kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по декоративно-прикладному творчеству

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время в общеобразовательных учреждениях практикуется системный подход к эстетическому образованию и воспитанию. Он осуществляется в процессе преподавания таких дисциплин, как «Изобразительное искусство», «Музыка», «Мировая художественная культура», а также с помощью различных факультативов, кружков по изучению искусства и других форм дополнительного эстетического образования и воспитания толерантной личности как носителя национальных культурных традиций. Знание народных традиций, зачастую тесно связанных с декоративно – прикладным искусством, играет особую роль в развитии у детей эмоционально – эстетического отношения к национальной культуре, к пониманию национальных культур других народов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по декоративно-прикладному творчеству»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №5»





СОГЛАСОВАНО

заместитель директора

_____ /Л.А. Чеботарян/

« 19 » мая 2014 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор

_____ /Н.В. Парадня/

Приказ № 126

« 21 » мая 2014 г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

факультатива

«Декоративно-прикладное творчество»

5 класс










Разработчик:

Половинкина

Людмила Дмитриевна

учитель технологии

первой квалификационной категории
















Лабытнанги,

2014 г.





  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В настоящее время в общеобразовательных учреждениях практикуется системный подход к эстетическому образованию и воспитанию. Он осуществляется в процессе преподавания таких дисциплин, как «Изобразительное искусство», «Музыка», «Мировая художественная культура», а также с помощью различных факультативов, кружков по изучению искусства и других форм дополнительного эстетического образования и воспитания толерантной личности как носителя национальных культурных традиций. Знание народных традиций, зачастую тесно связанных с декоративно – прикладным искусством, играет особую роль в развитии у детей эмоционально – эстетического отношения к национальной культуре, к пониманию национальных культур других народов. Традиции наиболее прочно связаны с жизнью и бытом человека. В той или иной форме ребенок сталкивается с ними ежедневно, ежечасно, ощущая на себе силу их воздействия. На протяжении многовековой истории мира соблюдение обрядов, ритуалов и иных традиций способствовали развитию народной философии и декоративных искусств, играли важную роль в организации жизни общества. Мир, в котором живет ребенок сегодня и в котором все пребывает в движении, заставляет людей искать четкие ориентиры, преодолевать противоречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате неудержимого потока информации. В поисках цельности, в стремлении упорядочить свои знания, в том числе и в сфере эстетической, человек обращает свой взор к истории, стремится осмыслить себя в сложных связях не только с настоящим, но и с прошлым. Здесь внимание его устремляется на все, что рождает ощущение непреходящих ценностей. Именно к таким ценностям и относится нестареющее, никогда не утрачивающее своей привлекательности художественное мышление предков, отображенное в народном искусстве. Все профессиональное искусство вышло из народного, которое является началом всякого искусства. Народная эстетика наиболее древняя, она – первооснова и один из главных источников современных эстетических воззрений. Больше всего сохранилась она в народном декоративно – прикладном искусстве, в существующих и сегодня художественных промыслах. Основным источником этой народной эстетики служила красота русской земли, которая воспитывала в людях поэтическое восприятие мира и делала их художниками, создавала чудесное совершенство форм. С другой стороны, образы родной природы обязательно воплощались в предметах, имевших практическое значение: в бытовых вещах, хозяйственной утвари, убранстве жилища, одежде, игрушках для детей и так далее. Вышитый передник или, скажем, полотенце – одновременно и бытовой предмет, и высокое искусство.

Сроки реализации программы: 2014-2015 учебный год.

Структура программы:

  1. Пояснительная записка

  2. Общая характеристика учебного предмета, курса;

  3. Место учебного предмета, курса в учебном плане;

  4. Содержание учебного предмета (курса);

  5. Календарно-тематическое планирование;

  6. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса;

  7. Планируемые результаты изучения предмета.


II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА


Из всего многообразия видов творчества декоративно – прикладное творчество является самым популярным. Оно непосредственно связано с повседневным окружением человека и призвано эстетически формировать, оформлять быт людей и среду их обитания. Оглянувшись вокруг, можно заметить, что предметы декоративно – прикладного творчества вносят красоту в обстановку дома, на работе и в общественных местах. Простые и красивые, часто высокохудожественные, изделия народных умельцев, а также желание узнать их назначение, учат детей видеть и любить природу и людей, ценить традиции родных мест, уважать труд. Они формируют у ребенка эстетическое восприятие мира, передают детям представления народа о красоте, добре, зле, предначертании человека. С давних времен огромная часть изделий создавалась в домашних условиях. Женщины ткали полотно, шили одежду, вязали, создавали прекрасные картины. За все эти годы человечество собирало по крупицам опыт искусных мастеров, передавая и совершенствуя его от поколения к поколению. Интерес к отдельным ремеслам то ослабевал, то вновь возрастал, немало появлялось ремесел новых, а некоторые забылись навсегда. Некоторое время назад увлечение различными видами женского рукоделия пережило второе рождение. Созданная своими руками вещь приносит в дом не только красоту, но и приятную атмосферу уюта и покоя. Эти маленькие «шедевры» способны стать кульминационным центром любого интерьера и достойны коллекционирования. Немного парадоксально, что именно в наше стремительное время у все большего числа людей появляется желание заняться шитьем, вязанием, вышиванием, плетением и так далее. В наше время рукоделие перестает быть только женским, им увлекаются все больше людей и молодых, и достаточно зрелых. Кроме того, общее увлечение родителей и детей любым видом декоративно – прикладного творчества воспитывает у детей чувство своей значимости и взаимопомощи, нужности старших и младших друг другу, сплачивает и укрепляет семью. Осмыслить все вышесказанное помогают занятия рукоделием.

III. МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

На изучение факультатива «Декоративно-прикладное творчество» в 5 классе в соответствии с учебным планом основного общего образования в МАОУ СОШ №5 на 2014/2015 учебный год отводится 35 часов (1 час в неделю, 35 учебных недель).


IV. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

Тематический план

Разделы и темы

Количество часов

Теория

Практика

1. Вводное занятие

1

1

-

2. Вышивка

34

8

18

2.1. История вышивки

1

1

-

2.2. Роль вышитых предметов в быту

1

1

-

2.3. Сказочные образы в вышивке народов Крайнего Севера

1

1

-

2.4. Символика вышивки (образы птицы, оленя, солярные знаки солнца)

1

1

-

2.5. Пословицы, поговорки, сказки, связанные с образом птицы, оленя.

1

1

-

2.6. Использование символов в устном народном творчестве, в праздничных играх.

1

1

-

2.7. Техника выполнения счетной вышивки-росписи.

1

-

1

2.8. Составление эскиза вышивки.

1

-

1

2.9. Перевод рисунка на ткань.

1

-

1

2.10. Выполнение эскиза вышивки.

1

-

1

2.11. Вышивка орнаментальной полоски.

4

-

4

2.12. Вышивка сюжетных мотивов нитками.

10

1

9

2.13. Вышивка сюжетных мотивов бисером.

10

1

9

Итого:

35

9

26



V. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

(приложение)

VI. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

  1. Драчук В.С. Рассказывает геральдика. М., 1997

  2. Мифология, фольклор и литература Ямала/ Хрестоматия. 5-7 классы / Составители Ю.И. Попов, Н.В.Цымбалистенко. Тюмень: Изд-во Института проблем освоения Севера СО РАН, 2002

  3. Няруй В.Н, Сэрпиво В.М. Ненцы: уроки предков: Научно-методическое пособие для педагогов и родителей. – СПб.: ООО «Миралл», 2005.

  4. Поэзия народов Крайнего Севера и Дальнего Востока / Сост. Бурыкин А.А., Акбальян

Е.Р. – М.: Северные просторы, 2002.

  1. Природа Ямало-Ненецкого автономного округа / Под ред.Рябицева В.К.

Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2006

  1. Приходько М, Приходько О. Хомани. С-Петербург: ООО «Издательский Дом

«Светлячок», 2002.

  1. Сказки народов Таймыра. Учебное пособие для 6-8 классов средних школ Крайнего Севера. – СПб.: «Издательство «Дрофа» Санкт-Петербург, 2007.

  2. Соболева Н.А. Старинные гербы Российских городов. М., 1985.

  3. Соболева Н.А. Российская государственная символика. История и современность. М.,

2002

  1. Стерх – символ надежды: книга-фотоальбом. – Тюмень: ООО «Сити-пресс», 2006.

  2. .Муравьев В. Старые уездные гербы. // Памятники Отечества. 1994. № 1-2

  3. CD. Энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2003.

  4. Энциклопедия для детей. Т.2. М.: «Аванта», 1994, с. 217-307.

  5. Нидон Кристоф. Растения и животные. М., 1991

  6. Лакиер В.И. Русская геральдика. М., 1990

  7. Фели Джон. Энциклопедия знаков и символов. М., 1996.

  8. Янгасова Н.М. Ненецие лаханако /Сост. Н.М. Янгасова; перевод Н.М. Янгасова. Под

редакцией М.А. Ерченко. Салехард, 2007

18.Артамонова Е. В. Соломка, скорлупка, цветочек – подарки для мам и для дочек:

Секреты-самоделки – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. – 64 с.

  1. Борисова А. В. Вышивка. Макраме. Филейное вязание: 500 узоров и модных

аксессуаров для вашего дома.- М.: РИПОЛ классик, 2005.-320 с.: ил.-(Советы для дома).

  1. Декоративно-прикладное творчество. 5-9 классы: Традиционные народные куклы.

Керамика / авт.-сост. О. Я.Воробьева. – Волгоград: Учитель, 2009 – 140 с.: ил.

20. Дильмон Т. Полный курс женских рукоделий / Пер. М. Авдониной, - М.: Изд-во Эксмо, 2006. – 704 с., ил. – (Книга для всей семьи).

5.  Кузьмина М. А. Азбука плетения. Второе издание. – М.: Легпромбытиздат, 1992. – 320 с.: ил.

6.  Обучение мастерству рукоделия: конспекты занятий по темам: бисер, пэчворк, изготовление игрушек. 5-8 классы \ авт.-сост. Е. А. Гурбина. – Волгоград: Учитель, 2008. -137 с.:ил.

7.  Студия декоративно-прикладного творчества: программы, организация работы, рекомендации \ авт.-сост. Л. В. Горнова и др. – Волгоград? Учитель, 2008 – 250 с.

8.  Уроки труда. 5 класс. Макраме. Вышивание: поурочные планы \ сост. С. И. Припеченкова, Э. Ю. Глушкова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 62 с.


VII. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Цели программы:

·  Ознакомление обучающихся с культурными традициями предков, формирование у детей основ целостной эстетической культуры и толерантности через познание народных традиций.

·  Воспитание способности осмысления ребенком роли и значения традиций в жизни народа, в быту и в повседневной жизни.

·  Формирование у подрастающего поколения бережного отношения к культурному наследию, к истории и традициям коренных народов Севера, России, уважения к людям труда.

·  Самопознание ребенком своей личности и своих творческих способностей и возможностей.

·  Обеспечение условий для творческой активности, саморазвития и самореализации учащихся.

·  Создание предпосылок для изучения обучающимися основ декоративно - прикладного творчества посредством знакомства с разными видами рукоделия (традиционные народные куклы, лоскутная пластика, вышивка нитками и бисером).

·  Содействие жизненному самоопределению учащихся.

·  Овладение теоретическими знаниями и практическими навыками работы с различными материалами, направленными на воспитание художественно-эстетического вкуса.


Задачи:

Обучающие:

·  Познакомить воспитанников с историей и современными направлениями развития декоративно-прикладного творчества.

·  Научить детей владеть различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе.

·  Обучить технологиям различных видов рукоделия.

Воспитательные:

·  Приобщить учащихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, в том числе и отечественной; формировать потребность в высоких культурных и духовных ценностях и их дальнейшем обогащении.

·  Побуждать к овладению основами нравственного поведения и нормами гуманистической морали: доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в созидательные способности человека, терпимости по отношению к людям, культуры общения, интеллигентности как высшей меры воспитанности.

·  Способствовать развитию внутренней свободы ребенка, способности к объективной самооценке и самореализации поведения, чувства собственного достоинства, самоуважения.

·  Воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности.

·  Развивать потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.

Развивающие:

·  Развивать природные задатки, творческий потенциал каждого ребенка; фантазию, наблюдательность.

·  Развивать образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание.

·  Развивать положительные эмоции и волевые качества.

·  Развивать моторику рук, глазомер.

Мотивационные:

·  Создавать комфортную обстановку на занятиях, а также атмосферу доброжелательности и сотрудничества.

Социально-педагогические:

·  Формирование общественной активности.

·  Реализация в социуме.

Особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому ребенку попробовать свои силы в разных видах декоративно-прикладного творчества, выбрать приоритетное направление и максимально реализоваться в нем.

Программа по целевой направленности является прикладной. 

По содержательной направленности - художественно-эстетической.

Условно в программе можно выделить следующие этапы:

1 этап. Введение: даются общие сведения о творчестве, о технике безопасного труда при работе с различными инструментами.

2 этап. Мир традиционных народных кукол – обучающиеся знакомятся с технологией выполнения народной куклы, узнают историю возникновения игрушки, изготавливают различные сувениры.

3 этап. Блок «Вышивка» знакомит учащихся с этим видом рукоделия, техникой вышивания нитками и бисером. Дети осваивают азбуку и грамматику вышивки, вышивают картины.

4 этап. Блок «Лоскутная пластика» дает сведения об истории и технологии лоскутного шитья. Учащиеся изготавливают плоскую аппликацию из ткани ручным способом и с помощью швейной машины.

Формы и методы работы

Учитывая возрастные и психологические особенности обучающихся, для реализации программы используются различные формы и методы обучения: рассказ, беседа, объяснение, а также практические упражнения. Беседа – метод обучения, при котором педагог использует имеющиеся у обучающихся знания и опыт. С помощью вопросов и полученных ответов подводит к пониманию и усвоению материала, а также осуществляет повторение и проверку пройденного. В обучении используется разновидность рассказа-объяснения, когда рассуждения и доказательства сопровождаются учебной демонстрацией.

Практические упражнения – целью этих упражнений является применение теоретических знаний обучающихся в трудовой деятельности. Такие упражнения способствуют трудовому воспитанию.

В результате изучения программы учащиеся должны знать:

1. Смысл технологических понятий: текстильные материалы, поделочные материалы, раскрой ткани, шитьё, рукоделие.

2. Виды и свойства нитей, тканей.

3. Виды традиционных народных промыслов.

В результате изучения программы учащиеся должны уметь:

1.Выполнять виды рукоделия с текстильными и поделочными материалами: вязание крючком, вышивка, лоскутная техника, пошив мягкой игрушки.

2.Выбирать виды тканей, нитей, инструментов и приспособлений для определенных изделий.

3. Строить чертежи простых поясных и плечевых изделий.

4. Выполнять раскрой ткани.

5. Определять и исправлять дефекты изделий.

6. Проводить влажно-тепловую обработку изделий.

7.Проектировать изделие с использованием текстильных и поделочных материалов.

8. Соблюдать правила безопасного труда и санитарно-гигиенических норм.

Способы проверки:

За знаниями, умениями и навыками, полученными в ходе изучения учебной программы кружка необходимо осуществлять контроль как в конце года, так и после изучения каждого отдельного раздела. Необходимо оценивать у учащихся умение ставить и решать познавательные и практические задачи, умение выполнять самостоятельно практическую работу и её анализировать. Проверка может быть в устной форме (индивидуальный, групповой опрос), в виде зачетных практических работ, промежуточных просмотров после выполнения 2-3 работ, в виде итоговых выставочных работ и выполнения творческих проектов, а так же возможно проведение деловой (ролевой) игры.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Рабочая программа по декоративно-прикладному творчеству

Автор: Половинкина Людмила Дмитриевна

Дата: 10.11.2014

Номер свидетельства: 128975

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Программа по дополнительному образованию:"Школа ремесел""
    ["seo_title"] => string(55) "programma_po_dopolnitelnomu_obrazovaniiu_shkola_remesel"
    ["file_id"] => string(6) "552924"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1591618069"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства