Рабочая программа по декоративно-прикладному творчеству
Рабочая программа по декоративно-прикладному творчеству
В настоящее время в общеобразовательных учреждениях практикуется системный подход к эстетическому образованию и воспитанию. Он осуществляется в процессе преподавания таких дисциплин, как «Изобразительное искусство», «Музыка», «Мировая художественная культура», а также с помощью различных факультативов, кружков по изучению искусства и других форм дополнительного эстетического образования и воспитания толерантной личности как носителя национальных культурных традиций. Знание народных традиций, зачастую тесно связанных с декоративно – прикладным искусством, играет особую роль в развитии у детей эмоционально – эстетического отношения к национальной культуре, к пониманию национальных культур других народов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по декоративно-прикладному творчеству»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №5»
СОГЛАСОВАНО
заместитель директора
_____ /Л.А. Чеботарян/
« 19 » мая 2014 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор
_____ /Н.В. Парадня/
Приказ № 126
« 21 » мая 2014 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
факультатива
«Декоративно-прикладное творчество»
5 класс
Разработчик:
Половинкина
Людмила Дмитриевна
учитель технологии
первой квалификационной категории
Лабытнанги,
2014 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В настоящее время в общеобразовательных учреждениях практикуется системный подход к эстетическому образованию и воспитанию. Он осуществляется в процессе преподавания таких дисциплин, как «Изобразительное искусство», «Музыка», «Мировая художественная культура», а также с помощью различных факультативов, кружков по изучению искусства и других форм дополнительного эстетического образования и воспитания толерантной личности как носителя национальных культурных традиций. Знание народных традиций, зачастую тесно связанных с декоративно – прикладным искусством, играет особую роль в развитии у детей эмоционально – эстетического отношения к национальной культуре, к пониманию национальных культур других народов. Традиции наиболее прочно связаны с жизнью и бытом человека. В той или иной форме ребенок сталкивается с ними ежедневно, ежечасно, ощущая на себе силу их воздействия. На протяжении многовековой истории мира соблюдение обрядов, ритуалов и иных традиций способствовали развитию народной философии и декоративных искусств, играли важную роль в организации жизни общества. Мир, в котором живет ребенок сегодня и в котором все пребывает в движении, заставляет людей искать четкие ориентиры, преодолевать противоречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате неудержимого потока информации. В поисках цельности, в стремлении упорядочить свои знания, в том числе и в сфере эстетической, человек обращает свой взор к истории, стремится осмыслить себя в сложных связях не только с настоящим, но и с прошлым. Здесь внимание его устремляется на все, что рождает ощущение непреходящих ценностей. Именно к таким ценностям и относится нестареющее, никогда не утрачивающее своей привлекательности художественное мышление предков, отображенное в народном искусстве. Все профессиональное искусство вышло из народного, которое является началом всякого искусства. Народная эстетика наиболее древняя, она – первооснова и один из главных источников современных эстетических воззрений. Больше всего сохранилась она в народном декоративно – прикладном искусстве, в существующих и сегодня художественных промыслах. Основным источником этой народной эстетики служила красота русской земли, которая воспитывала в людях поэтическое восприятие мира и делала их художниками, создавала чудесное совершенство форм. С другой стороны, образы родной природы обязательно воплощались в предметах, имевших практическое значение: в бытовых вещах, хозяйственной утвари, убранстве жилища, одежде, игрушках для детей и так далее. Вышитый передник или, скажем, полотенце – одновременно и бытовой предмет, и высокое искусство.
Сроки реализации программы: 2014-2015 учебный год.
Структура программы:
Пояснительная записка
Общая характеристика учебного предмета, курса;
Место учебного предмета, курса в учебном плане;
Содержание учебного предмета (курса);
Календарно-тематическое планирование;
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса;
Планируемые результаты изучения предмета.
II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Из всего многообразия видов творчества декоративно – прикладное творчество является самым популярным. Оно непосредственно связано с повседневным окружением человека и призвано эстетически формировать, оформлять быт людей и среду их обитания. Оглянувшись вокруг, можно заметить, что предметы декоративно – прикладного творчества вносят красоту в обстановку дома, на работе и в общественных местах. Простые и красивые, часто высокохудожественные, изделия народных умельцев, а также желание узнать их назначение, учат детей видеть и любить природу и людей, ценить традиции родных мест, уважать труд. Они формируют у ребенка эстетическое восприятие мира, передают детям представления народа о красоте, добре, зле, предначертании человека. С давних времен огромная часть изделий создавалась в домашних условиях. Женщины ткали полотно, шили одежду, вязали, создавали прекрасные картины. За все эти годы человечество собирало по крупицам опыт искусных мастеров, передавая и совершенствуя его от поколения к поколению. Интерес к отдельным ремеслам то ослабевал, то вновь возрастал, немало появлялось ремесел новых, а некоторые забылись навсегда. Некоторое время назад увлечение различными видами женского рукоделия пережило второе рождение. Созданная своими руками вещь приносит в дом не только красоту, но и приятную атмосферу уюта и покоя. Эти маленькие «шедевры» способны стать кульминационным центром любого интерьера и достойны коллекционирования. Немного парадоксально, что именно в наше стремительное время у все большего числа людей появляется желание заняться шитьем, вязанием, вышиванием, плетением и так далее. В наше время рукоделие перестает быть только женским, им увлекаются все больше людей и молодых, и достаточно зрелых. Кроме того, общее увлечение родителей и детей любым видом декоративно – прикладного творчества воспитывает у детей чувство своей значимости и взаимопомощи, нужности старших и младших друг другу, сплачивает и укрепляет семью. Осмыслить все вышесказанное помогают занятия рукоделием.
III. МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение факультатива «Декоративно-прикладное творчество» в 5 классе в соответствии с учебным планом основного общего образования в МАОУ СОШ №5 на 2014/2015 учебный год отводится 35 часов (1 час в неделю, 35 учебных недель).
IV. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Тематический план
Разделы и темы
Количество часов
Теория
Практика
1. Вводное занятие
1
1
-
2. Вышивка
34
8
18
2.1. История вышивки
1
1
-
2.2. Роль вышитых предметов в быту
1
1
-
2.3. Сказочные образы в вышивке народов Крайнего Севера
1
1
-
2.4. Символика вышивки (образы птицы, оленя, солярные знаки солнца)
1
1
-
2.5. Пословицы, поговорки, сказки, связанные с образом птицы, оленя.
1
1
-
2.6. Использование символов в устном народном творчестве, в праздничных играх.
1
1
-
2.7. Техника выполнения счетной вышивки-росписи.
1
-
1
2.8. Составление эскиза вышивки.
1
-
1
2.9. Перевод рисунка на ткань.
1
-
1
2.10. Выполнение эскиза вышивки.
1
-
1
2.11. Вышивка орнаментальной полоски.
4
-
4
2.12. Вышивка сюжетных мотивов нитками.
10
1
9
2.13. Вышивка сюжетных мотивов бисером.
10
1
9
Итого:
35
9
26
V. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
(приложение)
VI. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Драчук В.С. Рассказывает геральдика. М., 1997
Мифология, фольклор и литература Ямала/ Хрестоматия. 5-7 классы / Составители Ю.И. Попов, Н.В.Цымбалистенко. Тюмень: Изд-во Института проблем освоения Севера СО РАН, 2002
Няруй В.Н, Сэрпиво В.М. Ненцы: уроки предков: Научно-методическое пособие для педагогов и родителей. – СПб.: ООО «Миралл», 2005.
Поэзия народов Крайнего Севера и Дальнего Востока / Сост. Бурыкин А.А., Акбальян
Е.Р. – М.: Северные просторы, 2002.
Природа Ямало-Ненецкого автономного округа / Под ред.Рябицева В.К.
Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2006
Приходько М, Приходько О. Хомани. С-Петербург: ООО «Издательский Дом
«Светлячок», 2002.
Сказки народов Таймыра. Учебное пособие для 6-8 классов средних школ Крайнего Севера. – СПб.: «Издательство «Дрофа» Санкт-Петербург, 2007.
Соболева Н.А. Старинные гербы Российских городов. М., 1985.
Соболева Н.А. Российская государственная символика. История и современность. М.,
2002
Стерх – символ надежды: книга-фотоальбом. – Тюмень: ООО «Сити-пресс», 2006.
.Муравьев В. Старые уездные гербы. // Памятники Отечества. 1994. № 1-2
CD. Энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2003.
Энциклопедия для детей. Т.2. М.: «Аванта», 1994, с. 217-307.
Нидон Кристоф. Растения и животные. М., 1991
Лакиер В.И. Русская геральдика. М., 1990
Фели Джон. Энциклопедия знаков и символов. М., 1996.
Янгасова Н.М. Ненецие лаханако /Сост. Н.М. Янгасова; перевод Н.М. Янгасова. Под
редакцией М.А. Ерченко. Салехард, 2007
18.Артамонова Е. В. Соломка, скорлупка, цветочек – подарки для мам и для дочек:
Секреты-самоделки – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. – 64 с.
Борисова А. В. Вышивка. Макраме. Филейное вязание: 500 узоров и модных
аксессуаров для вашего дома.- М.: РИПОЛ классик, 2005.-320 с.: ил.-(Советы для дома).
Декоративно-прикладное творчество. 5-9 классы: Традиционные народные куклы.
Керамика / авт.-сост. О. Я.Воробьева. – Волгоград: Учитель, 2009 – 140 с.: ил.
20. Дильмон Т. Полный курс женских рукоделий / Пер. М. Авдониной, - М.: Изд-во Эксмо, 2006. – 704 с., ил. – (Книга для всей семьи).
5. Кузьмина М. А. Азбука плетения. Второе издание. – М.: Легпромбытиздат, 1992. – 320 с.: ил.
6. Обучение мастерству рукоделия: конспекты занятий по темам: бисер, пэчворк, изготовление игрушек. 5-8 классы \ авт.-сост. Е. А. Гурбина. – Волгоград: Учитель, 2008. -137 с.:ил.
7. Студия декоративно-прикладного творчества: программы, организация работы, рекомендации \ авт.-сост. Л. В. Горнова и др. – Волгоград? Учитель, 2008 – 250 с.
8. Уроки труда. 5 класс. Макраме. Вышивание: поурочные планы \ сост. С. И. Припеченкова, Э. Ю. Глушкова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 62 с.
VII. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Цели программы:
· Ознакомление обучающихся с культурными традициями предков, формирование у детей основ целостной эстетической культуры и толерантности через познание народных традиций.
· Воспитание способности осмысления ребенком роли и значения традиций в жизни народа, в быту и в повседневной жизни.
· Формирование у подрастающего поколения бережного отношения к культурному наследию, к истории и традициям коренных народов Севера, России, уважения к людям труда.
· Самопознание ребенком своей личности и своих творческих способностей и возможностей.
· Обеспечение условий для творческой активности, саморазвития и самореализации учащихся.
· Создание предпосылок для изучения обучающимися основ декоративно - прикладного творчества посредством знакомства с разными видами рукоделия (традиционные народные куклы, лоскутная пластика, вышивка нитками и бисером).
· Содействие жизненному самоопределению учащихся.
· Овладение теоретическими знаниями и практическими навыками работы с различными материалами, направленными на воспитание художественно-эстетического вкуса.
Задачи:
Обучающие:
· Познакомить воспитанников с историей и современными направлениями развития декоративно-прикладного творчества.
· Научить детей владеть различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе.
· Обучить технологиям различных видов рукоделия.
Воспитательные:
· Приобщить учащихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, в том числе и отечественной; формировать потребность в высоких культурных и духовных ценностях и их дальнейшем обогащении.
· Побуждать к овладению основами нравственного поведения и нормами гуманистической морали: доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в созидательные способности человека, терпимости по отношению к людям, культуры общения, интеллигентности как высшей меры воспитанности.
· Способствовать развитию внутренней свободы ребенка, способности к объективной самооценке и самореализации поведения, чувства собственного достоинства, самоуважения.
· Воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности.
· Развивать потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.
Развивающие:
· Развивать природные задатки, творческий потенциал каждого ребенка; фантазию, наблюдательность.
· Развивать образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание.
· Развивать положительные эмоции и волевые качества.
· Развивать моторику рук, глазомер.
Мотивационные:
· Создавать комфортную обстановку на занятиях, а также атмосферу доброжелательности и сотрудничества.
Социально-педагогические:
· Формирование общественной активности.
· Реализация в социуме.
Особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому ребенку попробовать свои силы в разных видах декоративно-прикладного творчества, выбрать приоритетное направление и максимально реализоваться в нем.
Программа по целевой направленности является прикладной.
По содержательной направленности - художественно-эстетической.
Условно в программе можно выделить следующие этапы:
1 этап. Введение: даются общие сведения о творчестве, о технике безопасного труда при работе с различными инструментами.
2 этап. Мир традиционных народных кукол – обучающиеся знакомятся с технологией выполнения народной куклы, узнают историю возникновения игрушки, изготавливают различные сувениры.
3 этап. Блок «Вышивка» знакомит учащихся с этим видом рукоделия, техникой вышивания нитками и бисером. Дети осваивают азбуку и грамматику вышивки, вышивают картины.
4 этап. Блок «Лоскутная пластика» дает сведения об истории и технологии лоскутного шитья. Учащиеся изготавливают плоскую аппликацию из ткани ручным способом и с помощью швейной машины.
Формы и методы работы
Учитывая возрастные и психологические особенности обучающихся, для реализации программы используются различные формы и методы обучения: рассказ, беседа, объяснение, а также практические упражнения. Беседа – метод обучения, при котором педагог использует имеющиеся у обучающихся знания и опыт. С помощью вопросов и полученных ответов подводит к пониманию и усвоению материала, а также осуществляет повторение и проверку пройденного. В обучении используется разновидность рассказа-объяснения, когда рассуждения и доказательства сопровождаются учебной демонстрацией.
Практические упражнения – целью этих упражнений является применение теоретических знаний обучающихся в трудовой деятельности. Такие упражнения способствуют трудовому воспитанию.
В результате изучения программы учащиеся должны знать:
В результате изучения программы учащиеся должны уметь:
1.Выполнять виды рукоделия с текстильными и поделочными материалами: вязание крючком, вышивка, лоскутная техника, пошив мягкой игрушки.
2.Выбирать виды тканей, нитей, инструментов и приспособлений для определенных изделий.
3. Строить чертежи простых поясных и плечевых изделий.
4. Выполнять раскрой ткани.
5. Определять и исправлять дефекты изделий.
6. Проводить влажно-тепловую обработку изделий.
7.Проектировать изделие с использованием текстильных и поделочных материалов.
8. Соблюдать правила безопасного труда и санитарно-гигиенических норм.
Способы проверки:
За знаниями, умениями и навыками, полученными в ходе изучения учебной программы кружка необходимо осуществлять контроль как в конце года, так и после изучения каждого отдельного раздела. Необходимо оценивать у учащихся умение ставить и решать познавательные и практические задачи, умение выполнять самостоятельно практическую работу и её анализировать. Проверка может быть в устной форме (индивидуальный, групповой опрос), в виде зачетных практических работ, промежуточных просмотров после выполнения 2-3 работ, в виде итоговых выставочных работ и выполнения творческих проектов, а так же возможно проведение деловой (ролевой) игры.