Просмотр содержимого документа
«Рабочая прграмма элективного курса "Я- гражданин России"»
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса «Я - гражданин России» разработана на основе сборника программ для четырёхлетней начальной школы, система Л.В. Занкова.-М.: 2008, факультативный курс «Я - гражданин России», авторы Н.Я.Чутко, О.Г.Фесенко.
Цель программы: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.
Задачи:
-дать элементарные представления о политическом устройстве России, об институтах государства, их роли в жизни общества, о важнейших законах нашей страны;
-дать представления о символах государства – Флаге, Гербе России;
-способствовать развитию интереса к общественным явлениям, пониманию активной роли человека в обществе;
-дать элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России;
-формировать интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России;
-способствовать развитию стремления активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего города;
-воспитывать любовь к школе, своему городу, народу, России, уважение к защитникам Родины;
-дать первоначальные представления о правилах поведения в школе, дома, на улице, в городе, на природе;
-способствовать развитию умения отвечать за свои поступки;
-формировать отрицательное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.
Основные принципы и организация учебной деятельности
Реализация программы основана на следующих принципах:
- личностно - ориентированные (учёт индивидуальных особенностей обучающихся; помощь ученику выявить и раскрыть свои способности, развить человеческие качества; организация психологически комфортного учебного процесса);
- культурно - ориентированные (межпредметная интеграция, поиск аналогий, параллелей, взаимосвязей внутри предмета и в параллельно изучаемых школьных дисциплинах; непрерывность и преемственность всех этапов образования; сделать знание лично значимым для обучающегося; научить пополнять и расширять свои знания; научить ориентировке, анализу, самоанализу и действию в окружающем его мире);
-деятельностно - ориентированные (научить предметно-практическим действиям, сформировать способы и приемы учебной деятельности и деятельности познавательной, развивать умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки; обеспечить переход от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности обучающихся; формировать у обучающихся способность и потребность к самостоятельным решениям, к творчеству).
Возрастная группа, на которых ориентирован курс
1-я ступень - 1-й класс «Маленькие Россияне»;
2-я ступень - 2-й класс «Моя Малая Родина»;
3-я ступень - 3-й класс «Россия - Родина моя»;
4-я ступень - 4-й класс «Я - гражданин России».
Результаты освоения курса
Планируемые результаты к каждому разделу
Личностные результаты:
-осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре;
-осознание личной ответственности за судьбу страны, потребность быть деятельным участником в общественной, трудовой и досуговой сферах жизни;
-формирование гордости за свою Родину, гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
-понимание учащимися ценности человеческой жизни, справедливости, бескорыстия, уважения человеческого достоинства, милосердия, доброжелательности и способность руководствоваться ими в практической деятельности;
-осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;
-уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;
-уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
-любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранением мира на Земле;
- способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
Метапредметные результаты:
-способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности);
-умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
-способность использовать историко-литературные источники художественного наследия для приобретения обобщенных представлений и первоначальных понятий по истории;
- приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе);
-совершенствование в умениях чтения, слушания обществоведческой литературы, историко-художественной и историко-популярной литературы, документалистики;
-в анализе своего пересказа полученных знаний (слышать себя), рассказа учителя и ответов товарищей (слышать других).
Предметные результаты:
-усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли человека в нем;
-владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего правового образования.
-знание (на уровне обобщенных представлений) поворотных моментов в истории Российского государства и наиболее значимых событий в истории материальной и духовной культуры России;
-умение рассказывать о важнейших событиях в истории России; находить на исторической и современной картах России места исторических событий;
-умение ориентироваться в периодах предыстории и истории, событиях до нашей эры и нашей эры, в конкретных датах в их вековом и годовом исчислении различать и сравнивать элементарные этические и эстетические понятия;
-умение пользоваться картой для определения границ России, её крупнейших городов, рассказывать о родной стране, столице, называть Основной закон нашей страны, приводить примеры важнейших исторических и культурных памятников страны, других стран, родного края;
-владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме;
-овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения;
-сформировано представление о том, что настоящий мужчина обладает умом, решительностью, смелостью, благородством;
-сформировано представление о том, что настоящая женщина отличается добротой, вниманием к людям, любовью к детям, умением прощать;
-сформировано представление о том, что настоящий сын и дочь, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
2 класс «Моя Малая Родина» - 35 ч
1.“Я и я”( 4 ч ) – формирование гражданского отношения к себе, другим людям. Я – ученик. Мой портфель. Подумай о других. Игры на развитие произвольных процессов. Диагностика. Сбор игр. 2.“Я и семья”( 5 ч ) – формирование гражданского отношения к своей семье. Я помощник в своей семье. Моя любимая мамочка. Об отце говорю с уважением. Мама, папа, я – дружная семья. Здесь живет моя семья. Конкурсы рисунков, сочинений. 3.“Я и культура”(4 ч ) – формирование отношения к искусству. Родной край в древности. Поэты и писатели нашего города. Что посеешь, то и пожнешь. Широкая Масленица. Экскурсии в музеи, вернисажи. 4.“Я и школа”( 6 ч ) – формирование гражданского отношения к школе. Обязанности ученика в школе. Я люблю свою школу. Самый уютный класс. Школьная символика (гимн, герб, флаг). По каким правилам мы живем в школе? Десант чистоты и порядка. Конкурсы сочинений. Трудовой десант 5.“Я и мое Отечество”( 9 ч ) – формирование гражданского отношения к Отечеству. Урок Мира. Знакомства с символами родного края (герб, гимн, флаг). Мы и наши права. Мой любимый город. Наш город. О чем шепчут названия улиц родного города. След Великой Отечественной войны в жизни родного края. Герои Советского союза – наши земляки. Открытка ветерану. Конкурсы рисунков, экскурсии в музеи, акции. Выпуск листовок. Подготовка и рассылка праздничных открыток. 6.“Я и планета”( 7 ч ) – формирование гражданского отношения к планете Земля. Осень в родном городе. Знай и люби свой край. Экология нашего города. День добрых волшебников. Уж тает снег, бегут ручьи. День птиц. Вывешивание кормушек, выставки рисунков.
Формы организации внеурочной деятельности
Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.
Теоретические занятия (урочная, внеурочная, внешкольная):
Беседы
Предметные уроки (литературное чтение, русский язык, окружающий мир, музыка, ИЗО)
Классный час
Сообщения
Встречи с интересными людьми
Литературно – музыкальные композиции
Просмотр и обсуждение видеоматериала
Экскурсии (урочная, внеурочная, внешкольная)
Поездки, походы по историческим и памятным местам
Практические занятия (урочная, внеурочная, внешкольная):
Творческие конкурсы
Выставки декоративно-прикладного искусства
Коллективные творческие дела
Соревнования
Показательные выступления
Праздники
Викторины
Интеллектуально-познавательные игры
Трудовые дела
Тренинги
Наблюдение учащихся за событиями в городе, стране
Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций
Заочные путешествия
Акции благотворительности, милосердия
Творческие проекты, презентации
Проведение выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров
Сюжетно - ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания (урочная, внеурочная, внешкольная)
Место предмета в учебном плане
Организация работы по программе «Я - гражданин России» в 2 классе рассчитана на 1 час в неделю, что составляет 35 часов в год.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
№в теме
Тема по программе
Тема и номер урока
Дата
4
Я и я
1
1
Я – ученик. Беседа с творческим заданием.
06.09
2
2
Подумай о других. Игры.
13.09
3
3
Мой портфель. Игра – экспромт.
20.09
4
4
Игры на развитие произвольных процессов.
27.09
5
Я и семья
5
1
Об отце говорю с уважением. Конкурс сочинений.
04.10
6
2
Моя любимая мамочка. Презентация.
11.10
7
3
Мама, папа, я – дружная семья. Конкурс – соревнование.
18.10
8
4
Здесь живет моя семья. Заочное путешествие.
25.10
9
5
Я помощник в своей семье. Беседа с элементами игры.
08.11
4
Я и культура
10
1
Родной край в древности. Экскурсия в музей.
15.11
11
2
Поэты и писатели нашего города. Выпуск буклетов.
22.11
12
3
Что посеешь, то и пожнешь. Беседа с элементами игры.
29.11
13
4
Широкая Масленица. Игра.
06.12
6
Я и школа
14
1
Обязанности ученика в школе. Беседа.
13.12
15
2
Школьная символика (гимн, герб, флаг)
20.12
16
3
Самый уютный класс. Конкурс.
27.12
17
4
Подумай о других. Беседа с элементами игры.
10.01
18
5
Я люблю свою школу. Конкурс сочинений.
17.01
19
6
По каким правилам мы живем в школе? Игра.
24.01
9
Я и моё Отечество
20
1
Урок Мира.
31.01
21
2
Знакомства с символами родного края (герб, гимн, флаг).
14.02
22
3
Мы и наши права. Урок – игра.
21.02
23
4
Мой любимый город. Беседа.
28.02
24
5
Наш город. Конкурс визиток.
07.03
25
6
О чем шепчут названия улиц родного города. Конкурс рисунков.
14.03
26
7
След Великой Отечественной войны в жизни родного края. Экскурсия в музей.
21.03
27
8
Герои Советского союза – наши земляки. Урок Мужества.
04.04
28
9
Открытка ветерану. Акция.
11.04
7
Я и планета
29
1
Осень в родном городе. Фотоконкурс.
18.04
30
2
Знай и люби свой край. Викторина.
25.04
31
3
Экология нашего города.
02.05
32
4
День добрых волшебников. Вывешивание кормушек.
10.05
33
5
Уж тает снег, бегут ручьи. Заочное путешествие.
16.05
34
6
День птиц. Выставка рисунков.
23.05
35
7
Десант чистоты и порядка.
30.05
Список литературы
Антошин, М.К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных символов РФ в школе [Текст] / сост. М.К.Антошин. М.: Айрис – пресс, 2003.
Внеурочная деятельность в начальной школе [Электронный ресурс] –Режим доступа: konf // www.ipkps.bsu.edu.ru
Газман, О.С. Воспитание: цели, средства, перспектива [Текст] /О.С. Газман. - М.: Новое педагогическое мышление, 1989. - 221с.
Данилюк, А.Я. и др. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] /Вестник образования. – 2009. -№17. - 9 - 13с.
Концепция патриотического воспитания граждан РФ [Текст] /Воспитание школьников. – 2005. - №1. – 147с.
Кувашова, И.Г. Праздники в начальной школе [Текст] / сост. И.Г.Кувашова – Волгоград: изд. «Учитель», 2001.
Лизинский, В.М. Проект программы гражданского и патриотического воспитания [Текст] / Научно – методический журнал зам. директора по воспитательной работе. - 2006. - №3. – 40с.
О воспитательном компоненте Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения [Текст] / Воспитание школьников. 2009. - №8 – 10 -16с.
Программа духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования [Текст] / авт. – сост. Е.В.Богданова, Н.В.Кондукова, Е.В.Хребтова. – Белово, 2010. – 48-49с.
Савинов, Е.С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа [Текст] / сост. Е.С.Савинов. – М.: Просвещение, 2010. – 191., 204с.
Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово, 2010. - 14- 36.