Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Страна Гармония»»
Управление образования Воскресенского муниципального района
Муниципальное образовательное учреждение
Воздвиженская средняя школа
Принято
педагогическим советом
протокол
№__ от__ августа 2016 г.
Утверждено
Приказом №__ от __ сентября 2016года
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Страна Гармония»
(для учащихся 2класса)
Программу составила
классный руководитель 2 класса
Морозова Ю.Е.
Современному обществу требуются высоконравственные, духовно богатые, способные адаптироваться к изменчивости современного мира, коммуникабельные люди с твердой гражданской позицией.
Начальная школа является первой и важнейшей ступенью воспитания, ведущей ребенка к новому мироощущению, мировоззрению, основанному на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни.
Воспитание является целенаправленным управлением процессом развития личности. А значит, и воспитательная система класса должна иметь целенаправленный характер, иметь сложную структуру взаимодействия внутри себя и с внешней социокультурной средой, адаптируясь к условиям этой внешней среды, сохраняя при этом свои характерные особенности и направления.
Программой определены ценностные ориентиры воспитания, цели воспитания, принципы, содержание жизнедеятельности коллектива школы и оценки результативности воспитательной системы.
Программа носит комплексный характер, т.к. она дает возможность сочетания разных видов деятельности и форм работы, налаживания связей между урочной и внеурочной сферами жизни школьника, одновременного использования возможностей воспитания и образования, образования основного и дополнительного.
В работе следует опираться на следующие принципы построения воспитательной системы и жизнедеятельности класса:
1.Принцип «само-», который реализуется через создание условий для формирования способности ученика строить собственную деятельность, самоопределяться по отношению к социальным и культурным феноменам, быть ответственным за свой выбор; ориентироваться в многообразии, задумываться о предназначении, обнаруживать его и реализовывать в своей жизнедеятельности.
2.Принцип «общих способов деятельности», которому «на выходе» соответствует способность ученика овладеть общими (универсальными) способами образовательной и социальной деятельности.
3.Принцип «систематичности», который рассматривается как частный случай общих способов деятельности, поскольку он определяет такую организацию жизнедеятельности класса, которая формирует способность ученика выстраивать собственную образовательную траекторию внутри и вне класса.
4.Принцип «открытости», прежде всего, в отношении социума, который обеспечивает ориентацию участников образовательного процесса, в первую очередь учащихся, в широком мире человеческих деятельностей и профессий, дает способность к выбору своего пути.
5.Принцип права (договора), в основе которого лежит уважение к правам и суверенитету другого (в широком смысле), осознание ограничений в человеческих взаимодействиях и т.д.
Цель: создание воспитательной среды, способствующей формированию высоконравственной, творчески активной, культурной, толерантной личности, способной к саморазвитию и самореализации.
Для достижения этой цели решаются следующие задачи:
Создание условий для успеха и интеллектуального, нравственного и эмоционального самовыражения личности младшего школьника.
Создание игрового пространства, обеспечивающее формирование у младших школьников эмоционального опыта взаимодействия с людьми, позитивного опыта ролевого взаимодействия с объектами социоприродной среды.
Формирование дружного детского коллектива и развитие личности в нем; воспитание личной ответственности за порученное дело.
Развитие фантазии, раскрытие индивидуальных творческих способностей и познавательных интересов каждого ребенка, выявление новых инициатив, идей.
При достижении цели воспитательной работы проектируются следующие характеристики личности ученика:
1.Способный к самореализации, обладающий устойчивым стремлением к самосовершенствованию
2.Творчески осваивающий и преобразующий мир
3.Имеющий особенную нравственную позицию
4.Обладающий высоким уровнем мышления
5.Имеющий потребность в здоровом образе жизни
6.Готовый к сотрудничеству
7.Обладающий экологической, правовой, информационной и коммуникативной культурой
Нормативно-правовой и документальной базойпрограммы внеурочной деятельности являются:
1.Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
2.Федеральный государственный образовательный стандарт
3.Государственная программа РФ "Развитие образования 2013-2020 гг."
4.Государственная программа РФ "Развитие физической культуры и спорта" (2013 г.)
5.Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей.
6. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. СанПиН 2.4.4.3172-14. Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 N 41.
Направления воспитания
В гармонии с собой:развитие способности успешно адаптироваться в окружающем мире, развитие познавательных интересов, развитие творческих способностей, реализация интересов и задатков, формирование стремления к здоровому образу жизни, осознание здоровья, как одной из главных жизненных ценностей, соблюдение правил гигиены, режима дня, правил рационального питания, профилактика вредных привычек.
В гармонии с коллективом:формирование доброжелательных отношений, социально адекватных способов поведения, развитие умений вести диалог, коллективного планирования и организации деятельности, формирование добросовестного отношения к своим обязанностям, трудолюбия
В гармонии с семьей:формирование уважительного отношения к членам семьи, потребность исполнять свой долг перед родителями; формирование сущности социальных ролей
В гармонии с традициями:формирование основ гражданской идентичности, приобщение к общечеловеческим ценностям, воспитание уважительного бережного отношения к истории своего народа, края, чувства ответственности и гордости за свою Родину
В гармонии с безопасностью:формирование основ безопасности жизнедеятельности, бережного отношения к собственному здоровью и уважительного отношения к правилам безопасности, их исполнение
В гармонии с природой:воспитание бережного отношения к природе, ее богатствам
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
В результате освоения содержания программы у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных), позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.
При достижении личностных результатов у школьника будут сформированы:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, семье, обществу, ориентации на содержательные моменты школьной и социальной действительности;
познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;
ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
основы гражданской идентичности личности в форме осознания “Я” как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
ориентация в нравственном отношении как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, развитие этических чувств как регуляторов моральных норм;
эмпатия как понимание чувств людей и сопереживание им;
основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам поведения в природе;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с культурой города и края.
При достижении метапредметныхрезультатов у школьника будут сформированы следующие (регулятивные, познавательные, коммуникативные):
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других субъектов;
различать способ и результат действия.
Обучающийся получит возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве с другими субъектами социализации;
оценивать правильность выполнения заданий и вносить необходимые коррективы в его выполнение.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием дополнительной литературы, СМИ, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), сведениями Интернета;
осуществлять запись выборочной информации о себе и окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ;
выражать речь в устной и письменной форме;
проводить анализ, сравнение и классификацию тем или явлений, устанавливать причинно-следственные связи;
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью ИКТ;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии с ними;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
задавать вопросы, необходимые для совместной работы с партнёрами;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Обучающийся получит возможность научиться:
учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действий;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Планируемые результаты
В результате реализации данной программы предполагается
1. Наличие развитой воспитательной инфраструктуры.
2. Подготовка воспитанников к осознанному выбору индивидуальной траектории в социуме.
3. Формирование у обучающихся высоких гражданских, патриотических и духовно-нравственных качеств, их готовности к служению Отечеству.
4. Развитие:
- ключевых компетентностей, связанных с успешностью личности в быстроменяющемся мире;
-базовых компетентностей, отражающих специфику общего образования;
- раскрытие потенциалов воспитанников:
Содержание изучаемого курса внеурочной деятельности
№ п/п
Внеклассное мероприятие,
форма организации
Содержание
1
Единый урок «Моя будущая профессия»
Знакомство с миром профессий. Формирование положительного отношения ко всем профессиям.
2
Беседа о требованиях к внешнему виду обучающихся «Ни дня без школьной формы»
Знакомство с требованиями к внешнему виду обучающихся, проведение инструктажей.
3
Кл.час о символах РФ «Россия – Родина моя»
Знакомство с символами государства гербом, флагом, гимном. Значение символики для государства.
4
Урок здоровья «Вредные привычки и их влияние на здоровье детей»
Знакомство с понятием здоровье, с правилами и значением здорового образа жизни для каждого человека, вредными привычками.
5
«Право имею» - познавательная игра
Знакомство с понятием право, правами ребёнка.
6
День учителя. Участие в общешкольном концерте.
Организация работы по выявлению талантливых детей в школьном коллективе. Развитие творческих способностей учащихся.
7
«В городе дорожных наук»» - классный час по безопасности на дороге. Конкурс рисунков «Внимание, пешеход!»
Знакомство с правилами дорожного движения, составление безопасного пути в школу.
8
Дискуссия «Как лучше поступить?»
Знакомство с правилами поведения в разных ситуациях.
9
«Осенние посиделки» Выставка поделок из природного материала.
Развитие творческих способностей учащихся.
Осенние каникулы
1.Подвижные игры на свежем воздухе.
2. Занятия в кружках.
Организация подвижных игр на свежем воздухе, кружков.
10
Кл.час «День народного единства»
Знакомство с историей праздника.
11
Интеллектуальное соревнование «Кто лучше и быстрее?»
Работа по развитию интеллектуальных способностей учащихся.
12
Акция «Подарок для мамы»
Праздничный кл.час «Мамины глаза…»
Организация работы по выявлению талантливых детей в школьном коллективе. Развитие творческих способностей учащихся.
13
Кл час о профессиях «Человека славит труд»
Знакомство с миром профессий. Формирование положительного отношения ко всем профессиям.
14
Беседа «Вежливые слова в школе»
Знакомство с понятием вежливость, вежливые слова, «вежливый человек».
15
Акция «Новогодний подарок» (изготовление сюрпризов для родителей и одноклассников)
Развитие творческих способностей учащихся.
16
Подготовка к празднику «К нам идёт Новый Год…»
Организация работы по выявлению талантливых детей в школьном коллективе. Развитие творческих способностей учащихся.
Зимние каникулы
1.«Новогодние представления».
2. Занятия в кружках.
3. «Зимние забавы» - подвижные игры на свежем воздухе.
Организация подвижных игр на свежем воздухе, кружков.
17
Урок здоровья «Витамины и здоровье организма человека»
Знакомство с понятием здоровье и витамины, со значением витаминов для человека.
18
Акция «Поможем зимующим птицам»
Развитие творческих способностей учащихся.
19
Лекция «Русские художники и поэты о зиме»
Знакомство с творчеством поэтов и художников.
20
Кл.час «Кто что любит и умеет делать»
Знакомство с понятием любимое увлечение, хобби.
21
Кл.час «День Святого Валентина: традиции и обычаи»
Знакомство с историей праздника, традициями и обычаями.
22
Акция «Поздравительная открытка для папы»
Развитие творческих способностей учащихся.
23
Праздничный кл.час «В мальчишках наша сила»
Организация работы по выявлению талантливых детей в школьном коллективе. Развитие творческих способностей учащихся
24
Неделя детской книги (экскурсия в сельскую библиотеку)
Формирование положительного отношения к книгам, привитие чувства ответственности за них, организация посильной помощи в ремонте.
25
Интеллектуальная игра, посвящённая 8 марта «Дочки-матери»
Развитие интеллектуальных способностей учащихся. Формирование сплоченного коллектива.
26
Спортивное соревнование «Сильные, ловкие, смелые»
Формирование положительного отношения к ЗОЖ.
Весенние каникулы
1.Подвижные игры на свежем воздухе.
2. Занятия в кружках.
Организация подвижных игр на свежем воздухе, кружков.
27
Викторина о птицах «Знаешь ли ты?»
Развитие интеллектуальных способностей учащихся.
28
Кл.час об отношении к Родине и народам других стран «Нас много на шаре земном»
Знакомство с понятием иностранец, иностранный язык национальность.
29
Урок-путешествие «Дорога в космос»
Знакомство с понятием космос, первыми космонавтами, космическими кораблями. Значение первого полёта в космос.
30
Проект «Что в имени твоём?»
Организация проектной деятельности.
31
«Герои ВОВ в памяти нашего края» беседа о ветеранах-земляках
Знакомство с ветеранами-земляками.
32
Кл.час «Подвигу народа жить в веках»
Знакомство с понятием война, значением победы русского народа над Германией. Знакомство ветеранами ВОВ.
33
Кл.час о правилах поведения в период летних каникул «Поведение на дорогах, водоёмах»
Организация работы по формированию правильного поведения на дорогах, водоёмах.
34
Праздничный кл.час «Прощание со 2 классом» Конкурс детских портфолио.
Организация работы по выявлению талантливых детей в школьном коллективе. Развитие творческих способностей учащихся
Итого
34 часа
Тематическое планирование
№ п/п
Внеклассное мероприятие
Количество часов
1
Единый урок «Моя будущая профессия»
1
2
Беседа о требованиях к внешнему виду обучающихся «Ни дня без школьной формы»
1
3
Кл.час о символах РФ «Россия – Родина моя»
1
4
Урок здоровья «Вредные привычки и их влияние на здоровье детей»
1
5
«Право имею» - познавательная игра
1
6
День учителя. Участие в общешкольном концерте.
1
7
«В городе дорожных наук»» - классный час по безопасности на дороге. Конкурс рисунков «Внимание, пешеход!»
1
8
Кл.час «Как лучше поступить?»
1
9
«Осенние посиделки» Выставка поделок из природного материала.
1
Осенние каникулы
1.Подвижные игры на свежем воздухе.
2. Занятия в кружках.
10
Кл.час «День народного единства»
1
11
Интеллектуальное соревнование «Кто лучше и быстрее?»
1
12
Акция «Подарок для мамы»
Праздничный кл.час «Мамины глаза…»
1
13
Кл час о профессиях «Человека славит труд»
1
14
Урок вежливости «Вежливые слова в школе»
1
15
Акция «Новогодний подарок» (изготовление сюрпризов для родителей и одноклассников)
1
16
Подготовка к празднику «К нам идёт Новый Год…»
1
Зимние каникулы
1.«Новогодние представления».
2. Занятия в кружках.
3. «Зимние забавы» - подвижные игры на свежем воздухе.
17
Урок здоровья «Витамины и здоровье организма человека»
1
18
Акция «Поможем зимующим птицам»
1
19
Беседа «Русские художники и поэты о зиме»
1
20
Кл.час «Кто что любит и умеет делать»
1
21
Кл.час «День Святого Валентина: традиции и обычаи»
1
22
Акция «Поздравительная открытка для папы»
1
23
Праздничный кл.час «В мальчишках наша сила»
1
24
Неделя детской книги (экскурсия в сельскую библиотеку)
1
25
Интеллектуальная игра, посвящённая 8 марта «Дочки-матери»
1
26
Час здоровья «Сильные, ловкие, смелые»
1
Весенние каникулы
1.Подвижные игры на свежем воздухе.
2. Занятия в кружках.
27
Викторина о птицах «Знаешь ли ты?»
1
28
Кл.час об отношении к Родине и народам других стран «Нас много на шаре земном»
1
29
Урок-путешествие «Дорога в космос»
1
30
Проект «Что в имени твоём?»
1
31
«Герои ВОВ в памяти нашего края» беседа о ветеранах-земляках
1
32
Кл.час «Подвигу народа жить в веках»
1
33
Кл.час о правилах поведения в период летних каникул «Поведение на дорогах, водоёмах»
1
34
Праздничный кл.час «Прощание со 2 классом» Конкурс детских портфолио.
1
Итого
34
Ресурсное обеспечение программы
Наличие материально- технической базы, способствующей оптимальной организации образовательно-воспитательного процесса.
Поддержка родителей и общественности.
Информационно-методическое обеспечение образовательно-воспитательного процесса.
Разработка интегрированных воспитательно–образовательных проектов.
Ресурсы сети Интернет.
Принтер, компьютер.
Список литературы
Н.И.Дереклеева. Справочник классного руководителя. – М.: «ВАКО», 2005.
Л. П. Барылкина, Н.А.Королёва. Завуч начальной школы. – М.: «ВАКО», 2005.
Л.И.Саляхова. Настольная книга классного руководителя. – М.: «Глобус», 2007.
Н.И.Дереклеева. Азбука классного руководителя. – М.: «5 за знания», 2008.
Министерство образования и науки Российской Федерации. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.- М.: Просвещение, 2001.