифференциальной передачей» .
2
Практика.
Тема№10. Шагающие механизмы.
24
72
Область применения шагающих роботов.
2
теория
73
Требования к конструкции шагающего робота.
2
теория
74
Видео о возможностях шагающих роботов
2
Теория
практика
75
Сборка четвероногого робота по схеме. Анализ привода.
2
Практика.
76
Модернизация модели четвероногого робота с добавлением датчика касания.
2
Практика.
77
Анализ модели шестиногого шагающего робота «Паук».
2
Теория
Практика.
78
Самостоятельная творческая работа. Конструирование шестиногого шагающего робота для участия в соревновании «Тараканьи бега».
2
Практика.
79
Самостоятельная творческая работа. Конструирование шестиногого шагающего робота для участия в соревновании «Тараканьи бега».
2
Практика.
80
Самостоятельная творческая работа. Конструирование шагающего робота «Вездеход» для преодоления полосы препядствия.
2
Практика.
81
Самостоятельная творческая работа. Конструирование шагающего робота «Вездеход» для преодоления полосы препядствия.
2
практика
82
Соревнования шагающих роботов: «Тараканьи бега».
2
практика
83
Соревнования шагающих роботов: «Полоса препятствий».
2
практика
84
Тема № 11. Обобщающее занятие.
2
практика
Всего:
168
К концу 2 года учащиеся должны:
Знать:
-правила безопасной работы;
-основные компоненты конструкторов ЛЕГО;
-конструктивные особенности различных моделей, сооружений и механизмов;
-компьютерную среду, включающую в себя графический язык программирования;
-виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе; основные приемы конструирования роботов;
-конструктивные особенности различных роботов;
-порядок создания алгоритма программы, действия робототехнических средств;
-как использовать созданные программы;
-самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования роботов (планирование предстоящих действий, самоконтроль, применять полученные знания, приемы и опыт конструирования с использованием специальных элементов, и других объектов и т.д.);
-создавать реально действующие модели роботов при помощи специальных элементов по разработанной схеме, по собственному замыслу;
-создавать программы на компьютере для различных роботов;
-корректировать программы при необходимости;
Уметь:
-принимать или намечать учебную задачу, ее конечную цель.
- проводить сборку робототехнических средств, с применением LEGO конструкторов; -создавать программы для робототехнических средств.
-планировать ход выполнения задания.
-рационально выполнять задание.
-руководить работой группы или коллектива.
-высказываться устно в виде сообщения или доклада.
-высказываться устно в виде рецензии ответа товарища.
-представлять одну и ту же информацию различными способами.
Цели и задачи программы на 3 год обучения
Цель: научить использовать средства информационных технологий, чтобы проводить исследования и решать задачи в межпредметной деятельности.
Задачи:
1. Активное включение детей и молодёжи в процесс самообразования и саморазвития;
2. Ранняя ориентация на инновационные технологии и методы организация практической деятельности в сферах мехатроники и робототехники;
3. Формирование исследовательских умений, практических навыков конструирования;
4. Приобретение навыков коллективного труда;
5. Организация разработок технико-технологических проектов.
6. Расширение кругозора воспитанников в области конструирования;
7. Привитие вкуса к исследовательской деятельности;
8. Развитие моторики рук;
9. Выявление наиболее одарённых учащихся в области конструирования
Содержание учебного курса (3 год обучения)
Вводное занятие. Роботы вокруг нас.
Конструирование. «Промышленные роботы».
Знакомство с конструкторами.
Сборка базовых программно управляемых моделей fischertechnik.
Проектная деятельность.
Обобщающее занятие.
Календарно-тематический план
3 год обучения
№
Содержание темы
Время проведения
Часы
Форма занятий
Тема №1. Вводное занятие. Роботы вокруг нас.
6
1
Организация работы кружка. Инструктаж по ТБ и ПБ.
2
Теория
2
Профессия инженер.
2
Теория
3
Роботы в космосе.
2
Теория, практика.
Тема №2. Конструирование. «Промышленные роботы».
24
4
Промышленные роботы. Классификация промышленных роботов. Основные элементы роботизированных машин и механизмов.
2
теория
5
Механические передачи. Передаточные отношения.
2
теория
6
Самостоятельная творческая работа по теме: «Автоматический шлагбаум».
2
Практика
7
Конструирование управляемого механизма с использованием червячного редуктора, датчика света и датчика касания.
2
Теория, практика.
8
Конструкция: «Канатная дорога» (сборка по схеме).
2
Практика.
9
Анализ конструкции канатной дороги и используемых механизмов.
2
Практика.
10
Самостоятельная творческая работа по теме: «Горнолыжный комплекс». Конструирование подвижных механизмов.
2
Практика.
11
Творческий проект «Горнолыжный комплекс». Конструирование и установка управляемой механической передачи с использованием датчика света.
2
Практика.
12
Творческий проект: «Лифт». Анализ конструкции промышленного лифта.
2
Практика.
13
Построение программируемой модели «Лифт»
2
Практика.
14
Самостоятельная творческая работа по теме: «Промышленные роботы».
2
практика
15
Демонстрация творческих работ учащихся.
2
Практика.
Тема №3. Знакомство с конструкторами.
6
16
Знакомство с конструкторами fischertechnik: ROBO TX .Учебная лаборатория (ROBO TX Training Lab 505286) .
2
теория
17
ROBO TX Исследователь (ROBO TX Explorer 508778).
2
теория
18
История конструкторов fischertechnik.
2
теория
Тема №4. Сборка базовых программно управляемых моделей fischertechnik.
14
19
Основные элементы конструкторов fischertechnik: блок с пазами и выступом типа «ласточкин хвост»
2
теория
20
Программируемые контроллеры, двигатели, различные датчики и блоки питания.
2
Теория
Практика.
21
Особенности моделей конструкторов fischertechnik .
2
Практика.
22
Технические характеристики и правила эксплуатации конструкторов fischertechnik.
2
Практика.
23
Сборка базовых моделей конструкторов fischertechnik по схемам, анализ конструкций.
2
Практика.
24
Самостоятельная творческая работа по теме: «Программно управляемые модели»
2
Практика.
25
Самостоятельная творческая работа по теме: «Программно управляемые модели»
2
Практика.
Тема№5. Проектная деятельность.
116
26
Требования к проектным работам по робототехнике. Критерии оценки конструкций.
2
теория
27
Проектирование, создание программно управляемых моделей.
2
Теория
28
Проект «Бег» Соревнования.
2
Практика.
29
Проект «Триатлон 1». Соревнования.
2
Практика.
30
Проект «Триатлон 2» Соревнования
2
Практика.
31
Проект «Траектория 2». Соревнования.
2
Практика.
32
Проект «Транспортировщик». Соревнования.
2
Практика.
33
Проект «Лабиринт» Соревнования
2
Практика.
34
Проект «Лестница». Соревнования.
2
Практика.
35
Проект «Сортировщик». Соревнования.
2
Практика.
36
Проект «Альпинизм». Соревнования
2
Практика.
37
Автономный футбол роботов. Соревнования
2
Практика.
38
Проведение исследований с помощью NXT и набора датчиков, используя модуль для исследований. Создание исследовательского проекта
2
Практика.
39
Синхронное движение роботов
2
Практика.
40
Встречное движение роботов
2
Практика.
41
Роботы на ринге
2
Практика.
42
Соревнования роботов
2
Практика.
43
Создание своего уникального робота.
2
Практика.
44
Создание своего уникального робота.
2
Практика.
45
Создание своего уникального робота.
2
Практика.
46
Создание своего уникального робота.
2
Практика.
47
Создание своего уникального робота.
2
Практика.
48
Создание своего уникального робота.
2
Практика.
49
Создание своего уникального робота.
2
Практика.
50
Создание своего уникального робота.
2
Практика.
51
Программирование своего уникального робота.
2
Практика.
52
Программирование своего уникального робота.
2
Практика.
53
Программирование своего уникального робота.
2
Практика.
54
Программирование своего уникального робота.
2
Практика.
55
Программирование своего уникального робота.
2
Практика.
56
Выставка роботов.
2
Практика.
57
Робот «Поисковик — погрузчик». Основа робота. Сборка манипулятора.
2
Практика.
58
Робот «Поисковик — погрузчик». Модуль идентификации мелких предметов.
Командное отборочное соревнование «Уборка учебного класса».
2
Практика.
61
Сборка сложного робота.
2
Практика.
62
Сборка сложного робота.
2
Практика.
63
Сборка сложного робота.
2
Практика.
64
Проект «Робот — информатор».
2
Практика.
65
Проект «Робот — информатор».
2
Практика.
66
Проект «Робот — информатор».
2
Практика.
67
Создание группового творческого проекта «Парк развлечений».
2
Практика.
68
Создание группового творческого проекта «Парк развлечений».
2
Практика.
69
Создание группового творческого проекта «Парк развлечений».
2
Практика.
70
Создание группового творческого проекта «Парк развлечений».
2
Практика.
71
Создание группового творческого проекта «Парк развлечений».
2
Практика.
72
Проект «Соблюдение дистанции на общественном транспорте»
2
Практика.
73
Проект «Соблюдение дистанции на общественном транспорте»
2
Практика.
74
Проект «Соблюдение дистанции на общественном транспорте»
2
Практика.
75
Проект «Охранная система»
2
Практика.
76
Проект «Охранная система»
2
Практика.
77
Проект «Охранная система»
2
Практика.
78
Проект «Охранная система»
2
Практика.
79
Выставка роботов.
2
Практика.
80
Участие в конкурсах.
2
практика
81
Участие в конкурсах.
2
Практика
82
Участие в конкурсах.
2
практика
83
Участие в конкурсах.
2
практика
84
Тема №6. Обобщающее занятие.
2
практика
Всего:
168
К концу 3 года учащиеся должны:
Знать:
Знать простейшие основы механики
Виды конструкций, соединение деталей
Последовательность изготовления конструкций
Целостное представление о мире техники.
Уметь:
Конструировать по условиям, заданным преподавателем, по образцу, по схеме
Отличать новое от уже известного.
Делать выводы в результате совместной работы всего класса или группы учащихся; сравнивать и группировать предметы и их образы
Умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений
Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя
Умение работать в паре; уметь рассказывать о модели, ее составных частей и принципе работы
Умение работать над проектом в команде, распределять обязанности (конструирование и программирование)
Развитие способностей к решению проблемных ситуаций
Умение исследовать проблему, анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать идеи, планировать решения и реализовывать их.
Использованная литература::
Копосов Д.Г. Первый шаг в робототехнику: практикум для 5-6 классов. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 286с.: ил. ISBN 978-5-9963-2544-5
Копосов Д.Г. Первый шаг в робототехнику: рабочая тетрадь для 5-6 классов. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 87с. ISBN 978-5-9963-0545-2
Злаказов А.С. Уроки Лего-конструирования в школе: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. – 120с.: ил. ISBN 978-5-9963-0272-7
CD. ПервоРобот Lego WeDo. Книга для учителя.
5. Автоматизированные устройства. ПервоРобот. Книга для учителя. LEGO Group, перевод ИНТ, - 134 с., ил.