kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Расстройства поведения школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обзорно-аналитическая статья в помошь классным руководителям, учителям-предметникам, завучу УВР. Статья позволяет определить причины неуспеваемости и девиантного поведения школьников.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Расстройства поведения школьников»

Учитель ГБОУ СОШ № 483 с углублённым изучением информатики Выборгского района Санкт-Петербурга

Иванова Елена Сергеевна


Расстройства поведения школьников

(Обзорно-аналитическая статья)



ОГЛАВЛЕНИЕ:

  1. ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………2

  2. РАССТРОЙСТВО В ВИДЕ ДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ…………………...2

  3. РАССТРОЙСТВО ПОВЕДЕНИЯ (ПО КАПЛАН Г.И., СЭДОК Б.ДЖ.).

ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ……………………………..3

  1. ЭТИОЛОГИЯ……………………………………………………………………………..4

  2. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ ДИАГНОЗ……………………………………………..……5

  3. ТИПЫ РАССТРОЙСТВ ПОВЕДЕНИЯ…………………………………………………6

  4. ОППОЗИЦИОННО-ВЫЗЫВАЮЩЕЕ РАССТРОЙСТВО……………………………13

  5. ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ……………………………………………………..15

  6. РАССТРОЙСТВА, ВЫРАЖАЮЩИЕСЯ В РАЗРУШИТЕЛЬНОМ

ПОВЕДЕНИИ ДЕТЕЙ……………………………………………………………………16

  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………17

  2. ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………………......17





















  1. ВВЕДЕНИЕ

Педагоги современных общеобразовательных заведений очень часто сталкиваются с проблемами «трудных» и «неуправляемых» детей, детей грубых, агрессивных. Такие школьники систематически пропускают уроки (во время учебного процесса замечены в группах более взрослых людей). Они проводят время в торговых центрах, на улицах, совершают противоправные поступки (драки, кражи, угоны машин). Беседы с родителями приводят к выводу: родители не способны повлиять на своих детей. А учителя? Часто усилия педагогов также не дают результатов. Во-первых, вязано это с тем, что изменился социально-экономический фон страны (бедность, неполные семьи, нездоровые родители, неграмотные родители), во-вторых, изменился статус школы (школа – сфера услуг), в третьих, за проблемами поведения школьников могут стоять психические расстройства, заболевания (учителя-предметники , естественно, здесь не могут оказать влияния). Каплан Г. И., Сэдок Б.Дж. (Клиническая психиатрия), а также Рональд Комер (Основы патопсихологии) проблемы поведения детей и подростков относят к психическим расстройствам, являющимся следствием антисоциальной среды в семье, а также усматривают генетический фактор (например, Р. Конар: Синдром хрупкой Х-хромосомы). При этом авторами даётся классификация расстройств, предлагается лечение.

  1. РАССТРОЙСТВО В ВИДЕ ДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ

В работе Каплан Г. И., Сэдок Б.Дж. «Основы психопатологии» описывается расстройство как вид деструктивного поведения, характеризующийся поведением, включающим нарушение принятых в обществе норм; оно приносит больше вреда другим людям, чем самим лицам с такими нарушениями поведения. (Выделяется три подкласса: расстройство поведения, расстройство в виде гиперактивности с дефицитом внимания (РГДВ), расстройство поведения в виде непокорности и непослушания.)

  1. РАССТРОЙСТВО ПОВЕДЕНИЯ

(ПО КАПЛАН Г.И., СЭДОК Б.ДЖ.).

ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ

Существенной особенностью расстройства поведения является повторяющееся устойчивое нарушение, проявляющееся либо в попрании прав других людей, либо в нарушении характерных для данного возраста социальных норм или правил. Нарушения поведения в этих случаях более серьезные, чем просто ссоры и шалости детей и подростков.

Выделяют три подтипа расстройств поведения:

-одиночный агрессивный тип,

-групповой тип

-недифференцированный тип.

Ниже приводятся диагностические критерии для расстройства поведения:

А. Расстройство поведения, продолжающееся по меньшей мере 6 мес., во время которых наблюдается не менее трех проявлений из следующих:

1) украл что-нибудь без ведома жертвы и борьбы более чем один раз (включая подделку документов);

2) убежал из дома на всю ночь, по меньшей мере, дважды, когда проживал с родителями или заменяющими их лицами (или один раз, но так и не вернулся);

3) часто лжет (кроме тех случаев, когда лгал для того, чтобы избежать физического или сексуального наказания);

4) специально участвовал в поджогах;

5) часто прогуливает уроки;

6) ворвался в чужой дом, помещение, машину;

7) специально разрушил чужую собственность (не поджогом);

8) физически жесток к животным;

9) принудил кого-нибудь к сексуальным отношениям;

10) применил оружие более одного раза;

11) часто является зачинщиком драк;

12) украл что-либо после борьбы (например, схватив жертву за горло, выхватил кошелек, а также вымогательством или путем вооруженного ограбления),

13) физически жесток к людям.

Б. Не соответствует критериям, если относится к лицам старше 18 лет. Таким образом, этот диагноз ставится только лицам до 18-летнего возраста.

Расстройство поведения является достаточно частым нарушением в детстве и подростковом возрасте. Определено, что оно встречается у 9% мальчиков и 2% девочек до 18 лет. У мальчиков оно встречается чаще, причем соотношение колеблется между 4:1 и 12:1. Расстройство чаще встречается у детей, чьи родители являются антисоциальными личностями и алкоголиками. Преобладание расстройств поведения и антисоциального поведения значимо коррелирует с социально-экономическими факторами.

  1. ЭТИОЛОГИЯ

В основе антисоциального поведения лежит не один фактор, а, скорее, целый ряд биопсихосоциальных факторов.

Факторы, связанные с отношением родителей. Уже давно было установлено, что некоторые неправильные установки родителей и плохое обращение с детьми могут оказывать влияние на развитие дезадаптивного поведения. Неупорядоченная жизнь дома связана с расстройством поведения и правонарушениями. Однако этиологически значимым фактором является не разрушение семьи само по себе; им является борьба родителей между собой. Психические расстройства у родителей, особенно социопатия и алкоголизм, рассматриваются как важные причинные факторы. Последние работы позволяют предположить, что многие родители страдают более серьезными видами психопатологии, включая психозы, на что ранее не обращалось внимания, и их явное антисоциальное поведение и склонность к дурным поступкам часто маскируют лежащую в их основе психопатологию. Согласно психодинамической гипотезе, дети неосознанно пытаются отреагировать на антисоциальные желания своих родителей.

Социокультурная теория. Современные теории предполагают, что дети, находящиеся в тяжелых социоэкономических условиях, которые не могут достигнуть определенного статуса и материального благополучия законным путем вынуждены прибегать к социально неодобряемым способам, чтобы достигнуть этих целей и что такое поведение является нормальным и допустимым в условиях социоэкономической депривации, поскольку дети придерживаются ценностей своей собственной субкультуры.

Другие факторы. Расстройство в виде гиперактивности с дефицитом внимания, дисфункция или органическое поражение ЦНС, отвергнутость родителями, раннее помещение в интернаты, неправильное воспитание с очень жесткой дисциплиной, частая смена воспитателей (родители, родственники или приемные родители) и незаконнорожденность являются факторами, предрасполагающими ребенка к развитию расстройств поведения. Раннее выявление чрезмерного темперамента также играет важную роль в развитии расстройства поведения. Лонгитудинальные исследования темперамента показывают, что многие отклонения в поведении вначале представляют собой прямую реакцию на недостаточное соответствие между, с одной стороны, темпераментом ребенка и его эмоциональными потребностями и, с другой стороны, отношением родителей и тем, как они заботятся о ребенке.

  1. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ ДИАГНОЗ

Отдельные акты антисоциального поведения недостаточны для постановки диагноза расстройство поведения. Антисоциальное поведение должно быть повторяющимся и устойчивым за период времени 6 мес. или более, чтобы можно было поставить этот диагноз. Дети с расстройством поведения обычно нарушают принятые в обществе правила и плохо учатся, чего может не быть в случае отдельных актов антисоциального поведения. Расстройство в виде непослушания включает некоторые черты, характерные для расстройства поведения, такие, как непокорность и неповиновение авторитетным личностям. Однако, в отличие от расстройства поведения, расстройство в виде непослушания не сопровождается серьезным попранием прав других и основных возрастных норм и правил. Следует исключить биполярное расстройство. Раздражительность и антисоциальное поведение, связанные с маниакальными эпизодами, обычно короткие, тогда как симптомы расстройства поведения проявляют тенденцию к длительному существованию. Расстройство в виде гиперактивности с дефицитом внимания и специфическое расстройство внимания обычно связаны с диагнозом расстройства поведения, и это сочетание надо отличать, если оно имеет место.


  1. ТИПЫ РАССТРОЙСТВ ПОВЕДЕНИЯ

Расстройство поведения, одиночный агрессивный тип. Описание. Кроме того, что у больных детей имеют место поведенческие нарушения, соответствующие вышеописанным диагностическим критериям, для них характерно также доминирование агрессивного в физическом или вербальном плане поведения, обычно направленное против взрослых и родственников. Их агрессивное поведение носит характер одиночной, а не групповой деятельности. Дети обычно даже не стараются скрыть свое антисоциальное поведение. Такие дети обычно рано начинают вовлекаться в сексуальные отношения, употребляют табак, алкоголь и наркотики. Агрессивное антисоциальное поведение может носить форму хулигантства, физической агрессии и жестокости по отношению к сверстникам. Такие дети склонны к враждебности, словесной брани, наглости, непокорности и негативизму по отношению к взрослым. Постоянная ложь, прогулы и вандализм— типичные проявления. В тяжелых случаях наблюдаются дезорганизация поведения, воровство и физическое насилие. У многих из этих детей нарушаются социальные связи, что проявляется в невозможности установить нормальные контакты со сверстниками. Такие дети часто аутичны или держатся изолированно. Некоторые из них дружат с гораздо более старшими или младшими, чем они, или же имеют поверхностные отношения с другими антисоциальными молодыми людьми. Для большинства из них характерна низкая самооценка, хотя они иногда проецируют образ «жесткости». Характерно, что они никогда не заступаются за других, даже если это им выгодно. Их эгоцентризм проявляется в готовности манипулировать другими в свою пользу без малейшей попытки добиться взаимности. Они не интересуются чувствами, желаниями и благополучием других людей. Они редко испытывают чувство вины или угрызения совести за свое бездушное поведение и стараются обвинить других. Эти дети не только часто испытывают необыкновенную фрустрацию, особенно в связи с потребностью в зависимости, но также совершенно не подчиняются никакой дисциплине. Их недостаточная социабельность проявляется не только в их чрезмерной агрессивности, но и в недостаточности сексуального торможения, что часто проявляется агрессивностью и открытостью. Их поведение является неприемлемым почти во всех социальных аспектах. Их рассматривают в целом как плохих детей и часто наказывают. К сожалению, подобные наказания почти всегда усиливают выражение ярости и фрустрации, носящее дезадаптивный характер вместо того, чтобы способствовать облегчению проблемы. В беседах дети с расстройством поведения, относящимся к одиночному агрессивному типу, обычно необщительны, враждебны и держатся вызывающе. Они добровольно почти ничего не рассказывают о своих личностных трудностях. В ответ на приведенные факты они часто отрицают какие-либо поведенческие проблемы. И, наконец, будучи «припертыми к стене» во время беседы, они пытаются оправдать свое неправильное поведение, высказывают подозрительность и злобу по отношению к источнику информации, или даже уходят из комнаты. Они злятся на специалиста, проводящего беседу, и выражают негодование по поводу обследования с открытой враждебностью или угрюмой замкнутостью. Их враждебность не ограничивается взрослыми влиятельными лицами, но распространяется с такой же силой на своих сверстников и младших детей. Фактически они часто обижают тех, кто младше и слабее, чем они сами. Хвастовством, лживостью и отсутствием интереса к ответу собеседника они обнаруживают полную нарциссическую ориентацию. При анализе семейной ситуации часто обнаруживается определенная брачная дисгармония у родителей, которая сначала проявляется в несогласии по поводу воспитания ребенка. Из-за тенденции к семейной нестабильности часто появляется приемный родитель или приемные родители. Многие дети с этим типом расстройства поведения являются единственными в семье от незапланированной или нежелаемой беременности. Родители, особенно отец, часто диагностируются как антисоциальные личности или алкоголики. Ребенок, страдающий одиночным агрессивным типом расстройства поведения, и его или ее семья обнаруживают стереотипный паттерн непредсказуемой вербальной и физической враждебности. Агрессивное поведение ребенка редко направлено на определенную цель и не обещает большого успеха, удовольствия и даже не обеспечивает преимуществами перед сверстниками или влиятельными лицами. Ребенок свирепо нападает на всех, пытаясь кого-то схватить и ударить и при этом без всякой идеи о том, чего он может добиться таким способом.

Лечение. Во многих клинических исследованиях сообщается о трудностях, стоящих на пути успешного лечения детей с расстройствами поведения одиночного агрессивного типа. Возраст начала лечения очень важен для его успеха не только из-за тенденции к нарастанию выраженности расстройств поведения и фиксации их с возрастом и, учитывая ответную враждебность, которую эти юнцы вызывают у других, но также и в связи с тем, что с внешней агрессивностью легче справиться у более младших детей. Большинство врачей отмечают трудности, возникающие у врачей, которым приходится проявлять терпение и сочувствие к этим враждебным юнцам. Очень желательно участие семьи. Самая большая работа окажется почти бесполезной, если родители не проявят какого-либо участия и теплоты по отношению к ребенку и не обеспечат существенной помощи по выработке у него правильного поведения. Требуется сочетанная брачная и семейная терапия. Врач часто испытывает чувство, что наступил «предел» его терпения в отношении враждебности, которую проявляют члены семьи, и переживает фрустрацию по поводу неспособности родителей выработать решение в отношении своего ребенка и выполнить его. Врач часто сталкивается с приводящим в замешательство препятствием из обвинений, перебранки и манипуляций, с помощью которых его пытаются заставить объединиться с одним из членов семьи против других. Реакции противопереноса - раздражительность, смущение и беспомощность - легко объяснимы. Строгость и беспристрастность очень желательны, но их трудно поддерживать в атмосфере взаимных обвинений и противоречивых сведений о семейных отношениях. Иногда вся семья выступает единым фронтом, но чаще всего он формируется для нападений на врача. Для того чтобы эффективно лечить ребенка, часто надо удалить его из дома. Даже если приходится помещать ребенка в детское учреждение или интернат, можно ожидать от него продолжения необузданной агрессивности, которая превышает предел, и вызывающих поступков. Тем, кому доверено перевоспитание ребенка с расстройством поведения одиночного агрессивного типа, надо запастись терпением, чтобы проявлять готовность понимать и сочувствовать такому ребенку в течение длительного периода времени с очень малой положительной отдачей. Ожидания улучшения социабельности со стороны такого ребенка минимальны; они повышаются лишь постепенно. Изменения поведения в условиях стационара иногда положительны, причем длительность эффекта варьирует в значительной степени. Лекарственная терапия имеет ограниченное значение и показана только для временного облегчения тяжелых нарушений поведения; рекомендуются фенотиазины при ажитации и взрывах ярости с агрессивными действиями и метилфенидат при сопутствующем расстройстве в виде гиперактивности с дефицитом внимания. Однако лекарственная терапия не может заменить благожелательной терапевтической атмосферы, которая необходима для удовлетворения потребностей ребенка в развитии внутреннего контроля, восстановления положительного самоощущения и выработки новых адаптивных навыков.

Расстройство поведения, групповой тип. Описание. Критерии для расстройства поведения группового типа содержат как доминирующую особенность неправильное поведение, проявляющееся в основном в виде групповой активности в компании друзей, которые имеют те же особенности и которым этот субъект предан. Физическая агрессия может быть включена в эту особенность поведения. Групповое антисоциальное поведение всегда проявляется вне дома. Оно включает прогулы, вандализм, серьезную физическую агрессию или выпады против других, например, нападение сзади, схватывание за горло, выстрелы из оружия и избиение. Дети с этими нарушениями обычно дружат со сверстниками. Они часто обнаруживают интерес к благополучию своих друзей или членов своей группы и не склонны обвинять их или доносить на них.

Клинические особенности. В большинстве случаев имеет место адекватное развитие или даже чрезмерная конформность в раннем детстве, оканчивающаяся, когда ребенок становится членом группы правонарушителей, обычно в предподростковом и подростковом возрасте. В анамнезе можно обычно найти указания на определенные трудности в более раннем возрасте, например плохая или почти плохая успеваемость в школе, небольшие отклонения в поведении или невротические симптомы. Обычно имеет также место определенная степень социальной или психологической патологии в семье. Порядок и дисциплина в семье редко являются идеальными и могут варьировать от суровости и чрезмерной строгости до непоследовательности или почти полного отсутствия надзора и контроля. Мать часто защищает ребенка от наказания за небольшие нарушения поведения, но активно не поощряет его проступков. Правонарушение, называемое также правонарушением несовершеннолетних, наиболее часто связано с расстройством поведения, но может также быть результатом других психологических или неврологических расстройств. Обычно имеют место факты наличия довольно теплых отношений между матерью и ребенком, особенно в младенчестве и раннем детстве. Наблюдается также некоторая степень брачной дисгармонии и отсутствие семейной сплоченности и взаимозависимости. Лица, свершающие групповое правонарушение, как правило, происходят из больших семей, живущих в условиях экономической необеспеченности. Такие правонарушения обычно совершаются в компании сверстников. Родители часто обвиняют группу сверстников в неправильном поведении своего ребенка и жалуются, что он хочет проводить с этой группой все время. Часто родители ссылаются на группу, желая приуменьшить собственную вину и роль общества, которые лежат в основе того, что дети выбирают неподходящую компанию. Специфические акты правонарушения и обстоятельства, при которых они имеют место, могут дать важный ключ к постановке диагноза. Прогулы, воровство, а также довольно незначительные правонарушения и антисоциальные поступки являются правилом, но иногда наблюдаются агрессия по отношению к другим и даже деструктивные акты вандализма. Некоторые из нарушений, совершаемых подростками, являются дерзкими и носят почти игровой характер — полицейские и воры. Важной и постоянной динамической характеристикой этого состояния являются значимое влияние группы сверстников на поведение таких подростков и их чрезвычайная потребность в зависимости, выражающаяся в необходимости быть членом группы.

Течение и прогноз. Очень небольшое число из подростков, относящихся к этой категории расстройств поведения, становятся преступниками после окончания подросткового периода; они иногда перестают быть правонарушителями уже в подростковом возрасте. Они часто бросают правонарушительство в ответ на случайные положительные изменения в своей жизни, например, успехи в учебе или спорте, романтические приключения или ролевое моделирование взрослого, вызывающего интерес. Другие подростки бросают прежние дела, пережив неприятные ощущения, связанные с арестом и вызовом в суд для несовершеннолетних. Такие случаи заставляют иногда и родителей привлечь внимание к своей ответственности за ребенка.

Лечение. Традиционная индивидуальная психотерапия сама по себе оказалась относительно неэффективной, частично из-за того, что подростки сопротивляются этому виду терапии. Некоторые подростки-правонарушители дают лучшие результаты при использовании динамически ориентированного подхода, направленного на принятие и одобрение. Хороший эффект вызывает когнитивный подход при групповых занятиях. В этих группах используется ядро из бывших правонарушителей, которые понимают логическое обоснование, отрицание и самооправдание члена группы, нуждающегося в помощи, и которые со всей беспощадностью обнажают перед подростком реальность его неприятного положения и неизбежности отрицательных последствий такого поведения. Довольно хороший успех ориентированного на группу подхода к лечению этих подростков связан с групповым характером нарушения поведения и естественным стремлением их найти эмоциональную поддержку и совет у своих сверстников. Иногда таких подростков следует разлучить с прежней группой сверстников и перевести в совершенно новое окружение, например в специальные школы и лечебные лагеря. Многие подростки с групповым расстройством поведения не получают психиатрического лечения, но подвергаются перевоспитанию в школах или исправительных заведениях. Высокий процент таких подростков выздоравливает спонтанно по мере полового созревания и вступления в гетеросексуальные связи, принятия на себя семейных обязанностей и участия в труде. Так как их способность к налаживанию нормальных человеческих контактов не нарушена, они часто сами отмечают, что период совершения правонарушения миновал. Терапевтический оптимизм в отношении этой группы оправдан. Любой подход, который разрушает установки группы в целом, или который разлучает подростка с группой правонарушителей и предлагает ему контакт с сильными взрослыми лидерами и другими сверстниками, менее склонными к правонарушениям, может вполне оказаться успешным в отношении преодоления группового антисоциального или криминального поведения.

Расстройство поведения, недифференцированный тип. Расстройство поведения, недифференцированный тип, является категорией, распространяющейся на детей и подростков с нарушением поведения и клиническими проявлениями, которые не могут быть классифицированы ни как одиночный агрессивный, ни как групповой тип.

Таким образом, Каплан Г. И., Сэдок Б.Дж. к факторам расстройства поведения детей внутрисемейные взаимоотношения, социокультурные причины, а также дисфункции и поражения ЦНС. Лечение предлагается фармакологическое, психологическое (часто – в изолированной среде). Лечение может быть осложнено рядом причин, в том числе и возрастом ребёнка (подростка).

  1. ОППОЗИЦИОННО-ВЫЗЫВАЮЩЕЕ РАССТРОЙСТВО

Рональд Комер в книге «Основы патопсихологии» (Глава «Расстройства, выражающиеся в разрушительном поведении») пишет, что дети ведут себя не всегда примерно. Но если ребенок последовательно демонстрирует исключительную враждебность и вызывающее поведение, ему может быть поставлен диагноз «оппозиционно-вызывающее расстройство», или «расстройство поведения». Дети с оппозиционно-вызывающим расстройством постоянно спорят со взрослыми, устраивают скандалы и испытывают сильное чувство гнева и обиды. Они часто игнорируют нормы и требования взрослого мира, стараются вызвать раздражение у окружающих и обвиняют других в собственных ошибках и трудностях. До начала полового созревания это расстройство встречается у мальчиков чаще, чем у девочек, но после начала пубертатного периода одинаково часто наблюдается и у юношей, и у девушек. От 2 до 16% детей и подростков демонстрируют описанное расстройство (АРА, 1994).

Дети, страдающие расстройством поведения (conduct disorder), проявляют более серьезные нарушения; они не просто ведут себя вызывающе, но и постоянно совершают действия, направленные против основных прав других людей. Они часто бывают агрессивными и могут проявлять физическую жестокость по отношению к людям или животным, намеренно портить чужое имущество, лгать, прогуливать уроки или убегать из дома. Многие из них крадут, угрожают или совершают такие преступления, как мелкое воровство в магазинах, подлог, взлом зданий или автомобилей, хулиганство или вооруженное ограбление. Когда они становятся старше, к списку их насильственных действий добавляется изнасилование или, реже, убийство (АРА, 1994).

Расстройство, выражающееся в разрушительном поведении (disruptive behavior disorders), обычно, хотя и не всегда, начинается в возрасте до 10 лет. От 6 до 16% мальчиков и от 2 до 9% девочек проявляют признаки этого расстройства. Легкое расстройство поведения со временем может пройти, но более серьезные формы продолжаются и во взрослой жизни и могут вылиться в антисоциальное расстройство личности или другие психологические проблемы.

Возникновение расстройства поведения в некоторых случаях связывают с биологическими факторами, злоупотреблением наркотиками и бедностью. Однако чаще всего его причины видят в трудных взаимоотношениях между родителями и детьми, семейных конфликтах и враждебных отношениях в семье. Дети, родители которых отказываются уделять им внимание, бросают их или не способны организовать необходимую дисциплину и контролировать поведение ребенка, намного чаще демонстрируют расстройство поведения. Точно так же замечено, что дети, родители которых сами ведут себя антисоциально, злоупотребляют алкоголем и другими психоактивными веществами, страдают расстройствами настроения или шизофренией, по-видимому, более подвержены расстройствам поведения (АРА, 1994).

  1. ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ

Терапевтические подходы, применяемые к расстройствам поведения, наиболее эффективны, когда ребенку меньше 13 лет, потому что разрушительная схема поведения с возрастом становится более устойчивой . Учитывая значение семейных факторов в развитии данного расстройства, терапевты часто работают со всей семьей. Наибольший успех приносят следующие подходы:

-родителей обучают более эффективно взаимодействовать со своими детьми (например, последовательно вознаграждать их за соответствующее общественным нормам поведение),

- (2) поведенчески-ориентированная семейная терапия, когда психотерапевт работает одновременно с родителями и детьми.

Коммер Р. отмечает также, что социокультурные подходы, такие как терапия в реабилитационных центрах по месту жительства, специальные программы в школах и групповая терапия, также в некоторых случаях приносят пользу. Иногда эффективными бывают индивидуальные подходы, особенно те, что учат детей справляться с чувством гнева. Кроме того, отмечается, недавно были предприняты попытки использовать лекарственные препараты для того, чтобы сделать более контролируемыми вспышки агрессивности у детей. Помещение детей и подростков в специальные учреждения, так называемые центры для несовершеннолетних правонарушителей, не приносит особенного успеха. На самом деле такие учреждения часто способствуют усилению отклонений в поведении, вместо того чтобы служить возвращению юных правонарушителей в общество.

Возможно, наиболее обнадеживающим средством в случае расстройств поведения являются превентивные (психопрофилактические) программы, которые работают с детьми, начиная с самого раннего возраста. Эти программы нацелены на то, чтобы изменить неблагоприятные социальные условия еще до того, как они выльются в расстройство поведения. Превентивные программы включают организацию возможностей для развития и развлечения детей, мероприятия по охране их здоровья, облегчению жизни детей из бедных семей и обучение родителей. Все подобные подходы являются более действенными, когда терапия и обучение охватывают всю семью.

  1. РАССТРОЙСТВА, ВЫРАЖАЮЩИЕСЯ В РАЗРУШИТЕЛЬНОМ ПОВЕДЕНИИ ДЕТЕЙ

Дети, страдающие расстройствами, выражающимися в разрушительном поведении, намного серьезнее, чем это обычно бывает у детей, нарушают общепринятые нормы и ведут себя очень агрессивно. Оппозиционно-вызывающее расстройство выражается в том, что ребенок постоянно спорит со взрослыми, устраивает скандалы и испытывает сильное чувство обиды и гнева. Дети с расстройством поведения демонстрируют более серьезную разрушительную схему, нарушая основные права других людей. Они часто совершают насильственные и жестокие поступки, могут лгать, воровать и убегать из дома. Расстройство поведения часто связывают с неблагоприятными условиями в семье, поэтому при лечении широко применяются подходы, имеющие дело со всей семьей. Кроме того, используются превентивные программы, начинающие работу с детьми в самом раннем детстве.





  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Как показывает материал работ Каплан Г. И., Сэдока Б.Дж., Коннера Р., проблема деструктивного поведения детей и подростков кроется в укладе семьи и в межличностных отношениях между членами семьи, в социокультурной и экономической среде, в которой живёт ребёнок. Но может иметь и генетический фактор. Ученые относят расстройства поведения детей к диагнозу. Предлагают терапевтическое лечение в реабилитационных центрах, в группах или индивидуально. Отмечают сложности, с которыми сталкиваются специалисты, отсюда предлагаются превентивные программы и работа не только с ребёнком, но и с членами его семьи. Отсюда вывод: педагоги общеобразовательных заведений не могут дифференцировать диагноз и, естественно, настаивать или предлагать лечение. Но могут по ряду признаков определить расстройство, смоделировать поведение с конкретным ребёнком и рекомендовать родителям консультации специалистов в области психологии/психиатрии.











  1. ЛИТЕРАТУРА

  1. Каплан Г. И., Сэдок Б.Дж. К20 Клиническая психиатрия. В 2 т.

Т. 2. Пер. с англ.— М.: Медицина, 1998, 528 с

2. Рональд Комер. Основы патопсихологии.- http://koob.ru




5



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Расстройства поведения школьников

Автор: Иванова Елена Сергеевна

Дата: 22.06.2017

Номер свидетельства: 422925

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Нарушения письма у младших школьников с умственной отсталостью "
    ["seo_title"] => string(70) "narushieniia-pis-ma-u-mladshikh-shkol-nikov-s-umstviennoi-otstalost-iu"
    ["file_id"] => string(6) "236281"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444022365"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(56) "Социальное здоровье школьника"
    ["seo_title"] => string(35) "sotsial_noie_zdorov_ie_shkol_nika_1"
    ["file_id"] => string(6) "452673"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1516956894"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Укрепление и сохранение здоровья школьников при работе с компьютером "
    ["seo_title"] => string(79) "ukrieplieniie-i-sokhranieniie-zdorov-ia-shkol-nikov-pri-rabotie-s-komp-iutierom"
    ["file_id"] => string(6) "204741"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429716488"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(209) "Теоретические основы формирования привычек здорового образа жизни у младших подростков с девиантным поведением "
    ["seo_title"] => string(126) "tieorietichieskiie-osnovy-formirovaniia-privychiek-zdorovogho-obraza-zhizni-u-mladshikh-podrostkov-s-dieviantnym-poviedieniiem"
    ["file_id"] => string(6) "186547"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426357570"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "лекция для родителей на тему: "Что мешает младшему школьнику в обучении" "
    ["seo_title"] => string(85) "liektsiia-dlia-roditieliei-na-tiemu-chto-mieshaiet-mladshiemu-shkol-niku-v-obuchienii"
    ["file_id"] => string(6) "203951"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1429564203"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства