| Нафикова Разина Ильдаровна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №3 с углубленным изучением отдельных предметов Бугульминского муниципального района Республики Татарстан |
Классный час в 4 классе.
Разговор о дружбе.
Ход занятия.
Цель : расширить систему знаний детей о дружбе, дружеских отношениях.
Задачи:
Способствовать формированию у детей таких нравственных качеств, как умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе.
Способствовать развитию умения анализировать, делать выводы; развитию связной речи.
Создать условия доброжелательного, уважительного отношения друг к другу, так же развития интеллектуальных, коммуникативных умений учащихся, их творческого мышления, формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
В результате решения поставленной задачи обучающиеся получили возможность формирования следующих личностных результатов:
*определять и высказывать по руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при общении, в дружбе (этические нормы)
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
* научатся вместе с педагогом и другими учениками давать оценку деятельности товарищей, самооценку.
Познавательные УУД:
* научатся добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу.
Коммуникативные УУД:
*овладеют навыками сотрудничества в группе в совместном решении проектной задачи.
Предметные результаты:
*освоят навыки смыслового чтения, анализа, формулирования вывода, аргументированного высказывания.
Оборудование: презентация, большой рисунок дерева, карточки с пословицами, тексты для групп, карточки для записи правил дружбы, цветные ладошки
I. Организационный момент.
1. Вступительное слово учителя.
- Здравствуйте, дорогие ребята! Я очень рада видеть вас! Уверена, что у вас сегодня хорошее настроение и рассчитываю на вашу поддержку, помощь, плодотворное сотрудничество и активное участие в открытом разговоре.
2. Психологический настрой.
– Вытяните руки вперед, поднимите вверх, разведите в стороны, положите на плечи вашим соседям и скажите: «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались».
II. Введение в тему. Постановка проблемы.
«Пословицы недаром молвятся:
Без них прожить никак нельзя
Они великие помощницы
И в жизни верные друзья»
- На столах у вас лежат карточки, из них нужно собрать пословицы.
- Какие пословицы у вас получились?
Крепкую дружбу и топором не разрубишь Старый друг лучше новых двух.
Дерево живет корнями, а человек друзьями.
С кем поведешься, от того и наберешься.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Дружба дороже золота.
Друзья познаются в беде.
Верному другу цены нет.
Для дружбы нет расстояний.
Без беды друга не узнаешь.
Человек без друзей, что дерево без корней.
Нет друга – ищи, а нашёл – береги. ( По две пословицы у каждой группы.)
- Вы догадались, о чём пойдёт разговор? (О дружбе) Да, действительно, мы выясним понятие «дружба» и выведем правила дружбы.
- Человек без друзей, что дерево без корней. На доске вы видите дерево. Что с ним? ( Оно без жизни, голое.) Нам нужно очень хорошо поработать, чтобы это дерево ожило.
III. Беседа с учащимися по теме.
- И начать наш разговор мне бы хотелось притчи. (Видео)
Жил на берегу моря старец. Жил совершенно один, и ни кого у него не было. Однажды вечером, он услышал стук в дверь. Он спросил:
- Кто там?
За дверью ему ответили:
- Это твоё богатство.
Но старец ответил:
- Я был сказочно богат, но это не принесло мне счастья.
И не открыл дверь! На следующий день он опять услышал стук в дверь.
- Кто там? - спросил он.
- Это твоя любовь! - услышал он ответ.
Но старец ответил:
- Я был любим, я любил безумно, но мне не принесло счастья! - и не открыл дверь.
В третий день к нему опять постучали.
- Кто там? - спросил старец.
- Это твоя дружба! - услышал он в ответ. Старец улыбнулся и открыл дверь:
- Друзьям я всегда рад.
Но вдруг… вместе с дружбой к нему вошли любовь и богатство. И старец сказал:
- Но ведь я пригласил только дружбу!
И ответили они ему:
- Ты столько лет прожил на земле и до сих пор не понял? Только с ДРУЖБОЙ приходят и ЛЮБОВЬ и БОГАТСТВО!!!
- Ребята, какая проблема стояла перед старцем? (Ответы детей: что выбрать?)
– Какое решение он принял? (Ответы детей: он выбрал дружбу)
- Как вы думаете, почему он принял такое решение?
– Какой вывод сделаем? ( Дружба каждому человеку просто необходима.)
- А что, по – вашему, означает слово «дружба»?
- Обсудите это в группах. ( Ответы детей) (Это когда люди хотят быть вместе, когда они доверяют что-то друг другу, помогают друг другу, радуются за друзей, у них есть секреты и т. п.)
- В словаре С.И. Ожегова дано такое объяснение слову «дружба». «Дружба»- это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. ( Ученик)
- Ребята, а у вас есть друзья? Поднимите руки, у кого есть.
- А как вы думаете, у человека может быть много друзей? (Ответы детей.)
- Есть еще такие понятия как «товарищи или одноклассники», «приятели».
- Как вы понимаете эти понятия? Обсудите с партнером по лицу.
( Одноклассник, товарищ - человек, который учится, работает вместе с кем-нибудь, помогающий ему, делающий с ним общее дело, связанный с ним общим занятием. Приятель, состоящий в коротких отношениях, близкий знакомый.). Друг – это дорогое, личное, близкое и уже более длительные и глубокие отношения. Настоящий друг умеет поддержать в трудную минуту, умеет прощать, радоваться за успехи друга.
- А вы можете объяснить, почему свои отношения называете дружбой? Обсудите это с партнером по плечу. Кто поделится своими мыслями? (Высказывания учащихся).
- И сейчас, я бы хотела, чтобы вы поработали в группах. На листочках у вас есть поучительные рассказы. Прочитайте их и выполните задания.
Текст для 1 группы.
НАСТОЯЩИЙ ДРУГ
Высунув голову из гнезда, орлёнок увидел множество птиц, летающих внизу среди скал.
– Мама, что это за птицы? – спросил он.
– Наши друзья, – ответила орлица сыну. – Орёл живёт в одиночестве – такова его доля. Но и он порою нуждается в окружении. Иначе какой же он царь птиц? Все, кого ты видишь внизу, – наши верные друзья.
Удовлетворённый маминым разъяснением орлёнок продолжал с интересом наблюдать за полётом птиц, считая их отныне своими верными друзьями. Вдруг он закричал:
– Ай-ай, они украли у нас еду!
– Успокойся, сынок! Они ничего у нас не украли. Я сама их угостила. Запомни раз и навсегда, что я тебе сейчас скажу! Как бы орёл ни был голоден, он непременно должен поделиться частью своей добычи с птицами, живущими по соседству. На такой высоте они не в силах найти себе пропитание, и им следует помогать.
Всяк, кто желает иметь верных друзей, должен быть добрым и терпимым, проявляя внимание к чужим нуждам. Почёт и уважение добываются не силой, а великодушием и готовностью поделиться с нуждающимся последним куском.
- Обсудите в группах. Запишите ответы на листочках. Записывает участник под номером 1.
1. О чём это произведение. ___________________________________
2. Какие правила дружбы можете вывести из притчи?
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
Текст для 2 группы.
Одинаковые.
Жили две неразлучные подружки. Обе они походили друг на друга. Обеих мамы одевали в одинаковые платья, обе учились на пятерки.
- Мы во всем одинаковые,- с гордостью говорили девочки.
Но однажды Соня прибежала домой и сказала маме:
- Я получила по математике пять, а Вера три. Мы с ней стали не совсем одинаковые…
Мама внимательно посмотрела на нее и сказала:
- Да, ты стала хуже.
- Я! – удивилась Соня. – Но ведь тройку получила Вера.
- Тройку получила Вера, но она получила ее, потому что недавно болела. А ты обрадовалась, что значительно хуже.
- Обсудите в группах эту ситуацию.
- Поделитесь своими мыслями.
Текст для 3- группы.
Притча
Раны, которые мы оставляем
Жил-был юноша с плохим характером и не было у него друзей. Отец дал ему полный мешок гвоздей и сказал: «Забивай один гвоздь в ворота сада каждый раз, когда потеряешь терпение или поругаешься с кем-либо».
В первый день он забил 37 гвоздей в ворота сада.
В последующие недели научился контролировать количество забитых гвоздей, уменьшая его изо дня в день:
Понял, что проще контролировать себя, чем забивать гвозди.
Наконец, наступил тот день, когда юноша не забил ни одного гвоздя в ворота сада.
Тогда он пришел к отцу и сказал ему эту новость.
Тогда отец сказал юноше: «Вынимай один гвоздь из ворот каждый раз, когда не потеряешь терпения».
Наконец, наступил тот день, когда юноша смог сказать отцу, что вытащил все гвозди.
Отец подвел сына к садовым воротам:
“Сын, ты прекрасно себя вел, но посмотри, сколько дырок осталось на воротах!”
Никогда они уже не будут такими как раньше.
Когда ты с кем-то ругаешься и говоришь ему неприятные вещи, ты оставляешь ему раны как те, что на воротах.
Можешь вонзить в человека нож и потом вытащить его,
Но всегда останется рана.
И будет не важно, сколько раз ты попросишь прощения. Рана останется.
Рана, принесенная словами, причиняет ту же боль, что и физическая.
Друзья – это редкое богатство!
Они заставляют тебя улыбнуться и подбадривают.
Они готовы всегда выслушать тебя.
Они поддерживают и открывают тебе свое сердце.
Текст для 4- группы.
Рассказ
Друзья
Однажды Саша принес в школу электронную игру "Футбол”. К нему тут же подбежал Максим и закричал: "Мы же с тобой друзья, давай вместе играть!”.
- Давай! – согласился Саша. Подошли и другие ребята, но Максим заслонил от них игру.
- Я – Сашин друг! – гордо сказал он.
– Я буду с ним играть. На другой день Денис принес в класс трансформеров. И опять первым возле него оказался Максим.
- Я – твой друг! – опять произнес он.
– Будем вместе играть. Но тут подошел Саша.
- И меня примите. - Нет, не примем, - сказал Максим.
- Почему? – удивился Саша.
– Ты же мой друг, сам вчера говорил.
- То вчера, - объяснил Максим.
– Вчера у тебя игра была, а сегодня у него роботы. Сегодня я с Денисом дружу!
Текст для 5- группы.
Как-то раз решил я друга в тайну посвятить свою.
Взял да и сказал я другу,
Что мечтаю просто к югу,
Словно птица улететь.
Все моря, конечно, страны сверху повидать.
Наказал, что эту тайну надо ото всех скрывать.
Только был я удивлён, очень сильно огорчён,
Когда о моей мечте говорили в классе все.
Все смеялись, издевались, птицей стали называть.
Я, конечно, догадался кто источник моих бед,
По секрету всему свету он успел всем рассказать.
Не подумал лишь о том, как ему мне доверять.
Понял я тогда одно:
Друзья бывают лишь в кино.
- Возможно, вы предложите еще и другие правила дружбы? ( высказывания детей.)
- Спасибо вам за работу, поблагодарите друг- друга.
- Мы с вами выяснили о том, что такое дружба, вывели правила дружбы.
На экране
Основные правила дружбы
Один за всех, и все за одного.
Дружите, не обижайте друзей и всех, кто вас окружает.
Уважайте друг друга и помогайте друг другу.
Радуйтесь вместе с друзьями.
В беде не оставляйте друзей, не подводите их, не предавайте, не обманывайте, не нарушайте своих обещаний.
Берегите друзей, ведь друга потерять легко. Старый друг лучше новых двух.
- А каким же должен быть друг, какими качествами он должен обладать? Вот это нам предстоит выяснить. Сейчас поработаем по структуре « Стё зе класс».
Проверка работы. Записываю на доске.
- Молодцы, надеюсь, вы все будете развивать эти качества.
Подведение итогов.
- Сейчас мы с вами составим Синквейн- стихотворение-миниатюра из 5 строк.
Первая строка— тема синквейна. 1 существительное в начальной форме.
Вторая строка – характерные признаки предмета(2 прилагательных)
Третья строка – характерные действия предмета(3 глагола)
Четвертая строка— что думает автор ( фраза из четырёх слов )
Пятая строка— 1 слово. Синоним слову данной темы.
Участники 1и 2 столов составляют синквейн по теме « Друг», 3 и 4 стол по теме « Дружба»
Дружба. Искренняя, взаимная. Сближает, связывает, выручает. Позитивные взаимоотношения между людьми. Друг. | Дружба взаимная открытая доверять терпеть помогать бескорыстные личные взаимоотношения между людьми взаимопонимание |
Друг. Верный, настоящий. Выручает, помогает, понимает. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Дружба. | Друг. Хороший, близкий. Дружит, доверяет, уважает. Друг — это одна душа, живущая в двух телах. Доверие. |
Рефлексия.
- Что-то наше дерево никак не оживёт. Давайте ему поможем.
На доске голое дерево. В конце дети приклеивают свои ладошки. На ладошках пишут………… ( над какими качествами им нужно поработать, кому хотят предложить дружбу, за какие качества дорог вам ваш друг)