ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа кружка «Этикет и культура общения» соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, планируемым результатам, составлена на основе программы Хухлаевой О. В. «Тропинка к своему Я. Уроки психологии в начальной школе » - Издательство Генезис Москва,2008.
Проблема формирования психологически здоровой личности в условиях обучения в общеобразовательной школе в настоящее время является очень актуальной, т.к. учебные нагрузки, несоответствие между внешними требованиями и психофизиологическими возможностями учащихся, слабая функциональная готовность к школе, отсутствие учебной мотивации приводят к тому, что школа для многих детей становится источником стресса. В особой ситуации риска находятся младшие школьники, поскольку именно им необходимо быстро адаптироваться к непростым условиям школьной жизни при физиологической незрелости организма. Предлагаемая программа психологических занятий в начальной школе направлена на формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников, т.к. способствует развитию интереса ребёнка к познанию собственных возможностей, учит находить пути и способы преодоления трудностей, способствует установлению атмосферы дружелюбия, формирует коммуникативные навыки, учит умению распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей. Всё это в комплексе повышает ресурсы психологического противостояния негативным факторам реальности и создаёт условия для полноценного развития личности ребёнка, основой которого как раз и является психологическое здоровье, предполагающее, по мнению большинства ведущих исследователей в этой области, наличие динамического равновесия между индивидом и средой. Поэтому ключевым критерием формирования психологического здоровья ребёнка является его успешная адаптация к социуму.
Программа предназначена для обучающихся 1-4 классов.
Курс психологических занятий с младшими школьниками направлен на формирование у них следующих умений и способностей:
осознание себя с позиции школьника
умение адекватно вести себя в различных ситуациях
умение различать и описывать различные эмоциональные состояния
способность справляться со страхами, обидами, гневом
умение отстаивать свою позицию в коллективе, но в то же время дружески относиться к одноклассникам
умение справляться с негативными эмоциями
стремление к изучению своих возможностей и способностей
успешная адаптация в социуме.
Цель курса психологических занятий: формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников через создание условий для их успешной школьной жизни.
Задачи:
Мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей, пробудить интерес к внутреннему миру другого человека.
Учить детей распознавать эмоциональные состояния по мимике, жестам, голосу, понимать чувства другого человека.
Формировать адекватную установку в отношении школьных трудностей -установку преодоления.
Развивать социальные и коммуникативные умения , необходимые для установления межличностных отношений друг с другом и учителем.
Повышать уровень самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения. Формировать терпимость к мнению собеседника.
Корректировать у детей нежелательные черты характера и поведения.
Расширять пассивный и активный словарь обучающихся.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА
В основе реализации программы лежит теоретическая модель групповой работы с младшими школьниками, которая включает три основных компонента: аксиологический (связанный с сознанием), инструментально-технологический и потребностно-мотивационный.
Аксиологический компонент содержательно представлен ценностями «Я»: собственного «Я» человека, его связи с «Я» других людей и с природными объектами. Он предполагает осознание ребёнком ценности, уникальности себя и окружающих, идентификацию как с живыми, так и неживыми объектами, осознание единства с миром во всей его полноте.
Инструментальный компонент предполагает овладение рефлексией как средством самопознания, способностью концентрировать сознание на самом себе, внутреннем мире и своём месте во взаимоотношениях с другими.
Потребностно - мотивационный компонент обеспечивает появление у ребёнка потребности в саморазвитии, самоизменении, побуждает к последующей самореализации.
Задачи развития являются четвёртым компонентом в данной модели. Работа с ними осуществляется параллельно, т.е. при построении каждого занятия учитываются все направления, но, в зависимости от целей, делается акцент на одном из них.
Занятия проходят по определённой схеме, каждая часть которой выполняет свои задачи:
1. Введение в тему.
2. Развёртывание темы.
3. Индивидуализация темы.
4. Завершение темы
Формы организации :
Используются групповые и индивидуальные занятия. Индивидуальные занятия необходимы для отработки важных моментов поведения и деятельности ребёнка, которые по тем или иным причинам он не усвоил в группе.
Индивидуальные занятия являются продолжением групповой работы, т.к. помогают ребёнку более эффективно справиться со своими проблемами.
Формы контроля: входная, промежуточная, итоговая диагностика.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса:
Личностные результаты:
- Развивать творческие способности детей;
- Создать условия для развития фантазии, утвердить ее ценность в глазах детей и взрослых;
- Формировать и поддерживать реальный образ учителя, родителей.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- осознавать свои телесные ощущения, связанные с напряжением и расслаблением;
- извлекать необходимую информацию из текста;
- определять и формулировать цель в совместной работе;
- учиться делать осознанный выбор в сложных ситуациях;
- осознавать свою долю ответственности за всё, что с ним происходит;
- реалистично строить свои взаимоотношения друг с другом и взрослыми;
- планировать цели и пути самоизменения с помощью взрослого; соотносить результат с целью и оценивать его.
Познавательные УУД:
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей
- наблюдать, сравнивать по признакам, сопоставлять
- обогатить представление о собственных возможностях и способностях
- учиться наблюдать и осознавать происходящие в самом себе изменения
- оценивать правильность выполнения действий и корректировать при необходимости
- учиться моделировать новый образ на основе личного жизненного опыта
- находить ответы на вопросы в тексте, перерабатывать информацию
- декватно воспринимать оценку учителя
КоммуникативныеУУД:
- ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии
- учиться контролировать свою речь и поступки
- учиться толерантному отношению к другому мнению
- учиться самостоятельно решать проблемы в общении
- осознавать необходимость признания и уважения прав других людей
- формулировать своё собственное мнение и позицию
- учиться грамотно задавать вопросы и участвовать в диалоге.
Средствами формирования УУД служат психогимнастические и ролевые игры, психодрама, дискуссионые игры, эмоционально-символические, релаксационные и когнитивные методы. Основной формой работы является психологический тренинг.
Тематическое планирование для 1 класса
№ п/п | Дата | Тема учебного занятия | Всего часов | Содержание деятельности | Воспитательная работа |
план | факт факт Факт Факт | Теоретическая часть занятия /форма организации деятельности | Практическая часть занятия /форма организации деятельности |
Школьный этикет – 5ч. |
1. | 6.10 | | Правила поведения в школе. | 1 | Правила поведения в школе. | Приход в школу без опозданий. | Формирование правил поведения в гимназии |
2. | 13.10 | | Мы пришли на урок. | 1 | Правила поведения на уроке. | Правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество. | Обсуждение предложенных ситуаций. Формулирование правил поведения на уроке. |
3. | 20.10 | | Зачем нужны перемены? | 1 | Правила поведения на перемене. | Школьные перемены как время активного отдыха, игры | Обсуждение поставленного перед уроком вопроса. Формулирование правил поведения на перемене. Анализ поведения героев художественных произведений |
4. | 27.10 | | Мы в школьной столовой. | 1 | Правила поведения в столовой, культура поведения за столом. | Поведение в столовой, правила поведения за столом. Экскурсия в столовую. | Знакомство с работниками столовой. Формулирование правил поведения в столовой. |
5. | 3.11 | | Культура принятия пищи. | 1 | Правила поведения в столовой, культура поведения за столом. | Правила поведения за столом. | Закрепление правил поведения за столом, в столовой. |
6 | 10.11 | | Зачем нужны вежливые слова? | 1 | Правила вежливости. | Вежливые слова. Практикум. | Чтение и обсуждение произведения «Волшебное слово». Просмотр фрагментов из фильмов. Ролевая игра |
7 | 17.11 | | Доброжелательность. | 1 | Волшебные слова. | Дидактические игры | Чтение и обсуждение отрывков книг. |
8 | 24.11 | | Какие бывают поступки? | 1 | Элементарные представления о добрых и недобрых поступках. | Знакомство с образом этих поступков с помощью художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям жизненных ситуаций (школьного коллектива, семьи). | Конкурс добрых сюрпризов. Разыгрывание сценок |
9 | 1.12 | | Мои товарищи: вежливое обращение к сверстникам | 1 | Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; | Активное освоение в речевой и поведенческой практике вежливых слов, их значения. | Анализ отрывков прочитанных произведений. Формулирование правил общения с товарищами. |
10. | 8.12 | | Я и мои товарищи. | 1 | Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины). | Практическое занятие. Формулирование правил общения по телефону. Просмотр отрывков мультфильмов. | Воспитание уважения к окружающим. |
11. | 15.12 | | Общения со сверстниками в играх. | 1 | Знакомство с коллективными играми | Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без конфликтов. | Конкурс рисунков. Формулирование правил общения с учителями, взрослыми. Разыгрывание сценок |
12. | 22.12 | | Мой учитель | 1 | Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), оценка ситуации. | Установление добрых отношений с окружающими. | Чтение и обсуждение отрывков книг. Экскурсия в библиотеку. Беседа с библиотекарем |
13. | 29.12 | | Думай о других: сочувствие, как его выразить? | 1 | Проявление элементарного уважения к окружающим (конкретные жизненные ситуации). | Установление добрых отношений с окружающими. | Практическое занятие. Разыгрывание сценок. Обсуждение поставленного перед уроком вопроса. |
14 | 5.01 | | Моя семья. | 1 | Добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). | Установление добрых отношений с окружающими. | Конкурс рисунков. Дидактическая игра |
15 | 12.01 | | Я среди людей. | 1 | Понятия этикета, этики, человека, общения. | Местоимения «Я», «ТЫ», «МЫ», «ОН», «ОНИ». | Формировать внимательное отношение к окружающим. |
16. | 19.01 | | Что помогает учиться лучше (старательность)? | 1 | Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника; Трудолюбие как главная ценность человека. Элементы культуры труда. | Стимулирование оценки учащимися собственного отношения к труду. | Чтение и обсуждение отрывков детских книг |
17 | 26.01 | | Как мы трудимся в школе | 1 | (начальные представления). Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности) | Проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его; Анализ и оценка своих действий во время уроков, труда, дежурства. Оценивать свои действия во время уроков, дежурств | Воспитание прилежания и старательности в учении и труде. |
18. | 2.02 | | Мои обязанности в классе. | 1 | Виды труда детей в школе. | Оценивать свои действия и действия товарищей во время дежурств | Воспитания уважения к труду старших, одноклассников. |
19 | 9.02 | | Как мы трудимся: дома | 1 | Виды труда детей дома (начальные представления). | Оценивать свои действия. | Наведение порядка в дневнике, портфеле, в кабинете. |
20 | 16.02 | | Бережливость: каждой вещи своё место (береги свои и школьные вещи). | 1 | Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей. | Бережное отношение к школьному и личному имуществу. | Воспитывать бережное отношение к каждой вещи. |
21 | 23.02 | | Основные правила Мойдодыра | 1 | Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке. Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия. | Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации. Оценивать внешний вид человека. | Подготовка и проведение праздника «В гостях у Мойдодыра» |
22 | 1.03 | | Как я выгляжу | 1 | Понятия «внешний вид» и «внутренний мир» человека | Показать, что внешний вид зависит от отношения человека к себе и его характера. Внешний вид человека формирует отношение к нему окружающих. | Воспитывать желание всегда быть аккуратным. |
23 | 15.03 | | Каждой вещи своё место | 1 | Полезность вещей, их значение в жизни человека | Правила применения различных вещей | Просмотр отрывков видеофильмов и их обсуждение. Развивающие игры. Конкурс поделок нужных вещей |
24 | 22.03 | | Правила ухода за одеждой | 1 | Полезные советы, как сохранить свою одежду | Применение правил в жизни. Как гладить рубашку, футболку. | Воспитывать желание всегда быть аккуратным, ухоженным. |
25 | 29.03 | | Язык красок | 1 | Знакомство со значением цвета одежды, который расскажет о внутреннем мире человека | Аппликация. Изготовление одежды. | Воспитывать желание всегда быть аккуратным, ухоженным. |
Внешкольный этикет – 8 ч. |
26 | 5.04 | | Основные понятия Этикета. | 1 | Понятия «этика», «добро», «зло», «плохо», «хорошо» | Деловая игра и её правила. | Познакомить и изучить правила этикета в школе. |
27. | 12.04 | | Правила поведения на улице. | 1 | Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице) | Деловая игра и её правила. | Практическое занятие. Формулирование правил поведения на улице, в транспорте. Выход на улицу. |
28. | 19.03 | | Правила поведения в транспорте. | 1 | Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях ( в транспорте, во время прогулок): уступить место маленьким и пожилым; за причинённые неудобства, неприятности надо извиниться. | Использовать доброжелательный тон в общении; | Экскурсия в магазин. Общение с продавцами и покупателями. |
29 | 26.04 | | Правила поведения в общественных местах. | 1 | Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. Правила для говорящего. | Использовать доброжелательный тон в общении; | Правила поведения на концерте, в музее, театре и кино. |
30. | 3.05 | | Правила поведения в общественных местах | 1 | Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке, театре и т. д.): не мешать другим людям; соблюдать очередь; чётко и громко высказывать обращение, просьбу. Правила для слушающего. | Оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах | Основные правила вежливости в общении. |
31. | 10.05 | | Праздничный этикет | 1 | Понятие «праздник». Праздник в школе и дома. | Ролевая игра «Правила этикета на празднике». | Основные правила вежливости в общении. |
32. | 17.05 | | «Спасибо» и «пожалуйста». | 1 | Правила вежливости в общении с ближайшим окружением. | Здороваться первым; доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «вы»; говорить «спасибо» и «пожалуйста» и т. д. Экскурсия в магазин. Общение с продавцами и покупателями. | Основные правила вежливости в общении |
33. | 24.05 | | Обобщение изученного за год. | 1 | Повторение изученных правил поведения. | Занятие-путешествие в страну «Вежливость». | Усовершенствование знания правил этикета и применение их на практике. |
Всего 33 часа
Тематическое планирование для 2-го класса
№ п/п | Дата проведения | Тема занятия | Кол. часов | Содержание деятельности | Воспитательная работа |
план | Факт | Теоретическая часть занятия | Практическая часть занятия |
| Введение – 1ч. |
1 | | | Этика – наука о морали. Дискуссия). | 1 | Дать понятие о морали, этике, этикете. Понятия «я», «мы», «они». Общее и отличительное в этих понятиях. | Сюжетно-ролевая игра «Я и другие люди» | Формирование человека и окружающая среда |
Школьный этикет – 9ч. |
2 | | | Как я выгляжу. (Наблюдения). | 1 | Нравственные понятия «я», «внешний вид». Почему люди по внешнему виду отличаются друг от друга. Личная гигиена. | Обратить внимание детей на важность опрятного внешнего вида человека. Каждый человек индивидуален и неповторим | Способствовать воспитанию аккуратности, опрятности, бережливости – уважения человека к себе. |
3 | | | Школьный этикет. (Круглый стол). | 1 | Понятия «одноклассник», «друг», «товарищ». Особенности их использования в общении между людьми. | Написать правила школьного этикета. Оценка поступков ребят при общении. | Способствовать развитию желания употреблять правила школьного этикета в ежедневном общении. |
4 | | | Зачем быть вежливым. (Дискуссия). | 1 | Содержание понятий «вежливость», « этикет». Зачем нужны людям правила вежливости и этикета. Как человек формирует «личный» этикет | Обыгрывание жизненных ситуаций. Основные правила вежливости в общении, в чём она должна проявляться. Вежливые и волшебные слова. Зачем они нужны. | Желание проявлять вежливое отношение к окружающим. |
5-6 | | | Сказка о вежливости. (Обыгрывание жизненных ситуаций.) | 2 | Красота героев сказок – их поступки во имя добра и красоты. | Обыгрывание жизненных ситуаций. Показать, что жизнь в сказках отражается по-особому. | Желание проявлять вежливое отношение к окружающим. |
7-8 | | | «Что мы умеем: делаем новогодние игрушки». (Выставка). | 2 | Показать, что работа должна быть в радость и удовольствие. | Оформление выставки в кабинете | Способствовать воспитанию уважения к людям труда, желание создавать красоту вокруг себя. |
9-10 | | | Добро и зло в сказках. (Конкурсная программа). | 2 | Дать понятия добра и зла, добрых и злых поступков. Показать, что добро всегда побеждает зло – это вековая мечта людей. | Сочинение сказки (ложь, выдумка, фантазия в сказках, преувеличение, преуменьшение) | Показать, что добрые отношения люди создают в жизни сами. |
Правила общения - 5 ч. |
11 | | | Твои поступки и твои родители. (Наблюдения). | 1 | Семья, родители, родные. Отношение поколений в семье. Почему надо уважать старшее поколение? | Создать этикетку – положительный пример, ситуацию, отношения к родителям | Способствовать воспитанию моральной ответственности к людям старшего поколения. |
12 | | | Обязанности ученика в школе и дома. (Дискуссия). | 1 | Обязанности ученика в школе и дома. | Дежурство по классу, обязанности дежурного | Значение труда в жизни людей. |
13-14 | | | «Правила поведения, отраженные в народных сказках». (Проектная деятельность). | 2 | Чтение и обсуждение РНС «Лиса и Журавль». | Коллективный проект. | Желание проявлять вежливое отношение к окружающим. |
15 | | | Чем богат человек. (Практикум) | 1 | Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). | Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), оценка ситуации. | Усовершенствование знания правил этикета и применение их на практике. |
О трудолюбии - 5ч. |
16-17 | | | «История религиозного праздника» (по выбору). Презентация. | 2 | Понятия «праздник». Какие бывают праздники. Церковные праздники и традиции их проведения. | Рождество. Обычаи. Традиции. Правила поведения в храме. | Создать праздничное настроение, ощущение праздника. |
18- 19 | | | Ты и твое здоровье (Круглый стол) | 2 | Понятия «здоровье», «здоровый образ жизни». | Составление режима дня школьника. Комплекс упражнений утренней зарядки. | Развитие желания ухаживать за телом, посещение спортивных кружков и секций. |
20 | | | Праздничный этикет. | 1 | Дать понятия «праздник», особенности праздников в школе, в коллективе класса, в стране. | Обсудить правила поведения на празднике. | Показать, что умение владеть настроением – это выражение уважения к людям. |
Культура внешнего вида – 7ч. |
21-22 | | | Наш класс. ( Стенгазета) | 2 | Устное сочинение «Наш класс», «Мой друзья». | Оформление стенгазеты, дневника наблюдений за погодой. | Желание содержать в чистоте классную комнату, дежурство по классу. |
23 | | | Моя мама – самая лучшая. ( Стенгазета) | 1 | Устное сочинение «Моя мама». | Чтение и обсуждения произведение о маме. Портрет мамы. | Способствовать воспитанию уважительного ласкового отношения к маме. |
24-25 | | | День рождения. (Стенгазета) | 2 | Обсуждения разделов газеты. Работа в группах. | Оформления газеты. | Основные правила этикета в кафе. Что с чем едят. |
26-27 | | | Учимся общаться. (Практикум) | 2 | Понятия «общение», «уважение», «вежливость», «тактичность». Правила общения по телефону. Правила общения при обмене мнениями. | Обмен мнениями на спортивных занятиях и экскурсиях. | Усовершенствование знания правил этикета и применение их на практике. |
Внешкольный этикет – 7ч. |
28-29 | | | «Моя семья: традиции и праздники». Круглый стол. | 2 | Понятия «традиции», «праздники». Семейные праздники. | Игра «дарю подарок», сюжетно-ролевая игра «Ты пришёл на праздник». | Усовершенствование знания правил этикета и применение их на практике. |
30 | | | «Герои ВОВ – жители нашего города». Оформление альбома. | 1 | Понятие «герой», «Родина», «патриотизм», любовь к Родине, подвиг во имя Родины, «малая Родина». Родина и твой дом. | Оформление альбома. Сообщение о родственниках учащихся, участниках ВОВ. | Способствовать воспитанию любви к родному краю, к родине, к окружающим. |
31 | | | «Угощаем национальными блюдами» (коллективная работа школьников и родителей). (Ярмарка) | 1 | Понятия «национальные блюда», их особенности. Блюда русской кухни. | Подготовка к школьной ярмарке, традиции ярмарки: скоморохи, зазывала, коробейники… | Способствовать воспитанию любви к родному краю, к родине. |
32 | | | Сказка в нашей жизни. (Наблюдения) | 1 | Зачем людям нужны сказки. Отношение героев сказок к природе, к людям. | Сочиним сказку. Волшебство, чудо, правда в сказках | Желание читать и рассказывать сказки |
33-34 | | | «Мы любим свой город». (Презентация) | 2 | Ознакомление с памятными местами родного города (виртуальная экскурсия) | Заочное путешествие по родному городу. Моя улица, дом… | Любовь к родному краю. |
Всего 34 часа
Тематическое планирование для 3-го класса
№ п/п | Дата проведения | Тема занятия | Кол часов | Содержание деятельности | Воспитательная работа |
план | факт | Теоретическая часть занятия | Практическая часть занятия |
Введение – 1ч. |
1 | | | Азбука этики. Основные понятия этики. | 1 | Понятия «этика», «добро», «зло», «плохо», «хорошо». Изучить правила этикета в школе. | Деловая игра и её правила. | Усовершенствование знания правил этикета и применение их на практике. |
Школьный этикет – 9ч. |
2 | | | Взаимопомощь: учёба и труд. | 1 | Значение слов «взаимопомощь, «учёба». Учёба – труд учащихся. | Правила поведения на уроке, на перемене. | Усовершенствование знания правил этикета и применение их на практике. |
3 | | | Школьное имущество надо беречь. | 1 | Значение слов «школьное имущество». Бережное отношение к школьному имуществу. | Уход за цветами. | Бережное отношение к школьному имуществу- обязанности учащихся. |
4-5 | | | Я – личность. Мои роли. | 2 | Понятия «личность», «индивидуальность». Назначение человека в жизни. Мои роли. | Деловая игра. Какие роли мы выполняем в школе и дома. | Помочь детям посмотреть на себя со стороны и оценить поведение в своих ролях. |
6 | | | Устав - основной закон школы. | 1 | Понятия «закон», «Устав», «Устав школы», «права», «обязанности». | Права и обязанности ученика. Зачем они нужны. | Способствовать закреплению понятия 2право, «Обязанности учащихся в школе» |
7-8 | | | Библиотека – хранительница знаний | 2 | Книга- твой вечный друг.. Понятия «библиотека», «каталог», «хранительница знания» | Составление правила бережного отношения к книге (просьба книги). Экскурсия в библиотеку. | Закрепить навыки работы с книгой. |
9-10 | | | «История религиозного праздника» (по выбору). Презентация. | 2 | Религиозный праздник «Пасха». Традиции, обычаи. | Рисунки на тему «Светлый праздник Пасхи» | Любовь к традициям русского народа, родному краю. |
Правила общения - 7ч. |
11 | | | Школьное имущество надо беречь | 1 | Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей. | Значение труда в жизни людей. | Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей. |
12-13 | | | Слово лечит, слово ранит. | 2 | Активное освоение в речевой и поведенческой практике вежливых слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими. | Чтение и обсуждение произведений В. Осеевой | Воспитание желания употреблять в речевой и поведенческой практике вежливых слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими. |
14-15 | | | Я и мои друзья (справедливость, коллективизм). | 2 | Понятия «друг», «товарищ», «приятель», «знакомый». Роль дружбы в жизни человека. Дружба в классе. Умеем ли мы дружить. | Обсудить понятие «настоящий друг». Чтение произведений о дружбе. Пути выхода из конфликтных ситуаций. | Взаимопомощь, дружбу, товарищество. Преодоление ссор, драк, признание своей вины. |
16 | | | Верность слову | 1 | Понятия «слово», «верность слову», «честь». Верность слову как черта характера. | Чтение и обсуждение рассказа «Честное слово». | Показать, что верность своему слову – одно из достоинств человека. Доказать, что от верности данного слова зависит отношение окружающих людей. |
О трудолюбии – 5ч. |
17 | | | Труд кормит, а лень портит. | 1 | Прилежание и старательность в учении и труде. Значение пословицы. Значение слов «труд», «лень». | Подбор пословиц о труде, о лени. | Способствовать развитию уважения к труду, людям труда. |
18 - 19 | | | Как организовать свой труд. | 2 | Мои обязанности в школе и дома. Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности). | проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его; оценивать свои действия во время уроков, дежурств. | Значение труда в жизни человека. Профессии родителей, бабушек и дедушек. |
20-21 | | | О трудолюбии. (дискуссия) | 2 | Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности). | Конкурс рисунков. Устное сочинение. «Когда я вырасту…» | Анализ и оценка своих действий во время уроков, труда, дежурства. . |
Культура внешнего вида - 7ч. |
22-23 | | | Уход за своими вещами. | 2 | Уход за личными вещами. Бережливость: каждой вещи своё место (береги свои школьные вещи). | Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации. | Способствовать воспитанию аккуратности, бережного отношения к одежде. |
24 | | | Одежда будничная и праздничная. | 1 | Понятие «одежда», «одежда будничная и праздничная». | Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего чувства. Одежда для мальчиков и девочек. | Способствовать воспитанию аккуратности, бережного отношения к одежде. |
25-26 | | | Учимся общаться. Культура внешнего вида. | 2 | Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке. | Деловая игра «Учимся культуре поведения». | Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации |
27-28 | | | Мода и школьная одежда | 2 | Дать понятия «мода», «одежда», «форма», как рождается мода. Мода и этикет. | Модная одежда и отношение ребят в классе. Оценивать внешний вид человека. | Одежда должна быть удобной, опрятной, идти к лицу и фигуре. |
Внешкольный этикет – 5ч. |
29 | | | Этика в общественных места. | 1 | Понятия «вежливость», «тактичность», «деликатность». Как я слушаю музыку. Правила поведения в музее, театре, на концерте. | Деловая игра «Ты в музее и в театре». Изучить основные правила поведения в общественных местах. | Способствовать усовершенствованию основных правил этикета |
30 | | | Поведение в гостях. | 1 | Правила поведения в гостях. | Сюжетно-ролевая игра. |
31 | | | Я пишу письмо. | 1 | Правила написания письма. | Написание письма (адресат, адресант). |
32 | | | Поведение на природе. | 1 | Правила поведения на природе. | Отношение к животным и растениям. | Показать, что мы должны бережно относиться к природе, её обитателям, бороться за охрану природы и окружающей среды. Общаясь с природой, охранять её здоровье. |
33-34 | | | Мой день рождения. | 1 | Приглашение. Выбор подарка. | Правила поведения на празднике. Оформление приглашения. | |
Всего 34 часа
Тематическое планирование для 4-го класса
№ п/п | Дата проведения | Тема занятия | Кол. часов | Содержание деятельности | Воспитательная работа |
план | факт | Теоретическая часть занятия | Практическая часть занятия |
Введение – 1ч. |
1 | | | Азбука этики. Культура поведения и такт. (Дискуссия) | 1 | Внешний вид человека. Внутренний мир человека. Культура поведения. Такт. | Практическое занятие. Разыгрывание сценок. Обсуждение поставленного перед уроком вопроса. | Способствовать развитию представлений о культуре поведения, месте такта в культуре поведения. |
Школьный этикет – 9ч. |
2 | | | Отношение к учителю, одноклассникам, окружающим. | 1 | Дать понятия «этикет в общественных местах», «этикет в столовой», «этикет на перемене» и т. д. | Сюжетно-ролевые игры: «мы в гимназии», «мы в столовой», «мы на перемене». | Усовершенствование знания правил этикета и применение их на практике (настроение, чувства, уважение при выполнении этих правил). |
3 | | | Забота о младших. | 1 | Доброе, терпимое отношение к младшим; добрые и вежливые отношения (конкретные жизненные ситуации). Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины). | Практическое занятие. Разыгрывание сценок. Обсуждение поставленного перед уроком вопроса. |
4 | | | Самоконтроль: оценка, самооценка, самоконтроль. | 1 | Дать понятия: поощрения, наказания, прощения, порицания. | Работа над рассказом М.Зощенко «Бабушкин подарок» | Способствовать воспитанию ответственности человека за свои поступки. |
5-6 | | | Поступки человека и его характер. | 2 | Дать понятия «сильный характер», «слабый характер», вредные и нужные привычки, «поступок», роль поступков в формировании характера. | Практическое занятие. Разыгрывание сценок. Обсуждение ситуации по группам. Избавление от вредных привычек и плохих черт характера. | Черты в общениях девочек и мальчиков. |
7-8 | | | Культура общения. | 2 | Дать понятия «общение», «чувства», «настроение», показать, что каждый человек индивидуален, но он живёт среди других людей, что внешний вид, отношение к другим людям, поведение в школе и дома зависит от них самих и выражается в их общении с другими людьми. | Игра. Вежливо или невежливо. | Способствовать развитию представлений о культуре общения, месте такта в культуре поведения. |
9-10 | | | Отзывчивость и доброта | 2 | Понятие «доброта». Доброта и отзывчивость в сказках и в жизни человека. Что значит быть добрым человеком? Почему существует зло? | Разобрать диалоги о доброте и отзывчивости из школьной жизни. Деловая игра «Отзывчивость и доброта – лучшие качества человека» | Способствовать закреплению практических форм общения между детьми. |
Правила общения - 5ч. |
11 | | | Культура общения. Игра «Город вежливости». | 1 | Понятия «диалог», «речь», «рассказ» «спор». | Игра «Город вежливости». | Речевой этикет и манера поведения. |
12 | | | Вежливый ли я дома? | 1 | Ответственность за членов семьи. | Правила общения в семье. |
13-14 | | | Приветствия и знакомства | 2 | Дать понятия «приветствие», «знакомство». Формы приветствия, приветствия у народов разных стран; общение будет приятным только тогда, когда правила приветствия и знакомства выполняются доброжелательно. | Правила этикета при знакомстве. Составление диалогов приветствия при встрече. | Речевой этикет и манера поведения. |
15 | | | Верность слову | 1 | Дал слово – держи… | Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), оценка ситуации. | Раскрыть в доступной форме мысль, что речь является важнейшим средством общения. |
| О трудолюбии - 5ч. | |
16 | | | Культура физического и умственного труда. | 1 | Трудолюбие как главная ценность человека. Элементы культуры труда. Прилежание и старательность в учении и труде. | Прилежание и старательность в учении и труде. Элементы культуры труда. | Значение труда в жизни людей. |
17-18 | | | Золотые руки. | 2 | Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности). Анализ и оценка своих действий во время уроков, труда, дежурства. | Стимулирование оценки учащимися собственного отношения к труду | Анализ и оценка своих действий во время уроков, труда, дежурства. |
19-20 | | | Герои труда. | 2 | Учение как основной труд и обязанность школьника; виды труда детей в школе и дома (начальные представления). | Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность человека. | Значение труда в жизни людей. Анализ и оценка своих действий во время уроков, труда, дежурства. |
Культура внешнего вида – 7ч. |
21-22 | | | Что такое культура внешнего вида? | 2 | Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке. | Портрет друга. | Модная одежда и отношения ребят в классе. Мода и этикет. |
24 | | | Одежда и осанка. | 1 | Значение слова «осанка», осанка в жизни человека. | Правила посадки при письме | Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия. |
24-25 | | | Вежливость и внешний вид. | 2 | Содержание понятий «вежливость», «этикет». Зачем нужны людям правила вежливости | Практика. Основные правила вежливости в общении. |
26-27 | | | Чувство, настроение, характер человека | 2 | Человек должен владеть своими чувствами и своим настроением, стараться понимать чувства и настроение других | Характер (положительный и отрицательный) на примерах героев произведений для детей | Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации. |
Внешкольный этикет – 7ч. |
28-29 | | | «Моя семья: традиции и праздники». Круглый стол. | 2 | Дать понятия «семья», «родители», «бабушка», «дедушка», «сёстры», «братья», «родословное дерево». Правила общения в семье. Ответственность друг за друга. | Деловая игра «Отношения в семье» | Способствовать развитию осознанности, что семья – это люди, связанные чувством любви и ответственности друг за друга. Забота о родителях. |
30 | | | Осваиваем правило «так нельзя». | 1 | Дать понятия «природа», «здоровье», «экология», «охрана природы» | Правила поведения в походе, на отдыхе, на пляже | Усовершенствование знания правил этикета и применение их на практике. |
31 | | | Цветы в жизни человека. | 1 | Роль цветов в жизни человека. Легенды о цветах. | Правила дарения цветов. | Любовь к прекрасному. |
32 | | | Праздничный этикет | 1 | Праздник в школе и классе. Познакомить со школьными праздниками. | Сюжетно-ролевая игра. | Правила этикета на празднике |
33-34 | | | Готовимся к празднику. | 1 | Праздник «Прощание с начальной школой!» | Создание презентации «Вот какими мы были!» | Уважение к учителям, родителям. |
Всего 34 часа
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Ведение курса психологических занятий обеспечивается следующими пособиями:
1.О.В.Хухлаева «Тропинка к своему Я». Программа формирования психологического здоровья у младших школьников.
Москва, «Генезис», 2008.
2.Р.В.Овчарова «Практическая психология в начальной школе», Москва, «Сфера», 2001.
51