Республика Саха (Якутия)
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Алданского района
«Средняя общеобразовательная школа № 5 п. Ленинский»
678944 Республика Саха (Якутия) Алданский район п. Ленинский,
ул. Ленина , 34 «а», тел. (41145) 52-5-16, 52- 5- 32
«Рассмотрено» На заседании методического объединения учителей_________ Протокол №_______ От « 28 »_мая_2014года Руководитель методического объединения: ______________________ | «Согласовано» Заместитель директора по УВР__________Дробот Н.В От «2» сентяря 2014 г. | «Утверждаю» Директор МБОУ СОШ №5 п.Ленинский ______________ Орлова Т.И От «8» сентября2014 г. |
Рабочая программа
внеурочных занятий
Предмет: информатика
Класс подготовительный
Профиль: игровой
Всего часов на изучение программы 68 ч
Количество часов в неделю 2
Биленко Т.Н.
Преподаватель информатики
Первая квалификационная категория
2014-2015 уч. год
Пояснительная записка
Современный ребёнок с рождения окружён насыщенной медиа-средой. Электронные игрушки, игровые приставки, компьютер занимают всё большее место в досуговой деятельности дошкольников, накладывая определённый отпечаток на формирование их психофизических качеств и развитие личности.
Сочетая в себе возможности телевизора, видеомагнитофона, книги, калькулятора, компьютер приходит к ребёнку как универсальная увлекательная игрушка, которую педагог может и должен использовать как уникальную возможность для разнообразия и индивидуализации воспитательно-образовательного процесса, развития высших психических функций; создания коммуникативной мотивации и развития навыков общения; развития интеллекта, познавательных интересов, творческих способностей.
Занятия по информатике строятся таким образом, чтобы помочь дошкольникам научиться общаться с компьютером, заинтересоваться информатикой, закреплять знания, уже полученные на повседневных занятиях и найти ответы на вопросы, с которыми приходится сталкиваться в повседневной жизни.
Современные компьютерные игры для детей, используемые на занятиях, должны быть доступны для понимания, что даёт возможность ребенку почувствовать уверенность в себе, ставит его в ситуацию успеха, что особенно важно для развития полноценной личности.
Каждое занятие включает несколько видов деятельности, сменяющих друг друга: это беседа, компьютерная игра, индивидуальные игровые задания или дидактические игры.
Важно отметить, что на занятиях строго соблюдаются Санитарно-эпидемиологические нормы: требования к технике, освещению, продолжительности занятий; проводятся профилактические упражнения для глаз и физкультминутки.
Помимо компьютерных игр на занятиях возможно использование различных логических заданий, что даёт в комплексе наиболее высокий результат. В компьютерных играх дети оперируют в основном символами и знаками, поэтому им должны предшествовать игры с реальными предметами, игрушками. Использование дошкольниками компьютера не цель, а средство воспитания и развития творческих и интеллектуальных способностей ребёнка. Конечно, ребенок должен, прежде всего, научиться управлять компьютером, понимать символы, принятые в компьютерных играх (интерфейс). Когда компьютер будет дошкольнику понятен, тогда с посредством игровых программ и будут достигаться необходимые воспитательные и образовательные цели.
Цели занятия информатикой в подготовительном классе:
Целью работы в данном направлении является расширение возможностей использования современных информационных компьютерных технологий, способствующих повышению качества подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе, содействию освоения детьми дошкольного возраста элементарной компьютерной грамотностью, созданию условий для успешной социализации детей в обществе, формированию у детей самостоятельности, целеустремленности, умения ставить перед собой задачу и добиваться её решения, нормализации эмоционально - волевой и личностной сферы дошкольников.
Задачи:
Интеллектуальное и познавательное развитие:
формирование у детей старшего дошкольного возраста способности к пониманию и решению интеллектуальных задач, перевод внешних мыслительных действий во внутренний план;
развитие высших психических процессов: восприятия, внимания памяти;
развитие ассоциативного, образного, пространственного мышления;
развитие сенсомоторных способностей;
пополнение математических знаний и умений;
пополнение словарного запаса и развитие речи;
расширение представлений об окружающем мире.
Развитие творчества:
Развитие компьютерных умений:
развитие навыков управления компьютером;
развитие умения понимать интерфейс игровых программ;
развитие мелкой моторики рук;
развитие пространственного мышления;
пополнение знаний об устройстве компьютера.
Работа с детьми строится с опорой на следующие принципы:
От элементарного управления компьютерной программой к более сложному.
От постоянного руководства к самостоятельной работе.
Чередование самостоятельной работы детей, работы в парах и фронтальной работы.
Частая смена видов деятельности.
Тесная связь компьютерной игры с дидактической.
Подбор игр и заданий, имеющих различную степень сложности.
Формы работы
Основной формой образовательного процесса является учебное занятие, а так же индивидуальная, групповая и коллективная работы, работы в парах.
Методы формирования взглядов и обмен информацией:
- повествование;
- объяснение;
- диалог;
- доказательство;
- рассказ;
- рассуждение;
- беседа.
Методы организации деятельности:
- состязание;
- показ примеров и образцов;
-создание ситуации успеха;
- перспектива.
Методы стимулирования и мотивации;
Методы стимулирования интереса к учению:
- игры;
- соревнования;
- познавательные беседы;
- создание ситуации успеха;
- эмоционально-нравственных ситуаций;
- творческие задания
Методы стимулирования долга и ответственности:
- убеждение;
- требование;
- поощрение;
- порицание;
- наказание;
- поручение.
Формы организации занятий:
- учебное занятие;
- открытое занятие;
- участие в выставках и конкурсах различного уровня;
-участие в воспитательных мероприятиях школы.
Структура проведения занятия.
При построении занятия учитываются возрастные психические и физические особенности детей старшего дошкольного возраста. Занятие проводится подгруппами по 9 человек, два раза в неделю во второй половине дня, длится 30 минут.
Каждое занятие комплексное. Оно включает в себя III этапа.
I этап – подготовительный.
Идет погружение ребенка в сюжет занятия, период подготовки к компьютерной игре через развивающие игры, беседы, которые помогут ему справиться с поставленной задачей.
Включается гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика для подготовки зрительного, моторного аппарата к работе.
II этап – основной.
Включает в себя овладение способом управления программой для достижения результата и самостоятельную игру ребенка за компьютером.
III этап – заключительный
Необходим для снятия зрительного (проводится гимнастика для глаз), мышечного и нервного напряжений (физминутки, точечный массаж, расслабление под музыку).
Продолжительность каждого этапа занятия:
1 этап – 5 минут,
2 этап – 20 минут
3 этап – 5 минут.
После каждого занятия проводится проветривание помещения.
Для наилучшего усвоения детьми разделов данной программы работа строится на диагностической основе.
Критериями оценки усвоения разделов программы служит самостоятельность ребенка, показанная в играх: ребенок практически не справляется с выполнением поставленной перед ним задачей даже с помощью взрослого – это говорит о низком уровне развития; на среднем уровне – справляется с помощью взрослого, а на высоком – выполняет задание самостоятельно.
Диагностика проводится два раза в год.
Результаты диагностики и анализ усвоения детьми программы использую для того, чтобы помочь ребенку преодолеть трудности в усвоении программы, обратить внимание воспитателей и специалистов на проблему и совместно решить её.
Ожидаемые результаты.
В результате работы с детьми старшего дошкольного возраста в данном направлении мы получим следующие результаты:
Формирование представлений детей старшего дошкольного возраста о возможностях компьютера, как современного инструмента для получения и обработки информации.
Формирование начальных навыков работы на компьютере.
Преодоление психологического барьера при работе на компьютере. Формирование навыков учебной деятельности: умения принимать и ставить учебно-познавательную задачу, умения слышать и следовать указаниям, умения планировать собственную деятельность и работать по алгоритмам, умения контролировать ход деятельности и оценивать результаты собственной деятельности.
Развитие основных психических процессов: памяти, внимания, воображения, мышления.
Дошкольники приобретут самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость; будут приобщены к сопереживанию, сотрудничеству, сотворчеству.
Материально-техническое обеспечение учебного предмета.
Средства обучения:
Календарно – тематическое планирование по игровой информатике подготовительный класс
№ урока | Тема | Кол-во часов | Дата |
-
| Инструктаж по технике безопасности. Профилактические упражнения для глаз, спины, рук. | 1 | 9.09 | 9.09 |
-
| Развитие моторики (учимся управлять мышкой): игра «Catch a Bee» | 1 | 12.09 | 12.09 |
-
| Развитие моторики (учимся управлять мышкой): игра «Catch a Bee» | 1 | 16.09 | 16.09 |
-
| Развитие моторики (учимся управлять мышкой): игра «Catch a Bee» | 1 | 19.09 | 19.09 |
-
| Развитие внимания. Работа с клавиатурой «Письмо чебурашке», буквы А и О (паровозик) | 1 | 23.09 | 23.09 |
-
| Развитие внимания. Работа с клавиатурой «Письмо чебурашке», буквы А и О (паровозик) | 1 | 26.09 | 26.09 |
-
| Развитие внимания. Работа с клавиатурой «Письмо чебурашке», буквы А и О (шарики) | 1 | 30.09 | 30.09 |
-
| Развитие внимания. Работа с клавиатурой «Письмо чебурашке», буквы А и О (шарики) | 1 | 3.10 | 3.10 |
-
| Развитие моторики (учимся управлять мышкой): игра «Catch a Bee» | 1 | 7.10 | 7.10 |
-
| Развитие внимания. Работа с клавиатурой «Письмо чебурашке», буквы А и О (шарики) | 1 | 10.10 | 10.10 |
-
| Работа мышью: Учимся рисовать. Рисунок линиями (программа «Paint») | 1 | 14.10 | 14.10 |
-
| Работа мышью: Учимся рисовать. Рисунок линиями (программа «Paint») | 1 | 17.10 | 17.10 |
-
| Работа мышью: Учимся рисовать. Рисунок фигурами (программа «Paint») | 1 | 21.10 | 21.10 |
-
| Работа мышью: Учимся рисовать. Рисунок фигурами (программа «Paint») | 1 | 24.10 | |
-
| Развитие памяти и внимания: игра «Bacteria Pairs» | 1 | 28.10 | |
-
| Развитие памяти и внимания: игра «Bacteria Pairs» | 1 | 31.10 | |
-
| Развитие памяти и внимания: игра «Bacteria Pairs» | 1 | 11.11 | |
-
| Развитие памяти и внимания: игра «Bacteria Pairs» | 1 | 14.11 | |
-
| Развитие внимания и наблюдательности: игра «Bejeweled» | 1 | 18.11 | |
-
| Развитие внимания и наблюдательности: игра «Bejeweled» | 1 | 21.11 | *.11 |
-
| Развитие внимания и наблюдательности: игра «Bejeweled» | 1 | 25.11 | *.11 |
-
| Развитие внимания и наблюдательности: игра «Bejeweled» | 1 | 28.11 | *.11 |
-
| Развитие памяти: игра «Doubles» | 1 | 2.12 | *.11 |
-
| Развитие памяти: игра «Doubles» | 1 | 5.12 | |
-
| Развитие памяти: игра «Doubles» | 1 | 9.12 | |
-
| Развитие памяти: игра «Doubles» | 1 | 12.12 | |
-
| Развитие внимания и наблюдательности: игра «Click Puzzle». | 1 | 16.12 | *.12 |
-
| Развитие внимания и наблюдательности: игра «Click Puzzle». | 1 | 19.12 | *.12 |
-
| Развитие внимания и наблюдательности: игра «Click Puzzle». | 1 | | *.12 |
-
| Развитие внимания и наблюдательности: игра «Click Puzzle». | 1 | | |
-
| Paint. Рисуем снежинку. | 1 | | |
-
| Paint. Рисуем снеговика. | 1 | | |
-
| Paint. Рисуем ёлочку. | 1 | | |
-
| Paint. Рисуем картинку к Новому году. | 1 | | |
-
| Развитие моторики (учимся управлять мышкой): игра «I conium Bouncer» | 1 | | *.12 |
-
| Развитие моторики (учимся управлять мышкой): игра «I conium Bouncer» | 1 | | |
-
| Развитие моторики (учимся управлять мышкой): игра «I conium Bouncer» | 1 | | |
-
| Развитие моторики (учимся управлять мышкой): игра «I conium Bouncer» | 1 | | |
-
| Развитие логического мышления: игра «Placer Pacer» (сборник Hoyle Board Games) | 1 | | |
-
| Развитие логического мышления: игра «Placer Pacer» (сборник Hoyle Board Games) | 1 | | |
-
| Развитие логического мышления: игра «Placer Pacer» (сборник Hoyle Board Games) | 1 | | |
-
| Развитие логического мышления: игра «Placer Pacer» (сборник Hoyle Board Games) | 1 | | |
-
| Развитие логического мышления: игра «Match play» (сборник Smart Games Challenge) | 1 | | |
-
| Развитие логического мышления: игра «Match play» (сборник Smart Games Challenge) | 1 | | |
-
| Развитие логического мышления: игра «Match play» (сборник Smart Games Challenge) | 1 | | |
-
| Развитие логического мышления: игра «Match play» (сборник Smart Games Challenge) | 1 | | |
-
| Развитие логического мышления: игра «Marble Jump» (сборник Smart Games Challenge) | 1 | | |
-
| Развитие логического мышления: игра «Marble Jump» (сборник Smart Games Challenge) | 1 | | |
-
| Развитие логического мышления: игра «Marble Jump» (сборник Smart Games Challenge) | 1 | | |
-
| Развитие логического мышления: игра «Marble Jump» (сборник Smart Games Challenge) | 1 | | |
-
| Развитие логического мышления: игра «Car Jam» (сборник Smart Games Challenge) | 1 | | |
-
| Развитие логического мышления: игра «Car Jam» (сборник Smart Games Challenge) | 1 | | |
-
| Развитие логического мышления: игра «Car Jam» (сборник Smart Games Challenge) | 1 | | |
-
| Развитие логического мышления: игра «Car Jam» (сборник Smart Games Challenge) | 1 | | |
-
| Paint. «Геометрия в игровой форме» Закрашиваем готовые фигуры | 1 | | |
-
| Paint. «Геометрия в игровой форме» Дополни цепочку по смыслу | 1 | | |
-
| Paint. «Геометрия в игровой форме» Изобрази закрашенные фигуры (треугольник, круг, квадрат) | 1 | | |
-
| Paint. «Геометрия в игровой форме» Нарисуй звезду и закрась. | 1 | | |
-
| Paint. Дуги. Нарисуй цветок. | | | |
-
| «Супердетки – Развиваем мышление» | 1 | | |
-
| «Супердетки – Развиваем мышление» | 1 | | |
-
| «Супердетки – Развиваем мышление» | 1 | | |
-
| «Супердетки – Развиваем мышление» | 1 | | |
64-68 | Paint. Рисунок на свободную тему. | 5 | | |