Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Основы духовно-нравственной культуры народов России»»
Рабочая программа по курсу
внеурочной деятельности
«Основы духовно-нравственной культуры народов России»
(духовно-нравственное направление развития личности школьника)
5-6 класс
Составитель:
учитель внеурочной деятельности
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № ________
от «___»_____________2018г
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы духовно-нравственной культуры народов России» разработана на основе:
- федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 17.12.2010г. №1897 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных стандартов основного общего образования (в действующей редакции от 29.12.2014 г № 2).
- примерной авторской программы Л. Л. Шевченко /Л. Л. Шевченко. Православная культура: Концепция и программа учебного предмета. 1-11 годы обучения. 2- изд., - М., Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2012, (с.169)/.
Цель программы: формирование ценностно-смысловых установок учащихся, личностное развитие выпускников: как любящих свою Родину, уважающих ее культурные традиции, ценности семьи, умеющих организовать свое поведение на основе нравственных норм, традиций и ценностей отечественной культуры.
Задачи изучения курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»:
- развивать представления о значении нравственных норм;
- изучить базовые принципы духовной культуры российского народа;
- обобщить знания о духовной культуре и морали;
- развивать способности к общению;
- формировать этическое самосознание;
- способствовать укреплению духовного единства многонационального народа России;
- воспитывать толерантность, взаимоуважение к традициям, культуре и нормам нравственного поведения народов России.
Курс внеурочной деятельности «Основы духовно-нравственной культуры народов России» является частью учебно-воспитательного процесса и тесно связан с содержанием других предметных областей, прежде всего, «Обществознания», «Литературы», «Истории», «Географии», «Искусства», «Технологии»).
Ведущие принципы организации курса в 5-6 классах:
Культурологический принцип – определяет возможности широкого ознакомления с различными сторонами культуры народов России: фольклором, декоративно-прикладным искусством, архитектурой, особенностями быта, праздниками, обрядами и традициями. Особое место в курсе занимает знакомство с религиозной культурой. Все это позволяет обеспечить благополучную адаптацию подростка в обществе и воспитать важнейшие нравственные качества гражданина многонационального государства – толератность, доброжелательность, эмпатию, гуманизм и др.
Принцип природосообразности. Интерес подростков к окружающему миру, обществу позволяет приобщить их к философской стороне жизни. В этом случае предоставляемый материал должен вызвать эмоциональную реакцию, дающий возможность фиксировать образы и фактологическую сторону явления. Выявить зависимость культурно-традиционных особенностей от природных условий и окружающей среды.
Принцип диалогичности. Реализация этого принципа создаст условия для коммуникативной деятельности путем обсуждения учебных текстов и проблемных ситуаций, проведения учебных диалогов, обучения в парах и группах.
Принцип краеведения. Это принцип позволяет создавать возможность социализации в своей естественной среде, частью которой являются быт, традиции, этические нормы и нравственные правила, религиозная культура региона. При изучении культуры своего региона происходит осознание, что малая часть большого Отечества, окружающая культурна среда – один из элементов общероссийской культуры.
Принцип поступательности обеспечивает постепенность, последовательность и перспективность обучения. При сохранении общей идеи курса содержание обучения углубляется и расширяется. Этот принцип обеспечивает преемственность между начальной, основной и средней школой.
Общая характеристика курса
В ФГОС основного общего образования курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» определён как курс, направленный на формирование представлений о морали и духовности, традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности. Особенность курса состоит в том, что расширение знаний школьников сочетается с воспитанием ценностных отношений к изучаемым явлениям: внутренней установки личности поступать согласно общественным правилам и нормам. Изучение курса направлено на развитие школьника при особом внимании к его эмоциональному развитию, призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль, как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.
Формы обучения
Основные виды и типы занятий
- виртуальные путешествия, экскурсии
- презентации
- беседа
- самостоятельная работа (индивидуальная и групповая)
Формы организации занятия:
коллективная;
фронтальная;
групповая;
индивидуальная работа;
работа в парах.
Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:
Способами определения результативности программы являются: игровые формы (конкурсы, решение кроссвордов и ребусов), выполнения творческих заданий, их презентации.
Итоговый контроль в формах:
-тестирование;
-практические работы;
-творческие работы учащихся.
Описание места курса в плане внеурочной деятельности
Рабочая программа курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» рассчитана на обучающихся основной школы, возраст 11-12 лет.
На изучение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
в 5-6 классах отводится по 1 часу в неделю. Всего по 34 часа в год.
Описание ценностных ориентиров содержания курса
Особое значение изучения данного курса внеурочной деятельности младшими подростками определяется их возрастными и познавательными возможностями: у детей 11-12 лет наблюдается большой интерес к социальному миру, общественным событиям, они открыты для общения на различные темы, включая религиозные. Школьники этого возраста уже располагают сведениями об истории нашего государства, ориентируются в понятии «культура». У них развиты предпосылки исторического мышления, на достаточном уровне представлено логическое мышление, воображение, что позволяет решать более сложные теоретические задачи и работать с воображаемыми ситуациями. Обучающиеся 5-6 класса могут читать более серьезные тексты, исторические документы, они достаточно хорошо владеют информационными умениями и способны работать с информацией, представленной в разном виде (текст, таблица, диаграмма, иллюстрация и пр.).
Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности
5 класс
Личностные результаты:
– осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству; чувство привязанности и любви к малой родине, гордости и за своё Отечество, российский народ и историю России (элементы гражданской идентичности);
– понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения;
– проявление гуманного отношения, толерантности к людям, правильного взаимодействия в совместной деятельности, независимо от возраста, национальности, вероисповедания участников диалога или деятельности;
– стремление к развитию интеллектуальных, нравственных, эстетических потребностей.
Метапредметные результаты определяют круг универсальных учебных действий разного типа (регулятивные, познавательные, коммуникативные, рефлексивные, информационные), которые успешно формируются средствами данного предмета. Среди них:
• владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование речевых средств для решения задач общения с учетом особенностей собеседников и ситуации общения (готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных видов и жанров);
• овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том числе религиозного характера; способность работать с информацией, представленной в разном виде и разнообразной форме;
• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
• умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей и культурой коллективного труда.
Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:
• осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре, особенностях традиционных религий России;
• использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности; способность к работе с информацией, представленной разными средствами;
• расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
В результате изучения курса обучающийся научится:
Воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов; оценивать главную мысль прочитанных текстов и прослушанных объяснений учителя.
Сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных текстов. Проводить аналогии между героями, сопоставлять их поведение с общечеловеческими духовно-нравственными ценностями.
Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства.
Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам, иллюстрациям) словесный портрет героя.
Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных личностей.
Работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с учебной задачей.
Использовать информацию, полученную из разных источников, для решения
учебных и практических задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
Высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека.
Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики;
намечать способы саморазвития.
Работать с историческими источниками и документами.
6 класс
Личностные результаты:
– осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству; чувство привязанности и любви к малой родине, гордости и за своё Отечество, российский народ и историю России (элементы гражданской идентичности);
– понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения;
– проявление гуманного отношения, толерантности к людям, правильного взаимодействия в совместной деятельности, независимо от возраста, национальности, вероисповедания участников диалога или деятельности;
– стремление к развитию интеллектуальных, нравственных, эстетических потребностей.
Метапредметные результаты определяют круг универсальных учебных действий разного типа (регулятивные, познавательные, коммуникативные, рефлексивные, информационные), которые успешно формируются средствами данного предмета. Среди них:
• владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование речевых средств для решения задач общения с учетом особенностей собеседников и ситуации общения (готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных видов и жанров);
• овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том числе религиозного характера; способность работать с информацией, представленной в разном виде и разнообразной форме;
• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
• умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей и культурой коллективного труда.
Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:
• осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре, особенностях традиционных религий России;
• использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности; способность к работе с информацией, представленной разными средствами;
• расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
В результате изучения курса обучающийся научится:
- определять влияние природных условий на жизнь и быт людей;
- описывать памятники истории и культуры народов России на основе иллюстраций учебника;
- рассказывать (на основе учебника и дополнительных источников информации) о традиционных религиях, обычаях и традициях народов России;
- готовить небольшие сообщения о национальных праздниках, народных промыслах народов России, защитниках Отечества, национальных героях;
- характеризовать духовно-нравственные черты народов России, основываясь на традиционных религиях, фольклоре и других источниках;
- различать хорошие и плохие поступки людей, оценивать их с общепринятых нравственных позиций;
- рассказывать о составе семьи, своих обязанностей в семье, оценивать характер семейных взаимоотношений;
- оценивать, приводя примеры, своё поведение в семье, школе и вне их;
- объяснять значение понятий «малая родина», «Родина», «россиянин»;
- приводить примеры беззаветного служения Родине –России.
Обучающийся получит возможность научиться:
- использовать первоначальные представления о традиционных религиях народов России, их нравственных заповедях в общении с одноклассниками и другими людьми;
- сравнивать обычаи и традиции народов России, авторское и своё отношение к литературным героям, реальным событиям и людям;
- находить на карте столицы национально-территориальных образований России;
- соблюдать нравственные нормы поведения в семье, школе, общественных местах; заботливо относиться к младшим, уважать старших;
- различать нравственные и безнравственные поступки, давать оценку своим поступкам и стараться избавиться от недостатков;
- использовать дополнительную информацию (словари, энциклопедии, детскую художественную литературу, Интернет) с целью поиска ответов на вопросы, извлечения сведений об образе жизни, обычаях и традициях, религиях народов России для создания собственных устных и письменных сообщений, презентаций.
Содержание курса внеурочной деятельности
5 класс
Раздел 1. Православные традиции России (21ч)
Православный храм (1ч)
Православный храм в жизни христиан. Его духовное и культурное значение. Внешняя красота храма и духовная красота его создателя. Основные части храма. Колокола. Виды звона (перезвон, благовест, трезвон, набат). Символический смысл храма. Иконостас, четверик, алтарь, Престол. Скиния - первый храм. Изгнание Христом торгующих из храма. Русские поэты о православных храмах, их устройстве, богослужении, колокольном звоне, христианской радости.
Правила поведения в храме (1ч)
Священные образы. О чем рассказывает икона. Символический язык православной культуры. Христианская религия о мире материальном и нематериальном. Икона - окно в мир невидимый. Икона - христианская святыня. Что означает почитание иконы? Почему икона является священным изображением. Спас Нерукотворный. Иконописные изображения. Фреска. Мозаика. Словарик иконописца. Иконография Христа. Духовная красота иконы.
Бог в природе. (1ч)
Теория. Что сделал непостижимый Бог, чтобы явить Себя людям.
Практическая часть. Рисунок мира по представлению.
Создание человека (1ч)
Теория. Человек – венец творения. Душа человека. Жизнь первых людей в Раю. Забота людей о живой природе и всем мире.
Практическая часть. Рисунок «Бабочка». Райский сад на крыльях бабочки с одной стороны, осень – с другой.
Православные таинства (2ч)
Таинства Православной Церкви. Начало христианской жизни в таинстве Крещения. Крестные родители. Таинство Причастия - центр духовной жизни христиан. Тайная Вечеря. Установление таинств Крещения и Причастия. Таинство Исповеди. Духовный смысл Литургии. Правило веры - символ православной веры.
Теория. Рождество как живописный сюжет. Рождество Христово в русской живописи.
Практическая часть. Рисунок-пейзаж «Рождественская ночь» и «Ангел».
От Рождества до Крещения Господня (1ч)
Теория. Святки. История празднования Святок на Руси. Крещение Господа в Иордане. Крещенская вода и ее чудесные свойства.
Практическая часть. Зимний пейзаж «У реки» и «Снежинки».
Сретение Господне (1ч)
Теория. История праздника. Народные обычаи и приметы на Сретенье. Цветовая гамма.
Практическая часть. Рисунок маленького птенчика.
Прощеное воскресение (1ч)
Теория. Прощеное воскресение – как мост, ведущий к Великому посту. Масленица. Предметный ряд в натюрморте как выражение смыслового начала.
Практическая часть. Рисование натюрморта «Блинная трапеза» и «Роспись посуды».
Пост - заповедь Божия (1ч)
Теория. Пост - это труд, но труд радостный. Виды поста. Предметный ряд в натюрморте как выражение смыслового начала.
Практическая часть. Рисование натюрморта.
Пасха – великий праздник (1ч)
Теория.Праздников праздник и торжество из торжеств. История праздника. Разнообразие форм предметов окружающей действительности. Зависимость размещения узора от формы предмета.
Теория. Вербное воскресенье. Смысл праздника. Разнообразие оттенков в окружающей действительности.
Практическая часть. Рисование веточки вербы
Раздел 2. Православный календарь (10ч)
Православный календарь и праздники (1ч)
История церковного календаря. Устроение Церковью жизни христиан по церковному календарю. Чему посвящены православные праздники. Библия о посвящении седьмого дня недели Богу. Двунадесятые праздники. Иконы праздников. Пост - подготовительные дни к празднику. В чем заключается православный пост. О духовном и телесном воздержании. Радости православного поста.
Православный календарь. Почитание святых (3ч)
Почитание святых в православном календаре. Православие в России. Святая Русь. Христианские святые. Что означает почитание святых? Христианский подвиг святых. Лики святых. Святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их София. Изображение святых в иконописи. Икона «Всех святых, в земле Российской просиявших». Отражение подвигов святых в духовной поэзии. Верность. Сыновья князя Владимира - святые братья князья - Борис и Глеб. Добродетели, явленные святыми. О вере и верности. Мученики-страстотерпцы. Пример кротости и послушания Богу, показанный Христом. Евангельский рассказ «В саду Гефсиманском». Любовь к Богу, кротость, любовь к ближнему - заповеди, выполнение которых святые князья засвидетельствовали мученической смертью.
Евангельские притчи (1ч)
Теория. Что такое притча. Композиционные приёмы в выделение главного и второстепенного.
Практическая часть. Рисунок на тему одной из притч.
Рассказы о подвиге святых в житиях, иконописи, поэзии (2ч)
О святом преподобном Сергии Радонежском в истории Руси. Детские годы преподобного. Послушание родителям. Основание монастыря - центра духовной жизни Руси. Смиренный чудотворец. Размышления о добродетели смирения в жизни современного человека. Произведения духовной поэзии - о добродетели смирения. Объединение русских князей. Защита Отечества. Благословение преподобным Сергием князя Димитрия Донского на битву. Святые воины-монахи - Александр Пересвет и Родион Ослябля. Как преподобный Сергий помогал воинам на Куликовом поле. Ученики преподобного Сергия.
Картина и икона. Христианское искусство(1ч)
Христианская семья. Родина. Отчий дом - самое родное место на земле. Семья и ее члены. Предки и потомки семьи. Чему учат христиан заповеди Божии? Поучения Евангелия о любви к ближним. Священная история о почитании родителей. Дети Ноя. Отрок Иисус, Его жизнь в Назарете. Традиции освящения христианского дома. Молебен. Иконы Спасителя и Богородицы.
Храмы. Фрески (1ч)
Теория.Понятие храма. Значение храма в православии. Архитектура и символика храма.
Практическая часть. Графическое решение архитектурного облика храма.
День славянской культуры и письменности (1ч)
Теория. Учителя словенские Кирилл и Мефодий. Славянский язык – богослужебный язык Церкви. Декоративность цветового решения в композиции.
Практическая часть. Рисунок буквы.
Повторение (2 ч) Обобщающее повторение.
Итоговое занятие (1ч).
6 класс
Раздел 1. Традиции народов России (8 ч.) Влияние нации на формирование народности. Традиции и обычаи русского народа. Традиции и обычаи татарского народа. Традиции и обычаи украинского и белорусского народов. Традиции и обычаи башкирского народа. Традиции и обычаи народов Кавказа и Закавказья. Традиции и обычаи казахского народа. Традиции и обычаи малых народов.
Раздел 2. Традиционные религии России (7 ч.) Вклад религии в развитие материальной и духовной культуры общества. Принятие христианства на Руси, влияние Византии. Христианские конфессии. Первые мусульманские государства на территории России. Направления в исламе. Народы России, исповедующие буддизм. Течения в буддизме.
Раздел 3. Влияние культуры на личность (2 ч.) Невозможность жизни человека вне культуры. Влияние характера личности на её вклад в культуру.
Раздел 4. Менталитет народов России (6 ч.) Особенности менталитета русского народа. Особенности менталитета украинского и белорусского народов. Особенности менталитета татарского народа. Особенности менталитета башкирского народа. Особенности менталитета казахского народа. Особенности менталитета малых народов России.
Раздел 5. Культура и нравственность (8 ч.) Законы нравственности – часть культуры общества. Роль семьи в жизни человека. Православные Софийские соборы. Совесть.
Честь. Героизм. Культура поведения человека. Этикет в разных жизненных ситуациях.
Повторение (2 ч) Обобщающее повторение.
Итоговое занятие (1 ч)
Тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности обучающихся
5 класс
№
Название раздела
Кол-во часов
Основные характеристики деятельности учащихся
1
Раздел 1. Православные традиции России
21
Изучение понятий: православный храм, Священные образы, икона, Иконостас, четверик, алтарь, Престол. Рассматривание и анализ иллюстративного материала. Восприятие и оценка информации, представленной в видеофильмах.
2
Раздел 2. Православный календарь
10
Изучение понятия: церковный календарь, Святая Русь, Христианский подвиг святых, Лики святых. Учатся выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной православной культурой. Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий
3
Повторение
2
Повторение пройденного материала
4
Итоговое занятие
1
6 класс
№
Название раздела
Кол-во часов
Основные характеристики деятельности учащихся
1
Раздел 1. Традиции народов России
8
Как сохранить красивый мир? Святыни России
Излагают свое мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества и России.
Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий
2
Раздел 2. Традиционные религии России
7
Учатся выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной православной культурой. Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий
3
Раздел 3. Влияние культуры на личность
2
Объяснение значения пословиц и поговорок о Родине и патриотических чувствах. Оценка образца словесного портрета, представленного учителем. Совместная деятельность в парах. Рассматривание иллюстраций к текстам, анализ и оценка выразительных средств. Диалог «Обсудим вместе»: сравнение эпических героев.
4
Раздел 4. Менталитет народов России
6
Сохраняем духовное, культурное наследие, святыни России. Золотая цепь святых
Учатся приводить примеры явлений православной традиции и светской культуры и сравнивать их.
Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий.
Подготавливают альбомы или презентации «Золотая цепь святых»
5
Раздел 5. Культура и нравственность
8
Оживление и использование имеющихся знаний: ответ на вопрос «Как древние люди относились к природе?». Анализ информации, представленной в рассказе-обобщении учителя. Совместная работа в группах: анализ информации, представленных в текстах. Просмотр и оценка видеофильма. Анализ иллюстраций. Обсуждение и формулирование вывода по материалам занятий.
6
Повторение
2
Повторение пройденного материала
7
Итоговое занятие
1
Описание материально-технического обеспечение курса
Шевченко Л. Л. Православная культура (духовно-нравственная культура). Программа учебного предмета. 1-11 годы обучения. 1-изд., - М., Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011
Шевченко Л. Л. Православная культура: Концепция и программа учебного предмета. 1-11 годы обучения. 2-изд., - М., Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2012Экспериментальный учебно-методический комплект
Шевченко Л. Л. ОДНКНР. Основы православной культуры. 4-5 классы. Методическое пособие для учителя. 4-5 классы. - М., Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011
Шевченко Л. Л. ОДНКНР. Основы православной культуры. 6-7 классы. Методическое пособие для учителя. 6-7 классы. - М., Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011
Виноградова Н.Ф., Власенко В.И., Поляков А.В. Основы духовно- нравственной культуры народов России. 5 класс. М.: Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ, 2015.
Сахаров А.Н., Кочегаров К.А., Мухаметшин Р.М. / Под ред. Сахарова А.Н. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России. М.: Русское слово, 2013.
Студеникин М.Т. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. М. :Русское слово, 2014.
Оборудование и приборы:
Технические средства:
Компьютер
Проектор
Экран
Экранно-звуковые пособия:
электронное приложение «Основы православной культуры», дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса
Православные образовательные мультимедиа ресурсы:
pravmedia.com, www.rushill07.narod.ru/ Электронная библиотека, Православная медиа-библиотека www.altarnik.okis.ru, biblion.narod.ru, www.predanie.ru/ Видео архив; Музыкальный архив; Форум; mp3 архив; www.rushill07.narod.ru/ - Электронная библиотека "Вера и православие";
Обзоры сайтов, собрание цифровых изображений Православных книг www.isographoteka.ru
Музеи, галереи и художественные каталоги: Каталог Музеи России (www.museum.ru/); Эрмитаж (www.hermitage.ru/); Русский музей (www.rusmuseum.ru/);Музей им. Пушкина (www.museum.ru/gmii/); Государственный исторический музей (www.shm.ru/); Третьяковская галерея (www.tretyakov.ru/); Галерея русских художников 20 века (www.artline.ru/