Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Юные командиры»
Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Юные командиры»
Программа предусматривает 2 года обучения. Предусмотрено 68 учебных часов. Направлена на развитие у учащихся гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей. Развитие способности школьников адекватно проявлять внутреннюю и внешнюю правовую культуру, основные нравственные качества
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Юные командиры»»
Краснодарский край
Город Краснодар
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
муниципального образования город Краснодар
основная общеобразовательная школа №7
имени Евдокии Давыдовны Бершанской
УТВЕРЖДЕНО
Решение педсовета протокол № 1
От «30» августа 2021 года
Председатель педсовета
____________И.Г.Левицкая
Рабочая программа
внеурочной деятельности
по социальному направлению «Юные командиры»
Ступень обучения (класс) основное общее образование, 5, 6 класс
Количество часов 34 часа, в неделю 1 час
Учитель Пестов Сергей Львович
Программа разработана на основе авторской программы по внеурочной деятельности военно-патриотической направленности. Авторы В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Е.И.Коротеева, под редакцией В.А.Горского. Москва, «Просвещение» 2019.
Пояснительная записка
Жизнь общества сегодня ставит серьезнейшие задачи в области воспитания и обучения нового поколения. Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту. В работе школы одной из главных задач является воспитание подрастающего поколения. Важнейшая составляющая процесса воспитания – формирование и развитие патриотических чувств. Без наличия этого компонента нельзя говорить о воспитании по-настоящему гармоничной личности. Военно-патриотическое воспитание – образовательная технология двойного назначения, поскольку всеми доступными формами вооружает юного гражданина важнейшими морально-психологическими качествами, необходимыми как будущему защитнику Родины, так и вполне мирному человеку. Ведь смелость, твердость характера, физическая выносливость необходимы как защитнику Родины, так и врачу, инженеру.
Становлению демократического государства в России, её развитие на основе традиций отечественной духовности, нравственности, государственности способствует правильно организованное военно-патриотическое воспитание, которое включает в себя обучение и воспитание в их неразрывном единстве. От его успешности во многом зависит построение правового государства и гражданского общества в России. Одним из главных целей стандартов «нового поколения» является воспитание патриота, носителя ценностей гражданского общества, осознающего свою сопричастность к судьбам Родины. Военно-патриотическое воспитание становится одним из основных направлений развития гуманитарного образования. Перспективы его развития были определены государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 год» (программа утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2005 № 422). Реализация этой стратегии в области гражданско-правового образования и военно-патриотического воспитания начинается с детского сада и начальной школы. Именно в этот период жизни закладываются не только основы знаний, но и нормы поведения, убеждения, привычки, потребности личности, призванной стать впоследствии активным гражданином Отечества. Таким образом, на уровне общества, воспитание гражданственности, формирование сознательного гражданина становится одним из основных направлений развития и воспитания личности. Сознательность предполагает знание и понимание своей общественной роли, умение определять наиболее разумные пути действия и поведения с учётом личных и общественных последствий. Следовательно, сознательность предусматривает широкое развитие интеллекта и самостоятельности личности.
В основу данной программы положены Закон РФ «Об образовании», государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы», проекты новых Государственных образовательных стандартов, Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе», Федеральный закон «Об обороне», материалы с интернет-сайта www.OBG33.narod.ru Программа строится на основе компетентностного подхода к образованию школьников и условно-концентрического принципа, составлена с учётом возрастных особенностей школьников. Программа предусматривает 2 года обучения. Предусмотрено 68 учебных часов.
Цель программы:
Развитие способности школьников адекватно проявлять внутреннюю и внешнюю правовую культуру, основные нравственные качества (справедливость, уважение, сострадание, доброжелательность, чувство собственного достоинства, патриотизм) в соответствии с жизненными ситуациями.
Развитие у учащихся гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей.
Формирование профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества.
Героико-патриотическое воспитание и формирование чувства гражданского долга.
Утверждение в сознании и чувствах учащихся патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям, повышению престижа военной службы.
Создание новой эффективной системы воспитания, обеспечивающей оптимальные условия развития у молодежи верности Отечеству, готовности к достойному служению обществу и государственному выполнению долга и служебных обязанностей.
Создание механизма, обеспечивающего эффективное функционирование целостной системы воспитания у учащихся нравственности, честности, бескорыстия, справедливости, физического развития.
Способствовать социальной адаптации ребёнка, его правильному отношению к миру, окружающим людям и самому себе.
Виды деятельности:
учебные занятия;
секции по военно-прикладным видам спорта;
месячники работы по военно-патриотическому воспитанию;
вахта памяти;
поисковая работа;
военно-спортивные состязания;
походы в музей;
встречи с ветеранами, воинами запаса и военнослужащими;
совершенствование учебно-материальной базы начального военного обучения;
физическое воспитание через развитие системы дополнительного образования.
Организационно-методические условия: В качестве организационно-методических условий реализации данной программы следует выделить следующее:
системность;
единство словесных и деятельностных форм обучения и воспитания;
стимулирование познавательной активности школьников, использование в этих целях разнообразных форм занятий, видов деятельности, дидактических средств;
постоянный контроль учителя за достигаемыми результатами в целях корректировки его дальнейшей работы с учащимися.
Требования к уровню усвоения содержания дисциплины и ключевым компетенциям
В результате изучения курса учащийся демонстрирует компетенции:
Когнитивная составляющая – знание:
Вооружённые Силы Российской Федерации:Понятие о протяжённости границ России. Флаг Вооружённых Сил РФ и флаги родов войск. Гимн и герб России. Воинские профессии, должности, звания и знаки различиявРоссийской армии. Ордена и медали, учреждённые для военных специалистов.
Краткая история Вооружённых Сил России:Основание русской регулярной армии при Петре I. Основание и строительство крепостей и других оборонительных сооружений по государственной границе. Освободительные войны России. Начало и ход Великой Отечественной войны (1941 — 1945 гг.). Великие полководцы России. Структура современных Вооружённых Сил Российской Федерации.
Строевая подготовка:Строй и его элементы. Управление строем. Обязанности перед построением и в строю.Строевой шаг.
Мифы и сказания о подвигах русских богатырей. Произведения российских писателей, поэтов, художников, композиторов, скульпторов о подвигах российских воинов на полях сражений.
Первая медицинская помощь.Виды травм, классификация. Основы первой медицинской помощи при ранениях и травмах.
Общечеловеческие ценности;
Правила дорожного движения и пожарной безопасности.
Деятельностная составляющая - умения:
Выполнять правила поведения, разъяснять их другим детям.Оценивать свои поступки и поступки других людей с точки зрения выполнения этих правил; выбирать способ поведения в соответствии с этими правилами; ценить общественный порядок и деятельность по его охране; добросовестно выполнять обязанности учащихся школы; вступать в различные коммуникации с учетом правил общения.
Составлять словарь воинских терминов, рисовать боевую технику различного типа.Рисование, моделирование боевой техники различного типа из бумаги; собирание коллекций оловянных солдатиков, образцов различной боевой техники разных времён, почтовых марок, открыток по военной тематике.
Выполнять строевые приемы на месте и в движении.Движение строевым шагом. Повороты на месте. Перестроения на месте. Размыкание и смыкание на месте.
Оказывать первую медицинскую помощь при легких ранениях и травмах.Останавливать кровотечение, накладывать повязки, обеззараживать рану.
Итоговая работа курса:
Подготовка компьютерной презентации по истории Вооруженных Сил России (представление и защита подготовленных компьютерных презентаций с помощью учителя. Допускается как индивидуальная работа, так и коллективная).
Итоговая конференция по истории Российской армии.
Выпуск стенгазеты ко Дню защитников Отечества, Дню победы.
Участие в общешкольных мероприятиях военно-патриотической направленности.
Учебно-тематический план 5 класс
№ п/п
Темы занятий
Количество часов
всего
теория
практика
Вооружённые Силы Российской Федерации
2
2
История Вооружённых Сил России
3
2
1
Строевая подготовка
6
-
6
Подвиги воинов, отражённые в литературе, музыке, живописи, скульптуре. Музеи боевой славы
2
2
-
Физическая подготовка
6
-
6
Огневая подготовка
6
1
5
Участие в общешкольных мероприятиях военно-патриотической направленности
3
-
3
Первая медицинская помощь
4
4
Подготовка компьютерной презентации по истории Вооружённых Сил России
2
2
-
Итоговая конференция по истории Российской армии
2
1
1
Итого
34
Содержание курса
Вводное занятие. Вооружённые Силы Российской Федерации Понятие о протяжённости границ России. Флаг Вооружённых Сил РФ и флаги родов войск. Гимн и герб России. Воинские профессии, должности, звания и знаки различиявРоссийской армии. Ордена и медали, учреждённые для военных специалистов. Практическая работа: составление словаря воинских терминов; рисование боевой техники различного типа.
Краткая история Вооружённых Сил России Основание русской регулярной армии при Петре I. Основание и строительство крепостей и других оборонительных сооружений по государственной границе. Освободительные войны России. Начало и ход Великой Отечественной войны (1941 — 1945 гг.). Великие полководцы России. Структура современных Вооружённых Сил Российской Федерации. Практическая работа: рисование, моделирование боевой техники различного типа из бумаги; собирание коллекций оловянных солдатиков, образцов различной боевой техники разных времён, почтовых марок по военной тематике.
Военные училища и спортивно-технические клубы Ознакомление с системой военного образования в России, условиями поступления в военные училища.
Строевая подготовка Строй и его элементы. Управление строем. Обязанности перед построением и в строю. Строевые приемы на месте и в движении. Строевой шаг. Движение строевым шагом. Повороты на месте. Перестроения на месте. Размыкание и смыкание на месте. Практическая работа: Выполнение строевых упражнений. Подготовка и участие в «Смотре строя и песни».
Подвиги воинов, отражённые в литературе, музыке, живописи, скульптуре. Музеи боевой славы. Мифы и сказания о подвигах русских богатырей. Действия русских воинов на полях сражений. Произведения российских писателей, поэтов, художников, композиторов, скульпторов о подвигах российских воинов на полях сражений. Посещение музеев, мемориалов боевой славы русского воинства. Практическая работа: рисование, моделирование боевой техники различного типа из бумаги, картона; макетирование эпизодов сражений Великой Отечественной войны.
Физическая подготовка Тренинг на выработку силы рук. Упражнения на перекладине. Соревнования по подтягиванию. Подвижные игры. Комплексная военизированная эстафета.
Участие в общешкольных мероприятиях военно-патриотической направленности Выпуск стенгазеты ко Дню защитника Отечества, Дню Победы. Подготовка и участие в конкурсе военно-патриотических песен. Участие в мероприятиях посвящённых Дню защитника Отечества, Дню победы, Дню пограничника
Первая медицинская помощь Виды травм, классификация. Основы первой медицинской помощи при ранениях и травмах. Практическая работа:Правила наложения повязок. Оказание помощи при ранениях и травмах.
Подготовка компьютерной презентации по истории Вооруженных Сил России Работа в сети Интернет, сбор и анализ информации по военной тематике. Оформление собранных материалов. Практическая работа: представление и защита подготовленных компьютерных презентаций.
Итоговая конференция по истории Российской армии Подведение итогов занятий по курсу. Подготовка итоговой конференции, посвящённой истории Российской армии. Практическая работа: проведение конференции.
Учебно-методическое обеспечение для учителя
Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе».
Федеральный закон «Об обороне».
Интернет-сайт www.OBG33.narod.ru
Воронова Е.А. Патриотическое воспитание в современной школе. Ростов на/Д.: Феникс, 2006.
Государственная программа. Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы. Утверждена постановлением Правительства РФ от 11 июля 2005 года № 422.
Закон «Об образовании».
Конституция РФ.- М.: Известие, 2002.
Подборка журналов «Воспитание школьников».
Строевой устав
Плакаты.
Видеофильмы.
Календарно-тематическое планирование «Юные командиры» 5 класс
№ п/п
Название раздела, тема занятий
Количество часов
Дата проведения
Оборудование занятия
теория
практика
По плану
По факту
Вооружённые Силы Российской Федерации 2 часа
1.
Понятие о протяжённости границ России. Флаги родов войск Вооружённых Сил РФ.
1
-
Компьютер, проектор, плакаты
2.
Воинские профессии
1
-
Компьютер, проектор, плакаты
История Вооружённых Сил России 3 часа
3.
Основание русской регулярной армии при Петре I.
1
-
Мультимедийное оборудование
4.
Освободительные войны России Великие полководцы России.
1
-
5.
Собирание коллекций военной тематики
-
1
Строевая подготовка 6 часов
6.
Строй и его элементы. Управление строем. Обязанности перед построением и в строю.
-
1
Мультимедийное оборудование
Строевой устав
7.
Строевые приемы на месте и в движении. Строевой шаг.
-
1
Строевой устав
8.
Повороты, перестроения на месте. Движение строевым шагом.
-
1
Строевой устав
9.
Движение строевым шагом. Повороты, перестроения на месте. Размыкание и смыкание.
-
1
Строевой устав
10.
Управление строем. Повороты в движении
-
1
Строевой устав
11.
Строевые приёмы.
-
1
Строевой устав
Подвиги воинов, отражённые в литературе, музыке, живописи, скульптуре 2 часа
12.
Мифы и сказания о подвигах русских богатырей. Действия русских воинов на полях сражений
1
-
Библиотечный фонд
13.
Произведения о подвигах российских воинов на полях сражений.
1
-
Библиотечный фонд
Физическая подготовка 4 часа
14.
Упражнения на перекладине.
-
1
Спортивная форма, зал, перекладина
15.
Элементы военизированной полосы препятствий
-
1
Спортивная форма, с/зал
16.
Соревнования по подтягиванию.
-
1
Спортивная форма, с/зал, перекладина
17.
Комплексная военизированная эстафета.
-
1
Санитарные носилки, противогазы
Огневая подготовка 6 часов
18.
Назначение и боевые свойства автомата Калашникова.
1
Плакаты, макет автомата
19.
Порядок неполной разборки и сборки автомата Калашникова.
-
1
Плакаты, макет автомата
20.
Неполная разборка и сборка АКМ
-
1
Плакаты, макет автомата
21.
Неполная разборка и сборка АКМ
-
1
Плакаты, макет автомата
22.
Чистка, уход за оружием
-
1
Плакаты
23.
Меры безопасности при стрельбе из стрелкового оружия
-
1
Инструкции по ТБ
Участие в общешкольных мероприятиях военно-патриотической направленности 3 часа
24.
Участие в спортивных мероприятиях посвящённых Дню защитника Отечества. Выпуск стенгазеты.
-
1
Ватман, карандаши, краски
25.
Участие в вахте памяти выпуск стенгазеты ко Дню Победы
-
1
Георгиевские ленты
Ватман, краски, карандаши
26.
Участие в мероприятии посвящённом Дню пограничника
-
1
Ватман, краски, карандаши
Первая медицинская помощь 4 часа
27.
Виды травм, классификация
1
-
Плакаты
28.
Основы первой медицинской помощи при ранениях и травмах.
1
-
Аптечка медицинская
29.
Правила наложения повязок. Оказание помощи при ранениях и травмах
-
1
Медицинские средства: бинты, косыночные повязки
30.
Остановка кровотечения
-
1
Кровоостанавливающие жгуты, бинты
Подготовка компьютерной презентации по истории Вооруженных Сил России2 часов
31.
Сбор, анализ, оформление информации по военной тематике.
-
1
Компьютерный класс
32.
Представление и защита подготовленных компьютерных презентаций.
-
1
Мультимедийное оборудование
Итоговая конференция по истории Российской армии 2 часа
33.
Подведение итогов занятий по курсу. Подготовка конференции, посвящённой истории Российской армии.
1
-
Мультимедийное оборудование
34.
Проведение конференции. Оформление выставки рисунков и работ по курсу.
-
1
Мультимедийное оборудование, рисунки
Итого
34
Учебно-тематический план 6 класс
№ п/п
Темы занятий
Количество часов
всего
теория
практика
Вооружённые Силы Российской Федерации
2
2
-
История Вооружённых Сил России
3
2
1
Военные училища и спортивно-технические клубы
1
1
-
Строевая подготовка
6
-
6
Подвиги воинов, отражённые в литературе, музыке, живописи, скульптуре.
2
1
1
Физическая подготовка
4
-
4
Огневая подготовка
5
-
5
Участие в общешкольных мероприятиях военно-патриотической направленности
3
-
3
Первая медицинская помощь
4
2
2
Подготовка компьютерной презентации по истории Вооружённых Сил России
2
-
2
Итоговая конференция по истории Российской армии
2
-
2
Итого
34
Календарно-тематическое планирование 6 класс Юные командиры
№ п/п
Название раздела, тема занятий
Количество часов
Дата проведения
Оборудование занятия
теория
практика
По плану
По факту
Вооружённые Силы Российской Федерации 2 часа
1.
Гимн, герб России. Воинские профессии, должности, звания, знаки различияв Российской армии.
1
Компьютер, проектор, большая энциклопедия
2.
Ордена и медали.
1
Компьютер, проектор,
История Вооружённых Сил России 3 часов
3.
Освободительные войны России. Начало и ход Великой Отечественной войны (1941 — 1945 гг.).
1
Мультимедийное оборудование
4.
Структура современных Вооружённых Сил Российской Федерации.
1
Мультимедийное оборудование
5.
Собирание образцов различной боевой техники разных времён
1
Конструктор
Военные училища 1 час
6.
Ознакомление с системой военного образования в России, условиями поступления в военные училища
1
Мультимедийное оборудование
Строевая подготовка 5 часов
7.
Строй и его элементы. Управление строем.
1
Плакаты
8.
Строевые приемы на месте и в движении. Строевой шаг.
1
Плакаты
9.
Движение строевым шагом. Повороты, перестроения на месте. Размыкание и смыкание.
1
Мультимедийное оборудование
10.
Движение строевым шагом. Повороты, перестроения на месте. Размыкание и смыкание.
1
11.
Подготовка и участие в «Смотре строя и песни».
1
Подвиги воинов, отражённые в литературе, музыке, живописи.
Музеи боевой славы 2 часа
12.
Действия русских воинов на полях сражений. Произведения о подвигах
1
Мультимедийное оборудование
13.
Музеи, мемориалы боевой славы русского воинства
1
Мультимедийное оборудование
Физическая подготовка 4 часа
14.
Упражнения на перекладине.
1
Спорт.площадка
15.
ОФП (Общая физическая подготовка)
1
16.
Элементы военизированной полосы препятствий
1
Спорт.площадка
17.
Соревнования по подтягиванию.
1
Перекладина
Огневая подготовка 6 часов
18.
Назначение и боевые свойства автомата Калашникова.
1
Мультимедийное оборудование
19.
Порядок неполной разборки и сборки автомата Калашникова.
1
Плакаты
20.
Неполная разборка и сборка АКМ
1
Плакаты
21.
Неполная разборка и сборка АКМ. Чистка, уход за оружием
1
Мультимедийное оборудование
22.
Порядок и правила стрельбы из автомата.
1
Плакаты
23.
Меры безопасности при стрельбе из стрелкового оружия
1
Плакаты. Инструкции
Участие в общешкольных мероприятиях военно-патриотической направленности 3 часа
24.
Выпуск стенгазеты ко Дню защитника Отечества. Дню победы
1
Бумага, краски
25.
Подготовка и участие в конкурсе военно-патриотических песен.
1
Мультимедийное оборудование
26.
Посещение воинской части
1
Первая медицинская помощь 4 часа
27.
Первая помощь при ранениях и травмах.
1
28.
Правила наложения повязок, наложения повязок
1
Медицинская аптечка
29.
Первая помощь при кровотечении
1
Медицинская аптечка
30.
Первая помощь при ушибах, растяжениях, переломах.
1
Медицинская аптечка
Подготовка компьютерной презентации по истории Вооруженных Сил России2 часа
31.
Работа в сети Интернет, сбор и анализ информации по военной тематике.
1
Мультимедийное оборудование
32.
Оформление собранных материалов. Представление и защита компьютерных презентаций.
1
Мультимедийное оборудование
Итоговая конференция по истории Российской армии 2 часа
33.
Подведение итогов занятий по курсу.
1
34.
Проведение конференции. Оформление выставки рисунков и работ по курсу.