работа с субъектным опытом ученика при организации личностной ориентации урока
Работа с субъектным опытом ученика при организации личностной ориентации урока
Работа на уроке с субьектным опытом учащегося требует от учителя на просто изложения своего материала, а анализа того материала, которым располагают ученики. Ученики не просто слушают учителя, а постоянно сотрудничают с ним в диалоге, высказывают свои мысли, делятся своими впечатлениями.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«работа с субъектным опытом ученика при организации личностной ориентации урока »
Работа с субъектным опытом ученика при организации личностной ориентации урока.
Субъект- мыслящее существо, познающий, действующий человек (человек как носитель каких- либо свойств, предметно- практической деятельности). Содержание термина "субъектный" означает принадлежность опыта конкретному человеку без оценки его истинности, научности (в отличие от субъективного опыта). Субъектный опыт ученика- личный опыт ученика. Субъект - ученик.
Урок был и остается основным элементом образовательного процесса, но в системе личностно-ориентированного обучения существенно меняется его функция, форма организации. Работа на уроке с субъектным опытом учащегося требует от учителя специальной подготовки: не просто изложения своего предмета, а анализа того содержания, которым располагают ученики по теме урока.
В этих условиях меняется и режиссура урока. Ученики не просто слушают рассказ учителя, а постоянно сотрудничают с ним в диалоге, высказывают свои мысли, делятся своим содержанием, обсуждают то, что предлагают одноклассники, отбирают с помощью учителя то содержание, которое закреплено научным знанием. Учитель постоянно обращается к классу с вопросами типа: что вы знаете об этом; какие признаки, свойства могли бы выделить (назвать, перечислить и т.п.); где они, по вашему мнению, могут быть использованы; с какими из них вы уже встречались и т.п. В ходе такой беседы нет правильных (неправильных) ответов, просто есть разные позиции, взгляды, точки зрения, выделив которые учитель затем начинает «отрабатывать» их с позиции своего предмета, дидактических целей. Он должен не принуждать, а убеждать учеников принять то содержание, которое он предлагает с позиции научного знания. Ученики не просто усваивают готовые образцы, а осознают, как они получены, почему в их основе лежит то или иное содержание, в какой мере оно соответствует не только научному знанию, но и личностно-значимым смыслам, ценностям (индивидуальному сознанию). Такая работа может проводиться только на уроке, где задан жестко контекст и содержание 6eседы, но их передача организуется как «встреча» различною понимания этого содержания, носителем которого являются не только учитель, но сами ученики. Научное содержание рождается как знание, которым владеет не только учитель, но и ученик, происходит своеобразный обмен знанием, коллективный отбор его содержания. Ученик при этом есть «творец» этого знания; участник его порождения. Именно такой урок называется личностно-ориентированным. Субъект-субъектные формы учебного взаимодействия: общение-диалог, моделирование, рефлексия, смыслотворчество. Личностная ориентация в образовании меняет понимание целей обучения, воспитания, развития. Поэтому представляется целесообразным формировать умение учащихся самостоятельно ставить цели и прогнозировать результаты, осознавать свои возможности при выборе способов учебной работы, рефлексивно оценивать процесс и результаты деятельности, познавательную активность, инициативу, готовность к самообучению. Существенным образом меняются функции педагога: он становится собеседником, исследователем, создателем условий для учения, экспертом. Личностно-ориентированный урок - это не просто создание учителем благожелательной творческой атмосферы, а постоянное обращение к субъектному опыту школьников, то есть к опыту их собственной жизнедеятельности. Важным является совместные поиски и анализ оптимальных условий решения учебных задач. Это предполагает оценку на уроке не только того, что знают, умеют учащиеся, но и того, как они строят свою работу по освоению учебного материала, какими средствами при этом пользуются .
Целью личностно ориентированного обучения является выявление субъектного опыта каждого ученика и оказание психолого-педагогической помощи в становлении его индивидуальности, в жизненном самоопределении, самореализации эти.
Главными задачами личностно ориентированного обучения являются:
- раскрытие индивидуальных познавательных возможностей каждого ученика;
- развитие его индивидуальных познавательных способностей;
- помощь ему в самопознании, самоактуализации, самореализации, самоопределении;
- формирование культуры жизнедеятельности, которая дает возможность продуктивно строить собственную жизнь.
Новизна. В процессе взаимодействия на уроке происходит не только одностороннее воздействие учителя на ученика, но и обратный процесс. Ученик как носитель субъектного, личностно значимого для него опыта должен иметь возможность максимально использовать его, а не просто безоговорочно принимать (усваивать) все, что сообщает учитель.
Учитель и ученик выступают как равноправные партнеры, носители разнородного, но необходимого опыта. Основной замысел личностно-ориентированного урока состоит в том, чтобы раскрыть содержание индивидуального опыта учеников, согласовать его с задаваемым, переведя в социально значимое содержание (т.е. «окультурить»), и тем самым добиться личностного усвоения этого содержания
Вопросы педсовета:
Направление деятельности учителя
Пути и средства его реализации
I. Обращение к субъектному опыту ученика
1. Выявление этого опыта путём постановки вопросов: как он это сделал, почему, на что опирался и т.д.
2. Организация обмена содержанием субъектного опыта между учениками, через взаимопроверку, выслушивание.
3. Поддержка учителем наиболее правильных версий учеников по обсуждаемой проблеме - подвести всех к правильному решению.
4. Выстраивание на их основе изучение нового материала: путём высказываний, суждений, понятий.
5.Стимулирование учеников к самостоятельному выбору и использованию различных способов выполнения задания.
6. Создание ситуаций нравственного выбора
7. Обращение к версиям учеников при поиске вариантов решения познавательной задачи (проблемы)
II. Применение на уроке разнообразного дидактического материала с опорой на субъектный опыт ученика
1. Использование учителем различных источников информации, с учетом всех типов восприятия.
2. Побуждение учащихся к выполнению проблемных, внутренне неоднородных учебных заданий.
3. Предложение на выбор заданий различного типа, вида и формы.
4. Стимулирование учащихся к выбору такого материала, который бы соответствовал их личным предпочтениям.
5. Применение карточек с описанием основных учебных действий и последовательности их выполнения , т.е. технологических карт, на основе дифференцированного подхода к каждому и постоянного контроля.
III. Характер педагогического общения на уроке («субъект-субъектные» отношения)
1. Уважительное и внимательное выслушивание отвечающего, независимо от уровня его успеваемости.
2. Обращение к ученикам по ИМЕНИ.
3. Беседа с детьми не свысока, а «глаза в глаза», поддержка беседы улыбкой!
4. Поощрение в ребёнке независимости, уверенности в себе при ответе.
IV. Активизация способов учебной работы с учетом субъектного опыта учащихся
1. Стимулирование учеников к применению различных способов учебной работы.
2. Анализ всех предполагаемых способов, не навязывая своего мнения учащимся.
V. Педагогическая гибкость учителя в работе с учащимися на уроке
1. Организация атмосферы «включённости» каждого ученика в работу класса.
2. Предоставление детям возможности проявить избирательность к видам работы, характеру учебного материала, темпу выполнения учебных заданий.
3. Создание условий, позволяющих каждому ученику быть активным, самостоятельным.
4. Проявление отзывчивости учителя к эмоциям ученика.
5. Оказание помощи детям, не успевающим за темпом работы класса.
Исходя из вышесказанного, общие рекомендации по работе субъектным опытом ученика при организации личностной ориентации урока сводятся к следующему решению педсовета:
• использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъектный опыт учащихся;
• создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;
• стимулирование учащихся к высказываниям, различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и т.п.;
• использование в ходе урока дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;
• оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно — неправильно), но и по процессу его достижения;
• поощрение стремления ученика находить свой способ работы (решения задачи); анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные;
• создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика.
№ п/п
Традиционный урок
Личностно-ориентированный урок (ЛОУ)
1
Обучает всех детей установленной сумме знаний, умений и навыков
Способствует эффективному накоплению каждым ребёнком своего собственного личного опыта
2
Определяет учебные задания, форму работы детей и демонстрирует им образец правильного выполнения задания
Предлагает детям на выбор различные учебные задания и формы работы, поощряет детей к самостоятельному поиску путей решения этих заданий
3
Старается заинтересовать детей в том учебном материале, который предлагает сам учитель
Стремиться выявить реальные интересы детей и согласовать с ними подбор и организацию учебного материала
4
Проводит индивидуальные занятия с отстающими детьми
Ведёт индивидуальную работу с каждым ребёнком
5
Планирует и направляет детскую деятельность по определённому руслу
Помогает детям самостоятельно спланировать свою деятельность
6
Оценивает результаты работы детей, подмечая и исправляя допущенные ими ошибки
Поощряет детей самостоятельно оценивать результаты их работы и исправлять допущенные ошибки
7
Определяет правила поведения в классе и следит за их соблюдением детьми
Учит детей самостоятельно вырабатывать правила поведения и контролировать их соблюдение
8
Разрешает возникающие конфликты между детьми: поощряет правых и наказывает виновных
Побуждает детей обсуждать возникающие между ними конфликтные ситуации и самостоятельно искать пути их разрешения.
В процессе взаимодействия на уроке происходит не только одностороннее воздействие учителя на ученика, но и обратный процесс. Ученик как носитель субъектного, личностно значимого для него опыта должен иметь возможность максимально использовать его, а не просто безоговорочно принимать (усваивать) все, что сообщает учитель.
Учитель и ученик выступают как равноправные партнеры, носители разнородного, но необходимого опыта. Основной замысел личностно-ориентированного урока состоит в том, чтобы раскрыть содержание индивидуального опыта учеников, согласовать его с задаваемым, переведя в социально значимое содержание (т.е. «окультурить»), и тем самым добиться личностного усвоения этого содержания. Традиционно урок рассматривается как такая учебная ситуация, где учитель сообщает знания, формирует умения и навыки. Несовершенные (некультурные, натуральные) способы учебного поведения ребенка здесь противопоставлены совершенным (культурным, социально значимым), реализуемым педагогом на одном и том же материале, по поводу одного и того же предмета. Учитель помогает ребенку преодолеть ограниченность его субъектного опыта, переводя его на социально значимые образцы, носителем которых он, учитель, и является. В традиционном уроке учитель рассматривается как «выразитель», транслятор социокультурных образцов, которые он должен «внедрить» в сознание учеников, добиться их усвоения, безоговорочного принятия и использования.