Просмотр содержимого документа
«Разговор "История крымских греков"»
Разговор «История крымских греков»
Греки являются одним из древнейших народов Крыма, хотя их современное количество в Крыму невелико.
Учёные подразделяют их на четыре разные группы. Эти группы отличаются друг от друга особенностями своего формирования, языка и культуры.
К самой ранней группе относятся античные греки, их эпоха длится с VI в. до н.э. до III в н.э.
Вторая группа — это средневековые крымские греки (III-XVIII вв.), потомков которых сейчас называют "мариупольскими греками".
Их сменили греки "русского периода" истории Крыма, жившие в конце XVIII-XX вв.
Четвертой группой принято считать складывающуюся в наши дни современную греческую общину.
В результате взаимной ассимиляции эллинов, тавров, готов, аланов и боранов, в южнобережном и Горном Крыму начала складываться новая средневековая народность. Себя они стали называть "ромеями". Само звание "ромей" стало синонимом "православный", а позже в это слово вкладывается и этническое содержание — "православный грек", а не эллин-язычник, поклоняющийся своим олимпийским богам.
В период турецкого владычества количество крымских греков уменьшается, что вызвано их миграцией в пределах Османской империи, следствием которой было принятию греками новой религии и языка. Мусульмане в Крыму пользовались многими льготами, в том числе и экономическими: налогов они платили в два раза меньше. Уже в Крымском ханстве тюркский язык постепенно становится средством межнационального общения на полуострове, вытеснив греческий язык. При Османской империи появляются этнически смешанные поселения, в которых живут греки, крымские татары и турки.
Постепенно греки переходят на пользование крымскотатарским языком, даже православные службы, проповеди и молитвы ведутся и читаются на этом языке. Священники учат детей писать греческими буквами по-татарски — такие документы хранятся сейчас в архивах.
Первым греческим поселением был Пантикапей, основанный выходцами из древнегреческого города Милета – крупного торгового центра на побережье Малой Азии.
Затем недалеко от него были основаны другие города – Нимфей, Тиритака, Киммерик, Мирмекий и другие. Остатки некоторых этих городов можно увидеть и сегодня.
В V веке до н.э. на крымском побережье возникли два самостоятельных греческих государства – Боспорское автократическое государство со столицей Пантикапей и демократическая рабовладельческая республика Херсонес Таврический.
Херсонес Таврический – рабовладельческая республика с демократической формой правления, в состав которой вошли земли западного Крыма – Гераклейский полуостров, Керкинитида (современная Евпатория) и Калос-Лимени (Черноморское).
Слово «Херсонес»в переводе с древнегреческого- «полуостров».
Греческие колонисты завезли на побережье Крыма кораблестроение, выращивание оливковых и других деревьев, виноградарство. Они выращивали пшеницу и ячмень. Боспор был крупнейшим поставщиком зерновых в Грецию, особенно в Афины, и на многие острова.
Также греки строили храмы, театры, стадионы, занимались разными ремеслами. Во многих греческих селах было развито пчеловодство. Особенно славились своим медом горные деревени Корбеклы, Шумы, Демерджи, располагавшиеся у подножий гор Чатырдага и Демерджи, и, конечно, деревня Мускомия, само название которой означало "душистый мед".
Наиболее известным местом по части рыболовства было море в районе деревни Ласпи. Рыбы было так много, что каждое воскресенье по случаю удачной ловли греки устраивали на берегу пышные пиршества с вином, танцами и музыкой
Греческих училищ в Крыму не было, а высшее духовенство получало образование в Константинополе. Правда, в Крыму были учителя, которые обучали грамоте. Во многих духовных семьях воспитанием детей занимались греки-иностранцы.
Ежегодно, 1 июля, в день святых Козьмы и Демьяна к знаменитому одноименному источнику из всех греческих сел отправлялись длинные вереницы воловьих подвод. К путешествию начинали готовиться за много дней до праздника. Дорога к источнику Козьмы и Демьяна местами была довольно опасной. Шла она вдоль реки Альмы и часто, когда река после дождей выходила из берегов, размывалась. Поэтому ехали с большой предосторожностью.
Паломничество к источнику Козьмы и Демьяна также имеет легендарное объяснение.
Некий пастух, пораженный проказой, решил как-то отдохнуть у источника. Пастух искупался и уснул. Во сне ему явились двое незнакомцев и посоветовали сделать это трижды. Когда пастух снова уснул, к нему вновь явились Козьма и Демьян (это были, естественно, они) и сказали, чтобы тот каждый год в этот день (а это было 1 июля) приходил сюда.
Кроме праздника Козьмы и Демьяна, у греков Крыма было много других ежегодных праздников. В Ильин день, 2 августа, многие греки собирались в монастыре святого Ильи-пророка близ деревни Би-юк-Ломбат на южном берегу. Здесь также находился источник, вытекавший прямо из-под алтаря. В богослужениях тут нередко принимали участие греческие митрополиты,
Самыми знаменитыми потомками крымских греков, родившихся уже в Приазовье, стали художник А. И. Куинджи, ученый К. Ф. Челпанов, поэт Г. А. Костоправ, знаменитая бригадир женской тракторной бригады Паша Ангелина, лётчик-испытатель Г. Я. Бахчиванджи, полярник И. Д. Папанин, бывший мэр Москвы Г. Х. Попов и многие другие.
Многие крымские греки сделали блестящую военную карьеру, особенно на службе в Российском морском флоте: контр-адмиралы И. Манто, М. Кумани, И. Антипа, вице-адмирал К. Кутров и др.
Российское правительство активно привлекало крымских греков на государственную службу, используя их знание турецкого и татарского языков, местных традиций и обычаев.
Широкую известность приобрели табачные фабрики Стамболи — в Феодосии, Месаксуди — в Керчи.
В годы войны с гитлеровской Германией греки особенно активно участвовали в партизанской борьбе, а Михаил Македонский даже командовал Южным соединением партизан Крыма. За помощь партизанам фашисты уничтожили деревни, где массово проживали греки — Шахмурзу, Армутлук, Пайляры, а греческая деревня Лаки была сожжена вместе с жителями.
Однако греков, как и крымских татар, болгар и армян, объявили "пособниками оккупантов". "Чёрным днём" в новой истории крымских греков стало 27 июня 1944 года, когда в Узбекистан, Казахстан, Сибирь были депортированы 15040 греков.
В настоящее время на полуострове существует 15 греческих национально-культурных обществ и религиозных общин. Объединяет и координирует их деятельность «Федерация греков Крыма». В 1993 в Старом Крыму было создано городское региональное греческое общество "Понтос".
Несмотря на неоднократные выселения, греческая община полуострова никогда не прекращала своего существования и активно возрождалась.
В греческой, как и во многих других национальных кухнях, обобщен опыт поколений. Не менее важный является и тот факт, что за всю историю народа традиционные способы приготовления пищи не были записаны, а передавались из уст в уста, ряд блюд и способов их приготовления утрачены или вышли из употребления. Блюда аналогичные греческим имеются у крымских татар, караимов, болгар, армян.
Одно из распространенных блюд греков во многих регионах – пирог, который пекут на «греческий новый год» - Ай – Василь. У разных этнических групп называется этот пирог по-разному. У крымских греков он имеет название – «василопита».
Трижды перекрестив пирог, хозяин дома разрезает его на части: первый кусок предназначается Ай-Василю (святому Василию), его ставят возле икон, второй кусок – дому, третий кусок – для скотины.
У крымских греков пирог делают из слоёного теста в семь слоёв, у румеев в два слоя, один с мясом, второй с тыквой. Называется он - турта.
Мусака — очень распространенное блюдо в Греции, но его любят и крымские греки. Мусака представляет собой слоеную запеканку из баклажанов и других овощей, характерных сезону и местности.
Давайте посмотрим на разнообразие греческой кухни в Крыму на слайде.
Важными составляющими греческой музыки являются не только ритм, мелодия, но и геометрия, философия, поэзия и другие искусства.
Литература греков тоже является важным культурным наследием. В древнегреческом слове важно все, будь то поэзия, риторика, философия или история, и нет ничего, что бы не оставило свой след на современной цивилизации.
С древних времен гостеприимство у греков возведено в ранг высшей добродетели. Согласно древнегреческим мифам, боги предпочитали путешествовать в облике простых смертных, поэтому греки радушно встречали любого гостя, ведь им мог оказаться любой бог, даже сам Зевс. Непревзойденному греческому гостеприимству и сегодня отводится наивысший приоритет.
Давайте еще посмотрим на мужской и женский костюмы крымских греков.
А еще на днях мы посетили Греческий отдел в библиотеке № 18 г. Симферополя. Раньше это был единственный на всю Украину отдел греческой литературы. А сейчас - один из немногих в России. Ребятам показали фильм об Александре Македонском, показали много книг на греческом языке. Девочки с удовольствием померили костюм крымской гречанки. Дети нашли для себя там много нового. День провели с удовольствием и хорошим настроением.